FantLab ru

Дэниел Абрахам «Война среди осени»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.76
Голосов:
83
Моя оценка:
-

подробнее

Война среди осени

An Autumn War

Роман, год; цикл «Суровая расплата»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

Ота, правитель города Мати в Хайеме, уже давно управляет своими владениями. У него налаженный быт, любящая жена, сын и дочь. Ничто не предвещает беды. А тем временем гальтский полководец Баласар предпринимает труднейшее путешествие, чтобы найти книги, которые помогут ему уничтожить Хайем. Ота вынужден собрать армию и выступить против врага

Входит в:



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
С. Першина (1)

Война среди осени
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 января 2016 г.

Прошло еще почти 15 лет в жизни героев. Надо сказать, что это были мирные годы, когда города Хайема наслаждались благополучием под защитой адантов и поэтов. Причем мирными они были, в том числе, благодаря усилиям наших героев, которые дважды разоблачали заговоры царства Гальт.

Две книги подряд было не совсем ясно, какие же основные претензии были у этого царства к своему соседу. Вроде бы, торговля между странами, от которой обе стороны имеют немалую выгоду, идет бойко. Что же тогда заставляет гальтов раз за разом пытаться разрушить равновесие, чтобы опять ввергнуть мир в хаос войны? Невольно создавалось впечатление, что в Гальте живут алчные и агрессивные ксенофобы и маньяки, жаждущие опрокинуть устоявшийся миропорядок исключительно из-за своей изначальной порочности.

И вот мы получаем возможностью выслушать обе стороны. Доводы Гальта, утверждающего, что Хайем с его поэтами и адантами несет опасность для всего мира, будет отстаивать полководец Баласар. В защиту Хайема выступят опять же наши друзья — правитель Мати Ота, поэт Маати и возникшая вновь в сюжете Лиат, сыгравшая такую нелицеприятную роль в первом романе, добавив во всю историю изрядную долю лжи и измен.

И вот, что получается. Нет никаких явных злодеев, алчных маньяков, темных тиранов или злобных властителей, получающих радость от горящих городов или трупов убитых врагов. Есть только самые обычные люди, охваченные страхом за жизнь и будущее своих детей, что заставляет их, в другой ситуации вполне добрых и честных людей, верящих в необходимость мира и всеобщего процветания, вынашивать бесчестные замыслы и совершать ужасающие поступки.

В отличие от первых двух романов, в этом во множестве присутствуют сражения, схватки, осады городов, убийства невинных, грабежи и все остальное, что сопутствует любой войне. При этом совершающие все эти преступления не перестают думать о том, остались ли они людьми хорошими, и искать оправдание для своих действий.

В этом, с моей точки зрения, и есть ценность романа. В том, что автор смог достаточно однозначно определить собственную позицию в неоднозначной ситуации, ведь, согласитесь, у каждой стороны была своя правда и веские доводы для выбранных методов ее отстаивания.

Но, если подумать хорошо, отрешиться от возникших симпатий, не может быть никакого оправдания таким доводам: «мы убьем их детей, потому что они вырастут и будут угрожать нашим детям» или «пусть лучше умрут их дети, но не наши». Любой человек, какие бы благие поступки он не совершал до этого, только допустив такую мысль, уже не останется ни чистым, ни хорошим, какие бы логичные доводы и оправдания он не приводил.

Так уж мы, обычные люди, устроены, что благополучие, безопасность и здоровье близких нам людей стоит на первом месте. И любовь к ним, порой, затмевает и здравый смысл, и справедливость, и правду, и долг. Ведь об этом предупреждал адант еще в первом романе, когда завел речь о справедливости и любви.

Финал, признаюсь, оказался для меня неожиданным. Да, было понятно, что всем героям придется расплатиться за все совершенные за жизнь маленькие предательства, ложь, измены, неправильные решения, необдуманные поступки и даже с виду невинные обманы. К этому вела вся логика повествования. Но что эта будет такая расплата: жестокая, беспощадная, рождающая чувство жалости ко всем участникам событий, я не предполагала. Как не предполагала, что расплата будет воспринята мной, как справедливая. Пусть жестоко, но справедливо: кто хочет смерти чужих детей, не достоин собственных.

Хорошая история. Трагичная и неоднозначная, жестокая и справедливая. Об обычных людях, которые, как маятник, колеблются всю жизнь между хорошим и плохим, и никак не находят равновесия. О том, что за все совершенное в жизни бесчестное или злое, как бы тайно и мало оно ни было, рано или поздно придется заплатить. И о том, что есть рецепт, как быть хорошим человеком, разработанный еще на заре нашей истории, но ему никто не следует. А жаль.

По мне, так история закончена. Уже не так и важно, смогут ли Хайем и Гальт создать общее будущее, или вместе сгинут из истории мира, смогут ли герои примириться со совершенным, жить дальше или начнут искать виноватых среди окружающих. Главное, заставляющее задуматься, общечеловеческое и не очень приятное для нас, обычных людей, уже прозвучало. И не надо больше.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 апреля 2012 г.

И на одной строне хорошие люди, за которыми правда, и на другой стороне хорошие люди, за которыми тоже правда. И вот эти хорошие люди начинают друг друга убивать насмерть, потому что должен остаться либо один мир, колдовства, либо другой, где придумывают паровые машины. В рузультате все вроде бы добиваются своих целей, но вкус этой победы горек, как горечь тысячелетия. Для всех.

Поклонникам цикла и нестандартной фэнтези. Без героев и темных властелинов.

Окончания жду.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 ноября 2011 г.

Первые тома почти независимы, этот связан с ними намертво.

Потому что всё. Доигрались. Доигрался Хайем с волшебством андатов, доигрались гальты с милитаризмом, дай-кво с педагогикой и секретностью, поэты с пленениями, Ота с нежеланием править... Стало ясно, почему цикл назван: «Суровая расплата».

Абрахам пытался отойти от камерности. Маршируют армии, горят города. Но, хотя военная логистика и преданность наемника описаны выше среднего, а сопутствующие им неуверенность командования, усталость и страх переданы неплохо, все же батальные сцены в большом масштабе — не его конек. Темп не прирос, панорам событий и групповых портретов не случилось. Как и раньше, все, что происходит, происходит в садах, комнатках, приемных, в бане ... максимум — площадь или вид с башни.

Прочее. Ловушки Пустоши корректируют представление о магии и прошлом империй. Меньше этнографии, словно люди везде одинаковы. Кое-что из жизни хаев и немного Гальта. Много отцовства, колдовства и материнства. Финал однозначен, но расклад таков, что в продолжении равновероятны и закат, и восход древнего искусства.

Перевод нормальный. Встречаются ляпы. Кислые яблоки на вкус как мел и т.п.

Полиграфия хорошая.

Рекомендую только поклонникам цикла.

Окончания жду.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 апреля 2016 г.

...За всё нужно платить. Вернее сказать, расплачиваться. За необдуманный шаг. За какие-то свои поступки. За целые поколения, за целые столетия. Рано или поздно возмездие настигает, неважно, насколько ты считаешь это справедливым. Равновесие всё равно побеждает. Когда-то подросток по имени Ота подошёл к утлому и невзрачному мальчонке Маати, и этот импульс, идущий от сердца, запустил целую сеть событий, которая привела хая Мати к гигантским печам с 451 по Фаренгейту.

Гальтский полководец идёт войной на города Хайема, чётко понимая свою цель, полностью оправдывая себя. Ота — единственный, кто способен бросить вызов наступающим, ведь он полагается не только на андатов.

Хороших нет, нет и плохих. Нормальные, обычные люди, которым своя рубашка ближе к телу. Но карающий меч расплаты уже завис над каждым из людей, кто населяет эту книгу. За то, что благодаря мягкосердечию Оты Маати стал поэтом. За то, что Лиат бросила своего супруга, и ушла навстречу лучшей жизни, оставив сына без отцовского воспитания. За то, что Хайем веками надеялся на своих андатов. За то, что поэты слишком вольно подходили к набору своих рядов. За то...

Причудливые узоры судьбы вновь складываются, и её линии сживаются в комок, чтобы потом разорвать саму ткань миропостроения. На всех уровнях. Не только Хайем пылает в огне войны, не только города падают под острыми мечами гальтов, пока их паровые машины разбивают тракты и мостовые вольных городов. Для людей это — просто эхо далёких событий, совокупность мелких чужих трагедий на фоне личного горя, которое всегда острее. Большие события накладываются на малые, и внезапно оказывается, что трагедии повседневности более ощущаемы нашими героями, нежели трагедии родины.

Абрахаму удалось всё же выровнять серию, которая начиналась со сравнительно средненького романа. Мы всё чётче видим героев, всё чётче представляем мир, в котором они живут, всё чётче понимаем, что происходит. Сюжет словно сорвался с цепи и кинулся вперёд — провисаний здесь минимум, на этот раз каждая глава написана на совесть. Схватки и битвы, весьма, нужно сказать, эффектные, диалоги и наполненные трагизмом сцены — автор словно расплачивается с нами за первую, и — отчасти — вторую книгу серии. У самых первых страниц автор берёт нас весьма своеобразным противостоянием и на уровне личностном, на уровне быта. Генерал и хай... Кому из них желать победы? Вопрос не так прост. У Абрахама наконец-то вышло найти яркие краски для Оты, спасибо и на том, а уж низенький Баласар и вовсе серьёзно заставил задуматься, стоят ли хайемцы со своими поэтами и андатами победы. Каждый из них защищает свою родину, свой народ, своих близких. Каждый из них способен на поступки, чудовищные и людоедские, совершаемые во имя блага, в их, конечно, понимании. Прекрасная иллюстрация — как добрый и замечательный, но весьма слабый человек, Маати Ваупатай, неволей совершил... то, что совершил.

Так почему всё закончилось именно так? Весь цикл Абрахама — о том, как хорошие люди совершают ошибки и преступления. Что же понял Ота, когда уходил из школы поэтов? Он понял главное. Андаты — не просто воплощённые — они очеловеченные стихии. Всё, что они имеют, заложено в их создателе — слабости, страхи, пороки. Слишком сильно эти существа, чудовищной, нужно сказать, мощи, завязаны на человека. Простого, слабого человека... Того, кому нельзя доверять.

Роман грустный, и ни в коей мере не жизнеутверждающий. Всё здесь трагедия, трагедия с очень слабыми лучиками надежды. Но он стоит того, чтобы его прочитать, подумать над ним, понять, о чём он. В конце концов, мы же понимаем, что и в нашем мире все великие и ужасные дела вершатся обычными людьми...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 декабря 2013 г.

Словно в компенсацию за пресные первые романы в эту часть автор решил с избытком добавить драматизма. В наличии имеются: долгожданное нашествие гальтов, смерть положительных героев, геноцид, крушение старого мира. Вторая половина романа вообще читалась на одном дыхании, с сопереживаниями и любопытством.

Кратенько, но раскрыто главное отличие немагического и технологически развитого Гальта от застывшего в развитии магического Хайема. В полной мере проявились все изъяны системы «поэт – андат», главным из которых является абсолютная зависимость результата от человеческого фактора. Оправданными теперь выглядят строгие правила и критерии отбора в школе поэтов. Ота ожидаемо стал хорошим правителем города и имеет все шансы проявить себя и в роли императора нового мира. Маати получил, было, шанс на реабилитацию, но в итоге стократно подтвердил реноме неудачника. Правильно, что автор не стал очернять гальтов, а их местного Наполеона, Баласара Джайса, изобразил в позитивном ключе. Все равно у Оты и Баласара оказались общие цели, оба одновременно выиграли и проиграли. Странно, конечно, что до Джайса никто не додумался до такого простого способа решения проблемы. Вся эта подковерная возня в первых романах теперь выглядит особенно нелепо.

Цикл миновал апогей, так что посмотрим, какую новую систему всеобщего мира, процветания и дружбы народов построит Ота в последней части. И хотелось бы, чтобы бедолага Маати в конце концов хоть в каком-то плюсе остался.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 августа 2011 г.

Прочитала треть и как заклинило. Поскольку я по старой своей вредной привычке заглянула в конец и «что же будет дальше и чем закончится» я знаю, интерес пропал полностью. Приходится признать, что Абрахам пишет скучновато и длинновато. В принципе, сюжет интересен — по тому, что я успела прочитать, интереснее двух предыдущих книг, а развязка — так просто замечательная. Персонажи интересны, идеи интересны, но чего-то не хватает — красок? жизни? не знаю.

Только не говорите, что не надо было заглядывать в конец :smile: — во-первых, я это и так знаю, а во-вторых, по-настоящему хорошую книгу можно читать много раз, даже зная все перипетии сюжета наизусть. А Абрахам — «крепкий середняк». Но зачем тратить время на середняков, пусть и крепких?

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 марта 2012 г.

Для меня пока из первых трех томов этот лучший. Его проблематика, герои и их мотивация. Пусть автор не топовый писатель, пусть его обзывают «середняком», но мне это все не важно, пока я вижу в описаниях живых людей. А то, что действие разворачивается во время войны, обостряет восприятие этой вселенной.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх