FantLab ru

Чарльз Маклин «Домой до темноты»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.07
Голосов:
41
Моя оценка:
-

подробнее

Домой до темноты

Home Before Dark

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

Эдвард Листер — успешный предприниматель, один из титанов британского музыкального бизнеса. Казалось бы, ему можно только завидовать — пока в его жизнь вдруг не вторгается трагедия: восемнадцатилетняя дочь Софи, изучавшая живопись во Флоренции, погибает от рук таинственного маньяка. Полиция бессильна, и Эдвард решает взять расследование в свои руки — когда начинает получать весточки от самого маньяка, именующего себя Страж. Судя по всему, Страж и Софи познакомились в Интернете, и чем глубже Эдвард проникает в психологический портрет маньяка, тем больше обнаруживает в нем пугающе знакомых черточек: ведь и сам он не чужд сетевых чатов и сайтов знакомств, отнюдь не чужд. Что если его дочь оказалась вовсе не случайной жертвой? И что скрывает веб-сайт www.domoydotemnoty.net.kg?

Новый детектив Чарльза Маклина — автора феноменального бестселлера «Страж» — можно сравнить одновременно с романами «Молчание ягнят» и «Одиночество в Сети».


Домой до темноты
2008 г.
Домой до темноты
2010 г.

Аудиокниги:

Домой до темноты
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Home Before Dark
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Новый роман шотландца Ч. Маклина «Домой до темноты» во многом напоминает предыдущий маклиновский роман «Молчание». При том что по стилю, тематике, персонажам, письму эти два произведения разительно отличаются друг от друга, «точка общая», выражаясь в терминах Свидригайлова, между ними все-таки есть. И эта точка не только жанр — «психологический триллер», в котором написаны оба романа. Но вначале несколько слов о сюжете.

...Дочь британского миллионера Эда Листера зверски убита во время учебы во Флоренции. Взбешённый медлительностью итальянской полиции, Эд начинает самостоятельные поиски убийцы. Только вот это самодеятельное расследование неожиданно оказывается чрезвычайно опасным предприятием: начинают погибать люди, с которыми Софи общалась последние дни своей жизни, сам Эд замечает слежку за собой и за своим особняком в Лондоне. События начинают развиваться в непредсказуемом направлении... Роман написан живо и динамично. Маклин уверенно развивает несколько сюжетных линий, сходящихся, как и положено, в финале романа.

Теперь о том, что объединяет маклиновские романы. За детективной линией у автора скрываются более глубокие пласты. Шотландского писателя интересует то, что обычно называют контекстами — цивилизационными, культурными, гендерными, — в которых и существует современный человек. Если предыдущий триллер Маклина «Молчание» был романом о тотальной лжи, об обезценивании смысла любого высказывания, то «Домой до темноты» — роман об утрате собственной идентичности. Герои Маклина утрачивают собственное «я» совершенно добровольно, безо всякого стороннего принуждения. Они не просто начинают исполнять чужие роли, пытаясь подменить реальность плодами собственных фантазий и измышлений, но и стремятся втянуть в свой выморочный мир своих близких, да и просто окружающих. Тема подмены, утраты аутентичности, отыгрывается в романе по всем возможным направлениям и, как полагается, приводит к трагичным и непредсказуемым последствиям. Собственно говоря, все персонажи «Домой до темноты» занимаются тем, о чем вы свое время скромно писал Бодрийяр — конструируют реальность в виде придуманных ими же образов.

Вообще, если вы хотите узнать,что за последние 10—15 лет произошло с европейским человеком, как изменились его вкусы, его взгляд на мир и на самого себя -романы Ч. Маклина отличное тому подспорье. Потому что шотландцу удается в принципе главное — создать такого персонажа, который синтезирует то, что мы называем временем.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Маклин известен своим романом «Страж» — психологический триллер высшего качества, липкий и безумный текст которого впечатляет в первую очередь своей неодназначностью и непредсказуемостью. Авторы таких книг обречены — «О, да это _тот самый_, ну-ка, ну-ка...». Любое проявление неординарности, где бы то не было, почему-то автоматически к чему-то обязывает. И вот читатель, затаив дыхание, читает и Ждет.

«Домой до темноты» это современный представитель жанра технотриллера — интернет-триллер, назовем это так. Самое распространенное в современном мире средство коммуникации, сеть Интернет, место совсем не безопасное. Условная ананимность раскрепощает, позволяет не стесняясь общаться с малознакомыми людьми абсолютно на любые темы. При этом собеседником по ту сторону монитора может оказаться кто угодно. Маклин мастер в изображении психологии современного человека, со всеми его маниями и страхами. В «Страже» психоз изображался в тонах пугающей обыденности, когда положительный во всех смыслах буржуа неожиданно для самого себя теряет связь с реальностью, подменяя ее более привлекательной. «Домой до темноты» в какой-то мере показывает те же проблемы — уход от реальности в более «уютное» место при стрессовой ситуации. У миллиардера Эдварда Листера погибает дочь Софи, полиция бессильна, собственное расследование продвигается вяло. Единственная зацепка — причудливый сайт в интернете, который предположительно посещала Софи. Эдвард увлекается интернет-общением, флиртует с незнакомкой, в конце-концов теряет голову и влюбляется в придуманный образ. Убийца же, который называет себя не иначе как Страж, начинает заметать следы, новые жертвы неизбежны...

Маклин пишет не просто интересно, его роман отличает мощный реализм и «взрослость». Напряженный, таинственный, скрупулезно выписанный и психологически достоверный роман, взрослый и умный. Но автор и здесь продолжает играть с нами. Любые версии происходящего, неизменно возникающие при чтении романа с детективным сюжетом, он сразу же самым циничным образом опровергает. Подкидывая ложные подсказки, он ведет читателя в совершенно противоположную сторону от разгадки всей интриги. Намеки на «Стража», как имя главного злодея, убийство собаки и многие другие мелочи — это хитрые обманки. И «конец предугадать невозможно™», при том, что роман оказывается совсем не сложным, практически классически построенным, без многозначности и стилистической «навороченности». Кто ждал непредсказуемости, свое получит. Сэр Чарлз опять всех обыграл, и не разберешь кто он — шулер или вдохновленный игрок, ведь играл он на этот раз в совершенно другую игру.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что же, роман вышел достаточно интересным, однако не настолько, как Страж.

Что мне не понравилось, так это излишние (с субъективной точки зрения) описания опер/картин/зданий и т. д. в Италии, Флоренции. Я не люблю те страны и то искусство, поэтому регулярные сноски и пояснения меня раздражали. Хотя для людей интересующихся, безусловно, плюс.

Развязка меня несколько огорчила, после Стража я ожидал чего-то более изящного, запутанного, необычного в конце концов, а тут вышло как-то блекло и более пресно...

Но, конечно, не всё так плохо. Автор пишет живо, благодаря чему книжка всё равно понравилась. Интрига, страсти — всё на месте. Есть и некоторая пища для размышлений на тему этих ваших интернетов, хотя хотелось, чтобы автор развил это больше. В любом случае приятное чтение.

Я бы сказал, что если читатели Стража отнимут от оценки 1-2 балла, то получат как раз оценку Домой до темноты. Почему суммарная такая маленькая, непонятно...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хочу согласиться с ТOD, что для многих авторов написать великолепное произведение на заре своей писательской карьеры — это в какой-то мере проклятие. Все его последующие творения станут оцениваться с оглядкой на этот шедевр. И постоянно будут слышаться недовольные «Фи-и!», «Не похоже!», «Хуже!» и прочие разочаровашки.

Поэтому оценить без субъективизма «Домой до темноты» после блестящего и мудрого «Стража» очень трудно.

Эти две книги — абсолютно разные по своей специфике. «Страж» — философский роман с глубоко подкапывающейся морально-этической проблематикой, сильная психологическая эпопея. «Домой до темноты» — это просто интелектуальный детектив. Поэтому он по своей сути написан абсолютно для другой читательской аудитории, чем «Страж». Так что намёки издателей на всех обложках, мол: «Смотрите, это от автора феноменального романа!»; да и сам Маклин решил покататься на прежней славе, сделав странную аллюзию, назвав маньяка из новой книги так же, как и свою предидущую книгу — это всё привело к тому, что «Домой до темноты» прочитали не те люди, которые способны по-достоинству её оценить. Думаю, потому у книги и низковатый рейтинг.

«Домой до темноты» читаешь с волнением: а что же дальше? Но ближе к середине становится ясно, кто же всё-таки убийца, но от этого интерес не ослабевает. Хотя фразы, на подобие «Вот-вот — это настоящий прорыв в расследовании!», повторяющиеся слишком часто, и нередкое книжно-наивное поведение героев вызывают ухмылку. Маклин сумел поддерживать читательский интерес без описания гонок, стрельбы, кровавых подробностей — на суто интелектуальном уровне, что очень похвально. Конечно, ожидался менее банальный мотив преступления и какой-то внутренний конфликт, что могло бы дать читателю пищу для размышлений, чего, к сожалению, в книге не наблюдается. Но нервишки слегка пощекотало.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если рассматривать «Домой до темноты» исключительно как очередное произведение автора гениального (не побоюсь этого слова) «Стража», то, увы, нас ждет еще одно разочарование. Если же отвлечься от данного факта, то перед нами просто хороший триллер. Не больше и не меньше. Возможно, в чем-то уступающий общепризнанной классике жанра (тому же «Молчанию ягнят»), но однозначно превосходящий многочисленные ремесленные поделки на тему. Ответ на вопрос «читать или не читать» — скорее положительный. Только не надо ждать от книги откровения. К сожалению, Чарльз Маклин, по всей вероятности, так и останется автором одного шедевра. Что, впрочем, тоже удается далеко не каждому.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно, роман показался весьма слабоватым. Некоторые сюжетные ответвления оказались вообще потеряными.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Меццалуну обсасывали долго, а в итоге — пшик.

2. Автор мог бы более подробно раскрыть персонажей итальянского следователя (Андреа Морелли), его помощника (Луччи), а также сына Эда Листера. Уж слишком скупо они описаны. Жаль.

3. А ещё до сих пор очень интересно «Почему же убийца назвался СТРАЖЕМ ?» Уж такое-то автор мог бы догадаться упомняуть.

В итоге, думаю, большой отпуск в творчестве (между «Молчанием» и «Домой до темноты» 12 лет) не лучшим образом отразился на последнем романе Маклина.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Безусловно, халтурой роман мне не показался. Разгадка неясна до последних страниц. Реализма добавляет «взрослое» отношение к героям книги: вне зависимости от объема, выделенного на привлечение внимания к персонажу судьба его может оказаться любой. Присутствует уместная доля сверхестественного. Также привлекает внимание, уделенное проблемам отношениям супругов в продолжительном браке, знакомствам через Интернет, переживаниям жертв насилия.

8 из 10.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх