Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «stogsena» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5 [6]

Статья написана 8 августа 2011 г. 14:54
Ряд 5. Тень – Мертвая голова

Супергеройские комиксы. То, что навыки героев различны, большой роли не играет. Главное – их колорит и сочность картинки. Автор, видимо, со мной в корне не согласен, и решил:

а) двинуться в сторону рассмотрения психологии супергероев;

б) взять количеством картинок, а не их качеством.

Чего только не заставляет автор делать своего нового героя: пить дешевый портвейн, рвать несчастных собачек, погружаться в философию чань, раздавать награбленное всяким Дэннитрехам. А, главное, — переживать при всем при этом. Но психология, пусть даже неглубокая, дезинтегрирует героя в глазах его почитателя. Не говоря уж о том, что не удается выписать красиво каждую картинку. «Король-то голый», — восклицают придворные в какой-то момент, и пиши пропало. Аларм: работы по изучению телекинеза не тайна за семью печатями, еще в СССР велись в ИРЭ – погуглите хотя бы Кулагину.

Думаю, автор во втором произведении хотел тонко посмеяться над штампованными героями, если не над жанром в целом. Действительно, он дает целый ряд отсылов к известным героям. Малореализуемое желание. То есть, попробовать можно, но смеяться вместе с автором будут немногие. Тонко – это не для комиксов. Кто способен оценить шутку, их не смотрит. Нужно немного толще. Например, как Ф. де Брока в «Великолепном» смеется над Бобом Синклером. Удачных примеров немало. Из новенького – «Зеленый шершень». Наконец, если речь идет о политическом памфлете – «Человек Грызлов». Впрочем, смена гладкого, красочного языка на рубленые плакатные фразы показалась мне хорошей находкой (только желательно вычитать текст и устранить ошибки).

Резюме: попытка юмора. Как улучшить? Толще острить.



ПС. На всякий случай напоминаю: реальные авторы рассказов ряда мне неизвестны, все совпадения случайны и т.п. Никакой деанони..., если что.

Статья написана 8 августа 2011 г. 14:48
Ряд 4. Поселок – Парис – Путь комиссара

Можно, конечно, сказать, что все три вещи — боевички с вариантами «ловли на живца». Но футурологический компонент везде разный, а это именно то, на чем, как на фундаменте, строится весь сюжет Пути комиссара. И именно та «фишка», которая должна торить путь (экскюзе муа за каламбур) к сердцам читателей.


Не скажу что вселенная «Пути» уникальна. Таковых немало. Их главный признак – мощная имперская поступь. Железные когорты печатают шаг под марш Джона Уильямса. И, как водится, человек-человеку друг, товарищ и волк. Короче, дарк космоопера, в данном случае – ред космоопера. Ну, вроде, обязательная программа выполнена: признаки налицо. Комиссары в пыльных шлемах черной броне. Внешний и внутренний враг. Проверки с подставами. Правоверный финал.


Сразу скажу, чего мне не хватило. Всего понемногу. Мощи поступи. Можно было бы показать парад, сжигание вражеских штандартов, что добавило бы атмосферности. Два первых рассказа цикла в этом смысле вышли более рельефными, запоминающимися. Где картинки сурового быта СЛ, хоть c Moskovskaya vodka и боевыми медведями? Переживания ГГ показались мне не то чтобы неубедительными, а недостаточно острыми. Он ведь не философ, а солдат. Помимо боя в начале, не помешала бы пара флешбэков, где провокатор с ГГ вместе дрались, бегали по девчонкам и т.п.

Финал оправдывает ожидания. Герой принимает бремя ответственности, ломает хребет ренегату и получает заветный конверт. Обыденно – это плюс. Но после прочтения такое ощущение, что он впервые ведет себя не как студент, а как нормальный Сын Ленина, член имперского сообщества. Любой комсорг факультета 30-летней давности съел бы этого студента с потрохами. Да и проверке-то далеко до Inner Party style. Для какого другого жанра было бы неплохо, но здесь волки должны быть волками, и выть по-волчьи. Неужели там, у них, в 7-й ударной недобор в комиссары?

Резюме: тоталитарный трэш, основным недостатком которого является недостаточная (экск.м. еще раз)крутость. То есть, у читателя во время прочтения не должно возникать сомнения в авторских намерениях. А тут они (сомнения, ес-сно) таки присутствуют. Вдруг это действительно история духовного развития героя, моралистический роман для юношества?


ПС. На всякий случай напоминаю: реальные авторы рассказов ряда мне неизвестны, все совпадения случайны и т.п. Никакой деанони..., если что.

Статья написана 6 августа 2011 г. 23:28
Ряд 3. Колумбарий — Время ушло

Объединены жанром (постмодернизм), имеющим весьма отдаленное родство с фантастикой/фэнтези, а также, отчасти, местом действия. Помнится так, что я делал отзыв на первый рассказ цикла. Хвалил за грамотное, неразъемное сплетение реального и мистического, выраженную гипертекстуальность, некоторые запоминающиеся образы, открытость финала. Ругал за недостаток «сумасшедшинки» и наличие пафоса, некой морали в концовке. Автор не покачал! Сохранил все то, за что его хвалили, и учел ошибки.

Как в хорошей лавке, тут есть все, что нужно для изголодавшегося интеллектуала. И священные скарабеи, и акунинские Маша с Пьером, и норны в вуалях, и почти люмьеровское прибытие поезда, и черные скатерти, на которых можно черкнуть руны времени… Единственный прокол – комменты со звездочками в теле рассказа. Лишнее. Пусть изголодавшиеся сами ищут, за тем и пришли. Комментировать лучше в конце. Да и точными цитатами сыпать не обязательно, можно вольно перелагать (см. последний абзац). Фантазии вдоволь: Викар расхаживает с копьем в пузе, ведет беседы со светящимся Пьером – зер гут.


Хорош переливающийся символ бесконечности/бессмертия – собрат юнговского Уробороса, Мидгардсорм, схвативший мир своими стальными рельсами. Новенькие. Микроскоп. Игра слов: Старый/Новый – этот/тот Свет. Борьба старого и нового несколько напрягает, но в ней нет особого смысла: миры как волны – интерферируют, но не взаимодействуют. Интересная мораль, и передана она в форме, с которой можно мириться, если не принимать.


С темой все в порядке. Герой меняется, и ему дают шанс.

Минус: финал с петлей предсказуем, но он настолько метафоричен (искупление, использование того самого шанса, опять же сама петля в Майринковско-Борхесовском смысле), что это можно автору простить.


Резюме: хороший джоб над ошибками. Основной недостаток определяется жанром цикла: невозможность сопереживания герою. Пожалуй, он бы мог несколько заретуширован, сделай автор текст чуть менее аллюзийно/цитатно «плотным», чтобы не создавать у читателя чувства неполноценности. Дружественный читатель более расположен к героям. Но все это – дело вкуса.



ПС. На всякий случай напоминаю: реальные авторы рассказов ряда мне неизвестны, все совпадения случайны и т.п. Никакой деанони..., если что. Те, кто внимательно следил за 1-й и 2-й работами, с учетом предыдущей статьи, не даст соврать.

Статья написана 6 августа 2011 г. 23:16

Ряд 2. Повелители мелков — Пейзаж, нарисованный черным

Объединены жанром (магреализм/притча) и скиллами героев. В принципе, тема «волшебных картин» не нова, и, чтобы создать здесь что-то хотя бы запоминающееся, надо очень постараться. Хотя бы как Ральф Бакши со своим «Cool World».


Автор старается уже во второй раз. Но если в первом рассказе цикла он остановился на внешнем конфликте добра и зла, во втором произведении концентрируется на внутреннем мире художника-мага. Это более интересная и сложная задача. В первую очередь, потому что тем самым автор отказывается от козырей, которые ему сданы – от возможности обыгрывать яркие рисованные художниками образы, как это было с городом «мелков». Правда, сложность удается обойти благодаря размещению этих образов внутри сознания художника, и эта находка показалась мне удачной.


Хуже другое. Конфликт оказывается на поверку мыльным пузырем. То есть пока герой организует побег, растет как маг, осознает себя творцом, решая создать своего Адама – тут с мотивацией все ОК. А потом, при первой же неудаче, — бац — возьми и перейди на темную сторону силы. И не просто стал создавать орков, как Саурон, а сразу решил покончить с миром путем его закрашивания. Ничего не скажу, это происходит эффектно, один образ с капающей с пальцев черной пустотой чего стоит! Но читатель после этого должен чувствовать себя девицей, которой обещали целую ночь удовольствия, а все кончилось за пару минут. Прописные истины (душу надо вдохнуть и т.п.) не спасают: финал первой вещи был четче, и не потому, что автор сменил сторону. Впрочем, вероятно герой изначально был на той самой стороне, действительно убил и т.п., и получил этот дар в награду от (шепотом) темных сил. Тогда результат более закономерен, но пропадает вся интрига, что тоже не свидетельствует в пользу рассказа.

Собственно, вопрос к рассказу возникает один: а была ли жена? Но это не тот вопрос, который должен возникать после прочтения рассказа о художниках-магах.

На минутку мне почудились в рассказе аллюзии на творчество/биографию Малевича. Как известно, работа над оперой «Победа над солнцем» вылилась в конце концов в идею «Черного квадрата». Переход от «бубнового валета» в наркомы ИЗО тоже можно расценивать как переход на темную сторону. Жен, правда, не убивал, хотя и сменил не одну. Арест случился позже, не как убийцы, а как немецкого шпиона, и потом его выпустили. Все равно, если аллюзии подброшены сознательно, автору +балл, нет – тем более.

Резюме: грустная притча о демиурге с хлопушкой в финале. Как улучшить? Определиться с женой. Доработать финал.



ПС. На всякий случай напоминаю: реальные авторы рассказов ряда мне неизвестны, все совпадения случайны и т.п. Никакой деанони..., если что.

Статья написана 6 августа 2011 г. 23:05

Я уже говорил, что обожаю эту Борхесовскую идею – рассматривать разные произведения, как если бы их делал один автор? Тем более, в предыдущих фантлабораторных работах есть такие, которые сами напрашиваются на постановку в один ряд с разбираемыми в этот раз.






Ряд 1. Вид на гору Фавор — Именем твоим — Йасси-Ёж

Объединены общей тематикой – перенос сознания/психоматрицы от одного тела к другому. В первом случае это происходило мистическим образом при непосредственном контакте. Во втором – посредством машинерии, которой помешал сбой, и пришлось опять использовать мистический элемент. В третьем мистики почти нет, есть только маленькое подготовленное чудо. Налицо динамика в сторону усиления НФ-составляющей. Тут надо сказать следующее: как всякий консерватор, я предпочитаю стейк солянке, а традиционный брак полигамии. Не люблю смешенье языков и всяческую суету. Поэтому, на мой взгляд, в процессе перехода в фазе 2 (Именем твоим), пока автор стоит враскорячку, качество товара несколько падает, зато после завершения перехода все окупается. Имеем цельную вещь, пусть и не страдающую особой новизной.

Читая «Й-Ё», с ностальгией вспоминал ребусы/кроссворды первый двух историй. В новом произведении все совпадения Раковски и 747 с реальными лицами случайны. Это очень простая история. О том, как Йасси (видимо, сокр. от Ярослава) ушла, и мир померк. Нуаровая атмосфера «Й-Ё», с фонарными бликами на мокром асфальте, висящими глайдерами-такси, вызывает из памяти картинки «Бегущего по лезвию», немного «Пятого элемента», которые, в свою очередь, готовят нас к нормальному восприятию антиутопических реалий Ежового мира. Аларм: несколько сомнительной мне показалась находка со смешением личностей неудачников. Тем более, что она и движет сюжет, показывая техническую возможность процесса и оправдывая определение наличия «подселенной» личности у героя. Не очень верится, что более сильная личность из двух станет более удачливой. Что еще? Мне нравится разгадывать ребусы и не очень – читать очередные простые истории, играющие на архетипах. Но что поделать, если эти истории – то, чем мы живем? То берег – то море, то солнце – то вьюга, то ангелы – то воронье... Две вечных дороги – любовь и разлука – проходят сквозь сердце мое.

Теперь о финале. Он вовсе не напоминает громоподобный катарсис «Фавора», а сродни, напротив, развязкам классического детектива, где главный сыщик раскрывает все. То есть, все уже случилось, только мало кто разобрался. И Яся перенесла психоматрицу в Оракула. И, уже Оракулом, на мгновенье ставшим живой плотью, спасла – ценой индивидуальной псевдожизни? – Ежи. И – последним разрядом тока через руку пока еще половины героя – добралась таки до его чипа, спасая еще раз.

По раскрытию темы: за такой срок Еж, вдруг ставший Йасси-Ежом, не успевает выказать изменений, только надеть маску и упасть в обморок. Что можно посоветовать? Все же рассказ получился более визионерским, нежели психологичным, а именно через переживания можно было бы показать некоторые изменения личности Ежа. Внутренним блиц-монологом, парой-тройкой мыслефраз, как это было «до» об одиночестве. Хотя, если посмотреть на это дело со стороны Йасси…

Резюме. Обычная, пусть и антуражная история с неярким финалом. Все уже случилось, но/и это становиться ясным только в конце. Ничего не имею против.


ПС. На всякий случай напоминаю: реальные авторы рассказов ряда мне неизвестны, все совпадения случайны и т.п. Никакой деанони..., если что.

Страницы:  1  2  3  4  5 [6]




  Подписка

Количество подписчиков: 26

⇑ Наверх