fantlab ru

Клиффорд Саймак «Смерть в доме»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.43
Оценок:
998
Моя оценка:
-

подробнее

Смерть в доме

A Death in the House

Другие названия: Один в доме; Друг в доме; Когда в доме одиноко

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 172
Аннотация:

Старый Моуз Эбрамс остался один на один со своей фермой, своим упрямством и своими серебряными долларами. Однажды, бродя в лесу в поисках пропавших коров, он нашел умирающего пришельца и нечто, похожее на огромную птичью клетку, сплетенную из металлических прутьев.

Пришелец был очень плох, но его смерть оказалась началом новой жизни...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

На русском языке впервые — «Смена», 1966, № 18 под названием «Друг в доме» в пер. С. Васильева


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 18. Клиффорд Саймак
1970 г.
Лалангамена
1985 г.
НЛО в зарубежной фантастике
1990 г.
Американская фантастическая проза. Книга 2
1990 г.
Охота. Целитель. Когда в доме одиноко
1990 г.
Пересадочная станция
1991 г.
Пересадочная станция. Денежное дерево
1991 г.
Все ловушки Земли
1992 г.
Достойный противник
1992 г.
Город
1993 г.
Город
1994 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 16
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1999 г.
Прелесть
2002 г.
Большая уборка на Солнце
2005 г.
Игра в цивилизацию
2005 г.
Город
2018 г.
Ветер чужого мира
2021 г.

Периодика:

Galaxy Magazine, October 1959
1959 г.
(английский)
Смена № 18, 1966
1966 г.

Аудиокниги:

Просто Фантастика
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Galaxy 9
1967 г.
(немецкий)
As Tomorrow Becomes Today
1974 г.
(английский)
As Tomorrow Becomes Today
1974 г.
(английский)
Science Fiction A to Z
1982 г.
(английский)
Science Fiction Jubiläums Band: 25 Jahre Heyne Science Fiction & Fantasy, 1960-1985
1985 г.
(немецкий)
Encounters
1988 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 21 (1959)
1990 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 21
1991 г.
(итальянский)
Le grandi storie della fantascienza 21
2002 г.
(итальянский)
Le grandi storie della fantascienza 21
2017 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  37  ] +

Ссылка на сообщение ,

Старый Мозе был обычным человеком...Нет, не правда! Никогда он не был обычным человеком, потому что другие, ««обычные» люди, никогда не признавали его таким же, как они, сторонясь его и называя «неудачником» или «чудаком» за упорное желание жить так, как ему подсказывает совесть.

Жизнь Мозе текла неспешно и скучно, и, казалось бы, его уже ничто не интересует. Его не занимали богатство или карьерный успех, достижения науки и техники, все то, что «обычные» люди соотносят с жизненным успехом. Все, что было нужно Мозе, ушло вместе с его любимой женой и теми маленькими радостями, которые приносит в дом родной человек. Мозе был одинок, одинок абсолютно, и ничто не могло этого изменить.

Это потрясающий рассказ. Он- о настоящих, неподдельных доброте, любви, милосердии и сострадании, которые существуют сами по себе, не прося награды и не ожидая благодарности. Без самолюбования, гордыни или эгоистичных надежд. Просто потому, что они есть в душе, не позволяя жить и поступать иначе, чем следуя совести и справедливости.

Хорошо быть добрым и милосердным к мягкому котенку, милому щенку, к чему-то знакомому и приятному. А попробуйте проявить сострадание к чему-то грязному, дурно пахнущему, вызывающему отвращение и страх. Чуждому и чужому.

С нашей, «обычной» точки зрения Мозе поступил странно, безответственно и легкомысленно. А вдруг этот незнакомец — опасный преступник, скрывающийся от межзвездной полиции? Или беглый каторжник? Диктатор, погубивший миллионы жизней? Маньяк, который приведет на Землю полчища завоевателей? Какое право имел Мозе решать за все Человечество в таком важном вопросе, как встреча с чужим разумом? А вот какое: «Для меня это было просто живое существо, которое очень нуждалось в помощи» — Единственный закон Сострадания, Милосердия и Человечности!

Черт, в одном слове этого рассказа о сострадании, человечности, подлинной доброте и терпимости больше, чем во всех романах, прочитанных мною до этого момента. Все к месту в этой простой и трогательной истории о старом чудаке, который отдал все, что у него есть, ради попавшего в беду незнакомца со звезд. Чем-то она напомнила мне спилберговского «Инопланетянина» — такая же щемящая нежность и немного стыда за то, что в реальной жизни редко следуешь истинным правилам доброты и милосердия: помогай тем, кто нуждается в помощи, и не жди награды и благодарности.

Хотя, как сказать. Награда все же была. Счастье и избавление от одиночества. Лучшая из тех, о которых мог бы мечтать «старый дикарь» Мозе, и мог дать ему звездный странник.

Оценка: 10
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, этот рассказ — вовсе и не рассказ, как таковой. Это, имхо, облечённая в форму НФ сама суть философии великого гуманиста Клиффорда Саймака... Эдакая «заповедь от Клиффа». А звучит она поразительно (вроде бы) просто: доброта спасёт мир, людей и всю Вселенную.

Честно сказать, сложно представить себе более гуманистичную философию, чем та, которой пропитана каждая строчка рассказа Саймака; впрочем, как и всех его произведений.

Если бы была премия «За Любовь» — однозначно, её получил бы Саймак! И была бы она из лунного камня с сердцевинкой из простого, банального и теплого янтаря! Низкий поклон Мастеру!

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень трогательный и очень добрый рассказ, который берет за душу. Два одиноких существа, фермер Моуз, одиноко живший на своей ферме, и неизвестное существо из бездонных глубин Вселенной, больше похожее на растение, встретились совсем ненадолго. Но эта встреча изменила жизнь фермера.

Фермер жил совсем один со своим упрямством и серебряными долларами. Видно, что он не любит людей и новшества и люди платят ему тем же. Но он проникся чувством к странному и неприятному на вид существу, смог понять его боль, помочь и спасти. На какое-то время это существо стало для Моуза единственным источником проявления искренней заботы, тепла и не важно, что разговаривать и есть может только один – для их взаимопонимания этого оказалось вполне достаточно. Удивительно, что фермер нашел близкого по характеру ни среди людей, а им оказался пришелец из космоса. Как ни странно, ради этого существа старый фермер сделал то, что, возможно, не сделал бы ни для одного человека – расстался самым дорогим, но взамен, совсем не ожидая, получил маленький подарок, на вид простую безделушку, но вместе с ней он обрел нечто большее, то чувство, которое не испытывал очень давно – счастье.

Конечно, с одной стороны грустно, что Моуз не испытывает таких же чувств к людям, но с другой стороны, это существо живое и оно тоже заслуживает внимания и сострадания. Моуз же поступил, что называется «по-человечески», не извлек из этой встречи корыстную выгоду: не отдал его на растерзание журналистам, поклонникам НЛО и исследовательскому институту. За это старый фермер заслуживает уважения.

Чудесный рассказ, читая который испытываешь истинное удовольствие и от содержания, и от идеи, рассказ, который в полной мере наполнен добрыми чувствами, теплотой и заботой.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно выдержанный в одном умиротворенном ритме рассказ. Без ненужных напряженных моментов или нагнетания обстановки. Сразу узнается типичная филоософия Саймака, может и наивная, но трогательная и во многом верная. Можно вспомнить его же слова из романа «Снова и снова»: «Прежде, чем лезть к звездам, человеку надо научиться жить на Земле.» И вот главный герой похоже научился, не учит законы, а просто здраво мыслит, видит бессмысленность спекулятивной валюты, ничем не подкрепленной. Живёт со своей честью, так и не позволяя обогатить науку Земли, так как цена за это слишком уж неприятна и неуважительна к жизни как таковой.

Концовка тоже замечательная: в этих заключительных строчках чувствуется, что неизвестный по характеру очень близок Эбрамсу. Пожалуй у Саймака блестяще получилось описать дружбу без слов, но на уровне душевного взаимопонимания и доверия.По прочтении добрее и лучше хочется стать самому, так что определенно — браво!

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сентиментальный рассказ о преимуществе душевного над материальным, что очень характерно для большинства произведений Саймака. Человек спас малознакомого инопланетянина, отдал ему практически все свои материальные богатства, получил взамен безделушку, но, главное, приобрёл друга, перестал быть одиноким. Так что грустным рассказ не назовёшь — чем не счастливый конец, несмотря на общий фон. А ведь эту историю контакта можно было перенести на уровень двух цивилизаций — мирный контакт с только наилучшими отношениями. Эх, было бы между людьми всегда так...

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе многое осталось до конца не прояснённым, в нём можно найти различные логические неувязки. Мы так и не узнали ничего о причинах катастрофы, которую потерпел пришелец, о целях его путешествия, непонятен принцип работы летательного агрегата и т. д. Но автор сознательно ушёл от ответов на эти вопросы, он написал совсем о другом. Это рассказ о доброте, о человеческом сострадании, о внутренней потребности помочь попавшему в беду. Моуз Эбрамс помогал чужому, непонятному существу, понимая, что не получит ничего взамен. И даже потратив на восстановление «клетки» всё своё состояние, он не мог поступить иначе, он не мог пройти мимо нуждающегося в его помощи.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ об одиночестве и отзывчивости. Старик Мозе находит нечто инопланетное, которое умирает. Все попытки продлить существу жизнь оказываются безуспешны, а далее история развивается таким образом, что читатель может и радоваться, и сочувствовать, и, ставя себя на место героя, предположить, как бы поступил сам.

Это трогательная история, в которой автор противопоставляет значимость материального и душевного богатства. Саймак не наставляет и не морализаторствует, он легко повествует о важном, а читатель проникается душевностью, и, возможно, становится чуть более чутким к окружающему его миру.

Без надрыва и патетики автор между строк говорит о жизненных принципах человечности: безвозмездно помогая другим, сам становишься счастливее; одиночество отступает, когда дома тебя кто-то ждёт и есть с кем поговорить, даже если собеседник может только слушать, не отвечая; серебряные монеты – это всего лишь металлические кружочки, а настоящее богатство заключается в совершенно ином.

Хороший рассказ, спокойный, толковый, подталкивающий к размышлениям.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых трогательных рассказов Саймака, очень типичный для его творчества. «Вот и встретились два одиночества» — пел когда-то Вахтанг Кикабидзе. Этот рассказ — именно о такой встрече, встрече одинокого старика и странного, уродливого пришельца. Пожалуй, только Саймак с такой ясностью может напомнить о том, как часто за отталкивающей внешностью скрывается благородный характер. Удачная концовка придает этой грустной, в общем-то, истории оптимистичные нотки. Безусловно, этот рассказ стоит прочесть.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичнейший рассказ Саймака — именнно за такие рассказы его и любят. Одинокий трогательный старик, добрый пришелец, немножко меланхолии и просветлённость в финале. Читатель смахивает непрошенную слезинку и растроганно улыбается.

Абсолютно пустопорожний текст, пронизанный сентиментальным «настроением». Характерно, что все рецензенты с напором педалириуют эпитет «добрый». Но это стилизованная доброта дешёвой литературы, рождественных сказочек про замерзающего доброго сиротку и доброго старика-миллионера, который сиротку спасает. В те времена, когда Саймак был ребёнком и читал детские журналы для хороших мальчиков-южан, подобные истории выпекались даже не сотнями, а тысячами. Это было массовое производство слюнявой сентиментальности. Не удивительно, что Саймак в зрелые годы бесконечно воспроизводил схему любимых рассказов своего детства. Гораздо удивительней, что подобные тексты до сих пор пользуются популярностью.

А ведь достаточно заменить доброго и трогательного инопланетника на доброго и трогательного нелегального иммигранта из Мексики (по сути, это одно и то же — незаконный пришелец на территории США), как весь рассказ рассыплется в труху — любой, самый благорасположенный, читатель скажет «не верю», когда старик-мизантроп из южного штата, живущий в лесу, никогда никому не помогающий и держащий под кроватью дробовик, вдруг воспылает симпатией к нелегальному мигранту.

Оценка: 4
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение излучающее тепло, доброту, любовь. Именно того, что так не хватает в нашем мире. Саймак писал это произведение в 50-х годах прошлого века, но оно актуально и сейчас. Проходят годы, столетия, меняются эпохи, но люди какими были такими и остались.

Рассказ «Когда в доме одиноко» рассказывает историю жизни старого Моуза. Жена его давно умерла, детей у него никогда не было, осталась одна ферма да хозяйство за которым нужен уход. Однажды найдя в лесу стонущее существо похожее на большой зеленый качан кукурузы и издающее зловонный запах, Моуз приносит его домой и начинает выхаживать раненного пришельца как родное дитя. По ходу повествования ему прийдется столкнуться с различными трудностями в лице жестоких людей, но добро которое он несет всю свою жизнь и самопожертвование в виде последних серебряных долларов на доброе дело, окупится с лихвой!

Рекомендация: высокая

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-моему, и комментировать не надо. Настолько всё просто, легко, непринуждённо, по-доброму. Ни единого лишнего слова. Я в восторге!

Как же это разнится с типичными голливудскими фильмами, где инопланетяне — коварные и кровожадные монстры, жаждущие поработить Землю, а люди тоже им под стать. А вот Саймак — утопист, но утопист добрый. Любит он всё живое: и людей, и животных, и инопланетян :smile:

Необычайно сильный заряд позитива передаётся со страниц рассказа!

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одиночество подчас играет с людьми странные игры. Вот у К. Саймака… Живя в обществе, совершая традиционные действия, выполняя изо дня в день рутинную работу, общаясь с необходимым людьми, человек на старости лет, обитая на ферме, ощущает себя одиноким, как в безбрежном вакууме космоса. Может, поэтому его психика не отторгла нечто «ужасное зеленое, блестящее, с фиолетовыми пятнами, воняющее и внушающее отвращение даже на расстоянии в 20 метров». Почувствовал в существе, вроде как, родственную душу. Случается, что от «не с кем поговорить» чуть не на стенку лезешь, а воображение, бывает, способно улететь в такие дали, где с кем только не приходится вести постоянные мысленные диалоги. Вот в реале и не удивляешься пришельцу в ближайшем лесочке.

Рассказ оказался занимательным.

С одной стороны. Очень поучительно: главный герой Моуз помогает страдающему существу, не брезгуя, не боясь, без корысти, слепо доверяя не просто чужому, чуждому. При этом в назидание описаны примеры поведения других людей, на контрасте строго отрицательные. Само существо у К. Саймака весьма оригинальное, удивительное и в чем-то чудесное. Верилось, что оно хорошее, и хотелось ему добра. Еще и развязка истории с толикой милой грустинки...

С другой стороны. Главный герой слишком уж положительный. Ан нет, светлый образ благостного мужичка оказался не без тени: как только речь зашла о деньгах — порыв вспомоществования почти разбился о мыслишку: «Неужто ты ждешь, что я буду делать тебе добро вечно?».

Да и благодарность пришельца показалась какой-то снисходительной: старичок-де «трогательно-добрый дикарь, такой неловкий, жалкий и услужливый». Правда, физическое одиночество Моуза никуда не делось, медвежья услуга — будто откушал вселенской таблетки счастья: все вроде плохо, а ему «почему-то хорошо и радостно».

...Но зря я, зря, нет в рассказе никаких каверз.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаковый рассказ. Именно с него началось мое знакомство с малыми произведениями Саймака. Все случилось в восьмом классе в конце года и в конце учебника. Никогда мы не обращали внимания на рассказы зарубежных писателей, а тут учитель взял и предложил прочитать «Когда в доме одиноко». Было необычно: только что проходили русскую классику, а тут на тебе фантастика. Да еще какая: добрая, с любовью и верой в человечность. Нету никаких пострелушек, драк, выяснения кто круче. Если ты настоящий человек а не бьющий в грудь для самоопределения самец бабуина, то это будет видно по твоим поступкам не только к окружающим но и другим видам жизни. Главное что и пришельцы у Клиффорда не кровавые захватчики. Старый Моуз Эбрамс показал себя со стороны неподкупного ни валютой, не славой гуманиста. Помогая умирающему пришельцу старик бросил читателю в глаза намек на то чего у большинства из нас нету: сочувствия и взаимопомощи. Всегда мы ищем выгоду для себя. Как это остаться в накладе да еще чего-нибудь заработать. Нет так дело не пойдет. А Моуз потерял те самые материальные ценности в виде монет из-за которых все грызутся, а взамен получил то чего в его забытом доме не хватало. Одинокий на земле, он стал известен в далекой космосе, где у него теперь есть единственный и настоящий друг.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если до прочтения этого рассказа у меня и были какие-либо сомнения насчёт личности Клиффорда Саймака, то теперь их нет.

Этот человек — он Учитель цивилизации, он наш Отче! Он тот, кто показывает и раскрывает истинную Душу человека. Он наш Древний Щур, пришедший из глубины веков, чтобы показать как было, чтобы рассказать как будет. И мы верим, Клифф, верим каждому слову, верим, как отцу родному.

И вера наша не просто убеждённость в чем-то далёком, эта Вера — суть чистое знание, что ты выявляешь в нас, трогая нас за нашу Душу. И мы видим, что Она у нас — чистая, светлая, способная сострадать и любить, не прося чего-то в замен.

Таков Моузес Эбрамс, таков пришелец, таков ты, Мастер, таковы и мы!

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот за это я так люблю произведения Саймака! В них есть не только удивительные приключения, но и гуманизм, какие-то особые взаимоотношения между человеком и представителями других цивилизаций. Читаешь, а сердце радуется :smile:

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх