fantlab ru

Все отзывы посетителя chibi_guts

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Уна Харт «Когда запоют мертвецы»

chibi_guts, 24 декабря 2021 г. 04:47

Отлично проделанная работа по превращению исландского фольклора про Эйрика (Eiríkur í Vogsósum) и Дису (Stokkseyrar-Dísa) в связный роман. Из скупо описанных героев народных сказаний, открытых к интерпретациям, получились замечательные живые персонажи. Истории-первоисточник, изначально короткие и довольно юмористические, обросли подробностями и разнообразными последствиями. И хочется отдельно отметить хороший язык, простой и при этом стилистически выверенный.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Гарет Ханрахан «Вид с Олимпа»

chibi_guts, 8 ноября 2021 г. 03:38

Атмосферный детективный рассказ с достаточно адекватными персонажами, что у писателей, описывающих сверхбогатых жителей Империума, далеко не всегда получается. На порядок лучше «Обрядов связывания» того же Ханрахана, где действия некоторых героев были довольно странными и искусственно двигали сюжет. Концовка вызвала у меня ассоциации с чем-то лавкрафтианским по духу, что замечательно.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Юлия Рыженкова «Реинкарнатор»

chibi_guts, 30 июня 2021 г. 02:58

Задумка интересная, но количество буддистской философии зашкаливает. Диалоги и обсуждения этой философии в целом неплохие, но они слишком привязаны к реальному буддизму, и от этого фантастическое и мистическое допущения выглядят очень куцыми. Ощущения примерно как от протестантской проповеди, книжки с притчами для детей или рождественского представления в католической церкви. Органично встроить религию и работающую на ней магию в реальный мир, пусть даже с альтернативной историей, сложно. Как мне кажется, автор с этим не совсем справилась -- все получилось слишком буквально. Но с точки зрения альтернативной истории вышло интересно. Персонажи и сюжет (помимо основной идеи с реинкарнацией) довольно обычные.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Джаннет Инг «Под маятником солнца»

chibi_guts, 13 мая 2021 г. 01:10

Очень многословный роман, в котором почти все ощущается каким-то недотянутым. Он неспешный. Но при этом лишен полноты окружения, необходимой для неспешных, воспевающих сюрреалистичную повседневность произведений. Сначала описания Инг впечатляют и захватывают, но на деле на такой объем текста их очень мало. Для неспешного романа, сфокусированного на характерах, тут нет практически никакого их развития или раскрытия. У того же Краули в «Маленьком, большом» мир фэйри и персонажи получились в разы более захватывающими и продуманными при схожем темпе повествования и накале сексуальных страстей. Главные герои выписаны довольно свободными и современно мыслящими, что не вяжется с используемой викторианской концепцией греха. И еще, кхм, в романе никто не думает о такой вещи, как беременность. Для сборника теологических размышлений в «Под маятником солнца» предложены слишком схожие вопросы, на которые дано слишком мало ответов. Для медленного мистического детектива здесь почти отсутствует интрига. Все или до обидного просто, или является частью окружения и совсем не раскрыто. В общем, для меня это роман-разочарование -- красивые фрагменты в огромном количестве повторяющейся воды. При этом повесть на основе такого материала вышла бы отличная.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Таде Томпсон «Роузуотер»

chibi_guts, 3 февраля 2020 г. 20:36

«Роузуотер» оставил сладкое двойственное впечатление, очень личное, поэтому в этом отзыве будет много моего «я».

Процесс чтения был очень захватывающим. В тексте на это работают язык и непривычная менера изложения, глубоко погрузившая меня в поток мыслей и воспоминаний главного героя, к слову, далеко не всегда приятных. Еще более захватывающим чтение делали яркие, чувственные персонажи -- и, что самое главное, мои собственные ожидания от повествования, основанные на прочитанной ранее научной фантастике. Особенно твердой научной фантастике. Это и породило главное разочарование от книги: мои собственные нечеткие попытки придумать объяснение инопланетному вторжению оказались более волнующими, нежели вся концовка. Похвалить в фантастической части я могу разве что обоснование и описание способностей главного героя и некоторых других персонажей, а также качественные и интересные околобиологические подробности, что может быть связано с медицинским образованием Таде Томпсона. Его описания структур из живой и неживой плоти восхитительны.

«Роузуотер» также подарил мне интересный опыт мягкого погружения в чужую культуру. Когда европейский писатель типа Йена Макдональда описывает другую культуру, пусть даже с любовью, интересом и «изнутри», получается как-то более натужно, чем когда это делает ее носитель [например, в отличие от его бразильцев, все бразильцы, которых я встречала, не любят босса нову]. В случае с романом Таде Томпсона незнакомая мне, не-африканскому читателю, нигерийская реальность очень мягко проступает в тексте, подменяя собой мое представление о привычном и нормальном. Сперва все, включая описание быта и поведения людей, казалось настолько привычным, что я даже неосознанно представляла всех персонажей людьми с европейской внешностью. Но где-то с середины книги уже никак нельзя было представить что-либо кроме Нигерии и нигерийцев. Я, возможно от незнания, не люблю и не понимаю африканскую культуру и по этой причине все время внутренне ждала появления неприятного ощущения чужеродности, но неожиданно просто почувствовала себя в среде главного героя, не испытывая ничего отталкивающего и не преодолевая никакого мысленного барьера. Разве что упоминания линчевания и некоторых других традиций продолжали быть чем-то ортогональным моей картине мира. Описание жизни в Нигерии и африканского быта после инопланетного вторжения вышло у Таде Томпсона прекрасно. Отдельное спасибо ему за упоминания истории некоторых древних африканских городов.

Подводя итог, могу сказать, что искателей продуманного обоснования внеземной жизни развязка книги и ее не полная завершенность скорее всего разочарует. Впрочем, если читать роман не только ради развязки и оценивать его не с точки зрения убедительности фантастического допущения, -- «Роузуотер» является прекрасным художественным произведением, рожденным от смешения нигерийской литературной традиции и современной научной фантастики. В рамках одной книги проработанные персонажи и живой язык перевешивают недостатки фантастической составляющей, но стоит ли читать оставшиеся две книги трилогии, я не знаю.

PS: Описание некоторых тренировок и военных вылазок главного героя напомнили мне прошлое Хэя из Darker than Black.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Джаспер Ффорде «Ранняя пташка»

chibi_guts, 2 февраля 2020 г. 03:19

«Ранняя пташка», написанная Ффорде после выхода из творческого кризиса, показалась мне более мрачной и жесткой книгой по сравнению с его предыдущими романами, не считая «Ока Золтара». Трагичность и некоторую антиутопичность происходящего привычно смягчают ирония и легкая сюрреалистичность. Ффорде остается верен своему узнаваемому стилю, юмору и описанию мира -- близкого к нашей реальности, но весьма необычного.

Повествование похоже на длинный и насыщенный сон. В него веришь и вживаешься, но попытки осмыслить сюрреалистичное непременно выявляют разные недосказанности. Впрочем, за интересное, но четко оговоренное фантастическое допущение легко зацепиться, а множество мелких и метких деталей заставляет верить в мир, не давая передышку на попытки его осмысления. Если все же заглянуть за эти детали и задуматься, иллюзия логичности отчасти разрушается: как и в других книгах Ффорде (вообще это, кажется, свойственно некоторым английским писателям), мир практически полностью ограничен Альбионом (а как все устроено на экваторе?), уровень технологического развития и политический строй не совсем понятны, большая и подозрительная корпорация и вовсе всего одна... Но темп происходящего нарастает, интрига закручивается, и на обдумывание связности мира не остается ни времени, ни читательского желания -- ведь не делаем же мы этого во сне?

Оценка: 9
– [  3  ] +

Вероника Иванова «Третья сторона зеркала»

chibi_guts, 7 сентября 2018 г. 16:27

Коротко можно сказать, что приключенческая часть и сюжет интересные, фэнтезийный бэк вроде магии и рас описан приятно, но все это тонет под толстыми слоями псевдофилософского нытья и воды. Если убрать нытье и воду -- получится хорошее кинематографичное фэнтези.

Этот цикл я читала и перечитывала два раза: в 2008 году будучи школьницей и десять лет спустя, памятуя о приятном впечатлении, оставленном первым прочтением.

Первый раз мне очень понравилось. Во-первых, понравились персонажи -- их всех было легко представить и они ярко запоминались, особенно из-за того, что зачастую казались эпизодическими, а потом внезапно снова появлялись в повествовании. Во-вторых, в цикле присутствует общая на несколько частей постепенно разворачивающаяся интрига, провоцирующая всяческие приключения, -- и она хороша. Да и сами приключения неплохие, хотя не без роялей, и психология многих персонажей, включая злодеев, очень неплохо проработана. Сюжетно все книги связаны общей канвой, главный герой и некоторые персонажи постепенно меняются, мир раскрывается и играет новыми красками, а читатель получает ответы на вопросы: что за собеседник живет в сознании главного героя, например. По всему циклу можно было бы снять шикарный сериал или нарисовать что-то анимационное, и жаль, что такого уже, наверное, не случится. В результате образы персонажей, устройство мира и основные сюжетные линии я хорошо помнила спустя годы после первого прочтения цикла, несмотря на множество других прочитанных произведений.

И поэтому я решила его перечитать. И тут внезапно оказалось, что книги на 30% состоят из всего вышеперечисленного, а на 70% -- из ужасной смеси псевдофилософии, псевдопсихологии и невероятного количества самокопания и нытья главного героя. В духе некоторых психологов, пытающихся помимо практики справиться с собственными проблемами, он в промежутках между нытьем и попытками обосновать свои решения занимается раздачей советов и поучений налево и направо, сдабривая все несмешными шутками. Нытье и самокопание главного героя вполне объяснимы его тяжелым детством, но тем не менее это не должно вот так выглядеть на бумаге: не должно быть кашей из обрывков мыслей, соединенных многоточиями и восклицательными знаками. Все это очень обидно, поскольку крутой сюжет с психологической подоплекой в виде некоторого туманного прошлого, влияющего на отношения главного героя с людьми и миром теперь, пропадает в каком-то графоманском адке. К тому же в большом и не слишком нагруженным смыслом объеме текста постепенно становятся видны повторы слов и действий героев вроде показывания языка и шуток про вожжу под хвост, что довольно быстро начинает утомлять и раздражать.

В общем, если бы Вероника Иванова вычитала текст и убрала из него побольше пошловатых слэшерских шуток и пространных рассуждений об Играх, Долге, Правах и вожжах под хвостом, -- получилась бы увлекательная серия книг. А пока -- на любителя, хотя после первых двух-трех книг язык и структура текста изменяются в лучшую сторону, и читать становится приятнее.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Нил Гейман «Просто опять конец света»

chibi_guts, 20 августа 2018 г. 21:04

Довольно размытый рассказ, задающий декорации и некую сюжетную канву, но очень многое оставляющий на откуп читателю. Лично мне было очень приятно пофантазировать, размышляя над происходящим. Введение персонажа-оборотня в мир мифов Лавкрафта не просто прихоть Геймана, а большая отсылка.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Татьяна Коростышевская «Сыскарь чародейского приказа»

chibi_guts, 8 ноября 2017 г. 15:37

События происходят в декорациях фэнтезийного государства, вдохновленного Российской Империей рубежа 19-20 веков, в котором, в отличие от Российской Империи, водятся магия и деньги, судя по всеобщему благополучию. Мэри-сьюшная главная героиня, считающая себя суфражисткой, приезжает в большой и в духе времени сексистски настроенный по отношению к ней город работать кем-то вроде следователя, и знакомится с тройкой стереотипных коллег-мужчин. Тут есть загадочный красавчик-шеф, не менее загадочный красавчик-ловелас и просто хороший парень. Этих и еще нескольких персонажей хватает для создания ну очень герметичной детективной линии, объясняемой одной лишь магией и разрешаемой активно выпрыгивающими на читателя роялями. К сожалению, помимо слабой детективной составляющей, в романе есть и не менее слабая любовная линия, сильно проигрывающая от отрывков, написанных с точки зрения персонажей-мужчин. Бедняги по воле автора обречены где-то треть своих мыслей производить не головой, а членом, что, например, быстро ломает интригу о загадочном и строгом шефе.

Если забыть о фатальных недостатках сюжета, банальных персонажах и издевательски-поверхностном упоминании суфражизма, в романе можно найти и приятные моменты: здесь и неплохой язык, и довольно уютный и в перспективе интересный мир с разными нелюдями и даже, кажется, церковной магией. По объему книга не очень большая и содержит очевидные намеки на продолжение. Как и другие простенькие любовные романы, читать можно, но осторожно и без каких-либо ожиданий.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Межавторский цикл «Готрек и Феликс»

chibi_guts, 22 января 2016 г. 00:26

Дочитала до Giantslayer включительно. Очень качественный цикл, один из примеров того, как стоит писать книги по игровым вселенным, чтобы они были интересны и поклонникам мира, хорошо с ним знакомым, и сторонним читателям. Для меня лично приключения Готрека и Феликса стали причиной вновь заинтересоваться вселенной Warhammer FB, а теперь и Age of Sigmar, полностью изменив впечатление от них с «что это они тут понабирали из истории, мифов, классического фентези и вообще непонятно чего» до «как здорово все продумано, какие GW и автор молодцы, хочу еще информации об этом мире».

Сильной стороной цикла являются продуманные сюжет и психология героев, благодаря личностным изменениям которых повествование не сводится к описанию военных действий, интриг и всевозможных боевых единиц. Понравилось, как Кинг использует образы ключевых для истории мира FB персонажей. Первые книги не очень сильно связаны между собой, последующие же имеют общую сюжетную линию и могут читаться практически как одна. Как это часто случается с фэнтезийными циклами, с ростом числа книг автору становится труднее балансировать между удачливостью героев, оригинальностью сюжетных поворотов и «темнотой» жанра, но качество написания все равно остается на довольно высоком уровне.

Хочется отметить замечательный неофициальный перевод на русский язык книг с Skavenslayer по Vampireslayer включительно, который было зачастую приятнее читать, нежели оригинал.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Грэм Джойс «Дом утраченных грёз»

chibi_guts, 3 января 2016 г. 09:41

Сразу после прочтения оценивала книгу на 8-9, прошло какое-то время — и это уже не больше 7. Почему так случилось?

Повлияло сильное начало: свежие и яркие описания Греции, нарастающее ожидание чего-то плохого, четко прописанные характеры главных героев, мыслям которых отдана довольно большая часть текста. Фабула, основанная на измене, не показалась мне слишком простой именно за счет глубины описания отношений.

На душевном волнении от первой половины вторая прочитывается очень быстро и без ощущения каких-то особенных недостатков. Но на деле психологическая составляющая, которая так привлекала в начале, к концу все сильнее смазывается и становится непонятной. Образу пастуха не хватает связности — он так и остается идеализированным греком с чувством вины за прошлый грех, не совсем понятно как повлиявшей на его характер. Это было бы приемлемо для другого писателя, но от Джойса ждешь чего-то более сильного. Мистическое путешествие, призванное разрушить конфликт, вроде бы и объясняет примирение героев, но делает это очень условно, так и хочется сказать «не верю!».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
она — почти простила, и очень переживала, что могло сделать прошлые обиды в памяти менее четкими; он — много думал и попал в опасную ситуацию. ну и духа победил!
,

Тем не менее, книга определенно стоила прочтения, хотя бы из-за того, что у Джойса хороший стиль и его приятно читать. А еще из-за атмосферы Греции (уж не знаю, насколько она правдива, а насколько — придумана автором), красивых эротических сцен и чувства сопереживания разрушающейся семейной паре.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Кристин Кэтрин Раш «Агенты»

chibi_guts, 17 марта 2015 г. 20:47

Альтернативная история, США, 60-е. Наибольшими недостатками, на мой взгляд, являются общая занудность повествования и чрезмерное количество действующих лиц. Их слишком много для столь малой формы. Возможно, для знатока истории США или их гражданина, чтение будет облегчено по меньшей мере знанием биографии нескольких Кеннеди вкупе с господином «ЛБД»=Линдоном Бэйнсом Джонсоном, господином Джоном Эдгаром Гувером и его заместитетелем. Несмотря на наличие деталей, оживляющих персонажей, вроде возлюбленной одного из агентов или туманного прошлого Кеннеди, выглядят они картонными: коп, справедливый агент, правительственные интриганы, приверженцы запретной мужской любви. В общем, написано не очень ровно, с кучей штампованных героев и потому на любителя.

Читала этот рассказ в 26-м выпуске лучшей научной фантастики года Гарднера Дозуа. Возможно, соседство с куда более сильными рассказами с ярко выписанными мирами и сложными сюжетами еще сильнее опустило в «Агентов» моих глазах.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Сергей Лукьяненко «Мальчик и тьма»

chibi_guts, 6 декабря 2013 г. 03:30

Свет, тьма, сумерки, становление личности гг и смена парадигмы восприятия — здорово, конечно, но даже для young adult книги это просто. Не самый интересный стиль повествования, не выигрывающий от нарочито-наивного, напоминающего советскую подростковую литературу (не в обиду сказано), общения главных героев.

Но что-то мешает поставить низкую оценку. Вероятно, это что-то — ощущение сюрреалистичного даже во всех этих избитых образах дверей и мировых сил, слабое, но не покидавшее меня на протяжении всего прочтения. Добавить бы более интересной философии, больше безумия — и в сочетании с упомянутой выше наивностью получилось бы нечто очень знаменательное. А пока.. Ну просто героическое фэнтези.

Способности и характеры героев сбалансированы, хотя темных летящих можно было раскрыть получше. Жестокость и внезапный сексуальный эпизод воспринимаются неярко, но очень-очень к месту, за что я очень Лукьяненко благодарна, бывает гораздо хуже и болезненнее, и при этом еще и сюжетно бесполезнее.

Оценка колеблется от 6 до 8.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Джоанна Расс «Моя ладья»

chibi_guts, 18 января 2013 г. 02:04

Переплетение фантазий, не нуждающихся в каком-либо логическом обосновании. Возможно, сюжетообразующие отсылки к Лавкрафту все немного портят, так как рассказ самодостаточен, и что-то подобное, но не столь явное, сделало бы его сильнее.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Елена Прокофьева, Екатерина Коути «Жемчуг проклятых»

chibi_guts, 17 января 2013 г. 05:31

Берем молодую девушку, пансион, внезапного загадочно-холодного и красивого родственника да еще пяток героев, добавляем интригу и фейри — на выходе будет довольно обычный любовный роман с мистической викторианской атмосферой. Роман, между прочим, неплохо написанный (к моему удивлению, так как СИшная версия «длинной серебряной ложки» того же автора этим похвастаться не могла), получше, чем кое-что из похожей переводной литературы. Герои, окружающий их мир и магия ощущаются очень знакомыми и немного вторичными, но все равно увлекают за собой в глубину повествования. И поэтому особенно обидно мне было обнаружить по прочтении, что в книге всего как-то мало. Мало интриги, приключений, событий и описаний, того, что у другого автора показалось бы излишним и портящим текст.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Очень покоробило самое первое повествование от лица Линдена — все сразу стало слишком просто.

Вообще, давно не читала ничего романтичного, уютного и про Англию, так что «Жемчуг проклятых» меня очень и очень порадовал, хотелось бы продолжения.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Питер Уоттс «Ложная слепота»

chibi_guts, 9 января 2013 г. 22:04

Книга затягивала, то самое ощущение, когда проваливаешься в поток мыслей автора и плывешь по нему. «Когнитивная» составляющая про разум и сознание неплохая.

Научные термины были приятным и понятным дополнением к повествованию, местами расширили кругозор, но воспринимались как некий словесный прием дабы подчеркнуть атмосферу, а не как элемент «твердой» нф. В одном из отзывов роман называли «ярким примером гипертекстового характера современной интеллектуальной литературы, которая подразумевает существование вокруг собственно текста необъятных информационных пластов, доступных читателю при желании и минимальном умении их вскрыть.» И это совершенно верно, лучше не скажешь. Но ничего глубокого в куче упомянутых концепций я, к сожалению, не заметила. А потом в разговоре героев на полном серьезе появилась загадочная плазма, демонстрирующая несколько свойств живого и в русском сегменте сети находящаяся на сайтах уфологов. После не получалось воспринимать научную составляющую так же органично.

Последняя треть книги наконец-то наполнена событиями, но так, что это отвлекает от основной идеи про разум и интеллект, а история главного героя к этому моменту слишком затягивается и начинает раздражать.

И везде присутствовала недосказанность: в интересных характерах, мире — недосказанность неприятная и не вызывающая желания перечитать и побольше подумать. Да и сама внеземная жизнь у него вышла какой-то натянутой.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Чайна Мьевиль «Нон Лон Дон»

chibi_guts, 5 января 2013 г. 01:48

Читала давно, вроде все понравилось: язык, неплохой мир и сюжет, но не хватало целостности. Образы хорошо и любовно прописаны, но воспринимаются по отдельности, нагромождаясь один на другой, и само повествование неровное, то затянуто, то наоборот. Подросткам бы однозначно рекомендовала.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Алексей Калугин «Колдун»

chibi_guts, 3 января 2013 г. 01:59

Впечатление довольно странное. Начало неровно написано, как если бы это был рассказ начинающего автора с самиздата.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не совсем поняла пугающего желания солдат повоевать.

«Те, кто попал в подразделения, базирующиеся на Фобосе и Деймосе, считали, что им уже повезло: до района боевых действий было, можно сказать, рукой подать. «

Но это, наверное, мелочь.

Финал, жизненный, с горькой военной иронией, все скрасил.

Началу 5/10, финалу 9.

Марсианский цикл Калугина не читала, но здесь все космическое выглядело большим и неубедительным сюжетным костылем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну и к слову: «внезапный» эпизод со снесенной половиной черепа для меня что-то вроде проверки: его наличие — минус балл автору, если только он не оправдает себя интересной идеей/сюжетом/языком. Тут идея с трудом, но перевесила.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Андрей Платонов «Глиняный дом в уездном саду»

chibi_guts, 27 декабря 2012 г. 01:22

Ощущения: читаю русскую классическую прозу, и в ней нотки магреализма, проявляющиеся скорее в самой атмосфере рассказа и платоновских отстраненных описаниях, ненавязчиво так напоминающих о том, как страшна и замкнута бывает жизнь. Чем-то напомнило притчу. Вроде бы все сильно, но он меня совсем не тронул, показался обычным.

Жалею, что не прочитала его лет в 16.

Оценка: 7
⇑ Наверх