FantLab ru

Все отзывы посетителя Drovkin

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Гарри Гаррисон «Неукротимая планета»

Drovkin, 8 января 2013 г. 13:29

Не покажется ли вам странным человек, который разгуливает по многолюдному пляжу в строгом костюме с галстуком-бабочкой ?

Смешно читать претензии иных эстетов к стилю и заклепкам одной из самых увлекательных повестей Гаррисона.

Так и хочется этим «пацанам» напомнить старый анекдот про объявление в суши-баре на Чукотке времен моды на японский язык : «Господа приезжие москвичи и всякие другие японоговорящие ! Наш повар — чукча и вашего японского не понимает !» :)

Добротный экшен Неукротимой планеты Гаррисона не зря был избран одним из первых для перевода и публикации в журнале Вокруг света, тираж которого в те времена составлял ни много ни мало, почти два с половиной миллиона экземпляров.

Что само по себе уже является показателем вкуса и качества... Не верите ? — Попробуйте найти бесхозный и никому не нужный номерок журнала с этой повестью, Ы ?! Дырку от бублика вы найдете, ПСС Карла Маркса с Лениным, а не Гаррисона !

Вы бы, господа эстеты, еще потребовали, чтобы Остров сокровищ был написан стихами, в размере Песни о Гайавате, ага-ага,

и в стилистике гоблинских переводов...

Ох, разозлили вы меня, пойду сканы в сети искать — вот это уж наверняка !

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Станислав Лем «Непобедимый»

Drovkin, 6 января 2013 г. 20:06

Читал Непобедимого в ту пору, когда в моду среди советских ИТР вошли персональные компьютеры, Синклер, черт-те-какая-хрень-на-постном-масле, язык Фокал, пятидюймовые дисководы стоимостью в несколько месячных зарплат, и как альтернатива им — игровые программы на магнитофонных ( моно ! ) кассетах. Народ ошалел от перспектив, открываемых этими, собранными на коленке, цацками-пецками, их собирали и телемастера почти без всякого образования, и маститые академики, в Одессе я знал парня, который, перепродавая комплекты для сборки Синклеров, заработал себе на дом в черте города...

Легко себе представить, как воспринималась тогда ТАКАЯ повесть.

Не буду спорить о моментах, кажущихся многим сомнительными — я не настолько эстет и сноб, чтобы обвинять Лема в неумении описывать характеры или грамотно выстраивать фабулу, да и в них ли счастье ?!

Но футуристическая составляющая настолько индивидуальна и точна, что и по сей день переполняет меня гордостью за человеческий разум, способный подняться над рутиной повседневности и предсказать такое, что мы постоянно узнаем во многих вещах, ставших реальностью недавно, или вот-вот готовых воплотиться.

Треугольные автономные элементы, из которых состоит Туча — нет ли здесь связи с разработанным примерно в то время в Советском Союзе компьютером, основанном на элементах с тремя стабильными состояниями и — как следствие- не на двоичной, а на троичной системе ?

( Лем всю жизнь активно интересовался, чем занимаются ученые во всем мире, и, уж конечно, поддерживал самые тесные связи с учеными Советского Союза вообще и Новосибирска в частности... ( Не скажу точно, где и кем именно был собран троичный компьютер, гугль вам в помощь — помню только что после испытаний он был по-тихому разобран. Математику под него пришлось бы разрабатывать отдельно, а дело это куда более мутное, чем железо... ) Мало того, что троичная система — использована еще и идея ионолета, одного из самых экономичных движителей, ну и куча мала всего остального до кучи... пластиковые аккумуляторы, присутствующие в некоторых моделях мобилок, солнечные батареи, самовоспроизводящиеся кристаллы и тд и тп ... )

В третьей Матрице идея мыслящей Тучи нашла свое, весьма эффектное, визуальное представление, и не так уж важно, что там в качестве элементов-кирпичиков суперкомпьютера использованы Охотники, сами по себе довольно сложные автоматы.

В настоящее время мы вплотную приблизились к созданию суперкомпьютеров такой мощности и структуры, что самый мрачный прогноз Непобедимого может оказаться реальностью.

Повесть-предостережение, — вот в чем я вижу важнейшую функцию Непобедимого.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Юрий Петухов «Бунт вурдалаков»

Drovkin, 10 января 2013 г. 14:40

Если возможно поставить высший балл за параноидальный бред — то Петухов его вполне заслуживает. Дикая смесь гумилевщины с головачевщиной, прохановщины с лимоновщиной, при том что мимоходом искушенному читателю на ум приходят сравнения с лучшими образцами текстов автора Ктулху и одновременно -с худшими перлами Жертв Истории, тоннами гниющими на Самиздате...

Подарите кто-нибудь хотя бы один экземпляр для личной библиотеки !

:)

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Иван Ефремов «Таис Афинская»

Drovkin, 10 января 2013 г. 13:57

В детстве меня потряс фильм «Туманность Андромеды». Строчки сонета Шекспира, цитируемые в этом фильме, запомнились на всю жизнь.

В юности первым прочитанным мной ефремовским романом стал «Час Быка». И только услышав, с каким восторгом отец с друзьями обсуждали «Таис Афинскую», я смутно начал что-то понимать :)

Альтернативная ли это история, или реальная — на таком расстоянии во времени мы уже не можем судить.

Но вполне ожидаемы свершения, которых мы ждем от героев этого романа и которые являет нам автор — полководцу свойственно побеждать на поле боя, а не в любовных играх геев, излишне романтизированных в заслуженно получившем Золотую Малину скандальном голливудском фильме, женщине — быть не проституткой по вызову и не объектом насилия, а — вдохновлять мужчин на великие дела.

За что и останется роман долгие годы одним из самых читаемых.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Север Гансовский «День гнева»

Drovkin, 9 января 2013 г. 17:23

Не понимаю, о какой вторичности рассказа могут рассуждать люди, которые, прочти они хоть сто Уэллсов, не смогут написать ни одного своего ?! Почему Франкенштейна никто не вспомнил, или не в курсе ? :)

Абсолютно свежий взгляд на мир. Смотреть фильм или читать рассказ — да какая разница в какой последовательности !

Адекватность автора, ( редкая вообще для писателей-фантастов, особливо нонешних ;) — практически с портретной точностью отражена выбором актера на роль лесника, Алексея Петренка, в котором так много общего с Жаном Габеном.

Таковы они все — люди, прошедшие войну, немногословные, спокойные, уверенные в себе, за ними — как за каменной стеной.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Бетли снова думал о лесничем. Но теперь это были уже другие мысли. Ему пришло в голову, что лесничий был герой. И собственно говоря, единственный настоящий герой, с которым ему, Бетли, пришлось встретиться. Один, без всякой поддержки, он выступил против отарков, боролся с ними и умер непобежденный. На третий день у журналиста начался бред. Ему представилось, что он вернулся в редакцию своей газеты и диктует стенографистке статью. Статья называлась <Что же такое человек?>. Он громко диктовал. — В наш век удивительного развития науки может показаться, что она в самом деле всесильна. Но попробуем представить себе, что создан искусственный мозг, вдвое превосходящий человеческий и работоспособный. Будет ли существо, наделенное таким мозгом, с полным правом считаться Человеком? Что действительно делает нас тем, что мы есть? Способность считать, анализировать, делать логические выкладки или нечто такое, что воспитано обществом, имеет связь с отношением одного лица к другому и с отношением индивидуума к коллективу? Если взять пример отарков: Но мысли его путались: На третий день утром раздался взрыв. Бетли проснулся. Ему показалось, что он вскочил и держит ружье наготове. Но в действительности он лежал, обессиленный, у стены. Морда зверя возникла перед ним. Мучительно напрягаясь, он вспомнил, на кого был похож Фидлер. На отарка! Потом эта мысль сразу же смялась. Уже не чувствуя, как его терзают, в течение десятых долей секунды Бетли успел подумать, что отарки, в сущности, не так уж страшны, что их всего сотня или две в этом заброшенном краю. Что с ними справятся. Но люди!.. Люди!.. Он не знал, что весть о том, что пропал Меллер, уже разнеслась по всей округе и доведенные до отчаяния фермеры выкапывали спрятанные ружья.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Владимир Покровский «Танцы мужчин»

Drovkin, 7 января 2013 г. 16:20

Танцы мужчин — точная и страшная по степени сопереживания вещь.

Точная : редко у кого из тогдашних фантастов найдешь текст, который вызывал бы у читателя столько ассоциаций с той — образца СССР-1980-х реальностью и при этом не казался бы отстраненным и холодным, бездушным отчетом, по стилю и авторскому отношению более всего напоминающим школьное сочинение на дежурную тему «Как я провел лето», ни уму, как говорится, ни сердцу.

Страшная : все по той же причине. Абсолютное проникновение автора в тему «не читки требует с актера, а полной гибели всерьез» (с). В ход идет абсолютно все — и зацикленность тогдашних меломанов на стереосистемах, лучшими и самыми перспективными тогда конечно были кассетные магнитофоны ( а к моменту первой публикации в ХиЖ — появились и лазерные проигрыватели, с виду точь-в точь вертушки для грампластинок ). Играет на тему и всеобщая страсть населения СССР к личным средствам передвижения, — кто ж в ту пору не маялся тюнингом любимой «копейки», вывинчивая где попало никелированные винты ради того только, чтобы вкрутить их в капот своей Лады — в романе это отражено всеобщей завистью населения к узурпированной организацией скафов возможностью летать, рядовым гражданам запрещенной.

Даже и социальные интриги в паре начальник-старший начальник идут в ход : Мальбейер-Свантхречи. И уж конечно, ну куда ж без кумиров ! — скопистыренная у Стругацких терминология в званиях для той же пары : грандкапитан-гофмайор.

Не знаю, как там насчет морали — читая это запоем четверть века тому, я особенно над моралью не задумывался ( и никому не советую — так недолго и до маразма докатиться :) ) — но вот с самоназванием и самоопределением романа, даденным, по слухам, самим же Покровским, все понятно.

Турбореализм — это когда автор делает текст настолько близким к отображаемой, служащей ему прототипом, реальности, что текст этот не в состоянии от нее оторваться. Не воспринимается он людьми, не знакомыми с той реальностью, и никакие интеллектуальные усилия тут не помогут. Срок жизни такого текста в литературе предельно краток и ограничен сроком жизни читателей, выросших в тогдашней реальности. Помрет последний читатель — забудется и текст. Прочно и надолго.

Такова цена договора, который, как известно, пишется кровью.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Эдгар Аллан По «Колодец и маятник»

Drovkin, 6 января 2013 г. 23:50

К какому бы жанру сегодня ни пытались относить этот рассказ фанаты готики, мистики и тд и тп, одно остается несомненным :

Эдгар Аллан По был первым. Он создавал этот жанр, нащупывал его законы, строил это великолепное здание и наполнял его таинственными и мрачными историями, в равной степени способными зачаровать и 7-летнего мальчика и 70-летнего старика.

Для меня весь Эдгар По всегда будет ассоциироваться со старым школьным зданием, комнаткой об одном окне, сплошь заставленной полками, где тесными рядами в выцветших потертых обложках стоят остропахнущие плесенью корешков и чернильными надписями формуляров бумажные книги, каждая из которых прячет внутри целый мир.

Несколько лет я искал продолжение, тогда еще не зная, что эта тоненькая книжка — практически все, что он написал.

Я перечитывал каждый рассказ по многу раз, строки поэм, имена, названия замков, вин, улиц и домов звучали как музыка, которую можно слушать бесконечно.

И каким же счастьем было найти года через три-четыре Марсианские Хроники ! Но это уже совершенно другая история...

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Дафна Дю Морье «Птицы»

Drovkin, 10 января 2013 г. 06:44

Терпеть не могу то чтиво, которое выдается современными издателями за хоррор : ни логически завершенного сюжета, ни настоящих, некартонных героев и характеров. Сплошной идиотизм, сравнимый разве что с нашумевшим в последние дни очередным претендентом на премию Дарвина, случаем, когда двое идиотов заплатили по 300 рублей за удовольствие быть сброшенными в пропасть на Домбае.

Но если бывает хоррор с человеческим лицом — то это именно то определение, которого заслуживают «Птицы» и другие рассказы Дафны дю Морье. По степени холодной отрешенности рассказчика это более всего напоминает уникальный, стоящий особняком в литературе День триффидов, по достоверности фабулы, сжатой как пружина страсти — рассказы Жан Рея и цикл «Неукротимая планета» Гаррисона.

Что до бытовых деталей, собственно и делающих рассказы, заставляющих читателя безоговорочно верить в происходящее — то в этом Дафна дю Морье нисколько не уступает своему знаменитому соотечественнику — Джону Голсуорси, с абсолютной, портретной точностью прорисовывавшему характеры своих героев, что давало читателю редкую возможность довоображать их судьбы и поступки с раннего детства, порой в Человеческой комедии едва упоминаемого. Надо действительно по-настоящему любить своих героев чтобы с абсолютной точностью, без отталкивающей натуралистичности и ложного пафоса, с простым, естественным состраданием, изо дня в день, из года в год в течение полувека рассказывать о них.

Командорским крестом ордена Британской империи за красивые глаза не награждают даже женщин. Даже таких, судьба которых заставляет поверить в воплощение в реальной жизни одной из самых любимых автором и, смею думать, всеми читателями героинь Саги о Форсайтах — Динни Черрел.

Обычно я побаиваюсь смотреть фильмы Хичкока — но за Птиц могу сказать ему только спасибо.

Как и всем переводчикам, чьи тексты на Либре соперничают друг с другом...

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Томас Диш «Спуск»

Drovkin, 9 января 2013 г. 23:38

Оказавшись в деревне, где все давным-давно и многократно перечитано, я с радостью обнаружил в темном углу шкафа рассыпающуюся от дряхлости подшивку Смены. Радость моя однако быстро сменилась разочарованием — ибо большинство из того чтива, которым сменившая в те годы привычный журнальный формат на коммерческий, книжный, Смена пыталась бороться со скоропостижной как чума, инфляцией, в борьбе со временем не выстояло.

Тем более приятной была встреча с самой первой в тогда еще ( последние месяцы ! ) Союзе публикацией Томаса Диша.

Блестящий, мастерский, сногсшибательный дебют ( я, разумеется имею в виду — дебют на русском ) .

В основе всякого по-настоящему фантастического рассказа всегда лежит реальное, невыдуманное событие. Тем более реальное, что в нем автор подобно Марк Твену, в какой-то мере предсказал собственную смерть... — случалось ли вам хоть раз в жизни заблудиться ?!

Незаметно, исподволь, углубляясь в незнакомое прежде пространство все глубже и глубже, неосознанно воспринимая чуждые вам признаки этого мира как некую игру — и вдруг вы прозреваете и до смерти пугаетесь. Лихорадочно пересчитываете запасы, спички, сигареты, пытаетесь их разделить на энное количество часов, дней, недель... волосы дыбом встают у вас на голове — ведь вам неизвестно, сколько времени понадобится, чтобы вернуться в родной, привычный мир, да и удастся ли вернуться вообще... в ужасе вы взбегаете на поросший редкими соснами холм, возвышающийся над болотистой местностью и с нарастающим отчаянием обозреваете оттуда однообразную бесконечную картину : болота, холмы, чахлые деревца в непроходимой пустоши от горизонта до горизонта, сотворенной стихией последнего ледникового периода.

Ныне человечество, как заигравшийся ребенок, само творит пустошь вокруг себя. Биометрические паспорта, социальные сети, терроризм и коррупция, информационный взрыв и все возрастающее безразличие к происходящему вокруг...

Надолго ли хватит нам запаса прочности ?

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Курт Воннегут «Искусительница»

Drovkin, 9 января 2013 г. 04:49

Устоявшееся мнение о Воннегуте как о мрачном и нелюдимом маргинале, мизантропе и цинике напрочь опровергается уже только этим единственным рассказом. Новеллы Бокаччо и рассказы О`Генри, Шехерезада и старуха Изергиль, Алоха-Оэ Джека Лондона и бабелевское : «Мир — это майский луг, по которому бродят женщины и кони» ...

Но не сюжет, не фабула, не стилистика и не пафос объединяет всех этих авторов и их рассказы. А — подлинный кураж, то ощущение неслыханной легкости повествования, которое для любого читателя превращает заурядную байку в волшебную историю.

Что бы ни случилось — шоу должно продолжаться !

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Мария Галина «Малая Глуша. 1987»

Drovkin, 9 января 2013 г. 09:35

В конце 80-х — начале 90-х тема Зоны уверенно занимает свое место в нашем сознании. Как говорится, писатели пописывают, читатели почитывают. Деревня Малая Глуша, на первый взгляд расположенная где-то в российской глубинке, при более внимательном прочтении оказывается за чернобыльской чертой отчуждения, в полосе суеверий и бабьего горя, там, где бытовое блядство с кафкианским Черным тюльпаном творят жуткую языческую смесь, с женской истеричностью прорастающую радиоактивными мутантами, более всего напоминающими кровожадных египетских богов...

Прекрасно понимая, откуда что берется, тем не менее, так и не смог принять текст. Возможно, он вовсе и не для современников был написан тогда, по горячим следам . Возможно, что и невыплаканный еще Афган, и неостывший, недостроенный саркофаг над реактором, и даже столь явно просматривающееся влияние фильма «Сталкер» — только повод выплеснуть это, запретное, не для мужиков, ведовское, от бабок-прабабок, сонников, Джуны и Ванги и черт-те еще кем и чем навеянное, жуткое.

И зачем я только заглянул в Журнальный Зал ?!

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Борис Виан «Я приду плюнуть на ваши могилы»

Drovkin, 5 января 2013 г. 11:05

Надо же, какую <s>муть</s> круть я читал в те времена еще, когда на имя автора не обращал никакого внимания !

Помнится, вышло это в сборнике антирасистских рассказов — а под каким бы еще соусом в Союзе могли бы перевести такого извращенца ?!

И ни разу не удивлен восторгами господина «журналиста» по адресу.

Как, собственно, и отношением нашего общества к господам «журналистам».

Что до Виана — то как писатель, он в этом рассказе явно перебрал эффектов в ущерб достоверности.

У покойников не может стоять член — а у Виана стоит. Ну, или, если угодно — в том переводе, что я читал — стоит.

И как вы это объясните с точки зрения физиологии ?

P.S. Залез на Альдебаран, сверился с оригиналом :

«XXIV

Люди из деревни все-таки повесили его, потому что он был негр. Под брюками низ его живота был все еще одной большой шишкой, вызывавшей смех.»

Да, именно это я читал. Пролистал все снова.

И должен сказать, что автор поумней будет иных из своих читателей :)

Во всяком случае — он не претендует на истину в первой инстанции, и не дает готовых ответов на сложные вопросы. Зато в полной мере пользуется правом писателя эти самые вопросы ставить...

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Чак Паланик «Бойцовский клуб»

Drovkin, 6 января 2013 г. 17:38

Фильм смотрел, книгу прочестьцеликом так и не собрался. Помню, что искал в сети — но упоминание о некоторых фактах биографии автора окончательно отвратило от желания основательно познакомиться с оригинальным текстом.

А вы бы стали читать мемуары Чикатило ? — Не спорю, интерес для психотерапевта они представляют, но нормальному человеку, как говорится, вовсе не обязательно пробовать дерьмо, чтобы составить себе представление о его вкусе.

А тот факт, что некоторые режиссеры задвинуты на таких извращениях, вовсе не прибавляет обаяния ни фильму, ни книге.

Нет, я не за то чтоб ее запретить и подвергнуть аутодафе — пусть будет себе. Но — на самой дальней, самой пыльной полке.

Подальше от детей !

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Роджер Желязны «Имя мне Легион»

Drovkin, 6 января 2013 г. 11:59

Желязны я читал еще в доинтернетную эру. Тогда можно было раздобыть только Хроники, ими я и зачитывался. Легион как-то не попадался в поле зрения — возможно еще и потому, что, заполучив доступ в сеть, я опять-таки стремился только перечесть Хроники. Но сейчас — СПАСИБО ! — обратил таки внимание, и стащил с Мошкова весь цикл.

Успел только пролистать. По всей видимости, «Палач» в третьей части имеет много общего с рассказом Пола Андерсона «Зовите меня Джо». Не исключено даже, что, подобно тому как Джо повлиял на Камерона в Аватаре, так и «Палач» заинтересовал братьев Вачовски. Не стану гадать, пусть журналисты раскапывают, кто там и о чем думал :)

В целом же цикл похоже пронизан ощущением всесильности искусственного разума, подобно тому ощущению, которое вызывают тома Хроник, повествующие о Призраке.

Типичная эйфория, равно охватывающая и писателя, размышляющего над возможностями сети, и новичка, впервые попавшего в Интернет. С той разницей, что у писателя все-таки есть кое-какие тормоза, а средний пользователь сети очень быстро опьяняется чувством безнаказанности и начинается... ну, короче, фигня всякая начинается :)

Сяду лучше перечитаю Легион от начала до конца.

Оценка: нет
⇑ Наверх