FantLab ru

Нил Гейман «Троллев мост»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.01
Голосов:
852
Моя оценка:
-

подробнее

Троллев мост

Troll Bridge

Другие названия: Мост тролля

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 151
Аннотация:

Мальчик идёт по тропинке и находит старый заброшенный железнодорожный мост. Под мостом он встречает огромного тролля, который грозится съесть его жизнь, но мальчик просит того подождать и обещает вернуться к мосту через несколько лет…

Входит в:

— условный цикл «Лучшее фэнтези и хоррор за год»  >  антологию «The Year's Best Fantasy and Horror: Seventh Annual Collection», 1994 г.

— условный цикл «Fairy Tale Anthologies»  >  антологию «Snow White, Blood Red», 1993 г.

— сборник «Дым и зеркала», 1998 г.

— сборник «Angels & Visitations: A Miscellany», 1993 г.

— сборник «М значит Магия», 2007 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Fantasy Stories», 1996 г.

— антологию «Happily Ever After», 2011 г.


Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1994 // Рассказ

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Troll Bridge
2016 г.
(английский)
М значит Магия
2019 г.

Издания:

Дым и зеркала
2005 г.
Дым и зеркала
2008 г.
М значит Магия
2008 г.
М значит Магия
2008 г.
Дым и зеркала
2012 г.
Дым и зеркала
2014 г.
Дым и зеркала
2017 г.
Дым и зеркала
2017 г.
Дым и зеркала
2017 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Angels and Visitations: A Miscellany
1993 г.
(английский)
Snow White, Blood Red
1993 г.
(английский)
Snow White, Blood Red
1995 г.
(английский)
Smoke and Mirrors
2005 г.
(английский)
M Is for Magic
2007 г.
(английский)
M Is for Magic
2008 г.
(английский)
Happily Ever After
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2011 г.

Шикарный рассказ. Один из лучших, прочитанных мною у автора. Многослойный и многогранный, его можно перечитывать и каждый раз открывать для себя что-то новое. Рассказ о по сути никчемном человеке, который потратил свою жизнь впустую. А еще о настолько сильном желании выжить, что ради этой жизни герою не жалко принести в жертву невинного и (что самое ужасное) еще пять минут назад любимого человека. О банальном эгоизме, помноженном на трусость. О том, что равнодушие страшнее злобы. И о единственно правильном поступке, который герой в конце концов совершил.

А тролль в этом рассказе всего лишь индикатор человеческой души, которому не нужен человек без порока. Даже если порок этот не виден самому человеку.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 июля 2009 г.

Небольшая история о большой трагедии маленького человека. Причем трагедия эта даже не в том, что тролль «съел его жизнь», а в том, КАК этот человек её прожил. Никчемно, бесстрастно, жалко, одиноко, одним словом, — безжизненно. Предал девушку, пытаясь подсунуть её троллю «на съедение» вместо себя; жил с женой не любя (но зачем? почему? ради чего?). Но тролль не принял того жертвоприношения, а жена ушла, оставив 15 страниц наверняка горькой правды о нём. Никакого хэппи-энда, но его и не могло было быть, хотя поначалу мне подумалось, что история будет детской, светлой, романтической... И ещё вопрос, будет ли тролль счастлив и доволен той съеденной жизнью?

Вообще же, впечатление от рассказа несколько подпортила сама сцена «обмена жизнями»: вышла она какой-то грязно-сексуальной, животной с виду, я даже реально поморщился от тех строк. Но в принципе рассказ весьма хорош, нерв обнажен, а это я люблю.

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июня 2015 г.

Надо полагать, я изрядно сглупил, поставив этому рассказу наивысшую оценку...Нет в нем каких-то особенных литературных изысков, нет по-настоящему оригинальных философских умозаключений...

Блин, да старина Брэдбери мог выпекать такие рассказы словно пирожки, но даже в самом мрачном из них, в самом безысходном была атмосфера чуда. Хотя бы намеком, словно чудо происходило где-нибудь на соседней улице, пока на глазах читателя разыгрывалось нечто не очень чудесное...

А Гейман в чудеса не верит. Натаскав в свое сорочье постмодернистское литературное гнездо целую прорву мифологических сюжетов, наводнив свои произведения Белоснежками, Беовульфами и прочими сверхъестественными сущностями, он все равно не верит даже в самое малюсенькое, самое пропащее чудо...

О чем вообще рассказ? Про то, что жил-был мальчик, который хотел вырасти хорошим человеком, мог стать плохим человеком, а в итоге оказался вообще никаким человеком. И тем самым оскорбил бедного старого тролля, живущего под мостом, ибо тролль хотел съесть вкусную и питательную жизнь мальчика, а получил в итоге...

Что-то похожее на грязные вонючие использованные презервативы, в изобилии валяющиеся под тем самым мостом, где притаился тролль. Что-то столь же полезное и вдохновляющее на подвиги, как порванный кондом...

Экая могучая метафора. Экое замечательное сравнение. Тут и впрямь поневоле задумаешься о смысле жизни, которая не просто не зародилась, а так и ограничилась пребыванием в указанном выше изделии. О, сколь же горестна была участь наших маленьких хвостатых друзей, так и не подобравшихся на пушечный выстрел к вожделенной яйцеклетке...

То есть, вы уже чувствуете, что основной посыл сего произведения сводится к признанию жизни большинства людей, обитающих на данной планете, сущей бессмыслицей, к признанию их самих бездумной серой массой, только и годной на то, что удостоиться плевка, летящего вслед похоронной процессии...

И тут понимаешь, почему все же выставил этому гнусному рассказишке 10 баллов. Потому что он бесит. Потому что он БЕСИТ вплоть до желания раз и навсегда перейти на CAPS, доказывая неправоту Геймана. Вызывая стремление доказать, если не затраханный до изнеможения тезис о том, что жизнь каждого человека является ценностью, что в каждом есть что-то хорошее (ХА-ХА-ХА... Хохочет старый тролль...Допустим, Тед Банди всегда мыл за собой тарелки и чистил зубы утром и вечером)....

Хочется доказать, что Гейман не вполне прав относительно того, кто читает рассказ. Нет, братцы, я не такой, в моей жизни смысла до хрена, у меня есть большая коллекция афоризмов, 245 друзей в социальных сетях, а по итогам второго квартала мне выписали повышенную премию. Я кормлю бездомных кошек, чищу зубы утром и вечером, но в отличие от Теда Банди ничего такого не замышляю... И не хожу под старые заброшенные мосты...

Не ешьте меня, пожалуйста...

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 марта 2013 г.

Нил Гейман мрачный сказочник нашего зазеркалья, он всегда стоит с нами с очередной книжкой, улыбается из-за страниц играет с читателем в иррациональные игры и это никогда никого не смущает, что он говорит, о нас, о людях, а все его волшебные существа не более чем плод воображения и прием на котором держится фабула. Поэтому нам и страшно читать Геймана, его зазеркалье не волшебная страна, не сияющие рыцари, оно здесь и сейчас и мы люди со своими пороками сами монстры этого уникального зазеркалья. Не стоит открывать двери, которые нас ведут в бесполезность, пинают своими косяками в спину, но мы их открываем и входим в чужие и свои уникальные миры, именно это говорит Гейман, стоит лишь прислушаться к его интонации как поет его стиль и красится вода под мостом где сидит тролль.

Гейман меня уже удивлял неоднократно, давая ощутить всю прелесть своего творчества начиная с «Американских Богов» и заканчивая рассказами в духе Холмса, «Этюд в изумрудных тонах». Его произведения зачастую неозднозначны, волшебны, обаятельны и в тоже время яркие и мрачные, смысловые фантазии бьющие читателя в самое сердце, и в этот раз Гейман не решил сдавать планку создав уникальную вещь «Троллев мост».

О чем этот рассказ, можно сказать однозначно — о бесполезности человеческого бытия, о его боязни открывать и стремится к новым дверям, поэтому старые его и бьют в эту спину, как он мальчиком пришел к мосту однажды, так и возвращается туда постоянно, потому что он так и привык жить, фактически существовать в своей скорлупе и оболочке, идти на встречу со своим троллем, поэтому он и бежит от всего даже от любви, от девушки которую любит и в конце концов теряет. Главный герой, еще одна серая лошадка как миллионы людей в этой вселенной, боязливая, трусливая, никчемная и не стремящаяся к новым неизведанным вершинам своей жизни, поэтому каждая встреча с троллем для него была неизбежна. Тролль это лишь прием, лишь этакая фэнтезийная метафора опасности и перемены главного героя, он всего лишь отражения его в воде. И в конце концов ему не вырваться из плена ошибок, не сменить все, не избежать и он снова идет к своему страху и все-таки сталкивается с собой , тем отражением в виде тролля, что привязывает его к мосту и самого делает чудовищем. И все это смотрится более чем правильно, Гейман всего лишь отражает такого человека, преломляет и делает отличную метафоричность текста, создавая уникальный и яркий рассказ.

Очередная неординарная история от Геймана, о том какие мы люди и как спускаем свою жизнь в никуда. Однозначное чтение которое докажет любому скептику что есть умное и хорошее фэнтези, созданное англоязычным автором, чтобы показать в очередной раз наше Зазеркалье.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 апреля 2008 г.

Очень красивая и очень грустная история с какой-то неповторимой, совершенно особой атмосферой. Не устаю поражаться мастерству Геймана. В коротком рассказе поместилась вся человеческая жизнь, с ее надеждами, страхами и разочарованием. Такое впечатление, что идешь вместе с автором по этим тропкам и видишь их своими глазами. А в конце тропок и дорог будет почти совершенно обычный старый мост. Конечно, там героя могла бы ждать Судьба или Смерть. Но Гейман совершенно прав: под мостами должны водиться тролли... Просто у каждого они свои.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июля 2013 г.

Что-то не так было с мальчиком Джеком: тянуло его темное и опасное, выбирал он потаенные тропы, заросшие пруды, заброшенные пустыри, сторонясь обычных детских веселых игр с приятелями. Он верил в призраков, населяющих старые дома, приметам, упивался свободой от правил и обязанностей повседневной жизни. Его интересовало тайное и скрытое, и, что ж тут удивляться, когда кое- что таящееся в сумерках его нашло само и только для него открылась потаенная тропинка, на которой поджидал страшный тролль, готовый выпить его маленькую жизнь.

Мрачная сказка? Еще бы! Представьте только мальчика, смело идущего по незнакомому лесу, где все так заманчиво и таинственно: камешки, травинки, листочки — все сулит приключение. И вдруг, на этой дороге страшилище: самое настоящее, из детских глубинных кошмаров, клыки, когти, волосатые руки, которые тянутся забрать самое дорогое. Страх вдруг стал реальностью, обретя плоть среди ясного дня. И что же наш герой? он не вступает с ожившим кошмаром в бой, не побеждает его сказочном мечом или умным словом. Нет, ведь что-то не так было с мальчиком Джеком, хотя в этот раз он только хитрил и изворачивался, но еще не был способен на открытое предательство.

Жизнь — странная штука и постоянно испытывает нас на прочность. Иногда это испытание легко распознается, иногда бывает незаметным до самого последнего момента. Она постоянно предлагает нам делать маленькие и большие выборы, которые, как верстовые столбы на жизненном пути, отмечают повороты и ответвления. И никогда не знаешь, каким будет очередной экзамен.

Для Джека тролль стал таким испытанием, давая ему каждый раз новый шанс. Хотя ведь чувствовал Джек: дышит на него тролль «лиственным перегноем и обратной стороной всех на свете вещей», но вывода не сделал и продолжал жить, как жил. Бесцельно плывя по течению, никого не любя, ни о чем не жалея, ничего не совершая, среди маленьких предательств и небольших подлостей, оставаясь пустым внутри, напрасно растрачивая дар Жизни.

Сказка о Пустоте, которую люди сами допускают в себя. Жизнь, так и не разгоревшаяся огнем, но превращенная в шлак, годная только чтобы стать «одеждой» для старого тролля. Соль-боль-старый-тролль, вслушивающийся в мысли и чувства проходящих мимо людей и терпеливо ждущий очередного мальчика, в котором растет Пустота.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 мая 2013 г.

Суть рассказа не лежит на поверхности, она спрятана за фантастической историей встречи мальчика с троллем под старым мостом. Мост этот как символ дороги, которую герой рассказа так и не сумел пройти, он застрял, застыл во времени, побоялся изменить свою жизнь, удовольствовался тем малым, что дала ему судьба. Он плывет по течению, и , что самое страшное, его это устраивает. Это простой обыватель, ничего не ждущий от жизни. В детстве у него, может, и были какие-то чаяния и надежды, но с возрастом он утратил их, потерял интерес к жизни, сам стал троллем, законсервировался, застыл. Его душа опустела, очерствела, жизнь потеряла смысл — да имела ли она его вообще? Из страха расстаться с жизнью, будучи подростком, он утратил свою любовь, потерял девушку, которую любил, ли думал, что любил. Из трусости, он предложил троллю забрать ее вместо себя, ни на секунду не устыдившись своего намерения.

Герой рассказа — «человек в футляре», в футляре из собственного страха и одиночества. И тролль — это он сам, средоточие его страхов и несбывшихся надежд. Их встреча неизбежна и предопределена, у героя нет иного выхода. Холод и пустота — вот всё, что окружает героя. Но это выбор, пусть и бессознательный. Это удел человека, боящегося перемен, ответственности, чувств. Он прячется от жизни и от самого себя, но долго бегать не получится. Круг замкнулся.

Рассказ очень неординарный и многогранный, в нем и философский подтекст и глубокая психология личности. Он по своей тематике трагичен — трагичен тем, что герой вот так просто спустил свою жизнь.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 января 2011 г.

Жуткий с психологической точки зрения рассказ. Мальчик под мостом встречает тролля, который хочет съесть его жизнь. Это образ прошел через всю жизнь выросшего мальчика.

Постепенно человек приходит к сознанию никчемности своего существования.

Герой куда то торопился, но так никуда и не успел. Он пришел туда, откуда все и началось – к мосту Тролля.

Замечательно написанное произведение.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июля 2008 г.

В этом рассказе Гейман потрясающе выстроил задумчиво-лиричную атмосферу, сделал ее настолько осязаемой, что кажется — это именно ты бредешь по тропинке к мосту. Первая часть рассказа по духу очень напоминает «Вино из одуванчиков» Брэдбэри.

Детство и юность — самая искренняя, чистая и полная надежд пора, вот о чем повествует «Троллев мост». И если не вынести эти эмоции и стремления и во взрослую жизнь, погрязнув в буднях, то разочарования и встречи с троллем не избежать. На этот раз — последней встречи.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2012 г.

Холод и пустота души заурядного человека, не знающего, зачем ему нужна жизнь; холод и пустота призрака, таящегося безобразной тенью под мостом. Человек бежит, он боится тролля; он боится, что тот пожрет его жизнь. Ему и невдомек, что он и так давно уже мертв – потерялся в лабиринтах повседневности, струсил, убегая от себя, да и заблудился. Он боится потерять жизнь, но не может никак решить, зачем она ему на самом деле. И, когда этой жизни остается совсем мало, он понимает, что никогда не сдержит обещания – не наберет того, что было бы интересно поглотить потустороннему существу. Но, с счастью, троллю нужно совсем не нужно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Теперь у него есть новое небо – серая громада моста над головой. Трудно сказать, ад или рай нашел он – бесконечную кару ожиданием или блаженство воссоединения с пустотой, обретенной на дне собственной души, среди подобранных камешков, с которых стерлись следы детских воспоминаний.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 января 2009 г.

Произведение психологично и поучительно настолько, насколько это возможно уместить в нескольких страницах истории. Надо уметь ценить свою жизнь такой, какая она есть, и не пытаться убежать куда-то под «троллев мост», подальше от чужих глаз, от чужих судеб. Ведь неизвестно всегда, сколько чудес на свете, сколько прекрасного ожидается каждый день, сколько радостного появляется на горизонте возможностей.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 сентября 2007 г.

Каждому из нас когда-нибудь придется столкнуться со своим троллем под каким-нибудь мостом... Просто некоторые могут этого даже и не заметить.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 января 2010 г.

Леди и джентльмены,

Автор показывает, насколько ничтожными и безвкусными могут быть наши жизни. Фактически история о том, как «... жил-был человек и умер... А другие даже не заметили этого...»

Такие дела.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2008 г.

Рассказ заставляет задуматься. О том, куда деваются наши жизни, и откуда появляются тролли под мостами... Ещё один шедевр Геймана. Очень понравилось, хотя осталось ощущение грусти, обречённости, ностальгии по тому, чего уже не вернёшь...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 декабря 2007 г.

Рассказ пропитан грустью и обреченностью, особенно хорошо это видно под конец. Вспоминаются некоторые, похожие по духу, рассказы Чехова, в которых вся жизнь проходит за пару страниц. А вообще «Троллев мост» можно понимать по-разному. Стоит хотя бы взглянуть на отзывы.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх