FantLab ru

Все отзывы посетителя Shepp

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Михаил Ахманов «Грот Дайомы»

Shepp, 28 июня 10:02

Один из лучших романов русскоязычного сегмента «конины». Наш киммериец все такой же хмельной полигамный гигант, чьи размеры впечатляют всех женщин (подагра и простатит придут позже), он активно двигает сюжет, любит (обильно), ненавидит (яро), сражается (успешно), испытывая всю палитру эмоций, как и полагается живому человеку.

У Ахманова был талант делать фактурных персонажей, вдыхать в них жизнь и давать внятную мотивацию к действиям.

Великолепен зловещий спутник Конана Идрайн, боевой голем, которого наделили разумом, тем самым превратив в злобную скотину. Отличная идея с черным магом, который тайно одержим бессмертным демоном — ментальным наездником. Весьма хороша и печальная владычица острова (капелька романтики, прекрасный грот, все дела).

Полагаю, роман, если бы его перевели на английский, не затерялся бы в череде пресных и унылых англоязычных пастишей, в которых Конан напоминает тупо мычащего быка, который бежит в сторону опасности, бессмысленно выпучив глаза.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Фриц Лейбер «Чёрный берег»

Shepp, 20 июня 18:50

Ужасающий рассказ. Загадочный текстовый обрубок. Некое злобное зло решило извести героев по неясным причинам, для чего заманило их за тысячу миль к своему туманно описанному логову, но герои зло победили. Как? Банально, из последних сил. Как и полагается героям.

А зачем оно, это самое?.. А вот так! А? Но почему? Ну надо! А-а-а. А зачем? Ну потому что!

Никаких ясных мотиваций.

Меж тем буквально парой фраз рассказу можно было придать осмысленность: например, не вдаваясь в подробности о сути зла, поведать его устами, что оно заманило Фафхрда и Мышелова с целью ассимилировать их героические души, или что-нибудь в этом роде.

На фоне прочих рассказов сборника — порой забавных, порой раздражающих, но неизменно интересных, с ясно прописанными мотивациями персонажей, этот можно воспринимать как загадочную (возможно, алкогольную) аллегорию, суть которой не ясна даже самому Лейберу.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Вячеслав Бакулин «Спящие Дубравы»

Shepp, 13 апреля 2020 г. 10:41

Я сплю, и мнится мне, что я прочел юмористическую фэнтези, запечатленную стилем «Джентльмена с Медвежьей речки» Роберта Говарда. Создатель Конана проявил себя, как сочинитель крутых юмористических вестернов, по существу бурлесков, написанных в стиле «лихая деревенщина рассказывает о своих похождениях». Герой «Спящих дубрав» — такой же замечательный языкатый дуболом, как и говардовский Брекенридж Элкинс, а его норовистый драконозавр весьма напоминает Капитана Кидда — скакуна лихого ковбоя. Дальше заимствования кончаются, начинается оригинальный роман в стиле... Речь не идет о каком-либо плагиате, это именно стилизация, причем достаточно удачная, как если бы Говард решил написать бурлескную фэнтези, опираясь на разнообразные современные масскультурные архетипы. Изготовить в подобном стиле обширный роман, постоянно следя за специфической описательной речью героя — нелегкая задача, но автор справился. Сюжет — обычный квест «от А до Б» с гоп-командой, в наличии законно преувеличенные страсти и такие же схватки — вполне в юмористическом, почти в бескровном ключе.

П.С. Где-то за кадром играет банджо.

П.П.С. Повторяю — я сплю, и мне приснились предположения о Говарде. Просто приснились.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Кирил Бонфильоли «Трилогия Маккабрея»

Shepp, 8 августа 2017 г. 12:43

Тяжеловесно и неудобоваримо. Бонфильоли, как знаток искусств и языков, несомненно, был знаком с работами самого популярного автора Франции 20-го века Фредерика Дара, прославившегося под псевдонимом Сан-Антонио (всего 300 млн. проданных книг, скромные цифры), впрочем, работы С.А. переводились и на английский. Творческий метод Сан-Антонио, завернутый в обертку детектива, заключался в стебовом обыгрывании всего, до чего могли дотянуться руки. Искрящийся галльский юмор не знал жалости. Под руку Сан-Антонио попадала вера, надежда, любовь, вопросы бытия, и намного более мелкие штучки вроде секса, выпивки, и национальной безопасности. Сан-Антонио жонглировал неологизмами, необычными словесными конструкциями, абсурдными философскими идеями, скетчами и гэгами, которые усеивали страницы его детективных романов плотнейшим образом, и делал это за 30 лет до Пратчетта, став национальным феноменом. Всем, кто заинтересовался, вельми рекомендую роман Сан-Антонио «Стендинг» в гениальном переводе Геннадия Барсукова). Перенесенный на тучные почвы Мелкой Британии (о черт, кажется, меня поразил вирус Бонфильоли!), метод сей оказался неудобоварим. Если Сан-А умело держит ритм, и мы бежим, в буквальном смысле бежим вслед за плотным, энергичным текстом, то Бонфильоли, говоря фигурально, с каждым шагом погружает нас в топкое баскервильское болото, а где-то на горизонте уже маячит зубастый демон мести, чей зубастый оскал осенен луною и собственным же его фосфористым ликом, и страшным воем предвещает гибель интереса к чтению оной книги (о нет, нет, это вирус!).

Протагонист Бонфильоли — это слабовольный жеманный аристократ, циник и эгоист, любитель женщин и выпивки, вдобавок жулик из мира искусств, который по ходу действия словесно и... мммм... высококультурно обыгрывает окружающую действительность, демонстрируя нам свой несомненно чистокровный английский сплин, как единственную свою отраду в этом странном бытии... (О боже, это вирус, вирус, срочно «Ремавир» и «Тамифлю«!) На каждой странице Бонфильоли громоздит увешанные чугунными виньетками словесные конструкции неподъемного веса, а читатель, листая оные страницы, грозит нажить себе грыжу Шморля, не говоря уже об острой мозговой непроходимости, коя может настичь от чтения Бонфильоли особливо натощак и с похмельного утра. (Боги, препараты не помогли, и вирус Бонфильоли, кажется, развивается!) За конструкциями сими совершенно теряется авантюрный сюжет (достаточной закрученный). Герой попадает из огня да в полымя, каждый раз чудесным образом (во многом, благодаря заступничеству своего анти-Дживса, слуги Джока) выпутываясь из неприятностей, которые все громоздятся и громоздятся. Против Маккабрея злоумышляют шпионы, контрабандисты, полицейские, коллекционеры искусств, однако всех он обводит вокруг того самого пальца. Читать, повторюсь, было бы интересно, если бы не стиль. Книга в Великобритании появилась на излете сексуальной революции, и плюхи жеманству и фарисейскому общественному вкусу, фальшивым и истинным чувствам, и скверной лживой добродетели уже никого не удивляли. Ну а за 10 лет до Бонфильоли все те же плюхи уже успел отвесить обществу Сан-Антонио.

Итак, повторюсь, на каждой странице Бонфильоли (слава переводчику, который предпринял просто несказанные усилия, переводя книги!) рождает сложные словесные конструкции, подобные нижеследующей (оную конструкцию, что следует ниже, придумал я сам, подверженный вирусу Бонфильоли а так же утреннему голодному сплину в полной мере), не понимая, что чугонное обыгрывание незначительных мелочей и постоянная демонстрация аристократического жеманства и своего несомненно высокого интеллекта, а так же всесторонней развитости в мире искусств утяжеляет и без того нелегкий, ох какой нелегкий текст.

Псевдоцитата.

«Я отомкнул вежды и сверзил обе свои нижние конечности долу, после чего нетвердо воздвигся над окружающим меня бедламом самого скверного свойства. Зверским образом кастрированные пивные бутылки и расчлененные куриные останки напомнили мне поле битвы при Креси, оставленное, наконец, всеми, кроме покойников (Черный принц, разумеется, ускакал в числе первых, вздымая славный стяг победы над французишками). В продавленном кресле издавал инфернальные похрапывания мой верный Джок, все еще отдыхая от трудов ратных, коим посвятил большую часть вчерашнего дня. Конечно, наши совместные приключения порядком ослабили его могучий организм, и он не успел встать поутру и как следует прибраться. Переступив поле битвы, я отправился вниз, навстречу дверному звонку, коий звучал настойчиво и беспрестанно. Разумеется, это пришел с дурными вестями комиссар Мартленд».

Ерунда.

Р.С.

Ну и собственно сюжет с полотном Гойи, на обороте которого указан путь к нацистскому кладу, обыгран задолго до выхода первого романа в итальянском фильме «Семь золотых женщин против двух агентов 07».

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Лайон Спрэг де Камп «Рука Зеи»

Shepp, 27 января 2016 г. 23:18

Яркая, сочная, немного гротескная и без сомнения иронично-пародийная картина чужого мира, нарисованная скупыми, однако объемными мазками настоящего мастера. Традиционные для де Кампа приключенцы поневоле следуют к своей цели, преодолевая припятствия через не хочу. Бросили бы они всю эту кутерьму, однако задание фирмы обязывает, да еще эта принцесса... Характеры Барнвельта и Тангалоа выписаны мастерски — один закомплексованный умник и неврастеник, стесняющийся женщин, второй — флегматичный гедонист, любитель жить без напряга. Развязка истории с Зеей прекрасна в своей... ммм... квази-расово-сексуальной непредсказуемости (кто читал — поймет, кто не читал — непременно прочитайте). Инопланетяне с антеннами на голове уже тогда были адским штампом, сполна высмеянным гением де Кампа. Очень, очень ироничное произведение.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Айзек Азимов «Кладовая юмора»

Shepp, 7 декабря 2015 г. 22:46

Если кратко: очень много бородатых анекдотов. Если длинно: очень много бородатых анекдотов, в том числе всяческих исторических апокрифов, между которыми вкраплены рассуждения автора об этих самых анекдотах, апокрифах и о природе юмора. Анекдоты по большей части старые и потому не смешные, а вот рассуждения автора о юморе — крайне интересны и познавательны всякому, кто хочет научиться шутить, скажем так, ситуационно или на вечеринке. Анекдоты, как водится в любом сборнике, расположены по разделам. В целом — весьма познавательное и интересное чтение, вдобавок сам Азимов в своих рассуждениях выступает как первоклассный юморист и человек необычайно оптимистичный. Вот это вот ощущение светлой, бьющей через край энергии оптимизма Азимова, наверное, самое ценное, что есть в книге.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Александр Беляев «Остров Погибших Кораблей»

Shepp, 27 сентября 2015 г. 10:58

К сожалению, всего лишь пересказ американского фильма The Isle of Lost Ships ( Новеллизация в стиле незабвенной серии «Бестселлеры Голливуда», где под десятком псевдонимов блистал Сербин, затмевавший голливудских горе-новеллизаторов. В детстве читался «Остров», разумеется, взахлеб. Но каково же было удивление и разочарование, когда в знаменитой в узких кругах «Всеобщей истории кино» Жоржа Садуля маленький мальчик Женя наткнулся на следующий пассаж: «Весной 1923 года он (режиссер Морис Турнер) закончил фильм «Остров погибших кораблей», считающийся его шедевром...» и далее еще более интересное: «Это была экранизация английского бестселлера К. Мэриотта. Кораблекрушение забрасывает в Саргассово море молодую миллиардершу, приговоренного к смерти офицера и сопровождающего его детектива. Они добираются до острова погибших кораблей, которым правит жестокий бандит...» и тд. В общем, новеллизация кинофильма, снятого по книге... Вот так и рушатся кумиры.

А если учесть, что и «Человек-амфибия» всего-лишь «адаптация» романа Жана де ля Ира «Иктанэр и Моизетта», и «Голова профессора Доуэля» — тоже... Картина становится совсем неприглядной.

Р.С. Писателя зовут Crittenden Marriott.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Иоанна Хмелевская «Азарт»

Shepp, 27 августа 2015 г. 18:36

Очень специфическая книга, описывающая опыт азартных игр самой пани Иоанны, плюс легкий экскурс в историю развития азартных игр Польши. Описываются некоторые игровые методики, к которым прибегала сама писательница, рассказывается про ее удачи, неудачи, и тд. Так как не страдаю лудоманией даже близко, книгу прочитал для галочки — чтобы немного разбираться в механиках разнообразных игр, таких, как рулетка. В общем, «Азарт» можно рассматривать как мини-энциклопедию самых популярных азартных игр и, увы, не более. Специфическая вещь.

Оценка: 6
–  [  19  ]  +

Межавторский цикл «Конан»

Shepp, 19 августа 2015 г. 09:26

Силен Конан мускулами, велик ростом, упруг выею, могуч клинком булатным, лбом выпукл, волосом черен, гласом свиреп, нравом буен, чреслами выгоден. Странствует по свету Конан, мечом машет, сокровища добывает, встречных барышень любит. Магов находит — магов побивает. Маги злобные Конану попадаются. Магов Конан побивает, барышень любит, сокровища добывает. Добывает барышень, значит, сокровища побивает, магов любит... Нет, не так. Барышень он побивает, магов добывает, сокровища любит. Плачет, стучит в стенку — просит, чтобы из ленты Мебиуса вызволили его, бесконечность однотипных похождений уж так приелась страдальцу. Ан нет — говорят, будешь ходить вечно. Ад такой. Писательско-конанско-читательский, редкость там хорошая книга — все что Говард понаписал, да ранние его продолжатели — де Камп, Картер и Ниберг. Все прочее за исключениями редкими вместо бумаги для нужд оных использовать надо.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Роланд Грин «Волшебные камни Курага»

Shepp, 18 августа 2015 г. 19:33

Интеллектуальный ад как он есть, как, собственно, почти все, написанное продолжателями дела Говарда. Сон разума, помноженный на абсолютную литературную бездарность. Своего рода эталон, достойный храниться в Палате мер и весов, в разделе литературных гомункулов в банке с денатуратом. Показывать только самым достойным ценителям Конана (от 5 до 85 лет, с уровнем интеллекта около 3).

Ах да, сюжет. Есть злой колдун, который творит зло, с помощью которого хочет завоевать мир. Он творит злых демонов («Демоны, государь! Демоны!»), а Конан ликвидирует источник его могущества, пресекая злобные пла... Кто-то сказал — спойлер? И правда... Конан пресек злобные планы злобного чародея! Все-таки, какой невероятно насыщенный и необычный сюжет! Редкость. Тонкая сюжетная вязь, разумеется.

Господи, ЭТО чудовищно устарело еще до того, как умер сам Говард. А сейчас, когда развитие жанра героической фэнтези шагнуло вперед, от подобных сюжетов в стиле «наковырял из носа мыслей» хочется выть...

Впрочем, кто-то до сих пор ЭТО читает.

Оценка: 3
–  [  0  ]  +

Майкл Муркок «Майкл Кейн»

Shepp, 11 марта 2014 г. 17:46

Комок разноцветного пластилина. Безликий герой с именем популярного уже тогда актера Майкла Кейна, безликая принцесса, безликое все. Читалось с невероятным скрипом, особенно после «Повелителей мечей». Пародии не заметил. Вероятно, она тонко скрыта за типическими приключениями аватара Джона Картера.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Раймонд Чандлер «Бесконечный повтор»

Shepp, 21 июня 2011 г. 18:46

Последний роман цикла про Марлоу, опубликованный при жизни Чандлера, переделанный из неопубликованного сценария. Вконец уставший от беспросветной жизни частного детектива Марлоу берется за очередное унылое дело (никакой стрельбы по ходу пьесы, много копания в грязном белье, тягостная нуарная развязка), приводящее его к самому замечательному финалу из всех возможных:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
[в финале он собирается заключить брак с богатой женщиной, с которой у него был роман в одной из предыдущих книг цикла]
. Чандлер вовремя устроил своему серийному герою побег из дурацкой беличьего колеса сериалов. Когда-нибудь надо заканчивать, взрослеть, в конце концов, заводить бегового жеребца в стойло. Собствено, за такую концовку роман достоин высшей оценки. Р.С. Ах да, за эту концовку критики в США — честное слово, не помню где вычитал — клянут Чандлера, а издатели не включают финальный роман в полное издание цикла.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Терри Брукс «Звёздные войны: Эпизод I. Призрачная угроза»

Shepp, 4 августа 2010 г. 22:34

Сухо, как сух песок в пустынях Татуина. Такой себе бубнеж, монотонный нарратив сценария, иногда разбавленный отсебятиной автора (предварительно, ясно, заверенной Всевышним Лукасом или его присными). Только для истинных фанатов, которым можно скармливать горы, вавилоны ерунды на тему Звездных Войн, а им все мало. Перед чтением шедевра рекомендуется просмотреть фильму. Тогда будет кое-какой результат — все что автор изобразил нечеловечески скупыми штрихами, покажется... ну, местами объемным и даже кое-где живым. Кино — великая сила!

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Артём Белоглазов «Полюса, или Колесо вращает белку»

Shepp, 31 марта 2010 г. 21:23

ЛСД вращает белку

Тушим свет, бросаем гранату. Настоятельно советую найти самиздатовскую страничку автора и, придерживая глаза руками (чтобы не выкатились от ужаса), прочесть этот экзерсис на тему «Какой я бешеный стилист», а заодно поломать голову над смыслом сего опуса. Смысл (идея, или как-оно-там), подлец такой, ускользает, ну прямо чисто Борхеса читаем. Так и хочется воскликнуть: «Такой молодой, а все туда же, в Борхесы!». Ну, пускай не в Хорхе Луисы, но в модные сюрреалисты, ага. Практически ожившие картины Босха и Дали у нас в рассказе, «Бедлам-стайл» оф янг пипл, короче. Какая-то прыгающая слизь, протоплазма, круговорот продуктов жизнедеятельности, цикл рождениеумирание бла-бла-бла, нагроможденние сложноподчиненных язковых конструкций, «сложный-текст-не-для-всех», и тд.

А в общем, конечно, смешно. Если автора не сдерживать, может, он и роман в таком духе напишет, а? И тогда разверзнуться адские глубины, или небо расколется -я так думаю, Ад и Рай выглянут одновременно, чтобы выразить респект автору.

Дикий МТАшный бред.

Оценка: 4
–  [  24  ]  +

Адам Робертс «Соддит»

Shepp, 10 мая 2009 г. 22:49

И такой юмор тоже...

Очевидно, это единственная пародия на «Хоббита», увидевшая свет. Роды, кажется, были плановыми, не экстремальными, без кесарева сечения, акушерских щипцов и других ужасов — просто сроки подошли: «Братство кольца» как раз брало зачетную планку в пол миллиарда кассовых сборов, по всему миру ширилась хоббитоистерия, книги Толкиена разлетались заоблачными тиражами, так что было решено рожать, чтобы и на этом ребенке хоть что-то заработать. Кто решил — издатели или Адам Робертс, не суть важно. Ребенок вышел из чрева чистеньким и прилизанным, и с ходу, напялив фрак, заговорил правильными фразами с кембриджским акцентом, пытаясь ошеломить нас градом пресных шуток, бесформенных диалогов и досадливо дурацких сюжетных положений.

Скучно, не смешно, вон со сцены!

Нет, положительно непонятно, какую задачу ставили перед автором издатели, и чего он сам собирался изваять. Создалось впечатление, что автор при желании может неплохо сострить, но что-то (страх перед высоколобыми интеллектуалами? Перед потерей части женской аудитории? Попытка держаться в русле политкорректности? Или, все-таки, банальное отсутствие таланта?) его все время тормозило и заставляло гнать преснятину для язвенников. Нет, все начинается неплохо — в общем, само название книги (в оригинале the Soddit) является суровой напалмовой шуткой и открывает простор для напряженных размышлений на разнообразные темы. Не смешно, но, как говорится, прикольно. Тем более, что по ходу выясняется — ареал обитания соддитов называется Соддлсекс (прилагается карта). Ну, а дальше... А дальше ничего. Дальше книгу, практически, можно давать детям. Не может Робертс обыграть ни одной толкиеновской сцены так, чтобы вызвать хотя бы улыбку. Он практически не пошлит (скажем так — не шутит грубо), а если и ступает на эту стезю, то делает это робко, как хоббит. Хорошо, нет пошлости — подайте нам искрометность в стиле Асприна и Дугласа Адамса. Ан шиш. И этого нет. Есть какой-то несмешной капустник, занудный, без меры растянутый балаган, наполненный унылыми лицедеями, которым от природы не дано «зажигать». Это и тролли, ставшие трансвеститами, и гоблины, ставшие курлыкающими гоблиндюками, и мизантропичный философ Соллум, разбухшие терки с которым занимают, кажется, больше места, чем в оригинальном «Хоббите», и говорящие пауки-марксисты и дрозд-рэпер, воображающий себя чОрным вороном по имени Эми Нем. И дракон Слог — интеллигент в седьмом колене. А диалоги... бесконечные абсурдные диалоги, растущие корнями из творчества «Монти-Пайтонов». Только автору невдомек, что «Монти-Пайтоны» обладали искрой Божьей, а у него с этой искрой жесткий напряг. А без искры все его диалоги превращаются в бессмысленную труху, их хочется промотать в ускоренном режиме и никогда, никогда больше к ним не возвращаться. За всю книгу смешно было ровно один раз, когда гномы гостили у Биорна (у Беорна, соответственно). Да, финальная битва описана как БИТВА — т.е. почти без иронии: имеем натуральную мясорубку, в которой соддит Бинго ловко орудует мечом. Зачем так? Неужто совсем ничего в голову не лезло?

В общем, сплошное разочарование, этот Р.Р.Р.Робертс. От английского литератора, вскормленного на традициях юмора Вудхауза, Во, тех же «Пайтонов», стоило ожидать вещь куда более лихую. Однако Дугласы Адамсы и Пратчетты — штучный товар. Мы же имеем дело с кулинаром, чей уровень — обыкновенный парафиновый гамбургер из фаст-фуда.

Вердикт, самый страшный для любой пародии: НЕ СМЕШНО.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Роберт И. Говард «Кулл. Первоначальная серия»

Shepp, 1 мая 2009 г. 14:53

Король Кулл

Отличный цикл, жаль только, короткий, без логического завершения. Упадочный мир Валузии объемно показан, прямо таки стереоскопично. Ну и царь... Не похож на Конана почти, есть конечно общие черты (включая схожие габариты и дикарское происхождение) — вспыльчивость, подозрительность, склонность к распитию спиртных напитков на рабочем месте (на Топазовом Троне Валузии), в остальном же — другой человек, верней даже — Человек, не сюжетная функция. Некий диктаторский аскетизм в нем, погруженность в государственные заботы, отсутствие личной жизни. Конан даже на троне уверен в себе, Кулл же тяготится обретенной властью, весь в сомнениях — верной ли дорогой веду страну и народ? Прав я или не прав? А если не прав, так, может, все бросить, и — на волю, в пампасы? Но не бросит — он человек ответственный, и изначально подан как царь, вынужденный всеми силами удерживать трон от посягательств разных негодяев, причем вездесущие змеелюди среди них не самые страшные. Куда хуже властолюбивые дворяне и диссиденты вроде поэта-песенника Ридондо, сочинялки которого «сводят людей с ума». (Ничего не напоминает из нашего близкого прошлого?) Кулл, бедняга, практически параноиком стал от этих интриг. Как тут развивать страну, когда интриганы идут плотными косяками, а за каждой дворцовой драпировкой мерещится по киллеру? В общем, сложная жизнь у царя, нервная, невеселая. А ведь он еще не чужд гуманизма — вот, Ридондо опять же не захотел на фонарном столбе вешать (на свою беду). В общем, искренне жаль человека, у которого на плечах такой груз.

Касательно рассказов, то лучший, считаю, «Сим топором я буду править!» — утверждение власти с помощью вынужденного насилия, и «...Не хотите сражаться — повинуйтесь». Кратко, жестко и по делу.

Ну, а за фразу, раскрывающую всю абсурдную сущность «творческой интеллигенции»: «Потому что он поэт, а поэты всегда ненавидят тех, кто стоит у власти, и прошлое им кажется лучше настоящего» цикл заслуживает... практически максимальной оценки :)

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Джек Уильямсон «Космический легион»

Shepp, 14 марта 2009 г. 22:35

Черно-белое кино

Сложно читать такое всерьез. Старинные космооперы удивительно наивны и монохромны, по крайней мере, эта-то действительно выглядит черно-белой, кажется, по страницам вот-вот побегут полосы, как от старой заезженной кинопленки. Театральный наигрыш наивных двухмерных героев не умиляет, реквизит проржавел и побит молью, антуражные задники пестрят дырами, сквозь которые просвечивает ужасное настоящее с коллайдером, «демократией» и пельменями с начинкой из «натуральной мясной сои». Наверное, книги такого уровня можно запоем читать только в детстве, лет в 8-12. Тогда и мостик звездолета «Пурпурная мечта» не будет кощунственно напоминать дребезжащую кабину трактора «Беларусь», и разумные летающие медузы зеленого цвета перестанут вызывать улыбку, и дурацкий персонаж с фамилией Хабибула (толстяк, алкаш и паникер) не покажется клоуном-буфф, Патом-Паташоном в военном комбинезоне.

А в общем, все зависит от меры таланта. Ведь Эдмонд Гамильтон, стартовавший едва ли не раньше Уильямсона, писавший в схожем ключе и на схожие темы, читается до сих пор…

Р.С. А потом пришел Кэмпбелл и придумал настоящую научную фантастику.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ян Флеминг «Доктор Но»

Shepp, 3 марта 2009 г. 23:17

Шпионская фэнтези

По мне, это лучшая книга серии, апофеоз книжной «бондианы». Во-первых, здесь почти нет свойственного Флемингу навязчивого тягостного «русофобства», во-вторых — сюжету свойственны редкостная динамика, напряжение (местами зашкаливает за 220 v.) и эдакая здоровая доза отмороженности. Так и представляешь — сидит, строчит старик Флеминг, хлоп из фляжки коньяка — поржал, и снова тарахтеть на пишмашинке. Юмора, тем не менее, в книге не предвидится. В этом весь гений Флеминга, он как никто другой умел упаковывать бредовые (ну, пускай неправдоподобные, сказочные) сюжеты в крайне правдоподобную, серьезную до сведения скул упаковку. А какие у него злыдни! Загляденье! Безрукий кощей Доктор Ноу (в миру — респектабельный добытчик сверхценного гуано) — натуральный Черный Властелин, баюкающий злобные планы в подземном логове, которое выстроил на частном острове (читай — в Стране Мрака). У него свои орки — очень неполиткорректные по нынешним временам негрокитайцы, мобильный огнемет (Барлог, ты?), а в качестве домашних зверушек — ядовитые пауки и плотоядный осьминог. Вопрос на засыпку — что случится с этим Властелином, когда на остров явится Кона… э-э, Джеймс Бонд? Ответ — засыпка. (Черт, это практически спойлер! :)

Шпионства — как почти везде у Флеминга, здесь кот наплакал. Какие там микрофильмы, слежка и дОбыча секретных документов! Бонд занимается тем, чем привык «с детства» — разведкой боем, с гиканьем вламываясь на территорию противника и наводя там шороху. Секретный агент, говорите? На фиг. Его, болезного, вычисляют на первых страницах — как и по всему сериалу. Читать, тем не менее, интересно, просто нужно настроиться на жестокую сказку. Ну и девушка, опять же. Ханничайлд Райдер, Тарзан в юбке — кажется, самая обаятельная из всех бондовских пассий. У нее сломанный нос, представляете? К тому же она неимущая сирота. Вот так и живет, бедняжка... Жалко ее, честное слово.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Пол Андерсон «Конан и Секира Света»

Shepp, 2 июля 2008 г. 23:49

Честно говоря, среди романов о Конане добротных, качественных немного. Совсем немного. Этот — как раз из тех немногих. Изящная демонстрация того, что бывает, когда за избитого (ногами бездарных авторов) серийного героя берется талантливый писатель, а не алчный до денег поденщик.

Отправная точка — новелла Говарда «Королева Черного Берега»: Конан встречает женщину-пирата Белит, и пиратит с ней, попутно крутя любовь, пока та не... Вот о том, что случилось, пока она «не», и рассказывает Андерсон, как обычно — весьма детализированно и обстоятельно. Говардовская Белит — женщина-головорез, у Андерсона превратилась в политкорректную, страдающую мстительницу: стигийцы, как водится, вырезали ее семью, а брата увели в полон. Сложим два и два — брата надо выручать, а стигийцев — проучать. А тут как раз рядом — последняя модель киммерийского Терминатора. Вперед! Ведомый любовью к Белит, Конан крадется, проникает, убегает, прыгает, стреляет, короче, совершает обзорную экскурсию по просторам Стигии, бьет маленько пустынных упырей, выцарапывает из лап монстровья аццкий артефакт, а в конце выступает против стигийских агрессоров с небольшой армией (Сет плачет, стигийские маги зряшно ищут на бритых головах волосы, чтобы их вырвать). Прописано все на удивление «вкусно», видимо, Андерсон просто не умеет халтурить.

Получился очень... хм, энергичный, спрессованный роман. Да и Конан в этой истории напоминает живого человека (иногда) — есть тут у него некоторые рефлексии...

Жаль, что Андерсон не возвращался больше к этому герою.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Александр Тюрин, Александр Щёголев «Доктор Джонс против Третьего Рейха»

Shepp, 2 июля 2008 г. 22:12

Замечательная романизация великой Трилогии! (Это все же трилогия, четвертый ребенок получился бастардом и о нем умолчим.) После прочтения возникают примерно такие чувства: ух, ах, эх! Авторы просекли главную фишку киносериала про Инди — ироничность, иногда откровенную пародийность действа, и перенесли ее на бумагу. Роман сочится скрытой, а чаще откровенной иронией, вышибая ностальгическую слезу по временам подвальных видеосалонов, и действие оживает, не скатываясь к механистичному повторению «фильма»: он ударил, побежал, крикнул, чем грешили «американские» романизации — сухие, как столетняя таранка.

Сюжеты трех фильмов сцеплены вместе, по авторам, Ананербе сунула арийский нос даже в подземелья фанатичных поклонников Кали, а Чашу Грааля пыталась добыть раньше, чем Ковчег. «От себя» добавлено очень много, но сделано все со знанием дела (в т.ч. исторических реалий, также спрыснутых иронией) — есть даже отдельная «историческая» часть, посвященная Ковчегу Завета.

Из недостатков — все же здорово затянуто (500 стр. убористого текста — шутка ли!), под конец интерес спадает, хотя предфинальная сцена, где плененный Инди, цитируя Воробьянинова, требовал от стражника бастурму и бешбармак («Открывайте! Я семь дней не ел!»), а получил в результате прикладом винтовки ( «Вот тебе бастурма! Вот тебе бешбармак!»), вызвала хохот.

Вердикт: русский Индиана Джонс — это не их Индиана Джонс, это намного круче. И интереснее. Скажем так: это Индиана Джонс в стиле Остапа Бендера.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Лайон Спрэг де Камп, Лин Картер, Кэтрин Крук де Камп «Сталь и змея»

Shepp, 26 июня 2008 г. 22:59

Старательно-показательная романизация первого и лучшего фильма о Конане, которую провернули сами отцы-основатели сериала. К говардовской Хайбории сюжет имеет касательство весьма отдаленное, да это и не важно. Сценарий-то писал сам Оливер Стоун, просекший и где-то повторивший творческие примочки самого Говарда. Плюс эпизоды и герои из «Классической саги», которую как раз и «дополняли» Камп с Картером. Падение в древнюю гробницу — это «Тварь в склепе», Валерия — «Красные гвозди», распятие на дереве — «И родится ведьма», культ змеебога — «Час дракона», а Тулса Дум — это Тот-Амон, стигийский «нехороший человек», немало насоливший Конану. Кино с фиговейшей, но от этого неимоверно достоверной игрой Шварценеггера получилось шедевральным, а вот книга... К качеству не предерешься, но из-за абсолютной предсказуемости (кино-то все смотрели!) читать неимоверно нудно. Монументальную цветастую фреску фильма, с его редкими диалогами и почти медитативным, затягивающим ритмом авторам, при всем их таланте, в романе отразить не удалось (вопрос — «Было ли возможно?» — пускай повисит в воздухе до лучших времен :).

P.C. Интересно, преследовало ли Кампа и Картера дежа вю, когда они писали эту книгу?

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Лин Картер «Каллисто»

Shepp, 22 июня 2008 г. 13:09

Регрессивный цикл, если брать творчество Картера вообще. После Тонгора — ну, его можно было представить литературной разминкой — написать вот ЭТО... И продолжать ЭТО почти до конца 70-х... Что-то вроде стилизации под классику, при этом какая-то болезненная невозможность создать что-то свое, оригинальное в заданном Берроузом жанре — «Земной герой на другой планете со шпагой наперевес».

«Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами побываем на очередном Барсуме, который здесь называется Каллисто. Местного Джона Картера играет Джон Дарк (сдержанные аплодисменты), его друга, вождя бродячих зеленых марсианских троглодитов Тарс Таркаса, играет вождь бродячих насекомовидных каллистиан Коджа (вялые аплодисменты), роль принцессы Деи Торис исполняет заслуженная артистка Каллисто принцесса Дарлуна (бурные аплодисменты, все встают). Черных Пиратов Барсума у нас изображают... Небесные Пираты Каллисто». И далее по тексту. Даже потеря принцессы «заточена» под финал второго тома серии Берроуза, при этом злодей «...улыбался мне холодной улыбкой, и торжество сияло на его злобном и хитром лице». Дальше, выручив-настучав-женившись и исчерпав все первичные сюжетные ходы Берроуза, автор обращается к другим героям... и трафаретная жвачка, завернувшись лентой Мебиуса, продолжается.

Из плюсов — Картер стремится соблюсти некое «наукообразие» в описаниях «дивных народов Каллисто» и механизмов вроде «летающих кораблей», оснащает текст многословными сносками. И то верно — 70-е годы двадцатого века на дворе!

Р.С. По-моему, это «дно» подобных стилизаций. Даже «Скорпион» Балмера и «Майкл Кейн» Муркока лучше. (Самое интересное, авторы, чтобы не мараться, выпускали эти серии под псевдонимами.)

Р.Р.С.

Нет, случайные люди такое не читают. Это читают дети и упертые маньяки героической фэнтези вроде меня :)

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Лайон Спрэг де Камп «Конан и бог-паук»

Shepp, 17 июня 2008 г. 21:16

Забавно наблюдать, как трансформируется образ Конана от автора к автору. Кажется, самый гипер-крутой, из тех авторов, кого читал, он у Елены Хаецкой (Дуглас Брайан): чуть что не так — хрусть в зубы! А вот у отца-основателя «конанианы» де Кампа в «Боге-пауке» напротив — Конан кажется разбитным полуинтеллигентом, который берется за меч, только если его вынуждают. Другой Конан, не тот, что шагал по страницам «дописок за Говарда» и оригинальных повестей де Кампа и Картера в 50-60-е. Это хорошо, Конан — парадоксально — иногда кажется живым человеком, с чувством юмора, вообще с чувствами.

С избитым сюжетом автор разделался рукой профессионала, он точен в деталях, но не разменивается на мелочи и, уважая Говарда, не допускает фантастико-шизофреничных сюжетных положений, как Стив Перри или Роланд Грин, которые превратили Вселенную Хайбории в полную несусветицу и коммерческий отстойник). Читателя ждет Ужасный Храм с Огромным Пауком и бандитствующими жрецами, немного любви и мести (как же Конан обошелся с подлой девицей в конце книги!). Действие развивается быстро и не успевает наскучить — роман короткий, и это одно из основных его достоинств.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Эдмонд Гамильтон «Капитан Фьючер»

Shepp, 7 июня 2008 г. 13:03

Комикс 40-х. Этим все сказано. Текстовый комикс. Некоторые люди, писавшие отзывы, этого, видимо, не просекли. «Научно-фантастический» (в тогдашнем понимании) комикс, написанный в эпоху комиксов, когда НФ только зарождалась. По-моему, Гамильтон писал этот наив для подростков, ведь параллельно он создал такой гипершедевр, как «Звездные короли» — как говорится, почувствуйте разницу! В несколько похожем ключе позднее работал Азимов в серии про Лакки Стара, которую наши любители НФ также клянут как «халтуру», не разобравшись в сути. Ну детские это книги, детские! Для американских детишек ТОГО времени, о которых поведал Харлан Эллисон в «Джеффти пять лет»: Супермен, док Сэвидж, капитан Фьючер. Сороковые, пятидесятые годы. Хорошую подростковую НФ писал тогда, наверное, только Хайнлайн. Ну а наши издатели в начале 90-х преподнесли романы про Фьючера как «новые увлекательные боевики Эдмонда Гамильтона», хотя издавать их следовало под грифом «фантастика для детей».

Единственный рассказ этой серии заслуживает высокой оценки — иронично-пародийные «Мои бедные железные нервы». Прочее малочитабельно, кстати, как и Лакки Старр Азимова.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Роберт Асприн «Шуттовская рота»

Shepp, 11 апреля 2008 г. 12:55

Довольно забавный роман, который имеет такое же отношение к милитари-фантастике, как курица — к самостоятельным полетам через Ла-Манш. Это, скорей, развернутая сатирическая иллюстрация работы профессионального психоаналитика — поскольку капитан Шутт, приняв в свое командование роту разноплеменных и разнополых солдат, три четверти книги занимается именно что «психоанализом», отечески беседуя с подчиненными, стесывая между ними «острые углы» и помогая им разобраться в себе, избыть комплексы и тд., чтобы заодно и самому измениться в лучшую сторону. В общем, не будь книга сдобрена определенной дозой юмора (до МИФов очень далеко!), читалась бы как скучноватая диссертация на тему «Роль командира в воспитании солдат».

Р.С. Типично для американской политкорректной фантастики — в роте женщины, негры, инопланетяне и азиаты. А лейтенант (мужчина! :) тянет «бремя белого человека», бедняга. Мало того, он еще практически аристократ. Даже для юмористической книжки — чересчур. :biggrin:

Р.Р.С. роман «Воспитания и развлечения», взгляд сбоку.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Фриц Лейбер «Серебряные яйцеглавы»

Shepp, 23 февраля 2008 г. 12:52

Своеобразная и достаточно вязко читаемая сатира на ту часть шоу-бизнеса, которая именуется «издательской деятельностью» и — хе-хе — «писательской деятельностью». Именно «деятельностью», поскольку творцы масскульта — что издатели, что их подпевалы-писатели исключили понятие «свободы творчества» из процесса рубки серо-зеленой капусты. Автор доводит ситуацию до антиутопического абсурда, превращая «писателей» в ненужный придаток, пустоголовый бренд словомельниц, взятых напрокат из «1984». Ходить на работу «от и до», пробивая учетную карточку, надевать личину «бренда», придуманного издательством, пусть даже этот бренд делает из тебя кретина. Но жажду истинного творчества не заглушить хрустом серо-зеленых купюр! Даже самый последний кропатель «некромантовщины» иногда хочет сотворить что-нибудь... настоящее, то, что идет от сердца, а не от кармана. Но что случится, когда словомельницы будут уничтожены?

Заморочки автора с bdsm слегка напрягают: Элоиза Ибсен — ну в точности маньячка Саманда из «Мечей Ланкмара»... Оно конешно гротеск, однако такое «постоянство» автора наводит на размышления :biggrin:

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Лин Картер «Тонгор»

Shepp, 15 февраля 2008 г. 12:40

Не просто вторично, но вторично в кубе (шестерично, видимо). Винегрет мелкой нарезки из Конана и Кулла (герой), Барсума (антураж), и «творчества» Блаватской (о чем честно пишет в послесловии сам автор). Летающие лодки, монстрюки, динозавры, во-от такенные мечи и красавицы с во-от такенными... Гм. Злодеям не хватает только таблички на лбу: «Черный злыдень». Квинтессэнция героической фэнтези в том ее подразделе, который относится к подростковой попсе. Все серьезно до сведения скул, однако там где Говарду удавалось создать «нерв», сильную сцену, у Картера проскальзывает фальшь. Переизбыток абсолютно стандартного предсказуемого действия и однозначных героев начинает утомлять уже с первой книги. Впрочем, вполне очевидно, что такой интеллектуал-редактор, как Картер, писал подобные опусы осознанно. Цель была ясная — заработать денег. Кроме того — тс-с! — говорят, что в написании романов принимала участие его супруга.

Тем не менее — спасибо тем, кто издал этот сериал на русском языке. В конце-концов, это классика.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Роберт Джордан «Рог Дагота»

Shepp, 14 февраля 2008 г. 21:29

Беллетризация кина про КонанА. Фильма за нумером два, «Конан-разрушитель». От мрачных оливерстоунских пассажей второй фильм отличается неприкрытой детскостью и повышеной китчевой попсовостью (снимали шоу для подростков, как того захотел продюсер де Лаурентис). Потому и провалился. В книжке, замечу, этого почти не чувствуется — она в духе всех «конанских» опусов, что предложил читателю хищный американский издатель в 80-е и 90-е: вязкое разноцветное варево с чудищами, бой-женщинами, сексуальной королевной-злодейкой и читаемым между строк посылом автора: «Скока мне за это заплатят?» Этап эволюции автора по имени Роберт Джордан, чья «санта-барбара» про Колесо времени еще варилась в подкорке.

Только для мужественных фанатов «конины».

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Дэйв Волвертон «Выбор принцессы Лейи»

Shepp, 14 февраля 2008 г. 16:08

Талантливый автор — талантлив во всем. От мрачного «реалистично-экологического» киберпанка «На пути в рай» Волвертон легко перешел к яркой фэнтези вселенной «Звездных войн». И получилось! И не просто получилось — на мой взгляд, это одна из немногих книг сериала, в которой удалось передать удивительную сказочную — и вместе с тем аутентичную — атмосферу киношных «ЗВ», которую нагло проигнорировали — или просто не смогли повторить почти все авторы цикла вроде К. Андерсона, Р.М. Аллена и даже Тимоти Зана. Легкий юмор, иногда переходящий в подтрунивание над читателем (зрителем), харизматичный злодей — ах да, злодейка: местный аналог Дарта Вейдера — старуха Гетцерион; атмосфера таинственности, которая окружает запретную планету Ночных Сестер; стайки ручных ранкоров, которые у Ночных Сестер вместо собачек. Автор даже феминисткам потрафил (либо посмеялся над ними) введя в сюжет сразу две матриархальные цивилизации и швырнув меж их жерновов Хэна, Лею и Люка. Нашлось место и космическим боям, и любовной линии.

Не халтура.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Лайон Спрэг де Камп «Демон, который ошибался»

Shepp, 14 февраля 2008 г. 14:38

Бедняга демон. Интеллигент и философ у себя, и ужасное чудище-болван — в мире людей. Ну никак не удается ему раскусить логику человеческих поступков, из-за чего и происходят с ним всякие забавные и трагические приключения. Чаще, конечно, трагикомические, с оттенком черного юмора и сатиры на человеческий муравейник. Другой писатель создал бы на этот сюжет какое-то беззубое юмористическое сюсюканье в стиле «ути-пути», но только не де Камп! Автор жестко стелет. Одно нашествие каннибалов чего стоит!

Слабонервным и любителям инфантильного юмора в стиле «сахарок и патока» не читать!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Джон Маддокс Робертс «Конан и сокровища Пифона»

Shepp, 11 февраля 2008 г. 13:23

Читал-читал, и примерно после трети романа осознал, что Робертс внаглую перепел «Копи царя Соломона» Райдера Хаггарда. В роли Аллана Квотермейна — Конан, и вся сюжетная линия практически без изменений. Нет, понимаю, когда авторы начинают играть с классикой, поворачивая ее под разными углами, искажая и встраивая в оригинал свои психопатологические, конспирологические и просто отсебятенные сюжеты, как Фармер или Прист. Но к чему было переписывать классику почти слово в слово? Никакой литературной игрой тут и не пахнет. Поделка ради денег. От довольно талантливого автора. :insane:

Оценка: 1
–  [  16  ]  +

Эдгар Райс Берроуз «Боги Марса»

Shepp, 10 февраля 2008 г. 23:49

Джон Картер возвращается на Марс! Опять голышом, все отобрал неведомый астральный ветер, но теперь-то он дома, где даже стены помогают! Наш супергерой вместе с зеленым человеком показывает мать Кузьмы сперва растительным человекоядным людям, потом белым лысым людям, потом черным страшным людям, а затем частично — благородным красным людям (показ матери Кузьмы желтым северным людям отложен для третьей части). Все феерично, комиксовидно и ярко, но без кровавых подробностей. Экшен горячий как дуло пулемета, отстрелявшего боекомплект. Вперед, вперед, только вперед! Действие — по возрастающей. Джон-терминатор работает мечом как безумный: спастись, выбраться, пробиться, добраться. Победить тех, спастись от этих. Плотность действия зашкаливает. Автор, не жмотясь, плодит сущностей. И даже роняет идейку о тлетворности доминирующих религиозных культов: знатный богоборец Джон Картер совершает т.н. «концептуальный переворот» в сознании марсиан, разрушая (довольно легко) культ поклонения Иссе, опутавший липкой паутиной весь Марс. А его жрецы (потерявшие, видимо, от непомерной гордыни и излишеств все волосы) совсем не детскими игрушками занимались, кушая наивных красных (и прочих иных) марсиан на завтрак, обед и ужин и используя их сексуально (это, конечно, автором лишь подразумевается).

О расистской подоплеке может говорить только тронувшийся на почве политкорректности, ибо отъявленные злодеи — что белые, что черные люди Марса, а самые лучшие парни — это красные и зеленые (люди, даром что яйцекладущие).

Наивно, «рояльно» и искренне.

Недостатки? Тьфу на них.

Лучшая книга цикла.

Оценка: 10
–  [  25  ]  +

Джо Холдеман «Бесконечная война»

Shepp, 10 февраля 2008 г. 22:32

Смачный щелчок по отросшему буратиновскому носу «Звездной пехоты». Пацифистская по сути книга от человека, который видел настоящую войну. Любителям ненапряжного фантчтива в стиле «мне бы шашку да коня» — строго не рекомендуется, ибо не боевик даже близко, а суть конфликта с иноплами, которая открывается в конце, можно предсказать, зная, что книга написана в пику «ЗП».

Одиссея профессионального солдата, который пытается соскочить на остановке «мирная жизнь», но вынужден вновь впрягаться в ярмо, ведь человечество вложило в него деньги. А возвращение из боя — шок: для солдата в космосе прошла пара лет, для человечества — минули тысячелетия, и мир изменился непредставимо. Из ада — в ад, как сумасшедший Адам. И там плохо, и здесь не лучше. Для новых людей он — непонятный артефакт. Для новых солдат — командир-извращенец, ибо этика и мораль за это время трансформировались невообразимо. Хорошо, что для такого Адама нашлась своя Ева.

Вряд ли эту книгу можно было бы опубликовать сейчас, в годы черной, безумной и бездумной политкорректности. Думается, автор, сам того не желая, гениально предсказал девиацию морали на Западе — именно на Западе, олицетворением которых являются США.

Литература. Серьезная литература.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Эдгар Райс Берроуз «Мечи Марса»

Shepp, 10 февраля 2008 г. 20:33

Джон Картер снова отличился — решил, понимаешь, ликвидировать Гильдию убийц Марса. Ну, тут все и заверте... Да так заверте, что пришлось лететь на шайтан-арбе (нет, ЭТО не звездолет, точно вам говорю!) на марсианскую луну и там геройствовать. Экшна меньше, и — что совсем не свойственно стилю Берроуза — нет любовной линии. В общем, оно и понятно — какая уж тут линия, если главный герой удачно женат на прекрасной Дее Торис, на которую точат зубы подлые (клейма негде ставить) враги?:wink:

А в целом все как всегда. Да, все находки исчерпались еще во второй книге цикла, ну и что? Это такой стиль. Яркий наивный комикс о суперзлыднях и супергероях.

Оценка: 7
–  [  18  ]  +

Роберт Хайнлайн «Звёздный десант»

Shepp, 6 февраля 2008 г. 01:15

Если кто-то не знает (а он не знает), если кто-то не понял (а он не понял), перед нами — самая настоящая утопия. Кто сказал, что жанр этот должен быть благостным и ему противопоказаны конфликты? Так вот, этот опус — милитари-утопия: миф об идеальной (с точки зрения Хайнлайна) армии, где каждый болтик и каждый винтик занимает свое место по праву, а не по причине подковерных интриг и близости к отвертке и гайке. А сами отвертки и гайки — тоже на своих местах в ящике-мастерке, а сам мастерок — на нужной полочке. (Недостатки же и просчеты случаются «кое-где порой», и не более.) Легко прослеживается мысль Р.Х. о «сильной руке» у власти, желательно в погонах. И патологическая страсть к дисциплине, которую в новобранцев «звездой пехоты» вбивают перед строем кнутами. Герой наш как обычно у «подростковых фантастических романов» Х. — сопляк и недоросль, который по ходу книги научается «правильной» (с точки зрения Х., вкладывающего в подростковые книги воспитательный посыл) жизни от старших товарищей, причем старшие товарищи (включая молодых девушек, по-мужски активных) — как обычно у Х. — исключительно компетентны во всех профессиональных и жизненных вопросах, и напоминают мудрых роботов (а кто же еще кроме роботов будет НАСТОЛЬКО компетентен?), подспудно внушающих мысль: начальству виднее! Пройдя вместе с героем длинный путь, получаем в финале романа идеальную боевую машину, воспитанную идеальной же армией. Подчиняться старшим! Не иметь сомнений! Смотреть строго прямо! Сражаться за! С честью пасть в битве (тем более, автор избавил героя от морально-этических сомнений по поводу изничтожения врага — враг абсолютное зло, с точки зрения человечества. «Мы», человечество, — правы! Ура!

Жаль, что Х. не написал что-нибудь вроде «после победы», про то, как мается и фрустрирует такая вот боевая машина на пенсии. Впрочем, ГГ наверное не дожил до пенсии — баги затравили.

Голосую за гаррисоновского «Билла» и за роман-ответ Джо Холдемана — «Бесконечная война». Ну, и про «Эндера», конечно, нельзя забывать.

Р.С. Верховен все же простебался над этой книгой в своем фильме. Это именно что стеб. Читайте между строк, тьфу, смотрите между кадров.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Кристофер Сташефф «Король Кобольд»

Shepp, 1 февраля 2008 г. 14:42

Кстати говоря, книга эта — чистая НФ, драпирующаяся в одежды фэнтези (если вы читали еще в какой-либо фэнтези на тему европейского средневековья о генной инженерии, напишите мне! :). Провальная, как честно признается в предисловии сам автор и переписанная спустя десять лет. После отменной первой книги такого пинка от Сташеффа не ждали... На средневековом Грамарии снова неспокойно: некто, преследуя, разумеется, далеко идущие злокозненные цели, умудрился натравить на островное королевство племя кровожадных неандертальцев, которые обладают пси-способностями и рядятся в доспехи викингов. И снова Род, который на самом деле никакой не чародей, а пришелец с Земли, ищет решение проблемы. Тяжело ему без файерболов и прочих магических геджетов, но как-то выворачивается (в основном благодаря организаторским способностям, своей громогласной рыжеволосой (а вы думали, Вольха была первой, да? :) супруге-ведьме и башковитому роботу-коню Вексу).

Юмор — как обычно ненавязчивый, практически едва заметный — весьма скрашивает достаточно скучную книгу.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Гарри Гаррисон «Обычная история»

Shepp, 30 января 2008 г. 13:09

А книжица-то непростая... На Западе она издавалась как «иллюстрированный роман», типа «Веселые картинки» для взрослых: отменные иллюстрации и совсем немного текста (относительно немного). Нам же преподнесли этот опус без всяких, разумеется, картинок и на серой бумаге, и как сия повесть смотрится не в кастрированном виде, остается только гадать. Ну а без картинок — весьма вторично как для для автора «Билла» (хохма с женским бельем на мужике изрядно замшела), однако местами весело. Такая себе зубастая развлеку(ха-ха)ха с очередными пинками в зад тупоголовой военщины (командования, разумеется) и армии вообще. Феерия абсурдно-юморных приключений на не слишком враждебной (а верней — вынужденно-враждебной) планете. Хотя неглупый бедняга Парртс, который обладает «талантом» сексуально завлекать лиц обоих полов от мала до велика, и не знает, как от этого избавиться, это, конечно, забавное (и душеразрывающее, как говорил Иа) зрелище.

Однако сдается мне, что в этот раз Гаррисон все же писал большие подписи к красивым картинкам.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Алекс Орлов «Тени войны»

Shepp, 13 января 2008 г. 01:02

Сюжетно-стилистический конструктор-шедевр «Клокочущая пустота», двадцать чугунных кубиков. Рекомендуется детям от пяти до семидесяти пяти лет с целью развития мускулатуры верхних конечностей. Кубики можно перемешивать в любой последовательности, извлекая из них глухой перезвон, стук, грюк и цимбальный грохот «боевого металла», складывать пазловины с клоновидными портретами главных героев цЫкла: Джонов, Джерри, Майклов, Мэри и тд, и размытыми, невразумительными картинками «звездных битв» и наземных сражений. Кубики пропитаны несильным запахом ружейной смазки, человеческой крови и джеймсбондовского напитка «Мартини» (взболтатьнонесмешивать). С кубиками рекомендуется играть под мат и ор сержанта из «Цельнометаллического жилета». Если перемешивание кубиков перестало «вставлять» вашего ребенка, посадите его перед репродукцией «Черного квадрата» Малевича на срок от двух до пяти часов, после чего — проверено! — увлечение кубиками возвращается.

Безусловный шедевр кубикостроения! Чита... э-э, играть обязательно!

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Гарри Гаррисон «Теперь ты — Стальная Крыса»

Shepp, 12 января 2008 г. 02:42

По-гаррисоновски остроумная, однако лишенная изящества книга-игра, пройти которую можно за пару-тройку часов. К тому же очень простая, за исключением небольшого лабиринта в середине сюжета (кстати, из него легко выбраться без всякого карандаша и бумаги). Нет инвентаря, нет и кубиков, которые определяют урон от ударов, нет и собственно боев (это юмор, юмор, еще раз юмор!). Фатальные шаги героя не вызывают его гибели: милосердный автор просто переносит вас к предыдущему пункту и настоятельно рекомендует выбрать единственно верный шаг. Тем самым, изрядно понижая градус интереса к прохождению квеста и превращая его просто в занимательное (или не очень занимательное) чтение весьма условно сцепленых между собой эпизодов, окрашенных в пародийные и юмористические тона (о сюжете скромно умолчу: он не играет.... то есть он тут вообще не при делах). О многовариантности, конечно, и речи быть не может; некоторые эпизоды повторяются слово в слово с разными персонажами.

Гаррисон писал это дело, разумеется, для детей и подростков, хотя отдельные шуточки имеют весьма фривольный оттенок. Тем не менее, юмор его, хоть и простоватый, хоть и оскопленный возрастными ограничениями, почти всегда на высоте. Просто примите правила игры, и вы получите от книги удовольствие.

Ах да: героя все время норовят обжулить. Такие уж нравы на планете-тюрьме.

Приготовьтесь! Вас ждут Арбутнот Отверженный, Сейди-Садистик, Волосатый Гарри — Убийца Каннибалов, огромный поющий кабан и ужасное чудище Зеленый Пупок!

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Джон Уиндем «День триффидов»

Shepp, 11 января 2008 г. 17:22

Нэ-э-э... Опустевший Лондон... Одинокие обезумевшие слепцы (а кто их просил наблюдать за звездопадом?) Звезды — злые осы: так будут говорить отныне уцелевшие. Апокалипсис на улицах, апокалипсис в стране, апокалипсис в мире и в людских душах. Подвиньтесь, людишки! На арену выходим МЫ — хищные трехметровые и вечно голодные триффиды — гибрид венерина башмачка и ваших самых диких кошмаров об оживших джунглях. Корни? Вы сказали — корни? О нет. Мы прекрасно передвигаемся по земле. Отныне люди — наша законная добыча, ведь мы питаемся вашим мясом. Слепые скулящие котятки... Не надо метаться, больно будет только один раз и недолго. Сегодня наш день. Наш день? Нет, с сегодняшнего дня настает наша эра! А те, кто выжил, те, кто не смотрел на звездопад и сохранил зрение — прячьтесь по углам как крысы! И грызитесь между собой за жратву, за женщин, за крупицы власти... Рассуждайте об экологии и месте человека во Вселенной, пока мы жрем ваших сородичей. И не найдется на нас Гордон Фримен в этой истории.

Проверьте на всякий случай ваш горшок с геранью. А вдруг и она тоже... В темноте, когда вы выключаете свет... ваша герань... Вы уверены, что в темноте, когда вы выключаете свет и не можете разглядеть даже кончик собственного носа, она не начинает ШЕВЕЛИТЬСЯ?

В опустевшем комплексе «Блэк-Меза» мигает тревожная лампочка: «Биохазард!»...

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Дж. Р. Р. Толкин «Сильмариллион»

Shepp, 8 января 2008 г. 23:56

Бивисонепрожевательный, местами заунывный и ужасающе мрачный, иногда занудный, иногда воспаряющий ввысь на светлых крыльях, документальный по ощущениям эпос, подбивающий итог всему творчеству Толкиена. Мерило вашей толкиенутости и общего развития: осилите почти четыреста страниц мрачных легенд и сказаний в огромных тяжелых абзацах, набранных убористым шрифтом, или нет? (Осилите, тогда, может, и до «Старшей Эдды» с Гильгамешем доберетесь, о метаистории задумаетесь и узнаете мимоходом, что пса Гарма и Гнипахеллир не Перумов придумал :biggrin: ) Сколько людей, прочитавших ВК запоем, споткнулись на суровом и недружелюбном Сильме, этом растянутом прологе ВК? (Тс-с-с! Легион!) Что, и вы не осилили? Н-да, снова в первый класс, за одну парту с Сальваторе и Перумовым! Когда поумнеете, вернетесь. Впрочем, поумнеете ли? Расслабьтесь, попсятники, вам налево, в кислотно раскрашенную дверь с надписью «Современный фэнтези-боевик». А ведь в «Сильмариллионе» есть и война, и предательство, и история любви... Турин Турамбар, Берен и Лучиэнь... Любовь... светлая такая, без современных извратов. Старомодная. :frown:

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Роберт И. Говард, Лайон Спрэг де Камп, Лин Картер, Бьёрн Ниберг «Конан. Классическая сага»

Shepp, 8 января 2008 г. 20:08

Можно, как Кинг в «Пляске смерти» говорить о сексуальных и иных фрустрациях, лежащих на поверхности рассказов Говарда. Или как Сапковский в «Варенике» рассуждать о том, что читатели Конана — импотентные слабаки. Но, сдается мне, есть читатели, для которых говардовский Конан, это утопический гимн абсолютной воле и абсолютной — анархической! — свободе, которой мы все лишены. Сегодня — бродяга, завтра — грабитель и вор, послезавтра — пират, наемник, беглец и самозванный вождь дикарского племени. И постоянно — азартный игрок в кости с судьбой. И повсюду — свободный человек, который настойчиво и утопически, с неиссякаемой энергией прогибает мир под себя, стесывая все острые углы, которые мешают двигаться. Потому и читается эта серия (Говард, плюс его последователи Камп, Картер и Ниберг), несмотря на... скажем так, сюжетную скупость многих рассказов. Утопия жесткого и рассчетливого, но не лишенного врожденного благородства Человека Свободного (Ницше, о да!:lol: , который в финале связывает себя по рукам и ногам ответственностью правителя самого могучего в Хайборее королевства.

А жемчужина серии, единственный «конанский» роман, принадлежащий перу самого Говарда «Час дракона», в котором Конан-король охотится за артефактом, по мощи не уступающим Кольцу Власти, чтобы спасти Аквилонию, а заодно и весь мир.

Классика, да.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Сергей Жарковский «2-Герой-2»

Shepp, 8 января 2008 г. 17:08

Три захода впустую. Не смог одолеть ни тогда, ни сейчас, семь лет спустя, хоть вроде и остроумие брызжет, и язык на «...ять». Книга написана виртуозно, но чрезвычайно тяжеловесно, обстоятельно (зачем такая обстоятельность в юмористической фантастике — не пойму, разве что чтобы до листажа догнать), а шутки разного калибра не вызывают улыбки. Вообще перед нами редкий образец качественной — но не слишком занимательной абсурдистской юмористической фантастики в стиле... Слыхали про «Летающий цирк Монти-пайтона»? А особливо «Монти-пайтон в поисках Святого Грааля»? Вот примерно такой юмор: «...а потом срубить самое толстое дерево в нашем лесу этой селедкой! — Нет, Рыцари, Которые Говорили «Ни!», селедкой мы не будем рубить!» — после чего поскакали дальше на воображаемых конях. Но кино с гиком пробегается за полтора часа, а книга читается гораздо дольше. Или не читается. Лошади воображаемые (несмотря на доскональное описание фантастических прибамбасов — да, автор дилогии профи в этих вопросах, и пиши он просто фантбоевики — был бы, наверное, по достоинству оценен). Ситуации — почти «селедочные». У Дугласа Адамса (большущего друга «Пайтонов») в «Автостопом» вроде схожий юмор, однако...

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Тимоти Зан «Чёрный спецназ»

Shepp, 7 января 2008 г. 22:01

А собственно... Те, кто играл в «Коммандос» от «Пиро-студиос», примерно могут представить, что их ожидает в дилогии «Черный спецназ»-«Черная молния» (вторая книга — не финал, однако дальше автор серию не продолжил, очевидно, по причине вялой раскупаемости романов Р.с. Только что увидел, спасибо сайту — продолжение вышло спустя двадцать лет — рассказ или новелла): каменнолицие коммандос, накачанные тайным анаболиком, ускоряющим реакцию и вообще способности организма, вершат правосудие сперва на далекой планете, а потом и на Земле-матушке, действуя против инопланетян-поработителей. При этом — как истым стройбатовцам — огнестрельного оружия им не выдают, а пользуются они арсеналом ниндзя — сурикенами, нунчаками etс. Подробнейшие описания их «акций», инфильтраций и эксфильтраций составляют обезжиренную мякоть дилогии. Разумеется, на развитие характеров, взаимоотношений и «чуйств» места не остается, но Зан и не ставил перед собой такой цели, создавая достаточно добротный милитари-боевик. Описания акций, увы, весьма суховаты и написаны без, что называется, «огня» и выдумки, отличавших, к примеру, военные детективы раннего Алистера Маклина, а излишняя обстоятельность представляется ненужной, и частенько пробудившийся к роману интерес тонет в нагромождении сухих, как опаленый солнцем пустыни Сахара песок потоков описаний о том, кого именно и как в данный момент ГГ гвоздит стальными нунчаками. Интересны люди-коллаборационисты, добровольно «обращенные» инопланетянами на верную псиную службу без возможности восстать. Сами рекриллы кажутся чересчур толерантными и недалекими, неспособными предвидеть дальнейшие шаги спецназа, которому удается выворачиваться из самых безвыходных ситуаций.

В общем, эти ранние книги Зана, предопределившие все его творчество успешного автора «милитари-сайнс-фикшен». Голосую за сериал «Кобра» — лучшую на сегодняшний день вещь этого автора.

Ну как, есть среди читателей Зана любители головоломных «Коммандос»?:biggrin:

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Михаил Ахманов «Конан»

Shepp, 7 января 2008 г. 18:54

В мутной серии домодельных (местечковых) русских Конанов середины 90-х книги Ахманова (Майкл Мэнсон) выделялись, яко белые лебеди на пруду среди уток. Крепко, профессионально сделанные (пусть и говорят, что о Конане писать легко), написанные достаточно увлекательно (а это непросто сделать, когда пишешь о таком сработанном персонаже, как Конан), с туго завернутой пружиной сюжета (автор избегает стандартного : «пришел, увидел, нарубил»), с полагающимся экшеном, монстрами и толикой философии (искания Конана в области митраистской религии — в кои-то веки Конан стал рефлексировать!). Много лучше большинства англоязычных «продолжений». Отсебятина, отход от «говардовского антуража» книги нисколько не портит. А лучшим даром Конану от автора стало грубоватое чувство юмора, придавшее этой сюжетной функции объем.

Лучшая книга — «Конан и дар Митры», вслед за ней, пожалуй, можно назвать «Грот Дайомы». Худшая — завершающий внутреннюю хронологию серии роман «Конан и Сердце Аримана» — исключительно вялый детектив о поисках похищенного артефакта в Тарантии. Конан — король Аквилонии, рядом с ним его сын Конн и жена Зенобия, а Ксальтотун уже лет пять как повторно отправлен к праотцам. Экшена, этой крови конанского сериала, там нет, напряжения тоже. Однако книга выделяется даже среди англоязычных поделок хотя бы нестандартным для «конины» детективным сюжетом. :biggrin:

В общем, Конан этой серии — «наш» Конан, или Конан авторский — так его и следует воспринимать.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Карл Эдвард Вагнер «Дорога Королей»

Shepp, 7 января 2008 г. 02:09

Проходной для Вагнера роман. Рыдая и испытывая резь в желудке, Конан в надцатый раз спускает в воду очередного ходульно выписанного черного мага. День сурка нескончаем. В действе принимают участие ревалюцанеры, благородные и редиски, а также орда базальтовых големов, чарами поднятых со дна морского. По ходу пьесы Конан «стискивает руками обнаженную Сандокадзи», а черный маг Каллидиос «злобно усмехается». В Кордаве — греко-испанский колорит, жаркое солнце, терпкое вино и страстные женщины. :beer: сексуальность которых разбивается о малоприятные скребущие имена «Дестандази» и «Сандокадзи». В общем, создается впечатление, что Вагнер пытался следовать в русле потока «конины», не заботясь о том, чтобы разбавить его какими-нибудь нестандартными ходами или персонажами. С одной стороны — верность традициям хороша, с другой — скулы сводит.

Чтение только для истых фанатов Конана.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Кристофер Сташефф «Чародей поневоле»

Shepp, 6 января 2008 г. 21:57

Первый и лучший роман Сташеффа. Одна из любимых книг юности. Мягкий ненавязчивый юмор, немножко сатиры, весьма интеллигентный ГГ, отвязный робот в виде «верного скакуна», которого время от времени переклинивает и головоломные приключения на медиевистской, насыщенной магией планете, из которых ГГ с честью выпутывается. Сташефф, несомненно, вдохновлялся серией де Кампа и Пратта о Гарольде ШИ, но эпигонство у него такое же ненавязчивое, как и юмор книги.

К сожалению, в последующих книгах серии Сташефф начал ездить по кругу, примерно как Асприн в МИФах. Однако первые романы стоят того, чтобы их прочесть!

Книга — образец (а возможно, и шедевр) — развлекательной юмористической фэнтези.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Гарри Гаррисон, Михаил Ахманов «Мир смерти. Недруги по разуму»

Shepp, 6 января 2008 г. 21:31

В конце девяностых Гаррисон продал права на написание «продолжений» «Мира смерти» российскому издательству. Видимо, был прицел и на то, чтобы при случае успеха издать эти книги и на английском. Получилось страшно и в буквальном смысле нечитабельно. Сам патриарх этих книг НЕ писал! Однако на его сайте они выложены под порядковыми номерами 4-5-6-7 (т.е. после оригинальной трилогии). После трех ужасающих сиквелов Скаландиса за продолжение взялся Михаил Ахманов — действительно талантливый автор. Его роман единственный из четырех сиквелов, который стоит читать. Пожалуй, там мелькнула тень былого Язона, Керка и Меты...

Оценка: 6
–  [  16  ]  +

Гарри Гаррисон «Билл — герой Галактики»

Shepp, 6 января 2008 г. 16:00

Классика антивоенной юмористическо-сатрической НФ, которая переиздавалась на Западе несчетное число раз, послужила основой для комиксов и радиопостановок, вызвала подражания. Перед нами — антимилитаристская, отрезвляющая, сбивающая пафос «Звездной пехоты» Хайнлайна книга, после которой, кстати, Хайнлайн обиделся на Гарри и перестал с ним общаться (об этом рассказывал сам Гаррисон в интервью на своем сайте). Гаррисон несколько лет служил в действующей армии, так что он вполне знал, о чем пишет. Юмор заслуживает эпитета «искрометный», особенно великолепны приключения на Гелиоре (азимовский Трантор), параноидальной планете-муравейнике, набитой бюрократами, шпионами и суетящимися людьми-винтиками.

Роман не был забыт и двадцать лет спустя, что позволило Гаррисону развить его в ужасный, откровенно коммерческий сериал, о котором нельзя сказать ни одного доброго слова.

Тем, кто нападает на якобы «американский юмор» книги, все же следует знать: роман — сатира на военщину, тонким и изячным языком, легкими шутками такие книги не пишутся (вспомним «Швейка»). :biggrin:

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Гарри Гаррисон, Джек Холдеман II «Билл, герой Галактики, на планете зомби-вампиров»

Shepp, 6 января 2008 г. 15:30

Пожалуй, худший роман в откровенно коммерческой «шестилогии» продолжений великого первого «Билла». Пародийное преломление фильма Ридли Скотта примечательно практическим полным отсутствием остроумным шуток, фантазии и сатиры, проблески которых имеют место быть в предыдущих и последующих книгах цикла. Беззубое, затянутое зубоскальство над «Чужими» и прочими алиенами, которые охотятся на жалких людишек. Соавторы скользят по сюжету первого и частично второго «Чужого», иногда повторяя сюжетные повороты с непозволительной точностью (да, это пародия, но тем не менее). Гаррисон (или его соавтор?) повторяется, вновь упоминая навязшего в зубах капитана Блая (см. «Билл на планете роботов-рабов»), шутки вымученные, и вся книга читается, словно «через вату». Простить такое можно было бы бесталанному новичку, но не Гаррисону, на старости лет решившему влегкую срубить денег.

Оценка: 2
⇑ Наверх