FantLab ru

Нил Гейман «Этюд в изумрудных тонах»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.04
Голосов:
1156
Моя оценка:
-

подробнее

Этюд в изумрудных тонах

A Study In Emerald

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения», цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 159
Аннотация:

Конец XIX века, Лондон, Англия. Повествование в рассказе ведётся от имени отставного военного, воевавшего в Афганистане. Он знакомится с человеком, который, как наш рассказчик через некоторое время узнаёт, является известным частным детективом. Вместе они снимают комнаты на Бейкер-стрит. Друг нашего рассказчика постоянно принимает странных посетителей, поражает рассказчика своей проницательностью. Однажды к другу рассказчика обращается инспектор Лестрейд из Скотланд-Ярда за помощью в расследовании одного весьма запутанного и деликатного дела. Вместе с инспектором Лестрейдом наши герои отправляются на место преступления, где перед ними встаёт страшная картина преступления: распоротое тело, загадочная надпись, сделанная кровью жертвы на стене.

Данный рассказ Нил Гейман написал для тематической антологии «Тени над Бейкер-стрит», вышедшей в 2003 году в США, в которой Шерлок Холмс и его верный товарищ Доктор Ватсон, созданные воображением Артура Конан-Дойля, сталкиваются с чудесами и загадками мифов Ктулху Говарда Филлипса Лавкрафта, считающегося основоположником современного жанра ужасов. Как Конан-Дойл, так и Лавкрафт оставили после себя подробно описанный мир, которые в дальнейшем неоднократно расширялись и дописывались другими авторами. И вот, наконец, в этой антологии эти миры встретились.

© SeaBreeze, http://www.outzone.ru
Примечание:

впервые в антологии «Shadows Over Baker Street», 2003


Входит в:

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»

— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»  >  Антологии и сборники  >  антологию «Shadows Over Baker Street», 2003 г.

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»  >  Антологии  >  антологию «Shadows Over Baker Street», 2003 г.

— условный цикл «Science Fiction: The Best of»  >  антологию «Science Fiction: The Best of 2003», 2004 г.

— условный цикл «Лучшее фэнтези и хоррор за год»  >  антологию «Лучшее за год 2005: Мистика. Магический реализм. Фэнтези», 2004 г.

— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»  >  Антологии и сборники  >  антологию «Череп Шерлока Холмса», 2006 г.

— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»  >  Антологии и сборники  >  антологию «Невероятные расследования Шерлока Холмса», 2009 г.

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»  >  Антологии  >  антологию «New Cthulhu: The Recent Weird», 2011 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2004 // Рассказ

лауреат
Локус / Locus Award, 2004 // Короткая повесть

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2007 // Зарубежный рассказ года

Номинации на премии:


номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第37回 (2006) // Переводной рассказ

Похожие произведения:

 

 


Лучшее за год 2005: Мистика. Магический реализм. Фэнтези
2005 г.
Череп Шерлока Холмса
2006 г.
Хрупкие вещи
2008 г.
Хрупкие вещи
2009 г.
Невероятные расследования Шерлока Холмса
2013 г.
Хрупкие вещи: истории и чудеса
2016 г.
Хрупкие вещи
2017 г.
Хрупкие вещи: истории и чудеса
2017 г.

Периодика:

Реальность фантастики № 9, сентябрь 2005
2005 г.
ФантАstika 2008
2009 г.
(болгарский)

Самиздат и фэнзины:

Самое далекое плавание. Посвящается Хьюго Гернсбеку
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Shadows Over Baker Street
2003 г.
(английский)
Science Fiction: The Best of 2003
2004 г.
(английский)
The Year's Best Fantasy & Horror: Seventeenth Annual Collection
2004 г.
(английский)
The Improbable Adventures of Sherlock Holmes
2009 г.
(английский)
New Cthulhu: The Recent Weird
2011 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Занятный рассказ-перевертыш. Построенный на идее совместить мир Шерлока Холмса с ужасами Лавкрафта, показать построенный на победе условного зла порядок. И, как выясняется в финале, показать изменившиеся роли знакомых персонажей.

Местный «консультант» куда более независим и не слишком нуждается в чьей-либо помощи. Ну а его знакомый, вернувшийся из Афганистана, куда менее самостоятелен и не особо нужен для хода расследования. Это отмечаешь по ходу чтения, немного удивляешься, но к счастью в финале всем странностям дается логичное объяснение.

Тем не менее, как бы сильно не изменился мир и обстоятельства, противостояния знакомых персонажей все равно не избежать. Судьба. Пожалуй именно об этом в первую очередь и рассказывает эта история. Которая увы так и не выходит за рамки вполне тривиальной перепевки знакомого сюжета.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не знакома с творчеством Лавкрафта и ничего не знаю о придуманных им мирах. Возможно, поэтому альтернативная история, когда людьми правят какие-то Древние, страшные чудища, мне больше всего понравилась в этом рассказе, особенно упоминание в этом ключе событий в России в 1881 году.

Сам «Холмс» мне здесь как-то не пришелся по душе. Мне показалось, что у Геймана он куда больше любит порисоваться, чем у Дойла, и объяснения его не так очевидны, и на ровном месте он совершает глупости. И «Ватсон» здесь тоже какой-то пассивный спутник Холмса, а у Дойла он довольно активно помогает Холмсу. В общем, здесь было совсем не понятно, зачем Холмс начал таскать этого Ватсона за собой.

Впрочем, так как в сюжете есть еще одна парочка, более подходящая под Холмса и Ватсона, то в итоге получился неплохой перевертыш.

Весьма неплохой рассказ, довольно занятно было почитать. Но вот почему за фанфики дают литературные премии (да еще и целых три)???

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно милая вещичка. Я бы не назвал ее особо выдающейся, но читать мне было интересно, и было интересно, чем же все закончится. А для меня это всегда очень важный критерий. Правда, финал выглядит слегка разочаровывающим. Он просто никакой, можно даже сказать, его и вовсе нет. В процессе чтения кажется, что развязка должна быть если не шокирующей, то, как минимум, неожиданной. Но этим надеждам не суждено сбыться. Впрочем, один сюрприз для читателя автор всё же подготовил, дав ему понять под конец истории, что с самого начала ему морочили голову и герои — вовсе не те, за кого себя выдают. Впрочем, как и антигерои. Это, конечно, красивый ход. Мир, на мой вкус, обрисован скорее скупо, не совсем понятно, чем же всё-таки общество под управлением Великих Древних так уж сильно отличается от знакомого нам. Хотя, вроде бы отличия должны быть разительные. И когда начинаешь задумываться, как же всё-таки выглядит система управления в этом мире, то получается какая-то, в сущности, чепуха. Тем не менее, некоторые яркие детали автору удались. Например, та же «привычная» кроваво-красная луна или предваряющие каждую главу рекламные объявления. Они придуманы с большой фантазией и, безусловно, доставляю удовольствие.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну да, очередной автор вывернул наизнанку очередную классику. И? Наверное, первые несколько раз это было оригинально (я имею в виду сам факт выворачивания), но мне кажется как-то уже пора с

этим заканчивать. Невозможно же непрерывно рисовать «Чёрный квадрат» Малевича.

Атмосфера, действительно, есть. За атмосферу 6

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительный рассказ: с невероятной атмосферой, интригующей завязкой, интересным развитием событий и, самое главное, феноменальной концовкой. Странные люди, которые считают себя обманутыми — концовка настолько мощная, что каждого читателя, кто взялся за это творение призываю дочитать «Этюд в изумрудных тонах» до конца и оставить свой отзыв. Только обязательно дочитайте, проникнитесь...

Очень близко к шедевру, если бы не такая «интимно» близкая схожесть с классикой, хотя и это может быть большим плюсом для любителей Конан Дойля и Лавкрафта. Знаю, что некоторых это отталкивает, копия почти всегда хуже оригинала, но рассказ Нила Геймана приятное исключение из правил. Читать всем!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ — лауреат премий Хьюго 2004 года, Локус 2004 года, SFinks 2007 года. Великолепный рассказ!Если не абстрагироваться от мифов Ктулху Лавкрафта, то сюжет по самостоятельности великолепен. Оригинальная интерпретация Шерлока Холмса в альтернативном мире Англии. Но часть сюжета заимствована из рассказа Майкла Суэнвика

«Пес сказал гав-гав». Та же кибернетическая королева Англии Глориана.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обожаю творчество Лавкрафта (но не его бесчисленных подражателей) и Дойля (и опять же, не его бесконечных последователей). Здесь же автор пытается совместить несовместимое и представить, как же выглядел бы наш мир, если Древние вернулись... Поначалу меня захватило. Я не догадывался о фантастической подоплёке рассказа вплоть до встречи с Королевой и потом читал чуть ли не с распахнутым ртом и широко открытыми глазами. А потом долго думал и в итоге оказался скорее недоволен рассказом. Если не придираться к той глупости, что Древние боги зачем-то заботятся о людях и правят ими так, что не сразу заметишь отличие от реальной истории, то получился реально очень атмосферная история.

Здесь есть расследование (хоть Гейман, как явный НЕдетективщик оставил его весьма условным), привычные нам герои (немного проспойлерю — нигде не указываются их имена, и если обратить на это внимание, то в конце вас будет ждать предсказуемый сюжетный твист), и атмосфера викторианской Англии, захваченной чудовищем, впрочем, как и весь остальной мир.

Читать можно с удовольствием, особенно учитывая то, что Гейман даже не пытался сделать рассказ страшным и пытался сделать упор на другие аспекты.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

отличный рассказ-перевертыш в характерной для Гемана манере стилистического подражания. Точно отрегулированная композиция, по-аптечному дозированно выдаваемые детали и даже альтернативный мир, который легко и компактно упаковывается в малюсенькую коробочку рассказа не требуя вобщем ни расширения, ни добавления.Образец технического мастерства автора, который, впрочем, оставляет после себя вопрос: «А где же ты сам?». И иногда создается впечатление, что сам-то как раз Нил наш Гейман остался в далеком и светлом прошлом, а то что мы наблюдаем сейчас — только бессчетная череда отражений в зеркальном коридоре идеально отполированных поверхностей.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ написан очень увлекательно, язык по геймановски сочный… Но… чего-то не хватает. И это понимаешь только в финале, как будто обманули. Одно выдали за другое. Видимо, из-за этого такой неприятный осадок после прочтения. Видимо подсознание отказывается принимать подмену героев. Сразу вспоминается «Роза пахнет розой, Хоть розой назови ее, хоть нет...», только если розу заменить на менее приятный цветок, например, на орбею...

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скорее нет, чем да.

Не знаю уж на кого грешить, может, на переводчика, но рассказ совсем не произвел впечатления. И Конан-Дойля люблю, и Лавкрафта, но вот рассказ Геймана, посвященный героям этих писателей — не понравился.

В первую очередь, я не впервые встречаю произведение, где королева Виктория не является человеком. Что касается замены героев на антигероев — она мне показалась неявной, практически прошла мимо меня.

В общем, это скорее литературная игра с заранее заданными параметрами, чем произведение, которое писалось ради самой истории.

Так себе.

5 баллов.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Единственное, что здесь спасает — так это атмосфера. ОЧЕНЬ атмосферное произведение.

Интриги практически никакой. Лично я, не особый любитель Холмса, все понял уже в самом начале. Тоесть КТО и КОГО ищет.

Вот только неожиданностью стали существа из вселенной Лавкрафта, за это тоже плюс.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нил Гейман схулиганил. Он соединил Лавкрафта с Конан-Дойлем. В принципе он сумел сделать невозможное. Потому что если подумать, то ужас Лавкрафтовской мифологии имеет истоки в прошедшей Первой Мировой войне. Первая газовая атака. Подводные лодки будто морские чудовища. Танки как шагающие исполины. Самолёты будто драконы летящие по небу. Всё это, конечно, может разбудить Древних или вызвать фантазии подобные лавкрафтовским. Впрочем любая война является генератором безумия.

Шерлок Холмс как законопослушный гражданин помогает расследовать дело об убийстве принца Франца. Всё вроде как обычно. Даже название и первые строчки рассказа напоминают классический «Этюд в багровых тонах» правда без той паранойи у Ватсона. Всё сначала кажется нормальными только потом ты догадываешься что это всё таки не тот благополучный ( не совсем, но всё-таки войны нет) Лондона. Нет в этом мире злодеи получили свою легальную нишу в обществе и миром правит Зло.

Так что же Холмс. Да с одной стороны он расследует это дело. С другой стороны представьте что реальный классический Холмс оказался в том мире. Холмс который всю жизнь боролся с преступностью(как разновидностью зла) оказался в мире где Зло властвует. И даже если для того Холмса всё является нормальным, то может ли этого оставить безучастным к происходящему?

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну, что же, очень хороший рассказ и жаль, что всего лишь рассказ. Я с большим интересом почитал бы и повесть в этих декорациях, с этими персонажами и их историей, и с этой атмосферой, или даже роман, и пусть даже с продолжением. Ну, а почему нет? В свободных продолжениях и по Холмсу и по Ктулху написаны десятки повестей и романов, самых различных авторов, именитых и не очень, но...но Гейман сделал свой выбор и это лишь рассказ. Рассказ очень атмосферный, исполненный очень мастерски, и язык и само повествование лаконичны и выверены, как ход метронома в тёмной комнате, на стене которой, в бледном свете уличного фонаря, корчатся таинственные тени. Мрачно и очень, и очень интересно!

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта весьма забавная и изящная вещица была первым произведением Нила Геймана, с которого и началось мое знакомство с ним. Я просто в восторге. Я консервативна в выборе книг, и знакомиться с творчеством Геймана стала не без опаски. Но сестра очень рекомендовала и я не утерпела, чему теперь несказанно рада. Перечитывала трижды и каждый раз оно меня просто завораживало.

Какой здесь живой и объемный язык, как чудесно воплощен стиль писателя, его тонкая ирония, столь характерная всем его книгам. Как он вплетает в мир Лавкрафта образы и события шерлокианы, и какими новыми красками заиграла история, поданная под таким соусом. Белиссимо! Завораживающий в своей загадочности Лондон, непревзойденный в своей дедукции Шерлок, недремлющее зло, а атмосфера — такая темная, гнетущая, мрачная, такая выпуклая, что ее буквально ощущаешь кожей.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный рассказ! С тонким юмором и очень многослойный. В нём автор постоянно разыгрывает читателя — начиная с возникающего недоумения в самом начале от полного «плагиата» с Конан Дойля до блестящей концовки, которая окончательно переворачивает все представления читателя о том, что происходило с самого начала рассказа.

Дополнительно отмечу только то, что не прозвучало в других отзывах: а так ли страшен этот «ужасный» мир с багровой луной? Мир, в котором правят монстры? Ведь по существу ничего не изменилось, раз читатель не в состоянии отличить этот мир от викторианской Англии. Раз аналог Шерлока Холмса помогает Лестрейду раскрывать преступления. Раз аналоги доктора Ватсона и Шерлока Холмса снимают квартиру на Бейкер-Стрит. Раз Влад Цепеш (Дракула) занимается медицинскими кровопусканиями, а доктор Джекилл не превращается в свой чудовищный аналог, мистера Хайда, а торгует порошком для предотвращения «запора души» — ведь само это средство оказывается не так ужасно, как в нашем мире. Особы королевской крови в этом мире ничуть не лучше, но и не хуже своих земных аналогов. Вроде бы, они все олицетворяют зло — но это зло человеческая цивилизация превратила в нечто в целом безобидное для людей. Не чудовища поработили человечество, а человечество переделало их под себя!

И очень неоднозначным кажется поступок «отрицательных положительных героев», убивших принца-«чудовище». Революционеры, готовые «освободить» человечество от чудовищ и готовые залить мир кровью, пусть и другого цвета? Я вот не могу дать однозначного ответа, положительны ли эти вторые отражения любимых героев детективных произведений Конан Дойля! Не получилось ли так, что это очередной смысловой слой, когда в мире-перевёртыше те, кто служил злу, стали служить добру, и наоборот. Ведь отнюдь не просто понять, что такое добро, а что такое зло — особенно в мире-перевёртыше.

Перевёртыш удался. Короткий рассказ, который заставляет столько думать и который сразу после прочтения хочется перечитать ещё раз и находить в нём всё новые и новые смыслы и оттенки юмора — это шедевр.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх