fantlab ru

Фред Хойл, Джон Эллиот «Андромеда»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.08
Оценок:
153
Моя оценка:
-

подробнее

,

Андромеда

A for Andromeda

Другие названия: А-Андромеда

Роман, год; цикл «Андромеда»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

Инженеры-астрофизики Джон Флемминг и Деннис Бриджер проводят последние проверки крупнейшего в мире радиотелескопа, построенного в Англии под руководством профессора Эрнеста Рейнхарта. В ночь перед торжественной церемонией открытия, в процессе отладки телескопа, была поймана радиопередача, исходящая в направлении от туманности Андромеда. Из-за суточного вращения Земли информацию удаётся принимать лишь частями, однако через несколько недель передача начинает повторяться. Через несколько месяцев учёным всё же удаётся собрать фрагменты передачи полностью. После изучения становится понятно, что послание состоит из трёх частей: инструкции по созданию вычислительной машины, программы для неё, и данных, которые она должна обрабатывать. Остаётся только выбить финансирование в министерстве и приступить к постройке машины, способной выполнить переданную программу...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Журнальные публикации:

«Земля и вселенная», 1966, №№ 2-6, 1967 № 1, сокращенный вариант под названием «А-Андромеда», перевод Г. Хромова


Входит в:

— цикл «Андромеда»


Является новеллизацией:

«"А" значит Андромеда» / «A for Andromeda» 1961, Великобритания, реж: Майкл Хэйес



Похожие произведения:

 

 


Андромеда
1966 г.
Андромеда. Часть 1
1968 г.
Андромеда. Часть 2
1968 г.
Андромеда
1991 г.

Самиздат и фэнзины:

Прорыв Андромеды
2016 г.
Прорыв Андромеды
2021 г.

Издания на иностранных языках:

A for Andromeda
1962 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-моему, это первое крупное НФ-произведение, в котором появляется тема, зачинающая новый субжанр в фантастике: обнаружение внеземной цивилизации посредством радиоастрономического инструментария и последующая расшифровка такого Послания. Несмотря на ограниченное количество подобных произведений, все они демонстрируют удивительное сюжетное сходство между собой. Роман «Андромеда», написанный в соавторстве ученым-астроном и кинопродюсером, является, таким образом, пионерским произведением, заложившим упомянутое новое направление. В 1959 году, за три года до выхода «Андромеды», стартовал проект SETI. Безусловно, это событие не могло не стать определенным толчком к появлению «Андромеды». Тем не менее, вышедший в 1962 году роман, несмотря на новизну, прошёл мимо литературных номинаций и не снискал особую благосклонность критиков. Однако, на удивление, среди куцых обрывков переводной фантастики в СССР, «Андромеда» благополучно пережила несколько изданий в шестидесятые годы. В чем же причина такой любопытной судьбы этой книги?

Что касается слабой популярности книги на родине, то тут основных причин две. На самом деле роман является не оригинальным произведением, а новеллизацией телесериала (да, одного из первых по-настоящему НФ сериала, но отнюдь не ставшего популярным – дело ограничилось одним сезоном), и, честно говоря, литературная реализация вышла довольно посредственной (что, на мой взгляд, обычное дело для любой новеллизации). Ну, а суть успеха романа в СССР весьма полно сформулировал советский астрофизик Иосиф Шкловский в предисловии к изданию на русском – остросоциальная критика действующего в Британии строя решила всё дело.

Итак, роман, как и положено новеллизации, начинается с места в карьер: в Великобритании построили самый большой в мире радиотелескоп, и при первом же включении начинают принимать радиопередачу из Туманности Андромеды. Не смотря на то, что Фред Хойл – один из ведущих астрономов мира середины 20 века, книга изобилует откровенными глупостями и нелогичностями. Всё же, похоже, что первую скрипку играл Джон Эллиот – сценарист, продюссер и режиссер документальных фильмов – а соавтор Фред Хойл разве что консультировал, иногда. Большинство сюжетных поворотов, которые ждут любители НФ, тут проносятся мимо, только их и видели. Каким образом расшифровывают Послание, как составляют программы для супер-компьютера, построенного по инопланетным лекалам, как синтезируют представителей инопланетной жизни, выращенных по андромедянскому рецепту – никаких пояснений этому Вы не найдете. Ну, просто так получается, и всё, с помощью парочки английских гениев и какой-то матери. Любителя серьезной фантастики такая легкомысленность, и, я бы даже сказал, определенная научная профанация — разочаровывает, мягко говоря. И дело тут совсем не в перфокартах и тому подобных анахронизмах – сравните, например, с Жюль Верном, и таковое сравнение будет не в пользу дуэта английских авторов.

Зато киношные штампы категории «В» встретятся в романе в достаточном количестве. Тут и довольно примитивно-неуклюжая шпионская линия, и инфантильно-истеричные взбалмошные вечно орущие ученые, и тупорылые чиновники-солдафоны… И, конечно же, один из центральных действующих лиц – чудесным образом выращенная из аминокислотного бульона инопланетянка Андромеда: грудастая, прекрасная, умная и холодная. Любителя около-фантастической поп-жвачки отсутствие такого персонажа возможно бы разочаровало – но тут уж авторы не подкачали, будьте спокойны. Как говорится, на безрыбье и русалка пригодится. (Кстати, позволю себе небольшое отвлечение от книги. Роль этой самой Андромеды в сериале играла молодая Джули Кристи – английская кинозвезда 60-70 годов. Для поклонников фантастики может быть интересно то, что она снималась в экранизации «451 градус по Фаренгейту» режиссера Франсуа Трюффо, и в одном из самых потрясающих и страшных мистических фильмов всех времен – «А теперь не смотри» Николаса Роуга. А уже в двухтысячных даже участвовала в киносаге про Гарри Поттера…)

Возвращаясь к роману, можно подытожить – написано, по сути, ради старой идеи в новой теме. Идея – чуждость и враждебность Иного. Причем, что есть это Иное, авторы не раскрывают ни на йоту: ни саму суть Инаковости, кроме очевидного иномирного происхождения, ни логику таковой враждебности. У Джона Кэпбелла в классическом «Кто ты» та же идея была подана гораздо лучше. Ну, а новая тема – радиастрономия как инструмент Контакта – была представлена у Станислава Лема на порядок впечатляюще. В итоге – довольно посредственное чтиво, добавлю один балл за новизну.

…Позволю себе немного пофантазировать «по мотивам». Вероятно, если бы данный роман был написан на 30-40 лет позже, то инопланетное зло из Послания проявилось бы в качестве компьютерного вируса, коварно пожирающего Интернет и раскусывающего сайты, как семечки. Впрочем, что-то похожее мы действительно видели в тошнотном «Дне независимости» Роланда Эммериха. И тут есть ещё один интересный момент: в 1969 году Майкл Крайтон выпустил великолепный «Штамм Андромеда», словно реинкарнацию идеи Зла-из-Космоса, и будто бы навеянный произведением Хойла и Эллиота – этакие незримые литературные связи… Впрочем, это, конечно, совершенно другая история.

Роман «Андромеда» стал первым отзывом из моей личной условной антологии «Классика Радио-Контакта», а следующим, конечно же, будет упомянутый Станислав Лем с «Гласом Господа».

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

При всех недостатках, которые обнаружились при нынешнем прочтении, роман вновь, как и прежде, произвёл очень приятное впечатление. Как мне показалось, во многом потому, что впервые прочитал эту книгу году эдак в 92-м, будучи совсем юным, неискушённым подростком.

Тогда моё воображение было нокаутировано не только широтой мысли автора, но и — да, да! — царящей на страницах романа творческой атмосферой страстных научных изысканий, а также духом английского захолустья, в котором и находятся описанные исследовательские центры. Такая Северная Англия, уже почти Шотландия, пропитанная дождём, иногда даже снегом, морем, смогом и вот это вот всё. Того и гляди — из ночи выскочит собака Баскервилей, натурально. И эти самые одержимые учёные в этом самом промозглом захолустье производят свои астрономические открытия, а потом творят высокотехнологичный прогресс. Конструируют и строят пусть и громоздкие, но по тем временам самые крутые в мире ЭВМ. А тут ещё и загадка сигнала из космоса, братья по разуму, которые, как оказалось, не такие уж и братья. Ну, чего ещё желать-то?

А если по существу, то идея, между прочим, и сегодня смотрится очень даже. Перекликается с высказанной чуть ранее в повести «Извне» мыслью Стругацких о том, что для контакта продвинутый иной разум скорее всего не будет предпринимать попыток прибыть на планету физически. Если АБС для этой цели снаряжают зонд с автоматами на борту, то их английские коллеги идут дальше, отказываясь от визита вообще в пользу чисто информационного послания с весьма долгоиграющими последствиями и очень даже неожиданными результатами.

А ведь в земной биологии существует аналог описанной в романе механики: вирус, главное и единственное орудие и оружие которого — генетический информационный код. Код пластичный, гибко адаптирующийся и независимый. Совсем как код послания из созвездия Андромеды — полученная землянами информация представляет собой тоже всего лишь программу, но настолько продуманную и адаптивную, что позволяет создать на основе своей матрицы совершенный искусственный интеллект, неукоснительно выполняющий план своего автора. Программа конструирует под себя физическую оболочку-машину и даже генерирует адаптированные под среду обитания организмы. Блестящий вирус, щедро распространяемый по Вселенной посредством, если так можно выразиться, панспермии. Подобно миллиардам спор или мириадам семян деревьев, предоставленных на волю ветру, — ведь программисты кода Андромеды тоже могут лишь догадываться о результатах своей хакерской атаки.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не буду определять место повести (точнее нескольких новеллизаций/экранизаций, основательно перепутавшихся) в общем ряду книг «о сигналах от зеленых человечков» (на самом деле, я это уже где-то тут делал). Один отзыв — одна мысль.

В повести «человечки» сначала прислали чертежи машины, машина выяснила обстановку, в диалоге было создано протосущество-посредник и т.д...

Но насколько осуществим первый шаг — понимания чертежей? В «Гласе Господа» Лем уже рассматривал этот вопрос и пришел к выводу об очень сильной зависимости интерпретации послания от его читающих. От построения научных игрушек, до развязывания мировой войны... (В «Големе» он потом все-таки немного уточнил идею, которую пытались внушить инопланетяне).

М.Минский же в статье «Общение с внеземным разумом» гораздо более оптимистичен. Он утверждает, что существуют некоторые «простые идеи», единообразное понимание которых неизбежно (в силу экономии мышления) при развитии разума. Следовательно, изложение этих идей на некотором языке даст ключ к пониманию самого языка изложения.

...

Однако, поднятый вопрос сейчас приобретает актуальность и на «одной, отдельно взятой» планете. Слишком много научной и инженерной информации теряет сейчас человечество в своем отказе от «исторического материализма». Как, например, сохранить информацию об устройстве компьютера в мире, где все делают «приложения»? Как сохранить секрет паровой машины в обществе, уверенном, что она очень просто устроена, но отказавшемся изучать в школе физику, потому что она сложная и ненужная? Как, наконец, объяснить интернет-эрудитам, что набор фактов не является знанием?

Оценка: нет
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Контакт... Как много в этом слове для любителя фантастики слилось, как много в нем отозвалось...Отозвались одновременно мечта, что все же мы не одиноки, и опасения — от «готовы ли люди к такому откровению» до страхов на тему «они задумали что-то плохое».

На первый взгляд, «Андромеда» — классический роман о контакте, собравший все штампы, предрассудки и фобии на излюбленную тему. Но это только на первый взгляд, пока не осознаешь, что год его написания аж 1962! А значит штампы, предрассудки и фобии еще просто не родились, а, если и родились, то еще не закрепились в сознании рядового читателя.

Дело начинается традиционно: ученые случайно принимают сигнал из Космоса. Свершилось, мы не одни, и знаний у нас вполне достаточно, чтобы расшифровать сигналы и понять, что же там пытаются объяснить братья по разуму, какое откровение передать через Вечность. И тут на сцену выходят Типичные Ученые: преданные своему делу до фанатизма, готовые ради знаний пожертвовать не только своим кровным, но и чужим. Знакомо?

Вот эта часть прописана очень и очень неплохо: научный поиск, достижение результата, теория и практика. Видно, что Хойл знает, о чем рассказывает. Но будь это хоть самое эпохальное открытие, вряд ли кто выдержит из читателей многостраничные технические подробности и теоретизирование.

Поэтому в романе появляется Действие. В духе шестидесятых. Холодная война, гонка вооружений, промышленный шпионаж и бессовестные трансконтинентальные корпорации. А также обычный для любого времени набор в виде алчущих власти политиков и агрессивных «ястребов»- военных. А чтобы совсем стало интересно, добавляется нечто в духе «Особи»: прекрасная блондинка, которая вовсе не прекрасная, хотя и блондинка/ и почему это чудовище всегда скрывается в таком обличье?/. И понеслось: глобальная опасность, грозящая всему Человечеству, одиночки, борющиеся со Злом, горькая победа и жертвы. Т.е. Все, что вскоре станет обязательным условием голливудского боевика о контакте, пришельцах и недобросовестных ученых. И проблему опять же решают не глубокомысленные размышления мудрецов или гениальное открытие, а грубая сила, позволяющая разгромить, поджечь и тем уничтожить умную-разумную опасность на корню.

Что тут сказать? Получилось нечто среднее между твердой научной фантастикой и откровенным боевиком. Рваное действие, когда сцена только-только начинает разворачиваться и вдруг резко обрывается, переходя к новому эпизоду, потеряв по дороге целый набор интересных подробностей. С не очень глубоко проработанными характерами, поскольку времени из-за лаконичности романа на детальную проработку просто не хватает. С не совсем ясной позицией авторов по тем самым глобальным вопросам, которые они поднимают.

А «зацепить» они умудряются очень много: от ответственности ученых за последствия своих открытий до уже привычной нам, но тогда еще новой и неизведанной, проблемы искусственного интеллекта. Даже глобальным вопросам нашлось место: что есть Человечность, что делает нас Разумными, каковы должны быть задачи Человечества и каковы задачи Науки в современном мире. Но все это так поверхностно, что порой обида берет.

Но прочитать все же стоит. Для фанатов жанра — чтобы знать, как происходила «эволюция» темы, как зарождались «штампы, предрассудки и фобии», и почему надо постоянно «перепрыгивать» через установленные жизнью барьеры.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохое, хотя местами и наивное произведение. Яркие, непохожие друг на друга герои с четкой и разной мотивацией. Непротиворечивый, логичный сюжет, атмосферность. Великолепно передана атмосфера страха, перед надвигающейся войной, страха приведшего к фактической оккупации Британии более сильным союзником и связанные с этим сожаления о потерянном имперском могуществе.

Основной минус — вопиющая недальновидность ВСЕХ персонажей, будь то высшие политики, военные, лучшие ученые или даже сверхразум с другой планеты.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман о столкновении человечества с могучим инопланетным разумом. Сюжетные ходы сейчас выглядят стандартно. И вроде ничего особенного, но я эту книгу люблю и перечитывала несколько раз. Есть в ней для меня какая-то атмосфера (особенно английская? то, как показана работа ученых?)

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма неплохой роман в жанре твёрдой научной фантастики. Пресловутая «твёрдость» настолько высока, что граничит с реализмом. Несмотря на принадлежность к жанру твёрдой научной фантастики, в романе имеется достойный сюжет, не производящий впечатления заранее заготовленных декораций, довольно неплохо проработаны и характеры героев.

Однако есть и исключения, которые хотелось бы отметить. Мне показалось, что довольно слабо проработан характер Бриджера. Мне осталось непонятным, почему Бриджер связался с картелем «Интель». Да, ясно, что он был жадным, но из чего проистекала эта жадность — не понятно. Я не заметил у него никаких дорогих увлечений: он не коллекционирует машины, он не хочет жить в дорогом доме, он не ходит в рестораны с женщинами. Для учёных более характерно тщеславие: жажда получить признание в научном сообществе, получить престижную научную премию. Лишь потом, скорее как приложение к признанию, идут желание стать руководителем научного коллектива и желание получить большой грант на какое-то исследование. Описанная же мотивация Бриджера, на мой взгляд, выглядит довольно натянутой.

Другим моментом, в котором чувствовалась неестественность сюжета, мне показался припрятанный в нужном месте рояль, то есть бульдозер. Той же по смыслу концовки можно было добиться и более прозаичным путём:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Прожектор выхватывает из темноты две человеческие фигуры. Патруль открывает огонь и убивает Андромеду, а Флеминг поднимает руки, сдаваясь во власть патруля.

Итог тот же, но получилось бы естественнее.

Главный же недостаток этого романа, на мой взгляд, заключается в том, что в нём не хватает недосказанности. Идея романа очевидна и преподносится на блюдечке, а в голове читателя не остаётся сомнений, побуждающих к размышлению. Вряд ли читатели будут ожесточённо спорить об этом романе, доказывая каждый справедливость своей точки зрения о том, что хотел сказать автор. А ведь именно такие произведения чаще всего и западают в душу.

Итог — роман стоит прочесть любителям жанра твёрдой научной фантастики, любителям же развлечений или философского контекста здесь ловить, увы, нечего.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так себе роман. Написан довольно сухо и невыразительно. Может лет 25 назад он и произвёл бы на меня впечатление, но сейчас читается довольно архаично. Тот же Контакт Карла Сагана на схожую тематику значительно глубже и интересней. Описывать сюжет не буду, комментаторы ниже это хорошо сделали. Советовать вряд ли кому-то стал бы, разве что для ознакомления — откуда черпали вдохновение более поздние и более талантливые фантасты. Перечитывать точно не буду.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только отложил данную повесть в сторону и решил высказать свое мнение.

Итак. Повествование идет рваными кусками, резкие переходы в абзацах. В начале абзаца мы на ракетной базе, в его конце почему-то уже с частью персонажей сидим у премьер-министра. Суть книги: В недавно построенном за кучу денег в Англии (!), радиотелескопе ведуться монтажно-настроечные работы перед торжественным запуском оного. В ночь перед запуском полупьяный инженер (мегаталантливый) Флеминг со своим другом Бриджером (предатель-самоучка) и испуганным лаборантом Харви принимают сигнал из туманности Андромеды, который оказывается посланием на двоичном коде. Флеминг поясняет всем, что перевод послания займет на самой мощной счетной машине лет сто, садиться на нее и переводит послание за одну главу. В переводе, оказывается код — техзадание по постройке счетной машины, состоящее из трех частей. Собственно, машина, что в нее заложить в качестве пакетной информации, третья часть описана туманна.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Флеминг поясняет всем, что построить счетную машину придется сто лет и строит ее из подручных материалов, внезапно обвалившегося финансирования за одну главу. (Англия в повести — бедная страна, величие которой позади после политических игр). Машина иного разума принимает информацию весьма активно и с целью усвоения дальнейшей предлагает людям вырастить в автоклаве органический придаток для ее лучшей усвояемости. Приезжает профессор Дауни, сооружает из подручных материалов лабораторию, в которой по одной спирали ДНК выращивает уродца-циклопа. Машина впитывает информацию в себя с помощью циклопа. В это время, Флеминг задумывается о том, что машина, которую он создал является хитроумным способом поработить человеков. Делается вялая попытка разрушить на корню попытки захвата. Машина совершенствует органы восприятия, направляя инструкцию о выращивании девушки, копию которой списала с недавно убиенной ассистентки Флеминга. Из автоклава профессора Дауни, словно пирог выходит еще и совершенная девушка, на три четверти инопланетянка с отсутствием элементарных понятий о чувствах, сознании и эмоциях. Флемингом делается вялая попытка внушить девице оные качества.

Далее не стану пересказывать, в двух словах впечатления:

- Сюжет для 60-х годов довольно интересный, однако за стиль повествования «минус», впрочем, если учесть, что писал повесть ученый....да нет, «минус» оставлю.

- Теории автора о видах контакта с инопланетянами ждать не приходится, он проецирует сюжет на Англию, при этом, политическая составляющая отсутствует.

- ГГ с неопределенной целью мечется по страницам, пытаясь всем помочь на свой манер.

- Логичное повествование становится через треть текста «беляевским» ударным прогрессом с диким темпом. Изобретения просто изобретаются из ничего (клоны, память машины и проч.).

Ставлю «6» на безрыбье Хойла стоит прочитать, к сожалению, его идеи в голове не засиживаются, ибо представлены они не лучшим образом для усвоения аудиторией.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман. Есть еще несколько повестей Хойла, к сожалению, не переведенных на русский язык!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх