FantLab ru

Эльдар Сафин, Марина Дробкова «Танец с зеркалом»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.30
Голосов:
10
Моя оценка:
-

подробнее

,

Танец с зеркалом

Сборник, год

Аннотация:

Эта книга серии «Зеркало» устроена чуть иначе, чем предыдущие: в каждом блоке три рассказа — мужской, женский и соавторский, что позволяет не только увидеть противоположные точки зрения, но и проследить, как они пересекаются, рождая нечто новое.

Авторы ведут завораживающий путь от рождения к смерти, рассматривая каждое мгновение как набор определенных движений, формализованных в виде танца.

Вальс и фокстрот, брейк и хоровод, танго, макабр и пляска смерти выворачивают наизнанку представления о мире и героях, создавая причудливые вселенные, расположенные рядом с нами — в наших фантазиях, в будущем, прошлом или даже в наших старых школьных тетрадях.

Это не противопоставление мужского и женского, не сравнение и не поиск пересечений: это генезис мужского и женского.

Это танец.

И авторы приглашают читателя присоединиться к нему.

© издательская

В произведение входит:

  • 1. Дикий ребенок – Танцующая чума
7.00 (15)
-
6.25 (8)
-
6.00 (26)
-
  • 2. Экспериментирующий подросток – Танго нуэво
7.15 (13)
-
6.63 (39)
-
3 отз.
5.90 (10)
-
  • 3. Тинейджер перед взрослением – Фокстрот
6.83 (30)
-
7.64 (37)
-
2 отз.
7.62 (16)
-
  • 4. Принятие ответственности – Хоровод
7.38 (37)
-
3 отз.
7.12 (8)
-
7.38 (8)
-
  • 5. Взрослая жизнь – Пляска святого Витта
6.82 (51)
-
1 отз.
7.09 (11)
-
7.00 (13)
-
  • 6. Зрелость – Брейк-данс робот
6.90 (10)
-
6.75 (8)
-
6.17 (29)
-
1 отз.
  • 7. Смерть – Макабр
7.22 (18)
-
1 отз.
5.75 (8)
-
7.38 (16)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Танец с зеркалом
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С авторами мы знакомы лично: первый роман Марины разбирали на Партенитском семинаре, с Эльдаром не раз встречались на конвентах. Ряд рассказов, вошедших в сборник, читали раньше и высоко оценили – в частности, «Зеленые холмы Дмитрия Тоцкого» (Э. Сафин) и «Почти маджонг» (М. Дробкова). Сборник «Танец с зеркалом» не стал исключением – читался с удовольствием, после каждого рассказа приходилось брать паузу: подумать, прочувствовать, разобраться во впечатлениях. Дальше идут чисто субъективные размышления, не претендующие на последнюю инстанцию экспертизы. :-)

Плюсы: рассказы яркие, эмоциональные, вкусные. Разные по тематике, проблематике и стилистике. Это очень радует в наше время «плоскостей» и конвейеров. Проработанная структура, композиция сюжета без затяжек или провисанией. Всегда есть выход на кульминацию. В рассказах, написанных в соавторстве, не чувствуется стилистического разнобоя. Виден вполне приличный литературный инструментарий и хорошая чувственная подкладка текста.

Главное, у авторов есть свое лицо, свой стиль и подход к материалу.

Минусы: предложения со сложной структурой часто выглядят искусственными. Слова для них подобраны грамотно, ярко, все слова нужны, все работают. Но порядок, в котором эти слова расставлены, не вполне удачен. Наверное, авторам стоит почитать свои тексты вслух, ловя ритмику и звучание. Тогда станет видно, что главное значащее слово во вспомогательных оборотах почти всегда выносится в финал («закованными в металлические перчатки ладонями», «вышла из-за спин Фрейрина и мага с незапоминающимся именем Урсула», «с пронзительным, как зимняя стужа, взглядом слегка раскосых глаз»). Также станет видно, что «взгляд глаз» -- не слишком удачное словосочетание. :-)

Заметки на полях: есть в рассказах некий откровенный наив. Пафос, мелодраматичность. Излишний нажим на мораль и этические императивы, когда автор опасается, что читатель не до конца поймёт идею, и несет ему «месседж в ладонях». «Лекции профессора Петрова», когда надо объяснить читателю некий нюанс, и персонаж начинает все растолковывать, хотя его характер и биография к этому не располагает. И знаете, в случае «Танца с зеркалом» нам увиделся в этом свой шарм, какая-то анти-циничность, горячность, страстность. По здравому размышлению для нас это оказался скорее плюс.

Вовсе личное, субъективное: до середины сборника казалось, что сидят в авторах некие сдерживающие установки, не позволяющие выйти на максимум. Заострить проблему так, чтобы один читатель вздрогнул, а второй стал ругаться. Опаска перегнуть, пережать, выйти за рамки понимания воображаемой целевой аудитории. Но потом начались «Пыреевские узоры», «Десятый цветок», «Последний ковчег нах зюйд», и стало ясно, что с внутренними ограничениями Марина и Эльдар все-таки справляются, переламывают. Ну и чудесно, будем надеяться, что так пойдет и дальше.

Спасибо, коллеги, за доставленное удовольствие!

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Восьмой том «зеркальной» серии стал для меня своего рода передышкой. Он не впечатлил как седьмой, но и не разочаровал. Это очень ровный сборник фантастики, который читался медленно и с удовольствием. Неожиданно для себя, обнаружил, что самое приятное в книге – ее структура (семь разделов, в каждом по три рассказа, два авторских и один совместный), которая идеально подошла к моим рабочим будням: читал один рассказ по дороге на работу, второй рассказ в обед, а третий – по дороге с работы.

Итак, 21 рассказ, среди которых нашлось место и социальной антиутопии с неожиданным сюжетным поворотом («Свинобабка»), и сказочному сюрреализму в духе Желязны («Зеленые холмы Дмитрия Тоцкого»), и альтернативной истории («Грибоедовский вальс»), и необычным жанровым и идейным экспериментам («Я – ромб», «Почти маджонг», «Серые хляби бездны»). Сборник вообще радует разнообразием жанров, сюжетов и настроений. Мне даже не хочется в этот раз разделять его на мужские и женские рассказы, настолько хорошо они дополняют друг друга. Не зря, символом книги выбран танец.

Особо хочется выделить «Нечисть сумрачного Петербурга». В нем собрано все как я люблю: атмосферное городское фэнтези, яркие персонажи (особенно мавка), хороший почти детективный сюжет, и грамотная концовка, не без роялей, но обаятельная. Рекомендую.

Книга отлично подходит, чтобы отвлечься от унылой реальности и занимает достойное место на полке. Следующий том уже на подходе и будет называться «Рунные витражи». Его авторы – Мария Ясинская и Владимир Венгловский. Первая уже мелькала в авторах серии, а вот второй пока «темная лошадка».

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фантастический бал двух новых для меня современных отечественных авторов

Обычно я в своих письменных отзывах на прочитанные художественные книги не устраиваю какой-то разбор прочитанного. Потому что при более-менее внимательном и детальном анализе неизбежно вскрываешь тайны сюжета и спойлеришь по полной программе. А людям всё-таки хочется при чтении новой для себя книги не только насладиться богатствами авторского слога, но и восхититься пируэтами сюжета.

Это же правило конечно же действует и при чтении сборников рассказов и повестей. Но с особой тщательностью это неписанное правило соблюдается мной при чтении сборников рассказов фантастических и фэнтезийных и написании последующего отзыва о прочитанном. Потому что в этом случае сюжетные секреты и тайны ценны вдвойне и втройне. Ибо помимо чисто литературных достоинств и красот в фантастике всегда привлекает открытие авторами новых тем (что происходит крайне редко) или демонстрация других ракурсов и трактовок на уже знакомые, однако от этого не ставшие наскучившими темы.

И потому чаще всего все мои отзывы на прочитанные сборники фэнтези и фантастики носят самый общий характер. Однако вот в этот раз попробую всё-таки озвучить впечатления по каждому прочитанному рассказу. И потому просто воспроизведу те заметки, которые делались по ходу чтения и сразу после окончания каждого произведения сборника.

Ну что, поехали:

1. Дикий ребенок – ТАНЦУЮЩАЯ ЧУМА

Зеленые холмы Дмитрия Тоцкого Автор: Эльдар Сафин

На мой вкус очень странный рассказ. То ли постмодернистский, то ли сюрреалистический, то ли ещё какойтовский. Сужу по тому, что сразу по прочтении что-то однозначное сформулировать не сумел, а когда попробовал вернуться к своим впечатлениям после прочтения пары других рассказов сборника, то понял, что в голове по сабжу ничего внятного не осталось. Только самые смутные образы. Причём ни эмоционально не разогрелся, ни ментально — как говорится, ни уму, ни сердцу. Однако скучно не было — зато было напряжно (это уже обоснование оценки).

Закат ледяных королей Авторы: Эльдар Сафин, Марина Дробкова

Великолепная дуэтная полусказочная-полупритческая история. С основной идеей, что прогресс рано или позже, но непременно одолеет застой (не говоря уже о регрессе). И хотя при чтении мы как бы находимся на стороне Ледяных Королей и потому вроде как на их стороне, однако умом всё-таки с проигравшими эту битву южанами. И они непременно вернутся сюда, в эти снежно-ледовые предгорья, вернутся уже с паровыми танками и с боевыми дирижаблями.

Хотя немного грустно, потому что мы ведь как раз и живём в мире, где техника и технологии победили Сказку… и похоже, скоро победят и нас самих.

Письма московскому другу Автор: Марина Дробкова

Замечательная мистико-сюрреалистическая придумка, своеобразный поклон Питеру — этому молодому трёхсотлетнему городу. Ретроспектива по истории рождения города и по всем основным вехам его становления и развития — эпизодам, превратившимися в фигуры танца. И как финал — парный танец двух российских столиц.

Примечание: После прочтения рассказа с удовольствием переслушал крепко любимые мной песенки группы «Белая гвардия» — «Питер» и «Кофе» (а на вечер запланировал пересмотр не менее любимого мною насквозь питерского фильма «ПитерFM»).

2. Экспериментирующий подросток – ТАНГО НУЭВО

Морковка для Альбиноса Автор: Эльдар Сафин

Довольно оригинальная постапокалиптическая тема. Кремнежизнь как вариант сохранения человеческого разума в условиях загубленной биосферы родной планеты, занятный вариант приспособления грызунов для выработки энергии (белка в колесе), необычный социум каменных людей с набросками каких-то форм личной и общественной жизни.

И вторая идея, с наноорганизмами — скорее просто как набросок самой идеи для дальнейших размышлений читателя о вероятных и отнюдь не невозможных вариантах будущего.

Последнее танго на Марсе Авторы: Эльдар Сафин, Марина Дробкова

Шикарная космо-детективная задумка. Тут вам и купола жизнеобеспечения на Марсе, тут и нюансы социально-политической жизни на старушке Земле (причём вот эти взгляды и убеждения террористов-революционеров о том, что нужно сначала на Земле навести порядок, а потом уже в космос лезть, вовсе не безумны, правда способы давления на общество как обычно при терроре неприемлемы), тут и экологические проблемы.

И довольно оригинальная (хотя не пионерская) идея о переносе разума человека в тело киборга или и вовсе в тело другого человека.

Ну и драйв, конечно же, тоже выдан на гора по полной. Но и трогательно. В общем, рассказ на все читательские вкусы сразу.

Почти маджонг Автор: Марина Дробкова

В этом рассказе, как мне показалось, само событийное содержание и является главным. Хотя, может быть, что просто не уловил скрытых смыслов, вторых планов (может быть нужно попросту повнимательнее перечитать рассказ и поискать глубины в репликах тех героев, которые играют в пьесе).

3. Тинейджер перед взрослением – ФОКСТРОТ

Свинобабка Автор: Эльдар Сафин

Перед нами модель легка отдалённого будущего, в котором люди умудрились напортачить что-то с физическим миром и искривили своё пространство-время до появления каких-то аномалий реальности. А всё остальное в общем-то просто для слегка иронического, возможно даже шуточного, но всё равно интересного драйва. С неожиданным финалом. Улыбисто, однако.

Грибоедовский вальс Авторы: Эльдар Сафин, Марина Дробкова

Альтернативная история. Что было бы, если… — обычная фабула для многих произведений этого жанра. В нашем случае: что было бы, если бы большевики выступили не в 1917, а в 1916 и провалились.

На событийном поле мелькают фамилии известных русских князей, графов и прочих баронов, хотя на дворе 2008 год. И жив Лицей, и впереди огромное будущее...

Установщик дверей Автор: Марина Дробкова

Очень интересный вариант оказания индивидуальной психологической помощи. Конечно технологизированный, да ведь в практической психологии и практикуются психотехники, просто здесь слово «техники» нужно воспринимать уже буквально.

А так… что ж, есть и такие психологические игры, где нужно создать внутри себя «безопасное место», где бы тебе было и хорошо и комфортно и гармонично и безопасно.

Ну, а проблема, кто окажет психологическую помочь самому психологу, и вовсе всегда актуальна.

4. Принятие ответственности – ХОРОВОД

Раритетный человек Тэнгри Автор: Эльдар Сафин

Слегка ненаучный фантдоп: якобы у клонированных людей параллельно с приобретаемыми знаниями и памятью пробуждается и память той личности, от которой он произошёл. В результате получается этакий гибрид человека-предка и человека-актуального, причём по мере созревания предок всё более доминирует. Вот и представьте себе воссозданного Тамерлана или Чингизхана…

А вторая идея чудо как хороша (хотя, опять-таки, не нова) — любое божество и вся его божественная сила живы только за счёт силы Веры. И потому при необходимости и убить это божество можно силами первосвященника, который способен сломать веру, надругаться над ней, и тем самым уничтожить и самого бога.

Ну, и сила мировой инфо-сети тут как тут — любой достаточно сильный качественно подготовленный организованный инфо-вброс в мировое инфо-поле способен сломать текущее состояние стабильности. Примеры тому мы знаем в реальной жизни.

Пыреевские узоры Авторы: Эльдар Сафин, Марина Дробкова

Такая… достоевская тема. Морально ли покупать счастье многих ценой слезинки одного ребёнка? Только тут не слезинкой, а жертвой, и не ребёнка, а взрослого. И всё остальное — только лишь выбор людей, как поступить в ситуации выбора — кто-то соглашается, кто-то активно предлагает, кто-то сопротивляется, а кто-то едва не себя готов принести в жертву.

А концовка закольцована — вроде и нет никакой мистики, но только дерево-то вроде наново будет посажено, на том же самом месте… А значит...

Десятый цветок Автор: Марина Дробкова

Есть такой фильм-сказка «Сказка о потерянном времени». Вот и здесь почти о том же. Потому что одно из самых важных умений человека — способность жить «здесь и сейчас». И если не умеешь, то либо существуешь с сплошном цейтноте, либо наоборот — в пустоте; либо не хватает времени, либо не знаешь как его убить. И убиваешь — себя.

5. Взрослая жизнь – ПЛЯСКА СВЯТОГО ВИТТА

Последний ковчег нах зюйд Автор: Эльдар Сафин

Очень неплохая предапокалиптическая вещь. Хотя без особых изысков — поведение героя понятно и предсказуемо, ситуации выбора тоже напрашиваются и предугадываются. Да и финал не удивил. Но всё-таки — читать было просто азартно!

Мы с Граунд-дека Авторы: Эльдар Сафин, Марина Дробкова

Космические приключения. Состязание и противостояние «хороший» — «плохой». А тут ещё и инопланетяне со своими инопланетянскими вражескими проделками. Зато сразу определились распределения истинных ролей, и кто тут ферзь, а кто просто проходная , но не дошедшая до конца пешка, и цена дружбы и предательства...

Продавщица льда Автор: Марина Дробкова

Весьма оригинальный сюжет. Это я про придуманный автором механизм правового исправительно-карательного воздействия на правонарушителя. И вот

эта способность кодирования не только ПК, но и людей — тоже весьма интересно. Да и не сильно затаскано, хотя встречалось в литературе. И автору удалось слить вместе эти две темы в оду и в итоге получить и остросюжетное, и вполне драматическое творение. И финал не подкачал: зачёт индивидуального времени в счёт срока наказания — это было красиво.

6. Зрелость – БРЕЙК-ДАНС РОБОТ

Серые хляби Бездны Автор: Эльдар Сафин

Занятный вариант рассуждений о творчестве и о латентных и виртуальных героях, персонажах и сюжетах (что-то созвучное идее виртуальных элементарных частиц, которыми кипит физический вакуум и которые при особых условиях развиртуализируются и буквально материализуются). Вот вроде бы как литературная шутка, но ведь и всерьёз...

Любимое детище архитектора Дурина Авторы: Эльдар Сафин, Марина Дробкова

Сказка-притча. О любви и о способности и готовности делать для того, кого любишь всё, что способен сделать, чтобы спасти его. И о неспособности разглядеть истинную любовь. И что можно просто не успеть...

Я — Ромб Автор: Марина Дробкова

Геометрическая сказка-шутка. Хотя в каждой сказке всегда есть доля истины. О переходе из плоскости в объём, о вертикальном росте...

7. Смерть – МАКАБР

Нечисть сумрачного Петербурга Автор: Эльдар Сафин

Очень вкусная вампирско-мистическая история. Хорошо написано, и интересно, и с неожиданными поворотами сюжета, с переменами ролей, с нетривиальным финалом. И не без юмора.

Сказка о демоне и сотне детей Авторы: Эльдар Сафин, Марина Дробкова

Усмирить в себе демона — в каждом из нас сидит демон, который то и дело подталкивает нас под руку и провоцирует на всякое непотребное, и соблазняет. Ошибка только в том, что герой поставил ситуацию благополучия в зависимость от исполнителей, т. е. от других людей. А нужно стараться находить внутренние силы и способы для укрощения своего внутреннего дракона.

Золотой степ с орехом Автор: Марина Дробкова

Как важно уметь полностью отрешиться от всего того, что тебе мешает, и полностью отдаться тому, что ты умеешь и любишь. И тогда ты непременно станешь победителем. Даже если это всего лишь танец.

А впереди была в о й н а...

В целом очень неплохой сборник, оставил после себя приятные впечатления и я даже на некоторые рассуждения с самим собой потратил время. Тут ведь как бывает со сборниками — каждое отдельное произведение то нравится, но не особо нравится, но есть ещё и общая энергетика книги. И вот этот сборник в целом вышел… я бы сказал округлый, т. е. без особых углов и изломов. Хотя безусловно были и попадания в десяточку, и внутренние возгласы «ух, ты!».

А ещё мне понравилась сама идея сделать треть произведений книги соавторскими. Как мне кажется, этот эксперимент точно удался и полностью себя оправдал, порукой тому великолепные «Последнее танго на Марсе», «Закат ледяных королей», «Грибоедовский вальс» и «Пыреевские узоры», да и остальное соавторское ничуть не хуже сольных вещей.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот сборник- бриллиант в «зеркальной» сокровищнице.

Он идеален. Рассказы разные, глубокие, интеллигентные, многослойные, умные, интеллектуальные.

Авторы выступают на равных, соло и вместе, вовлекая читателя в фантасмагорический мир. Это удивительно, но ощущение танца не покидает не зависимо от сюжета.

Соавторские рассказы- особая удача, они, как грамотно расставленные акценты добавляют и украшают сольные произведения.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх