fantlab ru

Пён Хе Ён «홀»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

Роман

Награды и премии:


лауреат
Премия имени Ширли Джексон / Shirley Jackson Award, 2017 // Роман (перевод с корейского)


Издания: ВСЕ (1)


Издания на иностранных языках:

The Hole
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, тратящий сюжетную завязку, из которой можно было бы раскрутить настоящий триллер-хоррор фейерверк – мужчина выходит из комы после автокатастрофы, унёсшей его жену, едва способный к какой-либо коммуникации(может двигать только одной из рук), полностью беспомощный перед кознями любых недоброжелателей, – на размеренную, реалистичную, с пригоршней азиатской поэтики, историю несчастливого брака.

Впрочем, горевать об этом не приходится, поэтому что автор с помощью пары умелых приёмов умудряется сделать и её чрезвычайно увлекательной. Конечно же, здесь есть ненадёжный рассказчик: подобно герою, очнувшись, оказывающемуся во власти врачей, сиделок и попечителей, читатели оказываются во власти его ограниченной, пересказанной в третьем лице, точки зрения. И так же, как у него растёт подозрение, что ему грозит опасность, у читателей растёт подозрение, что главный герой, в общем-то, подлец. А он долго скрывает(и от нас, и от себя) неблаговидные подробности из своего прошлого, пока обстоятельства, ускользающие из под его контроля, не заставляют его на них остановится. Всё это обращается в интересную игру – понять, насколько риск, которому он подвергнется, когда знакомым из его прошлой жизни станут известны его банальные, но от этого не менее болезненные секреты, реален, а насколько раздут его виноватым воображением; насколько впечатление главного героя, что все вокруг хотят ему зла, справедливо, а насколько – паранойя, рождённая дискомфортом от непривычной необходимости уступать руководящую позицию другим.

Психологическая интрига получается такой удачной именно потому, что главный герой так никогда до конца и не оформляется в чудовище особо крупных размеров: его ошибки в центральных для романа отношениях с женой – бесчувственность и небрежность – никогда не выходят за рамки обыденных и в общем-то общественно приемлемых. И именно в этом, как у романа получается показать – и это, по-моему, его мощнейшее достижение – настоящий ужас. Ментальность «человек-человеку-волк», постепенно приобретается героем не в вакууме, но за удовлетворённость ею спрос уже с него, и в том, как он почти не замечает, что с ним не так(«Время от времени Оги ловил себя на том, что стискивает ладони в кулаки. Порой он не замечал этого так долго, что ладони успевали затечь и покраснеть. Сжимая и разжимая их, чтобы убрать напряжение, он задумывался, что же это он так сильно пытается удержать»), проглядывает какой-то экзистенциальный ужас.

У ограниченности рассказа точкой зрения главного героя, впрочем, есть побочный эффект: портреты второстепенных персонажей получаются несколько расплывчатыми – они входят в фокус ровно настолько, насколько интересуют главного героя, что, в большинстве случаев, естественно, означает, несильно. Это слегка портит концовку, которая получилась бы мощнее, знай мы персонажа, вынужденного выполнять роль ангела посмертной мести жены за брак без любви, чуть получше. Но в основной части текста тонкие наблюдения преобладают над навязчивым символизмом, и общее впечатление от коротенького романа остаётся крайне пронзительное.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх