FantLab ru

Артур Кларк «Лунная пыль»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.10
Голосов:
888
Моя оценка:
-

подробнее

Лунная пыль

A Fall of Moondust

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 104
Аннотация:

Межпланетная трасса «Земля-Луна» давно уже прочно освоена, надежна и стабильна. Создано на Луне и специальное «Управление лунного туризма»: необычный ландшафт, слабое тяготение, вид на Землю, загадки Фарсайда, великолепное звездное небо, первые поселения. При Клавии, первом лунном городе, создан даже первый лунный парк, пусть маленький, однако отнюдь не «оконный ящик, страдающий манией величия», как отозвался о нем «один болтун из телевидения».

Но пылеход «Селена», проводя экскурсию, попадает в аварию и, окруженный мраком и безмолвием, погружается в недра Луны…

© Lucy
Примечание:

Кларк А. Лунная пыль: Главы из романа / пер. с англ. Л.Жданова // Моск. комсомолец. — 1964, 21, 22, 24, 28, 29 ноября, 1, 2, 3, 5, 8, 9, 10, 12??? декабря.


Входит в:

— журнал «Вокруг света 1964'08», 1964 г.

— журнал «Вокруг света 1964'09», 1964 г.

— журнал «Вокруг света 1964'10», 1964 г.

— журнал «Вокруг света 1964'11», 1964 г.

— журнал «Вокруг света 1964'12», 1964 г.

— журнал «Смена (Ленинград) 1 декабря 1964 года», 1964 г.

— журнал «Смена (Ленинград) 2 декабря 1964 года», 1964 г.

— журнал «Смена (Ленинград) 20 ноября 1964 года», 1964 г.

— журнал «Смена (Ленинград) 24 ноября 1964 года», 1964 г.

— журнал «Смена (Ленинград) 25 ноября 1964 года», 1964 г.

— журнал «Смена (Ленинград) 26 ноября 1964 года», 1964 г.

— журнал «Смена (Ленинград) 27 ноября 1964 года», 1964 г.

— журнал «Смена (Ленинград) 28 ноября 1964 года», 1964 г.

— журнал «Смена (Ленинград) 3 декабря 1964 года», 1964 г.

— журнал «Смена (Ленинград) 4 декабря 1964 года», 1964 г.

— журнал «Смена (Ленинград) 5 декабря 1964 года», 1964 г.

— сборник «A Second Arthur C. Clarke Omnibus», 1968 г.

— антологию «Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.», 1969 г.

— антологию «Приключения в космосе», 1992 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1963 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Лунная пыль
1965 г.
Лунная пыль
1966 г.
Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.
1969 г.
Приключения в космосе
1992 г.
Ушедшие в Комарру
1992 г.
Миры Артура Кларка. Лунная пыль
1998 г.
Космическая одиссея 2001 года
2002 г.
Свидание с Рамой
2010 г.
Свидание с Рамой
2014 г.
Лунная пыль
2017 г.

Периодика:

Вокруг света № 8, август 1964 года
1964 г.
Вокруг света №09, сентябрь 1964 года
1964 г.
Вокруг света №10, октябрь 1964 года
1964 г.
Вокруг света №11, ноябрь 1964 года
1964 г.
Вокруг света №12, декабрь 1964 года
1964 г.
Смена (Ленинград) 20 ноября 1964 года
1964 г.
Смена (Ленинград) 24 ноября 1964 года
1964 г.
Смена (Ленинград) 25 ноября 1964 года
1964 г.
Смена (Ленинград) 26 ноября 1964 года
1964 г.
Смена (Ленинград) 27 ноября 1964 года
1964 г.
Смена (Ленинград) 28 ноября 1964 года
1964 г.
Смена (Ленинград) 1 декабря 1964 года
1964 г.
Смена (Ленинград) 2 декабря 1964 года
1964 г.
Смена (Ленинград) 3 декабря 1964 года
1964 г.
Смена (Ленинград) 4 декабря 1964 года
1964 г.
Смена (Ленинград) 5 декабря 1964 года
1964 г.

Издания на иностранных языках:

A Fall of Moondust
1961 г.
(английский)
A Fall of Moondust
1987 г.
(английский)
A Fall of Moondust
2002 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книги,как и фильмы,могут быть «одноразовыми»,прочтя(просмотрев) которые,благополучно о них забываешь.А есть те,к которым хочется вернуться вновь,потому что при первом знакомстве ты их буквально «проглатываешь»,а по прошествии какого-то времени чувствуешь необходимость достать с книжной полки,чтобы перечитать не спеша,вдумчиво,снова встретиться с понравившимися героями.К таковым я бы отнес «Лунную пыль».Безусловно это не самая сильная вещь автора.На мой вкус роман несколько сыроват,есть шероховатости,хотелось бы более полного раскрытия характеров персонажей.Ну не верю я ,что большое количество людей,оказавшихся в ловушке,поведёт себя практически одинаково.Кто-то должен был поддаться панике,кто-то впасть в ступор,безвольно ожидая конца.Словом как в жизни,все люди разные,а здесь они получились какие-то причесанные одной положительной гребенкой что ли.Однако не будем забывать,что создавая роман автор был в самом начале своего славного пути и впереди еще столько интересного.Не всегда корректно сравнивать творчество разных писателей,но не могу отказать себе в удовольствии провести параллель с работами другого корифея-Жюль Верна.Кларк сумел по-верновски привнести в свои произведения дух человека-победителя,победителя над стихией,силами природы,сложившимися обстоятельствами.Смелость,находчивость,способность решать проблемы с помощью научных знаний-вот что роднит их главных героев.По хорошему завидую тем,у кого знакомство с книгами Артура Кларка ещё впереди.Там нет прекрасных принцесс,творящих волшебство с помощью волшебной палочки.Там нет «попаданцев» в прошлое,крошащих всех и вся направо и налево.Там есть настоящая,качественная фантастика.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Лунная пыль» – это в общем-то недолгая история спасения людей с затонувшего в море пыли на Луне прогулочного судна-«пылехода», которую Кларк сумел растянуть до размера небольшого романа. За счет чего? Во-первых, постоянными отвлечениями на множество мелочей бытового характера: тут и едкие замечания о неторопливости обслуживания в лунной гостинице, и цитаты из вымышленных книг, и многое другое. Благодаря этому Луна предстает перед нами вполне обжитым местом, куда вовсю ездят туристы и где англичанам уже позволительно негодовать по поводу плохо, по их мнению, приготовленной чашки чая.

Во-вторых, очень основательно проработаны психология и поведение действующих лиц. Это прежде всего относится к замечательно подобранному составу пассажиров «Селены» – того самого невезучего «пылехода». Присутствуют и самоотверженный врач, и истеричная старая дева, и любитель «теорий заговора», он же неудачливый мошенник, и… впрочем, если вы еще не читали «Лунную пыль», не буду лишать вас удовольствия самостоятельно познакомиться со всей этой компанией. Ее внутренние взаимоотношения на борту засевшей в толще пыли «Селены» составляют немалый кусок повествования – вполне даже забавный, несмотря на всю остроту ситуации. Между тем в пятнадцати метрах над ними, на поверхности моря Жажды, вовсю разворачивается спасательная операция. Приятно, что и среди ее участников также не наблюдается шаблонно-идеальных героев, каждый – живой человек со своими слабостями: главный инженер Лоуренс едва справляется с приступом паники при падении в море пыли; астроном Лоусон, обнаруживший следы «Селены», подвержен клаустрофобии, нелюдим и озлоблен на весь мир; да и сам капитан «Селены» Пат Харрис, запертый вместе с пассажирами и лишенный возможности действовать, внутренне рад переложить часть ответственности на чужие плечи.

Помимо психологических этюдов, интересна и чисто научно-фантастическая составляющая. Поправьте меня, если ошибаюсь, но мне кажется, что до Кларка с морями лунной пыли вплотную не имел дело ни один фантаст. И не беда, что таких скоплений пыли на самом деле не обнаружено, – хотя к 1960 году о поверхности Луны уже имелись кое-какие достоверные сведения, возможность дать волю воображению тогда еще в принципе существовала. Впрочем, за исключением допущения об обилии пыли на Луне, Кларк явно старался придерживаться научных фактов. В 1955 году в повести «Земной свет» он еще описывал лунные высокоорганизованные растения; здесь же, всего пять лет спустя, Луна у него – мертвый мир, куда первые бактерии попали с Земли в 1959 году на «Луне-2». Между прочим, Кларк попутно выдает точнейший прогноз: люди высадятся на Луне через десять лет после «Луны-2». А ведь на тот момент не то что программа «Аполлон» не началась – даже полеты Гагарина и Шепарда еще не состоялись!

И немного о недостатках. Кажется чересчур назойливым «нагнетание обстановки» в самом начале – по-моему, достаточно было бы и одного намека вместо повторяющихся на каждой странице мрачных пророчеств. И когда «Селена», наконец, попадает в ловушку, это уже воспринимается как нечто закономерное и ожидаемое. А главное – хотя и не знаю, почему, – одновременно становится ясно, что все кончится благополучно. И еще непонятно, зачем надо было обставлять финал в лучших (точнее, худших) традициях голливудского кино:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на борту начинается пожар, огонь подбирается к цистернам с жидким кислородом, и взрыв происходит ровно через несколько секунд после того, как «Селену», в полном соответствии с морскими законами, последним покидает ее капитан.
Как-то все это слишком отдает дешевкой по контрасту с «фирменным» кларковским стилем – спокойным, не бьющим на эффект, с четко отмеренными дозами чисто английского юмора и научной составляющей. Такая вот небольшая ложка дегтя в бочке меда. Но в целом «Лунная пыль» достойна всяческих похвал!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман Артура Ч. Кларка «Лунная пыль» стал одним из первых прочитанных мною фантастических произведений. В школьные годы перечитывал его не раз (на самом деле — целый сборник, одноименный). Фантастика Кларка нравилась мне, наверно, всё же меньше, чем сочинения Ефремова, Лема, Стругацких, тем не менее английский писатель наряду с только что перечисленными авторами во многом определил мои представления о жанре.

С годами понял, что и на братьев Стругацких он повлиял тоже довольно значительно. Мир их Предполуденного цикла во многом похож на ту технократическую позитивистскую действительность, которую Кларк рисовал в произведениях, посвященных освоению Солнечной системы.

«Лунная пыль» была написана ещё до полета Гагарина, но уже после запусков первых автоматических аппаратов. Действие романа происходит в XXI веке. На Луне не только существует довольно большое количество человеческих поселений, но уже стали взрослыми родившиеся на спутнике Земли люди. Таков, например, один из главных героев книги — Пэт Харрис, капитан прогулочного лунного судна «Селена».

Основное допущение романа, на котором строится сюжет, — это то, что на Луне есть обширная впадина, заполненная тончайшей пылью, которая во многом ведёт себя подобно жидкости. Этот небольшой псевдоводоём называется Морем Жажды. Именно здесь совершает туристические круизы «Селена».

Как я уже сказал, роман был написан в самом начале космической эры (если быть совсем точным, в 1960 году, в промежуток между августом и ноябрём). Достаточно скоро (по историческим меркам) выяснилось, что ничего близкого по свойствам на естественном спутнике, похоже, нет. В предисловии к изданию 1987 года Кларк пытается оправдаться. Главный его аргумент: Луна изучена пока что не настолько хорошо, чтобы делать окончательные выводы. Тут он и до сих пор прав.

По форме же повествование настолько реалистично, как если бы речь шла о чем-то случившемся на самом деле. Кстати, на мой взгляд, это отличительная черта фантастики Кларка. Он вовсе не Жюль Верн XX века, а, пожалуй, в плане достоверности переплюнул французского классика.

«Лунная пыль» — это технотриллер, почти. По ходу действия драматизм и напряжённость происходящего, как и положено в триллере, возрастают. Если бы только автор не пытался эту напряжённость искусственно смягчить: прежде чем перейти к новой фазе развития событий, он почти всегда предупреждает: но ожидаемого не случилось. Или — впереди моих героев подстерегала ещё одна напасть. И т.п.

Не знаю, думается, сейчас многим читателям такая благонамеренность автора придется совсем не по вкусу. Но я читал с интересом, поскольку всякая очередная подлянка, которую Луна устраивала людям в романе, не была повторением предыдущих, отличалась заметной новизной и, главное, зижделась на фундаментальных законах физики-химии.

Что касается психологии персонажей, нельзя сказать, что она прописана столь же выпукло, как, допустим, во многих сочинениях Лема, но надо отдать автору должное: он собрал интересный ансамбль разнообразных человеческих типов. Пусть и мимоходом, и во многом в позитивистском ключе, Кларк затронул такую тему как педалирование прав человека в ситуации экстремальной; увлечения конспирологией коснулся тоже. В начале 60-х эти проблемы, должно быть, едва брезжили на общем фоне. Английский фантаст оптимистично полагал, что к середине следующего века человечество в общем-то переболеет этой ерундой (в жизни же все получилось с точностью до наоборот). И даже своего рода “стокгольмский синдром” Кларк описал в последней главе. Передряга, через которую прошли пассажиры “Селены”, благотворно сказалась даже на самых худших, разбудила в них тёплые человеческие чувства.

А ещё хочется сказать о языке, которым ведётся рассказ. Кларк — конечно, не Фаулз и даже, наверно, не Уэллс, но стиль его примитивным не назовешь. Описания зримы, с точными, выразительными подробностями. Доходчиво, в духе научпопа, разъяснены технические моменты. В общем, для фантастики практически оптимальный язык. Помнится, лет пятнадцать назад, когда я уже вовсю читал художественные книжки на английском, сборники рассказов Кларка показались очень приятными на тогдашнем общем фоне — и не легковесные, но и не заумные. Даже захватывающие — прежде всего приключениями мысли.

И роман «Лунная пыль» из этого же ряда; заставляет задуматься о законах мироздания.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, сейчас все знают, что лунной пыли, такой, как описал Кларк, на самом деле на Луне нет. Ну и что?! При чтении это совершенно не мешает. В принципе такая пыль вполне могла бы быть и на момент написания книги астрономы думали, что она действительно есть.

Но дело не в этом. Это просто отличный текст как и в научном так и в событийном плане. Очень интересно наблюдать какие технические решения применять спасатели для спасения «Селены». Но не менее интересно наблюдать и за людьми, при чём с двух сторон, как за спасателями, так и за пассажирами. Люди действуют спокойно и без истерик. Принципиально не согласен с Ужиком, которому не хватает в тексте слезинки ребёнка. Честно говоря, надоела эта слёзовижималка, которую современные авторы используют, увы, слишком часто: видимо не способны показать нормальных людей без надрывов и истерик. Кларк прекрасно обошёлся без этого и слава богу! Всегда бы он так писал.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересный роман-катастрофа от классика НФ. Читаю романы Кларка по порядку написания и, к своему счастью, впервые открываю для себя этого автора. Пожалуй, первый прочитанный мной роман Кларка, в котором во главу угла поставлены люди, а не техника, планета, космос или техническая идея.

Люди очень неординарные, разноплановые. Пассажиры «Селены», за редким исключением, интересны самому автору, это заметно невооружённым взглядом. Они не статисты, многие из них внесли весомый вклад в общее дело спасения, когда вовремя замечали и оценивали потенциальную опасность и делились этим с капитаном Харрисом и случайно оказавшемся на борту, к великой удаче всех пассажиров и команды, коммодору Ханстену.

Капитан Харрис — совершенно неамбициозный и лишённый честолюбия молодой человек, но крайне ответственный к своим обязанностям и готовый к самопожертвованию ради исполнения своего долга и жизни пассажиров.Он абсолютно не грезит космическими далями, ему уютно на борту свой «Селены», он привык к Луне и не хочет ничего менять в своей жизни. Правда, к концу произведения под влиянием произошедших событий и, пожалуй, Сью и Ханстена, он решается изменить свою жизнь. Персонаж очень похож на смотрителя Берли из «Большой глубины».

Следующий герой, достойный отдельного разговора, полностью противопоставленный Харрису молодой астроном Лоусон. Он тоже претерпевает метаморфозы в течение романа. Эгоистичный, вспыльчивый, уверенный в своей гениальности и «особенности», недолюбливающий людей и считающий их глупее себя, он берётся участвовать в спасательной операции только ради славы и всеобщего признания. К концу романа, поработав плечом к плечу с главным инженером Лоуренсом и почувствовав, что может быть полезным для остального мира, он проникается к нему уважением и несколько пересматривает своё отношение к жизни и людям.

Перейду к центральному персонажу всего романа — главному инженеру Эртсайда Лоуренсу. Сообразительный, умный, предприимчивый, прекрасный управленец, отлично понимающий психологию людей, не лишённый к тому же человеческих слабостей (достаточно вспомнить эпизод с падением в лунную пыль), он прилагает максимум усилий к спасению людей, подчас рискует жизнью там, где работу могли бы выполнить другие. Хороший организатор, трезво оценивающий ситуацию и быстро принимающий верные решения, Лоуренс, безусловно, симпатичен и читателям, и автору.

Одним из немногих разочарований стала фигура коммодора Ханстена. Да, он показан лидером и человеком с железной волей, сразу же после катастрофы взявшем ситуацию в свои руки с молчаливого согласия капитана Харриса. Но почему бы Кларку не дополнить досуг пассажиров, помимо сомнительных развлечений, рассказом Ханстена о его космических путешествиях к далёким мирам, об экспедиции на Плутон. Я всё ждал этого до самого конца книги, но так и не дождался. Мне кажется, что это могло бы послужить ещё большим толчком для Харриса, зажечь в нём тягу к космическим полётам, а всем пассажирам сильнее его зауважать и не перечить коммодору.

Рекомендую к прочтению, роман явно не устарел и в наши дни.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман очень напомнил мне сценарии фильмов-катастроф. Где-то в 2040-х гг на Луне терпит бедствие лунокат «Селена» с туристами на борту. Команда старается организовать пассажиров и избежать паники, лунная администрация — найти и спасти туристов и команду.

Роман был написан в 1961 г. Сюжет как для Артура Кларка невероятно прост. Ни тебе загадочных обелисков где-то на Юпитере, ни парящих в космосе инопланетных кораблей. Собственно, в плюс «Лунной пыли» идет то, что за прошедшие 60 лет все фильмы о терпящих бедствие кораблях/автобусах/самолетах/космических челноках развиваются идентично сюжету Артура Кларка и используют многие приемы. В минус, если можно так выразиться, идет то, что современные авторы, в отличяии от Кларка, научились «выжимать воду из камня» — слезинка ребенка, тяжелые психологические пробемы, детские травмы, пятеро усыновленных сирот, отставленных бравым капитаном луноката дома... Всего этого в «Лунной пыли» нет, поэтому она выглядит суховато. ( А вот в «Гравитации», к примеру, у ГГ умерла дочь... Короче, вы поняли)))

Итого, «Лунная пыль» в сравнении с современными стандартами жанра роман-катастрофа слишком спокойна и старомодно-респектабельна. Никакого грязного белья!!!! И от этого — скучновато.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оригинальная идея, оригинальные ситуация, но в целом мне не хватало напряжения и динамики. Спасательная операция на луне, все СМИ следят, ученые по всему миру парятся! А развивается слишком спокойно и медленно, как в меду. Посидели истории из жизни порассказывали, книжечку почитали... Ну блин, скучно же!

Оценка: 6
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я уже давно сформулировала для себя основные критерии оценки книг.

История. Она может быть динамичной или неторопливой, оригинальной или вторичной, цельной или рваной. Лунная пыль — роман-катастрофа. Возможно что-то похожее было и до Даниэля Дефо, лениво рыться в памяти, тем более, что Робинзона вполне достаточно, что бы не питать иллюзий на счёт оригинальности сюжета. Жюля Верна это не смутило, он нашёл свой путь и мы получили великолепный «Таинственный остров», к счастью, Артура Кларка не смутил ни Дэфо, ни Верн и он тоже нашёл свой собственный путь. Дело не только в том, что теперь история пересказана в космосе, нечто новое появилось в фабуле, а именно спасательная операция. Сегодня авторы часто пренебрегают одним очень ценным для меня качеством повествования — концептуальностью. Артур Кларк настолько умело развесил ружья, что они не просто выстрелили, они выстрелили по принципу домино! Это было настолько круто, что немедленно захотелось перечитать роман.

Язык прост и доходчив. Но удивительно то, что автору хватило простых слов что б я не чувствовала себя лишней на этом празднике жизни. С Робинзоном всё было просто, посадил одно зерно, получил 30, посадил 30 получил 1000. А тут речь идёт о вещах типа принципов термодинамики. Помните как Привалов кричал «Караул. Какая ещё контрамоция?», а я всего раз полезла в википедию, как оказалось, что бы убедиться что и так всё правильно поняла.

Персонажи, правда, иногда утверждали что-то типа «Теоретически это возможно, но я считаю это маловероятным», но к этому моменту их авторитет в моём сознании был непререкаемым, так что я слепо доверялась их мнению. Порой я с удивлением понимала, что могла бы подумать, почувствовать, сказать или сделать в соответствующей ситуации тоже самое. С удивлением, потому что всякий раз это были разные персонажи. Таким образом автор создал такую потрясающую (можно даже сказать интерактивную) достоверность, что я испытала «полное погружение».

В этот раз мне пришёл в голову ещё один критерий. И почему раньше я об этом не думала? Формат. Возможно потому, что Кларк в тексте сам обращает внимание а избранную манеру повествования. Когда пассажиры развлекают себя чтением книг командор думает, что чтение следует прервать на каком-то особо волнительном моменте, что б они мечтали о том, что бы вернуться к чтению. Вот именно эту гнусную уловку автор и берёт на вооружение в этой книге. Я страдала!!!! Я изнывала!!! Мне стоило большого труда сосредоточиться на работе — я мечтала вернуться к чтению. Любимый ревновал, собака была вынуждена сама кидать себе мячик на прогулке — я читала.

После прочтения осталось два вопроса:

Риторический — КАК так получилось, что я не читала Лунную пыль раньше?

Диалектический — Почему не 10? А ответ прост и, в моём случае, предсказуем. Стругацкие это всё умели лучше.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В самом деле, это роман, в первую очередь, о свойствах людей, а не свойствах лунной пыли. В этом и заключается его главное достоинство и фактор, который, пожалуй, позволит книге пережить время. Фантастические идеи могут устаревать, а качества и черты характера человека всегда будут привлекать читателя. Возьмите любой другой, «земной», сеттинг, «земную» катастрофу и получите из этого научно-фантастического романа реалистический. По-честному, фантастическое здесь мне даже показалось не очень интересным, может, и вовсе лишним. И не из-за неподтвердившейся гипотезы о лунной пыли, а из-за того, что твердая фантастика (добросовестно выписываемая здесь Кларком) оттеняет драматизм положения и снижает градус напряжения. Из-за этого роман кажется слегка затянутым, хотя Кларк умело пользуется хитрым приемом — останавливать повествование на самом интересном месте и переходить к другому персонажу.

Но не суть. Человеческая психология всегда интересна, особенно поведение человека в критической ситуации. Любопытно, что у Кларка все более-менее раскрытые действующие лица в итоге оказываются хорошими людьми. Нет, они не строго все положительные (скорее наоборот), но в целом — хорошие. И это не упрек, напротив, это очень приятно — видеть такой оптимистичный светлый взгляд на будущее, взгляд, полный гуманизма, добродушия и веры в человека. Честолюбивый журналист гонится за хорошим репортажем, но мучается из-за того, что находится так близко от катастрофы и ничем не может помочь. Главный инженер кажется поначалу черствым бюрократом, однако делает все для спасения людей. И даже мисс Морли оказывается вполне дружелюбной. Страх перед лицом смерти, наверное, сильно меняет человека — наружу выходят все пороки. Но не все из этих пороков заслуживают однозначного порицания в такой ситуации.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный образец «твердой» научной фантастики.

Несмотря на тягучее временами повествование, сюжет можно назвать динамичным. Тут и саспенс, и где-то даже детектив, ну и любовь, куда ж без нее.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классика научной фантастики. В меру сложный и интересный роман. Читатель, который только хочет открыть для себя этот жанр литературы, обязательно должен познакомиться с книгой. Хоть Кларк и написал Ее в 1961 году, роман нисколько не устарел. А все потому, что он не перегружен научно-техническими терминами , а характеры и взаимоотношения людей со временем не стареют и не изменяются.

В основе книги лежит истории о терпящем бедствие на Луне экскурсионном «пылеходе». Показаны взаимоотношения пассажиров и команды в условиях катастрофы. Параллельно этому описано проведение спасательной экспедиции, освещение трагедии журналистами.

Казалось бы, сюжет прост и линеен. Но автор мастерски раскрывает психологию героев, балансирующих на грани надежды и паники.

Единственное, что мне не нравится в книгах Кларка — это слишком сухой и строгий язык. Не хватает красочных эпитетов в отображении людей. Автор очень прост и лаконичен.

Но эти недостатки меркнут после великолепного красочного описания лунных пейзажей. Тут писатель не жалеет времени на тончайшую прорисовку всех деталей.

Книга лёгкая, интересная, для широкого круга читателей.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это одна из книг, с которой начиналось мое знакомство вообще с научной фантастикой. Великолепный образец жанра. Роман, несмотря на статичность ситуации, динамичен, интересен и достоверен. Атмосфера, герои, обстановка прописаны великолепно. Не совсем характерен для А.Кларка, но, на мой взгляд, занимает достойное место в его творчестве.

И даже фантастическое допущение о наличии на Луне глубокого слоя пыли, которое не оправдалось (пока), не делает роман менее интересным для прочтения сегодня. Потому что многие современные авторы н/ф вообще абстрагируются в свои книгах от какой-либо науки и строят сюжет на допущениях, которые даже околонаучными назвать трудно.

Любому серьезному любителю научной фантастики — в библиотеку всенепременно!

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это одно из моих самых любимых произведений автора (если не самое любимое). Идея просто шикарная. Читав в первый раз, просто проглотил книгу. Потом перечитывал еще несколько раз. Очень рекомендую.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из самых лучших книг жанра НФ середины XX столетия. Несмотря на практически герметичный характер, Кларку удалось наполнить свой роман энергетикой под завязку. Напряжение в череде событий непрерывно нарастает, концентрируется и заставляет читателя читать книгу без перерыва, заподряд, дунком, взахлёб, бессонно и безобедно. И потому в этом смысле книга выстроена практически безупречно.

С точки зрения фантастического допущения — ведь и в самом деле были гипотезы о существовании на Луне неких природных резервуаров лунной пыли, и особенные текучие и магнитные свойства её не были Кларком притянуты за уши в угоду приключенческому фантастическому сюжету, а взяты именно из научных гипотез. И потому твёрдость книги в принадлежности её жанру «твёрдая НФ» безусловна.

Однако Кларк не забывает и об интересе читателей, и потому параллельно с ситуацией проведения поисково-спасательных работ вводит в сюжет и любовно-романтическую линию, и некое подобие детектива, и вбрасывает на кончике пера технические загадки и задачи, которые читатель начинает решать вместе с героями романа. И чтобы всем стало ещё «веселее», Кларк жёстко ограничивает время как на принятие решений, так и на их исполнение — как инженерам-спасателям, так и читателям.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из первых прочитанных в детстве книг и одна из последних перечитанных: можно сказать, всегда со мной. Производственный роман? В той мере, в которой в нем показаны люди, для которых работа — не «авось, сойдет и так», а внимательное отношение к любой, даже незначительной на первый взгляд детали (астроному ни усталость, ни пренебрежение к понятию «человеческое общество» не позволили отмахнуться от призрачного шанса обнаружить пылеход, даже с риском для репутации). А еще — робинзонада (люди в кабине пылехода под толщей лунной пыли — чем не робинзоны?), а еще — напряжение, не оставляющее читателя до последней страницы. Я бы рискнул сравнить «Лунную пыль» с «Поселком» Булычева: спасатели и спасаемые ходят по тонкой грани, то и дело срываясь в неверном направлении, но все же добиваются успеха. Это гимн труду и человеку, который становится сильнее, преодолевая свои слабости, а не потакая им.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх