fantlab ru

Все отзывы посетителя Хельг

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  13  ] +

Ричард Лаймон «Странствующий цирк вампиров»

Хельг, 21 июля 2023 г. 12:44

Упомянутые ниже диалоги «Странствующего цирка вампиров», это просто квинтэссенция пустоты. Они не несут смысла, они не влияют на сюжет, а что же они делают? Правильно! Заполняют страницы книги водой, чтобы история, красный объём которой — рассказ, стала похожей на роман, хотя бы этим самым объёмом. И шут бы с ними, с диалогами. Тут и действия такие же пустопорожние! — Ты будешь чизбургер? — Я буду чизбургер! — С чем ты будешь чизбургер? — Я буду чизбургер с пресным водянистым многословием Ричарда Лаймона, пожалуйста, спасибо, а теперь поцелуемся, и они берут котлету, и жарят котлету, хотя хотели бы жарить друг дружку, и переворачивают котлету, и едят котлету, и пьют пиво, и убирают мусор, а для мусора берут такие чёрные пластиковые пакеты, ну, вы знаете, а если вдруг не знаете, то Лаймон вам расскажет, и, конечно, это охренеть как важно... если тебя платят построчно. Других вариантов не вижу.

В остальном имеем мутные метания пубертатных подростков по захолустному городку, в который приехал «Цирк вампиров». И если вы думаете, о, ща про цирк читану, весело, эге-гей! то сразу утритесь. Собственно цирка тут кот наплакал, в последних процентах двадцати, максимум, где и происходит хоть что-то. Зато подростковых передвижений и телодвижений, описанных с необычайной скрупулёзностью, оттопыренных членами штанов и самоповторов хоть отбавляй. Да, что-то можно списать на литературный приём, дескать, автор усыплял нас реализьмом, а потом кэээк вдарил! но нет, не вдарил. Хотя масакра получилась знатная, но настолько неправдоподобная, что хоть плачь. Детишки, выкосившие людей больше, чем Рэмбо и теми же средствами, это как-то, ну... О, боги, да это просто бред какой-то!

Слитые персонажи, недоразвитые линии, сумбурные метания, примитивные диалоги, многократное использование одних и тех же приёмов, дешёвая театральность финальной битвы и полтора грамма мистики — вот рецепт произведения, способного взять премию Стокера! А в коментах люди обсуждают, как здорово и вкусно Лаймон описывает подростковое лето. Хотя по факту там и лета нет. Подростки ходят туда-сюда, потеют, теряют рубашки и эрегируют, кому есть чем. Из летнего настроения там, разве что, бургеры у жаровни, и если тебе, восхищённый читатель этого достаточно для летней атмосферы, спешу огорчить, выше печки ты не падал, и слаще редьки не ел. ИМХО, конечно же.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Стивен Чбоски «Воображаемый друг»

Хельг, 9 сентября 2022 г. 13:42

Про этого парня говорят, что это (очередной) новый Стивен Кинг. В его книге посвящение Стивену Кингу. И зовут его Стивен (Кинг зачёркнуто). И знаете что? Это тот случай, когда отзывы, в общем-то, себя оправдывают. А ещё знаете что? давно я так не кайфовал, читая про маленький (ТМ) захолустный (ТМ) американский (ТМ) городок (ТМ)!

В наличие все кинговские фишки, как то: провинциальный городок, семейное насилие, особый мальчик, школьный буллинг, древний лес, и даже тайна, которая «пятьдесят лет назад...». Персы тоже очень Кинговские. Такие, знаете, читаешь их, и умиляешься — о, вот этот пацан из «Оно«! А это шериф из «Нужных вещей«! Приятное чувство узнавания, как встреча со старым другом.

Признаюсь, я не читал Кинга уже очень давно. По сути, для меня дед, велящий русским писателям заткнуться, закончился на «Тёмной башне», и это никак не связано с тем, что он написал после. Просто закрытый гештальт (дочитать цикл), каким-то образом закрыл для меня и интерес к творчеству Кинга. Так что к Чбоски я не объективен (ващет я всегда субъективен, как любой человек, ну да ладно), сильно играет вот этот возврат в детство, когда я подобные романы пожирал, как сраный лангольер.

И если к этому месту ты, дорогой друкъ, решил, что я от книги без ума, то спешу тебя разочаровать. От тягомотины устаёшь ещё на первой четверти. Взяв все Кинговские ходы, Чбоски прихватил и любовь Короля к воде, воде, больше воды, Господь милостивый, я тонууу! Кроме шуток, на первой четверти я начал с ужасом прозревать, что впереди ещё три раза по столько же. Ту же самую историю можно рассказать, безболезненно сократив вдвое, как минимум, и чертовски жаль, что автор решил идти другим путём. К финалу я уже настолько устал, что дочитывал исключительно на волевых.

Не знаю, чья это заслуга — автора или переводчика, но чем дальше, тем неряшливее становится повествование. Больше не к месту рубленых, коротких предложений, больше странных оборотов. Многочисленные самоповторы — если хрустит, то как «вилочная» косточка, если холодный, то как сторона подушки и т.д. При этом уже с середины всё начинает скатываться в какой-то фэнтези-балаган, хороня таинственную атмосферу начала книги. Ну и многократно, чрезмерно часто натыканные автором вопли «Хватит ему помогать» и коробки с молоком, попросту не оставляют места для иных трактовок. Перевёртыш просчитывается на счёт раз.

Слоупок в моём лице остался в недоумении. С одной стороны — реально Кинговская вещь, со всем тем, что мы в Кинге и любим. С другой — реально Кинговская вещь, со всем тем, что мы в Кинге терпеть не можем. При относительно неплохом исполнении, рука не поднимается поставить выше 5, из-за чудовищной, невероятной затянутости, кучи сцен «для объёма» и горы самоповторов. У меня выработалась идиосинкразия на слова «засада» и «туловище». Так что однозначной рекомендации дать не могу. На свой страх и риск, хорошие мои. На свой страх и риск.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ольгерд Бахаревич «Собаки Европы»

Хельг, 8 августа 2021 г. 15:38

Раз пошла такая пьянка, и Бахаревич получил страничку на ФЛ, утащу сюда свой отзыв. Сразу предупреждаю — за лёгким чтением, это к какому-нибудь другому автору и уж точно не к этому роману. «Собаки Европы» — это такой «Улисс» для бедных, на веществах из «Облачного атласа». Книга-игра, растянутая во времени аж до середины нынешнего века. С одной стороны думаешь, перегнул автор, не могут радикальные изменения прижиться так быстро. А потом оглядишься вокруг — ан, нет, могут! За сюжет говорить сложно, его, какбе, нет. Есть кочующие приметы, дающие понять, что это не просто набор разных историй. А ещё есть конланг, тайное общество с собственным островом, бессмертная бабка-шептунья, деревенька мутантов, роботы-разведчики, мистический пакет, последний поэт, а также всё то, за что нынче принято давать премии — бородатые мужики в юбках, тоталитарный Русский Райх, поплёвывание на «совок» и сексуальные девиации. Реально, первая новелла — педофилия, вторая — зоофилия, третья — геронтофилия. Когда в последней новелле горничная нашла труп и долго к нему приглядывалась, я, грешным делом, решил, что автор хочет собрать каре. В общем, Бахаревич так яростно отрабатывает повесточку, что может показаться, что ничего другого в книге нет. Но это не так. С «Собаками Европы» на удивление не скучно играть, и тут уже не так важно, что игрушку тебе притащил идеологически упоротый человек. В общем, слоупок в моём лице осторожно рекомендует. Особенно поэтам, ЕВПОЧЯ.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Максим Кабир «И наступила...»

Хельг, 5 января 2021 г. 17:56

Короткий, но всё же замечательный рассказ, в котором ужас не делает упор на натуралистичность, а прорастает исподволь. В чём-то рассказ перекликается с Кабировскими же «Червями». В первую очередь, наверное, тем, что читая его думаешь о литературной составляющей, а не хоррорной. Высший пилотаж, не зря рассказ выиграл «Чёртову дюжину».

Оценка: 8
– [  5  ] +

Кирилл Малеев, Иван Белов «Идущие в Рай»

Хельг, 5 января 2021 г. 17:53

А вот тут, к сожалению, вновь реализм без грамма мистики. Да и та жесть, которая, собственно, отвечает за хоррор, по сути осталась за кадром. С другой стороны, массовая резня, скорее всего не пошла бы рассказу в плюс, ну а так читатель во мне недоумевает — а хоррор-то где? Алексей Иванов и пожёстче пишет, например, так что он — тоже хоррор? Однако это, пожалуй, единственная претензия. Написано складно, герои живые, атмосфера передана отлично. Честные 7/10

Оценка: 7
– [  5  ] +

Елена Щетинина «Мать сырой земли»

Хельг, 5 января 2021 г. 17:45

Я хотел взять этот рассказ в сборник «Колдовство». Да, пожалуй тут нетипичная ведьма, да и сам рассказ нетипичен для хоррора. Но как хорош, заррраза! Грех было упускать. Но получилось, как получилось, и рассказ украсил ССК2020. Из наших родоначальников хоррора я более всего уважаю Леонида Андреева, и читая рассказ Щетининой, я не мог отделаться от ощущения, что листаю сборник ранее не читанных рассказов классика. И да, историчность тут тонко соседствует с мистикой, так что против этого рассказа в сборнике ничего не имею. Шикарная тема, шикарное исполнение. Снимаю шляпу.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Вадим Громов «Подарки»

Хельг, 5 января 2021 г. 17:40

И снова жесть, кровища, потроха, Громов не щадит ни героев, ни статистов. И даже Новый год в его исполнении покажется страшным и мрачным. Кто-то ведь должен разносить подарки странным тварям, живущим с нами по соседству? Почему бы этим не заняться гопнику, провинившемуся перед тёмной ипостасью Деда Мороза?! Подарки будут под стать. Мясистый, не лишённый определённого юмора рассказ.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Игорь Кременцов «Большая стирка»

Хельг, 5 января 2021 г. 17:35

Кременцов тоже верен себе. Мясной, разухабистый, странный рассказ о женщине, получившей в подарок от мужа профессиональную стиральную машинку. С секретом, как водится. Сдаётся мне, такой рассказ мог написать ранний Кинг, когда он выдавал темы про ожившие зубы и палец в раковине. Странно, но страшно. Не хватило сопереживания главной героине. Она едет кукухой резко и бесповоротно, не оказывая Злу ни малейшего сопротивления. В остальном — хороший, необычный жанровый рассказ.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Михаил Закавряшин «Настенька»

Хельг, 5 января 2021 г. 17:30

Тот случай, когда — эх, чёрт возьми, могло быть и лучше! Автор постарался, выдал неплохую картинку полицейской рутины, в которую вкрадывается нечто потустороннее. И объяснялка подана не в лоб, как это часто принято у новичков. Нечисть своя, родненькая, но оскомину пока не набившая. Или то, опять же, автор расстарался? Местами чуть избыточно, и открытая концовка — ну нафига она здесь? Чтобы никто не начал задумываться, а как отреагируют власти на странную смерть троих полицейских, занятых на одном деле? Стоило довести противостояние с нечистью до конца, так считаю. Но и в таком виде рассказ меня зацепил.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Оксана Ветловская «Земля медузы»

Хельг, 5 января 2021 г. 17:15

Вот тут всё получилось здорово, несмотря на открытый финал, который мне лично кажется здесь не слишком уместным. Ветловская подошла к созданию рассказа грамотно, со всех сторон. Правильно выбранная локация — Курилы, где можно спрятать не то что НЕХ, а даже самого Ктулху. Правильная дозировка ужаса — от медленного, ползучего, с неявным дискомфортом от увиденного (ну что страшного может быть в сталактитах-сталгмитах?). Правильные рефренсы — где ещё отдавать дань Лавкрафту, как не на островах? Правильный лик зла — Япония рядом, Япония не забыла. Получилась вкусная и очень атмосферная вещь.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Анатолий Уманский «Кровавые мальчики»

Хельг, 5 января 2021 г. 17:08

Одна из лучших историй сборника, как по мне. Годнота, жесть, и не страх даже, ужас, от того, что такие люди живут на этой планете. Никаких чудовищ не нужно. Уманский умудрился не скатиться чернуху-бытовуху, показав обычное детство обычных пацанов. Это мог бы быть мальчишеский хоррор, но он, как и его герои, тоже вырос, и стал сплаттерпанком — злобным, неприглядным, уродливым. Обнажающим фурункулы человеческих душ. Не высший балл только потому, что читать такое всё же тяжело. Насилие над беззащитным не то чтобы запрещённый приём, но слишком уж прямолинейный, кмк. Но за вызванный дискомфорт, за почти реальное отвращение к героям рассказа, автор заслуживает высокой оценки.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Дмитрий Козлов «Вызов»

Хельг, 5 января 2021 г. 17:02

Попадание в ЦА, в моём лице, практически стопроцентное. Не на максимальный балл, но на почти максимальный. Тут вам и городская легенда со своими законами и логикой, и таинственный авторитет с секретом, и атмосфера провинциальной больницы, очень здорово получилось. Живой герой, ужас тонкий, как комариный звон, достаточно неожиданный финальный твист — что ещё нужно для хорошего рассказа? Образ зла, несмотря на затасканность штампа о «плохих домах», получился довольно нетривиальный.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Сергей Цветков «Домофон»

Хельг, 5 января 2021 г. 16:53

Это мог быть неплохой рассказ. Потому как героине и её горю неожиданно веришь. Ну, действительно, читали мы такое тысячу раз, а я почему-то проникся. Сюда бы ещё сюжет позатейливее прикрутить, получилось бы совсем хорошо. А так вышла погремуха, к которой слишком много, для такого объёма, вопросов. Одинокая тётка нашла аномальную квартиру и сгинула. Слишком сильное погружение в детали, для такой простенькой истории. Жаль, жаль.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Павел Давыденко «Доставка»

Хельг, 5 января 2021 г. 16:49

Две трети «Самого необходимого», одна треть «Кладбища домашних животных», взболтать, подавать с веточкой розмарина. К сожалению, при общих сюжетных ходах, рассказ смотрится именно что на фоне. То же самое, только на минималках. В отрыве от вышеупомянутых вещей Кинга смотрится норм, но как забыть?

Оценка: 6
– [  3  ] +

Дмитрий Сергеевич Лазарев «Грешники»

Хельг, 5 января 2021 г. 16:46

Снова секта, но на сей раз глобальная. Общемировая, если быть точнее. Говорят, где-то в Сибири проснулся Бог, и слегка охренел от того, что творят человеки. Ну и устроил тотальный террор, насадил новую веру (единственно правильную, вестимо), отбросив цивилизацию в некое условное средневековье. Тоже, кстати, задел на неплохой роман. А в рамках рассказа получилось несколько скомкано. Тем не менее читать было любопытно.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Артём Гаямов «Бинго»

Хельг, 5 января 2021 г. 16:07

Довольно предсказуемый сплаттер про животных, живодёров и живодёров живодёров. Ведь на каждого собачника найдётся догхантер, а на каждого догхантера — догхантерхантер. ))) Некая организация предлагает желающим поучаствовать в эвтаназии больных животных, от мыши до слона. На деле же это ширма для садистов. И вот чудеса, ни один зоозащитник под прикрытием так и не сумел туда пробраться. Уровень конспирации — кей джи би! Кровавых подробностей вдоволь, но как-то мимо кассы. Ощущение, что льётся не кровь, а кетчуп, а мёртвое животное сейчас снимет костюм и пойдёт на перерыв пить кофе. Что убийца «дворецкий» тоже понятно сходу, тут остаётся лишь недоумевать тормознутости ГГ. В общем, тема выбрана интересная, а вот реализация подкачала.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Максим Кабир, Дмитрий Костюкевич, Елена Щетинина «Выкройка»

Хельг, 5 января 2021 г. 16:00

Первый рассказ в антологии, который прочёл запоем. Я не знаю, как они сделали это втроём (гусары, молчать!), но получилось цельно, здорово и круто. Когда за дело берутся такие авторы, страшным может стать всё, что угодно, даже изготовление фигурок из бумаги. Сюжет классический, но подан грамотно и красиво. Пальчики оближешь!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Оксана Ветловская «Яр»

Хельг, 5 января 2021 г. 15:56

Да простят меня авторы всех исторических рассказов, но я против включения таких вещей в ССК. Ужасы войны стократ страшнее и реальнее, да, понимаю, принимаю, но, братцы, какого лешего тащить такой реализм в жанровую книгу?! Мне вот «Конармия» кажется страшной, жуть, с какой лёгкостью люди, разумные существа (вроде как) режут друг дружку. Но это не повод включать Бабеля в сборник классики русского хоррора. ИМХО, конечно же. А так рассказ достойный. Просто не для этого сборника.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Вадим Громов «Шарик»

Хельг, 5 января 2021 г. 15:46

Громов верен себе — договор с нечистой силой, попытка перехитрить оную, не увенчавшаяся успехом, жесть, кровь, кишки на полу. За то и любим. Бесокрут и его немудрёные развлечения запоминается. От фантазии автора на тему членовредительства впору выдавать грамоту «Больной ублюдок» (восхищённо). Простенькая но хорошая «байка из склепа».

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ирина Черкашина «Семь ступеней в ад»

Хельг, 5 января 2021 г. 15:41

Давным-давно, кажется на «Чёртовой дюжине», играл рассказ «Спящая красавица», ровной той же тематики. Мёртвые малыши и их медленно сходящие с ума матери в некоем интернате, где их изучают, но всё никак не изучат. Всей разницы, что в «СК» у мамы была дочка, а тут сын. Тогда тоже ломались копья о жанровой принадлежности рассказа. Ну, что сказать? Формально условия соблюдены, зомби в наличии. На этом, пожалуй, и всё.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Станислав Романов «Куйва»

Хельг, 5 января 2021 г. 15:36

Ах, как хорошо всё начиналось. Беглые зэки с «консервами», необоснованное зверство главаря, липкий страх, расследование... а где-то с середины рассказ поскакал, поскакал, словно рамки узковаты, а сказать надо ещё много. От смещения повествования на следаков исчезает ужас. Тот самый случай, когда нахождение за кадром умаляет его, делает не таким страшным. Ну и традиционный «плохой» финал, как дань традиции. хотя вот тут-то можно было обойтись. ИМХО, конечно, но не дотянул автор. Чуток, но не дотянул.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Юлия Лихачёва «Аномалия»

Хельг, 5 января 2021 г. 15:29

Почему в сборник пробился именно этот рассказ, без начала, без конца, да ещё и, скорее, фантастический, судя по элементам, для меня загадка. Странная зона (или даже Зона), в которую вторглись, то ли пришельцы, то ли создания из параллельной Вселенной. За хоррор отвечают перекруты, этакие мертвяки с той стороны, но отвечают невнятно, вяленько. В общем, с таким языком можно было написать что-то более оригинальное.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Иван Белов «Взгляд бездны»

Хельг, 5 января 2021 г. 15:23

Начинается, как классическое историческое фэнтези. Не сказать, что сильно оригинальное. Ушкуйники вынесли вогульское капище, и, сгибаясь под тяжестью злата, замедляемые пленёнными жрицами, пытаются вернуться домой. По возможности живыми. При всей характерности персонажей, атмосферности, читается как «было тысячу раз». Однако концовкой Белов вытягивает рассказ, превращая его в страшную сказку Лавкрафт рашн стайл. Концовка делает рассказ, и без того неплохой, ещё лучше, даря дополнительный балл.

Оценка: 8
– [  3  ] +

М. С. Парфёнов «Сюрприз»

Хельг, 5 января 2021 г. 15:17

Короткая история из жизни среднестатистической замкадской семьи. Две девушки решили устроить сюрприз своей подружке, и внезапно нагрянули к ней домой. Но сюрприз ожидал их. Муж подружки тронулся кукухой. Мне не зашло, хотя написано славно, не отнять. Есть напряжение, есть сопереживание, а вот концовки, как впрочем и начала, нет. Для любителей сплаттера, наверное норм, хотя, если подумать, все мясные сцены остались за кадром. Может от того и страшнее. И всё же, от Парфёнова хотелось получить полноценный рассказ, а не, пусть динамичную и яркую, но всё же зарисовку.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Максим Кабир «Исцеление»

Хельг, 5 января 2021 г. 15:08

Кинг бы на таком материале написал роман, или два. Кабир щедрый. В коротком метре даёт читателю большую историю непростой секты, обосновавшейся в сибирских лесах, журналистского расследования, семейной трагедии и... настоящего чуда? Только чудеса порой бывают тёмные, страшные. Стоит ли такой способ унять душевную боль этой самой бессмертной души? Немного отдаёт «Кладбищем домашних животных», но атмосфера затерянной в Сибири сектансткой коммуны позволяет забыть об общих сюжетных ходах. С открывашкой для сборника составители не промахнулись.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Гарриет Манкастер «Изадора Мун»

Хельг, 12 января 2020 г. 16:45

Гениальнейшая штука, конечно. Я несколько лет бился, чтобы найти дочке то, что ей понравится. Мейзи Хитчинс, Гравити Фолз, комиксы всякие — вроде нравится, но без энтузиазма. И тут я прикупил первую книгу про Изадору. И понеслась. Теперь лучший подарок для девочки 8 лет — новая книга про Изадору (ну или Мортину ещё недавно распробовали). Текста немного, истории простые, но какая девочка устоит перед героиней, которая наполовину фея, наполовину вампир? Перед этими чумовыми эмо-иллюстрациями? Перед кучей блёсток? Как читатель со стажем высоко эту серию оценить не могу, но как родитель — на десятку!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Максим Кабир «Клювы»

Хельг, 2 ноября 2019 г. 21:18

Очередной (какой там, блин, по счету?), роман Кабира зашел легко, как старый знакомец. В этот раз Максим отступил от локальных проблем и погрузил в пучину Хаоса всю планету. А чего мелочиться? Если кто читал старенький рассказ Кабира «Клювы», легко поймет, о чем речь, если умножит на семь миллиардов (или сколько там жителей Земли?). Поверить в происходящее просто, потому что сны, может, видят и не все, но уж спят все — точно. В общем, Апокалипсис еще никогда не был таким сонным. В целом получился хороший масштабный роман, с кровищей, таинственным долгожителем и отсылками к Гофману. Хотя «Мух», которые вот-вот увидят свет, я люблю больше.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Надежда Попова «Ловец человеков»

Хельг, 12 октября 2019 г. 17:06

Не очень понимаю, зачем я пишу эту рецензию. Как истый слоупок, до Конгрегации я добрался, когда все интересующиеся люди ее уже прочли и обсудили. Тех, кому милее набившие оскомину орки с эльфам, никакими рецензиями не пробьешь. Автор эта рецензия тоже вряд ли принесет дополнительный пиар. Вот, разве что... Автору доброе слово о своем детище всегда приятно, а слова мои, забегая вперед, будут вполне себе добрыми. Да еще, пожалуй, самому себе поставленное условие отписываться о всей крупной форме, прочитанной на АТ. По крайней мере о той, что понравилась.

Начну, наверное с того, что понимаю тех, кому книга не зашла. Это вам не лихие зарубы, верхом на драконе, когда в одной руке волшебный посох, а в другой трехручный топор. События в первой книге цикла развиваются медленно, неторопливо, можно даже сказать — скучновато. В общем, так, как бы они развивались в реальном мире. И вот тут уже можно говорить о тех, кого этим самым реализмом книга подкупила. Ни для кого не секрет, что работа следователя, это не погони и перестрелки, а нудная рутина, разговоры, поиски свидетелей. А Курт Гессе (почему-то вечно тянет назвать его Курц, хотя ничего короткого в нем, вроде, нет) именно что следователь. И не важно, что расследовать он должен деяния малефиков, а не грабителей банков.

Я и не заметил, как эта рутина затянула, увлекла меня, не особо спрашивая, хочу я того или нет. Я бы, может, и не хотел, да больно интересно стало, как вывернется из передряги этот парень — не супермен, не отчаянный герой, но вчерашний выпускник с комплексом отличника, страстно желающий стать профессионалом. Да и интригу автор держит неплохо. Вот, вроде, заскучал читатель — подбросит ему стрига. Время идет, а кровожадный упырь никак не проявляется, пора бы и приоткрыть завесу тайны, висящей над замком. Снова засосала рутина расследования, так пора бы и с козырей заходить:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
крестьянский бунт, подстава и тайный агент с навыками мага-травника
.

К финалу разогнанная машина следствия уже мчит на всех парах, и читателю остается лишь переворачивать страницу за страницей и уповать, чтобы не задавила случайного прохожего, да и самого героя не расплющила... Хотя, с героем я, конечно, хватил. Видно ж, что жить ему долго. Может, не очень счастливо, но долго, исходя из количества написанных книг. У меня контракт на все три серии, не то что у Боромира! (С)

В общем, очередной пример тем, кто ноет, что «наши не умеют», «на западе лучше» и «издают всякое говно». Могут, не хуже, и даже иногда издают. А то что тиражи удручающе малы, так это уже не от автора зависит. Он сделал все, что мог. И сделал круто и качественно.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Юрий Погуляй «Компас чёрного капитана»

Хельг, 12 октября 2019 г. 16:39

Давно следовало это сделать. Даже удивительно, что при столь длительном знакомстве с автором и уважении к его прозе, я добрался до «Компаса черного капитана» только сейчас. А ведь я заранее знал, что роман мне понравится. В нем есть все, что мне-читателю нужно — становление/взросление героя-подростка (сам люблю этот прием, чего уж там), проработанный уникальный мир (большая редкость по нынешним меркам) и (барабанная дрррробь!) Север! Именно так, с большой буквы. Не просто направление, а страна, континент, целый огромный мир. Кто на своей шкуре испытал, что такое -50 и знает, что зубы действительно могут лопнуть на морозе, сразу проникнется бесстрастным ледяным безмолвием мира «Ледовых корсаров». А кто не знает... тот сможет с головой окунуться в неповторимую, прекрасную и смертельно опасную атмосферу настоящего Севера.

Наряду с главным героем, Эдом ан Бауди, Север занимает центральное место в повествовании. Остается только завидовать автору, который проработал свою Вселенную настолько детально, что продумал даже обряд погребения. На мой взгляд, эта сцена одна из сильнейших в книге — ряды мертвецов, навечно запаянных в лед. Кладбище, на котором в любой момент можно увидеть усопших в том виде, в котором они покинули этот мир. Жутко, как по мне. Хороший, реалистичный штрих в картину мира вечной зимы.

Вообще, жути в романе хватает. Только только начнешь воспринимать роман, как подростковое приключалово, как автор подсовывает тебе жесткие, кровавые сцены. Мало? Как на счет рассказа из жизни собирателей черноуса? Неволя, издевательства, пытки и изнуряющая похоть. Как-то совсем не по-детски... И этого мало? Вот вам серийный убийца, местный аналог Джека Потрошителя, получите и распишитесь! Может это не самое черное фэнтези из написанных человеком, но Тьмы в мире «Ледовых корсаров» и душах героев романа хватает.

Герои КЧК не картонки, не марионетки автора. Живые ребята, которые ведут себя сообразно взрастившему их миру: недоверчиво, с опаской — поначалу, и с полной отдачей, с самопожертвованием — когда дружба прошла испытание невзгодами. Они не живут, а выживают, они не выполняют квест, а безбожно косячат и исправляют собственные ошибки, совсем как в реальной жизни. Они путаются в целях и задачах и не всегда ведут себя отчаянно храбро, — еще раз, совсем, как в реальной жизни. И это подкупает, добавляя роману очков.

В общем, кто-как, а я за второй частью. Хорошее и по-настоящему уникальное отечественное фэнтези на дороге не валяется. И если вас тошнит от очередного пережевывания битвы орков с единорогами, а магии (или даже техномагии) душа требует, то самое время открыть для себя «Компас черного капитана».

Оценка: 8
– [  4  ] +

Александр Подольский «Кап-кап»

Хельг, 28 декабря 2018 г. 00:51

Короткий, но очень емкий рассказ, в духе олдскульного хоррора. Всего одна локация, всего один герой. И целая бездна опасного мрака за окном, за дождем, за границей мира. Холодное прикосновение щупалец лавкрафтианских богов. А ведь казалось бы, всего лишь протек потолок в ванной...

Оценка: 8
– [  11  ] +

Антология «13 монстров»

Хельг, 8 ноября 2018 г. 21:08

Отзывы на сборники с собственным участием дело тонкое, а потому открывашку в лице «Снегурочки» некоего О'Кожина мы благоразумно пропустим. Для меня открывашкой стал рассказ «Человек-дерево» (Человек-банан и Человек-крот приветствуют новичка в своих рядах, и одобрительно потирают потные ладошки) Шимуна Врочека, и, надо сказать, открывашкой годной. Про автора слышал много хорошего, но доселе не читал. А с этой «цветной волной» никогда не знаешь, напорешься на годноту, или размазанные толстым слоем заигрывания с Большой Литературой. Рассказ ближе к магреализму, чем хоррору, но в сборнике смотрится, как влитой, и рассказывает про монстров вкрадчиво и достоверно.

Далее у меня случился обвал. «Шишига» Юлии Лихачевой оказалась из крепких середняков, цепляющих, в основном, антуражем. Сборник не портит, но после планки заданной Врочеком, смотрится бедновато. По счастью, следом стоит Кабир и сладкий голос его «Поющих в глубинах» подхватывает, унося, то в далекую Африку, то в психиатрическую лечебницу начала прошлого века. Наверное, так выглядел бы хоррор, пиши его Хаггард Гэ эР. Планка вновь поднимается, и тем хуже для следующего рассказа.

Точнее повести Бориса Левандовского «Что-то в дожде». Высокая оценка на Фантлабе, и положительные отзывы, сыграли со мной дурную шутку. Эффект завышенных ожиданий на марше. Я с трудом продирался сквозь густой, перенасыщенный подробностями текст, понимая, почему на Левандовского лепили ярлык очередного стивенакинга. Сэй Кинг тоже любит в подробности. Еще не зная, что повесть автобиографична, я читал и думал, что написать ТАК, можно только пережив это. В детстве я лежал в украинской больничке (правда Запорожской), и реалии автор схватывает на раз. Хоррора мало, но это не то чтобы претензия. Претензия в том, что не хоррора много. Впрочем, мнение мое — только мое, и судя по стабильной высокой оценке, свой читатель у повести есть. Я же, во второй раз, убедился, что Левандовский не совсем мое.

Майк Гелприн выступил уверенно, программу откатал профессионально, но без огонька. Потенциал у «Бес страха» куда больше, чем вмещает этот небольшой рассказ. Вот тут бы развернуться, но уже финал. Жалко, жалко. И собачку тоже, да.

Следующий рассказ стыдливо прикрывается пометкой «фэнтези», и, пожалуй, имеет на это право. Рассказ Ларисы Львовой ругали за обилие нечисти, но мне это не мешало. Возможно потому, что в пятом классе я про всех этих овинников и полудениц писал сочинение. Люблю их нежно, с самого детства. Впечатления подпортили метания героев туда-сюда-обратно, и обилие сравнений «словно-точно-будто» (серьезно, в паре абзацев ажно глаз закровоточил), в остальном же зашло с огоньком. Жаль, степняцкой нечисти уделено до обидного мало эфирного времени. Уж больно колоритная вышла.

Михаил Киоса с «Максимальной близостью» тоже зашел максимально близко. Затянуто чутка, от описания похоти главного героя быстро устаешь. Но нешаблонный монстр и живое противостояние эту усталость окупают. Правда здесь мне, как читателю

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хотелось бы положительного финала. Мужик боролся, автор! Где твоя гребаная солидарность, э?!

А дальше снова начались прямые попадания в меня, как читательскую аудиторию. Николай Иванов со своей кедровой «Колотушкой», ворвался мене в самое сердсо, и покорил его своим жутким Япырем. Опять же, мне, как человеку, которому приходилось околачивать кедры в красноярской тайге, реалии знакомы. Вот такие вещи у Иванова я люблю и ценю больше всего. И вот тут вновь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хотелось бы для героев счастливого конца. Ибо заслужили.

Это касается и рассказа «Чвянь» Елены Щетининой. Таких бойцов, как ее героиня, и среди героев мужеска пола не всегда сыщешь! Бесконечная гонка в антураже бесконечных гаражей, доставляет неимоверно бесконечно! А грамотно разбросанные детали работают на текст так, что понимаешь — автор походя показывает нам целый мир. Иной, живущий рядом с нашим, но по своим законам. В реальность этого мира веришь. И как раз она-то пугает куда сильнее, чем бесформенный монстр, бредущий по следу главной героини.

На «Отсебятине» Алексея Жаркова мое восхищение достигло пика. Если это называется вирд, то я, оказывается, люблю вирд. На мой взгляд, это лучшее, что я читал у Жаркова. Необъяснимо притягательная смесь боди-хоррора, с квестом по поиску пропавшей дочки, густо приправленная очень реальными переживаниями героя, сдобренная толикой мерзотности детального описания подземного мироустройства, не отпускала меня до самой последней страницы. Как вишенка на торте — трогательный и грустный финал. Пожалуй, единственно возможный.

Далее вновь небольшой обвал к крепкому среднему уровню. Возможно произошедший по вине Жаркова. Для меня сложно было сразу выдрать себя из глубокого погружения в «Отсебятину». «Белоглазый», за авторством Ярослава Землянухина, переносит читателя в Карелию, и мне бы порадоваться, но на деле я грущу. Потому как Карелия там довольно условная, и если перенести действие в Красноярск, или Пермь, мало что изменится. Все, вроде, на своих местах, и каждый элемент в отдельности неплох, но подойди поближе, приглядись, заметишь и некоторую избыточность, и подвисшие вопросы, и затянутость. Повторюсь, крепкий рассказ, но не более.

А вот Александр Матюхин... ох, Матюхин! Такой постапокалипсис мне по душе! Матюхин умеет сделать необычно и незатасканно. У кого вы еще прочтете

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
про захват земли пришельцами-автомобилями?
И пусть внешне цивилизация сохранилась, но по сути мир уже давно мертв и лишь агонизирует. Человечество низведено до состояния скота. Радикальные веганы могут возрадоваться, наконец-то злые людишки почувствуют то же, что коровы на бойне! В общем, закрывашка у сборника — что надо закрывашка! Закрыла все человечество!

Подведем итог. ПМСМ сборник встал ровнехонько между «13 маньяков» и «13 ведьм», переплюнув первый, но не добрав до второго. Линейка «13» традиционно хороша еще тем, что в ней, помимо основных пахарей хоррор нивы, и борзых новичков, можно встретить людей, которые делали русский хоррор, когда это еще не было мейнстримом. В «Маньяках» был Щеголев, в «Монстрах» — Левандовский. Надеюсь, тенденция сохранится. Проходных рассказов мало, но даже они не портят впечатления. Рассказов, которые захватили и увлекли меня — гораздо больше. И, опять же, не увлекли меня, увлекут другого читателя. В этом и есть прелесть межавторских сборников. Томик «13 монстров» занял достойное место на полке. С нетерпением жду «13 призраков» и «13 мертвецов».

Оценка: 8
– [  17  ] +

Дмитрий Тихонов «Чёртовы пальцы»

Хельг, 25 июня 2018 г. 22:23

Как человек ленивый, я вряд ли когда-нибудь напишу отзывы на каждый рассказ этого сборника, но вот скопом, пожалуй, осилить можно. На мой, далеко не безупречный вкус, это одна из лучших книг серии ССК, и, да простят меня Парфенов и покойный Женевский, лучший авторский сборник. Редко читаю хоррор, но книги коллег по цеху стараюсь не пропускать. Есть ряд вещей, которые мне не сильно понравились, — заглавная повесть, например, но даже их не смог оценить ниже 7 баллов. Просто это немного другой Тихонов — моложе. Тихонов зрелый невероятно крут и афористичен. Темное фэнтези рашн стайл в его исполнении, это феерия крови и смерти. Причем автор не заигрывается в стилизацию, рассказывает современным языком для современного читателя. И на выходе получаются вещи вроде «Слуг атамановых», этакая «Омерзительная восьмерка» в декорациях казачьей вольницы, или «Гарь», которую уже не раз называли «Изгоняющим дьявола» по-русски. Хоррор в исполнении Тихонова действительно страшен и лихо безбашенен, как, например, «Костоправы» или «Господь всех в лесу зарытых». В общем, действительно крутой крепко сбитый сборник. Очень радостно, что проза Тихонова наконец добралась до читателя в виде полновесной книги.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Михаил Павлов «Руки моей матери»

Хельг, 26 октября 2016 г. 00:49

На сегодняшний день — это самый лучший рассказ Павлова, ПМСМ, конечно же. В бытовуху, занудную, рутинную, резко вторгается потусторонее. Зло ведет себя назойливо, по-хозяйски. Нигде от него не спрятаться, не сбежать, хотя попытки герой совершал довольно вялые, честно скажем. Впрочем, это только добавляет рассказу реалистичности. Ведь так и есть, рациональный человек в последнюю очередь побежит в церковь, но до последнего будет пытаться решить вопрос разумом. А когда все же решится на крайние меры, будет уже поздно.

«Руки моей матери» играют на самых тонких струнках читателя — на материнской любви, и, надо признать, дергают за них мастерски. Отдельно отмечу потрясный новый образ избушки на курьих ножках. Ну а финал, к которому эти курьи ноги несут читателя, так и вовсе окажется жестким и бескомпромиссным, не оставляющим надежды никому. Хотя, как ни странно, он же, в какой-то степени, хэппи-энд.

Сложно было представить, что в сборнике «13 ведьм» окажется закрывашка, достойная открывашки «Костяного», но нашлась. Снимаю шляпу. Могет Павлов! Ой могет!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ольга Рэйн «Мертвец»

Хельг, 20 октября 2016 г. 00:04

Я сейчас, наверное, буду разбрасываться громкими заявлениями, но это все только потому, что рассказ меня действительно захватил. Еще на прошлой «Чертовой дюжине», (где, к слову сказать, победил рассказ «Костяной», из этого же сборника), отправляя жюри результаты голосования второго тура, я не задумываясь поставил этот рассказ на первое место, не сомневаясь, что он выйдет в финал. Четвертое место по итогу — очень даже достойный результат. Так вот, про громкие заявления. Сам чертовски не люблю ярлыки, типа «русского Стивена Кинга» или «нашего ответа Мартину», но вот это тот случай, когда я читал и думал, восхищенно ругаясь матом, это же, елки-моталки, русский Гейман в юбке, итить-колотить! Такая в этом рассказе сказочность запредельная, страшная и при том естественная, что сравнение напрашивается волей-неволей. Простой и вкусный слог, из разряда тех, когда понимаешь, что автор умеет и сложно, и выспренно, и вообще как угодно, но вот сейчас подает просто и понятно — вот она, девочка Катька, и все эти странные люди и события вокруг нее. В какой-то момент чуть было не заскучал от бытописательства, но автор вовремя вырулил на мистическую дорожку, и от этого волшебства рассказ стал еще живее, и, как это не парадоксально, реальнее. Отличный рассказ. Вот реально отличный.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Максим Кабир, Дмитрий Костюкевич «Скверна»

Хельг, 15 октября 2016 г. 12:05

По-моему Костюкевич и Кабир создали отличнейшую вещь, собравшую все ведьминские архетипы, но при этом не потерявшую самобытности. Все в наличие — страшная тайна, гонки со смертью, ужас ситуации, живые герои. Смешано в нужных пропорциях, отвлекающий маневр в наличии, трагедия есть, даже, наверное, две. Единственный прокол, на мой взгляд, это местоположение «самогонного аппарата». Ну серьезно, имея страшную тайну, оставите ли вы ее без присмотра, когда в соседней комнате сидит тот, от кого вы ее охраняете? Однако удовольствия от прочтения мне это не испортило, так что оценку снижать не стану. Добротная вещь.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Алексей Жарков «Мать нефть»

Хельг, 14 октября 2016 г. 23:21

Непростую тему поднял автор — зло, как последнее прибежище справедливости. Когда исчерпаны все возможности, а зло все равно торжествует, можно обратиться к еще большему злу, чтобы наказать зло поменьше. С помощью зла мистического наказать зло бытовое. Насколько это оправдано? Эффективно, безусловно. Насколько это противоестественно, учитывая, что большому злу, в общем-то пофиг, что (или кого) поглощать? Мне понравилось. Еще и потому, что мертвые дети — это реально страшно.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Алексей Провоторов «Костяной»

Хельг, 8 октября 2016 г. 22:37

На моей памяти — самое мощное открытие сборника серии «Самая страшная книга». Сразу задает тон и настраивает на нужный лад — будет жутко. Будет злое колдовство, и рыжеволосые зеленоглазки, продавшие души Дьяволу, и чудовищная расплата за содеянное. Миры Провоторова насыщенны, детализированы и очень реальны. Иногда эта насыщенность затмевает собой сюжет, когда мир на фоне получается гораздо интереснее приключений героев, но не в этом случае. Сравнения с циклом Сапковского неизбежны, и я уже неоднократно их встречал. Трудно сказать, в чем похожесть, но она определенно есть. Именно похожесть, не путать со вторичностью! Я не часто сталкиваюсь с отечественным темным фэнтези, но когда меня просят привести пример качественного, темного, нашего, я без колебаний указываю на этот рассказ, справедливо победивший в третьем заходе «Чертовой дюжины». Ну и да, Буга, е-мое! У тебя ж еще столько пар железных башмаков не сношено!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Журнал «Redrum №3»

Хельг, 27 апреля 2016 г. 21:20

Третий выпуск журнала «Redrum» не сравнить с пилотом. Все на приличном, вполне профессиональном уровне, так что остановлюсь на том, что особо зацепило. Жарков «Проснись», Буридамов «Шесть порций», Козлов «151» и Гонтарь «За шторами». Не знаю, специально ли так тасовали редакторы, но все рассказы связаны похожестью тематики: тюрьма (в случае Жаркова — тюрьма разума) и уголовные элементы. Жарков хорош какой-то бытовой шизой, которая мне отлично зашла еще с его же рассказа «Сказка Черного Бычка». Козлов хорош наличием древней тайны о которой знают не только лишь все. Очень люблю такие вещи, несмотря на предсказуемость. Буридамов хорош мистическим безумием и ударной концовкой, буквально последним предложением. Хотя что-то похожее я читал, кажется, у Гусакова. Ну и Гонтарь — жемчужина номера и вообще отличный рассказ. Очень крутой мир прописан скупо, но ярко — мир, в котором криминальные группировки конкурируют не только за рынок наркотиков и оружия, но и защитных амулетов от темных сил.

Отдельно отмечу стихи редактора «Астрель-Спб» Ирины Епифановой — приятные мистические вещи, легкие и грустные. Миниатюра от Александра Подольского показывает, что и хоррор умеет быть кратким, как выстрел. Ну и комикс «Шубка из рыжей лисы», по мотивам рассказа Марии Артемьевой — выше всяких похвал. Хотя, конечно, в цвете он смотрится несравненно лучше.

Здорово, на самом деле. Чертовски жаль, что печатный тираж журнала такой крохотный.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Светлана Тулина «Бэлли-Бэт»

Хельг, 15 апреля 2016 г. 16:07

Уж не знаю, за какие заслуги у рассказа стоит одинокая единица? На мой взгляд «Бэлли -Бэт» такой низкой оценки не заслуживает. Язык произведения хороший, образный. Герои живые, хотя и не все симпатичные. Сам рассказ — история трогательной дружбы забитой девочки и растущего фюллера. Можно сказать оба подростки, оба загнаны в угол обстоятельствами и запуганы, но вместе... О, вместе эта парочка способна на многое... Хорош, как сам по себе, так и в связке с другими историями дизельпанкового мира.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Михаил Кликин «Армия Маннергейма»

Хельг, 14 апреля 2016 г. 17:18

Наименее «дизельный» рассказ сборника, но при этом отличный образец «деревенского хоррора». Автору хорошо даются и нагнетание повисшего над деревней страха, и описательные моменты. Финальный финт простенький, но уместный. Рассказ неплохо смотрелся бы в любом сборнике отечественного хоррора, но и в дизельно-лавкрафтианском «Мистериуме» картины не портит.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Вадим Вознесенский «Псалмы субмарины»

Хельг, 9 апреля 2016 г. 00:43

Шикарный и крайне атмосферный рассказ, первый, по-настоящему лавкрафтовский в сборнике. Такой тягуче-безумный, с поправкой на более позднее время и более высокое техническое развитие. Внутренности подлодки, взаимоотношения членов ее экипажа, и то сумасшествие, что творится на борту, прописаны мазками, но очень точными, яркими (пусть яркость эта, цвета самой глубокой океанской впадины). Здесь все на своих местах и все не случайно. Даже имя связистки играет на атмосферу. Единственное, чего не понял — на кой, все же, им был нужен медик? Но рассказ от этого хуже не стал.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Дмитрий Висков «Великая филиппинская мечта»

Хельг, 4 апреля 2016 г. 01:24

У Вискова читал всего два рассказа, оба из «дизельного» цикла. Оба понравились стилем, в первую очередь. Этой рубленной сжатой подачей, в которой нет ничего лишнего. Главный герой вернулся домой — бах-бах — и вот он уже владелец участка земли, «счастливый» муж и без пяти минут «отец», и вот уже пылает дирижабль, и шоггот-оператор борется за жизнь, и как-то все это должно сложиться вместе, но не совсем понятно как... а у автора получается, и весьма убедительно. День до Армегеддона. Может чуть больше. Успеешь ли ты осуществить Великую филиппинскую мечту? Деньги есть, есть желание, есть возможности, в конце концов. Почему бы и нет?

Оценка: 8
– [  1  ] +

Юрий Бурносов, Татьяна Глущенко «Долина коз»

Хельг, 2 апреля 2016 г. 22:01

Первый рассказ сборника «Мистериум», повествующего о мире победившего дизельпанка и сошествии на многострадальную Землю лавкрафтианских Мифов. Как и в предыдущем сборнике «Бестиариум», Бурносовым удается уловить атмосферу ускользающего мира, и тонко преподнести атмосферу мира грядущего, в котором лавкрафтианские Мифы стали частью реальности, в чем-то даже обыденными. Рассказ не рассказ, зарисовка, скорее, но в ней уйма деталей и деталек, реальных фамилий и событий, ловко вписанных в фантастическое грядущее. Добротная открывашка сборника.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Александр Подольский «Демьяновы фильмы»

Хельг, 10 марта 2016 г. 13:31

Всегда слежу за выходом новых рассказов Подольского. В последнее время пишет он редко. Но метко. «Демьяновы фильмы» понравились, в первую очередь, идеей. Ну кто, скажите, откажется посмотреть эксклюзивную версию давно знакомого фильма. Не просто расширенную режиссерку, а полноценный новый фильм. Ну, скажем, как если бы на «Титаник» напал Кракен? Сюжетные ходы не новы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
читайте, что написано мелким шрифтом и не ройте яму другому, да-да!
но поданы грамотно, обоснованно и красиво. В общем, больше Подольского! Давно уже созрел человек для авторского сборника. А и даже для крупной формы.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Антология «Тёмные»

Хельг, 3 марта 2016 г. 18:15

Сборник «Темные», от создателей и авторов «Самой страшной книги» — явление неоднозначное. Призванный стать паровозом новой серии темного фэнтези, он уже породил больше споров, чем любая из книг серии ССК. Можно ли считать эти рассказы фэнтези? А если можно, до достаточно ли оно темное? Есть ли вообще темное фентези в наших краях? Пройдемся по рассказам, и попробуем разобраться, что к чему.

Михаил Парфенов, не только составитель сборника, но и один из авторов, выступил сразу с двумя рассказами. Оба однозначно относятся к фэнтези. «Кровь твоего сердца» — типичное фэнтези, можно даже сказать Конаничная, хе-хе. 6 баллов, неплохо, но ничего нового. «Сир Моргрив» тоже вполне укладывается в рамки жанра. Насколько рассказы темные? Ну, начнем с того, что в обоих присутствует каннибализм. Сир Моргрив вообще ел собственных детей (и это не спойлер!). Жаль, но на мой взгляд автор не выжал весь потенциал из Моргрива. По моим ощущениям рассказ тянул на 8 баллов, но не дотянул, остановился на 7.

Из конкретного, я бы сказал «чистого» дарк фэнтези отмечу следующие рассказы: Владимир Кузнецов и его «Завтрак для Джека», для любителей викторианского Лондона, и человеческой грязи с городского дна. Порадовала атмосфера, хотя финальный финт угадываем, 9 баллов. «Саранча, скопец, палач» — средневековая жестятина от Гелприна, профессионально и всласть попрыгавшего на костях сказки о Золотом Петушке. 8 баллов. Столько же получили от меня и «Псы господни», Юлии Ткачевой. Святая церковь привлекает на службу адских гончих. А что лучше всего умеет делать адская гончая? Праааавильно! Вопросы веры поднимает и Андрей Кокоулин в «Свете исходящем». Написано складно и даже здорово, но концовка автором слита, на мой взгляд. Да к тому же не дает покоя сходство с известными «Словесниками», потому только 7 баллов.

С остальным немного сложнее. Крутой «Эффект дефекта» Провоторова условно можно отнести к этакому стимпанку, что ли? Но по атмосфере вполне себе дарк. Да и фентезийно вполне. Ведьмы всякие, алхимия, таблетки из кротов и прочие лоси с сигаретами. Очень понравилось, хотя концовку раскусил быстро — 8 баллов.

Подольский в «И пришел дракон» и Гужвенко в «Человеке из храма белой цапли» эксплуатируют Восток, средневековый и не очень. Оба довольно успешно, на 7 баллов. Вполне себе фэнтези, достаточно темного оттенка. Виктория Колыхалова и ее «Жнец» — тоже фэнтези, но уже городское, чистой воды. Мне зашло на 6 баллов. Да простит меня автор, но героиня, которая должна умилять, всю дорогу меня раздражала. Гоша положение спасал, как умел, но, блин, он же Гоша!

Кабир в «Упыре» и соавторы Жарков/Костюкевич и их «Дюнан», оседлали исторические эпохи и сделали это довольно умело. В первом случае нам откроют неизвестные страницы противостояния красной кавалерии и потустороннего ужаса. Во втором, расскажут о демонах основателя «Красного креста». В обоих рассказах чувствуется серьезный подход к материалу, что у меня всегда вызывает приступы неконтролируемой зависти и восхищения. «Упырь» от щедрот получил мои 10 баллов, «Дюнан» — 8 (несмотря на масштабные батальные полотна показался немного затянутым).

Далее пройдемся по вирду — ему здесь нашлось место. Дмитрий Тихонов и его «На краю света» понравились своим безумием и оторванностью от реальности. 8 баллов за то, что я чуть не сошел с ума вместе с героем. Еще круче тему безумия завернул Ринат Газизов. Его «Куш» понравился мне во время первой «Чертовой дюжины», и я чертовски рад, что рассказ увидел свет в бумаге. 9 баллов. Сюда же, пожалуй, засунем и «Мёд», покойного Влада Женевского, земля ему пухом. Тоже читал на ЧД, тоже рад за выход рассказа на бумаге. 10 баллов.

«Гроах» Сергея Юдина оставил в недоумении «вот что это сейчас было». Написано вроде неплохо, но автора кидает то в хахашечку (неужели нельзя было подобрать героям нормальные фамилии?), то в кровавую резню, то в слезную дружбу между теткой и гигантской крысой. Что-то я не проникся, и потому 6 баллов.

Отдельно поставлю «Легкий пар» Марии Шурыгиной — шикарный образчик этнохоррора. Немудреная, казалось бы, история о возвращении в плохое место, о детских страхах, зашла мне на 8 баллов. Очень надеюсь прочесть что-нибудь еще от этого автора.

Осталось сказать только пару слов о своей «Памятке юного бродяжки». Я написал его, проникшись стихотворением Даны Сидерос «Дети уходят из города». Стихи, кстати, использовал в тексте с разрешения автора. Получился этакий фанфик на это стихотворение, не знаю даже, бывает ли такое? При этом рассказ продолжает мир романа «Охота на удачу». Оценивать рассказ не мое дело, но писать его мне понравилось.

В целом по сборнику — хороший, ничем не хуже ежегодных антологий «Самой страшной книги» и остальных книг серии (типа Хеллоуина и 13 маньяков). Знакомые авторы, хорошие рассказы, но для дальнейшего развития серии, однозначно нужно что-то более дарк, и более фэнтези. Я бы не отказался почитать сборники (или даже романы!) Кузнецова и Провоторова, например. В общем, больше серий, хороших и разных. И больше хороших книг.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Антология «Самая страшная книга 2016»

Хельг, 2 марта 2016 г. 13:51

Вот и дотянулся я до нового тома ССК. В этот раз никто не упрекнет меня в предвзятости, т.к. в этом отборе я не участвовал никоим боком. Начну с первых впечатлений, тактильных. Качество книги несомненно улучшилось, ее стало приятнее держать в руках (увесистый такой кирпичик, можно и от маньяка отбиться, и от потусторонней твари), дизайн стал менее вычурным, что, на мой взгляд, только на пользу пошло. А еще два, — целых два, Карл! — блерба от монстров забугорного хоррора. Внушает, чего уж там.

Внутри, как обычно, подборка стррррашных рассказов, кропотливо отобранных читательской таргет-группой. Имена, преимущественно, все те же. Можно сколько угодно повторять мантру «новичкамнепробиться», и да, старый конь, многократно прошедший борозду отборов, действительно имеет больше шансов. Но только за счет мастерства. Понравиться большему количеству судей-читателей — если это не мастерство, тогда я не знаю. К тому же есть в этом томе и новички, есть, и не мало (забудем о том, что все авторы ССК еще года три назад сами были новичками). Правда, на мой взгляд, вес они выступили слабее уже зарекомендовавших себя авторов, но тут со мной можно не соглашаться.

Начну с открывашки — Николай Иванов выстрелил дуплетом, да еще каким! Он открывает сборник и закрывает его, и такая честь понятна, составители не прогадали, оба рассказа шикарные, особенно финальное «Одеяло». Кажется, Иванов нашел свою нишу — мальчишеский хоррор. Писать по взаимоотношение детей и родителей, на фоне сверхъестественной чехарды, получается у него лучше всего.

Макс Кабир, также зашел в книгу с двумя рассказами. Но если «Багровая луна», слабая и вторичная, оставила меня в недоумении (это Кабир? серьезно?!), то «Африкан» полностью реабилитировали Кабира в моих глазах. Отменная атмосфера и локация блокадного Ленинграда сделали свое дело.

Похожая ситуация и с Дмитрием Костюкевичем. Его «В иллюминаторе» тоже не зашел (тут можно списать на мою нелюбовь к дневниковым записям вообще и к космохоррору в частности), рассказ хорошо и детально выписан, но тоже показался вторичным. А вот его же «Фиалка», в соавторстве с новичком (!) Андреем Анисовым легла на душу своим безумием и остраненностью.

К сожалению, совершенно не пошел рассказ Павлова. Умом понимаю, что написано неплохо, и идея интересная, но вот не идут мне такие вещи. Да простит меня Михаил, но самую низкую оценку в этом сборнике (пятерку) я поставил именно его творению. Вторая пятерка отошла новенькой барышне — Анне Железниковой, с чудовищно затянутым рассказом про вампирский цирк.

Александр Подольский также выступил с двумя номерами. Старенький рассказ «Ненужные» неплох, но это не тот Подольский, которого я жду. А вот «Демьяновы фильмы» — выше всяких похвал! Напомнили мне «Червей» Кабира (кто рубился на этой ЧД — поймет), только про кинематограф, а не про книги. И это очень хорошее сравнение, поверьте!

Отлично выступил и Владимир Кузнецов, с мистической сказкой о големах и древних проклятиях. По «Тетраграмматону» можно писать развернутую повесть или даже роман — мир позволяет.

Дмитрий Лазарев уверенно повышает уровень. Аналогий «В яме» можно подобрать множество, но рассказ все равно остается самобытным и целостным. Так держать и верной дорогой идете, товарищ!

Алексей Провоторов, еще один автор, стрельнувший дуплетом. Его «Мужики» это просто чистейший образец идеального деревенского хоррора! По моему скромному (и не очень) мнению, ЕВПОЧЯ. А вот нахваленное «Веерное отключение» показалось излишне растянутым, хотя и не плохим.

Александр Матюхин стабилен, как сама стабильность — уверенно лезет в дебри человеческой психики и создает мрачные, безысходные тексты. Сумасшествие, нереальность происходящего, попытка противостоять безумию — все в лучших традициях любимой Александром, маньячной прозы.

Майк Гелприн, традиционно, балует хорошими рассказами, уж не знаю, отчего у «Восьмой свадьбы», написанной в соавторстве с Юлией Черных (еще один новичок в ССК!) такой низкий рейтинг. Пусть рассказ и не новый, но написан складно и подан хорошо. Разве что финал немного скомкан, кмк. А вот второй, сольный рассказ Майка порадовал погружением в детали тюремного быта и, похоже, не только меня одного.

Евгений Абрамович (еще один новичок!) запорол интересную идею не самым качественным исполнением. В целом читается вроде неплохо, но нет-нет и скривишься, блин, ну как же так?! Та же беда и с рассказом Натальи Алфёровой (тоже новенькая в ССК). Вроде и идея интересная, и герои не картон, а все равно, чувствуется, не слишком уверенной рукой написано.

Порадовал Дмитрий Витер и его «Ночной пловец». Чесгря думал, что все будет не то, и не так, и очень рад, что ошибся. Хотя обманка, конечно же, не срабатывает на опытном читателе. Опытный читатель — он такой. Знает, что все должно закончится плохо.

Кстати, это один из законов скримера, которые в одноименном рассказе озвучила Елена Щетинина. Рассказ показался мне излишни затянутым. Неплохой, но доооолгий. По тематике он бы очень хорошо зашел в «Темную сторону Сети». «Ведьмин ключ» Виктории Колыхаловой пободрее, но мне эта мешанина из людей и событий не сильно зашла еще на прошлой «Чертовой дюжине». То есть, да, уверенный рассказ, но чуть выше среднего. То же самое и с рассказом Ильи Объедкова. «Люди» антуражный рассказ, но читать о том, как бандиты рубят безответное мирное население я могу и в какой-нибудь другой книге. Или, вот скажем, «Дорога на Харбин», Ярослава Землянухина. Потенциально шикарный рассказ, в котором мистика загнана на задний план, что, к сожалению, на пользу рассказу не идет. А ведь так хорошо все начиналось! Но обрубилось резко, не очень внятно и с огромным роялищем в кустах, в виде взрывчатки.

Ну и последний (но не в последнюю очередь!) Дмитрий Тихонов, с рассказом» Гарь», который мне сильно запомнился, еще по публикации в «Darker». Классный рассказ, собранный, из, казалось бы, давно знакомых частей.

Что же в итоге? Сперва мне казалось, что уровень ССК-16 просел ( что в общем не удивительно, учитывая, насколько мощной получилась ССК-15). Однако, чем больше читал, чем больше находил шикарных рассказов, страшных историй, тем сильнее убеждался, что да, удержали-таки планку! Сделали отличную книгу, которой можно гордиться и составителю, и редакции (хотя, блин, сколько же пропущенных слов в «Африкане»?!), и таргет-группе, и самим авторам. Может показаться, что я тут кого-то ругал, но нет — две пятерки, пара шестерок, это честные средние оценки, хорошо написанным рассказам, которые не зашли лично мне. Остальное — от семи и выше. Как по мне, очень достойный результат. Следующий отбор ни за что не пропущу!

Оценка: 9
– [  13  ] +

Майк Гелприн «Переполнившаяся чаша»

Хельг, 1 марта 2016 г. 17:41

Если поставить вопрос ребром, чего больше пугаться — паранормальнщины, или «свинцовых мерзостей» тюремного быта, — то окажется, что вопрос даже не стоит. Тюрьма и ее порядки страшнее всякой потусторонней твари. Да и теряется эта тварь на фоне ужасов, творимых заключенными. Не знаю, так ли это все на самом деле, или автор где-то художественно приукрашивает, но читать эти тюремные зарисовки реально жутко. При этом Гелприн и сам не особо заморачивался с ликом зла. Набор стандартных трюков, стандартные приемы, но именно они сильнее оттенили простую, многократно прожеванную истину, о том, что самые страшные монстры, это люди. Настолько страшные, что, порой, не выдерживает сама Вселенная.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Дмитрий Гужвенко «Человек из храма Белой Цапли»

Хельг, 27 февраля 2016 г. 11:48

Еще один «восточный» рассказ сборника и тоже весьма неплох. И тоже, как и у Подольского, не обошлось без дракона. Читается, как этакий кайдан. Присутствуют — умудренный опытом старик и вероломный разбойник, а в воздухе витает страшная тайна. Финальный «вотэтоповорот» не то, чтобы выносит мозг, он вполне ожидаем (хотя может и не совсем с той стороны) но от этого рассказ не теряет, а даже выигрывает. Все закончилось хорошо, и в то же время плохо, все получили по заслугам, и в то же время кое-кто пострадал по глупости. И, опять же, нет стойкого ощущения, что «наш» писал про «их». Хотя, может я просто слабо знаю Восток.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Александр Подольский «И пришёл дракон»

Хельг, 26 февраля 2016 г. 13:54

Любопытно проработан мир в этом коротком рассказе: восточный колорит плюс биологическая катастрофа, и все это дело на фоне ритуала «Небесного погребения». Это когда покойного оставляют на съедение грифам. Подольский хорошо поработал с источниками и с антуражем, нет ощущения, что это «наш» пишет про «ихних». Не совсем уверен, что это дарк-фэнтези (да-да, я помню, что в предисловии нас предупреждали, что не все йогурты одинаково полезны), но в том, что это хороший рассказ уверен на все сто.

Оценка: 7
– [  17  ] +

Майк Гелприн «Саранча, скопец, палач»

Хельг, 26 февраля 2016 г. 11:18

Никогда бы не подумал, что можно так жестко подать отечественный материал, к тому же сказочный. Нет, сказки, зачастую, очень жесткие, даже жестокие, в первоисточниках, но Гелприн жестит порой уж совсем запредельно, из темного фэнтези ударяясь в какой-то сплаттерпанк. Это не плохо, это неожиданно. Взгляд на знакомую историю под необычным углом оказался удачным. Знакомые герои предстали в новом, не очень-то приглядном, свете, хотя, по-совести, они и в оригинале не слишком блистали. Пожалуй это самый жесткий рассказ сборника и самая удачная реализация этакого славянского дарк фентези, что мне доводилось читать. Она же и единственная.

Оценка: 8
⇑ Наверх