FantLab ru

Фред Хойл, Джон Эллиот «Андромеда»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.13
Голосов:
128
Моя оценка:
-

подробнее

,

Андромеда

A for Andromeda

Другие названия: А-Андромеда

Роман, год; цикл «Андромеда»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 25
Аннотация:

Инженеры-астрофизики Джон Флемминг и Деннис Бриджер проводят последние проверки крупнейшего в мире радиотелескопа, построенного в Англии под руководством профессора Эрнеста Рейнхарта. В ночь перед торжественной церемонией открытия, в процессе отладки телескопа, была поймана радиопередача, исходящая в направлении от туманности Андромеда. Из-за суточного вращения Земли информацию удаётся принимать лишь частями, однако через несколько недель передача начинает повторяться. Через несколько месяцев учёным всё же удаётся собрать фрагменты передачи полностью. После изучения становится понятно, что послание состоит из трёх частей: инструкции по созданию вычислительной машины, программы для неё, и данных, которые она должна обрабатывать. Остаётся только выбить финансирование в министерстве и приступить к постройке машины, способной выполнить переданную программу...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Журнальные публикации:

«Земля и вселенная», 1966, №№ 2-6, 1967 № 1, сокращенный вариант под названием «А-Андромеда», перевод Г. Хромова


Входит в:

— цикл «Андромеда»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Андромеда
1966 г.
Андромеда. Часть 1
1968 г.
Андромеда. Часть 2
1968 г.
Андромеда
1991 г.

Самиздат и фэнзины:

Прорыв Андромеды
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Контакт... Как много в этом слове для любителя фантастики слилось, как много в нем отозвалось...Отозвались одновременно мечта, что все же мы не одиноки, и опасения — от «готовы ли люди к такому откровению» до страхов на тему «они задумали что-то плохое».

На первый взгляд, «Андромеда» — классический роман о контакте, собравший все штампы, предрассудки и фобии на излюбленную тему. Но это только на первый взгляд, пока не осознаешь, что год его написания аж 1962! А значит штампы, предрассудки и фобии еще просто не родились, а, если и родились, то еще не закрепились в сознании рядового читателя.

Дело начинается традиционно: ученые случайно принимают сигнал из Космоса. Свершилось, мы не одни, и знаний у нас вполне достаточно, чтобы расшифровать сигналы и понять, что же там пытаются объяснить братья по разуму, какое откровение передать через Вечность. И тут на сцену выходят Типичные Ученые: преданные своему делу до фанатизма, готовые ради знаний пожертвовать не только своим кровным, но и чужим. Знакомо?

Вот эта часть прописана очень и очень неплохо: научный поиск, достижение результата, теория и практика. Видно, что Хойл знает, о чем рассказывает. Но будь это хоть самое эпохальное открытие, вряд ли кто выдержит из читателей многостраничные технические подробности и теоретизирование.

Поэтому в романе появляется Действие. В духе шестидесятых. Холодная война, гонка вооружений, промышленный шпионаж и бессовестные трансконтинентальные корпорации. А также обычный для любого времени набор в виде алчущих власти политиков и агрессивных «ястребов»- военных. А чтобы совсем стало интересно, добавляется нечто в духе «Особи»: прекрасная блондинка, которая вовсе не прекрасная, хотя и блондинка/ и почему это чудовище всегда скрывается в таком обличье?/. И понеслось: глобальная опасность, грозящая всему Человечеству, одиночки, борющиеся со Злом, горькая победа и жертвы. Т.е. Все, что вскоре станет обязательным условием голливудского боевика о контакте, пришельцах и недобросовестных ученых. И проблему опять же решают не глубокомысленные размышления мудрецов или гениальное открытие, а грубая сила, позволяющая разгромить, поджечь и тем уничтожить умную-разумную опасность на корню.

Что тут сказать? Получилось нечто среднее между твердой научной фантастикой и откровенным боевиком. Рваное действие, когда сцена только-только начинает разворачиваться и вдруг резко обрывается, переходя к новому эпизоду, потеряв по дороге целый набор интересных подробностей. С не очень глубоко проработанными характерами, поскольку времени из-за лаконичности романа на детальную проработку просто не хватает. С не совсем ясной позицией авторов по тем самым глобальным вопросам, которые они поднимают.

А «зацепить» они умудряются очень много: от ответственности ученых за последствия своих открытий до уже привычной нам, но тогда еще новой и неизведанной, проблемы искусственного интеллекта. Даже глобальным вопросам нашлось место: что есть Человечность, что делает нас Разумными, каковы должны быть задачи Человечества и каковы задачи Науки в современном мире. Но все это так поверхностно, что порой обида берет.

Но прочитать все же стоит. Для фанатов жанра — чтобы знать, как происходила «эволюция» темы, как зарождались «штампы, предрассудки и фобии», и почему надо постоянно «перепрыгивать» через установленные жизнью барьеры.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма неплохой роман в жанре твёрдой научной фантастики. Пресловутая «твёрдость» настолько высока, что граничит с реализмом. Несмотря на принадлежность к жанру твёрдой научной фантастики, в романе имеется достойный сюжет, не производящий впечатления заранее заготовленных декораций, довольно неплохо проработаны и характеры героев.

Однако есть и исключения, которые хотелось бы отметить. Мне показалось, что довольно слабо проработан характер Бриджера. Мне осталось непонятным, почему Бриджер связался с картелем «Интель». Да, ясно, что он был жадным, но из чего проистекала эта жадность — не понятно. Я не заметил у него никаких дорогих увлечений: он не коллекционирует машины, он не хочет жить в дорогом доме, он не ходит в рестораны с женщинами. Для учёных более характерно тщеславие: жажда получить признание в научном сообществе, получить престижную научную премию. Лишь потом, скорее как приложение к признанию, идут желание стать руководителем научного коллектива и желание получить большой грант на какое-то исследование. Описанная же мотивация Бриджера, на мой взгляд, выглядит довольно натянутой.

Другим моментом, в котором чувствовалась неестественность сюжета, мне показался припрятанный в нужном месте рояль, то есть бульдозер. Той же по смыслу концовки можно было добиться и более прозаичным путём:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Прожектор выхватывает из темноты две человеческие фигуры. Патруль открывает огонь и убивает Андромеду, а Флеминг поднимает руки, сдаваясь во власть патруля.

Итог тот же, но получилось бы естественнее.

Главный же недостаток этого романа, на мой взгляд, заключается в том, что в нём не хватает недосказанности. Идея романа очевидна и преподносится на блюдечке, а в голове читателя не остаётся сомнений, побуждающих к размышлению. Вряд ли читатели будут ожесточённо спорить об этом романе, доказывая каждый справедливость своей точки зрения о том, что хотел сказать автор. А ведь именно такие произведения чаще всего и западают в душу.

Итог — роман стоит прочесть любителям жанра твёрдой научной фантастики, любителям же развлечений или философского контекста здесь ловить, увы, нечего.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Только отложил данную повесть в сторону и решил высказать свое мнение.

Итак. Повествование идет рваными кусками, резкие переходы в абзацах. В начале абзаца мы на ракетной базе, в его конце почему-то уже с частью персонажей сидим у премьер-министра. Суть книги: В недавно построенном за кучу денег в Англии (!), радиотелескопе ведуться монтажно-настроечные работы перед торжественным запуском оного. В ночь перед запуском полупьяный инженер (мегаталантливый) Флеминг со своим другом Бриджером (предатель-самоучка) и испуганным лаборантом Харви принимают сигнал из туманности Андромеды, который оказывается посланием на двоичном коде. Флеминг поясняет всем, что перевод послания займет на самой мощной счетной машине лет сто, садиться на нее и переводит послание за одну главу. В переводе, оказывается код — техзадание по постройке счетной машины, состоящее из трех частей. Собственно, машина, что в нее заложить в качестве пакетной информации, третья часть описана туманна.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Флеминг поясняет всем, что построить счетную машину придется сто лет и строит ее из подручных материалов, внезапно обвалившегося финансирования за одну главу. (Англия в повести — бедная страна, величие которой позади после политических игр). Машина иного разума принимает информацию весьма активно и с целью усвоения дальнейшей предлагает людям вырастить в автоклаве органический придаток для ее лучшей усвояемости. Приезжает профессор Дауни, сооружает из подручных материалов лабораторию, в которой по одной спирали ДНК выращивает уродца-циклопа. Машина впитывает информацию в себя с помощью циклопа. В это время, Флеминг задумывается о том, что машина, которую он создал является хитроумным способом поработить человеков. Делается вялая попытка разрушить на корню попытки захвата. Машина совершенствует органы восприятия, направляя инструкцию о выращивании девушки, копию которой списала с недавно убиенной ассистентки Флеминга. Из автоклава профессора Дауни, словно пирог выходит еще и совершенная девушка, на три четверти инопланетянка с отсутствием элементарных понятий о чувствах, сознании и эмоциях. Флемингом делается вялая попытка внушить девице оные качества.

Далее не стану пересказывать, в двух словах впечатления:

- Сюжет для 60-х годов довольно интересный, однако за стиль повествования «минус», впрочем, если учесть, что писал повесть ученый....да нет, «минус» оставлю.

- Теории автора о видах контакта с инопланетянами ждать не приходится, он проецирует сюжет на Англию, при этом, политическая составляющая отсутствует.

- ГГ с неопределенной целью мечется по страницам, пытаясь всем помочь на свой манер.

- Логичное повествование становится через треть текста «беляевским» ударным прогрессом с диким темпом. Изобретения просто изобретаются из ничего (клоны, память машины и проч.).

Ставлю «6» на безрыбье Хойла стоит прочитать, к сожалению, его идеи в голове не засиживаются, ибо представлены они не лучшим образом для усвоения аудиторией.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так себе роман. Написан довольно сухо и невыразительно. Может лет 25 назад он и произвёл бы на меня впечатление, но сейчас читается довольно архаично. Тот же Контакт Карла Сагана на схожую тематику значительно глубже и интересней. Описывать сюжет не буду, комментаторы ниже это хорошо сделали. Советовать вряд ли кому-то стал бы, разве что для ознакомления — откуда черпали вдохновение более поздние и более талантливые фантасты. Перечитывать точно не буду.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохое, хотя местами и наивное произведение. Яркие, непохожие друг на друга герои с четкой и разной мотивацией. Непротиворечивый, логичный сюжет, атмосферность. Великолепно передана атмосфера страха, перед надвигающейся войной, страха приведшего к фактической оккупации Британии более сильным союзником и связанные с этим сожаления о потерянном имперском могуществе.

Основной минус — вопиющая недальновидность ВСЕХ персонажей, будь то высшие политики, военные, лучшие ученые или даже сверхразум с другой планеты.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман о столкновении человечества с могучим инопланетным разумом. Сюжетные ходы сейчас выглядят стандартно. И вроде ничего особенного, но я эту книгу люблю и перечитывала несколько раз. Есть в ней для меня какая-то атмосфера (особенно английская? то, как показана работа ученых?)

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман. Есть еще несколько повестей Хойла, к сожалению, не переведенных на русский язык!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх