FantLab ru

Анатолий Уманский «Господин Элефант»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.00
Голосов:
101
Моя оценка:
-

подробнее

Господин Элефант

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

Павел не собирался проливать невинную кровь. Он желал смерти лишь одному человеку — губернатору, повинному в гибели его брата. Ради этого он устроился служителем в цирк-шапито, намереваясь застрелить ненавистного градоначальника во время представления. Он не подозревал, какие грязные тайны скрывает бархатный полумрак циркового шатра, какие низменные страсти кипят там; не ведал, что своей жаждой мести пробудит неистовую, страшную силу разрушения, имя которой — Господин Элефант...

Входит в:

— условный цикл «Самая страшная книга»  >  антологию «Самая страшная книга 2019», 2018 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Шепот крика
2019 г.
Самая страшная книга 2019
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как и год назад, новый том «Самой страшной книги» открывает Анатолий Уманский. Ощущение дежа вю дополняет сам автор: он вновь сделал выбор в пользу исторического антуража (начало XX века) и вновь повествует о заехавшем в город шоу. Только вместо театра ужасов на сей раз в центре внимания цирк-шапито.

Главного героя зовут Павел. Он всерьез и не без причины настроен убить губернатора — известного любителя цирковых представлений. Чтобы осуществить задуманное, Павел устраивается слоновщиком в цирк, где и попадает в услужение Господину Элефанту из заголовка (его суровый лик вы можете наблюдать на обложке книги). Тут-то всё и начинается.

Автор не спешит ужасать читателя и не представляет цирк как нечто зловеще-инфернальное. Хотя и реализм здесь вполне себе чёрный: клоуны-отморозки, грязные попойки, начальник с проблемной психикой и разговоры о невеселой судьбе предыдущего слоновщика. Хорошо показан внутренний уклад этого маленького и странного мирка со всеми его радостями, горестями и тайнами. Персонажи получились не шибко симпатичными, но вполне себе живыми (разве что клоунам не хватило выразительности). Ну и слоняра хорош, не отнять.

Написано ладно, складно, читается легко. Правда, есть вероятность, что любители пощекотать нервишки будут немного разочарованы: мрачность тут наличествует, а вот саспенса не хватает. Зато кровавая вакханалия в эндшпиле должна с лихвой утолить голод фанатов «мясца». В целом рассказ скорее грустный, чем страшный. И интересный, чего уж там — оторваться не хотелось ни разу. Финал оставляет читателя с печалью на душе, но с ощущением, что всё кончилось именно так, как и должно было кончиться.

Как итог: господин Уманский продолжает радовать. Начало сборника удалось.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Власть маленьких громовержцев абсолютна и неоспорима — вот урок, который он запомнил лучше всего.

Как и в прошлом году, сборник ССК 2019 открывает — Анатолий Уманский. Герой рассказа даже украшает обложку сборника. Кстати говоря — эффектный рисунок! Но речь не об этом, а о самом Господине Элефанте.

Как и в прошлый раз, автор погружает нас в цирковой антураж. Как уже видно из самого названия — здесь главный «злодей» будет слон, хотя по большей его части не совсем про него. ГГ — Павел, мечтает убить губернатора, виновного в смерти брата. Мне пришлось несколько раз возвращать себя ко времени, когда происходили события, ведь создавалось впечатление размытости. Возвращаясь к герою — он влачит жалкое существование, грезит об убийстве, а также ищет работу. Когда выпадает возможность устроиться в цирк — эта возможность разом решает все проблемы Павла.

Далее жизнь течет в своем русле. Цирковые заботы и т.д. и т.п. Так, стоп, а как же сам виновник торжества —Господин Элефант? Да, ходят здесь скверные истории, но... Уманский показал в своем рассказе главным монстров планеты Земля — людей, и и заставил всей душей переживать за слона.

Способная растопить лед в сердце воспоминания Господина Элефанта — это действительно сильно, но это не то, что ожидаешь от открывающего сборника рассказа.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Господин Элефант» — это произведение Анатолия Уманского, что открывает традиционный уже сборник ужасов малой прозы отечественного разлива.

Начать стоит с того, что рассказ вышел интересным и неожиданным. Неожиданным в плане подачи и жанровой классификации, т.к. произведение открывающее внушительного объема антологию ужасов, на удивление, оказалось совсем не хоррором.

Но стал ли от этого «Господин Элефант» хуже и менее интересным?

Нет, вовсе нет. Это по-прежнему неплохой сюжет со знакомой подачей и крепким сапиенсом, который держит в напряжении до самого финала. Сам же слон (тот самый красавчик, что изображен на обложке сборника) получился просто очаровательным. А лично для меня, для человека, что с подозрением относится ко всем слонам без исключения ещё начиная с известной басни Ивана Андреевича Крылова, Господин Элефант — это вообще главное украшение рассказа.

Жаль только, что общие впечатления оказались несколько смазанными из-за моих неоправданных ожиданий. Я от чего-то надеялся на хороший такой крепкий хоррор, а получил просто неплохой триллер в знакомом уже антураже.

Но, как я и сказал выше, это не значит, что рассказ не удался. Вполне возможно, что это лично мой крайне субъективный «загон», а «мои ожидания — это только мои проблемы».

Оценка: 4
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Господин Элефант» Анатолия Уманского открыл антологию СС-19. С ним читатель знакомится, ещё даже не раскрыв книгу, так как данный сударь (простите — господин) изображён на обложке.

Признаюсь, что, когда читал отзывы таргет-группы во время отбора, долго ломал голову, чем может привлечь читателя обычный слон. Даже больше: привлечь и увлечь. Положительных оценок рассказу было дано много и почти в каждом комментарии был отмечен сюжет. Что ещё сильнее озадачивало меня, как автора. Страшный сюжет со слоном — вы серьёзно? Теперь, при прочтении, ожидания оправдались, хоть и частично.

Действительно, страшным «Господина Элефанта» не назовёшь. Но он заслуживает считаться качественным. Поначалу простой сюжет вводит в ступор, пока за происходящими событиями не начинает проявляться конфликт. Конфликт, раскрывающий образы (впрочем, как нужно в настоящей литературе) и, что интересно, произошедший ранее описанных событий, но органично в них вплетённый. Обычно подобные вещи имеют вид фшлэшбэков, которые нарушают динамику рассказа. Здесь же динамика не нарушена, а наоборот, взвинчивается так, что от текста тяжело оторваться. Тем не менее, сюжет всё равно выглядит простым; это было бы минусом, если бы не органично поданная история любви, превратившая общую простоту в изящность — и отчего творение Уманского только выигрывает. На изящность в «Господине Элефанте» также влияет простой стиль, иногда предельно ёмко предающий физические ощущения, так что чувствуешь их сам. Но это по «физике». Что касается психологии, то, к сожалению, психологически я не ощутил того безумия, на которое рассчитывал, изучая отзывы. Атмосферу цирка — она, такая, знаете ли... безумная. А здесь она реалистичная, где-то грязная и, при всей красочности, гротескная. В общем, многогранная. Все мы любим многогранность в литературе, но я люблю многогранность в безумии. Поэтому надеялся увидеть в Цирке не цирк, а сумасшедший дом или, на худой конец, дом уродов. Хотя, где-то мои надежды оправдались: уроды в рассказе есть, и спрятаны они в каждом герое. Да, хороший рассказ тем и ценится, что в нем раскрываются тёмные стороны человеческой души. Но для профессионального текста этого мало. Профессиональный писатель делает своего героя грязными и хорошим одновременно — как сделал Уманский. Потому, что даже когда герои скрывают свои пороки, они искренне продолжают любить своего слона. В этом, на мой взгляд, раскрывается идея, что любовь человека к животному иногда бывает для первого гибельна. «Не люби того, кто ниже тебя». Ведь он воспримет это как насмешку и отомстит. И Элефант мстит... Но мстит естественно, просто — как обиженный человеком ребёнок. Поэтому гарантирую, что вы при прочтении вы будете сочувствовать зверю. Именно сочувствовать. Автор заставляет читателей воспринимать слона не как животное, которого хочется пожалеть, а как личность, которой сочувствуешь. Это сложно — и красиво. Не знаю, что красивее: подобный технический ход или образ израненного слона, стоящего в лучах заката и пускающего из хобота в небо фонтан крови, переданный Уманским. Здесь решать вам!

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу после прочтения этого рассказа я поставил ему довольно низкую оценку. Но я всегда стараюсь анализировать свои выводы и спустя какое-то время подвергать их сомнению. Так уж вышло, что Господину Элефанту выпала роль открывать сборник рассказов ужасов, на которые у всех свои взгляды, ожидания и предпочтения. И мои ожидания этот рассказ оправдать не смог, вкусовщина, что поделать. Я не поклонник треша в духе кровь-кишки-головуоторвало. Поэтому впечатления от финала оказались смазанными. Но как бы там ни было, я увидел хороший текст, интересную историю и персонажей, интригу и развитие сюжета. Также в рассказе необычное место действия — разъездной цирк и его внутренняя “кухня”. Что больше всего понравилось и тронуло, это небольшие отступления, в которых рассказывается история слона и его хозяев, довольно эмоционально получилось. Вообще, истории связанные с животными не могут не подкупить. Также понравился основной посыл, вытекающий из всего рассказа — источником бед и ужасов является сам человек, его выбор и поступки, которые могут иметь далеко идущие последствия.

В итоге получился крепкий, интересный рассказ, не в жанре хоррора, конечно, тут подошел бы триллер, но какая по большому счету разница, не так ли?

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тут, на Фантлабе, рассказ отнесён к жанру Хоррор/Ужасы. Ничего такого в рассказе нет. Есть социальный триллер, а также элементы слэшера и треша (кишки наружу, раздавленные тела и т.д.).

Сюжет долго раскачивается, и, в итоге, сводится к тому, о чем читатель мог предполагать в самом начале, не раскрывания ни тайн, ни загадок, и закачиваясь японским хэппи-эндом — все умерли.

Есть в тексте и не слишком понятные фразы, вроде: «боль огнём разлилась по телу и наполнила рот вкусом расплавленной меди». Кровь по вкусу напоминает расплавленную медь? Просто, откуда кому-то может быть известно, какова расплавленная медь на вкус? Ведь чтобы сравнить расплавленную медь и кровь по вкусу, надо попробовать и то, и другое.

Поставил 4 балла за неплохой стиль написания и внятность сюжета.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слон в посудной лавке, или, Кинг-Конг с хоботом!

Давно я уже не читал рассказов в таком жанре.

Предсказуемо, почти не страшно, но увлекательно. Начинается как триллер — террористы, покушение на губернатора. Потом, неплохой социальный реализм, жизнь и бытовые зарисовки из мира цирка, который, веселый и смешной, если только смотреть на представление из зала. А на самом деле, мрачный и жестокий. Ну, а в финале — целый роман-катастрофа. Злобный смерч прошёлся по улицам города.

Недостаток, а, вернее, это не недостаток, а специфика жанра, предсказуемость. Отсутствие тайны, мало саспенса. Но, по другому, такой рассказ, наверное, не выстроишь.

Герои интересные, слон — вызывает уважение.

Написан рассказ увлекательно.

Очень и очень неплохо.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх