FantLab ru

Лю Цысинь «Шаровая молния»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.43
Голосов:
344
Моя оценка:
-

подробнее

Шаровая молния

球状闪电

Роман, год; цикл «Воспоминания о прошлом Земли»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Шаровая молния — одно из самых загадочных явлений природы. Ее странные свойства привлекают интерес исследователей уже не первое столетие. Но, несмотря на все усилия, пока шаровая молния по-прежнему хранит свой секрет.

И вот в погоне за разгадкой этого секрета объединяют свои усилия три человека. Метеоролог доктор Чэнь таким способом «мстит» страшному огненному шару за погибших родителей. Физик Динг Йи видит в этой работе возможность применить на практике одну из своих сенсационных гипотез. А майор китайской армии Линь Юнь мечтает о создании оружия на основе шаровой молнии...

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2019 // Научная фантастика (850 голосов)

Похожие произведения:

 

 


Шаровая молния
2019 г.

Аудиокниги:

Шаровая молния
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Ball Lightning
2018 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 



Рецензии



— ХельгиИнгварссон: Хоу И, его жена Чан Э и шаровая молния 2020-02-09 34 (4)

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Ключ к замечательной жизни — это завораживающая страсть к чему бы то ни было.»

«В природе необычное на самом деле является лишь еще одним проявлением нормального.»

«Когда ты превращаешься в макрочастицу, находящуюся в квантовом состоянии, понять законы мироздания становится гораздо проще.»

Восхитительное явление природы под названием Шаровая Молния уже долгие годы является одной из ярких загадок планеты Земля. Вопросы о природе ее возникновения, протекании и способах искусственного получения до сих пор остаются открытыми. Я очень надеялась, что в этой книге автор немного приоткроет завесу тайн, окружающих этот феномен, и по-своему постарается ответить на вопрос: каким образом электромагнитные волны, распространяющиеся со скоростью света, можно заключить в такой необычный шар. Однако то, что я прочитала здесь, превзошло мои самые смелые ожидания. Непреодолимая страсть людей стать чуть ближе к познанию законов природы и вечная погоня мировых держав за новым видом оружия — вот две фундаментальные темы, ставшие основой романа. Чтение этой книги оказалось не только невероятно увлекательным, но еще и очень познавательным.  

«На самом деле красоту предмета можно полностью отделить от его практического предназначения.»

Книги жанра «Научная фантастика» обычно предполагают, что читатель должен иметь определенную базу знаний из области физики и математики, чтобы понять суть произведения. Роман Лю Цысиня меня приятно удивил отсутствием зубодробительных понятий и определений со ссылками на малознакомые и узконаправленные теории. Поэтому, если для вас квантовая, ядерная и атомная физика — темный лес, а физические законы макромира и корпускулярно-волновая теория — непонятные слова, то НИЧЕГО страшного в этом нет! Несмотря на то, что все вышеупомянутое является основой этой истории, вы можете абсолютно спокойно начинать ее читать. Автор рассказал все происходящее очень доступным языком, выстраивая сюжет таким образом, что появляющиеся специфические термины сразу объясняются посредством диалогов или описаний деталей событий. Слог повествования оказался мягким, поэтичный и в то же время ярким, пикантно приправленным китайской философией. Я не ожидала, что у него получится так красиво и наглядно описать это молниеносное явление. Изобразить подобное в словах способен только человек, влюбленный в упомянутое природное великолепие. Мне иногда казалось, что молнии являются негласными участниками всего инженерного торжества книги: их загадочные свойства избирательности интриговали, появление на страницах восхищало яркостью красок, а разрушительные воздействия ужасали своими масштабами. И эта зрелищность вызывала восторг не только у книжных участников экспериментов, но и у читателей.

«От искр, сверкающих на крышах, у меня мурашки по спине бегали. Гром практически сразу же следовал за вспышкой, от оглушительного грохота содрогались все клетки тела, и казалось, что гора под ногами вот-вот расколется на мелкие кусочки, а смятенная душа в ужасе металась между ослепительными зигзагами, не ведая, где укрыться…»

Где-то примерно на середине книги я вообще потеряла грань между тем, что есть в официальной науке и тем, что нафантазировал автор. Все было настолько правдоподобно, что я верила каждому слову. Весь роман, образно говоря, представлял собой один большой страшный эксперимент, состоящий из разных стадий. Придя к конечному результату одних опытов, мы практически сразу внедрялись в очередные головоломные рассуждения, подготавливая почву для нового научного прыжка. Другими словами, наблюдая за всеми этими увлекательным учеными трюками, я просто не заметила наступивший финал. Хотя сюжет, на мой взгляд, был не без недостатков. Впечатление немного подпортило появление главы с родимой Сибирью. Конечно, медведей с балалайками я не дождалась, но уж лучше были бы они. В действительности же роман «украсили» новосибирские ученые, выживающие на белом свете за счет врожденной смекалки, цистернами употребляющие горячительные напитки (видимо, за счет чего-то тоже врожденного) и прогревающие свое полуголодное существование керосинками (иногда бюджетно сжигая в них книги). Уважаемый, Лю Цысинь, зачем все это? Я понимаю, что жанр — фантастика, но не настолько же!

«В Сибири стопроцентная гарантия — еще не обязательно хорошо. Порой ты прилетаешь к месту назначения и выясняешь, что лучше было бы упасть на полпути.»

На фоне описанных переливающихся молний, макромиров и сумасшедших достижений науки образы главных действующих лиц оказались совсем тусклыми и невыразительными. Автор очень правильно поместил в начало книги невероятно трагическую прелюдию, рассказывающую о печальной грозовой ночи, ставшей точкой отсчета самостоятельной жизни подростка. Не будь этой мини-главы в тексте, я про главного героя и не вспомнила бы, закрывая книгу. Героиня тоже удручала. Более боевой девчонки я не встречала на страницах книг. Это тот редкий случай, когда у женщины напрочь отсутствовал инстинкт самосохранения, и она готова была сунуть голову в пасть любой проплывающей мимо опасности. А если таковой не было, значит создать ее и прыгнуть во имя родины в эту скверну, забрав с собой для порядка еще пару десятков ничего не подозревающих жертв. В общем, я так до конца и не смогла проникнуться таким отчаянным патриотизмом. Все было объяснимо, но даже глава-исповедь в финале не смогла возродить мою симпатию к этой героине. Одни герои были движимы манией узнать строение Вселенной, другие одержимы страстью к оружию. Думаю, самым интересным персонажем оказался взбалмошный ученый, которого, увы, было очень мало.

«С точки зрения физики форма движения материи, известная как жизнь, ничем не отличается от любых других движений материи. Никаких новых физических законов в жизни нет, поэтому для меня смерть человека и таяние кубика льда по сути одно и то же.»

Несмотря ни на что, я осталась под большим впечатлением от прочитанного. Еще надолго сохранятся в памяти эмоционально сильные эпизоды: нарисованная пеплом людских тел абстрактная картина, невидимый «пузырь» чарующего явления с шахматной доской позади, электрическая дуга в ночном небе, и могучая сила, за долю секунды превратившая бо́льшую часть страны в дремучее первобытное состояние. Мне очень понравилось, как автор продемонстрировал корпускулярно-волновой дуализм на примере физических объектов, превратив физику в мистику. Это было что-то невероятное! Книга заставила в очередной раз задуматься над вопросом: сможем ли мы (люди разумные) когда-нибудь раскрыть мало-мальски доступные нам загадки матушки-Природы? Ведь, как бы великие умы не стремились познать ее тайны, она так и остается для всех нас прекрасным непостижимым, всегда находящаяся на одну ступеньку выше нашего понимания. Глядя на окружающий мир, постоянно меняющий свое многообразие, трудно поверить в то, что человечество сможет втиснуть его яркие явления в непрочные границы математических уравнений.

«Каждый лист за окном показывает, какой наивной и бессильной является наука». (с)

Альберт Эйнштейн

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительный писатель этот Лю Цысинь. Один его опус (точнее, трилогия) полностью разрушил мои представления о разумной внеземной жизни. Дошло до того, что некогда любимые книги стали скучны, как детские комиксы, а фантастические фильмы на ту же тематику уже сложно смотреть без иронической ухмылки. Едва я отошел от стресса — на тебе! «Шаровая молния» бабахнула по голове, разнося в щепки мои прежние внутренние постулаты о макро- и микромире!

С литературной точки зрения роман тянет на «четыре с минусом». Может, переводчик попался не самый лучший, может автор не слишком старался. Резанули замшелые стереотипы о повальном алкоголизме среди персонажей — наших соотечественников, причем, если в европейской или американской литературе они выглядят смешно, то в «Шаровой молнии» — откровенно глупо. К чтению рекомендую.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман мне понравился. В некотором смысле виден прогресс по сравнению с циклом о трисолярианах. Герои прописаны лучше, нетт дурацкой масс-психологии Китая, спроецированной на весь мир (как, скажем, было в романе «Темный лес»). Сюжет заинтриговал и поддерживал интерес на протяжении всей книги. Кроме того, почти нет невыстреливших ружей.

С другой стороны, некоторые физические выкладки довольно натянуты. Одной из самых сумбурных я бы назвал идею квантовой запутанности макроатомов. Наблюдатель у Лю Цысиня — это именно что наблюдатель, то есть тот, кто наблюдает. При этом наблюдателем может быть бездушная камера, но не может быть животное. Даже если принять идею, что наблюдатель должен обладать некой «силой», совершенно не понятно, почему датчики и сенсоры тоже выводят макроэлектроны из состояния неопределенности. Также были намеки, что если отбросить зрение, то остальные органы чувств никак не помогают фиксировать положение объекта (а это уже кажется мне ну уж очень сильным допущением — если герои слышали козу, то теоретически они уже «воплотили» ее). Впрочем, в квантовой физике я явно разбираюсь хуже автора, так что неважно. Главное, книга понравилась.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сравнение было неминуемо с «Задачей трех тел» если бы не прочитал сначала комментарии. Они то и снизили ожидание от романа. Но Шаровая молния увлекла. Читая, возникли ассоциации с Айзеком Азимовым и Артуром Кларком. Не с их произведениями, а их отношениям к науке и ученым. И немного к стилю повествования. Неторопливому, «диалоговому», подробному. Преданность науке главного героя вызывает зависть и уважение. А мастерство автора раскрывать характеры героев в совокупности со стилем изложения сделали книгу цельной. Сам роман оставил отличное впечатление. Спустя время, да и забыв некоторые сюжетные линии, имена, впечатление все еще сильно.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная книга, начиная от завязки сюжета, развития событий, неожиданных поворотов, и заканчивая развязкой. Предугадать концовку невозможно.

Я получил огромное удовольствие от качественной фантастики, наверное, потому не ожидал, что китайцы могут такое написать. Приятный сюрприз, когда не ждал ничего особенного. По стилю Шаровая молния похожа на американскую фантастику 60-70-х, как по мне. Рекомендую всем тем, кто любит НФ, может немного наивная фантастика, но цепляет с первых страниц и читается очень легко.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Шаровая молния» это нетривиальные научные гипотезы, интересный сюжет и просто еще одна отличная научно-фантастическая история от самого популярного фантаста Китая.

Я считаю, в фантастике осталось очень мало авторов умеющих толково писать в жанре «твердой» научной фантастики. Большинство авторов почему-то считает, что преуспеть в этом жанре можно только написав книгу размером с кирпич, кучей сомнительных научных идей, множеством второстепенных персонажей с подробнейшей биографией, но без какого либо влияния на сюжет, моральных страданий героев и затянутым до скрипа зубов сюжетом. И желательно что бы это читалось очень тяжело и нудно. Короче, чем больше страданий для читателя, тем лучше.

Лю Цысинь один из немногих фантастов, который нашел тонкий баланс между твердой фантастикой и увлекательным повествованием без скатывания в занудство и скуку. «Шаровая молния» — отличная книга, которая понравится всем поклонникам цикла «В память о прошлом Земли».

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если «Эпоха сверхновой» Лю Цысиня это пример мягкой научной фантастики, то «Шаровая молния» — истинно твёрдая НФ. Что не понравилось и там и там — батальные сцены (это на любителя).

На первый взгляд кажется, что это что-то скучное. Что может быть так уж интересного в книге об изучении шаровой молнии? Но, зная, на что способен Лю Цысинь, можно быть уверенным, что он обыгрывает эту тему оригинально. Местами роман действительно не сильно впечатляет — твёрдая научная фантастика ближнего прицела, с описаниями различных технических установок по изучению молний и описаниями военной техники. Но когда появляются эффекты квантовой физики и мистические феномены — становится интересно.

Самая лучшая фантастика это та, про которую думаешь «почему же никто не додумался до этого раньше?», и Лю Цысинь пишет именно такую.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман твёрдой научной фантастики, написанный так бережно и мягко для восприятия простого читателя, что его усвоение происходит без каких бы то ни было напряжений.

Безусловно, напрашиваются сами собой сравнения с глобальной цисиньевской трилогией: по части масштабности «Молния» безусловно ей уступает. А так — тот же деликатный стиль повествования, оберегающий читателя от излишнего нервоза вследствие непонятностей, — все плавно и мягко объясняется, доходчиво и по делу.

Герои, несмотря на некую наивность, заштампованность и шаблонность, тем не менее, отлично проработаны и понятны.

Основная идея и фантастическая теория, на которых построен роман, оригинальны. Нельзя сказать, что сюжет держит в полной неотрывности от книги, — но довольно увлекателен.

Роман как обычно наполнен драматизмом, в нём ожидаемо присутствуют размышления автора через диалоги, мысли и поступки героев на социально-философские темы.

Несмотря на то, что роман не является особенно ярким, он достаточно содержателен, для того, чтобы вынести из него нечто полезное для себя.

Потому рекомендую его к прочтению.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, наиболее «европейский» роман Лю. В отличии от поздних романов цикла, автор оперирует здесь именно персонажами героев произведения, а не массами и коллективами.

Сюжетная интрига захватывающая, и традиционная для Лю. Автор берёт некое загадочное явление, (в данном случае шаровую молнию, разумеется), и начинает раскручивать сюжет романа вокруг поисков решения, разгадки и последствий этой разгадки. И тут уж для автора небеса – не предел. Лю не пугают ни догмы современной науки, ни традиционные пределы фантазии. Здесь роман перестаёт быть европейским, мы встречаем непривычные и неожиданные идеи и размах фантазии.

К сожалению, неумение вовремя остановиться, в конкретном романе подводит автора. Лю явно не знает, как завершить интригу. НФ, к финалу, переходит в мистику, выпадает из жанра, роман теряет драйв и искру.

Не смотря на проваленный, на мой вкус, финал, роман большей частью понравился, прочёлся с большим интересом.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман о мальчике, на глазах у которого в день его рождения шаровая молния сожгла родителей, сожгла дотла. Не тронув при этом мальчика. И эта трагедия вдохновила его заняться вопросом исследования и изучением природы шаровых молний. Вопрос этот оказался очень затруднительно изучаем из за редкости самого явления. Но все же доктор Чэнь достиг определенных успехов в этой области. И его пригласили работать в военных разработках использования шаровых молний. Использования как оружия.

Несмотря на кажущуюся переполненность романа научными терминами, понятиями, читать комфортно. Вся терминология в рамках школьной программы и популярных научных фильмов.

Также в роман автор включил и вопрос внеземного разума. В «Задаче трех» тел эта тема на поверхности с самого начала, тут же она подается завуалированно, намеками, и уже ближе к концу книги.

Очень таинственно и зловеще представлена идея квантового перерождения предметов, людей. И роль в этом самих шаровых молний. Тут и вплетена теория параллельных миров, которые могут соприкасаться друг с другом.

Не скажу, что тут все очень динамично и захватывающе. Но несколько моментов просто повергли в шок. Тем более это ярче ощущалось на фоне плавности повествования, иногда даже некоторой затянутости.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда я классифицировал этот роман, я вдруг понял что он относиться к редчайшиму вид литературы — научному фэнтези. Вообще же мне кажется, что Лю Цысинь больше сказочник, чем фантаст. Но на качестве его произведений это сказывается только в положительную сторону. Высочайший полёт фантазии, не скованный не какими правилами и условностями. Что может быть лучше?

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Твёрдая научная фантастика с множеством научных фактов и гипотез. Как развивается научное открытие? Если ты изобрёл оружие, что с ним делать, как применить? Микро мир, квантовая реальность, пришельцы? И много ещё других вопросов, которые ставит роман.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Однозначно — добротная научная фантастика. И пусть предложенная модель не верна — на то она и фантастика, чтобы представить, а что если?

Интересна передача энергии от нашего мира к ... (обойдемся без спойлера). Получается энергия — некий инвариант. Совершенно никак не раскрыта эта тема, жаль.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хоу И, его жена Чан Э и шаровая молния

*** Недоумение и вопросы

«Шаровая молния» Лю Цысиня способна возбудить любопытство уже знакомого с его творчеством читателя, но сначала не более чем по инерции. Эта книга в качестве научно-фантастического произведения заметно уступает остальным из цикла «В память о прошлом Земли» по многим (если не всем) параметрам. В ней нет ни «глобальной всеохватности» описываемых времени и пространства, ни контакта с инопланетным разумом, ни меняющихся в зависимости от ситуации земного общества и его этических принципов. Здесь много чего не хватает для того, чтобы присоединение этого отдельного и вполне самостоятельного произведения к законченной и цельной трилогии не выглядело настолько искусственным и противоестественным, не вызывало разочарование при чтении. Само определение «роман» может соответствовать лишь западной классификации, да и то чисто формально. В терминологии Лю Цысиня «Шаровую молнию» можно назвать «макрорассказом», поскольку значимого текста, действия и смысла тут и на добротную повесть в русской традиции не наберётся. Но так ли с ней всё просто, как кажется? Помогает ли её восприятию «инерция» монументальной «В память о прошлом Земли» или, напротив, мешает? Как они связаны между собой? Для чего они объединены в один цикл? Предлагаю обратить внимание на несколько выделенных мной моментов и для начала сделать выводы самостоятельно.

*** Замеченные особенности

Схема «Про что» проста и незамысловата. Есть мальчик, родителей которого на его глазах убило шаровой молнией. Он половину жизни положил на то, чтобы познать и объяснить это явление. Есть девочка, мама которой погибла на войне за Родину, попав под воздействие экспериментального оружия. Теперь эта девочка – военный специалист, готовый нарушить прямой приказ и пожертвовать собой, чем и кем угодно ради возможности создания образцов новейшего вооружения. Мальчик и девочка встретились и некоторое время летели рядом по жизни, как две стрелы, выпущенные в солнце. Мальчик устрашился последствий своих поступков, утратил сосредоточенность на цели, и единое светило тут же распалось перед его глазами на множество золотых трёхногих воронов, угроз, которые он постарался сбить с небосвода ради защиты человечества, подобно мифическому стрелку И, а девочка, не знавшая страха и сомнений, полетела дальше и… нет, не сгорела в солнечном пламени, а исчезла во вспышке. Некоторые люди говорят, что иногда замечают её тень на луне.

Стиль «макрорассказа» можно условно определить как литературную и научно-популяризаторскую «дзен-стрельбу» из лука. Это у нас, европейцев, всегда есть реальные цели: дерево, веточка или листочек, белка или её глаз. Азиатский мастер, обучая ученика, заставит его целиться не во что-то конкретное, а в солнце. Так и тут: один пробует объяснить необъяснимое, другая пытается применить полученные им знания на практике, сам же автор стоит Учителем в сторонке и загадочно улыбается. Мальчик доктор Чэнь и девочка майор Линь уже давно превзошли всех возможных наставников, они стали первыми в своём мастерстве, но сознают, что всё так же далеки от конца избранного ими пути, как и в самом начале. Оба встречают «по дороге» нескольких собственных «двойников», севших на камень у обочины и разуверившихся по той или иной причине, отказавшихся идти дальше, и вступают в диалог с ними. Оба встречают «двойников» друг друга и заводят с ними близкие отношения. Такое ведение сюжета красиво и символично, помогает автору не перегружать двух главных героев, но интересно ли подобное западному читателю, привыкшему к совершенно иной, деятельной и активной, манере повествования? Кроме того, множество вводных сюжетов рвут и без того рыхлое тело «макрорассказа» на части, мешают следить за основным действием.

Структура «Как» выглядит статичной, перегруженной и тяжеловесной. Описаний, рассуждений и воспоминаний в тексте кратно больше, чем динамичных сцен, а модного ныне «экшена» вовсе нет. Казалось бы, даются личные трагедии, война, полевые испытания, вышедшие из-под контроля эксперименты, но преподносится всё это как инсталляция или произведение живописи со множеством мелких деталей. Автор пытается оживить происходящее, привнеся злободневный захват группы младшеклассников террористами, но снова уходит в карамазовскую моральную дилемму «слезинки ребёнка» и малопонятную западной публике «средневековую китайскую живопись». Автор традиционно намекает на любовь мальчика и девочки, усложняет её «треугольниками» в нескольких вариантах, но после отказывается от продолжения любовной линии совсем, понимая её несоответствие формату и масштабу выбранных им героев. Персонажи, действие, интрига – всё здесь получается излишне описательным и, как это ни странно при таком количестве деталей, блёклым. Возможно, в этот раз Лю Цысиню не удалось подстроиться под вкусы и предпочтения европейцев? Или же такой задачи у него вовсе не было, и в этом произведении он ориентировался преимущественно на азиатского читателя, с детства знакомого (помимо всего прочего) с подвигами и судьбой Хоу И, «китайского Геракла», спасшего мир от десяти солнц-воронов, угрожавших сжечь мир, и других чудовищ, но преданного и покинутого собственной женой?

Как и в случае с циклом «В память о прошлом Земли», поражает преемственность Лю Цысиня по отношению к фантастике и научно-популярной литературе СССР и США того же и более позднего периода. Теперь в ход идут климатическое и биологическое оружие, защитные энергетические поля и активная защита, «умная» бронетехника, боевые дельфины, жидкие бомбы и многое другое. Гимн милитаризму доходит почти до восхваления Великой Китайской Армии, но вовремя обрывается самим автором, показавшим также итоги войны и силу других государств. Относительно шаровой молнии использовано всё то немногое, до чего можно было дотянуться по вопросу её существования и объяснения, от галлюцинаций до энергетической формы жизни. Реальные гипотезы, фантазии, мистификации, «жёлтая» пресса, кинематограф… Нет, кажется, лишь прямых литературных заимствований и сенсационных подтверждений мифологических и фэнтезийных вариантов. С одной стороны, есть смелые, истинно научно-фантастические и философские предположения об истинной природе шаровых молний. С другой, всё это, сваленное в одну кучу, выглядит сорочьей коллекцией обрывков и слухов, ловлей мух, молний и духов в одну «коробочку», как в фильме «Охотники за привидениями». После эпизодических появлений родителей Чэня и активного участия Чжэн Минь в сюжете, после двух таинственных фотографий вообще пропадает уверенность в том, что жанр произведения – именно научная фантастика, а не что-то иное, созвучное сюите «Шехерезада» Римского-Корсакова и приключениям арабского Синдбада-морехода.

Настораживает подобное утончённому издевательству почтение, которое вдруг стал оказывать Лю Цысинь Советскому Союзу и которого, заметьте, у него не было в более ранней трилогии. Его послушать, так СССР – это Атлантида, мифическое государство штурмующих небо титанов. Горами ворочали, реки поворачивали, молнии метали, циклопические сооружения возводили, живых существ создавали. До сих пор водку пьют стаканами, а следом садятся за штурвал самолёта и летят в зимнюю тайгу. Почти всё, до чего додумались Чэнь и Линь, уже якобы было открыто советскими учёными в секретных лабораториях и воплощено в масштабе, недоступном «современному» Китаю. Для чего это могло понадобиться самому автору? Что за мифологизация истории Новейшего времени? В тексте прямо говорится о том, что в СССР действовали слишком прямолинейно, грубо и с большим, чем требуется, приложением сил, и потому потерпели неудачу. Эпоха титанов и век героев давно прошли, наступило время обычных людей и кропотливой работы, долгосрочного прогнозирования и непреложной ответственности, интуитивного «восточного метода», простых и дешёвых решений. В сравнении с воплощением той же самой идеи, того же противопоставления Востока и Запада в основных книгах «В память о прошлом Земли», «Шаровая молния» даёт гораздо более упрощённый и местами даже пошлый их вариант.

«Шаровая молния» считается приквелом основной трилогии, но насколько это заявление соответствует действительности? «Точечные» совпадения действительно есть, но без них вполне можно обойтись, и сюжет от этого ничего не потеряет. Избалованная генеральская дочка Линь носит на шее вместо броши инновационный кинжал с «молекулярным» лезвием. Линь и Чэнь пытаются использовать в своих интересах ресурсы зарождающейся программы SETI@home, объединяющей множество личных компьютеров для поиска внеземного разума, но получают решительный отказ от её директора, Нортона Паркера. Есть Динг Йи, но он легко может быть заменён кем угодно, хоть тем же Чэнем, одним из «двойников» которого он и является. Связь софонов и понимания «настоящей» природы шаровых молний примерно того же порядка, что у современных компьютеров и чёток. Лёгкий намёк на присутствие инопланетного наблюдателя при проведении экспериментов не получил развития, по крайней мере в этой книге. Может быть, автор планирует ещё несколько книг, в которых будет сделана более конкретная привязка к «Памяти о прошлом Земли»? Вполне возможно и коммерчески обоснованно. К примеру, будет показано, что лишь вмешательство трисоляриан не позволило земной науке воспользоваться «восточным методом» и совершить очередной качественный скачок в развитии. Судьбы Линь Юнь и её ближайшего «двойника» Чжэн Минь внешне напоминают переход в иное измерение и общий финал трилогии своей метафизичностью, но им опять же недостаёт ни масштаба, ни глубины (если не вспоминать о Чан Э, жене Хоу И, обречённой вечно жить на луне практически в полном одиночестве). Нельзя назвать «Шаровую молнию» и каплей, отражающей океан, поскольку её финальный посыл откровенно романтичен, почти сентиментален: в нём для мальчика Чэня сливаются воедино одинаково прекрасные, смертельно опасные и недостижимые девочка Линь и шаровая молния. Вместо оставленного Чэн Синь зерна для нового цикла бытия – микромира в микровселенной – здесь есть лишь аромат синей розы, которой на самом деле нет, и неизбывная тоска по несбывшейся любви и утраченным возможностям.

*** Предположительные ответы

Как видите, сам факт присоединения «Шаровой молнии» к циклу «В память о прошлом Земли» способен вызвать если не недоумение, то, по крайней мере, целый ряд вопросов. В сравнении с основной трилогией и как часть её эта книга вроде бы проигрывает. Взятая сама по себе, казалось бы, и вовсе сравнению не подлежит. Что задумал сам Лю Цысинь, написав настолько отличающийся по формату и жанру, но одновременно близкий по стилю и духу приквел, остаётся только гадать. Книги трилогии тоже значительно различались между собой, двигаясь от остросюжетного детектива через космооперу к социальной и философской фантастике, но «Шаровая молния» вообще стоит наособицу, обращаясь, пусть ненавязчиво и, я бы сказал, «замаскированно», к мистике вообще и мифологии Китая в частности. Явления Чжэн Минь, родителей Чэня и Линь Юнь наукообразно объясняются, но отношение к ним персонажей остаётся таким же, как к призракам близких и возлюбленных в произведениях готики и романтизма. Внешне, в самом тексте, всякая связь с мифами прямо отрицается, как, например, сходство видимого невооружённым глазом ядра макроатома с китайским драконом. При этом мифологизацию Советского Союза нельзя не заметить, а от внутреннего созвучия пары главных героев «Шаровой молнии» с Чан Э и Хоу И отмахнуться будет так же сложно, как от присутствия философии Лао-цзы в основной трилогии. Рискну предположить, что Лю Цысинь написал приквел в качестве запоздавшего эпиграфа ко всему циклу «В память о прошлом Земли», подводя читателя к его основной идее, к осознанию главных мифов Новейшего времени: истории и науке. При использовании такого ключа все четыре книги выстраиваются в единую систему и становятся чуть более понятными. К примеру, возникает параллелизм мира Трисоляриса и появления на небе десяти солнц в китайском мифе о Хоу И, образов доктора Чэня и Ло Цзи, Линь Юнь и Е Вэньцзе, даётся ещё несколько вариантов «деяния» и «недеяния», а также их последствий.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странный писатель. Странные романы. Однозначно нельзя сказать. Есть большие плюсы и минусы.

Плюсы.

1. Твердая НФ сейчас большая редкость. Получить посылку с твердой НФ из Китая — вдвойне интересно.

2. Очень смелые фантастические допущения и смелые идеи.

3. Автор хорошо умеет заинтриговать. Научный поиск описан так, словно приключенческий роман читаешь. Хорошо проработан сюжет, где надо расставлены интриги, ничто не забыто, все потом разобрано.

Минусы.

1. Герои словно не живые. Не смотря на то, что они тоскуют и регулярно напиваются, сочувствия к ним нет. Как нет например сочувствия к стиральной машине. Удивляет полная асексуальность героев.

2. Поездка в Россию страшна своей полной недостоверностью. Не хватало только медведей с балалайками. Русскому надо было, приняв бутылку водки, лететь на самолёте в буран на запрошенную базу, чтобы только проиллюстрировать свой рассказ. Может и китайская история столь же недостоверна, как сибирская?

3. Я не физик. Про квантовую механику — знания на уровне популярных книжек. Все эти НФ-идеи выглядят очень натянуто и недостоверно. Суперпозиция квантовых состояний в макромире не получила никаких интепретаций. Квантовая роза в конце — это вообще не понятно что.

Вывод. Ознакомится с книгой было очень интересно. Достойна внимания для любителей фантастики. Шедевром не является.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх