FantLab ru

Все отзывы посетителя Андрона

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Вениамин Каверин «Два капитана»

Андрона, 27 декабря 2008 г. 12:13

Со смехом прочитала фразу shuherr «Нынешним детям вредны такие книги».

Такие книги не вредны — они НЕОБХОДИМЫ! Они позволяют видеть шкалу человеческих отношений, и смену точек отсчета во времени. Книга «Два капитана» позволяет увидеть, что у поколения, которое победило в Великой Отечественной Войне героем заслуженно был Григорьев, а у многих сейчас «героем» стал Ромашев! (Такой персонаж есть в любом современном офисе)

Не случайно террористы из всех мюзиклов Москвы для теракта выбрали именно «Норд-Ост». Они по-своему тоже Ромашевы.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Алексей Николаевич Толстой «Похождения Невзорова, или Ибикус»

Андрона, 27 ноября 2008 г. 02:45

Класс!!! Прелесть этого текста не теряется ни при каких «переломных моментах истории», когда человек, способный выбраться из любых передряг особенно ценится и в литературе и в жизни.

Возникает ощущение, что текст раздерган на цитаты: при чтении эпизода перехода границы графом Невзоровым вспоминается бессмертный Остап Бендер; в эпизодах отплытия на пароходе из Одессы и при описании истории возникновения тараканьих бегов в Константинополе — Михаил Булгаков «Бег», атмосфера Константинополя полного эмигрантов — напоминает фильм «Касабланка», (снятый через 20 лет после написания повести).

Удивительно точно даже описание видов деятельности, которые становятся востребованы в любые периоды нестабильности. Но не смотря на это, чувствуется, что текст написан в середине 20-х, когда впечатление от Мировой войны, революции и эмиграции еще очень яркие, но уже несколько отстраненные, и могут вызывать улыбку.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Андрей Лазарчук, Михаил Успенский «Посмотри в глаза чудовищ»

Андрона, 18 февраля 2008 г. 12:01

А теперь, господа и дамы, серьезно. Роман «Посмотри в глаза чудовищ» содержит в себе СБЫВШЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО.

Среди эпизодических персонажей упоминается такой академик Фоменко Виталий Тимофеевич, кардиолог. Дальше, для легкости узнавания, прямая цитата:

»...Передвижные операционные в трейлерах-«мерседесах» колесили по дорогам всего мира, зарабатывая твердовалютные миллионы для лечения безвалютных старичков из российской глубинки. Кроме того, был на эти деньги закуплен и переоборудован в плавучий госпиталь теплоход «Александр Герцен». Себе же академик купил небольшой остров в Эгейском море с угодьями для подводной охоты. На почве этой охоты он продолжал демонстративно дружить с Фиделем Кастро. Американские кардиохирурги предавали его анафеме, называя шарлатаном...»

Если не узнали — Святослав Федоров, офтальмолог. Но дальше!..

»...Для «МК» факт взрыва бомбы на борту частного «ЯК-40» <академика>, летящего над Эгейским морем, сомнения не вызывал; вопрос был только в том, кто подложил бомбу: военные или мафия?»

Святослав Федоров погиб, разбившись на личном вертолете возле собственной дачи под Москвой, в июне 2000 года.

Роман был написан в 1996 году, «азбуковское» издание, то, что у меня, вышло из печати в 1999. Действие «современных» глав происходит что-то где-то тоже в 1996 году. Несовпадение даты на 4 года, несовпадение места, самолет вместо вертолета... но Нострадамус ошибался и покруче.

После этого мне уже трудно относиться к ПВГЧ как к очередному увлекательному чтиву.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Рэй Брэдбери «Уснувший в Армагеддоне»

Андрона, 21 мая 2008 г. 14:51

Прочитала отзыв, и поняла, что читала когда-то этот рассказ. Тогда мне нравилось описание фантастической реальности Космоса, а сейчас пришло в голову, что это старый, как мир, рассказ о борьбе светлого и темного начала за душу человека. Только вряд ли здесь хоть один из духов (призраков) был светлым. И о борьбе с одержимостью. Легко предположить, что двое врачей приехавшие на эту планету, если проснутся, станут одержимыми, а вернувшись, (если удастся вернуться), спровоцируют начало войны в том варианте, котрый возможен для этих людей... Но это немного другая история.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Алексей Свиридов «Малый типовой набор для создания гениальных произведений в стиле 'фэнтези', пригодных к употреблению на территории бывшего СССР в умеренных количествах»

Андрона, 5 октября 2008 г. 12:47

Представляю себе как, давя смех, студенты слушали преподавателя, читающего такую лекцию по истории литературы.:haha: Хорошо, что Толкиена, Белянина, Успенского, Еськова и др. я успела прочитать до этой вещи. С другой стороны, все в детстве любят сказки. При всем их многообразии сказки строятся по одному принципу, и никого это не смущает. Но далеко не каждая фентези становится сказкой.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Александр Беляев «Восхождение на Везувий»

Андрона, 3 августа 2008 г. 23:21

Если бы «Властелин колец» написал русский писатель, то им был бы Александр Беляев. Ородруин был бы вылитый Везувий. А сцена у кратера была бы описана с натуры. А вообще в Италии с вулканами хорошо: целых три, и все действуют: Везувий, Этна и Стромболи. Есть даже легенда о греческом философе Эмпедокле, который покончил жизнь самоубийством, бросившись в жерло вулкана. А при следующем извержении вместе с лавой выкинуло и совершенно необгоревшую сандалию «древнегреческого Горлума».

Вряд ли исторический пифагореец Эмпедокл стал бы совершать такое самоубийство, но легенда сильнее правды.

После прочтения этого очерка понимаешь почему Беляев был впоследствии признан как Первый Советский Фантаст — Советский Жюль Верн. Если такова реальность, то дальше можно писать только фантастику.

При попытке написать аннотацию на этот очерк легче получить серьезный искусствоведческий доклад на тему «Значение Везувия в европейской и мировой истории и культуре», чем три абзаца текста.

Легче пройти от лагеря Спартака на склоне вулкана к журналистским хроникам Плиния Младшего о самом известном из 80 (!) извержений Везувия; не запутаться в катренах 1 центурии Ностродамуса; прикоснуться к раскопкам Помпеи и Геркуланума, начатым в сер. ХVIII века, и ведущимся до сих пор, в результате найти и более древнее поселение — «Помпеи бронзового века» (прибл. 1800 г до н.э.); увидеть этапы создания Карлом Брюловым картины «Последний день Помпеи», узнать о посвященных этой картине стихах Пушкина, докопаться до понимания, что причиной совершенного Беляевым восхождения, мог быть не только миф, но и реальное извержение Везувия 1906 года, произошедшее за 7 лет до написания очерка....

Легче узнать все эти факты, чем почувствовать, что 3,5 тысячилетия истории, пока человек живет на склонах Везувия, для вулкана «пустяк по сравнению с Вечностью».

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Андрей Белянин «Отстрел невест»

Андрона, 18 сентября 2008 г. 17:11

Перечитала «Отстрел невест» Белянина еще раз, и поняла, откуда взялся «полковник Чорный»:haha:. Похоже, что у современных фантастов это какой-то спорт: упомянуть в тексте максимальное количество реальных друзей-писателей! Белянин ввел в текст в запарожскую делегацию почти всех знакомых фантастов: «писарь Дрон Шмалько, Владко Свержа, два баламута черный с рыжим...» Эти имена не нуждаются в расшифровке. На этом фоне «полковник Чорный» — это сильно! Описать в романе постоянного рецензента, доктора филологических наук под своей фамилией... :haha: Он действительно полковник, не только в тексте, но и в жизни, и молоко не любит...

Среди стрельцов упомянут фантаст Борис Заикин... а также критик Алекс Бор.

Читать книгу, зная, что на свете есть живые, реальные сказочные герои — особый смак!:haha::haha::haha:

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Дж. Р. Р. Толкин «Беовульф»: чудовища и критики»

Андрона, 12 августа 2008 г. 12:24

Прочла перевод этой статьи, и стало ясно, что читать «Хоббита» и «Властелин колец», не заглядывая в литературоведческие труды Толкиена — все равно, что любоваться на видимую сторону Луны и думать, что она единственная.

Толкиен — литературовед более эмоционален, ироничен, а иногда и язвителен, чем писатель. Представьте, с какими эмоциями Толкиен читал пассаж на тему «Может ли эпос быть благовоспитанным?» :glasses: и «Может ли «Беовульф» быть благовоспитанным эпосом?» :lol:

Завидую его студентам. Умел человек читать вкусные лекции.:super:

Изменение кристально ясных временных границ фентези — обеспечено!

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Александр Житинский «Параллельный мальчик»

Андрона, 5 мая 2008 г. 17:04

Точная зарисовка рубежа 90-х. О нашей юности, о мальчишках и девченках, у которых были талант и идеи, но могло не быть будущего. И самым трудным было просто остаться в живых.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Борис Акунин «Любовница смерти»

Андрона, 10 января 2008 г. 11:06

По сюжету напоминает «Клуб самоубийц» Стивенсона. Но если у Стивенсона жертв не жалко: принц Флоризель все внимание перетягивает на себя, а личные качества жертв выглядят в чем-то даже комично. то у Акунина членов клуба очень жалко! И из гуманистических соображений, и из искуствоведческих: становится страшно. А если бы Блок, Гумилев или Мандельштам оказались членами такого клуба?

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Андрона, 9 января 2008 г. 15:13

Специально прочла вновь. Для начала там о стае: и о выборе для чего живем: для того, чтобы есть, спать, кучей заклевывать ближнего, и/или праве быть другим, о смелости.

Потом действительно о самолетах, вернее о летчиках-испытателях, когда каждый новый элемент фигур высшего пилотажа или каждые дополнительные 10 километров скорости уже достижение. История покорения неба. Хоть в академию им. Жуковского направляй.

Дальше немного прикладной философии. А зачем собственно летаем? Возможен ли полет со скоростью мысли? А что такое совершенство?

Цитата:

Чтобы летать с быстротой мысли, или говоря иначе летать куда хочешь, — начал он, -нужно прежде всего понять, что ты уже прилетел..

И что такое «братство» ? и так далее

Самое забавное, две самые романтичные сказки: «Чайка...» Ричарда Баха и «Маленький принц» Сент-Экзюпери написаны летчиками. Что-то в этом все-таки есть...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Роберт Силверберг «Как хорошо в вашем обществе»

Андрона, 1 ноября 2008 г. 19:52

Лет в 14 читала этот рассказ. На тот момент выпало из сознания по каким причинам человек оказался в космосе один. Причины могут быть разными. В каком-то смысле «голограммы» это фотографии людей, которых мы уносим в сердце, как самую дорогую часть этого мира, но даже самая точная голограмма не заменит живого человека.

А если разбирать научно-техническую состовляющую, то рассказ происходит как бы в далеком будущем, но в представлении автора нет вида связи, позволяющего общаться на межпланетных и межзвездных расстояниях. Есть только первые подходы к интернету: некоторое количество «голограмм», позволяющее уйти в, по-своему, виртуальный мир. НО, видимо, в том варианте развития мира есть возможность сделать психологическую матрицу не только живого человека, но и человека, умершего многие века назад (???): Гете, Шекспир и др., КАК? По воспоминанию и авторским текстам? (???)

Трудно представить, что при отсутствии вида связи, аналогичной телефону, телеграфу и т.д. пригодной для межзвездных расстояний (для чего и могли потребоваться «кубики»), удалось технически реализовать фразу из Макса Фрая, относившуюся к безмолвной речи: «Хороший колдун и на тот свет докричится!»:wink:

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Генри Лайон Олди «Чёрный Баламут»

Андрона, 30 ноября 2008 г. 04:21

«Страшен образ былой красоты» — сияющий образ империи, которая вдруг оказывается ярче, чем реальность.

Через три начала книги Любовь, Закон и Пользу и их искажения — начинаешь воспринимать остальной мир.

Иногда кажется, что сквозь текст слышится ритм поэтического текста «Махабхараты», но поэтический перевод в настоящее время вряд ли возможен.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Дж. Р. Р. Толкин «The Old English «Exodus»

Андрона, 24 сентября 2008 г. 15:16

Вот ради таких текстов и стоит преодолевать языковые барьеры и дебри филологии, стоящие между староанглийским языком 7 века нашей эры, верхненемецким, который оказывается ближе к оригиналу, чем современный английский и русским языком. Самое сложное здесь создать красивый яркий образный поэтический перевод.

Так и хочется вспомнить «святого причетника из Компенхерста», который мог быть продолжателем традиций святого Кэдмона Уитбийского...:biggrin:

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Александр Беляев «Борьба в эфире»

Андрона, 8 марта 2008 г. 19:18

Перечитала «Борьбу в эфире», очаровало то, что идеи общественного устройства, описанные Циолковским переданы в максимальной степени приближения к реальности, а вариант «радиотелефона», таблетки от усталости :wink: и варианты связи без использования бумаги (почти интернет) осуществились практически.

Однако сквозь текст о будущем просвечивает сатира на современную Беляеву действительность, когда «каждый гражданин — милиционер», и каждый «без инструкций и кодексов знает, как охранять интересы общества».:dont: особенно забавляет, что человек может совмещать розыск «американского шпиона», (ну куда же без них) с мастерской игрой в шахматы, что тоже было чертой времени. Очень понравилась фраза справедливая и сегодня: «Значит, это будет больше войною машин, чем людей. «Победит тот, у кого выше техника».

Рассказ интересен уже тем, что сравнивать реальность и альтернативный вариант будущего не менее увлекательно, чем читать фэнтези.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Рэй Брэдбери «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого»

Андрона, 29 января 2008 г. 12:50

Рассказ ставший для меня символом фантастики, :hb: потомучто каждому из нас нужен прекрасный мир, который делает нас лучше. И какой-либо элемент, который делает мечту возможной.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Александр Беляев «Пятнадцать смелых»

Андрона, 5 сентября 2008 г. 00:40

После прочтения этой статьи окончательно поняла, что для текстов, написанных даже в середине ХХ века уже нужно писать хорошие развернутые комментарии. А также нужно изрядное количество документальных материалов для понимания деталей: например, чем отличается экспедиция «папанинцев» на дрейфующей станции «Северный полюс-1» от дрейфа «седовцев». И чем дрейф «седовцев» отличался от дрейфа «челюскинцев».

(Описывая навигацию 1937 года Беляев пишет о трех кораблях втянутых в дрейф, но по материалам Рощиной узнаешь о 25 кораблях попавших в ледяную ловушку.)

Эти люди совершили подвиги, но имя Константина Сергеевича Бадигина — капитана ледокольного парохода «Седов» — узнала только сейчас, а имя Отто Юльевич Шмидта — начальника океанографической экспедиции «челюскинцев» — было известно с самого детства.

Реальные экспедиции были темами для для статей и романов писателей-фантастов 30-х, но представить сейчас фантастическое произведение, где место действия происходит в Арктике — не могу — отказывает фантазия, но, наверное, фантастических ситуаций не стало меньше.

Хотя, если Артур Челенгаров напишет и издаст «Воспоминания», то они перекроют любую фантастику.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ник Перумов «Миры Упорядоченного»

Андрона, 25 мая 2008 г. 18:31

Как бы ни ругали сейчас Перумова, но он первый доказал, что классическое фентези толкиеновского толка можно писать по-русски.:smile: Остальные были позже.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Анатолий Бритиков «Русский советский научно-фантастический роман»

Андрона, 13 мая 2008 г. 13:58

Книга не потеряла актуальности и сегодня, так как информацию о некоторых из довоенных рассказов Александра Беляева и качественный критический разбор произведений ряда других авторов удалось получить только из этой книги.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Александр Житинский «Гейша»

Андрона, 5 мая 2008 г. 08:27

По-своему очень точная зарисовка стремительно изменившегося мира. Если до 90-го года не было необходимости в «гейшах», а также в ряде других специальностей. И даже штатным расписанием они не были предусмотрены. То после 92-го могло закрыться или попасть под конверсию уже само предприятие, а «гейши» остались.

Читая рассказы Житинского, а особенно микрорассказы, понимаешь, кто произвел впечатление на ранние рассказы Дмитрия Громова (Олди).:wink:

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Александр Беляев «Огни социализма, или господин Уэллс во мгле»

Андрона, 14 февраля 2008 г. 22:03

Встреча двух фантастов Александра Беляева и Г. Д. Уэллса состоялась в 1934 г в Ленинграде и скорее всего, имела политический оттенок. Она произвела на Беляева огромное впечатление:

«Что притягивало его в Россию? Эксперимент! Великий эксперимент перестройки мира, старой цивилизации, культуры, создания нового общественного строя. Эта дерзкая попытка осуществить в жизнь то, что веками было предметом утопий. А разве утопии не были его коньком? Разве он в своих произведениях, которыми зачитывался весь мир, не рисовал картины будущего, картины мировых войн, даже космическую борьбу миров, крушение старой цивилизации, зарождение новой, невиданный технический прогресс?.. И вдруг эти люди -большевики — заявили о том, что именно они перестроят мир! Это задевало его, как профессионала, не могло не волновать».

А. Беляев «Огни социализма, или господин Уэллс во мгле» — М. «Вокруг света», 1933, 13, с. 10-13.

В первом отзыве мне показалось, что история встречи двух фантастов имела «политический оттенок». Мне захотелось проследить предисторию этой встречи. Выяснилось, что для Уэллса это был третий приезд в Россию: первый — в 1914 году, второй — в 1920, когда между 9 и 14 октября Ленин принял Уэлса, беседовал с ним, и пригласил приехать в СССР через 10 лет. Следствием этого посещения стала книга Герберта Уэллса «Россия во мгле», которая при появлении ее в СССР была очень внимательно прочитана Лениным. Название этой книги было перефразировано Беляевым.

Третий приезд состоялся в июле 1934 года. После встречи со Сталиным и Максимом Горьким, академиками И.П. Павловым и Л.А. Орбели, писателем А.Н. Толстым, Уэллс присутствовал на физкультурном параде на Красной площади в Москве.

А 1 августа 1934 года в гостинице «Астория» состоялась встреча, в которой учавствовали профессор Борис Петрович Вейнберг (он согласился быть переводчиком), Яков Исидорович Перельман, Александр Романович Беляев, Николай Алексеевич Рынин, директор издательства «Молодая гвардия» Матвей Юльевич Гальперин и Григорий Мишкевич, сохранивший стенограмму этой встречи.

Но тогда получается, что Уэллс, как фантаст, по силе мечты и возможности реализации соревновался не с Беляевым или Перельманом, а с Лениным.

Получается, что гонения на фантастику связаны с тем, что на определенном этапе фантастика по силе воздействия конкурировала с политикой и идеологией

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Александр Беляев «Создадим советскую научную фантастику»

Андрона, 14 февраля 2008 г. 04:41

В статье идет обоснование необходимости НАУЧНОЙ фантастики в социалистическом обществе. Еще одна из статей не утратившая актуальности. Другой вопрос, что уменьшилось количество научных фантастов.:glasses: Если в статье и есть ссылки на социалистическое общество, там, где автор касается социальной фантастики, то они не мешают осознать смысл статьи. Приведу выдержку:

«Надо добиваться того, чтобы, заинтересовавшись ярко выраженной научной проблемой, читатель научно-фантастического произведения сам взялся бы изучать относящуюся к данному вопросу литературу, а может быть, и сам занялся научной, технической разработкой этой проблемы. И с этой точки зрения лучшим научно-фантастическим произведением должно быть признано то, которое бросает в мир новую плодотворную идею, способствует появлению нового изобретателя, нового ученого.

Писатель, работающий в области научной фантастики, должен быть сам так научно образован, чтобы он смог не только понять, над чем работает ученый, но и на этой основе суметь предвосхитить такие последствия и возможности, которые подчас неясны еще и самому ученому.»

А. Беляев «Создадим советскую научную фантастику». — «Детская литература», 1938, 15, с. 1-8.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Александр Беляев «Золушка. О научной фантастике в нашей литературе»

Андрона, 14 февраля 2008 г. 04:14

При столь ярком языке, как у Беляева, хотелось бы прочитать статью полностью, но если судить по найденной цитате, она не потеряла своей силы и значения даже спустя 70 лет после написания, сумев зашитить как самого Александра Беляева, так и всех последующих советских и российских фантастов.:wink:

«Говорят, писатели, особенно крупные, уделяют мало внимания научной фантастике, считая ее литературой второго сорта. Это неверно. Литература всегда такого сорта, какого сорта литератор, создавший ее. Вернее же, писатели не жалуют научную фантастику потому, что писатели, как и редакторы и критики, не слишком тверды в технике, физике, биологии. Не может не отпугивать писателей и положение Золушки, в котором пребывает научная фантастика в нашей литературе».

«Золушка. О научной фантастике в нашей литературе»:super: — Литературная газета, 1938, 15 мая.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Борис Акунин «Перед концом света»

Андрона, 10 февраля 2008 г. 01:26

Вот уж не думала, что старообрядцы могут угодить в детективную историю.

Как говорил один из героев книги «горстка дремучих дикарей всей нашей исконности компрометацию сделает», увы именно так и произошло в истории.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Рэй Брэдбери «О скитаньях вечных и о Земле»

Андрона, 20 января 2008 г. 10:20

Когда-то тоже плакала над этим рассказом, но сейчас вижу, что описана одна из самых жестких форм контракта, когда заказчик властен над жизнью и смертью талантливого писателя. Или подразумевается, что писатель мог написать еще только один роман?

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Александр Беляев «Встреча Нового 1954 года»

Андрона, 18 января 2009 г. 10:21

До появления интернета и мобильной связи люди столь же увлеченно сидели в радиочатах. И каждый студент-электротехник 30-50-х считал своим долгом построить свою приемно-передающую радиостанцию. Но даже наличие собственной радиостанции не давало гарантий, что вас вовремя поздравят с Новым годом.:lol:

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Марк Твен «Моя автобиография»

Андрона, 21 декабря 2008 г. 15:34

:appl: Многие ли могут проследить историю своего рода начиная с 1160 года. Особенно, с учетом того, что это не династия монарха, а писателя и журналиста. А если Вам, как ни крути, нужно красивое гениологическое древо, то Марк Твен предлагает единственый способ — придумать. И если Вы умеете врать, пардон сочинять так, чтобы Вам верили, то у вас — получится.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Герберт Уэллс «Бог Доллар»

Андрона, 14 декабря 2008 г. 00:08

В ХХ веке писатели, в том числе и фантасты, могли достойно говорить на темы бизнеса. Очень яркая статья.:gigi: Особенно остро она звучит в моменты финансовых сложностей. Читая ее поневоле вспоминаешь Ту, Которая Грезит из романа «Сердца трех» Джека Лондона:

»- А кто этот Бизнес и почему он имеет такую власть над тобой? Так зовут твоего бога, которому все вы поклоняетесь, как мой народ поклоняется богу Солнца?

Френсис улыбнулся, удивляясь меткости ее сравнения, и сказал:

- Да, это великий американский бог. И бог очень грозный: когда он карает, то карает быстро и ужасно.

- И ты вызвал его недовольство? — спросила она.

- Увы, да, хоть я и не знаю чем. Мне нужно ехать сейчас на Уолл-стрит...

- Это там его алтарь находится? — перебила она его вопросом.

- Да, там находится его алтарь, и там я узнаю, чем я его прогневил и чем могу умилостивить, чтобы искупить свою вину.»

Этот диалог очень стыкуется с текстом фантаста и практика Уэлса:

«Если же все жизненные ценности он(человек) выражает в долларах; если потерять доллары для него означает полный провал, а потратить их с выгодой и напоказ называется у него «творить добро», то мне безразлично, какую веру он исповедует, потому что доллар и есть его истинный бог»

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Наталья Резанова «Генри Лайон Олди: поэтика центона»

Андрона, 29 ноября 2008 г. 00:28

Особенность данной рецензии в том, что текст Олди оценивается как «центон» — произведение, собранное из фрагментов другого, при котором каждый элемент воспринимается в двух контекстах — в новом, и припоминаемом старом».

Стиль Олди подается, как стиль перелома эпох, когда понятным сейчас становится то, что было ясным на Заре Мира, и теряется смысл, произошедшего вчера.

Статья не потеряла значения спустя более 10 лет после написания.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Игорь Халымбаджа «Провидец. Библиография переводов произведений Р. Силверберга на русском языке»

Андрона, 1 ноября 2008 г. 18:44

Роберт Силвелберг — «один из самых ярких авторов американской «Новой Волны», написавший более 100 НФ и 60 научно-популярных книг. Президент «Ассоциации американских писателей-фантастов» (1967-68 годы). За 10 лет, начиная с 1955 года, поднявшийся от ремесленника до автора интеллектуальной НФ прозы.»

Интересно было бы сравнить насколько отличается библиография переводов Роберта Силверберга, составленная Игорем Халымбаджи, от библиографии размещенной на Фантлабе? Между авторами, как минимум, 10 лет разницы во времени и более чем солидная разница в восприятии материала.

В сети есть библиография Роберта Силвелберга, составленная Вл. Гаковым, который мог опираться на работу Халымбаджи, но не удается найти саму статью.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Александр Житинский «Подданный Бризании»

Андрона, 11 сентября 2008 г. 07:14

Похоже придется написать второй отзыв на это произведение. И написать то, что подразумевалось...

Попробуйте ответить на вопрос: почему Бризания названа «дрейфующим демократическим государством во главе которого стоял Император»? И почему в качестве гимна «Гори, гори, моя звезда!»

А чтобы Вам было легче, вспомните, что СССР с 60-х годов помогал той или иной африканской стране не умирать с голоду, под обязательства «идти по пути социализма», что выражалось в экономических дотациях этим странам (как если бы они были 16 или 17-й республикой), а вместе с этим люди в Африке учили русский язык, не обижайтесь, но именно по стихам Пушкина. И тот или иной африканец обязательно учавствовал в олимпиадах по русскому языку.

Так что в повести все сказано почти открытым языком и почти без фантастики.

Это если все воспринимать прямолинейно.

А если метафорически, то такой вот «Бризанией» (без обид) может восприниматься любой осколок СССР и СЭВ, которые в составе Союза Экономической Взаимопомощи или в составе СССР были более влиятельными государствами, чем сейчас: для примера можно взять Чехословакию разделившуюся пополам или же Югославию, раздробленную на Сербию, Черногорию, Словению и прочих, у которых реальный политический вес практически ="0».

Как ни странно, Житинский все это ощутил и описал 20 лет назад. В такой вот легкой повести, слегка похожей на утопию...

P.S. Говорить о попытках возрождения монархии и подборе кандидатур считаю излишним

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Александр Беляев «Дорогой Чандана»

Андрона, 30 июля 2008 г. 21:09

Прочитала у Беляева вроде бы не чем особо не выделяющийся рассказ о жизни в индийской деревне. По нынешним временам даже неизвестный. Вроде и политический фон дан только намеками. Но что-то зацепило, и решила проверить что же осталось среди намеков, а также за скобками рассказа,..

Оказалось, что это один из тех рассказов, где фантастика напрямую граничит с политикой, и даже предсказывает судьбу политиков. В рассказе дана жизнь в рамках одной деревни, но в сознании читателя события проецируются до размеров целой страны.

Сейчас уже почти не помнят, что в 1920-34 годах Махатма Ганди, возглавлял Индийский национальный конгресс, и провозгласил принцип «непротивления злу насилием», что выражалось в бойкоте колониальной администрации и английских товаров, например тканей.

А весной 1930 по всей Индии проходит самая большая сатьягракха (которая явилась причиной написания и публикации рассказа в августовских номерах журнала «Вокруг света»). Ганди проходит по берегу моря, показывая, что индусы могут сами выпаривать соль, что позволяет отказаться от жизненно важных английских товаров.

Исторически многолетняя борьба увенчалась успехом 15 августа 1947 года когда была провозглашена независимость Индии и Пакистана.

Среди жителей деревни в рассказе запоминается санниази Бандусар, чья судьба по сюжету рассказа символически совпадает с судьбой Махатмы Ганди.

Никогда не думала, что фантаст может так предсказать судьбу политику, что предсказание сбывается через 17 лет после написания рассказа и через 6 лет после смерти автора.:eek:

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Александр Житинский «Часы с вариантами»

Андрона, 13 мая 2008 г. 16:06

Жаль, что в результате герою не удается прожить свою жизнь от начала и до конца. Вместо героя ее проживает кто-то другой: иногда мудрее, иногда опытнее, иногда этот человек оказывается более приспособленным к жизни, но...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Дмитрий Громов «Волна»

Андрона, 4 мая 2008 г. 18:31

Краткость — сестра таланта! Старшая.:wink: Так вкусно совместить аллегорию форумного общения с отношениями в литературных клубах, да еще и дать возможную философскую причину увлечения фантастов инопланетянами :appl: — надо уметь.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Жюль Верн «Вокруг света за 80 дней»

Андрона, 28 марта 2008 г. 16:38

Роман о вере в человеческий разум, волю и благородство. Наивная вера и великая мечта. :beer: Филиас Фогг — бессмертен.:gigi:

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Александр Беляев «Гражданин Эфирного Острова»

Андрона, 6 марта 2008 г. 20:22

Утопия, о которой хочется читать!!! Читать не только Беляева, но труды Циолковского «Исследование мировых пространств», «Космическая ракета», «Космические ракетные поезда», «Воздушный транспорт», даже не будучи специалистом. Благородная сила мысли завораживает!!! Даже зная, что часть идей реализовалась иначе, понимаешь, что без этих строк человечество не взлетело бы в Космос!

Текст статьи можно прочитать в моей авторской колонке.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Александр Беляев «Голубой уголь»

Андрона, 17 февраля 2008 г. 22:17

К сожалению, ветровых электростанций на Кольском поуострове до сих пор нет. Есть несколько небольших ГЭС, приливная электростанция и Белореченская АЭС. Использование ветра видимо показалось гораздо более фантастичным, чем использование силы приливов или атома.:confused:

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Генри Лайон Олди «Чистая фэнтези»

Андрона, 13 февраля 2008 г. 22:15

Цикл рассказов замечательный. За то время, пока цикл складывался, успела полюбить каждый рассказ в отдельности. но аннотация не выдерживает критики, после нее не хочется читать даже любимые рассказы. :dont:

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Рэй Брэдбери «Всё лето в один день»

Андрона, 1 февраля 2008 г. 04:42

Фантастическое допущение, только в том, что это где-то далеко, на Венере, не рядом. И можно даже представить, как дальше развернутся события: сегодня детям стало стыдно :blush:, но завтра они будут гордиться, что в этот раз они видели солнце, а она — нет. И все повторится.., но сегодня еще есть шанс.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Эрнст Т. А. Гофман «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Андрона, 29 января 2008 г. 17:22

В детстве сказка очень нравилась. Сейчас почему-то кажется , что эта сказка — злая сатира над уже поверженным Наполеоном, когда общество (и автор) хочет победить любовь, страх и преклонение перед ним. Если учесть время написания, то это вполне возможно. :inv:

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Борис Акунин «Table-talk 1882 года»

Андрона, 20 января 2008 г. 23:38

На что только люди не идут из-за любви, вернее из-за ревности :shuffle: Вряд ли оставшаяся в живых сестра потом была действительно счастлива в любви. :sad:

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ольга Громыко «Самоучитель по написанию фантастики, или "ЗВЕЗДОЛЁТ СВОИМИ РУКАМИ"»

Андрона, 17 января 2008 г. 21:42

Хороших графоманов не бывает много!. Много бывает людей считающих себя талантищами. :lol: Это был первый рассказ Ольги Громыко, который я прочитала. Очень светлая штука. Если остальные ее книги обладают таким же юмором, то я пошла освобождать пару десятков МБ на харде.:haha:

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Александр Житинский «Истребитель лжи»

Андрона, 31 января 2009 г. 17:11

Теперь понятно откуда берутся книги с названиями «Низкие истины». Так и вспоминаешь А.Кончаловского, который пишет и издает книги, чтобы избавиться от лишних истин. Их так трудно прокормить.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Игорь Халымбаджа «Крупицы знаний»

Андрона, 29 января 2009 г. 00:52

Все-таки стоило брать знания в комплексе, не пренебрегая крупицами истины. :lol: Постепенно. В гомеопатических дозах... Но как доказали буддисты просветление, как видимо и образование, приобретенное с помощью химических веществ не является истинным. :wink:

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Генри Лайон Олди «Допустим, ты — пришелец жукоглазый...»

Андрона, 27 января 2009 г. 01:51

Крепкий такой статистический анализ что происходит с писателями, когда их собирается МНОГО, и люди становятся книгами. А также как соотносится количество книг и глубина авторского текста.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Александр Беляев «Шторм»

Андрона, 24 января 2009 г. 23:26

А почему бы покорению стихий ветра и электричества не быть поводом для фантастики? Тем более, что не только в этом рассказе, но и в статье «Голубой уголь» Беляев обсуждает возможности создания и условия использования ветросиловых установок. Использование воды, угля, нефти и атома показалось более легким для переработки в электричество.

Увы, для энергии ветра и солнца так и не было изобретено способа для массового применения.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Александр Беляев «В трубе»

Андрона, 24 января 2009 г. 14:58

Хороший рассказ. Еще одна отсылка к трудам и опытам Циолковского, который в 1897 году создал прототип аэродинамической трубы, где использовал для опытов поток воздуха на выходе из центробежного вентилятора.

В справочниках находим: «В 1902 Н. Е. Жуковский построил А. т., в которой осевым вентилятором создавался воздушный поток со скоростью до 9 м/сек. Первые А. т. разомкнутой схемы были созданы Т. Стантоном в Национальной физической лаборатории в Лондоне в 1903 и Н. Е. Жуковским в Москве в 1906, а первые замкнутые А. т. — в 1907—1909 в Гёттингене Л. Прандтлем и в 1910 Т. Стантоном. Первая А. т. со свободной струей в рабочей части была построена Ж. Эйфелем в Париже в 1909. Дальнейшее развитие А. т. шло преимущественно по пути увеличения их размеров и повышения скорости потока в рабочей части».

Остается только догадаться в какой из советских аэродинамиеских лабораторий проходили практику студенты, и это перестанет быть фантастикой — мечтой человека в небо. А станет репортажем о том, как неуемный дух соперничества и несоблюдение правил техники безопасности при опытах могли стоить человеку жизни.

Сильно сомневаюсь, что сейчас спроэктировать, построить и довести до испытаний модель современного самолета может студент-практикант, а не КБ.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Игорь Халымбаджа, Виталий Бугров, Андрей Мешавкин, Юрий Зубакин, Владимир Карабаев «Фантастика, опубликованная на Урале в 1881-1991 г.г.»

Андрона, 5 декабря 2008 г. 07:08

Очень полезный труд при составлении библиографий и выявлении времени первой публикации произведений российских и советских писателей-фантастов. При дальнейшей работе над библиографиями остается только найти публикации произведений этих авторов в московских и питерских издательствах, которые остались за рамками. :super:

Особенно полезен материал по газетным и журнальным публикациям фантастики, так как сейчас тексты многих из этих рассказов и статей можно найти только при наличии точных библиографических ссылок.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Игорь Чёрный, Владимир Лещенко «Чародей фараона»

Андрона, 8 ноября 2008 г. 01:16

Когда читаешь роман, то ловишь себя на мысли, что психологический возраст героя, больше его биологического возраста. Главному герою психологически за 35, а биологически 23 — 25 лет. В то, что это рассказывается после окончания событий и окончания пятилетнего срока подписки о неразглашении, конечно веришь, но неужели «приключения» длились ТАК долго? Другой вопрос, какие данные, о которых умолчали, представляли реальный интерес спецслужб? Не смотря на это предэкзаменационная пора — самое время, чтобы влипать в приключения.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Артур Конан Дойл «De profundis»

Андрона, 3 октября 2008 г. 22:57

Любовь, преодолевшая расстояния и смерть, и никакой телепатии. Сейчас об этом не напишут не только в жанре реализма, но даже используя мистику.

Кстати, «De Profundis» — начальные слова молитвы, которая в русском аналоге звучит «Из глубины воззвав к Тебе, услышь мя...»

Оценка: 8
⇑ Наверх