FantLab ru

Дмитрий Манасыпов «Метро 2035: Злой пёс»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Голосов:
9
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2035: Злой пёс

Роман, год; цикл «МЕТРО»

Аннотация:

Двадцать лет черного ядерного сна города у Реки закончились. Рубеж пал, надежда и жизнь вернулись... почти.

Если враг пропадает, люди всегда найдут другого. И война, вроде бы ушедшая, вновь закипит алыми кровавыми всполохами вернувшихся ночных кошмаров. Люди не меняются, люди всегда желают иметь больше. Метро, рейдеры поверхности, возродившаяся область... выживет ли здесь мутант-наемник?

Его зовут Хаунд, а за спиной называют просто Псом.

Входит в:



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Злой пес
2018 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сама себе удивляюсь: я прочитала восемь книг автора Манасыпова и надеялась, что у персонажей пролога, который многообещающе называется «Мёртвые крылья», всё выгорит. Вот что значит надежда умирает последней. А ведь это любимый авторский приём – показать жестокость мира в самом начале, так сказать, сразу окунуть читателя с головой в суровые реалии придуманного мира.

Мир «Злого пса» безжалостен и бесчеловечен, кровожаден и неумолим. Автор описывает город Самару и её окрестности через двадцать два года после ядерной войны. И самое страшное тут не постядерные аномалии и мутировшие животные, самые страшные тут люди и их отношение друг к другу. Человеческая натура быстренько избавилась от налёта цивилизации и ускоренными темпами вернулась к дикому состоянию под девизом: «Кто сильнее – тот и прав, и у того больше прав!» Плюс можно безнаказанно удовлетворять все свои извращенные фантазии, вполне законно использовать рабский труд, торговать живым товаром, делить территорию с помощью клановых войн, жёстко разделить всех на свой-чужой, когда чужой автоматически лишен всех прав. Если у тебя шерсть, лишние пальцы или какие-то наросты, то ты проклятый мутант и «нечистый» и над тобой можно глумиться всеми возможными способами. Но мутанты в долгу тоже не остались – сбились в стаи и платят «чистым» людям лютой ненавистью. Несмотря на то, что автор не поскупился на фантастическую составляющею в виде всяких монстров типа крыложоров, гнилопсов, основной упор всё-таки сделан на человеке.

Хотя если снять розовые очки, отбросить атмосферу постапокалипсиса и посмотреть на реальный мир глобально, а не на кусочек относительной «цивилизации», то очень ли он сильно отличается от авторского? Я недавно читала в журнале мод статью о этичном производстве и экомоде, в которой авторы призывали не покупать товары с этикетками Made in Bangladesh, Cambodia, China и т.д., потому что там отвратительные условия труда и полурабский или рабский труд. Ну а извращенные фантазии и войны – это вообще норма даже в цивилизованном мире. Не хочется скатывается в философию, но скажу одно – авторский мир меня не напугал и не покоробил. Просто жители этого мира не могут спрятаться за красивыми словами, розовыми очками и окунуться во влажные и прочие мечты. Мир и человек в нём поставлен на грань выживания, где нет места скуке, лене, хандре и прочим «благам» цивилизации, тут надо пахать до седьмого пота, чтобы элементарно поесть, не говоря уже о чём-то большем. Хотя и тут достаточно тех, для кого война – мать родная и кто на чужой крови и горе построил собственный рай. А слабые, нерешительные, те кто не умеет настоять на своём стали или рабами, или влачат жалкое существование на задворках этого нового-старого мира. Благородных героев в этой книге нет: например, сталкеры напрочь лишены романтического ореола, а главный герой действует в своих личных меркантильных интересах.

К какому типу людей принадлежит главный герой Хаунд, злой пёс? Честно, до конца я так и не определилась. С одной, стороны он против рабства, не приемлет насилия ради насилия. А с другой – стремится на вершину пищевой цепи в этом мире. И кто знает, если Хаунд всё-таки осуществит свою мечту и создаст курфюршество, сможет ли он пройти испытание властью. Ведь как известно абсолютная власть развращает абсолютно. Сам Хаунд не перестаёт подчёркивать, что он не человек, а мутант, отрыжка ада и преисподней и тем самым как бы снимает с себя ответственность за моральную сторону своих действий. Хотя какая к чёрту мораль в таком мире. Здесь кто выжил – тот и молодец. А у Хаунда для выживания есть все данные. Чисто внешне мне он представлялся этаким Хищником из одноимённого фильма, только с человеческой головой и более шерстистым, собака всё-таки. По характеру сильная не лишенная харизмы личность, хорошие боевые и аналитические навыки, звериное чутьё и реакции, обостренная интуиции. Так и хотелось сказать: автор, а с какого перепугу обычный мутант такой супермэн? Но автор вышел из этой ситуации изящно предоставив читателю самому дофантазировать прошлое Хаунда. Потому что тот просто однажды где-то очнулся со всеми навыками, знаниями и нестандартной внешностью. В общем, то ли какие-то секретные военные опыты современного профессора Преображенского, то ли матушка-природа и мутация поигрались, объединив пса и человека. Кроме нестандартной внешности у главного героя нестандартный лексикон – он ещё и полиглот, по крайней мере его речь пересыпана большим количеством немецких слов. В общем, вот такой немецкий охотничий пёс. И в качестве вишенки, наверное, для женской аудитории, автор сделал Хаунда романтиком, из тех, кто влюбляется раз и на всегда в одну женщину: моя и никто не может лишний раз в её сторону дыхнуть, при виде объекта коленки подкашиваются и капает слюна. В общем, чуть ли не герой дамского романа. Правда, книга всё-таки написана мужчиной, поэтому Хаундер не ограничивает себя в удовольствии посозерцать и потрогать приятные женские округлости, но объектом обожания остаётся Девил, старпом банды «Черных воронов». Хотя дамы особой взаимностью Псу не отвечают, да и к Девил он не знает с какой стороны подкатить, и слава богу, а то он был не Злым псом, а гламурным Джеймсом Бондом постапокалипсиса.

Есть в этой книге не менее харизматичный персонаж, который у меня вызывал восхищение – это Кулибин. Из прозвища или фамилии понятно, что он гений инженерной мысли. Да, Кулибин такой с золотыми руками и серьёзными техническими знаниями. Человек, который, не смотря на свою инвалидность не спился, не опустился, не начал жалеть себя, а увлечённо мастерит и изобретает, попутно наставляя на путь истинный Хаундера и Зуба – ещё один немаловажный персонаж в этой истории. Если Хаундер любит вставлять немецкие слова, то у Кулибина через слова, а то и в каждом слове мат. Но это не напрягает, а добавляет колорита и реалистичности данному персонажу. Если зайти на какое-нибудь предприятие, где заняты производством или ремонтом, то можно убедиться, что эти слова имеют магическое свойства, а произнесённые в правильной последовательности приобретают практически силу заклинания, так как невероятным образом способствуют ускорению и эффективности процесса производства или ремонта. А в нерабочей остановке Кулибину просто не перед кем контролировать свою речь, ну не перед человеком-псом или подростком-рейдером в самом деле.

Действия книги разворачиваются в Самаре, и автор нашёл способ как написать практически путеводитель по этому городу с помощью ещё одного мутанта – дядюшку Тойво, который Швед, который на самом деле финн. В общем, персонаж такой же тёмный, как и его происхождение. До самого финала я была уверена, что ему отведена в этой истории одна роль, а в финале всё оказалось с точностью до наоборот. Да, и личность, честно говоря, малоприятная: работает киллером, в домашнем хозяйстве использует рабов, жену явно взял не по её согласию, любитель охоты и рыбалки на человеческую наживку. Но этот персонаж честен с собой и окружающими, так как живёт он по древним поверьям саамов, которые гуманностью не отличаются. Но именно благодаря саамским традициям Тойво ближе к природе и это помогает ему, чужаку выжить в Самаре. Глазами, точнее глазам, этого персонажа читатель может составить представление о современной Самаре: от центра до рабочих окраин, от набережной до старого города. Автор не поскупился на описания города в котором живёт, показав не только красоты, достижения, туристические места, но и подноготную города, которую знают только местные жители. И тут же идёт описание Самары 2035 года тех же улиц, районов и станций метро: Прогресс, Безымянка, Победа, Спортивная, Советская. В какой-то момент поднимешь, что помимо книги в руках надо держать карту Самары, чтобы лучше ориентироваться в передвижениях и планах героев. А планов у героев, как у дурака махорки: кроме создания курфюршества, надо спасти девицу в беде, выбрать правильную сторону в предстоящей войне между районами, заручиться поддержкой нужных людей и самое главное остаться в живых осуществляя всё это громадьё.

Несмотря на все рассуждения и размышления главного героя о бытие и о подлой человеческой натуре книга по жанру фантастический боевик со всеми вытекающими. Автор любовно описал всевозможные колющие-режущие и огнестрельные штуковины как заводские, так и самодельные. Не менее подробно и любовно описаны всевозможные автомобили: громадина «Ураган», Тахо на огромных колесах, оттюненгованны КрАЗ, бронированный трамвай. А о «Волге» по имени «Фэйт» или гончей автор так увлечённо рассказывает, что чуть не укатился в подробное описание её параметров и способов ремонта. И как бы логично, что скопление такого количества разных автомобилей не могло не закончится эффектной погоней, которая и произошла в финале.

Финал меня удивил. Наверное, автор решил для разнообразия написать такую развязку. Я привыкла немножко к другому повороту событий в финале авторских книг, поэтому заранее настраивалась на женское коварство или мужскую подставу в конце книги.

А вот рассказать про эпилог без спойлеров не получится. Автор решил показать немного простого человеческого счастье, но не укатился при этом в сахарный сироп. Всё-таки Хаунд получил предупреждение относительно будущей супружеской жизни. Так и хочется ему напомнить слова пушкинской сказки:

жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнешь

Да за пояс не заткнешь.

Услужу тебе советом —

Слушай: обо всем об этом

Пораздумай ты путем,

Не раскаяться б потом.

Хотя Хаундеру не до предупреждений, он просто счастливив. А вот Девил продемонстрировала свою хозяйственность и прозорливость сразу: и коврик ей подавай, хотя для сугрева ног, рук и других частей тела прекрасно подойдёт её теплый, плюшевый Бобик; не кури и вообще я хочу быть герцогиней всея апокалипсиса – вынь и положь.

В общем, ещё одна интересная книга Дмитрия Манасыпова по атмосфере в духе «Безумного Макса», но с достаточно глубоким социальным подтекстом.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Аловласая дьяволица»

Рецензия на «Метро 2035: Злой Пёс» Дмитрия Манасыпова

Совершенно неожиданно для всех Самарский регион стал довольно часто появляться во «Вселенной» в последнее время. В феврале свет увидел новый сборник рассказов «О чём молчат выжившие» с рассказами «Дед» Дмитрия Манасыпова и «Не сегодня» Сергея Чехина, в апреле вышло «За ледяными облаками» опять-таки от Дмитрия Манасыпова, в конце мая очередь дошла до «Спящего стража» чуть ранее упомянутого Сергея Чехина, и вот уже третий месяц подряд мы возвращаемся в город «Жигулей» и «Союзов». И снова в исполнении Дмитрия Манасыпова.

Дмитрий давно желал написать роман о своём родном и явно любимом городе, и читатели поддержали это начинание неподдельным интересом. Стиль Манасыпова нам хорошо знаком — жди брутальных, ярких, местами жестоких и даже грубых мужчин и действий, а если присовокупить красоту и обаяние, то же можно сказать и о женщинах. А мысли, отдающие ностальгией и подкупающим пониманием жизни и её изнанки, возносят его тексты на качественно высокий уровень, не только развлекая, но и давая пищу для размышлений.

Как уже успел отметить, Самара неожиданно стала популярной. «Злой Пёс» — уже третий роман в серии об этом городе. И все они, что меня поразило, восхитило и просто унесло в хорошем смысле, учтены в новом произведении Дмитрия Манасыпова. Даже главные герои упоминаются! Именно в такие моменты чувствуешь «Вселенную» единым миром, который соединяет разных авторов и читателей в одном, пусть и формально и, к счастью, не существующем пространстве-времени. Собственно, единственная работа, пожалуй, никак не затронутая всевидящим оком Дмитрия, — рассказ его земляка и моего тёзки, «Котёнок» Леонида Елсакова. Впрочем, попытка и его прикрутить к рассказываемой истории была бы чересчур уж излишней, так что, хоть я и люблю тот рассказ, даже рад, что автор не стал гнаться за количеством отсылок. К которым, стоит добавить, относятся и отсылки, географические больше, к трилогии «Дорога стали».

Из трилогии, закономерно, в новый роман перекочевали стиль и философия автора. Ну, было бы странно, если бы он изменил самому себе. А так мы получили отличный по стилю роман, совершенно не похожий на «Безымянку» и «Спящего стража» и совершенно не пытающийся этого отрицать. Хотя в каком-то смысле параллели с «Безымянкой» провести можно, но вполне допускаю, что они надуманные. Ещё одна особенность «Злого Пса» — бурление жизни. В предыдущих самарских романах город казался, гм, более пустынным, схематичным, а со своим искренне любящим жителем, владеющим жгучим глаголом, он оживает и наполняется не только красками и подробностями, но и людьми, его населяющим, историями, вплетённого в самую его суть, что особенно проявлялось во вставках «Город у реки».

Главный герой — германолингвофил, мутант, жестокий рубака и харизматичный мерзавец с амбициозными планами на будущее, известный под кличкой Хаунд. Почему-то он не помнит бо́льщую часть своей жизни и столь же почему-то автор почти не акцентирует на этом внимания. Скорее, показывает ежестранично, что у такого боевого мужа событий набирается за неделю больше, чем у некоторых — за всю их серую жизнь, и всегда найдётся что вспомнить, даже если это произошло всего с полгода назад. А вот что отвлекало и озадачивало, так это иноязычные словечки. И ладно бы только в речи Хаунда, но автор ещё и подйакивает ему. Однако и это можно принять спокойно. А вот что нет-нет, а вызвало лёгкое недоумение, так это обилие нерусских прозвищ, в том числе, собственно, Хаунд. Если Самара — истинное отражение России, как говорится, если не путаю, в одной из вставок про финна Тойво, то откуда такое обилие английских наименований (немецкий фетиш Хаунда оставим на его совести)?! Однако отчего-то сии экзотичные клички придают колорита происходящему, поэтому к недостаткам это всё же отнести нельзя.

За сюжетом было следить интересно, герои и им сопутствующие лица отлично его оживляли. Столько колоритных и западающих в душу персонажей можно найти разве что в других романах Дмитрия Манасыпова, благо их теперь четыре, плюс рассказ в недавней антологии. А то, что стало краеугольным повествования, как мне кажется, стоит того, чтобы развить в будущем. Во всяком случае, я в этом точно заинтересован. Уверен, другие читатели поддержат меня в этом желании. Ну а пока могу лишь поблагодарить Дмитрия за его оду о родном городе, она получилась головокружительно достойной.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх