FantLab ru

Роберт Силверберг «Человек в лабиринте»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.07
Голосов:
621
Моя оценка:
-

подробнее

Человек в лабиринте

The Man in the Maze

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 66
Аннотация:

Зловещий лабиринт, «душегубка», созданный неизвестной расой, жаждет крови и смерти... Лишь один смог пройти его самостоятельно, тот, кто перестал быть «человеком». Его душа разрушена и исковеркана первым в истории человечества контактом с нечеловеческой расой. Теперь он изгой. Теперь его дом — лабиринт. Навсегда. Но неожиданно являются гости...

Входит в:

— условный цикл «Румбы фантастики»  >  антологию «Человек в лабиринте», 1991 г.


Похожие произведения:

 

 


Человек в лабиринте
1990 г.
Человек в лабиринте
1990 г.
Сокровище таинственной расы. Человек в лабиринте. Планета обезьян
1991 г.
Человек в лабиринте
1991 г.
Человек в лабиринте
1991 г.
Всемогущий атом
1992 г.
Ночные крылья. Человек в лабиринте. Полет лошади
1993 г.
Возвращение на звёзды. Плоть. Человек в лабиринте
1994 г.
Антология мировой фантастики. Том 5. Контакт. Понимание
2003 г.
Человек в лабиринте
2003 г.

Периодика:

If, April 1968
1968 г.
(английский)
If, May 1968
1968 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Откройте небо
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Man in the Maze
1971 г.
(английский)
Czlowiek w labirincie
1973 г.
(польский)
The Man in the Maze
1975 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не могу не поставить высший балл данному роману и смело во всеуслышание похвалить его. Сейчас прочёл его на одном дыхании за пару дней (читал в автобусе по дорогу на работу, на самой работе в любую свободную минуту, вечером перед сном...). Книга не позволяет отложить себя, хотя вроде бы и нет очень напряжённого сюжета, нет перестрелок, взрывов и погонь. Даже сам Лабиринт не является центром сюжета, он — не более чем экзотический фон для глубокой личностной трагедии и сильнейших переживаний Человека. Именно потому (я думаю) роман назван «Человек в лабиринте», а не просто «Лабиринт» или как-то иначе. Это преобладание душевности, психологизированности в ходе повествования очень напомнило мне стиль братьев Стругацких, где весь фантастический антураж — не более чем декорация для рассказа о Человеке. При этом декорация выполнена превосходно, ярко и многогранно.

Я однозначно рекомендую этот роман к прочтению всем любителям классической НФ, да и просто ценителям хороших книг. Не стоит связываться с романом пожалуй только в том случае, если вы ищете бойкую развесёлую космооперу с бластерами, грудастыми блондинками и межгалактическими жуками. Ну или на дух не переносите фантастику.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно субъективно, но – не понравилось. Причём, вроде бы имеются все составляющие для хорошего романа – интересный мир, интригующая ситуация, подробно прописанные герои. Есть (почти)непроходимый лабиринт, построенный древней цивилизацией, есть человек, отыскавший путь к его центру и оставшийся там, и есть люди, желающие этого человека вернуть. У основных персонажей проработанные характеры и их мотивация читателю вполне понятна. Но всё это, почему-то, не складывается в интересную историю.

Мне кажется, что этот роман стал, во многом, жертвой своей формы. Как по мне, ситуация стала бы лучше, будь он либо объёмней (тогда оправдано подробное описание ловушек лабиринта и всякой посуды из которой едят персонажи), либо, напротив, ужат до размеров рассказа (без всей этой мишуры, с большей динамикой). И пусть это вкусовщина, но мне не понравились герои. Да, они проработанные, но следить за ними было не интересно.

Ещё, не недостаток, а просто наблюдение. Женщины в романе появляются не часто, но почти всегда без одежды, и их роль сводится к тому, чтобы быть предметом вдохновения. У космических путешественников также имеются «женозаменители» (может быть, это локализаторы над названием постарались).

На мой взгляд, единственное, ради чего стоит прочесть «Человек в лабиринте» — это дух героизма. Он характерен для фантастики того времени и сейчас его почти не встретишь. Когда у человечества есть уверенность в своих силах, когда оно с оптимизмом смотрит в будущее, и когда люди со своими пороками и слабостями, но, с несгибаемой волей, смело ведут человеческую цивилизацию вперёд.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга в жанре фантастики. В центре повествования идёт размышление о жизни одного человека. Ричарда Мюллера, главного героя романа, по праву можно назвать лучшим человеком вселенной. Исследователь, путешественник, дипломат, политик. Человек, которым гордится всё человечество. Человек, которого подвергают ужасной «болезни» инопланетяне-телепаты (неумеющие скрывать своих мыслей друг от друга), в результате которой все люди вблизи начинают испытывать воздействие некоторых невидимых ментально-духовных сил, которые неконтролируемо исходят от самого Мюллера. Эти волны есть отражение сущности самого главного героя. Беда в том, что находящиеся вблизи люди испытывают далеко не самые приятные ощущения. Они переживают скорбь, ужас, апатию, утрату, боль и прочее психическое насилие, которое невозможно описать словами (сам Мюллер не страдает).Таким образом люди вокруг подрывают своё психическое здоровье. На Мюллере лежит своего рода печать Человечества. Даже он, будучи героем своей расы, несёт в себе недостатки своей культуры. Болезнь своего рода линза зла, многократно увеличивающее всё плохое в человеке в глазах остальных людей (что было бы, «заболей» другой, но заурядный человек или попросту преступник?). Мюллер принимает удар и отрезает себя от самого дорогого, что было в его жизни — общества. И улетает на далекую планету Лемнос, на которой находится Лабиринт, цель которого уничтожать любого человека, оказавшегося внутри. Следовательно, это лучшее убежище от людей и Мюллеру удаётся дойти, избежав всех ловушек, до центра (чего никому до этого не удавалось)... А между тем на пороге известного галактического пространства появляется космический враг, установить контакт с которым невозможно, и который с невообразимой легкостью психически порабощает (что даже хуже уничтожения) периферийные людские колонии. Перед человечеством встаёт угроза тотального психического порабощения и Мюллер становится единственным человеком, который в силу своей ментальной болезни способен установить контакт с пришельцами. Сумеет ли небольшая исследовательская группа, ценой больших людских потерь, дойти до центра Лабиринта и убедить уже одичавшего за 9 лет одиночества и озлобленного на человечество, Мюллера стать посланцем Человечества до того как оно полностью перестанет существовать? А может быть его не стоит убеждать? Взять силой и отнести пришельцам на блюдечке, чтоб те его «прочитали». В конце концов: что значит жизнь одного человека по сравнению с существованием всего человечества?

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В который раз убеждаюсь, что если хочешь насладиться произведением — читай классиков жанра. И вроде, посмотришь на год написания книги, и думаешь: но ведь написано давно, могут встречаться вещи, которые откровенно расходятся с тем, как развивались технологии на протяжении десятков прошедших лет, и прочие нестыковки. Но при этом понимаешь, что фантастика неотделима от психологической составной, хотя и считается, что базируется она на материалистических основах и постулатах. «Человек в лабиринте» являет собой сплав качественной фантастики с наукой о жизни души, психологией. Глубокая вещь и просто интересная книга.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошее название у романа — «Человек в лабиринте». Каждый из нас заперт в собственном (внутреннем) лабиринте, который не прощает ошибок, ибо наказание следует неотвратимо — в виде сомнений, осознания собственной слабости, борьбы с самим собой, бессонных ночей, раскаяния и пр. Находясь в лабиринте своего «я», герой никак не может простить человечеству вынужденного одиночества — это разъедает его изнутри. Он пытается найти выход, но от себя не уйти — в отличие от лабиринта физического. В итоге он, уже измененный, возвращается на Лемнос — «из любви к человечеству». То есть уже не из той любви, которая наполовину смешана с эгоизмом и самовозвеличиванием; а другой, в которой эгоизм отсутствует, как отсутствуют и страсти, иссушающие душу. Подобно духовным подвижникам прошлого, совершавшим чудо для людей, а потом возвращавшимся в горы, пустыни или леса (туда, где невозможно напитаться людскими страстями, мешающими ВИДЕТЬ себя), герой возвращается в свою лемносовскую «келию», чтобы, возможно, снова выйти оттуда, когда людям понадобиться помощь.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, этот роман — то, чем мог бы стать «Солярис» Лема в руках человека «действующего», активного, а не философа, все проблемы решающего умозрительно в своей голове, сидя на «попе» в уютном кресле.

Происходит контакт с инопланетным разумом/существом, вследствие которого , как в Солярисе, все эмоции, которые внутри, т.е. подсознание, все мысли, ошибочное восприятие, чисто физическое неприятие какого-то человека становится явным, вытаскивается наружу в виде тактильных и прочих других ощущений, в отличие от лемовского овеществления подсознательных мыслей в материальных вещах.

С неким успешным завершением этой истории в «положительный баланс».

Человек, подобно «ужу» в «Сонате ужа» Ольги Ларионовой, боец, которому необходимо ощущать себя Личностью, уважаемой личностью, и непрестанно стремится преодолевать преграды, способствующие отъединению одной личности от человеческого социума. В итоге, у Силверберга, в отличие от героев Лема, Человеку дается пусть даже гипотетическая возможность «воздаяния», признания и у своих сородичей, и даже и сверхъестественных (инопланетных) существ.

Бороться и искать, найти и не сдаваться! — фраза, выгравированная на на кресте в память о погибшей экспедиции Р. Скотта к Южному полюсу, на холме Обсервейшн, идея, характеризующая мотивы главного героя повести. И даже не его одного, почти каждый участник экспедиции в Лабиринт на Лемносе такой же «боец», ведущий сражение с ограниченностью человеческих возможностей и с давлением обстоятельств.

Автор создал совершенно фантастическую интригу, обрамил ее в жанр «твердой фантастики», автор поставил некую одну проблему (что если все мысли и эмоции человека будут явны, если каждый будет наивно честен и прямолинеен), однако автор мог бы для более четкой позиции и более «выигрышного сюжета», чуть-чуть сместить акцент на то, что герой не только стал мизантропом и человеконенавистником, а на то, что он не просто лег и сложил руки крестом на груди, а непрерывно действовал, робинзонничал в одиночестве, как траппер, правда без надежды на связь с другим, почти идеальным, высокоинтеллектуальным и технологическим обществом. Ситуация подобная Фенимору Куперу, ведь несмотря на явную симпатию Соколиного глаза к индейцам, он все-таки не считает их ровней белому человеку, считает «дикарями».

В общем, здесь интрига поворачивается так, что герой — один «белый» среди других современных, продвинутых, высокотехнологизированных дикарей с Земли.

Гимн первопроходцам и первооткрывателям.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Согласен с предыдущими ораторами, произведение действительно мощное. Но лично у меня во время чтения складывается такое ощущение, что автор каждый раз подбираясь к кульминационному моменту хоть чуть-чуть, но не дотягивает. Многие моменты, достойные отдельного описания, как например, происходящее на Гидре, раскрыты только в диалогах и это немножко портит картину. И сюжет хороший, и повествуется интересно и вселенная получилась живой, но если дать сравнение, то это всё больше похоже на алмаз, который так и не стал бриллиантом.

Его бы как следует отшлифовать, убрав немного лишнего из диалогов и виртуозно огранить, добавив различных деталей и подробностей о мире, в котором происходит всё действо и тогда бы это был подлинный шедевр. Ну а так только восьмёрочка.

Хотя к прочтению однозначно рекомендую.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересная книга. Напоминает творчество братьев Стругацких. «Пикник на обочине», «Жук в муравейнике», «Малыш» и «Волны гасят ветер»

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Люди, которые за интригующим названием ожидают найти поражающей воображение мир или непредсказуемый сюжет, прочитав роман, останутся с носом. Это одна из тех книг, для которых фантастика — это не цель и не предлог, а всего лишь фон, обертка, при создании которой автор, как мне показалось, особо не заморачивался, многое упрощал и старался не замечать неувязки. Для тех, кто после моих слов брезгливо поморщится и заречется никогда не брать в руки эту книгу, замечу, что высокие рейтинг и средняя оценка, а также множество положительных отзывов здесь ой, как неспроста! Ведь, как и в любой хорошей книге, содержание должно превалировать над формой. Ведь именно ради философского наполнения и было написано это произведение.

Автор рассказывает о человеке, обреченном на пожизненную изоляцию, возненавидевшем все человечество, но, после стольких лет одиночества получившем шанс вернуться к людям. Читая о его сомнениях и страхах, я верил автору больше, чем когда-то верил в Деда Мороза.

Помимо этого автор поднимает извечные вопросы: что есть человек? нужен ли он во Вселенной? заслуживает ли он любви? значит ли что-нибудь человеческая жизнь, когда на кону существование всего человечества и многие другие.

Конечно, если вы знаете все ответы, книга покажется вам до жути банальной. Но если нет, наверняка найдете что-нибудь для себя.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман — перессказ греческого мифа о Филоктете. Силверберг подчёркивает это, вводя в диалог героев аллюзии на легенды Греции. Но сам сюжет, как и фантастическая обстановка вокруг отодвинут на второй план. На первом плане — личности героев.

Ричард Мюллер был подвергнут обработке пришельцами, после чего стал излучать волны боли, отчаяния, депрессии. Всем, кто находится рядом с ним, становится плохо. Он отправляется в добровольное изгнание на неизученную планету Лемнос, где проводит девять лет.

Поначалу кажется, что он олицетворяет собой худшие человеческие качества. Он сам признаётся, что людям невыносимо приближаться к нему, потому что они узнают тёмную сторону, что есть в каждом из них. Однако, по мере сближения с Недом Раулинсом он явно смегчается. Не так уж он и ненавидит человечества, годы одиночества не стёрли из него сотрадание, честь, мужество.

Нед Раулинс — молодой парнишка, возможно, чересчур наивный, но глубоко порядочный. Ему невыносимо врать Мюллеру, он идёт против своей совести, конфликтует с Бордманом,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и в конце концов бунтует.

Чарльз Бордман пожилой, опытный глава экспедиции на Лемнос. Прежде всего стремится к уюту и покою, просчитывает ситуацию намного вперёд. «Когда речь идёт о безопасности Земли, у него нет совести». Как и Мюллер, человек с внутренним стержнем.

За примерно 200 страниц романа эти характеры раскрываются на все 150%.

Также очень интересна идея разумных сверхкитов, достигших стадии космических полетов. Сюжет предсказуем, но в этом романе он совершенно не важен. Повествование постоянно прерывается воспоминаниями героев.

До уровня «Ночных крыльев» немного не хватает, но роман безусловно стоит прочесть.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мое любимое произведение в творчестве Роберта Силверберга. Главный персонаж этого произведения Ричард Мюллер по собственной воле оказывается на чуждой планете Лемнос, планете-лабиринте. Здесь каждый миллиметр пространства представляет смертельную опасность. Зачем же бывшая легенда спецслужб Земли сослал себя в ссылку? Дело в том, что в свое время он оказался на злополучной планете Бета Гидра IV, где на его мозг воздействовали странным образом. Теперь от него исходят био волны грусти, боли, одиночества. Никто из земных людей теперь не может находится рядом с Мюллером, вся эта боль переходит на них.

Девять лет на Лемносе озлобили Ричарда. Нелюдимость теперь главная его черта. Оставшиеся годы он хочет провести в одиночестве, вдали от всех. Но люди не могут без него. Земле угрожает смертельная опасность и он единственный кто может спасти человечество. На планету Лемнос отправляется экспедиция во главе с его бывшим напарником Бордменом. Так как уговорить Мюллера невозможно, Бордмен придумывает хитроумную комбинацию для того, чтобы выманить его на Землю. Мюллер должен поверить в собственные силы, а в этом ему поможет сын его бывшего друга-Раулинс.

Замечательный психологический роман!

Рекомендация: высокая!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередная ретрофантастика и к сожалению, на этот раз, простая как сибирский валенок. Очень удивлен высоким оценкам этой книги, наверное, многие прочитали ее в юношеском возрасте, когда поток фантастики был не таким разнообразным как сейчас. В этой книги вы не найдете ни научных рассуждений, ни философии, ни разнообразия, ни описания интересных фактов, ни красиво описанных чувств и отношений – короче не найдете ничего. При всем при этом я ставлю высокие оценки подобной фантастике если там есть драйв, но увы, здесь все довольно уныло. Картонные диалоги, множество повторений (особенно что касается о судьбах человечества во вселенной), мотивация героев – слабая и откровенно надуманная.

Сам «непроходимый» лабиринт – представлял из себя скопище статичных ловушек, действующих и находящихся на одном месте миллионы лет и в который не могли проникнуть несколько специально подготовленных экспедиций. Хотя понятно, что для будущего, в котором уже освоено множество планет преодолеть такой лабиринт было бы довольно просто, это же не зона как у Стругацских где все менялось каждый день. Описания в книге неинтересные, книга довольно бледная. В целом скучнооо (зевая).

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал по далекой молодости, до сих пор вспоминаю. Перечитывал незнамо сколько раз. Особенно впечатлило прохождение лабиринта, но и главная идея очень и очень хороша. Пойду еще раз перечитаю...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красивый и печальный роман о героизме, одиночестве, принятии трудных решений, подлости и готовности на все ради высокой цели.

Прекрасно выписаны как герои (особенно двое ведущих), так и среда, где им придется вести очень опасную игру.

Именно такие произведения классической фантастики я очень люблю.

Автор ставит интересные вопросы: Что делает человека человеком? Без чего человек перестает быть человеком и можно ли это обрести вновь? На что можно пойти ради высшей цели? И где забота о всеобщем благе становится просто подлостью.

Однозначных ответов здесь нет и от этого книга только выигрывает

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, одно из лучших переложений античной мифологии в англоязычной фантастике. При этом крайне изящное и ненавязчивое, по сравнению, скажем, с непомерно уродливым Троянским циклом Симмонса.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх