fantlab ru

Р. А. Лафферти «Чужими глазами»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.88
Оценок:
34
Моя оценка:
-

подробнее

Чужими глазами

Through Other Eyes

Рассказ, год; цикл «Институт Неточных Наук»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11
Аннотация:

Что произойдет, если человек сможет посмотреть на мир с точки зрения другого человека и узнать о том, как этот мир выглядит чужими глазами? Как воспринимает мир красивейшая девушка, ангел небесный?

Входит в:

— сборник «Девятьсот бабушек», 1970 г.

— антологию «Mind to Mind», 1971 г.

— антологию «Introductory Psychology Through Science Fiction. Second Edition», 1977 г.


Похожие произведения:

 

 



Самиздат и фэнзины:

Время гостей
2013 г.
Девятьсот бабушек
2014 г.
Девятьсот бабушек. Странные дела
2015 г.
Институт Неточных Наук
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Nine Hundred Grandmothers
1970 г.
(английский)
Mind to Mind
1971 г.
(английский)
Mind to Mind
1974 г.
(английский)
Introductory Psychology Through Science Fiction. Second Edition
1977 г.
(английский)
Mind to Mind
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я мало что добавлю к двум скромным отзывам на «Чужие глаза» Лафферти.

Всего лишь две мысли.

Первая. Для «Имя Розы» Умберто Эко написал десятки и десятки страниц с биографическими описаниями персонажей, которые даже не упоминаются в романе, и множество иных деталей, которые для самого же автора создали объемный литературный мир. И без прямого упоминания многообразия этих штрихов мы, читая книгу итальянского писателя, чувствуем их призрачный след в форме глубины погружения в произведение. Точно такая же ситуация с рассказами Лафферти. Чувствуется и понимается, что за каждым примером малой прозы автора кроется самостоятельный, сложный и интересный мир. Собственная реальность. Правда, «Чужие глаза» — исключение, в некотором роде. Ведь оно входит в цикл об Институте неточных наук. Но это тот исключительный пример, который лишь подтверждает всеобщую силу правила.

Вторая. Я думаю, для многих, и мой случай — не исключение, одной из главных изюминок «Чужими глазами» стала вереница то ли хокку, то ли коанов, то ли поэтических афоризмов, находящихся на грани сомневающегося в себе солипсизма и экзистенциальной эпистемологии за авторством Чарльза. Excuse my French. Парочку из них уже привел Babai. Я упомяну еще один:

«Может, я единственный, кто видит ночное небо черным, а звезды — белыми... а все остальные видят белеющее небо и звезды, сияющие чернотой? Я говорю: небо черное, и они говорят: небо черное, только когда они говорят «черное», они подразумевают белый цвет»

Поэтично, философично. Может показаться, что здесь в красивость обернута какая-то банальность, «кухонная философия», по типу пассажей из пелевиниады. Но ведь в самом простом и спрятано самое сложное, так что и Пелевин, и Лафферти в литературной обертке преподносят хорошие вопросы. Единственное... собственно, из-за этого я и решился на написание отзыва к этому рассказу... единственное, одна ассоциация с другой философской — от философа, довольно известного и не в узких кругах — несколько ломает — но как изящно! — афористичную поэтику Лафферти:

«Витгенштейн как-то спросил своего друга: «Почему люди всегда говорят, что было естественно предположить вращение Солнца вокруг Земли, а не Земли вокруг Солнца?» — Людвиг Витгенштейн.

Друг ответил: «Понятно почему — зрительно кажется, что Солнце вращается вокруг Земли».

На что Витгенштейн ответил: «Интересно, как бы зрительно выглядело, будто вращается Земля?»»

Это полумифический разговор Людвига с неназываемым другом цитировался в «Боге как иллюзии» Докинзом. На самом деле, плохая формулировка (или перевод), а лучше и более по-витгенштейновски, с указанием собеседника — Элизабет Энксом, его ученицы — в таком варианте:

«Людвиг Витгенштейн как-то спросил у Элизабет Энском: «Почему люди всё время говорят, что представление о вращении Солнца вокруг Земли было естественным?».

«Потому что всё выглядит так, будто Солнце вращается вокруг Земли», – ответила Энском.

«А как тогда должно было бы всё выглядеть, чтобы людям казалось, что Земля вращается вокруг Солнца?» – поинтересовался Витгенштейн»

Подразумеваемый ответ на этот вопрос, «как бы оно выглядело, если бы оно выглядело иначе», проще, чем извилистая формулировка: точно так же. Мир бы остался таким, какой он и есть. Собственно, коан Лафферти, ассоциативно подводя меня к коану Витгенштейна, выглядит не как один замудренный вопрос по отношению к другому, а как открытое вопрошание к сокрытому ответу. И чернота ночного неба, и сияние звезд на нем, выглядят ровно такими, какими они являются. Точнее, какими они есть. Пропасть сенсорики между людьми — наша праздная, поэтическая, трагическая кажимость, которая преодолевается движением на встречу с другим.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень красивая и оригинальная идея: взглянуть на мир глазами другого человека. И не просто воспринять мир глазами, а воспринять его через психологию другого человека, а это уже совсем другое. Но, это может привести к пониманию иной психологии, а может и наоборот отвратить от него. Да, похоже автор влез в такие дебри психологии, что становится просто страшно от размаха его фантазии.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичный Лафферти в лучшем своем проявлении. И рецепт рассказа прост:

– постебаться над известными историческими личностям;

– поиздеваться над мужчинами и женщинами и взаимопониманием между ними;

– изобрести десяток невероятных миров;

– немного пофилософствовать:

«— Что если для собаки все собаки выглядят как люди, а все люди – как собаки? И что если собака смотрит на меня и думает, что я собака, а она – человек? — И однажды родилась запоздалая мысль: — А что, если собака права?

— Что если рыба смотрит вверх на птицу, а птица смотрит вниз на рыбу, и рыба думает, что она – птица, а птица думает, что она – рыба, и что она смотрит вниз на птицу, которая в действительности – рыба, и воздух – это вода, а вода – воздух?»

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх