FantLab ru

Артур Кларк «Конец детства»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.35
Голосов:
1402
Моя оценка:
-

подробнее

Конец детства

Childhood's End

Другие названия: Конец Детства

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 139
Аннотация:

Почти прямо на финише космической гонки СССР и США на Землю прибывают корабли иной цивилизации, получившей имя Сверхправителей, и с этого момента дорога в космос человечеству была закрыта. Не из враждебности, нет — просто земляне еще слишком плохо развиты, чтоб адекватно воспринять открытый космос. Но взамен Сверхправители устраивают на Земле настоящий рай: людям больше не угрожают ни войны, ни болезни, ни голод, каждый может заниматься тем, чем хочет и что любит, не заботясь о завтрашнем дне. И лишь над двумя вопросами мучаются самые пытливые умы — куда стремиться людям теперь, и зачем всё это делают Сверхправители? Ответ рано или поздно будет получен, но принесет ли он радость людям?..

© Nog
Примечание:

Переписан из рассказа «Ангел-хранитель».

«Книга о последнем поколении людей и о самом последнем человеке» – как гласит анонс на обложке – с каждой главой становится все более трансцендентной. Финал книги потрясает воображение. «Конец детства» переиздается вот уже почти пятьдесят лет почти непрерывно. В 1990 г. Кларк даже переписал первую главу, приблизив действие к новым реалиям, а в 1997 г. Голливуд позаимствовал для фантастического боевика “День независимости” один из наиболее впечатляющих моментов книги – гигантские звездолеты, зависшие над мировыми столицами. (с) Тигран Магакян


Входит в:

— сборник «Across the Sea of Stars», 1959 г.

— сборник «An Arthur C. Clarke Omnibus», 1965 г.

— антологию «Конец детства», 1991 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 5. Контакт. Понимание», 2003 г.

— журнал «Химия и жизнь 1988'05», 1988 г.

— журнал «Химия и жизнь 1988'04», 1988 г.

— журнал «Химия и жизнь 1988'06», 1988 г.

— журнал «Химия и жизнь 1988'07», 1988 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Геффена / Geffen Award, 2005 // Переводная книга НФ (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Роман

номинант
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма (перевод)

Экранизации:

«Конец детства» / «Childhood's End» 2015, США, реж: Ник Харран



Похожие произведения:

 

 


Конец детства
1991 г.
Конец детства
1991 г.
Одиссея длиною в жизнь
1991 г.
Конец детства
1992 г.
Миры Артура Кларка. Земной свет
1998 г.
Космическая одиссея
1999 г.
Солнечный ветер
2002 г.
Антология мировой фантастики. Том 5. Контакт. Понимание
2003 г.
Свидание с Рамой
2007 г.
Пески Марса
2009 г.
Конец детства
2017 г.
Конец детства
2018 г.

Периодика:

Химия и жизнь 5 1988
1988 г.
Химия и жизнь 4 1988
1988 г.
Химия и жизнь 6 1988
1988 г.
Химия и жизнь 7 1988
1988 г.

Аудиокниги:

Конец детства
2011 г.
Конец детства
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Childhood's End
1953 г.
(английский)
Across the Sea of Stars
1959 г.
(английский)
Childhood's End
1990 г.
(английский)
Childhood's End
2001 г.
(английский)
Childhood's End
2010 г.
(английский)
Childhood's End
2010 г.
(английский)
Childhood's End
2015 г.
(английский)
Childhood's End
2017 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 августа 2012 г.

Великолепная земная симфония Кларка — яркая, поэтичная, оригинальная и пронзительно грустная.

Человечество не может себя контролировать и самостоятельно развиваться. Оно способно само себя уничтожить. Поэтому нуждается, попросту, в няньке или Учителях.

В роли таковых выступают загадочные Сверхправители, чьи могущественные звездолеты нависают над земными городами. От них ничего нельзя скрыть! Они уже когда-то были на Земле, в далеком средневековье — во младенческие годы Человечества. Тогда их принимали за воинство дьявола. Но тогда они решили не вкушать незрелого яблока и оставили в покое развлекающихся земных детей. До той поры, пока игруши детей не стали опасными для всего мира...

Сверхправители появились и все исправили. Даже облик их: рога, крылья, хвост — не очень- то шокировал человечество.

Им удалось создать, воистину, Золотой Век! Кларк очень точно описывает, как изобилие, покой, развлечения приводят к упадку различные виды искусства, литературу. Некуда стремиться, не с чем бороться. Эволюция проявляется именно на маленьком островке в океане, где колонисты отказались от многих благ, комфорта и вдохновенно творят.

Меня тронули эти страницы. Не то ли грозит нам сейчас, когда постепенно забывается даже искусство читать книги, атрофируется умение воображать и сопереживать...

Появление нового Человека и гибель Земли дана писателем ярко и впечатляюще. Очень хорошо, хотя и лаконично, обрисованы герои книги.

Роман можно перечитывать бесконечно, задумываясь над вечными вопросами бытия....

Кто мы? Откуда? Для чего? Что же будет с нами дальше?

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 февраля 2009 г.

Прочитала с огромнейшим интересом и получила уйму удовольствия. Хорошо написано и блестяще придумано. Образ Сверхправителей, то, какими они оказались внешне, — супернаходка, очень остроумно и свежо. Да и вообще весь образ их цивилизации, ее роль во Вселенной, — интересно и небанально. Конец, уготованный человечеству в привычном нам понимании этого слова, тоже небанален, хоть и по-своему жутковат.

Касательно детей нового поколения, которые переступили границы человеческого, тут мне Кларк показался таким себе антагонистом соавторства Каттнера и Мур. Он показал нам с позиции взрослого фактически ту же ситуацию, которая во «Все тенали бороговы...» и в «Авессаломе» показана больше со стороны детей. Правда, у Кларка любая конфронтация оказалась сама по себе невозможна, взрослый человек поставлен в положение полной беспомощности.

Что касается преображения, так сказать, человечества, то тут мне особенно бросились в глаза подсознательные, подспудные стремления автора:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на рациональном, внешнем уровне, он описывает утрату людьми разума (в нашем привычном понимании) и их ассимиляцию со Сверхразумом с отвращением, но под этим отвращением лично я очень ярко ощущала тоску человеческой души, самой природой своей обреченной на одиночество, по растворению в безопасном и теплом лоне чего-то большего, несоизмеримо большего. Мне кажется, именно благодаря этому «новое человечество» показано Кларком с такой великолепной неоднозначностью и даже противоречивостью.

Чтением осталась очень довольна, смело ставлю десятку.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 августа 2016 г.

«Конец детства», по моему глубокому убеждению, у Кларка стоит особняком — роман не похож на остальные его произведения. Этот крепче стоящий на ногах, по-житейски более прочный, мудрый, основательный, с проработанными и раскрытыми человеческими чувствами, с размышлениями, хотя по большей части здесь присутствуют горечь и разочарования. Роман очень грустный и безнадежный – ну еще бы, абсолютно все мечты и достижения человечества пошли прахом. В этом романе меньше науки, меньше романтики, меньше описательного. Я был до крайности удивлен, что автор создал его в 53-м году. Очень зрело и проникновенно.

По мере развития романа все больше глав грамотно заканчиваются интригующими фразами, подстегивая дальнейший интерес читателя, например: «И лишь Кареллен знал, с какой быстротой Золотой век близится к неотвратимому концу», «И он был прав, хотя и не в том смысле, как думал»; либо какими-то запоминающимися фразами, подводящими некий итог: «И помните – мы всегда будем вам завидовать», «Ян всегда был неплохим пианистом, а теперь он – лучший в мире» и т.д.

Следует отметить работу талантливой переводчицы Норы Галь, которая в очередной раз на отлично выполнила свою работу — если уж она берется за дело – а дело свое она делает с умом, гибко, творчески — то получается литературный красивый, сочный, образный русский текст. Хотя есть и другие переводы, но я почти уверен, что они хуже, чем у Норы Галь.

Для Кларка этот роман не характерен прежде всего тем, что в нем автор отходит от «чистой» науки и погружается в область сверхъестественного, мистики, того, чего мы еще очень долго не сможем внятно объяснить хотя бы приблизительно. А точнее Кларк сводит воедино научную фантастику и эзотерику-мистику с ее высшими слоями мироздания, тонкими материями и Сверхразумом, сила которого находится в запредельных для нас областях, над физикой, над грубой материей. А переход «детей» в энергетическую форму жизни по сути очень напоминает то, чего нам преподносят религии – вечная душа, переход после смерти физического тела в тонко-материальный мир т.д. То есть некий новый этап эволюции. А что будет за ним – Бог весть… для человека это нечто совсем уже невообразимое…

Очень мягко, естественно, ненавязчиво получились переходы от одних персонажей к другим, а также разброс по времени повествования. Ничего лишнего. При этом глобальное, величественное весьма искусно переплетено с привычным, житейским, с хорошо знакомыми нам всем сценками из жизни, с размышлениями героев. Но, что немаловажно, величественное, глобальное не давит на житейское, а житейское, в свою очередь, не опошляет величественное.

Судьба. Предопределенность, предначертанность пути. Неизбежность. Становится страшно, что, возможно, мы лишены свободы воли. Ведь даже в обычной жизни мы так не любим исполнять чужую волю и всячески подчеркиваем собственные мнения и желания! А между тем, новейшие научные данные в области исследования мозга как раз доказывают именно безволие нашего «Я», ибо принятие решения происходит в нашем мозгу на подсознательном уровне, и лишь задним числом мы осознаем «свое» решение. Более того, существует теория, что наше «Я» — лишь иллюзия, созданная мозгом и происходящими в нем и во всем теле процессами. Опять-таки прослеживается связь с коллективным бессознательным, которую давно и с аппетитом рассматривают философы, а Кларк подхватил и развил в контексте научной фантастики…

Мы очень привязываемся к привычному и цепко за него держимся – эту человеческую особенность Кларк передал очень проникновенно. Смерть для нас что-то ужасное. Мы воспринимаем новое опять-таки в пределах наших скудных понятий. Мы усердно растим древо наших познаний – сучья его ветвятся и множатся, а сами сидим на этом древе, крепко прижавшись, обхватив руками и ногами. Но корни его подгнивают, и вдруг дерево со скрипом падает… Чего-то по-настоящему нового мы боимся до одури, оно — чужое, пугающее до оцепенения. Может смерть и есть то «по-настоящему» новое? Непостижимо новое, как те «дети» у Кларка, играючи уничтожившие часть Солнечной системы вместе со своей «родной» планетой – малость развлеклись по-детски, поупражнялись, теперь надобно браться за НАСТОЯЩИЕ, взрослые дела — в масштабах всей ВСЕЛЕННОЙ:)

Человек по сути своей — очень противоречивое существо. Он любит стабильность и традиции, а с другой стороны он невероятно любопытен и имеет страсть к познанию. Но всё то новое, что приносит познание, человек воспринимает скорее задним числом, в рамках уже сформировавшихся понятий и традиций. Так вот: в романе любознательность (а именно она движет эволюцией сознания) человечества безоговорочно победила, я бы даже сказал — наголову разбила, устои. Это и прекрасно и ужасно. Но, собственно, такова и вся наша жизнь. Конец детству — и баста! И никого не интересуют наши нытье и сожаления...

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 марта 2012 г.

монументально

возможно, лучший фантастический роман вообще

ЗЫ истерика в некоторых отзывах по поводу бедной-несчастной судьбы вида homo sapiens, который конечно же должен был бороться до конца и победить, весьма доставляет))

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2006 г.

Из всех романов Кларка, этот мне нравится больше всего. И хотя сейчас, может быть, он и отдает несколько анахронизмом (но это ведь не главное) и местами не очень хорошо прописан (но Кларк ведь никогда и не был стилистом), но самое главное — картина эволюции человечества просто завораживает, впечатляет, и я бы даже сказал — подавляет...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 июля 2013 г.

Все «киты» англосаксонской НФ перечитаны мной уже достаточно давно и немного осталось непрочитанного.. Я не буду вдаваться в тонкости сюжетных линий и отрисовки персонажей. Просто в жизни для меня есть лишь 3-5 книг, прочитав которые, я понял, что стал немного другим человеком. «Конец детства» из этого ряда. Конечно, концовка изумляет и оставляет двойственное чувство невосполнимой утраты человеческой оболочки и триумф перехода цивилизации на качественно новый уровень. И вот этот противоречивый исход — главная изюминка, будоражащая мозг и эмоции. Конечно, десятка.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июля 2010 г.

Книга оставляет неоднозначные впечатления! Можно описать много плюсов и минусов и по сюжету, и по персонажам, и стилю изложения! Но при всей неоднозначности- это БОМБА! Бомба по всему человеческому естеству!

Все, что нам дорого, все, что нас окружает, радует, печалит, заботит, наши мечты, надежды, стремления и даже наше продолжение( дети) — это все пустое!

Нет никакой высшей цели, нет логики, добродетели или порока, по крайней мере для человечества! А ДЕТИ и то, во что они превратились, и то с кем или чем слились- это НЕЧТО настолько чуждое пониманию, что разум отказывается воспринимать! И знаете от чего по настоящему дико, жутко и страшно? Даже не от конца цивилизации и рода людского, а от судьбы Земли, нашего родного шарика, ГОЛУБОЙ ЖЕМЧУЖИНЫ ВСЕЛЕННОЙ! Она просто высосана изнутри до последней капельки энергии и все!!! Нет ее, как будто и не бывало! И Сверхправители, которые не допускали никакой жестокости по отношению к животным, оказались просто мальчиками на побегушках у ВСЕЛЕНСКОЙ РАКОВОЙ ОПУХОЛИ! А метастаз этой опухоли( язык не поворачивается назвать их детьми), высосав не только биосферу, но и саму материю, спешит соединиться с ней!

НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ, СКАЗАЛА ВЕРА, СТРЕЛЯЯ В ЛЮБОВЬ ИЗ-ЗА УГЛА!

Я конечно понимаю, что амеба не в состоянии понять мысли и цели человека!

Но даже если я амеба, то не разрушайте мою ВЕРУ И НЕ УБИВАЙТЕ НАДЕЖДУ!

«А в окно, на огонь все летят и летят мотыльки,

Разбиваясь о стекла, но веры своей не теряя!

Пусть мне кто нибудь скажет:« нет ВЕРЫ» , умру от тоски,

Но с НАДЕЖДОЮ в сердце, а это все в корне меняет!»

Дай Бог, чтобы наяву того, что написал Великий Кларк в этом романе, не было никогда!!!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 марта 2019 г.

Непростое многогранное произведение, затронувшее великое множество тем.

Cильно отличается от трёх предыдущих романов Кларка, написанных в жанре «твёрдой» научной фантастики.

Здесь больше размышлений и рассуждений про человека и общество, их развитие и перспективы, тогда как в более ранних романах основной упор делался на технику.

Критикующие автора за «сдавшееся» человечество немного лукавят, ведь мы сами не знаем, как изменилась бы природа человека, если безвозмездно предоставить ему все блага цивилизации, пищу, кров, возможность свободного передвижения по планете. Возможно, люди и правда жили бы в приятном и сладком дурмане и не стремились бы вернуть себе независимость и все проистекающие отсюда проблемы и хлопоты.

И всё-таки один человек поставил тягу к познанию и любопытство выше беспечной и спокойной жизни, хотя даже он в конце концов признал, что звёзды, которых он так хотел достичь, — не для людей.

Сверхразум, который даже для Сверхправителей остаётся не до конца разрешённой загадкой, дважды мелькает в романе — на планете Сверхправителей и в конце повествования — на Земле. Пожалуй, это самые загадочные и интригующие страницы романа, так как человек и близко не способен понять и оценить его сущность, цели и мотивы.

Интересны также путешествия по другим мирам во снах Джеффри.

После прочтения романа остаётся очень много вопросов и не закрытых, но обозначенных направлений, поэтому каждый читатель может додумать и пофантазировать сам. Это и есть один из главных критериев любого Большого произведения, необязательно фантастического.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 марта 2016 г.

Люди — это дети, которым дан сверхразум. Мы используем его, как бы играясь с ним. Играем в науку, религию, искусство, задаём сакральные вопросы. Но мы прекрасно понимаем, что полностью использовать его получится только тогда, когда детство кончится. А так же понимаем и то, что каждый ребёнок хочет стать взрослым, а взрослый — ребёнком. Поэтому и любим успокаивающую обыденность не меньше космоса.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2013 г.

Читал давно. Несколько раз перечитывал.

Очень хорошее, врезавшееся в память произведение.

Может быть, действительно, человечество существует для того, что бы перердившись во что-то большее, исчезнуть.

Что, впрочем, видимо, свойственно для любых проявлений жизни. Тут уж надо смотреть правде в глаза.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 июля 2009 г.

Наряду с «Городом и звезды» вершина творчества Кларка. (Одиссею 2001 не беру в счет, это по сущестув была работа Кубрика). Можно ругать Кларка за слишком пессимистичный взгляд на человечества, но если вчитаться, то понимаешь, что это не так. Мы выходим из детства, человечество растет и поднимает свои вибрации, а значит, есть шанс, что наконец=-то выйдем из карантина, в котором Земля находится в незапамятных времен, и пройдем Переход, чтобы быть достойными космическому содружеству.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2009 г.

Это не просто гениальный, а пророческий роман. Ситуация, когда книга -- умнее автора!!! Общаясь с очень серьезными биологами, занимающихся развитием, наследственностью и эволюцией с потрясением узнаю, что они склоняются к квантовой основе нервной деятельности, размазанной вдоль временной оси, т.е. вид выживает за счет информации, получаемой из будущего!!!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 января 2008 г.

Читала наверное год назад. Но впечатления до сих пор остались. Сильно зацепило. Не буду много разглагольствовать на тему идей и образов. Просто — Кларк для меня гений! И просто образец мастера фантастики. Его книги заставляют думать, он может перевернуть картину мира. И чтение этого роман — работа для ума и души. Такое чтение обогащает, удивляет, трансформирует сознание. Придет время и я перечитаю. Ибо хочу найти что-то, что не удалось первый раз.

Жаль что книги самого Кларка трудно найти в широком доступе.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 августа 2007 г.

Просто отвал башни! Так только Кларк может!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 мая 2015 г.

Здорово! Человечество искусственно создано. И для тех кто нас создал, наша история — это реалити шоу. Религия... Что то слабо верится. Хотите, чтобы мы молились — будем. И действительно — помогает. Но как только прекращаешь, где то во дворе сразу взрывается артиллерийский снаряд.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх