fantlab ru

Эка Курниаван «Красота — это горе»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Оценок:
43
Моя оценка:
-

подробнее

Красота — это горе

Cantik itu Luka

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Эпический роман индонезийца Эки Курниавана — удивительный синтез истории, мифов, сатиры, семейной саги, романтических приключений и магического реализма. Жизнь прекрасной Деви Аю и ее четырех дочерей — это череда ужасающих, невероятных, чувственных, любовных, безумных и трогательных эпизодов, которые складываются в одну большую историю, наполненную множеством смыслов и уровней. Однажды майским днем Деви Аю поднялась из могилы, где пролежала двадцать один год, вернулась домой и села за стол… Так начинается один из самых удивительных романов наших дней, в котором отчетливы отголоски Николая Гоголя и Габриэля Гарсиа Маркеса, Михаила Булгакова и Германа Мелвилла. История Деви Аю, красавицы из красавиц, и ее дочерей, три из которых были даже прекраснее матери, а четвертая страшнее смерти, затягивает в вихрь странных и удивительных событий, напрямую связанных с судьбой Индонезии и великим эпосом “Махабхарата”. Проза Эки Курниавана свежа и необычна, в современной мировой литературе это огромное и яркое явление.

Номинации на премии:


номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2018 // Книга фэнтези (Индонезия)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
М. Извекова (1)

Красота — это горе
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главное, и пожалуй, единственное преимущество романа — мастерство автора как рассказчика. Он умело накручивает сюжет, разветвляя его и сохраняя главную интригу. Беда в том, что интрига, как оказалось, так себе. Поначалу роман привлекал локацией происходящего — далёкой и незнакомой Индонезией. Но ближе к середине налёт экзотичности развеялся и осталась лишь история, явственно напоминавшая «Сто лет одиночества». И чем дальше, тем сходство усугублялось. И это не комплимент роману.

Параллелей со «Сто лет одиночества» хватает. Во-первых, история одной семьи в определённом временном отрезке. Во-вторых, страдания и безысходность как общая связующая нить судеб. В-третьих, исторические события как фон: революция, восстания, экономический подъём. В-четвёртых, пристальный интерес к сексуальной жизни героев. Причём, как и в творении Маркеса, не обошлось без инцеста.

Самое интересное, что невозможно ответить на вопрос «о чём книга?». То есть, рассуждать о романе, анализировать его, разбирать, дискутировать можно. Но чтобы вкратце, в трёх-четырёх фразах рассказать, какая главная идея — увольте. Книга о том, что красота это горе? В книге некрасота — тоже горе. Там всё происходящее горе и тлен. О любви? Скорее нет, чем да. Любовь в романе зачастую передана как слепая страсть. А та, что чистая и прекрасная, всё равно завершается горем. О жестокости судьбы? Да, хотя злая судьба на поверку оказывается банальным проклятием. Которое, в свою очередь, выступает в образе совы, извините, натянутой на глобус. О тяжёлой женской доле? Тоже да. Но страдают там не только женщины. Просто женских страданий больше из-за особенностей индонезийского общества и места женщин в нём.

По факту, если не углубляться в бэкграунд каждого героя, мы видим историю маргинального сектора приморского яванского городка: проститутка со своим потомством, бандиты-приманы, кошмарящие население, зажравшиеся силовики, презираемые всеми коммунисты, какие-то извращенцы и извращенки, низы общества, сумасшедшие. Всё это приправлено страстями, историческими событиями, мистическим флёром. Причём мистика, умеренная в начале, внезапно проклёвывается в последней трети и играет решающую роль в сюжете, чем вносит явный дисбаланс в повествование.

Возможно, роман Курниавана понравится любителям магического реализма, не знакомым со «Сто лет одиночества» Маркеса. Но уже имя в списке прочитанного роман колумбийца, «Красота — это горе» кажется продуктом вторичным, не самым удачным подражанием.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этой книге вы найдете историю Индонезии, изнасилования, немного мистики, эфебофилию, зависть, педофилию, историю одной семьи, скотоложество, смерть, боль. Не смотря на то, что городок Халимунда — логово проституток, бандитов и недобитых партизан, читать было легко. Магические моменты смягчают историю, она становится немного забавной. В именах не путалась.

Начало напомнило «Белую хризантему» Мэри Линн Брахт , а Деви Аю — героиню «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл . Мне кажется, что свадьбу она затеяла, чтобы быть более защищенной, чем незамужние девушки, а жениха такого выбрала, потому что не смогла выдержать правду о дедушке и родителях, бунтующим подросткам и не такие странные идеи в голову приходят. Деви Аю хорошо держалась, мужественно встречала трудности, помогала другим, находила положительные стороны в любой ситуации, спокойно принимала последствия своих опрометчивых решений. Самым странным её поступком для меня был выбор жениха для Майи Деви, но и это показывает, каких ужасов героиня навидалась за свою жизнь, как сильно боялась за дочь. Под конец Деви Аю сломалась, однако воскресла и попыталась разобраться с ситуацией.

Аламанда была упряма и прекрасна как мать, но чувствовала себя раскованнее. Почему она не прислушалась к матери, из-за её профессии? Выбор Аламанды мне кажется не столько местью, сколько самонаказанием. Шоданхо показался самым мерзким персонажем. Адинде чуть больше повезло в жизни, но потом осадок стал самым горьким. За Майю Деви всё решили и она старалась как могла быть хорошей девочкой. Маман Генденг иногда кажется хорошим человеком, но он глуп, опасен, обычный бандит. Чантик просто плыла по течению. Что произошло с Ренганис и Ай сразу было ясно. Пожалуй, истории про Ма Иянг и Крисана были самыми страшными для меня, хотя каждая страница пропитана болью. Понравилась часть про детей без любви и от добровольного согласия. Из персонажей по душе пришлась Розина.

Если вас не смущает то, что перечислено в самом начале, то рекомендую прочитать. Автору удается легко рассказать про Индонезию от Второй Мировой где-то до 80-х, познакомить нас с некоторыми сказками, верованиями, показать социальные проблемы, показать, что Индонезия виновна лишь своей красотой, остальное — следствие того, что в ней происходило и кто её брал, это не мы, это всё проклятье, магия. Если говорить о женском вопросе, то эта книга интереснее «Рассказа Служанки» Маргарет Этвуд .

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

До самого конца книги очень сильно смущает её название, уж очень оно некрасивое... что ли... Прямо горе какое-то. Можно сразу открыть последнюю страницу и увидеть, как именно этой строчкой и заканчивается роман, что тоже не добавляет интриги, тем более, что это ответ на вопрос, почему самая некрасивая девушка посёлка стала объектом любви. Некрасивость ситуации дополняется тем, что да, никакая там не любовь, а отчаяние, которое привело к дырке, не способной завлечь в своё лоно никого больше. Но, чуть больше историй отчаянной любви, и уродливейшая девушка деревни с легкостью обретёт профессию своей матери — самой красивой и знаменитой проститутки Халимунды, разве что тайно... Но этой истории в книге нет.

Зато есть множество сюжетных линий, завязанных на матери уродливой девушки, названной Красотой, — Деви Аю. И все они про любовь к красивым девушкам, которых добивались лучшие мужчины Халимунды, начиная с Второй Мировой и заканчивая где-то ближе к 80-м. Линии эти переплетаются с историей, в которой голландцы-колониалисты вступают в конфликт с агрессивными японцами, а по обе стороны баррикад сражаются индонезийцы. Индонезия из колонии становится оккупированной территорией, а после, разрываемая влиянием коммунистов и правых повстанческих движений, опаздывает провозгласить независимость, так как Голландия отдаёт ее в дар. Дальнейшая история Халимунды состоит из локальных войн сельских банд с бывшими военными повстанцами и вдохновленными успехами Советской революции коммунистами. Но происходит это скорей не по идейным и экономическим причинам, как бы не усердствовал товарищ Кливон в теории, а его конкурент на поприще рыболовецкого бизнеса Шоданхо в монополистской экспансии рынка, противостояние их основано на компромиссе между влюблёнными в одну и ту же девушку мужчинами. Таким же образом решаются вопросы между Шоданхо-солдатом и главным бандитом Халимунды Маманом Генденгом, ведь их жёнами стали красавицы-дочери той самой проститутки Деви Аю...

В общем, сюжетно книга точно удалась. Причём из любой веточки можно вытянуть такую историю, которая может стать полноценной романтической новеллой с мистикой и призраками либо, если взглянуть на неё с другой стороны, — детективным сюжетом. Книга от исторического контекста внезапно поворачивает в сторону призраков и неожиданных превращений. Все из-за того, что индонезийцы верят во все, что угодно: здесь сохраняются и христианское влияние европейцев, и сильно влияние ислама, но остаются индуистские и буддистские верования, что уж говорить про веру в светлое коммунистическое будущее. Очень мифологические истории в соседних главах преобразуются во вполне материалистические, но романтики в них не теряется ни на грош, хотя тут хватает пошлых сцен — откровенной сексуальной жестокости. Ну правда, птичек жалко...

Начало у книги неожиданное, сразу задающее намёк на магический реализм: Деви Аю восстаёт из мертвых и знакомится с единственной своей некрасивой дочерью. Но дальше приходится давать предысторию, и повествование мгновенно теряет динамику. История о том, как Деви Аю докатилась до жизни такой довольно жиденькая, исторически малоправдоподобная и приправленная микродиалогами с остротами главной героини. Когда же ее жизнь обрастает сюжетными линиями дочерей, про достоверность можно забыть, потому что истории любви — это романтические сказки, чувства, доведённые до легендарного пафоса: длительные расставания и трагические смерти, годы воздержания и заслуженные награды, завоевания и похищения, пропадающие из живота дети и зачатие от пса, и тайны, тайны, тайны...

Про красивых и истории здесь красивые. И, может, в жизни действительно так и есть... Красота требует соответственных декораций... Поэтому и большая часть книги оказалась красивой. А вот небольшие упоминания судьбы последней, некрасивой дочери, перевернули сагу в откровенно печальную сторону. Слишком пошло, слишком жалко... И ведь разница всего лишь в декорациях, а чувства уже не те...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх