FantLab ru

Жозе Сарамаго «Книга имён»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.72
Голосов:
32
Моя оценка:
-

подробнее

Книга имён

Todos os nomes

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9
Аннотация:

Сеньор Жозе — младший служащий Главного архива ЗАГСа. У него есть необычное и безобидное хобби — он собирает информацию о ста знаменитых людях современности, которую находит в газетах и личных делах, находящихся в архиве. И вот однажды, совершенно случайно, ему в руки попадает формуляр с данными неизвестной женщины. После этого спокойствию в его жизни приходит конец...


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
А. Богдановский (1)

Книга имен
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По мне — так проходной роман. В начале и, собственно, всю дорогу я очень надеялась, что «Книга имен» окажется такой же неожиданно (для творчества Сарамаго) милой и позитивной, как «Перебои в смерти». Ну посудите сами: хрестоматийно серая личность, мелкий служаший архива ЗАГСа, немолодой, одинокий, внезапно находит у себя на работе, в коллекции знаменитостей, карточку неизвестной женщины. Обычной, тоже ничем не примечательной, но главное что живой и живущей в том же городе. И загорается безумным желанием отыскать ее, для чего предпринимает целый ряд совершенно нелогичных, дурацких, энергозатратных и вообще сомнительных действий. Зато с потрясающим упорством.

Всю книгу мы наблюдаем за тем, как он очень медленно и довольно нелепо, шажок за шажком, приближается к своей цели. При этом поиски — единственное, что происходит в совершенно пустой, скучной и серой жизни этого человека.

Сарамаго, видимо, задался целью выписать идеальную серую личность, идеально пустую жизнь, не озаренную ни радостями, ни особыми заботами. Работа в архиве — отличный вариант для такого персонажа, конечно. С одной стороны, в архиве царит авторитарный начальник, с другой стороны, героя-то никто совершенно не угнетает и не обижает, так что сочувствовать ему и нечего. И сам он, конечно, ни капли не страдает ни от скучной работы, ни от одиночества. Потому что если б герой страдал и метался, прибавь к этому серому бытию внутренние страсти Достоевского — серое бытие отошло бы на второй план. Но нет, в эмоциональном плане до начала поисков так же пусто и тихо.

Я пыталась проникнуться симпатией или сочувствием к герою, но так и не смогла, увы, потому что он сам явно кузнец своего состояния, а не зловредные личные обстоятельства. Поэтому и его приключениям сочувствовала так, вполсилы, в основном изумляясь тому, насколько плохо человек без некоторого опыта может справляться с элементарным общением с себе подобными.

И все время, конечно, ждала логического завершения поисков, встречи с таинственной героиней. Это была бы совершенно классическая история о любви, как он бы ее наконец нашел, и серая его жизнь заиграла неожиданными красками — и все преобразилось бы. Любой из «серых» эпизодов и деталей можно было бы изменить буквально чуть-чуть — а общий контраст был бы разительным.

Но Сарамаго в это играть не захотел, наоборот, он пошел от серого не к свету, а скорее дальше в темноту, и это меня как-то разочаровало и озадачило. После такой длительной «вступительной», поисковой части хочется более яркого и вразумительного финала, хочется, чтобы что-то наконец *произошло* — но ничего не происходит, только в архиве появляется карточка с немного другими данными.

Для такого скучного романа (будем уже называть вещи своими именами) это слишком тонкий финал, он подошел бы куда больше роману с активным действием. Хотя, возможно, кто-то скажет, что Сарамаго выдержал стиль (я не имею в виду стиль письма, а скорее стиль обращения с читателем) до конца — с этим не поспоришь, но это какой-то слишком серый стиль.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга, плотный, типичный Сарамаго, современность, переплетённая с безумными его словоформами, выкрученными фразами и перевёрнутыми сравнениями, о служащем архива, ищущем женщину, которая для него — никто, и он для неё — никто, но поиск в данном случае становится больше, чем поиском, даже больше в некой мере, нежели смысл жизни; книга напоминает «Двойника», хотя тот, безусловно, сильнее, и чётче, но и здесь Ариаднина нить повествования практически одной фразой, без разрывов и провисаний, протягивает читателя от входа в архив до самых дальних пыльных полок, где мертвецы соревнуются с живыми.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, это первый из прочитанных мной романов Сарамаго, про который я не могу сказать, что мне понравилось. Вроде, фирменный стиль на месте, и рассуждает автор о вечной категории — о поиске себя. Но мне он не стал близок, внутренне я не поняла, для чего автор написал «Книгу имен», видимо, моего имени в ней нет.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отныне берясь за очередной, нечитанный мною, роман Сарамаго всегда появляется чувство печали и грусти с мыслями о том, что больше мы не увидим новых литературных шедевров этого великого автора. И тем не менее держа в руках новую книгу постоянно испытываешь трепет, зная что тебя ждет что-то необычное, пусть не всегда объяснимое, но так или иначе прекрасное, ибо то как пишет Сарамаго другими словами передать нельзя.

«Книга имен» роман наверное самый реалистиный, из читанных мною у писателя. Фантастических допущений, присущих трудам автора здесь фактически нет. Единственное что здесь можно принять за фантастику это беседы главного героя самим с собой. Но такие беседы мы сами ведем с собой постоянно, так и фантастикой это не назовешь.

Главного героя романа зовут Жозе. Сеньор Жозе, как величает его автор. Он работает младшим делопроизводителем в Главном Архиве ЗАГСа безымянного города. Он одинок, живет в пристройке к архиву и главным его хобби является собирание информации из газетных вырезок о ста знаменитостях современности. Хобби безобидное, но порой захватывающее, т.к. чтобы полностью собрать информацию об этих личностях Сеньору Жозе приходится по ночам пробираться в архив и таскать формуляры с данными этих людей с бесконечно длинных полок с документами.

И вот однажды взяв их архива пять папок с формулярами знаменитостей Сеньор Жозе обнаруживает, что ненароком схватил шестую папку с данными совершенно незнакомой ему безымянной женщины. После этого какой-то необъяснимый порыв заставляет героя любыми правдами и неправдами, во что бы то ни стало найти эту женщину. Отсюда и начинается его история.

Первое что стоит сделать взявшись читать эту книгу — это выкинуть из головы аннотацию издательства, описывающую сюжет. Ничего более отдаленно похожего и придумать было нельзя. После прочтения вновь взяглянув на аннотацию до сих преследует одна только мысль: «Что это за бред?». Но сейчас не об этом...

Что неизменно привлекает в книгах Сарамаго, это тот факт что все его герои совершенно заурядные обыватели, такие же как и мы с вами. Это придает каждому произведению небывалую реалистичность. Редко какому литературному труду веришь также, как тем, что написал Сарамаго. «Книга имен» в этом плане совершенно не отступает от этого правила. Читая не покидает ощущение, что автор сам пережил все это, а теперь просто рассказывает историю нам за чашечкой чая.

Если сравнивать с другими романами автора, то пожалуй вспоминаются «Двойник» и «Год Смерти Рикардо Рейса». В «Книге имен» есть по чуть-чуть от каждого этого произведения; есть кропотливость и тщательсть действия, которая была в «Двойнике», и некая загадочность присущая «Рикардо Рейсу».

Написано и переведено как всегда великолепно. Тонкий сарказм Сарамаго подан отлично. С виду бестолковая фраза «Беспредельна мудрость потолков» из уст автора не может не вызвать иронической усмешки.

Нареканий к издательству нет. Понятное дело, что будет куплено больше экземпляров, если роман выйдет в популярной серии «Интелектуальный бестселллер», но все же обидно, что данная книга не будет гармонично смотреться с остальными романами автора в именной серии «Жозе Сарамаго» (но это дело десятое).

И все же наслаждаясь стилем писательского языка я пришел к одному печальному выводу — для меня читать эту книгу пожалуй рановато, т.к. написана она об одиночестве и решительных попытках сбежать от него. Решительных настолько, что внутри себя даже попытаться отринуть очевидность смерти. А чтобы задумываться на этими вопросами я наверное еще молод.

Итог: читая книгу Сарамаго я всегда боюсь, что идея поданная автором до меня не дойдет. «Книга имен» это пожалуй такой случай. Кое-что я понял, но далеко не все. Тем не менее поклонникам творчества автора книга к прочтению обязательна. Это ведь Сарамаго, рекомендации здесь ни к чему.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх