Артур Кларк «Из контрразведки»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Ганс Мюллер никогда не любил телевидение. До тех пор, пока к нему случайно не попал телевизор. И Ганс «пропал». Но вскоре он обратил внимание, что декорации многих фантастических сериалов очень ненатуральны. Мюллер начинает создавать декорации сам. Но результат его творчества несколько неожиданный...
Первая публикация: London Evening News Jan 13 ’56.
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, June 1957», 1957 г.
— сборник «По ту сторону неба», 1958 г.
— журнал «Смена № 14, 1962», 1962 г.
— журнал «Вокруг света 1965'05», 1965 г.
— антологию «Научно-фантастични разкази», 1969 г.
— сборник «Of Time and Stars», 1972 г.
— антологию «Пасынки Вселенной», 1989 г.
— антологию «Звездные короли», 1991 г.
— антологию «Премия за риск», 1993 г.
— сборник «Колыбель на орбите», 2000 г.
— антологию «Заповедник гоблинов и другие фантастические истории в рисунках Геннадия Новожилова», 2020 г.
- /языки:
- русский (14), английский (6), болгарский (1)
- /тип:
- книги (16), периодика (3), самиздат (2)
- /перевод:
- Л. Жданов (12), Т. Степанова (2), А. Хрусанов (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 6 июля 2022 г.
Великолепнейшая вещица. Всего пять страничек, а сколько удовольствия для читателя. Начиная с остроумного замысла и эффектнейших заключительных фраз рассказа (по своей неожиданности вполне сравнимых с финалом «Девяти миллиардов имён» того же Артура Кларка) и кончая собственно текстом, который написан так, что в нем не просто каждая фраза нужна/важна и стоит на своём месте, но ещё и сама по себе интересна. Вот всего лишь два предложения из этой изящной вещицы: «Единственный ход в мастерскую вёл через запущенный двор, который днём служил автомобильной стоянкой, ночью же — местом сборищ юных правонарушителей. Впрочем, они не причиняли мастеру никаких хлопот, так как он умел прикинуться несведущим, когда появлялась полиция».
Ещё хотелось бы заметить, что это произведение — практически гимн тем кустарям-одиночкам, что порой в одиночку творят такие вещи, что не под силу и большим творческим коллективам. И, наконец, совет тем, кто эту вещице ещё не читал: чего ни в коем случае нельзя делать, когда её читаешь — так это относиться к ней серьёзно :).
elfy, 6 октября 2007 г.
Интересный рассказ. Непонятно только, с какой целью делились марсиане информацией? Не понравился сериал?
Deliann, 20 ноября 2013 г.
Ганс Мюллер — искусный мастер по дереву. Однажды при просмотре фантастического сериала Ганс задался вопросом: а почему, собственно, декорации и реквизит выглядят так громоздко и неправдоподобно? И вот он уже рисует свои собственные чертежи и наброски, предлагает их студии и заключает контракт на постоянную работу. Продюсеры счастливы: рейтинги сериала взлетели вверх. Актеры довольны: все выглядит как настоящее, и вжиться в роль намного проще. Ганс рад: его идеи воплощаются должным образом. Зрители в восторге: шоу больше не выглядит постановкой. Конкуренты не испытывают позитивных эмоций: внимание аудитории потеряно. Но однажды к Гансу приходят неожиданные гости...
Рассказ Кларка доказывает, что не одному только Шекли свойственна умная ирония. Эта история невелика по размеру и больше напоминает анекдот. Читается она очень быстро и не раз заставляет улыбнуться.
Рекомендую этот рассказ тем, кто хочет скоротать пять минут за приятной историей.
SAG, 3 марта 2013 г.
Жена сидит рядом смотрит очередной сериал и комментирует: « Ты глянь, глянь, у них стол из другого гарнитура, а бра на стенке, там даже нет лампочки.» И мне вспоминается небольшой рассказ Артура Кларка. Вот также Ганс Мюллер начал смотреть космический сериал и был шокирован. Бластеры выструганные из дерева, пульт космического корабля напоминающий — фанерный стенд с мигающими лампочками. Разочарованный увиденным, он начинает создавать вещи для этого сериала и так создавать, что их не отличишь от настоящих. А какие они настоящие. И поэтому Гансом заинтерсовались спецслужбы, правда спецслужбы... не нашей планеты.
morbo, 7 марта 2011 г.
Павла Клушанцева тоже приглашали на ковёр, когда увидели его фильмы о космосе. Они настолько совпадали с секретными разработками в области ракетной и космической техники, что спецслужбы заподозрили утечку секретных материалов. Так что рассказ во многом правдив.
Клушанцев обладал настолько высоким мастерством создания спецэффектов и декораций к своим фильмам, что на его фильмах учились Джордж Лукас и Стенли Кубрик, а Лукас даже назвал его крёстным отцом «Звёздных войн».
Так что такие самородки действительно были. Только инопланетяне к ним не приходили :)
Muzzy29, 7 января 2017 г.
Интересный рассказ.
Сколько человек фантазируют, грезят наяву о странных, удивительных вещах.. О вещах, которых не может и, велика вероятность, не будет существовать в будущем. Однако многие обретают статус провидцев, которых человечество ставит на пьедестал за идеи, формы, которые опередили свое время и дали загадку для научных умов, выражающейся одной фразой: «Откуда он мог знать?»
Самые смелые фантазии могут быть реальностью!
Journalist, 9 октября 2006 г.
Оригинально. Вот как может один человек до всего дойти своим умом. Надо только мыслить иначе.
Gourmand, 21 ноября 2014 г.
Рассказ силён своей концовкой. Сразу задумываешься, а уж не был ли кустарь тем самым прародителем всех этих вещей. Кстати, как я понимаю, это бывает и в жизни. Скажем, сначала кто-то пишет фантастический рассказ про некую штучку, а затем поколения восторженных поклонников таланта автора стремятся воплотить эту фант-вещицу в жизнь.
С другой стороны, это, безусловно, сатира. Сатира на наше телевидение, сценаристов и декораторов, которые лепят такую отсебятину, что действительно жалко становится сериальных героев будущего. Неудобная одежда, громоздкое оружие — всё очень точно схватил Кларк.
Но и сатира на секретные службы. До какого маразма надо дойти, чтобы обвинять художника-декоратора в разглашении секретов, да ещё и (спойлер).
Вспомнилось незабвенное из «За миллиард лет до конца света»:
— Это не ваши расчеты, — холодно возразил Игорь Петрович, тоже повышая голос. — Вот этот график — откуда он у вас?
Он издали показал листок и постучал ногтем по кривой плотности.
— Из головы! — сказал Малянов свирепо. — Вот из этой! — Он ударил кулаком по темени. — Это зависимость плотности от расстояния до звезды!
— Это кривая роста преступности в нашем районе за последний квартал! — объявил Игорь Петрович.
Малянов потерял дар речи. А Игорь Петрович, брезгливо оттопырив губы, продолжал:
— Даже срисовать толком не сумели… Не так она на самом деле идет, а вот так… — С этими словами он взял карандаш Малянова, вскочил и, положив листок на стол, принялся, сильно надавливая, чертить поверх кривой плотности какую-то ломаную линию, приговаривая при этом: — Вот так… А здесь вот так, а не так… — Закончив и сломав грифель, он отшвырнул карандаш, снова уселся и посмотрел на Малянова с сожалением. — Эх, Малянов, Малянов, — произнес он. — Квалификация у вас высокая, опытный преступник, а действуете, как последняя сявка…
Tullma, 23 января 2023 г.
Не могу понять перевод названия, ведь переводится очень просто «Проверка безопасности». Зачем менять авторское название?
Сам рассказ интересный, навевает мысли о теории информационной сферы, из которой якобы все гении черпают свои идеи. Якобы поэтому гениальные идеи могут прийти в голову не одному человеку, а сразу нескольким. Уж не знаю какой смысл хотел донести автор, или вообще никакого просто забавный рассказ о незадачливых «чужих», но несколько приятных минут ожидания концовки вас точно ждут.
VovaZ, 18 января 2016 г.
Забавный классический рассказ, влючаемый ещё в СССР в большинство сборников Кларка, в связи с политической безобидностью.
Сам по себе, был написан для выходного выпуска газеты London Evening News в конце 50-х, а потому представляет из себя «форматное произведение», на заданные количество строк и тему.
viv, 25 ноября 2007 г.
Проверить бы всех этих фантастов как следует! А то тарелки летающие везде и всюду, а контакта нет. Что, наша контрразведка слабее марсианской?
Nonconformist, 24 августа 2007 г.
Надо быть поистине великим мастером, чтобы тобой заинтересовались личности из... эээ... контрразведки. ;-)
TwilightKhan, 19 августа 2013 г.
очень живой и оригинальный рассказ. побольше бы таких самоучек и пусть эта часть фантазии станет реальностью.
god54, 24 октября 2013 г.
А мне рассказ понравился. И фантастической идеей, и сюжетным решением, и литературным решением. Тонкая ирония, великолепная концовка, а в основе исторический факт о человеке, который еще до создания атомной бомбы почти точно её описал. Все может быть в нашей жизни. Если вам удастся смоделировать по-настоящему красивую вещь, то такой она и будет в жизни. Ибо рациональное, практичное и полезное всегда заканчивается изобретением истинной формы будущего изделия. Следует прочитать.