FantLab ru

Ярослав Веров, Сергей Чекмаев «Фатум. Самые тёмные века»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.14
Голосов:
22
Моя оценка:
-

подробнее

,

Фатум. Самые тёмные века

Антология, год

Аннотация:

После триумфального захвата сериальной сцены «Игрой престолов», классический канон темного фэнтези воспринимается исключительно как кровавый трэш с казнями, извращениями и поеданием сердец. Действительно, dark fantasy – это история с элементами готики и хоррора, действие которой происходит в традиционном фэнтези-сеттинге. Но на страницах самых известных произведений практически не встретишь демонов, оборотней и прочих зомби. Наиболее удачные образцы получались, когда авторы нагоняли депрессию не обилием монстров и кровавыми подробностями, а общим нуаром и декадансом. Герои действуют в медленно угасающем мире, конец истории близок, неизбежен и, в общем, заслужен. Королевство на грани краха, народ вымирает, а войну, которую ведут персонажи, они обязательно проиграют. Как сказал один прекрасный автор (совсем про другую эпоху, правда): «Есть какая-то извращенная радость – назло Року погибнуть за безнадежно проигранное дело».

Мастера боевой фантастики и лучшие авторы литературного семинара «Аю-Даг» в сборнике НАСТОЯЩЕГО темного фэнтези для новой серии «Снежного Кома М».

Г.Л. Олди, Павел Корнев, Шимун Врочек, Игорь Вереснев и другие.

В произведение входит:

  • ТЬМА В МИРЕ
7.10 (45)
-
1 отз.
6.70 (23)
-
  • Лукошко (2018) // Автор: Оксана Глазнева  
6.37 (27)
-
7.00 (26)
-
1 отз.
6.09 (22)
-
5.81 (21)
-
7.00 (26)
-
  • ТЬМА В ЛЮДЯХ
7.52 (224)
-
5 отз.
6.29 (21)
-
  • Маяк (2018) // Автор: Дмитрий Лазарев  
6.37 (19)
-
6.21 (19)
-
6.45 (22)
-
6.35 (17)
-
6.20 (15)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Номинации на премии:


номинант
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2018 // Лучшая антология


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Фатум. Самые темные века
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

…С первой же строчки, я рухнул в ОЗЕРО МРАКА. Волна с привкусом тлена накрыла меня с головой и потянула вниз.

Павел Корнев «Ничего святого». Он так тщательно прописал детали, что я практически захлебнулся. Временами даже казалось, что он издевается, прописывая мерзости максимально выпукло. Во славу ненависти! Может действительно нам врали, и бог есть не любовь, а ненависть?

Как только я принял этот постулат, предо мной предстало «Лицо королевы» Максима Тихомирова. Оно было грустным из-за туповатости местных темных властелинов, которые никак не могли справиться с «маленьким женским капризом». Я честно хотел ей сказать, что все беды в мире из-за глупых баб, но дыхание нужно было беречь, и течение страниц потянуло меня дальше по книге.

Мимо проплыло «Лукошко» Оксаны Глазневой. Главный вопрос – человек, в голове которого одновременно находится несколько сознаний, получил дар или проклятие? И как ему с этим жить? Этого не знаем ни я, ни он.

Вдруг дно озера стало подниматься, и я выбрался на отмель. Глоток фирменного юмора на грани философского коана от Шимуна Врочека. «Предел человечности» — где он? Может быть «Синяя борода» не такой уж и мерзавец? А Храбрый Портняжка просто не смог совместить ремесло и призвание?

Малость передохнув, я расслабился в теплой волне. Это был «Осколок удачи» Юлианы Лебединской. Что ни говорите, но мир держится на гармонии. И человеческая неблагодарность идет рука об руку с бескорыстной помощью. И чем тоньше, незаметнее помощь, тем меньше хочется убить неблагодарных. Слепые люди, их жалеть нужно. Или лечить. Принудительно.

Поднявшись на теплой волне, мне удалось краешком глаза увидеть «Город мертвых богов» Алексея Кунина. Город тысячи храмов. Город вдов. Это странный город. Здесь уродливый жрец из подземного храма, здесь мужественный охотник за нечистью. Здесь все не то, чем кажется на первый взгляд.

Из города, я перенесся на льдину. Я мерзляк, а в рассказе Сергея Шлычкова зима настолько реальна, что даже стало зябко. И «Сладкая песня Нанки» звучала у меня в ушах. А рядом спал Тангай. И я не знал что лучше. Чтобы он спал, или чтобы он проснулся. Балам уйта бай, бай – звучало у меня в ушах.

Сильнейший моральный пинок подбросил меня над водой, и я увидел, что нахожусь на середине озера. Это ваши хваленые (тм) Олди дали понять «Принцу тварей», а вместе с ним и всем остальным, что моральные принципы универсальны и не зависят от антуража. Ужас может оказаться милосердным, а милосердие может обратиться в ужас. А людям лучше верить. Но доверять – ни в коем случае!

А то получится как у Владимира Деминского в «Хочу справедливости». И так ведь понятно, что невозможно играть с дьяволом в азартные игры, у него все карты меченые, кости сверленые, а рулетка с педалью тормоза и коробкой передач. Но нет, находятся умники. Играют. И не только с дьяволом, но и с реальностью. Хотите узнать как при помощи жадного идиота и мстительной шлюхи уничтожить мир? Добро пожаловать! А я поплыл дальше.

Как раз «Маяк» Дмитрия Лазарева появился. Заблудившись в кошмарах Альдара Лютца, я понял что одинаково далек как от Тверди так и от Мглы. А власть имущие так вообще уроды и мерзавцы! «Время урожая» Максима Макаренкова не даст соврать!

А если действие происходит на востоке, а все что я читал у Всеволода Алферова именно там и происходит, то стоит опасаться всего. Даже «Ковер с обезьянками» может сулить неприятности похлеще «Сатанинской бутылки» Стивенсона.

И снова все беды от баб! А влюбленный идеалист – страшнее повесы. «Stella Sanguine» Василия Макарова тому подтверждение. Потому как, гулена может просто привести другую бабу. А по приглашению пламенного улучшателя, в мир может заявиться Гога, он же Гоша, он же Жора, он же Фосфор, он же Люцифер.

Но когда богов нет. Ни темных, ни светлых… Их слуги, могут оказаться теми еще сволочами. У Игоря Вереснева в «Грехе первородства» — безгрешных нет. Зато сволочей — с излишком. И их совсем не жалко.

Я дочитал. Я доплыл. Я еще раз понял, что все-таки, темное фэнтези – это не мое. Скорее всего, я еще буду приходить сюда, чтобы «окунуться» в озерце и перечитать… Не все, но кое-что. А пока нужно избавиться от привкуса тлена. Пойду, возьму у дочери сказки.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У того обстоятельства, что фэнтези свойственны многотомные опупеи, есть одно благовидное объяснение. В этом жанре придуманный автором мир является одним из полноценных, если не вообще важнейших, героев, но чтобы его раскрыть, требуется время и место. Как же в таком случае писать штучные, внесериальные фэнтези-рассказы? Авторов, таким вопросом задавшихся, я бы немедленно отправил перечитать первые несколько рассказов Сапковского о ведьмаке. Подумайте, авторы, прикиньте, что там к чему и как добиться похожего эффекта на вашем материале. Тем более что, применительно к обсуждаемому сборнику, эти рассказы вполне себе годный «дарк». Они, а не истории о том, как жрецы нехорошего культа чуть было не вызвали древнее чудовище Ш'андец Всъэму, но случайно проходивший мимо герой им помешал. Впрочем, я отвлекся.

На обложке сборника значатся четыре имени, и логично исходить из того, что уж эти-то мэтры в моих советах не нуждаются. При этом чувство такое, что как минимум Врочек ухитрился заглянуть в предыдущий абзац. Итог – лучший рассказ сборника, но при этом отсылка к саге Сапковского там слишком уж демонстративная. Корнев написал крепкого середнячка, переусердствовав, впрочем, с латынью и с шандецом. У Вереснева твист-то заготовлен, но действуют в рассказе восемь картонок, и не лечится это никак – только повестью. А за Олдей стыдно до поджимания пальцев в ботинках, поскольку их творение, несмотря на кое-какие профессиональные красивости, уступает даже некоторым из оставшихся, а ведь писали их, подозреваю, начинающие авторы в рамках семинара.

И вот для них у меня найдутся еще советы. Во-первых, повторюсь, не надо шандеца, эту жвачку уже много жевали, причем добрых полсотни лет назад. Не надо выдумывать уймы оригинальных словечек, особенно на смеси английского с нижегородским, Всеславурами мы сыты уже давно. Нарочито пихать эти словечки в каждое второе предложение тем более не надо. Если не смогли удержаться от сексуальных сцен, не нужно ни механического натурализма дешевой порнухи, ни пошлых эвфемизмов. Не стоит тонко (на самом деле — натужно) хохмить, втыкая через абзац по отсылке к нашим реалиям, получается не темное и не фэнтези. И еще есть смысл научиться расставлять запятые так, чтобы читателя не спотыкало на каждой строчке.

Есть ли в сборнике рассказы, авторам которых подобные советы не слишком требуются? По счастью, да. Судить однако, приходится все вместе. Три с половиной балла из десяти. Вкус содержимого бочки в данном случае целиком определяется ядреностью дегтя.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Антология «Фатум. Самые темные века» — это сборник рассказов темного фэнтези. И это заметно с первых страниц. Почти все рассказы полны даже не отчаянием, а безнадежностью и невозможностью героями хоть что-то изменить, хотя некоторые из них все же продолжают борьбу со «Тьмой в мире» (первая часть антологии) и «Тьмой в собой» (вторая часть).

Больше всего понравились рассказы Оксаны Глазневой «Лукошко», Сергея Шлычкова «Сладкая песнь Нанки», Юлии Лебединской «Осколок удачи», Дмитрия Лазарева «Маяк» и Максима Макаренкова «Время урожая».

Оксана Глазнева «Лукошко». Рассказ очень понравился, щемящий и грустный. Но несмотря на решение Кораха в конце рассказа, мне не очень верится в возможность спасения этого загубленного мира.

Сергей Шлычков «Сладкая песня Нанки». Красивый и страшный рассказ. Про Нанку и несчастного Тангая, ученика шамана. Необычная и атмосферная история.

Юлия Лебединская. «Осколок удачи». Очень понравилась история, рассказанная автором. Все герои живые и вызывают сочувствие, особенно столь невезучая лекарка.

Дмитрий Лазарев «Маяк». Рассказ описывает борьбу со Тьмой Альдара Лотца, который отбывает наказание на Маяке. Эмоции и переживания героя написаны очень убедительно и ярко.

Максим Макаренков. «Время урожая». Понравился, сильный рассказ. Про проводника Бранимира и отряд полусотника, которые отправились в поход в Дурные земли по приказанию князя. Я хоть и понимала, что это темное фэнтези, но все-таки подобной концовки не ожидала.

Хотелось бы упомянуть о тоже достаточно сильных рассказах, но не настолько меня впечатливших: «Ничего Святого» Павла Корнева, Г.Л. Олди «Принц тварей», «Предел человечности» Шимун Врочека и «Город мертвых богов» Алексея Кунина.

Остальные рассказы антологии не вызвали особого интереса, хоть и написаны довольно неплохо.

Общее впечатление об антологии достаточно хорошее, любителям темного фэнтези должно понравиться.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот какие ассоциации возникают у вас со словосочетанием «русское темное фентези?» Лично у меня особо никаких, потому что, будем честны, среди наших писателей ввиду конъюнктуры рынка жанр не то чтобы популярен, и подобные произведения на полках магазинах в разделе «наше» искать придется долго и упорно. Поэтому сборник «Фатум» заинтриговал меня еще со времен своего анонса. Увы ввиду некоторых факторов знакомство с ним несколько подзадержалось, но теперь вожделенная книжица у меня в руках, была изучена, и я наконец готов вынести ей суровый и беспристрастный (в смысле конечно же злобный и субъективный, где мое отношение к отечественной фантастике и где беспристрастность) вердикт.

Начало сразу должно задавать тон. Так вот, «Фатум» практически эталон того, как НЕ НАДО начинать сборники. Если в аннотации в сотый раз костеришь треклятого Мартина и грязь/кишки/порнографию, то худший вариант – это разумеется со всего этого и начать. Утрированно-грязное средневековье, главный герой, использующий циркачку в качестве дамы легко поведения чуть ли не прямо за углом, рубка одержимого населения в капусту… Мало того, что рассказ сам по себе достаточно посредственен, так и воткнут он максимально неудачно. Когда в аннотации одно, а под обложкой сразу же совсем другое, это сразу настраивает на негативный лад ко всей книге. Или это вроде как тонкая такая аллюзия, мол у нас тут «настояяшшая чорная фентезя», и как говорится «чего стоит слово, данное негодяем?» Дальше первая часть идет просто ровно, без изысков, запомнилось разве что «Лукошко» (но это вообще какой-то славянский стимпанк, да тянет не на рассказ, а скорее задел повести). «Песни нанки» тут тоже явно не совсем место, это скорее просто подражание сказаниям народов севера, которые конечно весьма мрачны, то темным фентези назвать их можно ну с очень большой натяжкой. Ну а «Предел человечности» я просто не осилил, ибо написан он моем нелюбимом стиле «салат мелкорубленный», т. е. рассказ разбит на массу кусочков и его просто визуально неприятно читать (очередная тонкая аллюзия?..)

Вторая часть тоже чем-то особо запоминающимся похвастать не может. «Принц тварей» — очередная история, которой подходит старая шутка по поводу лавкрафтавщине о том, что «заходя в тихую деревню с чересчур хмурыми или наоборот приветливыми жителями сыщики на всякий случай убивали сразу всех, так с вероятностью в 90% они все равно были культистами». У «Хочу справедливости» неплохая задумка, но местами чересчур нелепая подача (опальная проститутка может буквально в подворотне обучится убийственной магии и пройти мимо тренированной охраны прямо в королевские покои), Stella Sanguine – просто привет «Городу жуков» из Shadowrun…

По итогу можно сказать, что сборник вышел весьма неровным. Некоторые из рассказов в рамках поджанра либо достаточно банальны, либо вообще относятся к нему с большой натяжкой. Пусть и не выдающиеся, но неплохие среди них есть, но беда в том, что в общем и целом сборник просто не очень соответствует заявленной тематике и хвастливой аннотации. Его либо позиционировать надо было иначе, либо подпорку делать иначе (до хотя бы порядок немного изменить, не демонстрируя с порога противоречия той же аннотации). Итоговую оценку ставить не буду, так как просто как сборник мистики/фентези читать можно, но на антологию конкретно темного фентези, к тому же хоть сколько-то оригинального, книга не очень тянет.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Антология тёмного фэнтези «Фатум» от «Снежного Кома» делится на две части: «Тьма в мире» и «Тьма в людях». Поначалу я думала, что деление это окажется весьма условным, но нет – деление есть и вполне чёткое. Первый раздел – «Тьма в мире» — в большинстве своём оставляет место для света в людях. Второй – «Тьма в людях» — почти не оставляет. Исключение, разве что, рассказ Дмитрия Лазарева «Маяк», где герой в финале жертвует собой, чтобы спасти мир. Этот рассказ, пожалуй, гармонично смотрелся бы и в первом разделе.

Лично мне концепция «Тьмы в мире» ближе, потому как, считаю, что всегда должна оставаться хоть капля надежды. Для тех, кто считает иначе, в наличии раздел «Тьма в людях»!

Начинается же сборник рассказом, который стоит как бы над разделами и задаёт тон всему сборнику. Это рассказ Павла Корнева «Ничего святого». Рассказ о мире, полностью построенном на ненависти. О мире, где ненависть окончательно победила любовь, где любви вообще не осталось. Есть лишь намёк, что было некое «чудище», которое причиняло боль людям, и которое победили энергией чистой ненависти. А теперь этой же энергией удерживают в заточении, не давая вернуться в мир. Кому-то этот рассказ может показаться избыточно мрачным и «грязным», но мир чистейшей ненависти и не может быть другим.

Второй рассказ, который запомнился сильнее всего – «Хочу справедливости» Владимира Деминского. Он местами перекликается с Корневским, потому как, невзирая на название, рассказ вовсе не о справедливости, а о той же ненависти и жажде мести. И о том, к чему они приводят – и тебя, и весь мир. Чувствуется, что автор ещё не очень опытный, но, тем не менее, рассказ крепкий.

И дальше мне хочется поговорить не о произведениях мэтров – их и без меня заметят и похвалят:) – а о начинающих авторах, рассказы которых на мой взгляд достойны внимания.

Это – «Лукошко», славянское фэнтези Оксаны Глазневой, где популярная сейчас тема множества сознаний в одном теле рассматривается в фэнтезийном антураже. И даже даётся намёк на новый виток эволюции – если герой, справится, конечно. Это – очень атмосферный рассказ Сергея Шлычкова «Сладкая песнь Нанки», который тоже местами пересекается с Корневским, показывая, к чему может привести любовь вкупе с глупостью. Это – яркая восточная сказка Всеволода Алфёрова «Ковёр с обезьянками», где, в общем-то, тоже с любовью все непросто – живёт она, разве что, в детских воспоминаниях героя.

И завершает антологию хлёсткая сатирическая история «Грех первородства» уже далеко не начинающего автора – Игоря Вереснева. Вот её вполне можно назвать «рассказом о справедливости». Хотя и весьма жестокой. Но, как ни крути, справедливой. Двух последних героев, разве что, жалко. Но тут уж по закону жанра – «всем сёстрам по серьгам».

Также и каждый читатель найдёт для себя в антологии «по серёжке» в виде понравившегося рассказа и, думаю, даже не по одной.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В литературе столько определений темного фэнтези, что поневоле запутаешься. Википедия рассказывает, что это история с элементами готики и хоррора, но в классическом антураже фэнтези. Джорджа Мартина тоже причисляют к темному фэнтези – хотя у него ни готики, ни хоррора в ПЛиО отродясь не было. Есть и цинизм, и откровенные ублюдки, и вонь, и грязь – но есть также место чистым, светлым и искренним чувствам. У Глена Кука это откровенно мрачные истории в мрачном мире. У Аберкромби есть грязь, но каждому герою отчаянно симпатизируешь, хоть они люди далеко не самые приятные.

Составители сборника заявили, что темное фэнтези – это не трэш и кровь, а атмосфера медленного угасания и близящегося краха мира. Но скажу вам честно: здесь собраны рассказы под самые разные видения жанра. Есть здесь и трэш с кровью (рассказ Павла Корнева), и мрачное кровавое этническое фэнтези (гениальный рассказ Сергея Шлычкова), и печальные истории (Лебединская), и рассказы, в которых нет вовсе ничего темного, кроме looming manace (Глазнева, Лазарев). Вынужден сказать, что некоторые вещи лично мной абсолютно не воспринимаются как темные (Глазнева, Лазарев, Лебединская) – но в определение составителей они подпадают, а написаны хорошо, так что я подумал-подумал и решил – почему бы и нет?

Пожалуй, не буду рассказывать о каждом рассказе, упомяну лишь некоторые.

«Сладкая песня Нанки» Сергея Шлычкова. ИМХО – это самый мощный рассказ, настолько живым, красочным, жестоким и пугающим показан мир чуждой нам и древней культуры. Отличный язык, прекрасные подробности, даже некоторая кинематографичность — все это цепляет настолько, что текст просто пробирает до мурашек. Я считаю, только ради этого текста уже стоит купить сборник.

Не менее сильная в детализации и глубине погружения вещь – «Принц тварей» Г.Л. Олди. Мастера, как всегда, на высоте. Это закономерно, чего еще от них ждать? Но читать такой сильный, живой и яркий текст все равно приятно.

«Ничего святого» Павла Корнева. К этому тексту у меня были вопросы в том смысле, что я все же воспринимаю фэнтези «темным» тогда, когда в нем есть место и грязи, и красоте, жестокости и свету – иначе, на мой взгляд, получается немного гипертрофировано. У Павла вышел текст несколько однобокий, но по итогу обсуждений – пожалуй, все же оправданно однобокий, это работает на идею и ее подчеркивает. Текст же, несмотря на свою некоторую гипертрофированную «грязность» написан очень хорошо, сильно, динамично, держит до самого конца. Чувствуется рука очень опытного писателя.

Показался интересным текст «Stella Sanguine». Каюсь, я не знаю автора. Быть может, это опять я просто не знаю человека, который давно публикуется. А может – это одна из первых его публикаций. По тексту мне показалось, что автор все же достаточно новое лицо, до умения владеть словом, какое мы видим у Олди или Корнева, ему далеко. Но построение рассказа, сюжет, о котором думаешь, что вот тут автор закончит и тем самым подчеркнет мысль — а он нет, делает новый поворот в совершенно другую сторону, и рассказывает историю дальше, и выводит новые мысли… в общем, рассказ удивил. Рассказ хороший.

Среди прочих, неупомянутых вещей, есть как очень хорошие и сильные, так и просто хорошие, так и середнячки. Пожалуй, среди середнячков упомяну две вещи: «Лицо королевы» и «Хочу справедливости». Идея обоих достаточно любопытна, но языка, подробностей, живости изображения и глубины погружения не хватает. Есть смелые и интересные идеи, но то же самое можно было написать глубже, трогательней, мощнее.

Итого, я считаю, 2 «проходнячка» на книгу – это совсем неплохо. (Не забываем, что практика показывает: самые сильные, средние и проходные вещи обычно у каждого свои)

По итогу скажу, что подобного сборника русского темного фэнтези ИМХО очень не хватало. Я начал его читать и понял, что ждал его много лет. По правде, и переводных-то сборников темного фэнтези не так уж много. А наших авторов нет совсем.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх