fantlab ru

Ричард Лаймон «Тёмная гора»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.15
Оценок:
26
Моя оценка:
-

подробнее

Тёмная гора

Tread Softly

Другие названия: Dark Mountain

Роман, год

Аннотация:

Предполагалось, что это будет расслабляющий поход в горы Калифорнии для двух семей. Они думали, что было бы замечательно на некоторое время отвлечься от всего.

Но лес является также домом для двух ужасающих жителей, которые не очень хорошо относятся к незнакомцам: старая ведьма с нечестивыми способностями и ее неповоротливый сын — полудикий зверь с неконтролируемыми, жестокими побуждениями.

Теперь отдыхающие хотят покинуть это место — ведь от этого зависят их жизни!

Похожие произведения:

 

 



Самиздат и фэнзины:

Темная гора
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Tread Softly
1987 г.
(английский)
Tread Softly
1987 г.
(английский)
Tread Softly
1988 г.
(английский)
Dark Mountain
1992 г.
(английский)
Beware! and Dark Mountain
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю уж почему, но в процессе чтения этого романа, меня вдруг посетили кулинарные ассоциации. Ричард Лаймон этакий повар высокого класса, но который мастерски умеет готовить лишь одно блюдо. Пускай будет борщ. Заходишь в его «святая святых» — на кухню, там царит аппетитнейший аромат, расставлены всякие разные красивые и не очень кастрюльки, горшки, плошки ...... вроде совершенно разная посуда, но в каждой плошке, в каждой кастрюльке один и тот же борщ. Вкусный, ароматный, но сука (пардон), один и тот-же. Я люблю борщ. Обожаю борщ. Но иногда и «котлетов хоца». «Тёмная гора» не самый удачный роман Лаймона. Даже не совсем роман, а словно бы компиляция из других книг. Как будто наш повар Дик в этот раз решил не заморачиваться, а сварганить свой борщец на скорую руку — из одной дёрнуть парочку сюжетных линий, из другой ещё парочку, из ещё нескольких стыбзить персонажей и вуаля, приятного аппетита..... Два семейства отправились в туристический поход в дикую местность (в который раз?) Парочка постарше в любую свободную минуту трахается (ну надо же), парочка помоложе пока просто обжимается (две трахающиеся пары даже для Дика перебор), друг семейства хохмит сомнительными шуточками (такой есть почти в каждом романе Лаймона) а самые мелкие по возрасту туристы умничают и вредничают (как обычно) ..... пока идиллию похода не нарушают сексуально озабоченный маньяк (без него Лаймон не Лаймон), готовый кидаться на всё что женского пола и его безумная мамаша-ведьма, наложившая на всю компанию проклятие. Проклятие оказалось довольно эффективным и после того, как оно немного проредило ряды наших любителей приключений на природе, оставшиеся решили не сидеть сложа руки ..... Повторюсь, я люблю борщ. И эту порцию слопал «за милу душу», хоть и немного «пересолено» ...... но как же хотелось котлет. Проходной и не самый сильный роман Дика, прочитанный с ворчливым интересом.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

In the wild frontier, off the beaten track

In the wild frontier, better watch your back

Where your dreams get real or your blood gets spilled

Gotta face your fears in the wild frontier

- The Prodigy, “Wild Frontier”

Прочел еще один роман Дика нашего Лаймона. Это образец его сравнительно раннего творчества (начало 1980х), а тематически принадлежит к направлению «лесных туристических ужасов». Лаймон, сам в юности заядлый походник, использовал тему палаток и костров почти в каждом третьем своем произведении. Книга также издавалась под альтернативным названием «Ступай осторожно / Tread Softly». Что касается моих впечатлений, то они в целом скорее положительные, но сдержанные – с кое-какой существенной претензией к произведению. Постараюсь обосновать.

Итак, завязка книги следующая, если бесспойлерно. Две семьи отправляются на неделю в поход с палатками в национальный парк в горах Сьерра-Невада. Всего девять человек: разведенный отец, его дочь-старшеклассница и малолетний сын, плюс его новая пассия, пока еще не ставшая женой, плюс супружеская чета с относительно взрослым сыном и двумя дочками помладше. Необычно большой набор персонажей для подобного жанра, однако все они получают то или иное раскрытие и развитие по мере дальнейших событий.

А там, на берегу уединенного озера, скрывается от цивилизации злобная карга, считающая себя ведьмой, и ее сын – больной ублюдок и похотливый маньяк. Как вы понимаете, пути этих двух групп неизбежно пересекутся.

Но не сразу. Темп не настолько головоломный, как в других ранних работах Лаймона, потому практически вся первая половина романа сравнительно мирная и посвящена всяческой турпоходной романтике (не поклонник, но описано живописно), а также личным взаимоотношениям внутри группы: у взрослой влюбленной пары сплошь сексуальные утехи на уме, тем временем между старшими мальчиком и девочкой тоже возникают чувства, а тем временем у кого-то психологические проблемы от вьетнамских (в буквальном смысле) флэшбеков, а у кого-то из-за других травм прошлого, у кого-то по малолетству гремучая смесь из спермотоксикоза и увлечения паранормальной чертовщиной. По ходу дела будут также небольшие приключения, обязательные страшилки у костра, дурацкие розыгрыши и шуточки, тупая подростковая драма со склонностью все переусложнять — ну и всякое такое. Но всем станет резко не до веселья когда дерьмо упадет на вентилятор по-настоящему и отпуск на природе превратится в кошмар.

Что можно занести в плюс книге:

- Персонажей много, они местами могут показаться довольно картонными, но вместе с тем выписаны достаточно живо и выразительно, чтобы вызывать сопереживание. Кто читал Лаймона достаточно много (как я) легко узнает некоторые типажи, которые у него кочуют из книжки в книжку. Тут вам и типовой хороший парень, и идеализированная женщина мечты, вся такая умница-красавица, и крутой друг с сомнительным чувством юмора, и озабоченные подростки, и надоедливые детишки.

- Соответственно, саспенс в первой половине книге заключается именно в том, что мы, читатели, понимаем, куда они движутся, и что их там подстерегает, а они – нет. И мы гадаем, кому из этих людей, уже довольно симпатичных нам, не суждено пережить столкновения со злом. Отчаянно не хочется, чтобы кто-либо вообще погиб или пострадал – но ведь по законам жанра это неизбежно? Или нет? Ведь надежда все равно есть, что все обойдется. Вот этот аспект очень толково сделан.

- Это один из не так уж многих романов Лаймона (в отличие от рассказов), где явно, зримо и недвусмысленно присутствует сверхъестественный элемент. Обычно – максимум, что встречается — троп «то ли магия, то ли реальность», а обычно и вовсе относительный реализм, где антагонистами выступают Очень Плохие Люди (самый страшный монстр). Здесь тоже до поры до времени непонятно точно, реально ли виновно колдовское заклятие, или имеет место череда совпадений наряду с эффектом индуцированного психоза. Но концовка не оставляет уже никаких сомнений. Относитесь к этому как хотите – а я принял этот поворот благосклонно.

- Внезапно, секса не перебор, а как раз в меру (по меркам лаймоновщины). Шок! =)) По уровню жестокости тоже книжка весьма сдержанная. Ради разнообразия, мне понравился такой подход.

- Интересный диалог про «эффект бабочки» применительно к негативным событиям и вывод о вредности чрезмерной рефлексии на тему «если бы да кабы». Очень хорошее наблюдение. Всегда есть множество маленьких выборов, которые мы совершаем в каждую минуту своей жизни, большинство из которых абсолютно ничего не значат и ни на что не влияют — пока их стечение не заводит тебя в конкретную жопу. И вот тогда, оглядываясь назад, ты всегда найдешь миллион всяких «если бы», способных все изменить, цепочка из которых уходит в бесконечность. Но менять что-то уже поздно. «Наклонился завязать шнурки — не попал под грузовик», и так далее.

Что не понравилось (тут один пункт, но серьезный):

- Как иногда у дяди Дика бывало, он в очередной раз недотянул финальную часть (но хоть завершил книжку нормально, не в пример Кингу). Поясню. Роман очень отчетливо делится на три неравные по размеру части:

1) Вся первая половина про горно-лесные похождения с кульминацией в виде нападения маньяка.

2) Следующие 40% — возврат в город и цивилизацию, а затем столкновение с отложенным действием ведьминого проклятья.

3) Финальные 10% — возвращение на место пережитого кошмара с целью завершить конфликт единственным возможным образом.

Так вот. Не оставляло ощущения, что 1 и 2 части словно выдернуты из разных книг, или как минимум скомпилированы из идей для двух разных романов, настолько там различается атмосфера. Говоря киношными аналогиями, это как если «Поворот не туда» внезапно приведет вас к «Пункту назначения». Если вы понимаете, о чем я. ;) Но это само-то по себе еще не плохо. Проблема в том, что городская часть, в силу своего меньшего объема, выглядит какой-то скомканной и недопеченной – надо, категорически надо было все-таки добавить чуть больше сцен с несчастными случаями, или же с реакциями персонажей и обсуждением случившегося. А так, как есть – их дальнейшие действия выглядят крайне слабо мотивированными. Да и переход к финальному противостоянию слишком резкий, вообще без подводки – вжух, и они уже снова в лесу. Сам автор ничего про это не говорит, но сдается мне, что ему просто лень было прописывать нормальный мостик между этими ключевыми моментами. То же самое можно сказать и о предыстории ряда персонажей, которая так и осталась не раскрытой (злодеев особенно).

Как бы то ни было, книгу скорее все же можно рекомендовать, но вряд ли с нее стоит начинать знакомство с творчеством Лаймона – это не самая крутая его работа, хоть и далеко не худшая.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх