Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «stogsena» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4 [5] 6

Статья написана 11 августа 2011 г. 00:19
Ряд 10. Любимый сайт. Избранное – Я тебя знаю!

Злая такая сатира. Никакой фантастики. Так, сатирическое допущение, навроде мужика с двумя генералами на необитаемом острове. Первую шутку насчет сидящих на сайте зомби кое-кто подсознательно мог отнести на свой счет, и опустить ниже плинтуса под благовидным предлогом. Зато подтрунить над Малышкиными всегда охотники найдутся – вот вам и балл-другой к оценке популярности рассказа.


А что, написано не хуже большинства сатириков и прочих юмористов. Вполне могу представить, как прямо на 1-2 канале на каком-нибудь очередном вечере юмора автор в строгом костюме с каменным лицом читает эту свою сатиру. И ему целый зал аплодирует. Почему – смотри выше. Вот мне, к примеру, находка с программируемым узнаванием понравилась. И атмосфера на месте. Отчего-то вспомнилась Кинговская Корпорация «Бросайте курить».


Хотя тут вопросец может у особо въедливого читателя возникнуть. Дескать, не имел ли автор ввиду, что люди о других в основном плохое помнят? Или эти психопрограммеры так специально воспоминания настраивают, хотя это вроде как сложнее, а чего жилы рвать за копейки? А так, в общем, все незатейливо: аккурат для зала.

Резюме: абсолютно реалистичная шутка с двойным дном. Не понятно, сознательно ли она случилась у автора. Потянет на вечер юмора на ВГТРК.



ПС. На всякий случай напоминаю: реальные авторы рассказов ряда мне неизвестны, все совпадения случайны и т.п. Никакой деанони..., если что.

Статья написана 10 августа 2011 г. 20:16
Ряд 9. В сиянии ложного Солнца – Перекати-небо

Красивые сказки в фантастическом антураже, почти феерии. Готовые сценарии для рисованных фильмов. Города, отчего-то ушедшие под воду или перебравшиеся в небо. Только если в первом случае жизнь обеспечиваются тяжелым и опасным трудом Искателей, наполняющих светом волшебный Кристалл, во втором, напротив, живые Города заботятся о людях. Не очень понятно, чем при этом занимаются взрослые, кроме навигации, выемки сетей и обучения детей, но герой – еще подросток и учится в школе.


Как в том же самом аниме, где иногда художники неверно показывают тени, в рассказах такого рода автор рискует несознательно пожертвовать точностью в угоду палитре. Но зритель-то все подмечает. Кто-то отметит, что Солнце катится за горизонт, хотя, по логике, не успев покраснеть, должно уходить за снежные пики Гряды, что на Западе, за спиной героя. Меня лично напрягал ветер. За какие-то 3-4 часа Город преодолевает несколько сот километров до Гряды –

цитата

ветер держался ровный, напористый
– под действием попутного ветра? Неплохо! Тогда как-то оправданы кувыркания Пернатых. С другой стороны, когда ГГ идет, что-то его не сбивает с ног, да и старики только "щурятся от набегающего воздуха".


По поэтике и языку – прогресс, но отличную картинку смазывают баги на уровне первой попытки. Как в опере, когда солист вдруг дает петуха. И неплохо бы добавить толику действия, хотя бы на уровне «В сиянии...»


Интересно, что если первый рассказ цикла содержал какую-то мораль, то второй, на первый взгляд, вообще не отягощен таковою. Практически – «Ветер в харю (дался мне этот ветер!) – я летаю». Мораль подается через Город-на-земле. По сути, именно он и есть ГГ истории о том, что любой застой, легкость в удовлетворении потребностей ведет к разложению. Но именно это и описано как-то походя, очень скомкано, хотя автор не испытывал недостатка в объеме рассказа. Прямая противоположность тому же «Валл-и», если опять сравнивать с аниме.

С другой стороны, мир, ГГ и атмосфера удались настолько, что многие, наверное, простят им то, что они, словно громада Гряды, заслонили собою в общем-то неплохую идею.

Резюме: прекрасная феерия с необычным героем. Огромный бонус за красоту несколько нивелируется мелкими ляпами. Не Лапута. Как улучшить: быть внимательнее к недостаткам. Как-то подвести к финалу. И больше жизни, автор.



ПС. На всякий случай напоминаю: реальные авторы рассказов ряда мне неизвестны, все совпадения случайны и т.п. Никакой деанони..., если что.

Статья написана 9 августа 2011 г. 19:40
Ряд 8. Специальное предложение – Небезнадежен

Объединены моим личным дежа вю. Думаю, со многими такое случалось: начнешь читать рассказ, и вдруг почудится – ну читалось оно уже. И героя звали примерно …, и в финале все было как-то… дайте-ка вспомнить поточнее… А еще бросишься рыться по библиотекам – ну как найдешь? Вот и сейчас кажется – читал что-то подобное, или даже на экране голубом видел, или сосед напел.


У меня по этому поводу своя теория есть: для этого дежа вю надо взять приятный текст по обкатанной теме, без острых конфликтов и врезающихся в память образов. Можно с ненавязчивой моралью. Если пользоваться терминологией Ффорде (см. Четверг-3), такие вещи, как правило, обладают хорошей вымыслопередачей и высокой публикабельностью, поскольку нравятся многим. А когда вы прочитали (и успешно забыли) сотню-другую-пятую-десятую подобных теплых рассказов, каждый новый вам представляется уже прочитанным. Ничего страшного. Возможно, вы действительно читаете то, что прочли давным-давно – все равно испытаете расслабление.

Собственно, для рассказа иметь свойство нравиться – вовсе не дурно. Да и сделать его таким – потребен определенный талант плюс 99% работы. И то – собачку на выставку послать, по меньшей мере тримминг надо сделать. Так скажу: при работе над циклом автор доказал, что ему удаются такие вот вещи. Язык, картинка и юмор – все как доктор прописал. Сознательно не сравниваю сюжеты: они здесь играют второстепенную роль. Как в первом произведении цикла мы не рыдаем над мозгами мистера Камински, так и не особенно аплодируем Санькиному успеху. Впрочем, меня порадовало, что наша профессура деревня берется за ум, тогда как ихняя его закладывает. Да и за все эти Лесковские персонажи — отдельный респект.

Недостаток очевиден: никаких прорывов и откровений здесь никто не ждет. Нокаута не будет. Такие рассказы всегда на подступах, но никогда не побеждают (ОК, бывает – по очкам). Зато их можно встретить отпечатанными на бумаге.

Резюме: приятственное чтиво. Нот бэд, но хочется большего. Улучшать? А зачем?


ПС. На всякий случай напоминаю: реальные авторы рассказов ряда мне неизвестны, все совпадения случайны и т.п. Никакой деанони..., если что.

Статья написана 9 августа 2011 г. 19:33
Ряд 7. Позиция гражданина Климова по смертной казни – Должник

Рассказы-тесты — не очень частые гости на читательских полках. В принципе, чуть ли не в каждом литературном опусе есть элемент теста – читатель волен соглашаться/не соглашаться с автором по тому или иному вопросу. Но в рассказах-тестах автор буквально подступает с штык-пером к вашему горлу и вопрошает: за Луну или за Солнце, за орла или решку, демократию или диктатуру? И вы очень четко видите грань, которая их (орла/решку) разделяет. Не всем нравится штык у горла, но удачное сочетание вопроса и ответа может претендовать на шедевр.

Вопрос первого теста я напомню: «Готовы ли вы смириться с тем, что в вашей стране казнят людей, по сути, от вашего имени?» Большинство, в отличие от автора, оказалось не против, и рассказ не прошел дальше второго тура. На мой взгляд, кстати, он был неплох: вопрос стоял честно и жестко, не отвертеться, с красивой метафорой в финале.


В «Должнике» дилемма звучит так: «Принимаете ли вы то, что христианский бог иногда прощает убийц, маньяков и т.п.?» Сюжетной основой служит легенда об Агасфере, домысленная автором. Агасферы сменяют друг друга, как агенты 007 в Голливудских постановках. После прощения проклятие переходит на очередного А., убившего своего предшественника. Идея с переходом проклятия интересна, хотя и не особенно нова в литературе, взять тех же Стругацких. Доведение ее но непрерывного конвейера можно считать удачным авторским вкладом в разработку темы.


Думаю, автор рассчитывал, что в этот раз он угадал с вопросом и ответом – и рассказ действительно прошел дальше предшественника. Одно но. Автор сжульничал. Упростил задачу. Его бог самолично стоит за этим конвейером, а А.-детальки лишены всякой свободы воли. Трах-бабах-тарабах стопицот раз – получи индульгенцию без всякой духовной работы, раскаяния. Это не тот бог, которого почитаем мы, православные (и не только) христиане. Это как монетка с двумя орлами. Коньяк, который вы «давно ли бросили пить с утра?»


А в рассказах-тестах главное – честность и острота. Нельзя просто спеть «Голосуй Да-Да-Нет-Да, вот такая ерунда». Надо прыгать выше головы.


Резюме: плутовской тест. Схватят за руку – не прокатит. Хотите поиграть? Играйте честной монетой. На пределе. Борьба с собой не менее страшна, чем трах-бабах-тарабах, даже самый бессмысленный и беспощадный.



ПС. На всякий случай напоминаю: реальные авторы рассказов ряда мне неизвестны, все совпадения случайны и т.п. Никакой деанони..., если что.

Статья написана 8 августа 2011 г. 20:01
Ряд 6. Обыденное дело, или Фото на память – Приключение для пенсионера

Признаюсь сразу – я не читал первого рассказа цикла. По скупым отзывам можно только догадываться о жизни готичного модника в цилиндре и пенсне, эдакого Дж. Деппа в роли Дракулы с фотокамерой наперевес. Еще — о некоей детективной интриге с элементами мистики и романтической испанке на заднем плане. И ради чего автор отказался от такого, совершенно выигрышного набора, оставив от него только страсть к фотографии? Ради какого приключения?

Замечу, он меняет все, что можно было изменить. Вместо Деппа перед читателем предстает слесарь на пенсии, вместо жгучей красотки – усталая разведенка за сорок. Кроме того, автор сводит практически до нуля весь нереалистический элемент. Роль странного объектива, катализатора процесса смены приоритетов «работа — личная жизнь, семья» вполне могло сыграть какое-нибудь фото со старой, отчего-то не проявленной пленки.


Процесс показан несколькими широкими мазками: простое любопытство – интерес к прошлому – воспоминания о лучших моментах – поиск главного – осознание упущенного. Сюжет почти классический. В таких историях выигрышно смотрится стилизация под классиков, чуть архаичный художественный язык. Тургеневский, Бунинский, Купринский. И тут автору не откажешь в желании соответствовать. Порой он переусердствует – и части сложных предложений складками тяжелых портьер наслаиваются друг на друга – но, в целом, это явный шаг вперед по отношению к канцеляриту «Обыкновенной истории».

Интересно, что главный щелчок происходит в момент наивысшего творческого взлета ГГ, после того, как он прикладывает массу усилий, продавая чуть не все свое имущество ради чудо-объектива. Трудно спорить – это очень поэтично. Герой преодолевает трудности на пути, который ведет совсем не туда, куда ему (герою – и читателю!) представляется вначале. Поэтично, но не очень обоснованно. Ведь столько возможностей впереди. Юный читатель (сокр. ЮЧ) может подумать: «Еще один чудак пропал из-за бабы». Что сказать. Финал мне нравится, но ведь и я – не ЮЧ. И я уже слышал, помните: Wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein.

Резюме: крепкий почти-non-fiction для тех, кому за. «Дожать» язык и сместить центр тяжести с создания байонетного перехода на экскурсы в прошлое. Какие-то из них должны приходить исподволь, раньше финального потока. Возможно, и некоторые приятные приколы типа «не хочешь узнать, дорогая, кто убил Кеннеди» бы не помешали.


ПС. На всякий случай напоминаю: реальные авторы рассказов ряда мне неизвестны, все совпадения случайны и т.п. Никакой деанони..., если что.

Страницы:  1  2  3  4 [5] 6




  Подписка

Количество подписчиков: 26

⇑ Наверх