FantLab ru

Мэри Д. Расселл «Птица малая»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.64
Голосов:
127
Моя оценка:
-

подробнее

Птица малая

The Sparrow

Роман, год; роман-эпопея «Птица малая»

Аннотация:

Планета Ракхат системы Альфа Центавра.

Мир загадочной древней цивилизации.

Мир, на который отправляется первая экспедиция землян, спонсируемая… Ватиканом.

На борту звездолета — астроном, инженер, врач, специалист по компьютерам и четыре миссионера-иезуита.

Так начинается один из самых оригинальных и увлекательных фантастических романов нашего времени, который критики сравнивают с произведениями Артура Кларка, Герберта Уэллса и Рэя Брэдбери.

Входит в:

— роман-эпопею «Птица малая»


Награды и премии:


лауреат
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 1996

лауреат
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1998 // Роман

лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1998 // Роман

лауреат
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2001 // Лучший зарубежный роман

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1997 // Лучший НФ-роман. 3-е место

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 1999 // Переводная книга НФ (США)

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1999 // Научная фантастика - Роман (США)

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2000 // Зарубежный роман года. 10-е место

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Птица малая
2006 г.

Самиздат и фэнзины:

Птица малая
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман неплохой, но определённо перехваленный. Сужу, впрочем, по переводу, как минимум некоторые нюансы восприятия могут от этого зависеть.

Спойлеров (умеренно существенных) не избежать, о чём не читавших роман честно предупреждаю.

Первая межзвёздная экспедиция, отправленная орденом иезуитов к одной из планет Альфы Центавра для установления контакта с обнаруженной там цивилизацией, заканчивается катастрофически. На Землю возвращается лишь один её участник, отец Эмилио Сантос (слишком «прозрачная» фамилия для романа, претендующего на более-менее глубокую игру с читателем), искалеченный физически и духовно. Руководство Общества Иисуса проводит расследование, пытаясь восстановить картину контакта и выяснить причину гибели остальных членов экспедиции.

Постепенно перед читателем разворачивается предыстория — обнаружение искусственного радиосигнала с источником около Альфы Центавра, тайная подготовка иезуитами межзвёздной экспедиции, биографии и характеры её участников. Именно благодаря отличной проработке образов персонажей эта часть получилась, пожалуй, наиболее интересной. Отношения Эмилио Сантоса с его друзьями тонко подчёркивают сложность духовного поиска, в котором он находится: будучи верующим человеком, он мечтает о событии, которое приблизит его к Богу, оправдает его веру мистическим опытом. Совершённое его другом открытие существования инопланетной цивилизации он воспринимает как возможный пролог к такому личному откровению, и прилагает усилия к тому, чтобы его орден оказался причастен к установлению контакта.

Вся «техническая» часть сюжета более чем условна, что сразу же вступает в противоречие с реалистичностью «земной» его части. Я, в общем, готов оставить на совести автора описанную в романе механику космической экспедиции на релятивистских скоростях, однако именно тут проявляется первая серьёзная дыра: Рассел не знает, как её герои будут жить на звездолёте, а потому жизнь эту нам не показывает, практически выключая детальный сюжет аж на несколько лет полёта. На планету Ракхат экспедиция прибывает, сохранив практически те же отношения, что и в начале пути («монтаж!»), однако после посадки в эти отношения опять возвращается динамика.

Но, увы и ах, перед нами уже другая планета, и автор считает необходимым уделить основное внимание описанию экзотической биосферы и грандиозным по уровню идиотического самопожертвования попыткам членов экспедиции включиться в местные пищевые цепочки. Психология при этом неизбежно придушивается, а продолжающийся духовный поиск отца Сантоса становится вообще умозрительным.

Встреча с разумными обитателями планеты, однако, этот духовный поиск резко активизирует. Но, в отличие от «земных» частей романа, мы видим духовные достижения Эмилио Сантоса в основном со стороны. Автор отправляет большую часть своих усилий на описание инопланетной цивилизации — довольно занимательное, хотя и не сравнимое по сложности и глубине с достижениями Ле Гуин в «Левой руке Тьмы» илим «Слово для «леса» и «мира» одно». Тем не менее, хочу отдать Рассел должное: созданная ею социальная модель очень неплохо работает на интригу, она раскрывается постепенно и не даёт читателю возможности «расколоть» ключевые вопросы до того, как автор решит, что время для этого настало.

Но когда это время всё-таки пришло, мне стало как-то скучно и печально. Оказалось, что духовный подвиг Эмилио Сантоса вылился в несколько довольно банальных вопросов, которые и на уровне католической теологии (насколько я знаю) давно и вполне успешно решены, и на уровне моего атеистического интереса к религиозной этике (а такой интерес у меня есть) не выглядят новыми. Обещавший так много зачин романа обернулся не то чтобы пшиком, но и обещаний далеко не оправдал. Даже трагичные обстоятельства спасения отца Сантоса, о которых читатель извещён в самом начале книги, в итоге выглядят скорее не трагедией, а мелодрамой. Даже гибель его друзей (о которой читатель знает с первых страниц романа) становится почти фоновым событием — а ведь эти персонажи были так важны для автора в начале книги!

В целом сюжет всё-таки выруливает в обещанном направлении, но при этом Рассел впадает в авторскую слабость и мало-помалу подменяет духовные страдания своего героя физическими и нравственными. Приём определённо действенный, однако столь же определённо жульнический, так как он превращает роман в ещё одну версию сюжета об Иове, и, к сожалению, не более того. А начальный замах был на много большее, однако — не сбылось...

Технически «The Sparrow» написан неплохо, хотя, как мне кажется, помимо литературной техники автору мало чем удаётся книгу поддержать. Композиция задумана интересно, но интерес этот до финала не дотягивает, срабатывается к концу второй трети романа. К этому моменту интрига уже почти иссякает, остаётся лишь пара сюжетных вопросов, для темы книги вполне второстепенных. В то же время автор начисто забрасывает сюжетные ответвления, которые вводились в роман как, по всем признакам, значимые. Так, например, умирает, не придя к хотя бы даже к промежуточному логическому итогу довольно тщательно заявленная тема искуственных интеллектов. То же самое происходит с бегло очерченными, но, по всем признакам, серьёзнейшими социальными последствиями контакта для цивилизации Ракхата — если даже считать, что тема вводилась во имя осложнения духовных мучений Эмилио Сантоса, она полностью потерялась на фоне его личных невзгод.

Между тем, по всем признакам, именно показ духовной эволюции отца Сантоса был основной целью автора. К сожалению, при достижении этой цели Рассел удалась только вводная часть, а основной процесс и конечный результат получились гораздо менее убедительными, часто на уровне простой декларации.

Мне совершенно непонятны ещё два момента романа. Во-первых, при подчёркнутой тщательности описания мира недалёкого будущего и его геополитики, не обнаруживается ни единого упоминания о России. Допускаю, однако, что это не «авторское» решение, а «переводчицкое» (примеры такого подхода известны из советского прошлого). Во-вторых, отцы-иезуиты в романе поразительно мало оперируют евангельскими образами, отдавая предпочтение Ветхому Завету (навскидку вспоминаются только «новая трактовка образа и роли Марии Магдалины» и упоминание о святой Веронике). Возможно, мне это показалось, но и в целом религия в романе выглядит весьма неконкретной и, я бы сказал, совершенно экуменической. В сочетании с прочими претензиями это становится (в моих глазах) отягощающим обстоятельством.

Увы, увы.

Оценка: 7
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, я долго ждал возможности высказаться на тему этой книги. Давайте сразу: Книга неоднозначная. Очень.

В том плане, что некоторые ее страницы читать неприятно. В том плане, что неприятны и спорны многие из тех тем, которые затрагивает автор — темы сексуальные, религиозные, национальные. Те темы, которые обычно в повседневной жизни замалчиваются, а вот Мэри Расселл в своем романе взяла да и намеренно выпятила их наружу — а вот нате, получите! Ну что, сумеете ли Вы это переварить? И вот тут наступает дилемма для читателя — проглотить ли это издевательство над собой (хотя, какое там издевательство, что бы не говорили об этом романе, но чернухи в нём меньше, чем в любом сегодняшнем выпуске новостей) или прекратить читать книгу? Мне, например, тоже казалось, что без некоторых моментов, описанных в книге, автор спокойно мог обойтись, и вряд ли книга от этого сильно проиграла. Но, все-таки, при всей этой указанной неоднозначности, при всей сложности поднимаемых тем, перед нами прежде всего ОЧЕНЬ качественный и добротный роман именно «твердой НФ», а их в последнее время переводится у нас, да и пишется ох как мало. Поэтому я НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую прочитать роман (вместе с продолжениями, и написанным, и пока ещё нет) всем тем, кто соскучился по добротной научно-фантастической литературе. Я не буду ничего говорить о его содержании — сзади на обложке и так написано больше чем надо, если хотите, прочитайте. Я лишь позволю остановится на следующем моменте. Однозначно, все вокруг книгу будут сравнивать с «Левой рукой тьмы» У. Ле Гуин. Но! Первая половина романа больше напоминает замечательный «Контакт» К. Сагана, а вот вторая лично мне напомнила великолепную, но уже всеми забытую книгу Элинор Арнасон «Кольцо мечей», посвященную той же тематике. Как такое может быть? Ну, вот может. Прочитайте «Пташку малую» и поймёте. В результате получилась какая-то абсолютно атмосферная книга, из которой совершенно не хочется уходить, книга настолько хорошая, что я бы с удовольствием рекомендовал её всему списочному составу «ФантЛаба».

КРАТКО О КНИГЕ: Очень качественный НФ-роман о контакте, со своими тараканами в голове

ДОСТУПНЫЕ АНАЛОГИ: Элинор Арнасон «Кольцо мечей»

ОЦЕНКА: 8 из 10, но я жмот

НАДО ЛИ ЧИТАТЬ: Да, к сожалению хорошей научной фантастики осталось не так много.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дебютный роман Мэри Расселл «Птица малая» — книга из тех, что после прочтения оставляют в горле ком боли. Напряженный эмоциональный фон вынуждает следить за событиями с пристальным вниманием, не дает пропустить ни слова. Казалось бы, одно слово – мелочь, ведь акцента на поэтике слов здесь нет, но убедительность подобных книг складывается именно из мелочей.

Первый контакт с инопланетной цивилизацией – одна из самых популярных тем в научной фантастике. Не останавливаясь сейчас на ироничном подходе к Контакту, отмечу, что вкупе с изначально серьезным отношением к теме достойное ее раскрытие позволяет многого добиться в познании чего бы то ни было. При этом фокус познания вовсе не обязательно должен приходиться на причудливую инопланетную цивилизацию либо на исследование самих по себе механизмов постижения нового. Через взаимодействие двух или более чуждых культур можно попытаться исследовать взаимосвязи между людьми, случаем и судьбой.

Контакт на религиозной основе существенно отличается от контакта обыкновенного, склоняясь к познанию внутреннего мира человека. Незримое присутствие третьей стороны контакта, стороны божественной, обогащает контекст произведения, придавая ему еще один смысловой пласт. Талантливо использованная религиозная проблематика помимо пищи для разума дает ту шероховатость, за которую цепляются чувства.

По странному стечению обстоятельств, все прочитанные мной фантастические романы, имеющие непосредственное отношение к религии, отличались остротой, болезненностью восприятия. Продуманно безыскусные слова талант обращает в нож острый, заставляя следить с болью и мукой за каждой фразой. Таким был знаковый роман Уолтера Миллера «Страсти по Лейбовицу». Сходное чувство вызывали не имеющие отношения к фантастике романы из «Дептфордской трилогии» Дэвиса. «Птица малая» не стала исключением.

Вдумчивого анализа книги от меня ожидать не стоит. То, что цепляет чем-то необъяснимым, не может быть препарировано с бесстрастием. То, что очень нравится, не имеет смысла анализировать. Я не замечаю ляпы и нестыковки в НФ, смысл которой не в науке и не в технике. Смысл «Птицы малой» даже не в первом Контакте, который является лишь удобным и неизбежным для НФ фоном для контакта между людьми и рассуждений о пути к Богу.

Несмотря на неспешность и обстоятельность, которые являются отличительными чертами романа, ключевые события не теряются в общем потоке. Подача материала выстроена удачно. Вначале читатель получает краткие сведения об экспедиции на Ракхат, знакомится с неутешительными итогами, но понимание того, что же на самом деле случилось, придет к нему лишь в финале.

В 2019 году Джимми Квинн, астроном Аресибского радиотелескопа в Пуэрто-Рико, зафиксировал радиопередачу внеземной цивилизации. Передача производилась с планеты Ракхат в системе Альфа Центавра. Ко всеобщему удивлению, это была ни на что не похожая музыка. Спустя четыре года орден Иезуитов послал на Ракхат исследовательскую экспедицию. Еще через четыре года ООН обнаружило, что из всех членов первой экспедиции в живых остался лишь отец Эмилио Сандос, специалист по лингвистике. И находился он в таком плачевном, непотребном состоянии, что это сильно повредило сложившейся за столетия доброй репутации ордена Иезуитов.

Что же произошло с Сандосом на Ракхате? Чтобы понять это, читатель погружается в прошлое, в те дни, которые позволят ему ближе узнать всех членов экпедиции и настроиться на их волну. Но события прошлого перемежаются событиями настоящего, и вот уже на дворе 2060 год. Эмилио Сандос искалечен физически, дух его надломлен. Настоящее – это дни, полные непонимания, гнева и неподдельной муки. Это время ночей – схождений в Дантов ад, это время дней – поисков истины.

Прошлое на Земле – это психологически точные портреты героев и знакомство с интересными людьми, бездны живого юмора и остроумные шутки. Это будничная жизнь и простые человеческие чувства, это открытие первой внеземной цивилизации и подготовка к полету. Это истории тех, кто добровольно вошел в состав первой межзвездной экспедиции. Герои романа Расселл – не безликие функции вроде Доктора, Специалиста по Искусственному Интеллекту, Астронома, Лингвиста и так далее. В отличие от Лемовского «Эдема», прошлое Энн Эдвардс, Софии Мендес, Джимми Квинна, Эмилио Сандоса и других важно. Именно оно вело каждого из них к цели. А вот что вело весь проект в целом – случай или божественное провидение? Вот вопрос, который стоило бы задать с горькой усмешкой.

Прошлое на Ракхате – это оставшиеся позади трудности перелета, это радость первооткрывателей, тяжелая работа и первые эксперименты, чудесные открытия, интуитивные решения и промахи. Смерть. Горе и разлука. Здесь дает о себе знать знакомая любителям фантастики специфика первого контакта, когда любой, самый безобидный на первый взгляд шаг рано или поздно приводит к провалу всей миссии. Первый контакт – это блуждание впотьмах, поиск наощупь в условиях полной неопределенности. Эмилио Сандос на Ракхате обрел чувство осмысленности всего своего жизненного пути и с небывалой яркостью ощутил Бога. Но однажды путеводная звезда привела его к перелому. Ступени лестницы в небо подломились, сквозь просвет показалась изнанка мира. Сладкоголосый Хлавин Китери, виртуозный певец Ракхата пел вовсе не о том, о чем так долго размышлял Сандос. О совершенно другом.

К сожалению, я не могу рассказать, в чем же смысл романа. Умелая работа Мэри Расселл с религиозной проблематикой делает перелом Сандоса ключевым, даже смыслоопределяющим моментом романа, но в произведении важна каждая социально-психологическая мелочь. Важны все люди, все жизни, все малые птицы этой вселенной. Если и не для главной коллизии романа, то для моего восприятия.

Выдержанный в единой тональности роман на удивление продуман, и ни одна часть не затмевает другую. Здесь ставятся вопросы, над которыми интересно поразмыслить, здесь есть и весьма интересная, не без изящества осуществленная реализация классической схемы контакта. Присутствуют искания Бога и достоверный эмоциональный план. А еще здесь есть острота происходящего, обнаженный нерв повествования, будоражащая сердце боль. Все для того, чтобы отказаться анализировать книгу и просто ее полюбить.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бывают книги, с которыми не ясно, что делать после прочтения – то ли совать в руки всем и каждому, приказывая немедленно прочесть, то ли, чувствуя, что никто все равно не оценит, спрятать ее в сундук с сокровищами и любоваться своим экземпляром по ночам при закрытых шторах и дверях. «Птица малая» из таких романов. Расселл никогда не достичь популярности Мартина или «культовости» Уоттса. Она вообще писатель не жанровый, а, скорее, свободно дрейфующий от фантастики к реализму и обратно – этим мне она напоминает Улицкую.

На что «Птица Малая» похожа? По силе воздействия каждого отдельного эпизода – на «Эйфельхайм» Майкла Флинна. По мастерству работы с характерами – на «Шурика» и «Штайна» той же Людмилы Улицкой. По тому, как ошарашивающе и громко звучит финальный вопрос без ответа – на «Искупление» Макьюэна.

ПМ – это не верх литературного совершенства. Есть и сюжетные нестыковки, и вопросы к научной составляющей; в конце концов, не идеален перевод. Но в какой-то момент просто перестает хотеться все это подмечать. Остается восхищение живыми персонажами, сложностью композиции, неожиданностью сюжета. Можно долго упражняться в эпитетах для ПМ: «Иов в космосе», «Глас Господа» Лема в прочтении Ле Гуин», «Поющие в инопланетном терновнике», — но все они будут лишь частью правды, противоречивой правды. В книге нет отрицательных персонажей, но это книга жестокая. К роману невозможно прибавить ни строчки, но он требует продолжения (и оно есть). Каждая строчка лучится добрым юмором и одновременно режет по живому. Равно атеисты и верующие сочтут, что книга отражает именно их мысли.

И еще один момент.

В «Птице малой» параллельно развиваются две сюжетные линии – собственно, миссия иезуитов на другую планету и ее последствия. Главный герой, иезуит Эмилио Сандос, мучительно исповедуясь, рассказывает первую половину событий «Птицы малой». Но остается вторая половина книги, и, пока я вчитывался в последние страницы романа, проскользнула мысль – «КТО ИСПОВЕДУЕТСЯ ЗДЕСЬ?» И мне стало страшно…

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сложная и тяжелая книга. Тема контакта с другой цивилизацией, описанная со слов отца-иезуита, который был непосредственным участником межпланетной экспедиции.

Давно я не встречал настолько мрачную историю. И дело даже не в том, с чем придется столкнуться людям, хотя сама встреча будет невероятно жестокой, все связано с гнетущей атмосферой на страницах и описанием судеб будущих «контактеров». Плюс очень затянутое повествование, перегруженное массой ненужной информации. Неспешное развитие событий, постоянные разговоры, уговоры, договоры, все это сильно утомляет и делает книгу чересчур скучной.

Но добраться до конца книги, стоит в любом случае. Не часто можно встретить, настолько жуткую развязку, от которой становится сильно не по себе. Конечно, физические травмы вводят в ступор, но гораздо более сложный удар нанесен по психике, а еще больший урон нанесен вере. Человек, который безоглядно веровал, получает очень жестокий удар судьбы и понять подобное, а тем более принять, для него невыносимо. На мой взгляд, это один из самых сложных романов, которые показывают человека изнутри, со всеми подробностями, мыслями, переживаниями.

Я даже не знаю, можно ли это произведение рекомендовать к прочтению. Книга полна противоречий, проблем, которые не каждый сможет понять, а тем более согласиться с автором. Всё же Контакт состоялся, первый раунд земляне проиграли, но будет еще одна попытка и мне безумно интересно по какому пути поведет писатель своих героев.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что такое жанровая литература? По каким критериям стоит её оценивать? Многие авторы используют фантастику, фэнтези, мистику иди детективную интригу прежде всего как прием, позволяющий им в наиболее комфортной для себя форме донести до читателя мысли и идеи, которыми они хотят поделиться.

Мэри Рассел — как раз из таких. Её мало интересуют инопланетяне, моделирование будущего или технические характеристики космического корабля. «Птица малая» — роман о человеке и Боге, а контакт с внеземным разумом — дело десятое.

Фабула незатейливая и сюжет романа можно пересказать в паре предложений — группа землян отправляется на другую планету для установления связи с местным населением, но благородная миссия оборачивается форменным кошмаром. Единственный выживший — иезуит-полиглот Эмилио Сандос, получает вместо поддержки и чествования осуждение общества. Почему же так получилось — главная интрига романа.

Рассел прежде всего увлечена раскрытием внутреннего мира своих персонажей и вполне закономерно, что главы, действие которых разворачивается на Земле, получились более интересными, хотя и жизнь экспедиции на Ракхате описана весьма достойно. Достаточно умелый слог автора как минимум не мешает наслаждаться остальными компонентами романа, а кое-где приятен и сам по себе. Композиция произведение точно выверена, чередование Ракхатских и земных глав продумано и логично, интрига подана изящно и тонко. Надо признать, технические детали и, в некоторых случаях, элементарная логика повествования и достоверность хромают на обе ноги, но не в них суть. Повторюсь, это тот самый случай, когда фантастика используется как средство, а не самоцель.

Все члены экспедиции получились у автора не картонными героями-функциями и даже не просто книжными персонажами, а удивительно достоверными, воистину живыми людьми и это, на мой взгляд, одно из главных достижений романа. Рассел проникает глубоко в душу каждого из героев, показывая, как их прошлое, сформировавшее их характер, влияет на их настоящее и будущее, а, соответственно, и на судьбу экспедиции. При подготовке к полету совершенно разные люди учились понимать и принимать друг друга, учились работать сообща в любой ситуации, быть настоящей командой. Их объединяет одно — страсть к музыке внеземной цивилизации, искреннее желания установить контакт с чуждой расой, познакомиться с существами, создавшими эти божественные звуки.

Несмотря на то, что все персонажи выписаны сочными красками, все-таки это прежде всего история Эмилио Сандоса, человека, ищущего Бога, но потерявшего все.

Подавляющее большинство монотеистических религий делают одним из своих основных постулатов смирение — будь то жертвоприношение Абрама, призыв подставить другую щеку или само название ислама. Во многих людях, считающих себя религиозными и искренне верящих в Бога, любовь к Господу неотделима от любви к самому себе, тогда как Господь выше любого из нас, Он необъятен. Нельзя верить в Бога только когда все хорошо, или когда есть настроение, или только по понедельникам и средам. Вера с какими-то оговорками и условиями — не вера вовсе, а какой-то извращенный контракт с самим собой. Но при этом так уж получилось, что человек — существо сомневающееся, вечно ищущее подтверждения. И одного ему мало, надо еще и еще. Господь милостив и милосерден, поэтому Он дает эти подтверждения, но люди видят их только тогда, когда им это удобно. А это опять-таки «вера с условиями».

Создатель вложил в каждого из своих детей частичку себя, частичку этой необъятной силы, и именно она помогает слабому человеку не потерять веру (в том числе и в себя) и преодолеть жизненные невзгоды.

Роман Рассел можно прочесть как необиблейскую притчу о поиске смирения своей гордыни. Поиск Сандоса кончается тогда, когда он готов верить в Бога безоговорочно и покориться Ему, найти в себе силы снова зажечь пламя любви к Создателю. Именно поэтому мне кажется, что книга идейно абсолютно завершена — Эмилио Сандос, энное количество страниц пытающийся понять «за что», решает, что однажды он будет готов подставить другую щеку — поехать на Ракхат еще раз.

Итог:Бриллиант, странным образом затерявшийся среди бесчисленных стекляшек. Пусть технические погрешности огранки и заметны, но мастерство ювелира видно невооруженным глазом. Потрясающий роман, в котором прекрасно практически все: от психологически достоверных персонажей и любопытной информации об ордене иезуитов до композиционной сбалансированности и идейной завершенности. При желании можно найти новые и новые вопросы на показанную автором тему — скажем, если Бог — Создатель всего сущего, значит, население Ракхата создал он. Почему же тогда Он не явил себя этим существам каким-нибудь образом?Но в целом именно та конкретная тема, выбранная Рассел, раскрыта очень полно, а такие вот вопросы -скорее, ответвления от основной идеи.

Да, в конце книги автор оставила себе простор для создания продолжения, но финал сюжетно скорее похож на концовку фильма «Назад в будущее» или «Гипериона» Симмонса — продолжение создать можно и вроде бы нужно, но все, что автор хотел сказать, уже сказано, а продолжение будет уже совершенно другой историей. Подозреваю, вносящей ясность и придающей логику некоторым моментам фабулы, более сбалансированной и приземленной, но менее искренней и эмоциональной.

Рекомендация: Очень высокая

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

"— О черт, о мать твою, о боже, вскричала прекрасная принцесса, размахивая своей деревянной ногой, — тихо процитировал он.» Вот правильный образ для понимания этой вещи : эмоции, красота и уродливый эрзац.

Сочный и чистый язык, объемные персонажи, динамичность действия, меткие наблюдения, заковыристый сюжет, острая загадка, интриги. Хороший американский здоровый юмор. Люди, организации, трудовые отношения в мире ИИ, будущее, прошлое, настоящая наука... Много разных лиц, стран (даже южноосетинская музыка(?) — но не Россия. Она в слепом пятне). Читал с восторгом — до середины.

Первый тревожный звонок насчет компетенции автора прозвучал с появлением старого слогана, как всегда, искаженного. «Цель освящает средства», — вот так он должен звучать. Последователям Лойолы не нужны оправдания.

Аварийная сирена врубилась, когда началась космическая часть. Техническая сторона — комбинация Бена Бовы и программы SETI. Автор что-то слышала про перегрузки, центробежную силу и невесомость, но разбираться не стала. Пищевое и бытовое поведение команды на Рахате находится за пределами здравого смысла и наработок НФ.

Рахат — человеку, даже переводчику от бога, не заговорить на языке существ с зубами хищника. Из-за отличий в ротовой полости его речь будет шамканьем невнятным. Хватающие ступни — сомнительнейшее изобретение. Подобный механизм нижних конечностей должен бы снижать скорость и отвергнут эволюцией для всех тяжелее орангутанга. Даже мимикрия не помогает с предложенным вариантом «за ноги хвать». Искусственно и неработоспособно. А вот культура хищных джана'ат разработана интересно.

Ретроспективно изменилось отношение к началу. Вспомнилось, какие там все священники умные и ответственные (Стивен Кинг более реалистичен). Последствия контакта — да это же смесь «Левой руки тьмы» и Силверберга. «Человек из лабиринта», только без лабиринта и с хирургией вместо телепатии. София Мендес: проституция и убийства не воспитывают обязательность к нанимателю.

Без спойлеров: сюжет основан на том, что штатовцы очень любят кофе и озабочены контролем рождаемости в третьем мире. С католичеством в их сознании связан набор маркеров: содомия, запрет на контрацепцию, гонения на евреев, Латинская Америка, целибат, голодающие Африки, филантропия, образование. Вот по этим маркерам роман и движется, утверждая, что все не такое, как кажется.

Читать порекомендую только ценителю этико-ориентированной прозы, ищущему «христианскую фантастику» и тем, кто полагает «главное всегда на Земле».

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что-то везет в последнее время на религиозную беллетристику — то Лейк, то теперь сразу Расселл. Это, кстати, наводит на разные мысли о том, почему католики могут писать хорошие умные книги и в частности даже НФ, а у православных, как ни тужься, всё равно выходит (автомат Калашникова) гневная проповедь, но это как бы совсем отдельная тема.

А сама книжка — она про миссию иезуитов, которые отправляются на только что открытую планету общаться с аборигенами, ну и сталкиваются там с разными неприятностями на свою голову. Зачем автору вообще понадобились эти космические путешествия, непонятно, роман ничуть не хуже смотрелся бы в историческом сеттинге безо всяких инопланетян — 18 век, иезуиты в дебрях амазонской сельвы несут туземцам божье слово — даже выиграл бы за счёт достоверности. Но инопланетяне так инопланетяне, бог с ними. В любом случае книжка много интересного рассказывает про иезуитов, про устройство их ордена, про их просветительскую деятельность и т.д. Я был совсем не в теме, так что прочёл с интересом.

Что касается религиозного аспекта, то книжка очень полезна для новообращённых христиан, которые бегают с горящими глазами и колбасятся от осознания своей крутизны — ведь я так люблю Господа, а он в ответ любит меня! Расселл таким людям очень чётко и последовательно объясняет их ошибку — на самом деле, если ты любишь Господа, это совершенно ещё не означает, что он в ответ тебе чем-то обязан (например, тоже тебя любить). Предполагать такое — это верх гордыни и глупости.

Ровно наоборот, сплошь и рядом случается, что ты искренне любишь Господа, а он тебя, можно сказать, тоже любит, но анально, с множественными разрывами, несовместимыми с жизнью. Это нормально. К этому надо быть готовым. Это не повод злиться на бога. Он бог, а ты человек. Ты его любишь, а он делает с тобой что хочет, а ты продолжаешь его любить. Это нормально. Это единственно возможный вариант отношений. Это нормально. Если он с тобой проделывает такие вот жуткие штуки, значит, так надо (само название книги как бы ненавязчиво отсылает нас к Матфею — «даже птица малая не упадет на землю без воли Его»).

Когда стану папой и патриархом, в приказном порядке заставлю всю паству изучать «Sparrow». Авось у отдельных неофитов сквозь экстаз проблеснёт мысль, что духовный путь — это не сплошные песни-пляски-сахарные пряники.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«От красоты твоей возгордилось сердце твое, от высокомерия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я поверг тебя на землю и перед царями отдам тебя на позор (ср.: Иез. 28: 18)

Понимаете, я не верю, что даже если мы что-то услышим от этих равнодушных звезд, мы поймем ИХ. Нет, нет, я всем сердцем жажду, чтобы мы уловили хотя бы самый малый намек, что мы не одни. Что кто-то еще задумался для чего все это, не спит, спрашивает холодные небеса и вслушивается в их молчание, в надежде получить ответ на самый что ни на есть важный вопрос. Чтобы, наконец, были расставлены все знаки препинания и стало ясно: кто мы такие- любимые дети Вселенной, на которых возложена какая то особая космическая миссия, случайность, причем непонятно счастливая или нет, или рядовое явление, нормальное состояние материи, и ничего особенного в нас нет.

И, да, я не исключаю, что мы сможем расшифровать сигналы и даже привести их соответствие с нашим восприятием, что поймет что-то простое- физику, математику, технику. Ведь кое-что общее все-таки у нас есть: все мы дети звезд, составленные из кирпичиков, которые подчиняются единым законам мироздания. И не исключаю, что мы даже сможем узнать, во что они верят, о чем мечтают и что думают о своем месте во ВСЕМ. Но вот что касается самого сложного, того, что относится к внутреннему, а не внешнему, того, что неуловимо, что часто даже не определяемо словами и тем более формулами, непостоянно и невещественно- морали, нравственности, этики, искусства, всего того, что заставляет нас чувствовать- мы НЕ поймем.

Господи, мы, рожденные на одной Земле, живущие бок о бок тысячи лет, даже говорящие на одних языках, придумавшие целые науки друг о друге, веками изучающие каждую мелочь, этого понять до сих пор не можем. Да что там говорить, люди, называющие себя «близкими», не могут сказать уверено, что понимают друг друга, хотя прошли, порой, вместе через целую жизнь. Или дальше: мы не понимаем даже сами себя, чтобы объяснять свои собственные поступки и мотивы.

Это очень жесткая книга о НЕПОНИМАНИИ. Оказалось недостаточно, выучить язык и пожить рядом год-два-три, чтобы узнать нечто самое важное о чужаках с их странной биологией, запутанной историей и ужасающей социальной структурой, что позволит их ПОНЯТЬ. Эта книга о непонимании между людьми, которые могут жить рядом друг с другом годами, деля невзгоды, мечты, увлечения, достижения, называя себя единомышленниками, единоверцами, близкими, родными или друзьями, но все-таки оставаться чужаками. Это книга о непонимании самих себя, тех глубинных процессов, которые ведут нас и заставляют чувствовать и поступать так или иначе.

А еще это книга о ГОРДЫНЕ. Той самой, которая есть смертный грех. Это какая же гордыня овладела членами этого отряда, если они считали, что могут вот так просто прийти в чужой мир, пожить пару лет среди его обитателей и считать, что ПОНИМАЮТ их? Считать, что кто-то дал им право, наделил их полномочиями, вот так запросто пренебрегать всеми известными правилами научного поиска и нормами безопасности? Чтобы увидеть в себе не ученых, жаждущих знаний, не философов, ищущих ответы на вечные вопросы, не творцов, отправившихся в долгое паломничество в поисках вдохновения, а представителей всего Человечества и своего Бога? Чтобы игнорировать весь тысячелетний опыт ошибок и поражений, выстраданный людьми на Земле? Чтобы решить для себя, что можешь вмешиваться, судить, карать...

