FantLab ru

Клиффорд Саймак «Перепись»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.20
Голосов:
634
Моя оценка:
-

подробнее

Перепись

Census

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 128
Аннотация:

Ричард Грант – счётчик. Впервые за последние 300 лет проходит перепись населения, и он один из тех, кто в ней участвует. Однако есть и ещё одна причина, по которой правительство затеяло перепись: это мутанты. В последнее время появляются образцы совершенно нового художественного творчества, не похожие ни на что другое. Всё это анонимно или подписано псевдонимами. И их тайна не даёт покоя Всемирному Комитету.

© Ank
Примечание:

Комментарий автора к третьему преданию: Для полюбивших это предание тысяч читателей оно примечательно тем, что здесь впервые выступают Псы. Исследователю видится в нем гораздо больше. По существу, это повесть о вине и суетности. Продолжается распад рода людского. Человека преследует чувство вины, а присущие ему метания и неустойчивость приводят к тому, что появляются люди-мутанты. Предание пытается рационалистически объяснить мутации и доходит до того, что Псы изображаются как некая модификация исходной расы. Согласно преданию, без мутаций невозможно совершенствование вида, однако ничего не говорится о том, что для устойчивости общества необходим определенный статический фактор. Весь цикл отчётливо свидетельствует, что род людской недооценивал устойчивость. Резон, который тщательно проштудировал цикл, чтобы подкрепить свое утверждение, будто предания на самом деле созданы Человеком, считает, что ни один Пес не стал бы выдвигать мутационную гипотезу как совершенно несовместимую с убеждениями его народа. Подобное воззрение, заявляет он, могло родиться только в каком-то ином разуме. Однако Разгон отмечает, что цикл изобилует примерами, когда суждения, прямо противоположные Псовой логике, излагаются сочувственно. Перед нами, говорит он, всего лишь типичный прием искусного рассказчика, который смещает ценности, добиваясь разительного драматического эффекта. В том, что Человек намеренно выведен как персонаж, осознающий свои изъяны, нет никакого сомнения. Одно из действующих лиц комментируемого предания, Грант, мечтает об уме, «свободном от шор», и совершенно ясно, что он подразумевает какие-то изъяны человеческого мышления. Он говорит Нэтэниелу, что люди всегда чем-то озабочены. С каким-то инфантильным простодушием он уповает на теорию Джуэйна как на средство, которое еще может спасти род людской. И тот же Грант, видя, что наклонность к разрушению заложена в самой сути его сородичей, в конце поручает Нэтэниелу продолжать начинания человечества. Из всех персонажей цикла Нэтэниел, вероятно, единственный, у кого есть реальный исторический прообраз. Имя «Нэтэниел» часто встречается в других родовых преданиях. Конечно, Нэтэниел заведомо не мог совершить всего того, что приписывают ему эти предания. Тем не менее принято считать, что он жил на самом деле и играл видную роль. Естественно, теперь за давностью нельзя установить, в чем именно заключалась эта роль. Род Вебстеров, с которым мы познакомились еще в первом предании, занимает важное место и во всех остальных частях цикла. Можно видеть в этом дополнительное подтверждение выводов Резона, однако не исключено, что и здесь речь идет о приеме искусного сказителя: род Вебстеров нужен лишь для того, чтобы нанизать на один стержень предания, которые в остальном довольно слабо связаны между собой. Того, кто склонен все читаемое понимать буквально, наверно, возмутит намек на то, что Псы представляют собой продукт вмешательства Человека. Борзый, для которого весь цикл не что иное, как миф, считает, что тут перед нами стародавняя попытка объяснить происхождение нашего рода. Отсутствие подлинного знания прикрывается толкованием, подразумевающим этакое вмешательство свыше. Простой и для неразвитого ума вполне приемлемый и убедительный способ объяснить то, о чем совсем ничего не известно.


Входит в:

— журнал «Astounding Science Fiction, September 1944», 1944 г.

— роман «Город», 1952 г.


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной зарубежной фантастики. Клиффорд Саймак
1974 г.
Избранные произведения в пяти томах. Том 2
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. Почти как люди
1992 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 13
1994 г.
Ветер чужого мира
2021 г.

Периодика:

Astounding Science Fiction, September 1944
1944 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Місто
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе «Города» впервые замаячил призрак будущего заката человечества, т.к. у людей впервые появляются достойные конкуренты: по-детски наивные ещё Псы, эгоцентричные и самоуверенные мутанты, и даже такой неподходящий на роль конкурента, казалось бы, вид, как муравьи. Как отдельный рассказ он может и не особо выделяется, но во всём романе это одна из важнейших частей.

Образ мутанта Джо — это образ индивида, отличного от окружающих людей и прекрасно это осознающего. Отсюда и такой цинизм по отношению к обычным людям, которым всё равно не понять этих мутантов, не понять их стремления и ход мысли, т.к. это обычный человеческий порок: если ты значительно отличаешься от общей массы, значит с тобой что то не то, ты не можешь быть принят в нормальное общество. При таком взаимном антагонизме мутантам только и остаётся, что бродить по лесам, чинить ради насмешки над людьми механизмы и развлекаться с муравьями.

Переписчик Грант в рассказе также представлен не с лучшей стороны: мало того, что он навязал Псам чисто человеческое видение их будущего развития, которое оказалось в итоге тупиковым, но и ещё благодаря ему мутанты получили в руки записи Джуэйна, сыгравшие в будущем плохую шутку с человечеством...

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то, что это произведение выходило отдельным рассказом, вне цикла «Город» оно воспринимается не полно. Но в любом случае это — закат человечества. Нет городов, дорог, машины постоянно выходят из строя, люди дичают, и это все в относительно цивилизованной части света. Что твориться в Африке, даже сложно представить. Наверное, сплошные жертвоприношения и родоплеменные отношения. Некоторые люди это осознают и готовят человечеству преемников — разумных псов. Иная ветвь эволюции появляется естественным путем — мутанты, третья создается ради забавы самими мутантами — обретшие разум муравьи. Интересен контраст: если первые — псы, жившие с человечеством веками, любят людей и могут стать им верными товарищами, то мутанты в целом настроены деструктивно и антагонистически, а третьи — муравьи — безразличны. Но собаки слабы, а мутанты сильны, тем более, что случайно получили мощную идеологическую подпитку из трудов не так давно умершего философа, муравьям на все основательно наплевать. В общем, жизнь идет своим чередом: сегодня её любимчики — мы, а завтра, глядишь и разумные собаки...

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю как в дальнейшем будут развиваться события в романе Город, повесть это лишь составляющая этого романа, но на мой взгляд она играет большую роль, показывая что да, Человек был когда-то венцом природы, но эволюция не стоит на месте, как физическая, так и психологическая. У мутантов не существует общества, и как следствие общественное мнение не затмевает разум и не тормозит прогресс, вот почему мутант Джо смог видеть ошибки Человека в его изобретениях. Но всё- таки у этих мутантов был один существенный минус — т.к. они развивались как отдельные индивидуумы (вне общества) у них развивался некий цинизм и непонимание человеческого разума, невозможность жить и придумывать что-либо сообща... именно этой важной состовляющей лишились мутанты в процессе эволюции:weep:. Да конечно, в результате существования общества и общественного мнения многие идеи Человека оказались развеяны по ветру, но разобщённость это гораздо хуже.

Прошло как минимум 300 лет с того момента, как человечество уничтожило города и пересилилось в «прерии свободные от цивилизации» и изменило стурктуру общества, но всё-таки оно неизбежно стало создавать вокруг себя цивилизацию, только заново, и возможно по другому направлению. Новое общество разделилось, так сказать на новаторов, которые искали новые пути развития человечества) и консерваторов, которых устраивал предидущий порядок, и они не хотели что-либо менять). Конечно у отдельного человекав отрыве от общества, появилась возможность раскрыть и реализовать свои необузданные таланты. Это конечно же плюс, но в результате возникновения нового порядка, человек существующий вне общества становиться законченным эгоистом, который не видит смысла делать что-либо для других сообща. Тому пример мутант Джо, он подсказывал, помогал человеку, и потом сразу убегал, наверное для того чтобы человек не успел потребовать с него разъяснений, и понять свою ошибку). Человеческий эгоизм- это бич современного человечества, да в данной повести отдельный мутант или человек сможет придумать что-то новое, но реализовать задумки можно только сообща. Интересно какой путь выберут мутнты и человечество, осознают ли они совершаемую ими ошибку, и что с ними станет в будущем?! Человек может эволюционировать, изменяться с течение времени, совершенствоваться, но к сожалению эгоизм всегда будет ему присущ, и кто знает куда заведёт он человечество в дальнейшем?:val:

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Предание третье, «Перепись», в котором угадывается важность происходящего для будущего, но суть её улавливается не вполне.

Рассказ являет нам картину изменившейся Земли. Псы разговаривают, роботы нужны лишь для того, чтобы подавать виски хозяину-человеку, муравьи возят тележки, мутанты усмехаются, а сам род людской пребывает в некой апатии, в тупике, с вращающимся в голове вопросом: «как жить дальше? куда идти?». Дело осложняется гнетущим чувством вины за потерянное знание Джуэйна. Человечество ищет знание, Всемирный комитет рассылает по земле переписчиков, настоящая задача которых – выявление людей-мутантов, ибо предполагается, что их особые знания и способности могли бы задать вектор к поиску ответов на те вопросы.

Странное дело, что одновременно с описываемым общим упадком, «закатом» человечества, Саймак тут же говорит о творческом ренессансе, о возрождении идей, о совершенно новых направлениях в искусстве. Пусть и вскользь говорит, но возможно ли такое, учитывая, что по его же словам, лучшие умы и силы покидают Землю, осваивают другие планеты? Верится с трудом, притом что никак не ясно, на какой почве этот ренессанс развился, чем вскормлены эти мутанты, что у них такая продолжительность жизни, телепатические способности и возможности видеть в чертеже, в книге, в идее проблему, суть её с одного взгляда.

Вообще, это предание очень тягостное, в его воздухе явственно витают так несвойственные Саймаку обреченность, неверие, безнадёжность. Но тут же мы чувствуем встречные потоки, в которых ощущается намёк на то, что вот сейчас, в это самое время (300 лет спустя начала конца городов) происходит что-то очень важное для всего человечества, для его будущего. Упустить этот момент – значит надолго застрять в сером настоящем, остаться в тупике, в которые люди сами себя загнали, отказавшись от городов, заточив себя в одиноких поместьях, отрешившись от внешнего мира. О чём я и говорил, что пафос Первого предания ещё пожнёт свои плоды. Но думается, что у людей достанет здравого смысла и талантов, чтобы найти свой новый путь.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Предание третье к фольклорному, символическому и, возможно, мифическому произведению «Город».

Воот. Этот рассказ уже поглобальней и посодержательней. И речь в нем идет совсем не о переписи. Повествование дарит сразу три новых расы (цивилизации):

— мутанты, на примере Джо, обладающие телепатическими способностями, живущие только для себя, полностью отстраненные от дел мирских, от дел общечеловеческих;

— муравьи, выращенные мутантом Джо ради забавы, которые развиваются внутри отапливаемой банки, уже плавящие металл и возящие телеги;

— псы, верные друзья людей, которым поручена важная миссия — продолжить то, что люди уже не в силах, понять людей, и передавать это знание от щенков к их щенкам.

Наиболее важными философскими моментами рассказа являются следующие, уже немного упомянутые:

1. Великая задача Псов, религиозная трактовка первого пса Нэтэниэла, получившего миссию от Человека (аналогия Бог — человек). Это произошло, потому что человек больше не может двигать цивилизацию, человек устал, погряз и закрылся в своих страхах, предрассудках и неправильном понимании мира. Ему нужны Псы, более чистые и энергичные существа, шедшие бок о бок с человеком всю его историю.

2. Поразивший меня отказ мутанта Джо помочь человечеству в понимании нового философского трактата. который должен был перевернуть всё представление о философии. Саймак объясняет этот отказ тем, что у мутантов отпала чрезвычайно важная потребность любого человека — потребность в общественном признании. И именно она, говорит автор, заставляла человека стремиться, пытаться, тянуться вверх. И теперь, кажется, наступает конец.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Думаю, здесь поднимается краеугольная проблема человечества — неспособность понять друг друга и гонения на «не таких как все». Сейчас много говорят о детях-индиго, напоминающих саймаковских мутантов. Если это не выдумки, то что с ними будет? Прав ли Саймак относительно природы человека, в частности о преполняющей его ксенофобии? Это свойство людей контрастирует с простотой и лёгкостью в общении Псов, которые наконец появляются в повествовании.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о людях, которые отличаются от других. Если человек отличается от окружающих образом мышления, можно ли считать его ненормальным, а попросту говоря — сумасшедшим? Особенно если он обладает даром, а другие — нет?

Эти слова можно отнести и к таинственному мутанту Джо, с лёгкостью и ради забавы починяющего сложнейшие механизмы, устраивающего «эволюцию» для муравьёв и в мгновение ока указывающего на ошибку величайшего философа...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Среди отшельников человеческой расы начали появляться мутанты. Люди, обладающие необычными способностями. Эти люди привлекли внимание мирового правительства результатами своей незаурядной творческой деятельности. В результате чего главный герой рассказа повстречался с одним из таких индивидов по имени Джо. Что больше всего поражает, так это социопатия персонажа, которая сочетается с гениальным интеллектом и сверхчеловеческими способностями (чтение мыслей, долгожительство). Главный герой видит в этой комбинации угрозу. А что качается меня, то я бы не очень переживал насчет Джо. Даже если тот задумал какое-то гениальное злодейство, то дело явно забуксует из-за отсутствия у персонажа методичности. Его конек — генерирование блестящих идей (космический корабль или развитие интеллекта у животных), но вот только воплощать эти идеи приходится кому-то другому (уже знакомым читателю по предыдущим рассказам Вебстерам). Автор идей тоже не безрукий и вполне может что-то делать сам (история с муравейником или история с починкой техники), но вот только интерес к уже придуманному у Джо не вечен: завтра ему в голову придет новая гениальная идея и она тоже потребует себе внимания и т.д. Имей Джо потребность воплощать придуманное, то давно бы уже вышел из леса и развернулся бы среди людей.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые сталкиваемся с Джо — этаким серым кардиналом всего романа. И предстает он нам в не очень приглядном виде. Да, безусловно, талантище, коих поискать надо. Асоциален. Гениален. Социопатичен. Беспринципен. Да к тому же обладает способностью не стареть. Можно подумать, что он послужил прототипом многих кинозлодеев современности.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Третье сказание по времени недалеко отстоит от второго: еще жив главный виновник несостоявшегося прогресса человеческого общества — Томас Вебстер. Его сын, осознав всю глубину падения человеческого рода, начинает свои эксперименты с собаками, которые приведут к появлению на планете второго разумного вида животных.

Атмосфера повествования такая же унылая, как и во второй части, только здесь имеется одно яркое пятно — Натаниэл, разумная собака. Ее невинные шалости, а также беседы с правительственным переписчиком оживляют сюжет и внушают читателю определенный оптимизм. Антиподом Натаниэлу является Джо — один из немногих мутантов, идущих на контакт с другими людьми. Правда, делает он это не из-за большого человеколюбия и даже не из сострадания к человеческому роду, а просто от скуки. Так же от скуки он займется и ускорением эволюции колонии лесных муравьев, что в отдаленном будущем приведет к весьма негативным последствиям. Ничего полезного от его способностей остальному человечеству не обломится, хотя такие, как он, вполне способны разрешить все проблемы угасания человеческой цивилизации. Например, завершив философскую концепцию Джуэйна. Мутанты же, напротив, действуют так, чтобы нанести обществу наибольший урон. Возможно, чтобы уничтожить конкурента. А, может быть, чтобы просто поиздеваться над своими неудачливыми предками. Как это похоже на современного человека! Прогноз Саймака реализуется уже в наши дни — только замените слово «мутант» на «цивилизованный европеец». Передовые страны не слишком помогают отсталым странам «третьего мира» — скорее, они проводят на них свои эксперименты: испытывают атомное и бактериологическое оружие, меняют неугодные правительства и зомбируют общество пропагандой расового превосходства. Не удивительно, что такая работа приносит свои плоды уже за время жизни одного поколения: большинство людей уже не помнит, где находился тот город, в котором ранее обитали их предки, и где пролегали дороги, связывающие его с другими поселениями. Еще немного, и они снова возьмутся за лук и стрелы...

---------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о разделенном человечестве и рождении новой надежды увядающего мира. В новелле мало действия и слишком много философии, которая местами не выглядит убедительной. Автор понимал это и потому в предисловии предупреждал читателя, что это всего лишь устные сказания, за точность которых никто не может поручиться.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Комментарии к третьему преданию цикла «Город» не менее любопытны, чем предыдущие. Из контекста явно следует, что для Псов мысль о том, что люди были причастны к их эволюции, является крамольной, что, в общем-то, неудивительно. Кому ж понравится заявление о том, что твоя раса обязана своими достижениями, да можно сказать и существованием, некоему существу, которое большинство считает мифическим. Ну, вообще, всё как у нас, в человеческом обществе, да.

Здесь же, но уже в тексте самого предания проскальзывают первые намёки на то, что человечество по сути близко к падению, быть может, к вырождению, а посему наиболее прогрессивные деятели (например, Брюс Вебстер) озаботились вопросом поиска преемника. В данном случае — даже создания преемника в лице Псов.

Наметившаяся в предыдущем предании тенденция человека к эскапизму, к зацикливанию на самом себе, на своей личности, на усадьбе, за оградой которой мир для человека заканчивается, в этом рассказе получает дальнейшее развитие. Несмотря на видимый прогресс в технологиях (Солнечная система уже освоена, стартовала первая межзвёздная экспедиция), создаётся впечатление, что человечество как бы топчется на месте и движения вперёд, в общем-то, и нет. Есть частности, есть отдельные прорывы, но общая парадигма зашла в тупик.

В создавшейся ситуации у консервативного большинства появляется альтернатива, быть может, даже конкурент — мутанты, прогрессивные по видимым признакам, но пока ещё непонятные по внутренней мотивации. Да и поведение отшельника и социопата доверия не вызывает. Вполне понятна реакция государственных структур — они пока ещё не понимают, что именно происходит, но озадачились проблемой исследования явления, собирают информацию о мутантах.

Что будет дальше, увидим в последующих преданиях, с интересом ожидаем развития событий.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самая интересная часть романа «Город», события, описанные в которой, в конце концов оказались определяющими для судьбы всего мира. Здесь мы видим, как на Земле зарождаются аж три новые разумные цивилизации, помимо уже существующих людей и роботов. Между ними никогда не будет открытого противостояния, но путь у каждой из них свой.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Город» — роман, который надо читать целиком...мне эта часть очень понравилась, но не знаю, какое впечатление она производит при отдельном прочтении...попробуйте)) есть интересные мысли..

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Непонятный какой то рассказ.

И реконструкция весьма сомнительна. Вряд ли могут существовать асоциальные мутанты.

Не понравилось.

Или не понял вопросы, поставленные автором.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мутанты... А так ли уж важно, кто развалил муравейник, дав толчок новой цивилизации... Впрочем, мутанты — это тоже ветвь эволюции, впоследствии покинувшая Землю...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх