fantlab ru

Все отзывы посетителя Хельг

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  14  ] +

Владислав Женевский «Мёд»

Хельг, 25 февраля 2016 г. 17:36

Отличный рассказ, который я запомнил еще по «Чёртовой дюжине». Классическая история о заблудившемся человеке в которой, казалось бы, невозможно рассказать ничего нового, играет новыми красками в исполнении Влада Женевского. Долгое время меня раздражал главный герой рассказа. Раздражал своей инертностью, покорностью, неспособностью к борьбе. Пока я не понял, что ГГ — обычный человек. Не герой, не супермен, не лихой сталкер, а самый обычный человек, как, впрочем, и всегда у Влада. Вот это взаимопроникновение мистического и будничного и делало прозу Женевского такой нереальной. В этом он похож на классиков литературы ужасов, и безумно жаль, что больше Влад ничего не напишет. С нетерпением жду авторский сборник, и не перестаю сожалеть, что автор его подписать уже не сможет.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Алексей Провоторов «Костяной»

Хельг, 8 октября 2016 г. 22:37

На моей памяти — самое мощное открытие сборника серии «Самая страшная книга». Сразу задает тон и настраивает на нужный лад — будет жутко. Будет злое колдовство, и рыжеволосые зеленоглазки, продавшие души Дьяволу, и чудовищная расплата за содеянное. Миры Провоторова насыщенны, детализированы и очень реальны. Иногда эта насыщенность затмевает собой сюжет, когда мир на фоне получается гораздо интереснее приключений героев, но не в этом случае. Сравнения с циклом Сапковского неизбежны, и я уже неоднократно их встречал. Трудно сказать, в чем похожесть, но она определенно есть. Именно похожесть, не путать со вторичностью! Я не часто сталкиваюсь с отечественным темным фэнтези, но когда меня просят привести пример качественного, темного, нашего, я без колебаний указываю на этот рассказ, справедливо победивший в третьем заходе «Чертовой дюжины». Ну и да, Буга, е-мое! У тебя ж еще столько пар железных башмаков не сношено!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Журнал «Redrum №3»

Хельг, 27 апреля 2016 г. 21:20

Третий выпуск журнала «Redrum» не сравнить с пилотом. Все на приличном, вполне профессиональном уровне, так что остановлюсь на том, что особо зацепило. Жарков «Проснись», Буридамов «Шесть порций», Козлов «151» и Гонтарь «За шторами». Не знаю, специально ли так тасовали редакторы, но все рассказы связаны похожестью тематики: тюрьма (в случае Жаркова — тюрьма разума) и уголовные элементы. Жарков хорош какой-то бытовой шизой, которая мне отлично зашла еще с его же рассказа «Сказка Черного Бычка». Козлов хорош наличием древней тайны о которой знают не только лишь все. Очень люблю такие вещи, несмотря на предсказуемость. Буридамов хорош мистическим безумием и ударной концовкой, буквально последним предложением. Хотя что-то похожее я читал, кажется, у Гусакова. Ну и Гонтарь — жемчужина номера и вообще отличный рассказ. Очень крутой мир прописан скупо, но ярко — мир, в котором криминальные группировки конкурируют не только за рынок наркотиков и оружия, но и защитных амулетов от темных сил.

Отдельно отмечу стихи редактора «Астрель-Спб» Ирины Епифановой — приятные мистические вещи, легкие и грустные. Миниатюра от Александра Подольского показывает, что и хоррор умеет быть кратким, как выстрел. Ну и комикс «Шубка из рыжей лисы», по мотивам рассказа Марии Артемьевой — выше всяких похвал. Хотя, конечно, в цвете он смотрится несравненно лучше.

Здорово, на самом деле. Чертовски жаль, что печатный тираж журнала такой крохотный.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Александр Подольский «Свиньи»

Хельг, 9 октября 2015 г. 22:27

Вот такой сплаттерпанк нам нужен и даже просто необходим! В этом рассказе Подольский грамотно намешал мистику, маньячность и грязную бытовуху. С последней может перегнул малость, но только для усиления эффекта! Колоритный насильник Поляк и его незаконный бизнес понравились мне еще на прошлой Чертовой дюжине. За шуточку с Ютубом и камео самого автора — отдельный плюс. Ревнителям морали рекомендовать не стану, остальные — велкам!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Татьяна Томах «Аттракционы»

Хельг, 11 февраля 2015 г. 13:55

Ты узнаешь его из тысячи... этот сеттинг, где Древние боги, дирижабли, дизельные технологии и бытовая магия в одном флаконе! Видимо в какой-то из отборов «Дизильпанка» не прошел рассказ. Зато в Самую страшную книгу — 2015 лег, как влитой. Ностальгически красивый и жуткий мир измененного советского прошлого. Кто бы мог подумать, что пансионат у моря может стать таким опасным местом? И тотальное замалчивание, и все делают вид, что жизнь-идет-своим-чередом, и многие уже приспособились, да так, что поневоле задумаешься, а много ли в них осталось от человека? ну, кроме телесной оболочки, конечно.

Я не объективен, наверное, потому что сеттинг «Дизельпанка» люблю, как родной, но история мне чертовски понравилась. Вне зависимости от.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Михаил Павлов «Руки моей матери»

Хельг, 26 октября 2016 г. 00:49

На сегодняшний день — это самый лучший рассказ Павлова, ПМСМ, конечно же. В бытовуху, занудную, рутинную, резко вторгается потусторонее. Зло ведет себя назойливо, по-хозяйски. Нигде от него не спрятаться, не сбежать, хотя попытки герой совершал довольно вялые, честно скажем. Впрочем, это только добавляет рассказу реалистичности. Ведь так и есть, рациональный человек в последнюю очередь побежит в церковь, но до последнего будет пытаться решить вопрос разумом. А когда все же решится на крайние меры, будет уже поздно.

«Руки моей матери» играют на самых тонких струнках читателя — на материнской любви, и, надо признать, дергают за них мастерски. Отдельно отмечу потрясный новый образ избушки на курьих ножках. Ну а финал, к которому эти курьи ноги несут читателя, так и вовсе окажется жестким и бескомпромиссным, не оставляющим надежды никому. Хотя, как ни странно, он же, в какой-то степени, хэппи-энд.

Сложно было представить, что в сборнике «13 ведьм» окажется закрывашка, достойная открывашки «Костяного», но нашлась. Снимаю шляпу. Могет Павлов! Ой могет!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ольга Рэйн «Мертвец»

Хельг, 20 октября 2016 г. 00:04

Я сейчас, наверное, буду разбрасываться громкими заявлениями, но это все только потому, что рассказ меня действительно захватил. Еще на прошлой «Чертовой дюжине», (где, к слову сказать, победил рассказ «Костяной», из этого же сборника), отправляя жюри результаты голосования второго тура, я не задумываясь поставил этот рассказ на первое место, не сомневаясь, что он выйдет в финал. Четвертое место по итогу — очень даже достойный результат. Так вот, про громкие заявления. Сам чертовски не люблю ярлыки, типа «русского Стивена Кинга» или «нашего ответа Мартину», но вот это тот случай, когда я читал и думал, восхищенно ругаясь матом, это же, елки-моталки, русский Гейман в юбке, итить-колотить! Такая в этом рассказе сказочность запредельная, страшная и при том естественная, что сравнение напрашивается волей-неволей. Простой и вкусный слог, из разряда тех, когда понимаешь, что автор умеет и сложно, и выспренно, и вообще как угодно, но вот сейчас подает просто и понятно — вот она, девочка Катька, и все эти странные люди и события вокруг нее. В какой-то момент чуть было не заскучал от бытописательства, но автор вовремя вырулил на мистическую дорожку, и от этого волшебства рассказ стал еще живее, и, как это не парадоксально, реальнее. Отличный рассказ. Вот реально отличный.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Юрий Погуляй «Приют оцифрованных душ»

Хельг, 9 октября 2015 г. 04:16

Я не большой любитель маньячной прозы. Т.е. я понимаю, что человеческие заскоки пострашнее мифических монстров, но вот не пугает. А читать про похождения очередного живодера-потрошителя как-то грустно. Да, доктор Лектор — обаяшка, но он, в моем случае, исключение из правил. Это не значит, что я совсем не люблю истории про маньяков. Вовсе нет. Просто даже в хорошем исполнении редко оцениваю их выше 7-8 баллов. Тем удивительнее было мне, что история с Приютом оцифрованных душ захватила меня (пусть и не с самого начала). Хорошая идея с грамотной реализацией, да еще рисунок отличный — осенняя фотокарточка с пятью лайками, одинокая, всеми забытая.

Один из лучших рассказов сборника «Темная сторона Сети», как по мне.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Николай Леонидович Иванов «Тишина в дождевой капле»

Хельг, 29 января 2015 г. 15:21

Странно, что у такого хорошего рассказа так мало отзывов. «Тишина в дождевой капле» открыла для меня автора с новой стороны. Не ожидал, что Иванов может написать такой живой и яркий «мальчишеский хоррор». Страх в рассказе неявный, ровно размазанный по всему тексту, и лишь к концу набирает убойную концентрацию. Гарантированно проймет до печенок бывших и нынешних мальчишек, и их отцов. Классический ужастик с неизбежной победой зла в финале. Лучший «мальчишеский хоррор» Самой страшной книги 2015.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Елена Щетинина «Мать сырой земли»

Хельг, 5 января 2021 г. 17:45

Я хотел взять этот рассказ в сборник «Колдовство». Да, пожалуй тут нетипичная ведьма, да и сам рассказ нетипичен для хоррора. Но как хорош, заррраза! Грех было упускать. Но получилось, как получилось, и рассказ украсил ССК2020. Из наших родоначальников хоррора я более всего уважаю Леонида Андреева, и читая рассказ Щетининой, я не мог отделаться от ощущения, что листаю сборник ранее не читанных рассказов классика. И да, историчность тут тонко соседствует с мистикой, так что против этого рассказа в сборнике ничего не имею. Шикарная тема, шикарное исполнение. Снимаю шляпу.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Виктория Колыхалова «Неразлучники»

Хельг, 22 октября 2015 г. 18:24

Единственный минус, на мой взгляд, заключается в финальном поступке ГГ

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сопоставить пациента без лица и гипотетического Мистера Маску сумеет даже самый тугоумный следователь

В остальном — очень цепляющая история. Хороший язык, интересная задумка, грамотная реализация. Ну и идея, мысль о том, что в основе всех поступков, даже самых злых, лежат хорошие намерения, показана во всей красе. По факту тянет баллов на 8, но поставлю полновесную десятку, дабы скорректировать явную несправедливость в оценках.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Гарриет Манкастер «Изадора Мун»

Хельг, 12 января 2020 г. 16:45

Гениальнейшая штука, конечно. Я несколько лет бился, чтобы найти дочке то, что ей понравится. Мейзи Хитчинс, Гравити Фолз, комиксы всякие — вроде нравится, но без энтузиазма. И тут я прикупил первую книгу про Изадору. И понеслась. Теперь лучший подарок для девочки 8 лет — новая книга про Изадору (ну или Мортину ещё недавно распробовали). Текста немного, истории простые, но какая девочка устоит перед героиней, которая наполовину фея, наполовину вампир? Перед этими чумовыми эмо-иллюстрациями? Перед кучей блёсток? Как читатель со стажем высоко эту серию оценить не могу, но как родитель — на десятку!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Альберт Гумеров «Волки да вороны»

Хельг, 22 марта 2014 г. 23:40

Шаманизм — одна из моих любимых тем, так что тут я в оценке не объективен. Могу промахнуться на балл-другой. Но уж если не накидывать тому, что нравится, тогда чему накидывать-то? Рассказ о молодом шамане, служившем разведчиком в Красной армии и попавшем в плен к немцам. О человеке, который хотел выжить, и делал это так, как привык и как умел. Отлично написанная, складно сложенная и грамотно поданная история. Ну и финальный финт, хоть и простенький, а срабатывает. Обманул меня автор, обманул, признаю. Не ожидал я такой концовки.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Дмитрий Тихонов «Чёртовы пальцы»

Хельг, 25 июня 2018 г. 22:23

Как человек ленивый, я вряд ли когда-нибудь напишу отзывы на каждый рассказ этого сборника, но вот скопом, пожалуй, осилить можно. На мой, далеко не безупречный вкус, это одна из лучших книг серии ССК, и, да простят меня Парфенов и покойный Женевский, лучший авторский сборник. Редко читаю хоррор, но книги коллег по цеху стараюсь не пропускать. Есть ряд вещей, которые мне не сильно понравились, — заглавная повесть, например, но даже их не смог оценить ниже 7 баллов. Просто это немного другой Тихонов — моложе. Тихонов зрелый невероятно крут и афористичен. Темное фэнтези рашн стайл в его исполнении, это феерия крови и смерти. Причем автор не заигрывается в стилизацию, рассказывает современным языком для современного читателя. И на выходе получаются вещи вроде «Слуг атамановых», этакая «Омерзительная восьмерка» в декорациях казачьей вольницы, или «Гарь», которую уже не раз называли «Изгоняющим дьявола» по-русски. Хоррор в исполнении Тихонова действительно страшен и лихо безбашенен, как, например, «Костоправы» или «Господь всех в лесу зарытых». В общем, действительно крутой крепко сбитый сборник. Очень радостно, что проза Тихонова наконец добралась до читателя в виде полновесной книги.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Антология «Самая страшная книга 2016»

Хельг, 2 марта 2016 г. 13:51

Вот и дотянулся я до нового тома ССК. В этот раз никто не упрекнет меня в предвзятости, т.к. в этом отборе я не участвовал никоим боком. Начну с первых впечатлений, тактильных. Качество книги несомненно улучшилось, ее стало приятнее держать в руках (увесистый такой кирпичик, можно и от маньяка отбиться, и от потусторонней твари), дизайн стал менее вычурным, что, на мой взгляд, только на пользу пошло. А еще два, — целых два, Карл! — блерба от монстров забугорного хоррора. Внушает, чего уж там.

Внутри, как обычно, подборка стррррашных рассказов, кропотливо отобранных читательской таргет-группой. Имена, преимущественно, все те же. Можно сколько угодно повторять мантру «новичкамнепробиться», и да, старый конь, многократно прошедший борозду отборов, действительно имеет больше шансов. Но только за счет мастерства. Понравиться большему количеству судей-читателей — если это не мастерство, тогда я не знаю. К тому же есть в этом томе и новички, есть, и не мало (забудем о том, что все авторы ССК еще года три назад сами были новичками). Правда, на мой взгляд, вес они выступили слабее уже зарекомендовавших себя авторов, но тут со мной можно не соглашаться.

Начну с открывашки — Николай Иванов выстрелил дуплетом, да еще каким! Он открывает сборник и закрывает его, и такая честь понятна, составители не прогадали, оба рассказа шикарные, особенно финальное «Одеяло». Кажется, Иванов нашел свою нишу — мальчишеский хоррор. Писать по взаимоотношение детей и родителей, на фоне сверхъестественной чехарды, получается у него лучше всего.

Макс Кабир, также зашел в книгу с двумя рассказами. Но если «Багровая луна», слабая и вторичная, оставила меня в недоумении (это Кабир? серьезно?!), то «Африкан» полностью реабилитировали Кабира в моих глазах. Отменная атмосфера и локация блокадного Ленинграда сделали свое дело.

Похожая ситуация и с Дмитрием Костюкевичем. Его «В иллюминаторе» тоже не зашел (тут можно списать на мою нелюбовь к дневниковым записям вообще и к космохоррору в частности), рассказ хорошо и детально выписан, но тоже показался вторичным. А вот его же «Фиалка», в соавторстве с новичком (!) Андреем Анисовым легла на душу своим безумием и остраненностью.

К сожалению, совершенно не пошел рассказ Павлова. Умом понимаю, что написано неплохо, и идея интересная, но вот не идут мне такие вещи. Да простит меня Михаил, но самую низкую оценку в этом сборнике (пятерку) я поставил именно его творению. Вторая пятерка отошла новенькой барышне — Анне Железниковой, с чудовищно затянутым рассказом про вампирский цирк.

Александр Подольский также выступил с двумя номерами. Старенький рассказ «Ненужные» неплох, но это не тот Подольский, которого я жду. А вот «Демьяновы фильмы» — выше всяких похвал! Напомнили мне «Червей» Кабира (кто рубился на этой ЧД — поймет), только про кинематограф, а не про книги. И это очень хорошее сравнение, поверьте!

Отлично выступил и Владимир Кузнецов, с мистической сказкой о големах и древних проклятиях. По «Тетраграмматону» можно писать развернутую повесть или даже роман — мир позволяет.

Дмитрий Лазарев уверенно повышает уровень. Аналогий «В яме» можно подобрать множество, но рассказ все равно остается самобытным и целостным. Так держать и верной дорогой идете, товарищ!

Алексей Провоторов, еще один автор, стрельнувший дуплетом. Его «Мужики» это просто чистейший образец идеального деревенского хоррора! По моему скромному (и не очень) мнению, ЕВПОЧЯ. А вот нахваленное «Веерное отключение» показалось излишне растянутым, хотя и не плохим.

Александр Матюхин стабилен, как сама стабильность — уверенно лезет в дебри человеческой психики и создает мрачные, безысходные тексты. Сумасшествие, нереальность происходящего, попытка противостоять безумию — все в лучших традициях любимой Александром, маньячной прозы.

Майк Гелприн, традиционно, балует хорошими рассказами, уж не знаю, отчего у «Восьмой свадьбы», написанной в соавторстве с Юлией Черных (еще один новичок в ССК!) такой низкий рейтинг. Пусть рассказ и не новый, но написан складно и подан хорошо. Разве что финал немного скомкан, кмк. А вот второй, сольный рассказ Майка порадовал погружением в детали тюремного быта и, похоже, не только меня одного.

Евгений Абрамович (еще один новичок!) запорол интересную идею не самым качественным исполнением. В целом читается вроде неплохо, но нет-нет и скривишься, блин, ну как же так?! Та же беда и с рассказом Натальи Алфёровой (тоже новенькая в ССК). Вроде и идея интересная, и герои не картон, а все равно, чувствуется, не слишком уверенной рукой написано.

Порадовал Дмитрий Витер и его «Ночной пловец». Чесгря думал, что все будет не то, и не так, и очень рад, что ошибся. Хотя обманка, конечно же, не срабатывает на опытном читателе. Опытный читатель — он такой. Знает, что все должно закончится плохо.

Кстати, это один из законов скримера, которые в одноименном рассказе озвучила Елена Щетинина. Рассказ показался мне излишни затянутым. Неплохой, но доооолгий. По тематике он бы очень хорошо зашел в «Темную сторону Сети». «Ведьмин ключ» Виктории Колыхаловой пободрее, но мне эта мешанина из людей и событий не сильно зашла еще на прошлой «Чертовой дюжине». То есть, да, уверенный рассказ, но чуть выше среднего. То же самое и с рассказом Ильи Объедкова. «Люди» антуражный рассказ, но читать о том, как бандиты рубят безответное мирное население я могу и в какой-нибудь другой книге. Или, вот скажем, «Дорога на Харбин», Ярослава Землянухина. Потенциально шикарный рассказ, в котором мистика загнана на задний план, что, к сожалению, на пользу рассказу не идет. А ведь так хорошо все начиналось! Но обрубилось резко, не очень внятно и с огромным роялищем в кустах, в виде взрывчатки.

Ну и последний (но не в последнюю очередь!) Дмитрий Тихонов, с рассказом» Гарь», который мне сильно запомнился, еще по публикации в «Darker». Классный рассказ, собранный, из, казалось бы, давно знакомых частей.

Что же в итоге? Сперва мне казалось, что уровень ССК-16 просел ( что в общем не удивительно, учитывая, насколько мощной получилась ССК-15). Однако, чем больше читал, чем больше находил шикарных рассказов, страшных историй, тем сильнее убеждался, что да, удержали-таки планку! Сделали отличную книгу, которой можно гордиться и составителю, и редакции (хотя, блин, сколько же пропущенных слов в «Африкане»?!), и таргет-группе, и самим авторам. Может показаться, что я тут кого-то ругал, но нет — две пятерки, пара шестерок, это честные средние оценки, хорошо написанным рассказам, которые не зашли лично мне. Остальное — от семи и выше. Как по мне, очень достойный результат. Следующий отбор ни за что не пропущу!

Оценка: 9
– [  15  ] +

Владимир Кузнецов «Навек исчезнув в бездне под Мессиной...»

Хельг, 21 марта 2014 г. 23:46

Отличный атмосферный рассказ. Грязь, сырость, узкие тоннели, перманентная усталость — к финалу сам чувствуешь себя «кротом». Есть в рассказе некая, присущая Лавкрафту и Ко, тягучесть, нагнетание ужаса, но при этом рассказ читается гораздо легче, чем у того же Лавкрафта. История, как таковая, довольна необычна. Столкнувшись с неведомым, главный герой не пытается его уничтожить, не пытается его постичь, он просто... продолжает делать свою работу. Потому что на войне больше ничего не остается, ты просто выполняешь приказы и стараешься не умереть. Появление таинственного нечто, из-за которого пропадают люди, воспринимается, как дополнительный риск, не более.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Алексей Провоторов «Форумные тролли»

Хельг, 23 октября 2015 г. 17:01

Идея — вот на поверхности. Нагнись и бери, и делай хороший рассказ. Но подобрать догадался только Провоторов. С его поэтичным языком, с интересным углом зрения на традиционные сюжеты, получилось просто отлично. Хорошо, что автор не зацикливается только на темном фэнтези. Получился и злой, социальный, психологически достоверный ужастик, и предостережение всем, кто не умеет сдерживать эмоции в интернет спорах. Помните, кто-то кормится вашей злобой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В прямом смысле слова.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Майк Гелприн «Переполнившаяся чаша»

Хельг, 1 марта 2016 г. 17:41

Если поставить вопрос ребром, чего больше пугаться — паранормальнщины, или «свинцовых мерзостей» тюремного быта, — то окажется, что вопрос даже не стоит. Тюрьма и ее порядки страшнее всякой потусторонней твари. Да и теряется эта тварь на фоне ужасов, творимых заключенными. Не знаю, так ли это все на самом деле, или автор где-то художественно приукрашивает, но читать эти тюремные зарисовки реально жутко. При этом Гелприн и сам не особо заморачивался с ликом зла. Набор стандартных трюков, стандартные приемы, но именно они сильнее оттенили простую, многократно прожеванную истину, о том, что самые страшные монстры, это люди. Настолько страшные, что, порой, не выдерживает сама Вселенная.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Антология «Тёмные»

Хельг, 3 марта 2016 г. 18:15

Сборник «Темные», от создателей и авторов «Самой страшной книги» — явление неоднозначное. Призванный стать паровозом новой серии темного фэнтези, он уже породил больше споров, чем любая из книг серии ССК. Можно ли считать эти рассказы фэнтези? А если можно, до достаточно ли оно темное? Есть ли вообще темное фентези в наших краях? Пройдемся по рассказам, и попробуем разобраться, что к чему.

Михаил Парфенов, не только составитель сборника, но и один из авторов, выступил сразу с двумя рассказами. Оба однозначно относятся к фэнтези. «Кровь твоего сердца» — типичное фэнтези, можно даже сказать Конаничная, хе-хе. 6 баллов, неплохо, но ничего нового. «Сир Моргрив» тоже вполне укладывается в рамки жанра. Насколько рассказы темные? Ну, начнем с того, что в обоих присутствует каннибализм. Сир Моргрив вообще ел собственных детей (и это не спойлер!). Жаль, но на мой взгляд автор не выжал весь потенциал из Моргрива. По моим ощущениям рассказ тянул на 8 баллов, но не дотянул, остановился на 7.

Из конкретного, я бы сказал «чистого» дарк фэнтези отмечу следующие рассказы: Владимир Кузнецов и его «Завтрак для Джека», для любителей викторианского Лондона, и человеческой грязи с городского дна. Порадовала атмосфера, хотя финальный финт угадываем, 9 баллов. «Саранча, скопец, палач» — средневековая жестятина от Гелприна, профессионально и всласть попрыгавшего на костях сказки о Золотом Петушке. 8 баллов. Столько же получили от меня и «Псы господни», Юлии Ткачевой. Святая церковь привлекает на службу адских гончих. А что лучше всего умеет делать адская гончая? Праааавильно! Вопросы веры поднимает и Андрей Кокоулин в «Свете исходящем». Написано складно и даже здорово, но концовка автором слита, на мой взгляд. Да к тому же не дает покоя сходство с известными «Словесниками», потому только 7 баллов.

С остальным немного сложнее. Крутой «Эффект дефекта» Провоторова условно можно отнести к этакому стимпанку, что ли? Но по атмосфере вполне себе дарк. Да и фентезийно вполне. Ведьмы всякие, алхимия, таблетки из кротов и прочие лоси с сигаретами. Очень понравилось, хотя концовку раскусил быстро — 8 баллов.

Подольский в «И пришел дракон» и Гужвенко в «Человеке из храма белой цапли» эксплуатируют Восток, средневековый и не очень. Оба довольно успешно, на 7 баллов. Вполне себе фэнтези, достаточно темного оттенка. Виктория Колыхалова и ее «Жнец» — тоже фэнтези, но уже городское, чистой воды. Мне зашло на 6 баллов. Да простит меня автор, но героиня, которая должна умилять, всю дорогу меня раздражала. Гоша положение спасал, как умел, но, блин, он же Гоша!

Кабир в «Упыре» и соавторы Жарков/Костюкевич и их «Дюнан», оседлали исторические эпохи и сделали это довольно умело. В первом случае нам откроют неизвестные страницы противостояния красной кавалерии и потустороннего ужаса. Во втором, расскажут о демонах основателя «Красного креста». В обоих рассказах чувствуется серьезный подход к материалу, что у меня всегда вызывает приступы неконтролируемой зависти и восхищения. «Упырь» от щедрот получил мои 10 баллов, «Дюнан» — 8 (несмотря на масштабные батальные полотна показался немного затянутым).

Далее пройдемся по вирду — ему здесь нашлось место. Дмитрий Тихонов и его «На краю света» понравились своим безумием и оторванностью от реальности. 8 баллов за то, что я чуть не сошел с ума вместе с героем. Еще круче тему безумия завернул Ринат Газизов. Его «Куш» понравился мне во время первой «Чертовой дюжины», и я чертовски рад, что рассказ увидел свет в бумаге. 9 баллов. Сюда же, пожалуй, засунем и «Мёд», покойного Влада Женевского, земля ему пухом. Тоже читал на ЧД, тоже рад за выход рассказа на бумаге. 10 баллов.

«Гроах» Сергея Юдина оставил в недоумении «вот что это сейчас было». Написано вроде неплохо, но автора кидает то в хахашечку (неужели нельзя было подобрать героям нормальные фамилии?), то в кровавую резню, то в слезную дружбу между теткой и гигантской крысой. Что-то я не проникся, и потому 6 баллов.

Отдельно поставлю «Легкий пар» Марии Шурыгиной — шикарный образчик этнохоррора. Немудреная, казалось бы, история о возвращении в плохое место, о детских страхах, зашла мне на 8 баллов. Очень надеюсь прочесть что-нибудь еще от этого автора.

Осталось сказать только пару слов о своей «Памятке юного бродяжки». Я написал его, проникшись стихотворением Даны Сидерос «Дети уходят из города». Стихи, кстати, использовал в тексте с разрешения автора. Получился этакий фанфик на это стихотворение, не знаю даже, бывает ли такое? При этом рассказ продолжает мир романа «Охота на удачу». Оценивать рассказ не мое дело, но писать его мне понравилось.

В целом по сборнику — хороший, ничем не хуже ежегодных антологий «Самой страшной книги» и остальных книг серии (типа Хеллоуина и 13 маньяков). Знакомые авторы, хорошие рассказы, но для дальнейшего развития серии, однозначно нужно что-то более дарк, и более фэнтези. Я бы не отказался почитать сборники (или даже романы!) Кузнецова и Провоторова, например. В общем, больше серий, хороших и разных. И больше хороших книг.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Александр Подольский «Демьяновы фильмы»

Хельг, 10 марта 2016 г. 13:31

Всегда слежу за выходом новых рассказов Подольского. В последнее время пишет он редко. Но метко. «Демьяновы фильмы» понравились, в первую очередь, идеей. Ну кто, скажите, откажется посмотреть эксклюзивную версию давно знакомого фильма. Не просто расширенную режиссерку, а полноценный новый фильм. Ну, скажем, как если бы на «Титаник» напал Кракен? Сюжетные ходы не новы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
читайте, что написано мелким шрифтом и не ройте яму другому, да-да!
но поданы грамотно, обоснованно и красиво. В общем, больше Подольского! Давно уже созрел человек для авторского сборника. А и даже для крупной формы.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Антология «Тёмная сторона сети»

Хельг, 29 октября 2015 г. 17:16

Первый межавторский сборник из серии «Городские легенды» мне очень понравился верностью тематике и сбалансированностью рассказов. Честно, не думал, что составитель сможет переплюнуть самою себя и сделать еще лучше. Оказалось — может. То ли опыта прибавилось, то ли тема зацепила, но Мария Артемьева собрала очень крутой и динамичный тематический сборник, объединенный ужасами всемирной паутины. Страхи и смертельные опасности на любой вкус: вирусные видео, интернет-мемы, запрещенные сайты, порнография, непроходимые игры. Последние, кстати, представлены только одним рассказом. Видимо по причине затасканности этой темы в современной фантастической литературе. Остальное же идет на ура, и даже схожие тематики (например вирусное видео в рассказах Мордаса и Шолохова, или убийственные программы в рассказах Козлова и Иванова) поданы с разных углов и точек зрения. Некоторые интернет мемы, как «Этот человек», «Порно для шимпанзе» или «Smile.jpg» легко узнаваемы и столь же легко находимы в интернете, и тем они страшнее.

Моими личными фаворитами стали:

- «Приют оцифрованных душ» Юрия Погуляя — сперва напрягся из-за начальной поэтичности, но потом погрузился в рассказ с головой и проникся, прочувствовал эту Питерскую осень, способную погубить не только тело, но и душу.

- «Форумные тролли» Алексея Провоторова — классная идея и лихая реализация. Хотя, как тезке главного героя, было слегка не по себе.

- «Свиньи» Александра Подольского — ну тут прекрасно все. Грязная изнанка интернета во всей красе — гнилая, подлая, не делающая скидок на возраст. Сильно.

- «Тихий дом» Михаила Павлова — я в какой-то момент потерялся и сам среди всех этих уровней и подуровней, что уж там о главном герое говорить? Финал я бы хотел видеть другой, но тут уж воля автора.

- «Любимый кузен Тайво» Сергея Леппе — неожиданно. Читал рассказ Сергея в сборнике «Бестиариум», и он меня не сильно впечатлил. А тут — драйв, динамика, кровушка! Чуть отдает комиксовостью, но это даже в плюс.

Стабильно хороши Артемьева, Гумеров, Кабир, Матюхин — приятно читающиеся, интересные истории. Новички тоже не подкачали.

Пробежался глазами и с удивлением отметил, что поставил всего одну 5 (ну тут все понятно — первая публикация, простенький рассказ) и одну 6 (тут не зашло мне лично, хотя вроде все на местах). Остальное — 7-10 баллов, редкостная кучность! На выходе имеем классную жанровую антологию, надеюсь не последнюю в серии.

PS: По традиции уже, рассказы Кожина обсуждать не буду, лишь скажу: как автор — я рад, что написал их, а как читатель — доволен сборником. Приятного чтения!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Игорь Кременцов «10 фунтов»

Хельг, 22 марта 2014 г. 11:09

Хорошая, жутковатая история о жизни Лондонского дна. Концовка, конечно, предугадывается, но рассказ от этого не становится хуже. Концовка, в данном случае, единственно верная, пусть и нельзя назвать ее «хэппи-эндом». Потому что, человек, доведенный до отчаяния, дошедший до грани, порой способен на чудовищные поступки, лишь бы вернуть прежний мир.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Анатолий Уманский «Кровавые мальчики»

Хельг, 5 января 2021 г. 17:08

Одна из лучших историй сборника, как по мне. Годнота, жесть, и не страх даже, ужас, от того, что такие люди живут на этой планете. Никаких чудовищ не нужно. Уманский умудрился не скатиться чернуху-бытовуху, показав обычное детство обычных пацанов. Это мог бы быть мальчишеский хоррор, но он, как и его герои, тоже вырос, и стал сплаттерпанком — злобным, неприглядным, уродливым. Обнажающим фурункулы человеческих душ. Не высший балл только потому, что читать такое всё же тяжело. Насилие над беззащитным не то чтобы запрещённый приём, но слишком уж прямолинейный, кмк. Но за вызванный дискомфорт, за почти реальное отвращение к героям рассказа, автор заслуживает высокой оценки.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Михаил Павлов «Дом на болоте»

Хельг, 27 марта 2014 г. 23:51

Достойное завершение достойного сборника. Тягучий, атмосферный ужастик. Старый дом, мрачная семейная тайна, зло, порожденное самими героями — все по канонам жанра. Преступления прошлого не проходят бесследно, оставляя отпечаток в душах людей, его совершивших. А иногда прошлое возвращается, чтобы восстановить хоть какое-то подобие справедливости. Или просто максимально испортить жизнь людям, совершившим не просто плохой поступок, а самое настоящее зло.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Александр Матюхин «Таймер»

Хельг, 23 января 2014 г. 20:33

Зрелая работа. Качественная. Уникальный мир главного героя, заточенный на экономии времени доставляет неимоверно. Что-то напоминает… если по аналогии, то ближайшими вспоминаются Пелевинские «Числа». Тот же фанатизм, то же упрямство, только на все время целиком, а не на конкретное число. В некоторых моментах позволяет предугадать раскрытие главной загадки (ТМ). Кто как, а я угадал правильно. Но от этого рассказ не стал хуже. С хоррором — полный порядок. Конечно, рассказ не вызывает желания спрятаться под стол, но нет-нет, да пробегут по позвоночнику мурашки.

Однозначно — жемчужина сборника «Пазл».

Оценка: 9
– [  6  ] +

Максим Кабир «Метастазы»

Хельг, 25 ноября 2014 г. 10:50

Кабир — шикарный автор. Вот читаешь и думаешь, эк автор наворотил! Тут вам и Чернобыль, и неупокоенный мертвец, и мрачная атмосфера безысходности, и городские легенды, и страшилки детские. Казалось бы, поди — увяжи такое в один клубок, а нет, увязывается. И читается без отторжения. Разве что финал слишком резкий, будто лезвие гильотины упало. Но по зрелым размышлениям понимаешь, другого здесь и быть не может. Прошлое настигает нас, где бы мы ни были. Этот мотив, кстати, не так уж и редок в «Темной стороне дороги». Наверное потому, что жизнь и произошедшие события ассоциируются с той же дорогой. В общем, понравилось. Один из лучших рассказов сборника.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Юрий Пашковский, Алина Лис «Птенцы Виндерхейма»

Хельг, 21 марта 2013 г. 11:52

Не могу назвать себя знатоком фентези, но, на мой взгляд, авторам удалось создать свой, уникальный и интересный мир. Такого смешения стилей, жанров и ходов мне читать не доводилось. Смешения гармоничного, надо отметить, как в хорошем коктейле. Можно, конечно, разбирать на составные, и каждый отыщет здесь что-то свое — стимпанк, БЧР, викинги, боевые искусства, тайные общества, секретные службы, интриги, магия и пр. и др. и т.п. Но лучше поглощать все вместе, так вкуснее. Не зря же авторы старались, смешивали.

Из-за возраста героев можно решить, что книга не предназначена для взрослой аудитории, но... если есть «Птенцы», должны появиться и «Соколы Виндерхейма». Искренне надеюсь, что продолжение у книги будет. И будет таким же захватывающим.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Максим Кабир, Дмитрий Костюкевич, Елена Щетинина «Выкройка»

Хельг, 5 января 2021 г. 16:00

Первый рассказ в антологии, который прочёл запоем. Я не знаю, как они сделали это втроём (гусары, молчать!), но получилось цельно, здорово и круто. Когда за дело берутся такие авторы, страшным может стать всё, что угодно, даже изготовление фигурок из бумаги. Сюжет классический, но подан грамотно и красиво. Пальчики оближешь!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Юлия Ткачёва «До следующего раза»

Хельг, 2 декабря 2014 г. 11:53

Отличный рассказ, на мой взгляд — украшение сборника «Темная сторона дороги». Умелое нагнетание страха, обманочка с попутчицей и — как молотом по голове, чудовищный выбор, который должен сделать главный герой. Читал отзывы, где рассказ сравнивают с этаким «Днем сурка» от хоррора и в корне с ними не согласен. Да, закольцовка есть. Но главный герой ее рвет раз за разом. Пусть и в одном и том же направлении. Вот только... может ли быть иная развязка для человека, который любит свою семью?

Автору — спасибо за отличный рассказ! Буду следить за творчеством.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Дмитрий Дзыговбродский «Ночное либертанго»

Хельг, 13 сентября 2013 г. 00:19

Пожалуй, лучший рассказ сборника «Бестиариум». Сочный, яркий, с множеством вкусных деталей. Работающий на развитие дизельного мира, на его уплотнение и насыщение. Рассказ, дающий надежду на то, что человек все же способен противостоять Древним. Не силой, не оружием, а любовью и заботой о ближних. Ну и редкостной удачей, наверное.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Дмитрий Костюкевич, Владимир Кузнецов «Третья печать»

Хельг, 13 июля 2015 г. 09:40

И Костюкевич, и Кузнецов — сами по себе серьезная литературная единица. А уж объединившись...

Прекрасный выбор темы — блокадный Ленинград. Удивительно, что никто из нынешней хоррор-волны ранее не взялся за эту тему. Тут вам и каннибализм, и тайное общество, и философский посыл, размывающий грани морали. «Третья печать» это не мистика, не хоррор, не бытовой реализм. Это все вместе и в то же время вообще вне жанров. Очень хорошая, зрелая и качественная работа.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Мария Артемьева «Хранители дорог»

Хельг, 26 ноября 2014 г. 15:47

Вот таким должно быть открытие книги. Манящим, таинственным, завлекающим! Предисловие от составителя и одного из авторов — само по себе украшение сборника. Красивая легенда, плавно очерчивающая общую канву сборника, выделяющая стержень, на который насажены рассказы. Такие предисловия читать можно и нужно!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Антология «Антология ужасов в четырех томах»

Хельг, 13 февраля 2013 г. 17:37

В 91 году, для знакомства с классикой жанра, это, пожалуй, был самый лучший продукт. Грамотная подборка произведений, по сути сделавших хоррор. Тут вам и призраки, и ожившие мертвецы, и вампиры, и готика, и демоны, и колдовство. Все, что душа пожелает. Проверенно временем и многочисленными читателями. немного непонятно включение в третий том Сондерсовского «Бедствия». Уж больно оно из общей канвы выбивается. Но картинку не портит, не портит.

PS: Самый страшный ужас данной антологии, это, конечно, обложка.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Святослав Логинов «Дом у дороги»

Хельг, 4 февраля 2013 г. 14:23

Отличный рассказ. Давно читал, а до сих пор помню. Короткий, но емкий и довольно жуткий. Отличный пример отечественного хоррора.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Антология «Тёмная сторона дороги»

Хельг, 3 декабря 2014 г. 11:58

Пробегусь-ка и я целиком по сборнику «Темная сторона дороги».

Первое, что понравилось — концепция. Дорожные истории близки всем, вне зависимости от рода деятельности. Разве что законченные домоседы не поймут. Тут вам и романтика путешествий, и боязнь, и откровенный страх, и раздражение, и усталость, и радость встречи, и новизна ощущений — гремучий коктейль эмоций. Все мы испытывали нечто подобное, в поездах. в автобусах, в маршрутках, самолетах и пароходах. Перемещения — часть нашей жизни.

Второе — ровность сборника. Да, здесь нет шедевров, которые ах, и перевернули мировосприятие человека. Но нет и откровенных провалов. Некоторые рассказы годятся для повторного вдумчивого перечитывания. Некоторые просто развлекают, помогают проводить время. Эта целостность сборника тоже идет в плюс.

Немного выбивается из общей концепции всего два рассказа: «Житель дорог» Жаркова (единственный рассказ, где действие происходит не в России) и «Деление с остатком» (не хоррор, скорее городское фэнтези) Дорофеевой. При этом оба рассказа вполне себе. особенно «Деление с остатком».

Мне лично больше всего запомнились и понравились рассказы Ткачевой, Подольского (оба рассказа), Сенникова, Матюхина и Кабира. Шикарные работы, пронизанные ужасом. Столкновение с неизвестными страхами здесь заканчиваются, как и положено — трагично. Артемьева выступила традиционно хорошо, у автора-составителя рука на рассказы набита. Все три работы Марии читаются с интересом и легким холодком по спине. Хорошо выступили Саша Давыдова, Альберт Гумеров, Михаил Парфенов, Юрий Погуляй.

Женевский, Витер, Козлов и Пивоваров понравились меньше, но все же выше среднего. Неожиданно для меня достойные работы представил Шолохов. Мне его проза не очень нравилась до этого времени, но в ТСД у Алексея крепкие мистические рассказы. Немного огорчил Павлов, выступив значительно слабее, чем может, хотя рассказ однозначно неплохой, но все же не дотягивает. Вот, вроде и все... а, нет! Кожина традиционно не обсуждаю по понятным причинам. Не авторское это дело.

В целом по сборнику — очень удачная книга. От оформления, как внешнего, так и внутреннего, до содержимого. И в руках держать приятно, и читать интересно, и хочется продолжить знакомство с прозой представленных авторов. Я ее прочел за два дня. Скучно не было.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Майк Гелприн «Саранча, скопец, палач»

Хельг, 26 февраля 2016 г. 11:18

Никогда бы не подумал, что можно так жестко подать отечественный материал, к тому же сказочный. Нет, сказки, зачастую, очень жесткие, даже жестокие, в первоисточниках, но Гелприн жестит порой уж совсем запредельно, из темного фэнтези ударяясь в какой-то сплаттерпанк. Это не плохо, это неожиданно. Взгляд на знакомую историю под необычным углом оказался удачным. Знакомые герои предстали в новом, не очень-то приглядном, свете, хотя, по-совести, они и в оригинале не слишком блистали. Пожалуй это самый жесткий рассказ сборника и самая удачная реализация этакого славянского дарк фентези, что мне доводилось читать. Она же и единственная.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ирина Скидневская «Чёрная дама»

Хельг, 27 марта 2014 г. 23:09

Удивлен низким средним баллом рассказа. А ведь один из лучших, в плане языка, во всем сборнике. Да, жанрово это, пожалуй не совсем хоррор. Может быть даже совсем не. Но читается бодро, и желания что-то исправить, что-то добавить, не возникает. Цельное произведение. Цитат многовато, на мой вкус. В остальном — занятный триллер.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Антология «Самая страшная книга 2014»

Хельг, 30 марта 2014 г. 16:55

Я, конечно, лицо заинтересованное, но! Имею сказать следующее: если в сборнике четверть удачных рассказов — он оправдывает потраченные на покупку деньги. Если половина — он хорош. Если больше половины — он просто замечателен. Такого, чтобы все рассказы хорошими, достичь просто нереально, даже в авторском сборнике маститого писателя. «Самая страшная книга 2014», на мой взгляд, колеблется между хорошо и замечательно. Т.е. годных рассказов в нем больше половины. Конечно, это сугубо ИМХО, но давайте пройдемся по содержимому. Под каждым рассказом я уже оставил отзыв, так что повторятся не буду, ограничусь общим впечатлением.

Дмитрий Тихонов «Сквозь занавес», Михаил Павлов «Фарш», Алексей Жарков, Дмитрий Костюкевич «Никта», Максим Маскаль «Старик Чельбиген», Ольга Дорофеева «Верлиока», Вадим Волобуев «Буря», Виктория Земскова «Перевертыши» — хорошие рассказы. Может не без огрехов, но запоминающиеся и интересные.

Владимир Кузнецов «Навек исчезнув в бездне под Мессиной...», Игорь Кременцов «10 фунтов», Альберт Гумеров «Волки да вороны», Михаил Павлов «Дом на болоте» — отличные работы, перед авторами которых я снимаю шляпу. Из всех был знаком только с творчеством Павлова, знал, что могёт. Оказалось, могут и другие. На мой взгляд, эти рассказы — украшение сборника, его жемчужины.

Отдельно поставлю следующие рассказы: Андрей Буторин «Под знаком Пи», Александр Юдин «Чики-чик», М. С. Парфенов «Своё место», Ирина Скидневская «Чёрная дама». Эти работы, вроде и ругать не за что, но и хвалить, особо, тоже. Язык гладкий, герои — не картонные, все на местах и видно, что авторы умеют складывать буквы в слова, а слова в предложения. Возможно, в данном случае, для меня играет фактор, что все они — на стыке жанров. Мистика, детектив, триллер. Хоррора по минимуму. Тем не менее, сборник они не портят.

И, наконец, рассказы, которые не понравились: Ольга Зинченко «По ту сторону», Александр Ульянов «Храм червей». Слабые работы. Потенциал есть, но над историями еще работать и работать. Пахать, я бы даже сказал.

Итого, мы имеем только 2 (ДВА!) рассказа из 19, которые не понравились. Честно — такой кучностью удивлен. Рассказы чертовски разные, как по тематике, так и по атмосфере. И это сильная сторона сборника, кмк. Тексты на любой вкус. И, что характерно. набивших оскомину вампиров, оборотней и зомби здесь нет, от слова «вообще».

PS: Кожина не рассматриваю по-понятным причинам. Не авторское это дело. От себя лишь скажу, что «Мин бол» считаю послабее, чем «...где живет Кракен». Надеюсь, мои рассказы украсили антологию.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Антология «13 монстров»

Хельг, 8 ноября 2018 г. 21:08

Отзывы на сборники с собственным участием дело тонкое, а потому открывашку в лице «Снегурочки» некоего О'Кожина мы благоразумно пропустим. Для меня открывашкой стал рассказ «Человек-дерево» (Человек-банан и Человек-крот приветствуют новичка в своих рядах, и одобрительно потирают потные ладошки) Шимуна Врочека, и, надо сказать, открывашкой годной. Про автора слышал много хорошего, но доселе не читал. А с этой «цветной волной» никогда не знаешь, напорешься на годноту, или размазанные толстым слоем заигрывания с Большой Литературой. Рассказ ближе к магреализму, чем хоррору, но в сборнике смотрится, как влитой, и рассказывает про монстров вкрадчиво и достоверно.

Далее у меня случился обвал. «Шишига» Юлии Лихачевой оказалась из крепких середняков, цепляющих, в основном, антуражем. Сборник не портит, но после планки заданной Врочеком, смотрится бедновато. По счастью, следом стоит Кабир и сладкий голос его «Поющих в глубинах» подхватывает, унося, то в далекую Африку, то в психиатрическую лечебницу начала прошлого века. Наверное, так выглядел бы хоррор, пиши его Хаггард Гэ эР. Планка вновь поднимается, и тем хуже для следующего рассказа.

Точнее повести Бориса Левандовского «Что-то в дожде». Высокая оценка на Фантлабе, и положительные отзывы, сыграли со мной дурную шутку. Эффект завышенных ожиданий на марше. Я с трудом продирался сквозь густой, перенасыщенный подробностями текст, понимая, почему на Левандовского лепили ярлык очередного стивенакинга. Сэй Кинг тоже любит в подробности. Еще не зная, что повесть автобиографична, я читал и думал, что написать ТАК, можно только пережив это. В детстве я лежал в украинской больничке (правда Запорожской), и реалии автор схватывает на раз. Хоррора мало, но это не то чтобы претензия. Претензия в том, что не хоррора много. Впрочем, мнение мое — только мое, и судя по стабильной высокой оценке, свой читатель у повести есть. Я же, во второй раз, убедился, что Левандовский не совсем мое.

Майк Гелприн выступил уверенно, программу откатал профессионально, но без огонька. Потенциал у «Бес страха» куда больше, чем вмещает этот небольшой рассказ. Вот тут бы развернуться, но уже финал. Жалко, жалко. И собачку тоже, да.

Следующий рассказ стыдливо прикрывается пометкой «фэнтези», и, пожалуй, имеет на это право. Рассказ Ларисы Львовой ругали за обилие нечисти, но мне это не мешало. Возможно потому, что в пятом классе я про всех этих овинников и полудениц писал сочинение. Люблю их нежно, с самого детства. Впечатления подпортили метания героев туда-сюда-обратно, и обилие сравнений «словно-точно-будто» (серьезно, в паре абзацев ажно глаз закровоточил), в остальном же зашло с огоньком. Жаль, степняцкой нечисти уделено до обидного мало эфирного времени. Уж больно колоритная вышла.

Михаил Киоса с «Максимальной близостью» тоже зашел максимально близко. Затянуто чутка, от описания похоти главного героя быстро устаешь. Но нешаблонный монстр и живое противостояние эту усталость окупают. Правда здесь мне, как читателю

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хотелось бы положительного финала. Мужик боролся, автор! Где твоя гребаная солидарность, э?!

А дальше снова начались прямые попадания в меня, как читательскую аудиторию. Николай Иванов со своей кедровой «Колотушкой», ворвался мене в самое сердсо, и покорил его своим жутким Япырем. Опять же, мне, как человеку, которому приходилось околачивать кедры в красноярской тайге, реалии знакомы. Вот такие вещи у Иванова я люблю и ценю больше всего. И вот тут вновь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хотелось бы для героев счастливого конца. Ибо заслужили.

Это касается и рассказа «Чвянь» Елены Щетининой. Таких бойцов, как ее героиня, и среди героев мужеска пола не всегда сыщешь! Бесконечная гонка в антураже бесконечных гаражей, доставляет неимоверно бесконечно! А грамотно разбросанные детали работают на текст так, что понимаешь — автор походя показывает нам целый мир. Иной, живущий рядом с нашим, но по своим законам. В реальность этого мира веришь. И как раз она-то пугает куда сильнее, чем бесформенный монстр, бредущий по следу главной героини.

На «Отсебятине» Алексея Жаркова мое восхищение достигло пика. Если это называется вирд, то я, оказывается, люблю вирд. На мой взгляд, это лучшее, что я читал у Жаркова. Необъяснимо притягательная смесь боди-хоррора, с квестом по поиску пропавшей дочки, густо приправленная очень реальными переживаниями героя, сдобренная толикой мерзотности детального описания подземного мироустройства, не отпускала меня до самой последней страницы. Как вишенка на торте — трогательный и грустный финал. Пожалуй, единственно возможный.

Далее вновь небольшой обвал к крепкому среднему уровню. Возможно произошедший по вине Жаркова. Для меня сложно было сразу выдрать себя из глубокого погружения в «Отсебятину». «Белоглазый», за авторством Ярослава Землянухина, переносит читателя в Карелию, и мне бы порадоваться, но на деле я грущу. Потому как Карелия там довольно условная, и если перенести действие в Красноярск, или Пермь, мало что изменится. Все, вроде, на своих местах, и каждый элемент в отдельности неплох, но подойди поближе, приглядись, заметишь и некоторую избыточность, и подвисшие вопросы, и затянутость. Повторюсь, крепкий рассказ, но не более.

А вот Александр Матюхин... ох, Матюхин! Такой постапокалипсис мне по душе! Матюхин умеет сделать необычно и незатасканно. У кого вы еще прочтете

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
про захват земли пришельцами-автомобилями?
И пусть внешне цивилизация сохранилась, но по сути мир уже давно мертв и лишь агонизирует. Человечество низведено до состояния скота. Радикальные веганы могут возрадоваться, наконец-то злые людишки почувствуют то же, что коровы на бойне! В общем, закрывашка у сборника — что надо закрывашка! Закрыла все человечество!

Подведем итог. ПМСМ сборник встал ровнехонько между «13 маньяков» и «13 ведьм», переплюнув первый, но не добрав до второго. Линейка «13» традиционно хороша еще тем, что в ней, помимо основных пахарей хоррор нивы, и борзых новичков, можно встретить людей, которые делали русский хоррор, когда это еще не было мейнстримом. В «Маньяках» был Щеголев, в «Монстрах» — Левандовский. Надеюсь, тенденция сохранится. Проходных рассказов мало, но даже они не портят впечатления. Рассказов, которые захватили и увлекли меня — гораздо больше. И, опять же, не увлекли меня, увлекут другого читателя. В этом и есть прелесть межавторских сборников. Томик «13 монстров» занял достойное место на полке. С нетерпением жду «13 призраков» и «13 мертвецов».

Оценка: 8
– [  11  ] +

Александр Подольский «Хозяин туннелей»

Хельг, 23 ноября 2014 г. 17:42

Калек в метро сторонятся даже профессиональные попрошайки. Почему? Некоторые тайны лучше не раскрывать. Один из лучших рассказов сборника — жуткий, злой, не оставляющий надежды, даже самой крохотной. Подольский максимально приближает свое фантдопущение к реальности, органично вписывает его в действующее метро. И оно вписывается, как там и было. Катайтесь теперь в метро, с беспокойством поглядывая во тьму перегонов и сторонясь калек. Приятных поездок!

Оценка: 8
– [  10  ] +

Максим Кабир «Чёрная Церковь»

Хельг, 16 января 2015 г. 00:25

Я, похоже, читал какой-то другой рассказ, сильно отличный от того, что читали другие комментаторы. Я могу понять оценку 5-6, даже 4, наверное могу понять. Двоек и единиц, по моему скромному мнению, «Чёрная церковь» не заслуживает. Очень хороший мистический рассказ, поданный в виде байки, сложенной из воспоминаний очевидца, газетной статьи, легенд и домыслов. Атмосфера сибирской глухомани, языческая жуть, потусторонняя, но при этом естественная именно там, среди непроходимых болот и заповедных лесов. Это самый что ни на есть самобытный русский хоррор. Этакий таежный дзен, сосуществование древнего зла, обосновавшегося на болоте, и бессильного отмирающего добра, доживающего век в заброшенном поселке. С этого рассказа началось мое знакомство с хорошим автором — Максимом Кабиром. До сих пор слежу за его творчеством и пока ни разу не разочаровался. В «Самой страшной книге — 15» рассказу самое место. Пусть он и другого года.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Андрей Сенников «Что-то не отпускает никогда»

Хельг, 2 декабря 2014 г. 15:08

Удивлен, что до сих пор никто не отозвался на этот потрясный рассказ! А между тем здесь такой концентрированный ужас, тонко размазанный по всему повествованию, что жуть берет. Так последовательно, так умело нагнетается — ай да молодец, Сенников!

Кто-то поругает за излишнюю детализация, а мне кажется, так здесь и надо. Все эти детали и детальки из жизни перегонщика, делают атмосферу рассказа лишь реалистичнее, плотнее. Потому что ГГ рассказа такой же, как мы с вами, он среди нас живет. Ссорится с женой, тянет до получки, крутится, как может. Машины, вон, перегоняет...

И самая главная мысль, о том, что злу, в общем-то плевать, кто оказался у него на пути, что месть слепа, а ты можешь просто оказаться не в том месте, не в то время — эта мысль подана так ненавязчиво и плавно, что замечаешь только как послевкусие.

Отличный рассказ. Однозначно — украшение сборника.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Алексей Жарков «Мать нефть»

Хельг, 14 октября 2016 г. 23:21

Непростую тему поднял автор — зло, как последнее прибежище справедливости. Когда исчерпаны все возможности, а зло все равно торжествует, можно обратиться к еще большему злу, чтобы наказать зло поменьше. С помощью зла мистического наказать зло бытовое. Насколько это оправдано? Эффективно, безусловно. Насколько это противоестественно, учитывая, что большому злу, в общем-то пофиг, что (или кого) поглощать? Мне понравилось. Еще и потому, что мертвые дети — это реально страшно.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ольгерд Бахаревич «Собаки Европы»

Хельг, 8 августа 2021 г. 15:38

Раз пошла такая пьянка, и Бахаревич получил страничку на ФЛ, утащу сюда свой отзыв. Сразу предупреждаю — за лёгким чтением, это к какому-нибудь другому автору и уж точно не к этому роману. «Собаки Европы» — это такой «Улисс» для бедных, на веществах из «Облачного атласа». Книга-игра, растянутая во времени аж до середины нынешнего века. С одной стороны думаешь, перегнул автор, не могут радикальные изменения прижиться так быстро. А потом оглядишься вокруг — ан, нет, могут! За сюжет говорить сложно, его, какбе, нет. Есть кочующие приметы, дающие понять, что это не просто набор разных историй. А ещё есть конланг, тайное общество с собственным островом, бессмертная бабка-шептунья, деревенька мутантов, роботы-разведчики, мистический пакет, последний поэт, а также всё то, за что нынче принято давать премии — бородатые мужики в юбках, тоталитарный Русский Райх, поплёвывание на «совок» и сексуальные девиации. Реально, первая новелла — педофилия, вторая — зоофилия, третья — геронтофилия. Когда в последней новелле горничная нашла труп и долго к нему приглядывалась, я, грешным делом, решил, что автор хочет собрать каре. В общем, Бахаревич так яростно отрабатывает повесточку, что может показаться, что ничего другого в книге нет. Но это не так. С «Собаками Европы» на удивление не скучно играть, и тут уже не так важно, что игрушку тебе притащил идеологически упоротый человек. В общем, слоупок в моём лице осторожно рекомендует. Особенно поэтам, ЕВПОЧЯ.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Оксана Ветловская «Земля медузы»

Хельг, 5 января 2021 г. 17:15

Вот тут всё получилось здорово, несмотря на открытый финал, который мне лично кажется здесь не слишком уместным. Ветловская подошла к созданию рассказа грамотно, со всех сторон. Правильно выбранная локация — Курилы, где можно спрятать не то что НЕХ, а даже самого Ктулху. Правильная дозировка ужаса — от медленного, ползучего, с неявным дискомфортом от увиденного (ну что страшного может быть в сталактитах-сталгмитах?). Правильные рефренсы — где ещё отдавать дань Лавкрафту, как не на островах? Правильный лик зла — Япония рядом, Япония не забыла. Получилась вкусная и очень атмосферная вещь.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Максим Кабир, Дмитрий Костюкевич «Скверна»

Хельг, 15 октября 2016 г. 12:05

По-моему Костюкевич и Кабир создали отличнейшую вещь, собравшую все ведьминские архетипы, но при этом не потерявшую самобытности. Все в наличие — страшная тайна, гонки со смертью, ужас ситуации, живые герои. Смешано в нужных пропорциях, отвлекающий маневр в наличии, трагедия есть, даже, наверное, две. Единственный прокол, на мой взгляд, это местоположение «самогонного аппарата». Ну серьезно, имея страшную тайну, оставите ли вы ее без присмотра, когда в соседней комнате сидит тот, от кого вы ее охраняете? Однако удовольствия от прочтения мне это не испортило, так что оценку снижать не стану. Добротная вещь.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Александр Матюхин «Скучающий»

Хельг, 18 октября 2015 г. 22:50

Матюхин умеет взглянуть на ужасы под интересным углом. Ни разу еще не встречал у него традиционных, классических ужастиков. Зомби, оборотни, вампиры — мимо. даже маньяк из «Таймера» у него нетипичный. Психологический ужас, странный и необычный — это конек Матюхина. Если вы скучаете, вспомните, что есть много других способов развлечься, помимо общения в интернете. Потому что самый безобидный разговор может вылиться в нечто страшное.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Алексей Провоторов «Долли»

Хельг, 6 августа 2014 г. 00:39

«Пикник на обочине» фэнтези стайл. Таинственное место, образовавшееся после древней битвы — DONE. Огромное количество злобных существ и ловушек — DONE. Специальная стража, стерегущая границы места — DONE. И, самое главное — люди, за деньги рискующие своими шкурами, проходя в Зону... ой, простите, в Лес, конечно же, и возвращаясь обратно с артефактами или заблудившимися людьми — DONE! DONE! DONE!

Рассказ полон приятными недосказанностями и полунамеками, благодаря которым понимаешь, что где-то там, в бэкграунде, прячется огромный интересный мир, похожий на средневековье, но в котором, при этом, можно прикупить парочку револьверов, пусть и за немалые деньжища. И при этом рассказ прямолинеен, как деревянный метр. Сюжет идет от сих, до сих, и точка. Зато в процессе не отпускает, будьте уверенны.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Шамиль Идиатуллин «Убыр»

Хельг, 11 февраля 2013 г. 13:09

«Убыр» — наглядный пример успешного отечественного хоррора. Хорошее, крепкое произведение, дающее надежду будущему «темного» жанра в России. Роман не без огрехов (например сцена в электричке, в духе «Те же, там же», необъяснимо растянута и напрочь рубит динамику, хотя, по идее, должна ее раскочегаривать), но при этом достаточно целостный. Для меня лично вторая часть «Убыра», скатывающаяся к какому-то деревенскому фэнтези, куда как менее интересна, нежели городские приключения Наиля, но это уже дело вкуса. Не пожалел о приобретении. Продолжение цикла однозначно буду брать.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Максим Кабир «Исцеление»

Хельг, 5 января 2021 г. 15:08

Кинг бы на таком материале написал роман, или два. Кабир щедрый. В коротком метре даёт читателю большую историю непростой секты, обосновавшейся в сибирских лесах, журналистского расследования, семейной трагедии и... настоящего чуда? Только чудеса порой бывают тёмные, страшные. Стоит ли такой способ унять душевную боль этой самой бессмертной души? Немного отдаёт «Кладбищем домашних животных», но атмосфера затерянной в Сибири сектансткой коммуны позволяет забыть об общих сюжетных ходах. С открывашкой для сборника составители не промахнулись.

Оценка: 8
⇑ Наверх