FantLab ru

Алексей Иванов «Пищеблок»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.41
Голосов:
466
Моя оценка:
-

подробнее

Пищеблок

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 64
Аннотация:

Во время проведения Олимпиады-1980 в пионерский лагерь «Буревестник» прибыла «олимпийская» смена пионеров и вожатых из числа студентов. Один из пионеров, Валерка Лагунов, становится свидетелем того как другой пионер, Лёва Хлопов, пьёт кровь у спящего мальчика. Оказывается, в лагере обитают вампиры, которые днем притворяются примерными пионерами, а по ночам пью кровь. Что делать? Кому рассказать? И главное — кто поверит?

Примечание:

// Дружба народов, 2018, №11, с. 27-64. Фрагмент романа «Пищеблок» — первая часть новой книги.


В произведение входит:

7.68 (19)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 288

Активный словарный запас: высокий (3213 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 52 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 32%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Филигрань, 2019 // Большая Филигрань

Экранизации:

«Пищеблок» 2021, РФ, реж: Святослав Подгаевский



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)


В планах издательств:

Пищеблок
2021 г.

Издания:

Пищеблок
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ничем орлят не испугать, орлята учатся летать (из песни)

При всей кажущейся подростковой простоте книга у Иванова вышла совсем не простая. А непростая!

Понятно, что основными являются три смысловых плана. Это пионерско-летние будни детского оздоровительного лагеря (впрочем, в те поры эти лагеря всё ещё звались пионерскими); это вампирско-кровососательная история типа детско-подростково-пионерской же страшилки, которыми во все времена вовсю стращают друг друга дети; это некоторым образом сатира на всю загибающуюся советскую идеологическую кухню 80-х. При этом первый смысловой слой плавно смыкается со смысловым слоем третьим.

Поскольку в ДОЛах мне привелось работать в течение нескольких летних сезонов (а кроме того полгода в «Орлёнке» и четыре месяца в «Прибое» (Сукко), то какую-никакую вожатскую кухню я знаю не понаслышке и не из хвастливо-приключенческих рассказов приятелей и приятельниц, а изнутри. И тут есть некоторые вопросы к Алексею Иванову. Потому что с организацией летней педагогики в лагере он слегка… скажем так — переподшутил. Хотя допускаю, что многое, видимо, и в самом деле соответствует тому, что и как там было в лагерях в описываемые Ивановым годы. Просто я работал уже на пару десятков лет позже и в наши времена планирование и обеспечение работы лагеря и проводимых мероприятий было уже слегка иным. Взять хоть те же педотряды, школы вожатых и прочие сборы и курсы будущих летних педагогов.

Зато крайне интересно и с полным внутренним правдоподобием описывает Иванов внутренние и внешние реакции детей на предлагаемые им в лагере дела и мероприятия. Да оно и понятно, при полном отсутствии какой-то вовлечённости ребят в планируемые дела лагеря и отряда никакой заинтересованности у них этими показушно-казёнными делами не вызовешь. Ну, и просто все детско-подростковые отношения со всей их иерархией и нюансами было читать крайне интересно. Дружбы и будущие влюблённости, секретики и тайные дневники, обмен галстуками и всё такое прочее. Да и многое из отношений вожатых друг с другом тоже не надумано, а живо и жизненно.

Про кровопийно-вампирско-упырскую направленность романа ничего критического просто не скажу. Во-первых, это в тренде. Во-вторых, позволяет писателю (и читателю) сделать некоторые смысловые переносы на реал тех лет, что-то запараллелить, а что-то прочитать иносказательно. В-третьих, Иванов классно продумал и изложил всю упырскую систему, начиная от стратилатов с переходом на рядовых кровососов и с деталировкой по обстоятельствам и уже наработанным в литературе схемам вурдалачества и вампиризма. В-четвёртых, некоторая ироничность материала позволяет воспринимать его именно как одну распространённых в лагерях детских страшилок историю (кстати говоря, Алексей Иванов очень дельно и толково включил в текст романа несколько таких детских полуночных пужалок и страшилок). В-пятых… и в-шестых... — при желании список можно продолжить.

В результате, читатель получил занятную, лёгкую в прочтении и глубокомысленную при всей своей простоте и лёгкости развлекательную историю. С подтекстами и сносками, с кавычками и скобками, с лукавым прищуром и ироническим смешком.

А поскольку я роман слушал в аудиоформате, то могу только порекомендовать его для тех, кто хочет сэкономить время и получить дополнительное удовольствие от мастерства чтеца. Интонации — великолепные!

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Пищеблок» — это такой своеобразный анти-Крапивин. И хотя я очень люблю произведения самого Владислава Петровича, но и новый роман Иванова мне тоже очень понравился.

Интересно, что негативные отзывы (на 1 балл) написаны здесь людьми 1965 и 1990 годов рождения (я посмотрел, не поленился :)). И оба они — и «бумер», и «зумер» считают, что жизнь в советских пионерских лагерях протекала как -то иначе. Пионэры не употребляли слово «жопа», «говно», и все как один были готовы к борьбе за дело и т.п. А автор это всё ужасным образом очернил. Ну, ОК!

А вот я как человек, проведший не одну смену в лагерях с 1984 по 1990 годы, могу подтвердить практически документальную достоверность и лагерного быта, и пионерского лексиона. Детский фольклор собран здесь просто изумительный. Фразочки, поговорки, страшилки. Многие из них настолько хорошо мне знакомы, что достаточно произнести начало, и конец всплывает в голове автоматически.

В общем, огромное спасибо автору за погружение в мир моего детства, не вылизанный, не вычищенный цензурой и не приукрашенный.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На идейном уровне книга продумана просто и изящно. 1980 год, в пионерлагере живёт старый вампир, который по местным вампирским правилам раз в месяц пьёт кровь безвинных детишек. Укушенные маскируются под обычных НОРМАЛЬНЫХ пионеров: носят значок, галстук, ходят строем, участвуют во всех активностях, изображают единение с коллективом. Так они притворяются до той самой ночи, когда взрослый вампир выпивает их детскую кровь.

Из этой нехитрой конструкции выводится такая же нехитрая метафора: вся (поздняя) советскость состоит из бессмысленных ритуалов, нужных лишь затем, чтобы под их прикрытием элита пила народную кровь. Более того, проскальзывает мысль о том, что так оно, возможно, и надо. Например, футбольная команда начинает грамотно играть и побеждает лишь когда тренер становится вампиром и “мотивирует” раздолбаев вампирским трюком с подчинением. Не было бы кровососа — не было бы и победы. Чувствуете, да?

Вообще, поразительно, как Иванов не побоялся выпустить в свет такую явную контру и антисоветчину, пусть даже гротескную. Ведь посыл прописан прямым текстом: мы думали, что красное знамя, серп и молот, гимны и великая история что-то значат, а на поверку это лишь ширма, которая прикрывает бесчеловечные преступления. С этим можно согласиться или нет, но за смелость автора, я думаю, можно лишь похвалить.

Большую часть текста занимает описание пионерского быта. И тут ситуация двоякая.

С одной стороны, Иванов явно провёл большую работу по сбору пионерского фольклора — многочисленные игры, речёвки, анекдоты, страшилки и байки взяты из реальной жизни. Читая всё это, действительно приоткрываешь дверь в ту жизнь, которой у тебя никогда не было (в моём случае), и этот колорит почти что самоценен.

С другой стороны, здешние пионеры — просто набор статистов, у которых есть в лучшем случае фамилия и какая-нибудь одна черта (хулиган, футболист, зазнайка), а чаще всего нет даже этого. Более того, пионеры здесь не только безликие, но ещё и какие-то неприятные: они постоянно переругиваются, ссорятся, дерутся, обижаются друг на друга. Конечно, для детей это нормально, но ведь есть и другая часть спектра – дружба, симпатия, взаимовыручка – и вот этого здесь почти нет. И это очень вредит пафосу книги, ведь таких одинаковых и не очень-то приятных детей тебе совсем не жалко.

Ещё меня удивил язык романа, очень простой и бесцветный. Всё формулируется напрямую, бесхитростно, в лоб. Я не читал других книг Иванова и не знаю, всегда он так пишет, или, может, это такая стилизация (например, под советскую литературу для подростков). Но, как бы то ни было, текст сам по себе эстетического удовольствия не принёс. Он гладкий, но и только.

Роман я прочитал всё-таки не без удовольствия, и остался скорее доволен. Но не покидает ощущение, что автор писал его как-то вполсилы, реализовывая идею по минимуму затрат. Мне кажется, что потенциал идеи значительно мощнее.

Оценка: 6
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если честно, название книги меня долго отталкивало. Было в нем что-то...советско-хищное, пропавшее тушеной капустой и вареным луком. Сам не знаю, что именно меня заставило взять, и начать читать эту книгу. Но тем не менее.

О чем?

Лето 1980 года. В столице проходит Олимпиада-80, в маленьком пионерлагере где-то под Куйбышевым все хорошо, тихо и спокойно. Все как обычно: пионеры, линейка, футбол, страшные рассказы, которые пионеры рассказывают после отбоя (да-да, про синие ногти, автобус-мясорубку и вот это всё). И тут, ВНЕЗАПНО выясняется, что в лагере есть ВАМПИРЫ, причем самые настоящие, которые пьют кровь.

Пионеры-вампиры, что может быть прекраснее? :)

Книгу можно «разделить в уме» на две части:

— обычная жизнь пионерлагеря 80-х, которую Иванов, со своим умением подбирать слова и фразы описывает очень колоритно и смешно

— часть «про вампиров» и борбу пионеров с ними

Надо признать, что «Пищеблок» совсем не похож на остальные книги Иванова. Есть тут что-то и от «Тимура и его команды», и от «Мальчика со шпагой», и от «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен». Да и вообще, получился очень смешной и, скорее, сатирический роман про Олимпиаду, пионерлагерь, вожатых и пионеров. :)

Некоторые пишут, что все очень поверхностно и герои безликие, а вампиры тут вообще ни к селу ни к городу, но лично мне показалось, что Иванов описал «типичный» пионерлагерь с «типичными» пионерами, вожатыми, заведующей. Такие знаете, «образы эпохи», в которых каждый (кто старше 30 лет:)) может узнать себя, одноклассников и друзей «по двору». Даже вампиры у Иванова получились «типичными» и, в общем-то, жутковатыми. :)

Книга написана короткими предложениями, читается легко и быстро. Читал практически всегда с улыбкой. Мне понравилось.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга, прочитанная в новом году. Прочитанная быстро и почти с удовольствием.

Быстро, — потому что написано мастерски. Без выкрутасов, просто, достойно. Без злоупотреблений цветистым метафорами и без модной обсцентной лексики, вставленной «для оживляжа». Обширен, конечно, детский фольклор, но он очень органичен и «не режет ухо». Повествование льётся ровно, не спотыкаясь, не провисая, не давая оторваться до последней страницы. Это не вязкие «Дэнжерологи» того же автора.

А вот теперь про «почти с удовольствием»: роман вторичен во многом. Само построение — мистика в совершенно бытовых декорацих роднит «Пищеблок» с текстами Стивена Кинга. Реалистичное описание будней пионерлагеря — это от детской литературы времён СССР. Мистические сцены — они даже не из литературы, а из западных фильмов-ужастиков. Есть и немного криптоистории в стиле Валентинова с его эпопеей «Око силы».

Но даже не вторичность смазывает удовольствие от повествования, а зачем-то понадобившая Иванову идеологическая подоплёка. Кстати, совершенно неоригинальная и уже навязшая в зубах. Какая — спойлерить не буду, сами прочитаете.

Тем более, что роман-то в целом неплох — прочтения вполне заслуживает. И, если, глубоко не копать, то очень даже неплохая страшилка для отдыха.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Иванов сыграл на поле Стивена Кинга и, в общем-то, выиграл. Все канонические составляющие романов Кинга на месте: ретро-антураж с большим вниманием к деталям (Иванов больше ставит на сленг, считалки и шутки, а не на бренды одежд и еды), герои — отщепенцы, выделяющиеся на общем сером фоне, и сверхъестественное зло, по факту оказывающееся метафорой зла простого и привычного. Из этих ингредиентов Иванов сделал бойкую историю о пионерах в советском пионерлагере, с не пустыми мыслями, юмором и чувством. Написано здорово, читается бойко. И великолепно сделанный финал только добавил книге вистов.

Это не большая проза, не уровня «Географа», но точно не хуже лучших вещей того же Кинга. Только на нашей почве, а оттого кому-то ближе, а кому-то — наоборот неправдоподобно. Однако, на уровне росфантастики книга такого уровня — однозначное событие.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это произведение нельзя однозначно отнести к какому-то из жанров. Роман ужасов? Нет, конечно. Книга о подростках или для подростков? Тоже, нет. Может быть, любовная история? И опять, нет.

На мой взгляд, автор написал книгу для себя и в какой-то степени о себе. Это рассказ о пионерском лагере для детей и их жизни во времена Олимпиады в Москве.

На мой взгляд, некоторый успех этого произведения, вызван ностальгией и приятными воспоминаниями о детстве. Вряд ли кто-то с ненавистью вспоминает собственное детство, пусть и бедное, с минимумом развлечений, тотальным равенством и серыми буднями. Поэтому, нет ничего удивительного, что поездка в детский лагерь была событием и давала возможность увидеть что-то новое, с кем-то познакомиться и подружиться. В реальности это оборачивалось именно тем, что описал автор в своём романе, только без вампиров.

То есть, перед нами своеобразная реконструкция стандартного отдыха детей в то время. Алексей Иванов с точностью до мелочей воспроизводит малейшие детали в общении, в одежде, в быту, что делает текст близким и понятным.

К сожалению, это произведение не вызовет никаких эмоций у читателей родившихся в 90-е годы, потому что им не будут понятны все нюансы и тонкости. Это смогут ощутить только те, кто сам бывал в похожих лагерях, кто сможет вспомнить своих друзей или врагов из детства.

По сути, перед нами книга отправляющая в прошлое, причём, в такое, где хотелось бы оказаться практически каждому, кто там когда-то бывал. Я с удовольствием провёл время в пионерском лагере и мне было приятно наблюдать за приключениями обычных пионеров. Однозначно, эта история не для всех, поэтому нельзя её рекомендовать молодому поколению, они просто не поймут в чём смысл происходящего.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая попытка написать детско-юношеский хоррор в пионерском антураже советского периода. Идея насчёт пиявцев и стратилата также вполне гармонична. Дети и молодежь -вожатые изображены грамотно, хотя и излишне рафинированно, взрослых персон почти нет, атмосфера советского пионерлагеря почти абсолютная.

Что касается юмора, то он не особо тонкий, разве что по величине слоя на единицу площади. Присутствует секс, пусть и без особых подробностей, то есть книга не для пионеров. Табакокурение и сакральный смысл в коммунистических символах могут задеть нежные струны борцов / почитателей с первым и вторых.

В целом роман по стилю очень смахивает на Ночной дозор, только не доктора Пилюлькина, а эпигонов -подражателей. Читать интересно, но это отнюдь не лучшая книга автора.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пищеблок — это то некрасивое здание на окраине пионерлагеря с «тусклой лампочкой над служебным входом, в свете которой судомойка баба Нюра кормит объедками лохматого пса», т.е. все почти что так, как пел некто Летов (тот, который Игорь Федорович по паспорту) в своей небезызвестной аутентичной песне про товарища Ким Ир Сена.

Тот, кто пишет о вторичности романа, де «да я такое уже читал вот здесь и вот здесь», не увидел в романе главного: под соусом легкомысленного адалт-чтива на примере пионерского лагеря подается модель пищевой цепочки советского коллективизма. Возможно для кого-то слишком прямо и бесхитростно, но тем не менее.

Вот вам элита 80х — всесоюзные пенсионеры, вечные как революция, вот вам мейнстрим 80x — идеологически правильные и не очень пионеры — истинные хозяева лагеря, вот вам кружки — как пример широты выбора для самореализации в системе, вот диапазон свободомыслия: от тараканов в голове Анастасийки Сергушиной до танца обезьянок. А вот все остальные, пытающиеся во всем этом как-то тупо выгрести.

В романе два главных героя: филолог Игорь — критический ум автора, и пионер Валерка — чистая душа конца 70x, когда общество еще грезило полетами в космос и городами на Марсе, со всеми ее гуманистическими девиациями, дитя поколения, еще верившего в то, что твой личный поступок — это единственно возможный способ сделать неправильное — правильным.

Начало 80-х — апофигей стагнации «коммунистических» идей с их дальнейшим вырождением. Здесь стоит вспомнить, что уже через 10 лет после олимпиады придут т.н. «святые девяностые» с совсем другими идеями и пищевыми цепочками. И пищеблок уже будет, видимо, не на краю пионер-лагеря, а в престижном бизнес-центре из стекла и стали.

В связи с этим меня лично беспокоит единственный вопрос: такие пертурбации — это результат взросления юного главного героя, либо, что более вероятно, следствие его скоропостижной мистической кончины? Непонятно.

В общем, как справедливо пишут в интернетах: настоящая литература и автор продуманный.

ЗЫ: Все-таки роман называется «Пищеблок», а не «Прыщеблок». Поэтому незамысловатые пионерские шутки здесь скорее не ради самой шутки, но ради передачи духа времени. Такие дела.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня «Пищеблок» Иванова однозначно является книгой года, пусть и прочел я ее в самые первые дни уже нового года, но собирался читать с самого ее момента выхода...

И вот, практически не отрываясь, за 2 дня — рекорд последних лет для меня. Закрыта последняя страница, но наваждение осталось, я все еще там, в пионерлагере «Буревестник», прячусь в домике-из-простыни от самого настоящего вампира вместе с пионером Валеркой, или влюбляюсь в Веронику вместе с пионервожатым Горь Санычем, или ищу Беглых Зэков за забором лагеря... да мало ли, чем я там занимаюсь, главное — я там живу! Это жизнь, самая настоящая, описанная до мелочей, до самых въевшихся в подкорки памяти мелких подробностей. Детские дворовые игры, сленг тех лет, непередаваемое ощущение сопричастности — вот что такое Иванов.

И думаешь, а как поступил бы ты сам, а не струсил бы, не сбежал бы?..

Политика — дело второстепенное, но обреченная империя стремится показать все, на что способна. Еще нет в правительстве Меченого, еще сильна идеология, но лучшие джинсы — это Монтана.

И где-то там на фоне полным ходом идет самая великая Олимпиада в истории — Олимпиада-80, и Мишка еще не улетел в небеса, а тайна главного вампира еще не открыта...

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман понравился. Прежде всего временной достоверностью описываемых событий. Пионерский лагерь, Олимпиада, счастливое безоблачное моё детство... Все эти мальчишеские словечки, страшные рассказы перед сном, приметы, игры — отлично всё передано.

Лишь одна мелочь напрочь рушит доверие к сюжету — необычайная информированность главных героев о вампирах. Как с ними бороться, их слабые и сильные стороны. Откуда у советского школьника такие знания? Вожатый, будучи студентом, мог знать больше, допускаю. Но чтобы школьник... Ничтожно мало произведений по этой теме было доступно в те годы. Самые известные — лишь «Упырь» и «Семья вурдалака» А.К. Толстого, да и то, там именно упыри и вурдалаки. Вампиры гораздо позднее к нам «пришли».

Ну и то, что посудомойка Баба Нюра, знает термин «стратилат» — тоже очень и очень сомнительно.

Другое дело, если бы в ходе своего расследования главные герои впервые узнали о вампирах...

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Некогда я соблазнился прочесть беспощадно раскручиваемую книжку про «Географа». В сюжете про стареющего неудачника, у которого «не стоит» на одногодок, и потому тот назойливо пытается «присунуть» малолетней ученице, сложно было не заметить назойливую пропаганду педофилии. А потому я зарекся иметь дело с данным пейсателем. Поставил на нем крест.

И тут вдруг — вампиры в пионерском лагере. Граф наш, понимаете, Дракула грызет пионэрку — это вам не баран чихнул! А потому я решил бросить взгляд. Ну вот как было устоять?

Так вот: никакие это не ужасы.

Вдобавок, автор по-прежнему тоскует по малолеткам. Они у него, во время танцев в пионерском лагере, все время непристойно извиваются и виляют, да еще и раздвигают. Словом, не на шутку возбуждают его авторскую фантазию. Тут у Иванова ничего не изменилось.

Из нового: серп и молот, красный галстук и красная звезда — главные вампирские символы. Позволяют кровососам гулять под открытым солнцем. Вот это свежо! Такого еще не было! И участник гражданской войны — тоже из них. Персональный пенсионер СССР — кем же ему еще быть, как не матерым вампирищем!

Я специально не касаюсь здесь сюжета, довольно незатейливого. И язык написания простоват и бедноват. И герои не прописаны — так небрежными мазками накидано что-то, лишь бы различить их между собой.

И отчего-то представляется, что сей довольно небрежно написанный опус и создан был только для того, чтобы еще раз напомнить: в СССР все было ну просто вот совсем! Возврата к такому прошлому быть не может!

Стоило ли автору тратить время и силы на примитивную агитку, а мне время — на прочтение? Не уверен.

Резюме: наивное фе в адрес почившего СССР. Даже отпетым либералам читать сие ни к чему. Впрочем, как хотите.

Оценка: 1
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

1980 год. Где-то в далёкой Москве проходит Олимпиада-80, а на берегу Волги в пионерлагере «Буревестник» творится нечто ужасное и фантастическое одновременно. Силы тьмы готовятся собрать кровавую жатву и противостоять им могут и готовы только пионер-идеалист Валерка и пионервожатый-второкурсник Игорь.

Во-первых, стоит отметить абсолютную точность попаданий автора в реалии времени. Каждая строчка, каждый диалог погружают читателя в атмосферу пионерлагеря 80-х, узнавание деталей гладит участки мозга, ответственные за ностальгию, даже если пребывание в пионерлагере не оставило никакого желания туда возвращаться.

Во-вторых, нельзя не сказать, что написано очень смешно. По крайней мере до появления вампиризма и всего, что с ним связано, я смеялся едва ли не на каждой странице.

В-третьих, при всей прозрачности аллегории «страна как пищеблок», натяжек нигде нет. Всё это было. И общее безразличие к происходящему, воровство на рабочих местах, лицемерие комсомольских и партийных работников. Из песни слов не выкинешь. Но при этом роман никак не должен восприниматься как этакий наезд на Советский Союз или тем более на левые идеи. Да в 80-е стратилаты сидели по обкомам и горкомам, в 90-е побеждали на залоговых аукционах, в 2000-е, если судить по полковнику Захарченко, надели погоны и сели на финансовые потоки. Сразу скажу, это не значит, что все партработники, бизнесмены и силовики пьют кровь из страны. Есть масса достойных людей и в бизнесе и в системе МВД. Просто так получается, что стратилатам нужна кровь, и стремятся они оказаться там, где она есть.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть категория книг паразитирующих на воспоминаниях о СССР. Как правило это попадание главного в самого в себя во времена позднего СССР и следующее за этим описание, как правило в таких книгах восторженное описание быта позднего СССР. Сюда относится например книга «Колхоз дело добровольное».

Пищеблок в какой-то мере антипод такого рода книг. Книга просто насыщена реалиями советского детства. И милых и приятных среди них нет (ну почти нет). В книге автор выстраивает параллели между иерархией подчинения у вампиров и иерархией пионерских и комсомольских активистов в СССР (может быть аналогия и шире, но не будем увлекаться). Параллели правильные, все так и было, но тема не развита.

Книга прекрасно демонстрирует мысль Довлатова «.. ну советский, антисоветский, какая разница». Высокая насыщенность отсылками к быту того времени делает ее не живой (забавное прилагательное для книги о вампирах). При этом собственно вампирская линейка сюжета довольно банальна. В отрыве от советского антуража она вообще ни о чем. Персонажи талантливо, но таки штампованы с типичных персонажей тех годов. Какого-то раскрытия характеров нет. Все раскрытие через отсылки к советским реалиям. Самый живой персонаж — второстепенный — хозяйка пищеблока.

Если сравнивать с Ночным Смотрящим и взять его за 5, то эта книга где-то на 3. Читабельно, познавательно, такие беллетризированные мемуары о пионерских лагерях. Все что написано абсолютная правда, но текст суховат. В формате исследования или документальной книги такой богатый материал смотрелся бы лучше.

UPD: Есть в чем-то похожая книга https://fantlab.ru/work13316 Андрей Столяров «Детский мир» Повесть, 1995 год. Столяров достаточно честно делает хоррор на богатой почве советских детских страшилок и получается на мой взгляд у него намного лучше.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман о вампирах в пионерском лагере.

Некий симбиоз Книги С. Кинга «Судьба Иерусалима», детских книг времён СССР, и антикоммунистической литературы, популярной в 90е годы.

Книга написана от лица двух героев — мальчишки-пятиклассника Валерки, и, вожатого, студента-второкурсника Игоря.

Но, вот, что мне не понравилось: главы, в которых события видятся глазами уже взрослого человека, студента университета, написаны таким же упрощенным детским языком, что и главы, где герой — ребёнок.

И, наоборот. Двенадцатилетний пацан размышляет о социальных проблемах, о коллективе, о индивидуализме, вообще, о коммунизме в СССР.

Режет глаза. «Взрослые» фрагменты выглядят по-детски, а пятиклассник Валерка, хоть и носит очки и учится на «четверки», вряд ли мог мыслить как взрослый человек.

Как я уже писал, очень много взято из книги С. Кинга. Иные сцены, фразы — один в один.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сама композиция — два главных героя: у Кинга — писатель Бен и мальчик Марк, у Иванова — вожатый Игорь и пионер Валерка. Каждый сталкивается с вампирами и пытается как-то бороться с этим. После — они объединяются.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Девушка главного героя, превратившаяся в вампира, что у Кинга, что в «Пищеблоке».

Фразы: «Я отменяю своё приглашение!» — полностью идентичны. Таких примеров много.

Если рассматривать этот роман как хоррор — слабо. В начале книги есть пара страшных ( на мой взгляд) моментов, финал в стиле классических ужасов. Но, общее впечатление — не пугает читателя это произведение.

С социальной стороны, как сатира на соц. строй — мне, честно говоря, не интересно. Да и эта книга политизирована не настолько уж и сильно.

А вот как веселая детская книжка — очень неплохо. Автор запихнул, наверное, все, что мог вспомнить о своём советском детстве. Полный набор «страшилок», считалки, анекдоты, речевки, лозунги, пацанские «подколки» — чего только нет! Правда, мне кажется, всего этого, явный перебор.

Начало увлекательное. К середине мне стало скучно. А вот финал — очень неплох.

Думал, напишу критический отзыв, а прочитал книгу — послевкусие приятное!

Просто неплохая развлекательная книга.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх