FantLab ru

Zотов «Тиргартен»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.81
Голосов:
95
Моя оценка:
-

подробнее

Тиргартен

Роман, год

Аннотация:

25 апреля 1945 года.

До падения Третьего рейха остается ровно неделя. Офицер «крипо» (уголовная полиция) Вольф Лютвиц пытается поймать серийного убийцу. Неизвестный переодевает девушек в платья сказочных персонажей и убивает их по ночам в парке Тиргартен. Точно такие же преступления происходят и в занятых Красной Армией районах Берлина.

Советский следователь Сергей Комаровский выходит на след маньяка. Но ему придется пробраться на территорию города, находящуюся в руках нацистов...

Пылающие улицы. Руины. Считанные дни до капитуляции Германии. Двое ненавидящих друг друга людей, вынужденных объединиться, чтобы найти убийцу и не дать ему исчезнуть в дыму Берлина.

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Лучший роман / авторский сборник отечественного автора

номинант
Интерпресскон, 2019 // Крупная форма (роман)

номинант
РосКон, 2019 // Роман

номинант
Филигрань, 2019 // Большая Филигрань

номинант
Мастера Ужасов, 2019 // Лучший роман русскоязычного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Тиргартен
2018 г.

Аудиокниги:

Тиргартен
2018 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это совсем другой Зотов, я бы даже сказал, что это абсолютно новый Зотов. Никакой иронии, полностью исчез авторский юмор, наоборот, текст стал серьёзным и взвешенным. Я могу смело сказать, так как прочитал много книг автора, что это самое яркое и сложное произведение писателя, написанное строго для взрослой аудитории.

Перед нами предстаёт картина гибнущего Берлина, доживающего последние дни перед неминуемым крахом. Потерянные люди, ослеплённые пропагандой и тотальным враньём, верят в какое-то чудо и до последнего надеются на спасение города и страны в целом. Автор смог максимально возможно воссоздать творящийся хаос и по-настоящему жёстко передал всю гамму переживаемых эмоций в городе. Если вы читали какие-то книги про апокалипсис, то прочитанное в этой книге, вызовет гораздо большие потрясения, потому что это было в реальности и реальные люди через это прошли.

По сути, Зотов написал исторический роман. Проделана масштабная работа по изучению сразу нескольких исторических эпизодов. Во-первых, автор воссоздал картину обороны и падения Берлина в конце апреля 1945 года. Во-вторых, он использует в своей книге сведения о преступлениях жестоких маньяков, которые были совершены в разное время и в разных частях мира, но так и не были найдены виновники этих страшных убийств. То есть, читатель получает практически готовый учебник по этим двум темам. Только подаётся это всё в виде детективного расследования по поимке маньяка, начавшего свою безумную охоту в Берлине.

Это книга о жестоких вещах, о человеческой природе, которая делает многих представителей человечества гораздо хуже бешеных зверей.

На мой взгляд, это лучший роман автора. Местами это очень жестокая история, кровавая и циничная, но она вызывает целый шквал эмоций. Строго +18, никаких скидок для психики читателей, некоторые моменты могут повергнуть в шок, вызвать отвращение и ужас. Такие книги необходимо читать, потому что спрятаться от подобных вещей никому не удастся.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Георгий Зотов — автор, который в своём творчестве, что называется, держит планку, определённый уровень.

Ранние его книги немного слабее, нежели более поздние. Некоторые книги существенно круче остальных. Но ниже определённого, довольно высокого в целом уровня, его книги не опускаются.

Роман «Тиргартен» — средняя книга по меркам его творчества.

Не самая лучшая, но вовсе даже ничего.

Из плюсов — проработка героев (они немного нереальные какие-то, дюже рисованные, но это не отменяет стараний автора изобразить их понятными нам), их взаимоотношений и диалогов (они тоже иногда какие-то не слишком достоверные, но занятные), атмосфера и реалистичность описаний сцен, на которых разворачивается действо, наличие интриги в сюжете, которая окончательно проясняется лишь по завершении романа,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
трагизм там, где должен быть трагизм, а не голивудщина
.

Минусы, на мой взгляд, тоже присутствуют: это наивность и волшебность ряда нефантастических событий романа, которые должны быть реальными и достоверными (например, необычайное везение и неуязвимость героев, кагбэ случайные стечения обстоятельств, которые до безумия маловероятны

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Лютвиц приказал казнить семью Комаровского и среди множества остальных, запомнил именно их и прихватил с собой кулон, который носил всегда с собой, но молчал об этом до самого конца)
), почти полное отсутствие столь типичной для произведений автора ироничности (хотя это его право).

На удивление мало в этом произведении ожидаемого культурологического экскурса, тоже весьма характерного для всех ранее прочитанных его творений.

Сюжетная задумка в целом смелая и весьма оригинальная, хотя именно «маньяцкая» тема (как часть сюжета) раскрыта на довольно средненьком уровне, без каких-то невиданных гениальных ходов и особенностей, но и без откровенной банальщины.

В общем добротная книга, которую стоит почитать. На твёрдую семёрку. Один балл добавляю из своих симпатий творчеству автора в целом.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильная вещь.

И с точки зрения триллера, и с точки зрения атмосферности.

Пожалуй, описания Берлина в последние дни войны — это самая сильная и страшная часть книги. Куда там выдумкам про постапокалипсис, это жуткое сочетание гибели, крови, идиотского фанатизма и абсурда действует оглушающе.

И главгерои хороши. И радует, что здесь обошлось без штампов —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
борьба с общим врагом в дружбу и взаимное прощение не перешла. А судьба Вольфа в чем-то напоминает судьбу другого «народного эсэсовца СССР» — Хельмута из «17 мгновений весны»

Истории о художествах маньяка — это реальная жесть. Жутко... Но в целом сильно захватывает.

О прочтении ничуть не жалею. Понравилось. Хотя разговоры знакомых девушек о покупке новых платьев теперь вызывают какую-то смутную тревогу.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот... прочитал и сижу в недоумении. Георгий Александрович до крайности избаловал меня своими романами с заковыристыми сюжетами, искрометным юмором, тонкой и злой иронией... и я, разинув пасть в ожидании очередного вкуснейшего пирожного, неожиданно наткнулся на довольно черствый коржик. Автор тщательно проработал антураж и дух происходящего вокруг главных героев и злодеев, я прямо-таки видел разваливающийся на куски, агонизирующий нацистский Берлин! Но разве этот роман про войну? Сражающийся из последних сил престарелый фольксштурм и полумертвые от страха обыватели, до сих пор верящие воплям Геббельса... Они как живые стоят перед глазами. Но об этом ли книга? Ужас последних дней гитлеровской Германии заслонил сюжет о кровавом психопате, заметающем следы своих диких выходок среди взрывов и авианалетов. Насколько удалась автору картина гибнущего Рейха, настолько же оказался бледен главный злодей. Да и сама идея (пакостить в прошлом) в свое время была уже реализована Брэдбери, правда, не так красочно, но очень убедительно. Не могу сказать, что разочарован, но ожидал большего от своего любимого автора, да не иссякнут у него идеи.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман интересный, погружающий в свою атмосферу и умело вплетающий в сюжет реальные исторические факты. Самую малость провокационный за счет выбранной темы и места действия.

Условная историческая часть — самая сильная сторона книги. Она не только работала на атмосферу и достоверность воспринимаемого мира, но и была просто напросто познавательной. Не в ущерб динамике или еще чему.

Атмосфера у книги тягучая, не самая легкая (мягко говоря). Тут и главы от лица маньяка, очень даже достоверные по производимому впечатлению. И выдержки из «прошлых» дел, насколько я понимаю — вполне реальных. И наконец само место и время действия — несколько финальных дней агонии нацистской Германии. Надо отметить, автор не боится быть язвительным или циничным, порой сознательно провоцировать, но при всем при этом не допускает перегибов в столь непростой теме, как вторая мировая война. Нет попытки излишне обелить или очернить кого-либо. Только факты, самые разные.

Герои. Что ж, с одной стороны, образы удались. Можно поверить, что такие люди, которые в силу разных причин дошли до состояния «нечего терять», могли объединиться ради поимки явного зла. С другой стороны, в истории остались свои условности и небольшие «рояли», помогающие сюжету двигаться в нужном направлении.

Финал. Вот здесь самые большие сложности. С одной стороны, финал логичен, трагичен, но зато с восторжествовавшей справедливостью. С другой стороны, эпилог слишком обесценивает произошедшую историю и сопутствовавшие ей жертвы. Что оставляет не самое лучшее впечатление.

Что ж, в любом случае первое знакомство с творчеством автора состоялось и вышло в достаточной степени запоминающимся.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вторая после «Асмодей Pictures» книга Зотова, которую прочитала.

Так понимаю, первый его опыт в темпоральной фантастике. Страшный, извините, до сблева вариант хронотуризма.

Меня немного не устраивает психологический портрет маньяка из современности. Главы, написанные от его имени, однообразны. Не сказать, чтоб слишком затянуты, но при наличии экшна, именно психологическая составляющая, раз раскрытая, больше интереса не вызывает. Разве что, в автобиографии, когда описывается предыстория падения.

Хороша картина последних дней (одного из) Берлина. Но она также топчется на одном месте.

Откровенно слабы реминисценции. Опять же, повторяющие одно и тоже в разных исторических и географических локациях.

Мне сложно оценить «Тиргартен». Никак не могу его даже сравнить с «Асмодей Pictures», который понравился. Поэтому не буду портить карму никому, выставляя завышенную, или заниженную оценку. Могу только сказать, что прочитать роман стоит.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что можно сказать? Книга п настоящему зацепила. Прочитал на одном дыхании и до сих пор нахожусь под впечатлением. До этого времени не был знаком с творчеством автора. Но теперь обязательно обращу внимание и на другие книги. Хотя уже прочитал часть рецензий на другие книги и не все они восторженные, кроме пожалуй Москау. Но предпочитаю убедиться самостоятельно. Описывать сюжет считаю не логичным. Да в книге присутствуют и детективная линия и позже фантастика и это достаточно гармонично переплетается. В общем книга заслуживает внимания! Настоятельно рекомендую

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это вторая книга Zотова, прочитанная мной, после его недавнего Айфонгелия. И, с одной стороны это несомненно удачная книга, а с другой немного не дотянувшая до отличной. Но, что несомненно, похоже автор интересный, для меня конечно.

Итак, перед нами история последних дней Третьего Рейха, и в частности Берлина, в апреле 45-го. История «Охотника за дичью», приследующего и убивающиго девушек в парке Тиргартен, и обставлящего свои ужасные деяния с театральной эффектностью. История охотников на охотника. Немецкого офицера полиции Вольфа Лютвица, бывшего участника Восточной компании, ныне потерявшего свою семью, и смысл к существованию. И советского офицера, Сергея Комаровского, ставшего невольным приследователем загадочного берлинского маньяка, так же потерявший семью.

Роман разбит на 4 линии повествования. Глава от «лица» маньяка, глава от Лютвица, глава от Комаровского, «перебивка» рассказывающая о реалных случаях нераскрытых преступлений 20 века, по всему миру. И так по кругу, до конца книги. До конца второй главы интрига происходящего только нарастал, кто же такой этот кровавый убийца, что за зло преследуют, в целом схожие, и судьбой, и повдением, но такие разные следователи? К чему эти вставки из хроник нераскрытых преступлений? И тут, бац... Ответы, которые меня немного разочаровали. Вот честно, хоть и не ожидал такого, и выглядит все логично, в рамках книги, но все же не то чего хотелось, наверное (правда и не было то никаких ожиданий). Но как-то запал у меня, после ответов, начал шипеть и чадить.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оказалось что у меня в руках причудливая, неожиданная, я бы сказал, оригинальная, для нашего литературного пространства (ну или для меня), смесь сплаттерпанка, и «попаданческой» книги. Конечно это совершенно не типично, для наших попаданцев не пытаться спасти Сталина, убить Гитлера, а предаваться своим темным фантазиям и страстям во временном потоке, да еще и приследуя чисто меркантильные цели.

В общем, ответ меня чем-то расстроил. Что еще не понравилось, это схожесть всех трех ГГ в своих мыслях, действиях. Вот честно, вроде должно быть три разных человека, но общего у них настолько много, что создается впечатление что это все про одного человека. Конечно может статься что именно такова задумка автора, показать что на войне все могут приступть черту, и потерять свое лицо, в океане тьмы. Что зло не делает разницы между намерениями и желаниями, раз преступив черту, во тьме и останешься. Не знаю. Но мне не «зашел» такой подход, когда из всех персонажей, переживаешь больше всего реальным жертвам из глав-«перебивок», а не ГГ книги.

Что понравилось. Собственно, отлично выписанные случаи из прошлого, разностилистические описания каждого из 10 случаев. Живо и интригуеще. Описание агонизируещего нацисткого общества и Берлина. Масса интересных, неожиданных исторических справок. При этом, вполне динамичное развите сюжета в сжатые сроки. Неожиданное и смелое сочетание, казалось бы, не совместимых друг с другом жанров.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Любителям сплатерра несомненно стоит попробовать. Ценителям отчественных «попаданцев» быть бдительными и осторожными.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пришла пора поговорить про главную литературную новинку этой осени: «Тиргартен» великого и ужасного Zотова.

Признаюсь честно, я давно ждал от Георгия настоящий реалистичный роман (хотя в книжных онлайн и офлайн магазинах «Тиргартен», по привычке, ставят в раздел «фантастика»). И не удивительно, что в качестве декораций для своего исторического триллера Zотов выбрал Берлин времен последний дней Третьего Рейха. Ведь если вы хоть немного знакомы с творчеством Георгия, то вы знаете, что он не только великолепный журналист международник, но и настоящий эксперт в истории. Он уже проходился в привычном ему стиле мрачной иронии по фашисткой идеологии в романе «Москау» (кстати, если не читали — рекомендую). Но на страницах «Тиргартен» вы не встретите привычного для Zотова обилия черного юмора и стёба. На этот раз всё серьезно... и от того ещё более интересней.

Если вы не фанат творчества Zотова, то после прочтения вполне можете пополнить их ряды.

Не буду скрывать, у меня есть личная заинтересованность в том, чтобы вы прочли этот роман. Так как Георгий запечатлел меня в качестве прообраза одного из героев (кого именно — говорить не буду, прочтете и узнаете сами :)), за что ему от меня большой поклон. В общем, читайте — не пожалеете.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх