FantLab ru

Лю Цысинь «Шаровая молния»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.44
Голосов:
336
Моя оценка:
-

подробнее

Шаровая молния

球状闪电

Роман, год; цикл «В память о прошлом Земли»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Шаровая молния — одно из самых загадочных явлений природы. Ее странные свойства привлекают интерес исследователей уже не первое столетие. Но, несмотря на все усилия, пока шаровая молния по-прежнему хранит свой секрет.

И вот в погоне за разгадкой этого секрета объединяют свои усилия три человека. Метеоролог доктор Чэнь таким способом «мстит» страшному огненному шару за погибших родителей. Физик Динг Йи видит в этой работе возможность применить на практике одну из своих сенсационных гипотез. А майор китайской армии Линь Юнь мечтает о создании оружия на основе шаровой молнии...

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2019 // Научная фантастика (850 голосов)

Похожие произведения:

 

 


Шаровая молния
2019 г.

Аудиокниги:

Шаровая молния
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Ball Lightning
2018 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 



Рецензии



— ХельгиИнгварссон: Хоу И, его жена Чан Э и шаровая молния 2020-02-09 34 (4)

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Решил ради смеха потыкать палочкой в книжки Лю Цысиня — и не прогадал!

«Шаровая молния» — она про ученых, исследующих шаровую молнию. Если кратко, то шаровая молния — это очень, очень сложное явление, практически неподвластное человеческому уму и науке, не физический объект, а загробная сущность из мира квантовой мистики (например, призраки убитых шаровой молнией уже вовсю орудуют).

Первые страниц сто посвящены строго лабораторному процессу исследования молнии. Цысинь, очевидно, крайне смутно представляет себе реальную научную работу, поэтому вместо того, чтобы заниматься чем-то осмысленным, его персонажи, Молодые Ученые, практически без перерыва обсуждают между собой, как непостижима шаровая молния и как трудно ее исследовать. Также регулярно появляется тот или иной Старый Ученый и, прослезясь, мощно задвигает на тему «я потратил всю жизнь на исследования непостижимой шаровой молнии, но так нихрена и не понял, не повторяйте мою ошибку, оооо, как же все это непостижимо, даже подумать страшно, крепитесь, я еще пару страниц буду излагать».

Научная работа в представлении китайского автора выглядит примерно вот так:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В процессе построения математической модели я обнаружил, что, хотя математические способности Линь Юнь не шли ни в какое сравнение с моими, она обладала обширными познаниями в самых разных областях, чего требовал ее род деятельности. Линь Юнь была сильна в компьютерах, поэтому именно она программировала модели. Ее программы предоставляли возможность зрительно увидеть результаты; то есть если математические расчеты оказывались успешными, на экране появлялось трехмерное изображение шаровой молнии, со всеми мельчайшими подробностями, в замедленном виде демонстрирующее высвобождение энергии, в то время как во втором окне в трехмерной координатной сетке отслеживалась ее траектория. По сравнению с сухими таблицами и графиками моих предыдущих программ то, что написала Линь Юнь, получилось не просто нагляднее и эстетичнее: если прежде мне приходилось проводить подробный анализ, отнимающий много времени, чтобы определить, насколько удачной получилась модель, теперь все это автоматически выполнял компьютер. Новое программное обеспечение существенно ускорило нашу работу по созданию теории шаровой молнии. Для того чтобы описать шаровую молнию, можно создать бесчисленное количество математических моделей – главное, нужно построить математически стройную систему, не нарушающую физические законы, которая соберет всю энергию электромагнитного поля в шар, имеющий стабильное состояние, и тем самым будут учтены все известные на настоящий момент характеристики шаровой молнии. Однако добиться этого было не так-то просто. Один астроном как-то сделал любопытное замечание: «Возьмем звезды. Если бы на самом деле они не существовали, было бы проще простого доказать то, что их существование невозможно». То же самое применимо и к шаровой молнии. Осмыслить, каким образом электромагнитные волны, распространяющиеся со скоростью света, можно заключить в такой маленький шар, – от этого можно было сойти с ума. Однако при достаточном терпении, воодушевленно взявшись за безнадежное дело, можно было построить такие математические модели. А вот выдержат ли они экспериментальную проверку – это был уже совершенно другой вопрос, и, сказать по правде, я был практически уверен в том, что все опыты завершатся неудачей. Построенные нами модели учитывали лишь некоторые характеристики шаровой молнии; то, что было упущено в одной модели, оказывалось в другой, но ни одна модель не учитывала сразу все известные характеристики.

Но это все мелочи, а вот когда события переносятся из Китая в новосибирский Академгородок, начинается настоящая жара! Оказывается, обитатели Академгородка в своих пятиэтажках натурально топят ПЕЧКИ. Причем топят исключительно книгами, в коротких перерывах между поглощением очередных бутылей самогона.

Также с интересом узнал, что в СССР «золотое тиснение» на книжных корешках наносилось настоящим золотом :D и смекалистые книголюбы соскабливали его и богатели! А в научных лабораториях (строго засекреченных, конечно) стояли электроды из чистой платины высотой с многоэтажный дом! Крутая была страна, видать.

Короче, бенефис Цысиня в уникальном жанре «крестьянин вещает с профессорской трибуны» продолжается!

Оценка: 3
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Своеобразная вещица. Написано как обычно у Цысиня: увлекательно, но вряд ли очень научно.

Начиная с собственно изложенной в книге модели шаровых молний:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Шаровые молнии как макроскопические электроны в возбужденном состоянии — это конечно оригинальная идея, но едва ли соответствующая реальности.

Если кому интересно, то достаточно подробная модель рождения шаровых молний была опубликована в октябре 2012 года в статье «Birth of ball lightning» J. J. Lowke D. Smith K. E. Nelson R. W. Crompton A. B. Murphy

Ну и он в целом увлёкся (с малым запозданием после американских авторов) идеями макроскопических квантовых явлений, не особенно (по понятным причинам) вдаваясь в детали. Как всегда там есть тема войны, тема смерти и сожаления. Интересно видеть во всём этом китайский взгляд — он отличается от европейского. России там снова отводится место сзади (хотя она составляет там и весьма важную часть научного контекста, в отличие от ее роли в Задаче Трёх Тел), американцам в смысле науки впрочем отводится место не сильно большее. И вообще можно предположить, что книга содержит в себе и политическую позицию Китая в целом — для этого есть основания, если читать внимательно.

И да, инопланетный разум там тоже выглядывает из-за кулис. Но вот как — не буду спойлерить. Думаю, что в следующем году переведут, а может уже и в этом.

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хоу И, его жена Чан Э и шаровая молния

*** Недоумение и вопросы

«Шаровая молния» Лю Цысиня способна возбудить любопытство уже знакомого с его творчеством читателя, но сначала не более чем по инерции. Эта книга в качестве научно-фантастического произведения заметно уступает остальным из цикла «В память о прошлом Земли» по многим (если не всем) параметрам. В ней нет ни «глобальной всеохватности» описываемых времени и пространства, ни контакта с инопланетным разумом, ни меняющихся в зависимости от ситуации земного общества и его этических принципов. Здесь много чего не хватает для того, чтобы присоединение этого отдельного и вполне самостоятельного произведения к законченной и цельной трилогии не выглядело настолько искусственным и противоестественным, не вызывало разочарование при чтении. Само определение «роман» может соответствовать лишь западной классификации, да и то чисто формально. В терминологии Лю Цысиня «Шаровую молнию» можно назвать «макрорассказом», поскольку значимого текста, действия и смысла тут и на добротную повесть в русской традиции не наберётся. Но так ли с ней всё просто, как кажется? Помогает ли её восприятию «инерция» монументальной «В память о прошлом Земли» или, напротив, мешает? Как они связаны между собой? Для чего они объединены в один цикл? Предлагаю обратить внимание на несколько выделенных мной моментов и для начала сделать выводы самостоятельно.

*** Замеченные особенности

Схема «Про что» проста и незамысловата. Есть мальчик, родителей которого на его глазах убило шаровой молнией. Он половину жизни положил на то, чтобы познать и объяснить это явление. Есть девочка, мама которой погибла на войне за Родину, попав под воздействие экспериментального оружия. Теперь эта девочка – военный специалист, готовый нарушить прямой приказ и пожертвовать собой, чем и кем угодно ради возможности создания образцов новейшего вооружения. Мальчик и девочка встретились и некоторое время летели рядом по жизни, как две стрелы, выпущенные в солнце. Мальчик устрашился последствий своих поступков, утратил сосредоточенность на цели, и единое светило тут же распалось перед его глазами на множество золотых трёхногих воронов, угроз, которые он постарался сбить с небосвода ради защиты человечества, подобно мифическому стрелку И, а девочка, не знавшая страха и сомнений, полетела дальше и… нет, не сгорела в солнечном пламени, а исчезла во вспышке. Некоторые люди говорят, что иногда замечают её тень на луне.

Стиль «макрорассказа» можно условно определить как литературную и научно-популяризаторскую «дзен-стрельбу» из лука. Это у нас, европейцев, всегда есть реальные цели: дерево, веточка или листочек, белка или её глаз. Азиатский мастер, обучая ученика, заставит его целиться не во что-то конкретное, а в солнце. Так и тут: один пробует объяснить необъяснимое, другая пытается применить полученные им знания на практике, сам же автор стоит Учителем в сторонке и загадочно улыбается. Мальчик доктор Чэнь и девочка майор Линь уже давно превзошли всех возможных наставников, они стали первыми в своём мастерстве, но сознают, что всё так же далеки от конца избранного ими пути, как и в самом начале. Оба встречают «по дороге» нескольких собственных «двойников», севших на камень у обочины и разуверившихся по той или иной причине, отказавшихся идти дальше, и вступают в диалог с ними. Оба встречают «двойников» друг друга и заводят с ними близкие отношения. Такое ведение сюжета красиво и символично, помогает автору не перегружать двух главных героев, но интересно ли подобное западному читателю, привыкшему к совершенно иной, деятельной и активной, манере повествования? Кроме того, множество вводных сюжетов рвут и без того рыхлое тело «макрорассказа» на части, мешают следить за основным действием.

Структура «Как» выглядит статичной, перегруженной и тяжеловесной. Описаний, рассуждений и воспоминаний в тексте кратно больше, чем динамичных сцен, а модного ныне «экшена» вовсе нет. Казалось бы, даются личные трагедии, война, полевые испытания, вышедшие из-под контроля эксперименты, но преподносится всё это как инсталляция или произведение живописи со множеством мелких деталей. Автор пытается оживить происходящее, привнеся злободневный захват группы младшеклассников террористами, но снова уходит в карамазовскую моральную дилемму «слезинки ребёнка» и малопонятную западной публике «средневековую китайскую живопись». Автор традиционно намекает на любовь мальчика и девочки, усложняет её «треугольниками» в нескольких вариантах, но после отказывается от продолжения любовной линии совсем, понимая её несоответствие формату и масштабу выбранных им героев. Персонажи, действие, интрига – всё здесь получается излишне описательным и, как это ни странно при таком количестве деталей, блёклым. Возможно, в этот раз Лю Цысиню не удалось подстроиться под вкусы и предпочтения европейцев? Или же такой задачи у него вовсе не было, и в этом произведении он ориентировался преимущественно на азиатского читателя, с детства знакомого (помимо всего прочего) с подвигами и судьбой Хоу И, «китайского Геракла», спасшего мир от десяти солнц-воронов, угрожавших сжечь мир, и других чудовищ, но преданного и покинутого собственной женой?

Как и в случае с циклом «В память о прошлом Земли», поражает преемственность Лю Цысиня по отношению к фантастике и научно-популярной литературе СССР и США того же и более позднего периода. Теперь в ход идут климатическое и биологическое оружие, защитные энергетические поля и активная защита, «умная» бронетехника, боевые дельфины, жидкие бомбы и многое другое. Гимн милитаризму доходит почти до восхваления Великой Китайской Армии, но вовремя обрывается самим автором, показавшим также итоги войны и силу других государств. Относительно шаровой молнии использовано всё то немногое, до чего можно было дотянуться по вопросу её существования и объяснения, от галлюцинаций до энергетической формы жизни. Реальные гипотезы, фантазии, мистификации, «жёлтая» пресса, кинематограф… Нет, кажется, лишь прямых литературных заимствований и сенсационных подтверждений мифологических и фэнтезийных вариантов. С одной стороны, есть смелые, истинно научно-фантастические и философские предположения об истинной природе шаровых молний. С другой, всё это, сваленное в одну кучу, выглядит сорочьей коллекцией обрывков и слухов, ловлей мух, молний и духов в одну «коробочку», как в фильме «Охотники за привидениями». После эпизодических появлений родителей Чэня и активного участия Чжэн Минь в сюжете, после двух таинственных фотографий вообще пропадает уверенность в том, что жанр произведения – именно научная фантастика, а не что-то иное, созвучное сюите «Шехерезада» Римского-Корсакова и приключениям арабского Синдбада-морехода.

Настораживает подобное утончённому издевательству почтение, которое вдруг стал оказывать Лю Цысинь Советскому Союзу и которого, заметьте, у него не было в более ранней трилогии. Его послушать, так СССР – это Атлантида, мифическое государство штурмующих небо титанов. Горами ворочали, реки поворачивали, молнии метали, циклопические сооружения возводили, живых существ создавали. До сих пор водку пьют стаканами, а следом садятся за штурвал самолёта и летят в зимнюю тайгу. Почти всё, до чего додумались Чэнь и Линь, уже якобы было открыто советскими учёными в секретных лабораториях и воплощено в масштабе, недоступном «современному» Китаю. Для чего это могло понадобиться самому автору? Что за мифологизация истории Новейшего времени? В тексте прямо говорится о том, что в СССР действовали слишком прямолинейно, грубо и с большим, чем требуется, приложением сил, и потому потерпели неудачу. Эпоха титанов и век героев давно прошли, наступило время обычных людей и кропотливой работы, долгосрочного прогнозирования и непреложной ответственности, интуитивного «восточного метода», простых и дешёвых решений. В сравнении с воплощением той же самой идеи, того же противопоставления Востока и Запада в основных книгах «В память о прошлом Земли», «Шаровая молния» даёт гораздо более упрощённый и местами даже пошлый их вариант.

«Шаровая молния» считается приквелом основной трилогии, но насколько это заявление соответствует действительности? «Точечные» совпадения действительно есть, но без них вполне можно обойтись, и сюжет от этого ничего не потеряет. Избалованная генеральская дочка Линь носит на шее вместо броши инновационный кинжал с «молекулярным» лезвием. Линь и Чэнь пытаются использовать в своих интересах ресурсы зарождающейся программы SETI@home, объединяющей множество личных компьютеров для поиска внеземного разума, но получают решительный отказ от её директора, Нортона Паркера. Есть Динг Йи, но он легко может быть заменён кем угодно, хоть тем же Чэнем, одним из «двойников» которого он и является. Связь софонов и понимания «настоящей» природы шаровых молний примерно того же порядка, что у современных компьютеров и чёток. Лёгкий намёк на присутствие инопланетного наблюдателя при проведении экспериментов не получил развития, по крайней мере в этой книге. Может быть, автор планирует ещё несколько книг, в которых будет сделана более конкретная привязка к «Памяти о прошлом Земли»? Вполне возможно и коммерчески обоснованно. К примеру, будет показано, что лишь вмешательство трисоляриан не позволило земной науке воспользоваться «восточным методом» и совершить очередной качественный скачок в развитии. Судьбы Линь Юнь и её ближайшего «двойника» Чжэн Минь внешне напоминают переход в иное измерение и общий финал трилогии своей метафизичностью, но им опять же недостаёт ни масштаба, ни глубины (если не вспоминать о Чан Э, жене Хоу И, обречённой вечно жить на луне практически в полном одиночестве). Нельзя назвать «Шаровую молнию» и каплей, отражающей океан, поскольку её финальный посыл откровенно романтичен, почти сентиментален: в нём для мальчика Чэня сливаются воедино одинаково прекрасные, смертельно опасные и недостижимые девочка Линь и шаровая молния. Вместо оставленного Чэн Синь зерна для нового цикла бытия – микромира в микровселенной – здесь есть лишь аромат синей розы, которой на самом деле нет, и неизбывная тоска по несбывшейся любви и утраченным возможностям.

*** Предположительные ответы

Как видите, сам факт присоединения «Шаровой молнии» к циклу «В память о прошлом Земли» способен вызвать если не недоумение, то, по крайней мере, целый ряд вопросов. В сравнении с основной трилогией и как часть её эта книга вроде бы проигрывает. Взятая сама по себе, казалось бы, и вовсе сравнению не подлежит. Что задумал сам Лю Цысинь, написав настолько отличающийся по формату и жанру, но одновременно близкий по стилю и духу приквел, остаётся только гадать. Книги трилогии тоже значительно различались между собой, двигаясь от остросюжетного детектива через космооперу к социальной и философской фантастике, но «Шаровая молния» вообще стоит наособицу, обращаясь, пусть ненавязчиво и, я бы сказал, «замаскированно», к мистике вообще и мифологии Китая в частности. Явления Чжэн Минь, родителей Чэня и Линь Юнь наукообразно объясняются, но отношение к ним персонажей остаётся таким же, как к призракам близких и возлюбленных в произведениях готики и романтизма. Внешне, в самом тексте, всякая связь с мифами прямо отрицается, как, например, сходство видимого невооружённым глазом ядра макроатома с китайским драконом. При этом мифологизацию Советского Союза нельзя не заметить, а от внутреннего созвучия пары главных героев «Шаровой молнии» с Чан Э и Хоу И отмахнуться будет так же сложно, как от присутствия философии Лао-цзы в основной трилогии. Рискну предположить, что Лю Цысинь написал приквел в качестве запоздавшего эпиграфа ко всему циклу «В память о прошлом Земли», подводя читателя к его основной идее, к осознанию главных мифов Новейшего времени: истории и науке. При использовании такого ключа все четыре книги выстраиваются в единую систему и становятся чуть более понятными. К примеру, возникает параллелизм мира Трисоляриса и появления на небе десяти солнц в китайском мифе о Хоу И, образов доктора Чэня и Ло Цзи, Линь Юнь и Е Вэньцзе, даётся ещё несколько вариантов «деяния» и «недеяния», а также их последствий.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая мысль при взгляде на книгу: почему же раньше никто не додумался?! В самом деле, сколько-нибудь удовлетворительная теоретическая модель шаровой молнии пока так и не создана, свойства ее по-прежнему остаются загадкой, воспроизвести явление в экспериментах не удается – да ведь это просто идеальная почва для фантастики, есть где разгуляться воображению, пиши – не хочу. Но почему-то фантастических произведений о шаровых молниях, где раскрытие их загадки составляло бы основу книги, как не было, так и нет. (Поправьте, если ошибаюсь, – во всяком случае, лично я таких не знаю.) Один только Лю Цысинь постарался – честь и хвала ему за это.

В целом «Шаровая молния» напоминает «Задачу трех тел» и ее продолжения. Написано суховато, но кое-где, наоборот, излишне красочно и драматично. Персонажи – в основном такие же бесплотные и непредставимые «абстрактные схемы – носители идей», как и в «Задаче трех тел», однако среди них имеются и вполне убедительные фигуры – в первую очередь это гениальный, но чудаковатый физик Динг Йи. А воинственная девушка Линь Юнь выписана, пожалуй, даже чересчур ярко. В своем стремлении представить ее как можно красочнее автор как-то переходит за грань достоверности. В начале книги Линь Юнь читает романтические стихи и играет Римского-Корсакова ночью в пустом ресторане при свечах, а в конце превращается в бездушный автомат, одержимый идеей создания нового оружия и на своем пути не останавливающийся ни перед чем, даже перед жертвами

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и собственной гибелью.
Короче говоря, по мере наслоения различных деталей персонаж Линь Юнь, быстро достигая точки максимальной достоверности, незаметно преодолевает ее, и после этого все новое, что мы узнаем, начинает эту достоверность только снижать до степени полного неправдоподобия.

Еще «Шаровая молния» полностью сходна с трисолярианской трилогией своей мрачной атмосферой. Тоски, безысходности, смертей и ужасов здесь хватает – и даже там, где можно было бы, как мне кажется, без всего этого обойтись. Зачем, к примеру, нужен был подчеркнуто унылый русский эпизод с отчетливым привкусом «развесистой клюквы»: перестройка, водка, самогон, тулупы, обшарпанная пятиэтажка, древний «кукурузник», секретная подземная лаборатория времен холодной войны? Если уж писать такое, то хотя бы обращая внимание на детали правдоподобия ради. Откуда Лю взял, что в пятиэтажках печное отопление? И как можно топить печку керосином? Я уже не говорю о совершенно несусветном для стандартного дома номере квартиры – 561. В общем, «дьявол обитает в мелочах», как обычно. А главное, в дальнейшем, если не считать пары упоминаний вскользь, ни лаборатория 3141, ни ее бывшие работники в книге не появляются и на события никак не влияют.

Еще, как и в случае с «Задачей трех тел», уж как-то слишком вольно для настоящей «твердой» фантастики Лю обращается с законами физики. Я не имею здесь в виду элементарные частицы размером с футбольный мяч – это, как-никак, основное фантастическое допущение, без которого книги попросту не было бы. Но вот почему макроэлектрон – шар, а ядро макроатома – струна? И если эта струна элементарна, как утверждает физик Динг Йи, то где же в ее составе протоны и нейтроны, кварки и глюоны, которые он сам упоминал, рассказывая свой пророческий сон? Далее, квантово-механическую роль наблюдателя Лю представляет, буквально интерпретируя знаменитый негодующий вопрос Эйнштейна: «Что же, Луна не существует, пока на нее никто не смотрит?» Эйнштейн выразился образно, его оппоненты под предводительством Нильса Бора прекрасно понимали, что он имел в виду. А вот в «Шаровой молнии» буквальное толкование этой фразы выразилось в рассуждениях Динг Йи о различных коллапсах волновой функции в присутствии «сильных» (разумных) и «слабых» (неодушевленных или неразумных) наблюдателей и тому подобных вещах. Это, знаете ли, отдает уже не фантастикой, а откровенной мистикой, особенно когда Динг Йи многозначительно указывает рукой на небо – мол, оттуда тоже наблюдают…

А вот еще одна идея

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– о квантовом мире и квантовых людях –
так и не раскрыта до конца, хотя намеков и отсылок на нее в тексте более чем достаточно. Закончив чтение, я почувствовал себя обманутым: сколько подчеркнуто таинственных случаев было упомянуто и подробно описано (есть даже отдельные главы: «Первый странный феномен», «Второй странный феномен» и т. д.), а в конце оказалось, что разъяснения им как не было, так и нет – разве что отдельные туманные фразы Динг Йи, которые можно толковать и так, и этак. Вот и гадаю: то ли Лю Цысинь здесь перемудрил, замыслив слишком сложную гипотезу и не сумев ее хорошо передать, то ли намеренно недомудрил, оставляя себе возможность написать когда-нибудь продолжение «Шаровой молнии»?..

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Ключ к замечательной жизни — это завораживающая страсть к чему бы то ни было.»

«В природе необычное на самом деле является лишь еще одним проявлением нормального.»

«Когда ты превращаешься в макрочастицу, находящуюся в квантовом состоянии, понять законы мироздания становится гораздо проще.»

Восхитительное явление природы под названием Шаровая Молния уже долгие годы является одной из ярких загадок планеты Земля. Вопросы о природе ее возникновения, протекании и способах искусственного получения до сих пор остаются открытыми. Я очень надеялась, что в этой книге автор немного приоткроет завесу тайн, окружающих этот феномен, и по-своему постарается ответить на вопрос: каким образом электромагнитные волны, распространяющиеся со скоростью света, можно заключить в такой необычный шар. Однако то, что я прочитала здесь, превзошло мои самые смелые ожидания. Непреодолимая страсть людей стать чуть ближе к познанию законов природы и вечная погоня мировых держав за новым видом оружия — вот две фундаментальные темы, ставшие основой романа. Чтение этой книги оказалось не только невероятно увлекательным, но еще и очень познавательным.  

«На самом деле красоту предмета можно полностью отделить от его практического предназначения.»

Книги жанра «Научная фантастика» обычно предполагают, что читатель должен иметь определенную базу знаний из области физики и математики, чтобы понять суть произведения. Роман Лю Цысиня меня приятно удивил отсутствием зубодробительных понятий и определений со ссылками на малознакомые и узконаправленные теории. Поэтому, если для вас квантовая, ядерная и атомная физика — темный лес, а физические законы макромира и корпускулярно-волновая теория — непонятные слова, то НИЧЕГО страшного в этом нет! Несмотря на то, что все вышеупомянутое является основой этой истории, вы можете абсолютно спокойно начинать ее читать. Автор рассказал все происходящее очень доступным языком, выстраивая сюжет таким образом, что появляющиеся специфические термины сразу объясняются посредством диалогов или описаний деталей событий. Слог повествования оказался мягким, поэтичный и в то же время ярким, пикантно приправленным китайской философией. Я не ожидала, что у него получится так красиво и наглядно описать это молниеносное явление. Изобразить подобное в словах способен только человек, влюбленный в упомянутое природное великолепие. Мне иногда казалось, что молнии являются негласными участниками всего инженерного торжества книги: их загадочные свойства избирательности интриговали, появление на страницах восхищало яркостью красок, а разрушительные воздействия ужасали своими масштабами. И эта зрелищность вызывала восторг не только у книжных участников экспериментов, но и у читателей.

«От искр, сверкающих на крышах, у меня мурашки по спине бегали. Гром практически сразу же следовал за вспышкой, от оглушительного грохота содрогались все клетки тела, и казалось, что гора под ногами вот-вот расколется на мелкие кусочки, а смятенная душа в ужасе металась между ослепительными зигзагами, не ведая, где укрыться…»

Где-то примерно на середине книги я вообще потеряла грань между тем, что есть в официальной науке и тем, что нафантазировал автор. Все было настолько правдоподобно, что я верила каждому слову. Весь роман, образно говоря, представлял собой один большой страшный эксперимент, состоящий из разных стадий. Придя к конечному результату одних опытов, мы практически сразу внедрялись в очередные головоломные рассуждения, подготавливая почву для нового научного прыжка. Другими словами, наблюдая за всеми этими увлекательным учеными трюками, я просто не заметила наступивший финал. Хотя сюжет, на мой взгляд, был не без недостатков. Впечатление немного подпортило появление главы с родимой Сибирью. Конечно, медведей с балалайками я не дождалась, но уж лучше были бы они. В действительности же роман «украсили» новосибирские ученые, выживающие на белом свете за счет врожденной смекалки, цистернами употребляющие горячительные напитки (видимо, за счет чего-то тоже врожденного) и прогревающие свое полуголодное существование керосинками (иногда бюджетно сжигая в них книги). Уважаемый, Лю Цысинь, зачем все это? Я понимаю, что жанр — фантастика, но не настолько же!

«В Сибири стопроцентная гарантия — еще не обязательно хорошо. Порой ты прилетаешь к месту назначения и выясняешь, что лучше было бы упасть на полпути.»

На фоне описанных переливающихся молний, макромиров и сумасшедших достижений науки образы главных действующих лиц оказались совсем тусклыми и невыразительными. Автор очень правильно поместил в начало книги невероятно трагическую прелюдию, рассказывающую о печальной грозовой ночи, ставшей точкой отсчета самостоятельной жизни подростка. Не будь этой мини-главы в тексте, я про главного героя и не вспомнила бы, закрывая книгу. Героиня тоже удручала. Более боевой девчонки я не встречала на страницах книг. Это тот редкий случай, когда у женщины напрочь отсутствовал инстинкт самосохранения, и она готова была сунуть голову в пасть любой проплывающей мимо опасности. А если таковой не было, значит создать ее и прыгнуть во имя родины в эту скверну, забрав с собой для порядка еще пару десятков ничего не подозревающих жертв. В общем, я так до конца и не смогла проникнуться таким отчаянным патриотизмом. Все было объяснимо, но даже глава-исповедь в финале не смогла возродить мою симпатию к этой героине. Одни герои были движимы манией узнать строение Вселенной, другие одержимы страстью к оружию. Думаю, самым интересным персонажем оказался взбалмошный ученый, которого, увы, было очень мало.

«С точки зрения физики форма движения материи, известная как жизнь, ничем не отличается от любых других движений материи. Никаких новых физических законов в жизни нет, поэтому для меня смерть человека и таяние кубика льда по сути одно и то же.»

Несмотря ни на что, я осталась под большим впечатлением от прочитанного. Еще надолго сохранятся в памяти эмоционально сильные эпизоды: нарисованная пеплом людских тел абстрактная картина, невидимый «пузырь» чарующего явления с шахматной доской позади, электрическая дуга в ночном небе, и могучая сила, за долю секунды превратившая бо́льшую часть страны в дремучее первобытное состояние. Мне очень понравилось, как автор продемонстрировал корпускулярно-волновой дуализм на примере физических объектов, превратив физику в мистику. Это было что-то невероятное! Книга заставила в очередной раз задуматься над вопросом: сможем ли мы (люди разумные) когда-нибудь раскрыть мало-мальски доступные нам загадки матушки-Природы? Ведь, как бы великие умы не стремились познать ее тайны, она так и остается для всех нас прекрасным непостижимым, всегда находящаяся на одну ступеньку выше нашего понимания. Глядя на окружающий мир, постоянно меняющий свое многообразие, трудно поверить в то, что человечество сможет втиснуть его яркие явления в непрочные границы математических уравнений.

«Каждый лист за окном показывает, какой наивной и бессильной является наука». (с)

Альберт Эйнштейн

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительный писатель этот Лю Цысинь. Один его опус (точнее, трилогия) полностью разрушил мои представления о разумной внеземной жизни. Дошло до того, что некогда любимые книги стали скучны, как детские комиксы, а фантастические фильмы на ту же тематику уже сложно смотреть без иронической ухмылки. Едва я отошел от стресса — на тебе! «Шаровая молния» бабахнула по голове, разнося в щепки мои прежние внутренние постулаты о макро- и микромире!

С литературной точки зрения роман тянет на «четыре с минусом». Может, переводчик попался не самый лучший, может автор не слишком старался. Резанули замшелые стереотипы о повальном алкоголизме среди персонажей — наших соотечественников, причем, если в европейской или американской литературе они выглядят смешно, то в «Шаровой молнии» — откровенно глупо. К чтению рекомендую.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хотел бы предупредить всех тех, кто как и я, решил начать знакомство с известным китайским фантастом с «Шаровой молнии». Книга — откровенно плохая. Повествование бросает из стороны в сторону, герои не вызывают сопереживания, события не последовательны и повторяющиеся. Присутствует до ужаса много стереотипных клише (типа посмотрел в глаза, в глазах стояли слезы, оба пафосно молчали, героические жертвы и бессмысленные речи).

Фантазия на уровне школьника, только что посетившего лекцию Ландау или Хокинга, и под впечатлениями написавшего художественное сочинение на тему квантовой механики. В книге множество ненужных разговоров и диалогов (наверное процентов 80), от которых хочется спать. Мотивация персонажей просто смешная и неправдоподобная, герои книги выглядят какими-то мультяшными клоунами.

Я бы никогда не осилил эту книгу, если бы не аудиокнига.

Не знаю буду ли когда-нибудь еще читать Цысиня, это реально было мученичество с отвратительным послевкусием.

И кстати в произведении отсутствует какая-либо глубина. Я так понял автор пытался зачерпнуть что-то подобное тому, как это делает Воннегут в «Колыбели для кошки», но вышло неуклюже, карикатурно и примитивно.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странный писатель. Странные романы. Однозначно нельзя сказать. Есть большие плюсы и минусы.

Плюсы.

1. Твердая НФ сейчас большая редкость. Получить посылку с твердой НФ из Китая — вдвойне интересно.

2. Очень смелые фантастические допущения и смелые идеи.

3. Автор хорошо умеет заинтриговать. Научный поиск описан так, словно приключенческий роман читаешь. Хорошо проработан сюжет, где надо расставлены интриги, ничто не забыто, все потом разобрано.

Минусы.

1. Герои словно не живые. Не смотря на то, что они тоскуют и регулярно напиваются, сочувствия к ним нет. Как нет например сочувствия к стиральной машине. Удивляет полная асексуальность героев.

2. Поездка в Россию страшна своей полной недостоверностью. Не хватало только медведей с балалайками. Русскому надо было, приняв бутылку водки, лететь на самолёте в буран на запрошенную базу, чтобы только проиллюстрировать свой рассказ. Может и китайская история столь же недостоверна, как сибирская?

3. Я не физик. Про квантовую механику — знания на уровне популярных книжек. Все эти НФ-идеи выглядят очень натянуто и недостоверно. Суперпозиция квантовых состояний в макромире не получила никаких интепретаций. Квантовая роза в конце — это вообще не понятно что.

Вывод. Ознакомится с книгой было очень интересно. Достойна внимания для любителей фантастики. Шедевром не является.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот тут, чуть ниже в ленте отзывов: «...нашел тонкий баланс между твердой фантастикой и увлекательным повествованием без скатывания в занудство и скуку. Отличная книга, которая понравится всем поклонникам цикла «В память о прошлом Земли»...».

Увы и ах. Мне, вот — НЕ понравилось. Хотя «законные» три тома цикла — оценил сразу же, и без сомнений (легко можно проверить по имеющимся отзывам). И насчёт «скатывания в занудство и скуку» — таки да, имеет место быть.

Книжка — «в общем и целом» читабельна, НО — выказывает три существенных недостатка:

1. Неоправданно мрачная атмосфера. По сравнению с Тёмным лесом», например — НИЧЕМ не оправданная. Какой-то логический затык.

2. Полная потеря темпа и драйва во второй части текста. Как будто лень стало автору до конца доводить дело, или — тупо, устал.

3. Плюхи в «русской» нише. Лютые, неприкрытые плюхи. Как у Роулинг. Но там, пардон, сказка (причём наигрыш и не скрывается), а — здесь-то?

Короче — увы и ах, однако

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это произведение является мега-, гипер-, сверх НАУЧНОЙ фантастикой. Прям вот совсем фантастикой о науке.

Слишком все перегружено описанием теории, методологии исследования и создания нового оружия на основе шаровых молний...

А потом пошел вал открытий и создания нового оружия. И опять все перегружено наукой...

Минимум динамики. Минимум чего-то интересного и захватывающего.

Голая научная фантастика...

PS я гуманитарий, так что «физиков» прошу не кидаться в меня файерболами, упрекая в том, что описываемое в романе ненаучно...

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Подобно Красному марсу К.С. Робинсона, эта книга прямо просится в жанр янг эдалпт. По одной простой причине. Тексту присуща некоторая степень наивности и заштампованности. Кстати начет штампов. Штампы штампами, но сцена когда русский ученый бухает с двумя главными героями показалась мне не такой уж и отталкивающей… Хотя по части «побухать» в тексте явный перебор.

Что касается моих впечатлений от романа, то он мне понравился. Хоть и видно что это всего лишь дополнение к чему-то большему, в частности к трилогии «В память о прошлом земли». Это ощущается по тексту. Чересчур быстро роман скачет галопом по Европам, особо не вникая вглубь происходящих событий. Что за напряженность царит в мире, что за война, кто конкретно противники, какая вообще картина этого мира… Не до конца автор все это объясняет.

7/10. Но это хорошая семерка. Я получил удовольствие, хоть и ощущалась некая чуждость текста. Все же автор китаец живущий в Китае, и явно ощущалось что писалось это прежде всего для своих соотечественников. А европейский менталитет (а мы все же ближе к европейцам, несмотря на все попытки утверждать обратное) он отличается от китайского. Ну и плюс, я ощущал некую завуалированность.. Все же чувствовалось что автор немного сгладил то, как обстоят дела в Китае на самом деле. (все это напускное человеколюбие, демократия и пр..)

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман мне понравился. В некотором смысле виден прогресс по сравнению с циклом о трисолярианах. Герои прописаны лучше, нетт дурацкой масс-психологии Китая, спроецированной на весь мир (как, скажем, было в романе «Темный лес»). Сюжет заинтриговал и поддерживал интерес на протяжении всей книги. Кроме того, почти нет невыстреливших ружей.

С другой стороны, некоторые физические выкладки довольно натянуты. Одной из самых сумбурных я бы назвал идею квантовой запутанности макроатомов. Наблюдатель у Лю Цысиня — это именно что наблюдатель, то есть тот, кто наблюдает. При этом наблюдателем может быть бездушная камера, но не может быть животное. Даже если принять идею, что наблюдатель должен обладать некой «силой», совершенно не понятно, почему датчики и сенсоры тоже выводят макроэлектроны из состояния неопределенности. Также были намеки, что если отбросить зрение, то остальные органы чувств никак не помогают фиксировать положение объекта (а это уже кажется мне ну уж очень сильным допущением — если герои слышали козу, то теоретически они уже «воплотили» ее). Впрочем, в квантовой физике я явно разбираюсь хуже автора, так что неважно. Главное, книга понравилась.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если «Эпоха сверхновой» Лю Цысиня это пример мягкой научной фантастики, то «Шаровая молния» — истинно твёрдая НФ. Что не понравилось и там и там — батальные сцены (это на любителя).

На первый взгляд кажется, что это что-то скучное. Что может быть так уж интересного в книге об изучении шаровой молнии? Но, зная, на что способен Лю Цысинь, можно быть уверенным, что он обыгрывает эту тему оригинально. Местами роман действительно не сильно впечатляет — твёрдая научная фантастика ближнего прицела, с описаниями различных технических установок по изучению молний и описаниями военной техники. Но когда появляются эффекты квантовой физики и мистические феномены — становится интересно.

Самая лучшая фантастика это та, про которую думаешь «почему же никто не додумался до этого раньше?», и Лю Цысинь пишет именно такую.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Во время чтения было ощущение, что я старшеклассник, смотрящий полнометражку-аниме. Интересное начало, провисающая середина и драматический финал + гротеск в описании жизни ученых-военных-русских. Но читается легко, этого не отнять. Будь мне 17-18 лет — очень бы понравилось + ринулся бы штудировать после чтения научпоп по физике (в этом контексте книга весьма даже полезна).

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман интересный, читается легко, затягивает, но лично мне он показался несколько «пустоват» и « простоват».

«Пустоват» — конечно, у каждого писателя свой стиль изложения и порой нужно время, чтобы приспособиться к нему. В данном случае, изложение мне показалось несколько суховатым, мне не хватило красок, деталей, описаний.

«Простовато» — как-то все у них очень просто, нужно сделать сеть из миллиона компьютеров — нет проблем, нужно сломать сервер — пара часов и готово, нужна изоляция — пожалуйста, на складе десять бочек, железяка какая-то требуется, так она на соседнем полигоне лежит...

Есть и внутренние противоречия, несуразности:

- В одном случае воздух не оказывает влияние на полет молнии, в другом случае чтобы ее поймать надо очень быстро поднести электрод иначе ее сдует ветром.

- С одной стороны разогнанный грозовой шар летит прямо к цели, так как на него не действует воздух атмосферы, с другой стороны он летит со свистом и оставляет ионизированный след, что явно говорит о взаимодействии, а значит воздух действует на шары, как на обычные объекты в атмосфере.

- Макроэлектрон выглядит слишком примитивно — прозрачный шар с фиксированным диаметром и явно видимой «твердой» границей. Откуда эта граница? Как он действует на «обычные» фотоны чтобы она появилась?

- Совершенно непонятно, как макроэлектрон может попасть по обычному электроду в аккумулятор, а потом выйти оттуда сохраняя свою структуру.

- Принцип неопределенности для макрообъектов на открытой площадке, в лесу, выглядит комично, как и некоторые другие моменты.

Но роман, безусловно, следует прочитать. По крайней мере я это сделал с удовольствием!

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх