FantLab ru

Все отзывы посетителя stereofan

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  -2  ]  +

Майк Гелприн «Графоходы»

stereofan, 1 января 2020 г. 21:03

Во-первых, меня, конечно, удивили многочисленные положительные отзывы на этот рассказ и сам факт того, что он вышел во 02 тур и даже финал, ну да ладно и не такое видали. Из плюсов отмечу только то, что это НФ, а это уже в современных реалиях ФЛР очень многое значит. Ну, а теперь о многом другом обоснованно и мотивированно. Для начала — мне не понравился стиль написания этого рассказа. Но это лично моё мнение. Может кому и по вкусу ломанная манера изложения. Во всяком случае чтение удовольствия не доставило.

а ГЛАВНОЕ – В РАССКАЗЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ВНУТЕННЯЯ ЛОГИКА ПОВЕСТВОВАНИЯ в том числе в деталях, увы здесь её нет.

А теперь по полочкам по ходу текста:

1. Троица главных персонажей —

- сухопарый, чернявый, с грубым, будто тёсаным из камня лицом

- рослый, плечистый, кровь с молоком блондин

- смуглом скуластом лице субтильный, тонкий в кости

вам никого не напоминает?

да, это же — трус, балбес и бывалый!

2. «пробуждающийся к жизни экран локатора», то есть по тексту локатор заработал за минуту до «Выхода из подпространства в открытый космос». То есть до этого момента локатор не работал. Это как? Что у них ещё там работало – я не знаю, в рассказе об этом ни слова. Но акцент сделан на радаре, а вот этот прибор заработал за минуту до самого ответственного мероприятия в жизни команды. Извините, это шляпа.

3. --- «этот выход по счёту уже четырнадцатый, и опыта команде не занимать». ---

А почему не 13й или 15й. Ну, вообще-то 14 – это не таки много. Вот ежели 114 – это да, это мощно! Так что не верю.

4. --- «Вершина-11 — столь близко от светила, что экипаж едва не поджарился, пока автоматика натужно раскочегаривала охладительные системы».---

Это конечно очень слабо. Это надо сказать шляпная шляпа. Если писать о каком-т о явлении, то писать нужно сначала изучив вопрос.

Итак:

- кроме высокой температуры у Солнц есть чудовищные по своей мощности силы тяготения, а это значит, что наш кораблик за милую душу притянуло бы к светилу на прожарку. Ах, да. Может быть у них были сказочные антигравитационные устройства? Увы, об этом в рассказе ни слова.

- кроме высокой температуры у Солнц есть чудовищные по своей мощности солнечная радиация, и влияние этого электромагнитного и корпускулярного излучения имело бы для корабля и экипажа самые плачевные последствия. Ах, да. Может быть у них были сказочные защитные экраны? Увы, об этом в рассказе ни слова.

- Охладительные системы. Такие охладительные. Это вообще что за системы такие? И какой невероятной мощности и размеров они должны быть? Опять же кроме высокой температуры у команды, окажись, она рядом с солнцем, была бы куча других более серьёзных проблем. Ах, да. Может быть у них были сказочные защитные охладительные системы. Или они охлаждались силой своих могучих мыслей. Или сам Гэндальф, сидя на розовом единороге, охлаждал их лучиками добра...

5. Название корабля «Эйлер Леонард». Эйлер Леонард -Швейцарский, немецкий и российский математик и механик, внёсший фундаментальный вклад в развитие этих наук. (1707 — 1783). А теперь внимание вопрос – сколько современных кораблей, лодок, плотов, байдарок, самолётов и тд……. Вы знаете с таким названием? А теперь вопрос – так почему такое название должен носить космический корабль в будущем. Кто его так обозвал? Какой-то путешественник во времени из 18 века.

6. читаем – «выпускники этой Академии — безумцы, покинувшие свой дом без шансов когда-либо в него вернуться». ---

Ага, то есть экипажи кораблей не имеют шанса вернуться . Браво. Теперь вопрос – много ли найдётся добровольцев с высшим элитным образованием (то есть уже не дураков) которые согласятся лететь неизвестно куда неизвестно зачем. Ещё вопрос – а зачем государствам втюхивать просто нереальные средства в поддержание подобного проекта, если корабли невозвращенцы и вообще неясно, что с ними случается?

7. читаем «Пригодных для колонизации планет в системах чёртовой дюжины предыдущих звёзд не оказалось». ---

А теперь ВОПРОС – зачем они ищут пригодные для жизни планеты, если не могут вернуться в свой дом и сообщить о находке. И главное – КАК трое мужчин собираются колонизировать планету. (ох, простите моё невежество, позже выяснится что с ними в корабле есть ещё две сотни замороженных колонистов и сменщики) И для чего? Ах да я совсем забыл – у них же один такой шансик из 100000000000000000000000000000000000000000000000000000 00000000000000000000000000000000000000000000000000000 000000000000000000000000000000000000000000000000000000 000000000000000000000000000000000000000000000000000000 000000000000000000000000000000000000000000000000000000 000000000000000000000000000000000000000000000000000000 0000000000…………., что на планете окажутся пригодные для жизни условия во всех смыслах этого слова. Ну, тогда ладно. Тогда стоит попробовать Только остаётся вопрос – зачем?

8. «- Не вижу энтузиазма на лицах, — вымученно пошутил Погодин.

- В зеркало посмотри, — угрюмо посоветовал Макото Тагути. — Вдруг разглядишь.

- Глядел. Не обнаружил.» ---

Это автор так шутил. Заценили? Навряд ли. :-(

9. --- «Энтузиазм, с которым команда встречала выходы из первых трёх межпространственных коридоров, на четвёртом пошёл на убыль. На восьмом увял, на двенадцатом и вовсе истаял.» ---

А какие чувства испытывал экипаж при 5 выходе, а при 6 и 7, 9,10,11, 13 – автор жаль не рассказали. Интересно было б почитать про гамму чувств-с.

10. --- «Романтика и задор сменились настороженными раздумьями» ---

То есть через три года команда решила подумать !!!

Штирлиц подумал, ему понравилось, он решил подумать ещё раз.

11. А вот теперь самое занятное. Итак, наши друзья путешествовали сквозь пространство целых три года! ТРИ ГОДА, карл! А теперь ВОПРОС – откуда дровишки, то есть ЭНЕРГИЯ ?????? для работы «маневровых двигателей, отражательного контура, стабилизирующих и декомпрессионных систем» и главное этого бедного «радара». И вообще кораблю видимо не нужно ТО. Круто. А как там жилось в тесноте экипажу в скорлупке. Никто с ума не сошёл. Тук-тук, кто в теремочке живёт?

И тут под конец рассказа выплыло – «Автоматика способна поддерживать жизни пассажиров тысячи лет после смерти экипажа. Пока не иссякнет запас энергии на борту».

То есть на борту запаса энергии на тысячи лет. ТЫСЯЧИ, карл! Это прекрасно! Всё же был найден вечный двигатель и философский камень! Я знал! Я верил! Спасибо, автор!

12. «И две сотни колонистов, лёгшие в эти камеры ещё до старта». Сорянчик. У них там оказывается были ещё и колонисты. В криогенных камерах.

13. ---«Утверждение, что из сотни произвольно взятых небесных тел от пяти до двадцати процентов — пригодные для колонизации планеты земного типа, оказалось несостоятельным.» ---

ЧТООООООООООООООО????? Это откуда такой постулат взялся? Кто вам такое сказал? Тётя Мотя с привоза.

14. «- Ладно, парни, — хлопнул в ладоши Хельмут Кёниг. — Будет вам энтузиазм. Что скажете насчёт шницеля по-баварски? С маринованной капустой и зелёным горошком. Проглотим по двести шнапса или, если угодно, саке? Нечего хандрить раньше времени. У нас резерв в четыре десятка лет и две сотни скачков. Унывать и киснуть после неудач на первых пяти-десяти процентах попросту глупо.

- Спасибо, дружище, — улыбнулся Погодин. — Мы распустились, надо взять себя в руки. Ты кругом прав. Кроме напитков, пожалуй. Никакого шнапса, никакого саке! Махнём русской водки. Давай, изобретай свой шницель.» ---

То есть космонавты сели тупо бухать. Вот это поворот! От депрессухи.

А теперь смотрите — у них оказывается иссяк энтузиазм, потому что выяснилось, что во вселенной существуют – «Газовые, ледяные и пылевые гиганты. Кремниевые и железные карлики. Мегаземли, сверхземли п миниземли. Миры в лавовой корке, миры-океаны и миры-пустыни. Хтонические, вулканические и демонические миры».

То есть выпускники академии узнали что не все планеты во Вселенной напоминают остров Баунти. Бинго! Браво!!!!

15. А знаете что случилось дальше.

Пьяный капитан дал приказ своим пьяным коллегам лететь к новой открытой планете. Все пьяны. И это элита. Но планета оказалась куском льда. Занавес! Я думаю, что у этого рассказа был бы прекрасный финал, если бы пьяные космолётчики врезались в этот планетоид. Очень поучительный вышел бы такой финал. И уж лучше того, чем оказался у рассказа в конце концов.

16. --- «Гипотеза о дискретной структуре Вселенной была выдвинута, когда шестилетний Захарка впервые уселся за школьную парту. Появилась гипотеза вскоре после того, как между орбитами Земли и Марса материализовался беспилотный летательный аппарат неземной конструкции. Поблизости от точки его появления был обнаружен участок пространства с особенными, инородными свойствами. Этот участок позднее назвали Вершиной, а сходящиеся к ней десять межпространственных туннелей — дугами графа.» --- В три туннеля из десяти вход оказался закрыт. В остальные семь год спустя погрузились спешно сконструированные беспилотные разведчики-челноки. Через неделю два из них вернулись, прочие пропали бесследно. Опыт повторили с полсотни раз. Результаты оказались неизменными. Один из двусторонних туннелей вёл в систему Беты Треугольника, другой — в систему, идентифицировать которую не удалось. Судя по картам звёздного неба, находилась она в иной Галактике. Пять остальных туннелей вели неведомо куда.» ---

Ля-ля-ля-тру-лю-лю…..Да, это же старина Ф.Пол и его «Врата». Ай, да наш автор. Могёт, умеет.

17. Описания обучения и жизни Захара я пропущу, ибо штамп на штампе и штампом погоняет.

18. --- «- Надо что-то решать, — сказал Тагути, едва покончили со съестным. — Нам под сорок… Потом будет поздно.». ---

О, у экипажа начался кризис среднего возраста! Вот ведь незадача. Ни кола, ни двора, ни жены, ни любовницы, а сорокет скребётся в дверь. Хорошо хоть водки и шницелей на корабле есть запас на ТЫСЯЧИ лет!

19. --- «Можно было вместо сменщиков разбудить колонисток. Выбрать три из ста с лишним кандидатур. Этот вариант раз за разом обсуждался на последнем десятке переходов.

- Я не могу на это пойти, — потупившись, пробормотал Погодин. — Ни на первый вариант, ни на второй. Девушки не подписывались на роли наложниц у теряющих адекватность от одиночества и неудач мужиков». ---

Я вот здесь подумал – А действительно –стали ли будить колонисток несколько выпивающих, теряющих адекватность мужиков, проведших несколько лет без женщин? Да, нет. Вряд ли кто-то осмелился предложить во время очередной пьянки – разбудить колонисток. Они же не такие. Одно слово, графоходы.

20. Цитата года –

«- А оставить их подыхать в камерах не подлость? — сердито возразил Хельмут. — Мы исчерпаем топливо и сдохнем от старости. Они умрут молодыми невесть когда. Так и не совершив ничего. Без малейшей пользы для кого бы то ни было». ---

Так топлива у вас на ТЫСЯЧИ ЛЕТ, то есть Вы можете прожить ТЫСЯЧИ лет или нет.

Автор, ау? Л- логика. Ах, да логика то есть. Действительно, что им пропадать-то. Смело будите на очередную вечеринку. :-)))

21. «- Половина, — сказал Хельмут Кёниг, когда “Леонард Эйлер” погасил скорость и лёг в дрейф. — Выбрана половина ресурсов. Половина срока, Половина всего.

- Добавь возраст, — посоветовал Макото Нагути. — Нам за полста. Интересно, сколько времени прошло на Земле.»

«Сегодня, через тридцать семь лет, пять месяцев и одиннадцать дней со старта по бортовому времени, мы завершили сто восемьдесят шестой переход. Цель не достигнута, запас топлива выбран». ---

Ребяты, я окончательно запутался.

Ведь ранее было – «Автоматика способна поддерживать жизни пассажиров тысячи лет после смерти экипажа. Пока не иссякнет запас энергии на борту».

То на ТЫСЯЧИ лет, то выбран запас. Ау?

22.

--- «Какой это переход?

- Сто восемьдесят третий.» ---

Итак, считаем –

За 3 года – 14 перенходов

За сколько лет – 183 перехода?

Ответ – за 39 лет!

Так почему же капитан стал дряхлым стариком.

Ему по логике рассказа должно быть от 65 до 70.

Это ещё не дряхлый старик . Ах, пардон. Многолетнее пьянство дало о себе знать видимо.

Или вот ещё незадача — а почему нельзя было нести вахту посменно со второй тройкой, ну например года по три или два или скажем пять. Тогда бы все и старели медленнее.

23. А теперь по поводу финала – я конечно очень извиняюсь, но ведь в самом начале рассказа уже было ясно чем он закончится. Ну, потому что не я такой умный, а потому что это очевидный штамп. Уже из масс-культуры. Ну, вспомните хотя бы «Планету обезьян».

Вывод – мне рассказ не понравился. По мне — ваще не финалист. Читать необязательно. Отчасти или не отчасти — плагиат. Если вы начитанный любитель научной фантастики – читать вообще незачем. Да и вообще читать незачем в принципе. Ни увлечения, ни развлечения, ни удивления, ни размышления.

Моя оценка – 1, был бы в наличии — 0 — поставил бы.

Оценка: 1
–  [  13  ]  +

Клиффорд Саймак «Поколение, достигшее цели»

stereofan, 4 апреля 2017 г. 19:53

Великое Литературное Произведение! Именно с большой буквы. Рассказ, который навсегда останется в истории мировой культуры. Это фантастика, которую мы потеряли. Это большой стиль и смыслы, которые съели бесконечные фантастические боевики. Попытка разобраться в самой человеческой натуре сквозь призму небольшого общества, закрытого кажется навечно в скорлупе несущегося в ничто древнего космического корабля-исполина. Но об этом уже писали сотни критиков. А мне вот что подумалось — А что если такой корабль когда-нибудь взлетит с матушки Земли в безграничные космические пространства? Что станет с его обитателями через несколько поколений? Во что превратится это изолированное общество? И Саймак скорее всего показал не самое худшее развитие событий.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Нильс Нильсен «Ночная погоня»

stereofan, 21 января 2017 г. 19:24

Если бы меня звали Гарднер Дозуа или Нил Гейман, я бы всенепременно составил и включил рассказ Нила Нильсена «Ночная погоня» в свою же антологию «Фантастические насекомые и прочие ползущие гады».

В этой книжонке были бы к месту и другие чудные рассказы на ту же тему:

- Днепров «Крабы идут по острову»

- Роберт Шекли «Поединок разумов»

- Саймак «Золотые Жуки»

- Лукин «Клопики»

- Леви «Патент Симпсона»

- Вайнфельд «Поединок»

- Фред Саберхаген «Щелчок»

- Кравченко «Последний бой», которого почему-то нет в базе фантлаба, но зато по которому есть замечательный позднесоветский мультик.

Все эти фантасмагории так или иначе посвящены поиску ответов на извечный вопрос, мучающий во все времена всех фантатстов, — «А что если?», в данном контексте истолкованный в прищуре отношений человека и братьев наших самых меньших. Впрочем задача приручения путающихся под ногами гадов занимала лучшие умы человечества ещё с благопристойных времён блошиных цирков и придворных представлений дрессированных тараканов. Так что экзистенции на тему роботизированных, кибернетических и просто прирученных разумных инсектоидов в этих текстах логичны.

И предварить такой вымышленный сборник можно было бы эпиграфом — стихами Бориса Борисовича Гребенщикова:

_______________________

Приди ко мне, мой муравей,

Как рудокоп в туман приходит,

Лишь альтруисты в злате бродят,

Мой муравей...

Пропой мне песенку свою

Про обескровленную башню,

Про наступленье дней вчерашних,

Мой муравей...

Сожми в объятиях меня

Как гладиатор птицу губит,

Как экскаватор землю любит,

Мой муравей...

Слепа я с детства — пустяки,

Глаза мне сделаешь отверткой;

Дремучей, суетной и верткой,

Мой муравей...

_________________

Эх, славная бы вышла книжица...

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Анатолий Днепров «Суэма»

stereofan, 12 апреля 2016 г. 21:58

Для своего времени абсолютно гениальный рассказ. Если бы Днепров издал это произведение в 1958 году в Америке, то стал бы классиком наряду с Азимовым с его Мультиваком. Да, да, это именно стилистически и идейно «золотой век фантастики». При этом, готов биться об заклад — если этот рассказ дать почитать кому-нибудь из фанатов жанра (при условии, что он с рассказом не знаком), предварительно убрав фамилию автора, то уверен авторство будет приписано Кларку, Азимову, Брэдбери и др. мэтрам. Сейчас так уже не напишут. Неспешное повествование, сам язык, интрига, конфликт, кульминация. Ммммммм...Как будто смакуешь марочное вино урожая 1958 года. Читать обязательно. Оценка — 10

И ещё .... абсолютно согласен с отзывом — Днепров гениален! В настоящее время все мы знаем, что кибернетические машины бывают аналоговые (счетно-решающие устройства) и цифровые. Аналоговые предшествовали цифровым, и они не «висли». Принципиально. Цифровые много совершеннее их, но они виснут...

Так вот. Днепров в 1958 году, в эпоху господства аналоговой техники, описал ЦИФРОВОЙ компьютер с ЖЕСТКИМ ДИСКОМ и на колёсиках...

Ну если это вас не поразило, то...

Одним словом, дорогие радиослушатели, это надо слышать)

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Евгений Лукин «Понерополь»

stereofan, 12 марта 2016 г. 18:15

Будучи преданным фанатом словесного таланта Лукина, скажу так — это фантастика в той же самой мере, что и произведения Салтыкова — Щедрина или роман «Незнайка на Луне». Причём фабула носовского путешествия в чуждый социальный мир буквально «кричит» о себе с каждой страницы этой повести. Написано безупречно, но местами очень затянуто, финал, по — моему, очень сопливый, как из мыльной оперы. А вообще, читая эту утопию, никак не мог избавиться от какого-то зудящего чувства. К концу понял, что не так. Уж сознательно или нет Лукин в свойственной ему фирменной иронией описывает, нет вернее сказать — разжевывает выдуманный им мир нарочито ориентируясь на очень усреднённый уровень общего развития предполагаемого читателя. Нет, это не я такой умный, это Лукин так пишет. Можно было б и по-интеллектуальнее, что ли. Во всяком случае, не так топорно. Не хватает изюминок, недосказанности, мелких намёков каких-то. Вердикт лично мой таков — читать нужно, ибо на фоне фантастического боевого шлака с яркими обложками, это, конечно, как сказали в одной молодёжной передачке — «шыдеееевр», но на фоне предыдущего «наикрутейшего» литературного творчества автора, искрящегося оригинальностью, аки королевский алмаз на утреннем гималайском солнце, эта повесть, конечно, далеко на самая удачная. С оценкой затрудняюсь, а посему поставлю 50/50.

p.s. и таки да, читая «Понерополь» не мог не вспомнить «Стрелы Перуна с разделяющимися боеголовками». (http://www.fantlab.ru/work28875) Кто лучше раскрыл тему? Я вынести такой вердикт классику Лукину и классикам Чадовичу/ Брайдеру не имею права. Не дорос ещё.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Леонид Алёхин «Допустимая самооборона»

stereofan, 12 марта 2016 г. 17:53

Бриллиант для ценителей и фанатов золотого века американской фантастики. Если вы «без ума» от рассказов Шекли и Гаррисона конца 50-х — 60-х годов, эту повесть читать в обязательном порядке. Да это именно она, старая добрая ироничная фантастика с инопланетными расами, чудаками, космической романтикой, хорошими и плохими парнями, и мирами, которые где-то там далеко в усыпанном звёздами ночном небе и о которых упоминают вскользь, заставляя наше воображение работать.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Дмитрий Казаков «Демоны Вальхаллы»

stereofan, 9 марта 2016 г. 18:08

Эта книга для тех, кто когда-то зачитывался «Стальной крысой» и «Биллом — героем галактики».

Для тех, кто бессонными ночами рубился в «Starcraft» и «Quake», а позже в «Alien Shooter».

Для тех, кто переписывал у друзей видеокассеты с «Чужими 2» и «Звёздным десантом».

Для тех, кто понимает, почему главного героя зовут Снарк, его боевого товарища Гаррисон, а планета — тренировочная база носит название Шеол.

Для тех, кто оценил все эти и другие «пасхальные яйца», разбросанные по страницам романа словно драгоценные жемчужины по дну океана.

Одним словом, как боевик для олдфагов и фанатов жанра, роман заслуживает самой высокой оценки — за фан, за стиль, за зубодробительный сюжет, за иронию, за фантазию автора в отношении инопланетных рас, за жесть, за лихую динамику повествованию, за приятные олдскульные флэшбеки.

Ну, и как вишенка на торт — вторая часть. Ничуть не хуже первой. Так что тем, кому вся эта боевая свистопляска пришлась по душе, «Рыцарей королевы Ядвиги» читать обязательно.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Алан Кубатиев «Ветер и смерть»

stereofan, 8 марта 2016 г. 12:15

Отличный рассказ. Даже спустя много лет с 1983г. Очень хороший литературный язык и сама идея. Однозначно входит в десятку лучших советских фантастических рассказов второй половины xx века.

Оценка: 10
⇑ Наверх