Практически всем героям придется в этом романе заплатить за этот грех: и тем, кто решил, что понял чужих, а значит может вмешиваться в происходящее в их странном обществе, и тех, кто решил, что понял своих и может их осуждать. Но самый страшный путь проходит Эмилио Сандос- та самая малая птица, которая может и лучше многих, но все же всего лишь одна из многих созданий божьих.

И значит эта книга еще и о ВЕРЕ. Не только о вере в Бога, но еще и в себя, в свои принципы, свое предназначение, в человечество и Вселенную, если хотите. Об испытании, когда Бог(или во что там верите) не выполняет того, что от него ждет верующий, когда мир и создания в нем оказываются не такими, какими хотелось бы нам видеть, когда не получаешь готовых ответов, а только новые и новые вопросы. Когда верующий вдруг понимает, что замысел Божий, несмотря на все старания, ему по-прежнему непонятен и даже неприемлем.

И через все это проходит Эмилио Сандос. И мы вместе с ним. Через бытовые детали и мелкие подробности, через призму воспоминаний, через гордыню от осознания того, что понял путь и замысел божий. Через страдания физические и духовные к сомнениям, а потом разочарованию, раскаянию, смирению.

И этот путь иногда скучен в своих мелких подробностях, иногда вызывающий раздражение неправильностью происходящего, иногда даже отталкивающий своими натуралистическими подробностями. Но все это создает физически ощущаемую атмосферу, заставляющую злится, сопереживать, сочувствовать — что угодно, только не оставляющую равнодушным.

У кого-то может вызвать раздражение религиозный подтекст и частое обращение к христианству. Но для меня, а обвинять меня к приверженности какой-либо религии тяжело, это оказалось несущественно. Книга о людях, о каждом в отдельности и о человечестве, о нашем отношении к миру и к себе, о поиске, потерях и обретениях. И о том, о чем мы все мечтаем: понимать и быть понятыми.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, это необъективный отзыв... Книгу-то я дочитать толком не смог — и не хотел бы дочитывать. Очень уж длинно и скучно.

Все дело в том, что есть, с чем сравнить. «Дело совести» Джеймса Блиша посвящено сходной теме — и насколько больше драматизма, глубины, силы в той старой книге. Роман Рассел посвящен Контакту, но сделан он по лекалам новейших бестселлеров, что обеспечивает успех, но никак не дает удовольствия от чтения. Есть предсказуемо «хорошие» герои, долгая подготовка к полету, столкновение с иной культурой, трагедия непонимания, как будто связанная с неизбежной эволюцией «земной» системы ценностей. Но к чему же так долго и нудно все это живописать? К сожалению, роман полон банальностей и неубедительных «психологических» деталей. А уж юмор просто нелеп — люди (а книга сделана с претензией на реалистичность) так не говорят. Оригинальная внеземная цивилизация сильно проигрывает в сравнении с «Левой рукой Тьмы», а моральные дилеммы настолько примитивны, что их решением в трудном 21 веке никого не удивишь. Технические объяснения, старательно вмонтированные в ткань текста, выдают в авторе популяризатора — и не самого талантливого. Нет, написано неплохо; но обсуждать явно посредственную книгу как большое событие я бы не стал. Скучно!

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если вы ищете приключения и научную фантастику, то эта книга не для вас, отложите, будет скучно.

Это роман-притча о религии, вере, понимании Бога и поисках себя. В абстрактной обстановке набросанного грубыми мазками фантастического мира задумываться над такими проблемами наверное проще и интереснее, чем в нашей обыденности...

Роман стоит того чтобы его прочитать, но все-таки это книга не для каждого.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман Мэри Рассел настолько необычен, неоднозначен, оригинален, что сразу оговорюсь: читайте обязательно. Хотя я, например, больше разочарован. С одной из планет звёздной системы Альфа Центавра получен радиосигнал. Общество монахов-иезуитов организует полет к источнику радиосигнала. Мы в ожидании контакта с внеземной цивилизацией... Не тут то было. Перед нами более трёхсот страниц текста тягучего и временами совсем не интересного чтива, этакая плохо перемешанная смесь фантастики, религиозного романа и притчи. Описание биографии героев и их внутреннего мира слишком затянуто, не впечатляет.

София Мендес — яркая личность, талантливый человек. Но возникают сомнения, что девочка, с малых лет и многие годы промышлявшая проституцией, станет ученым с мировым именем.

Эмилио Сандос — главный герой романа, человек с тяжёлой и трагической судьбой. Его вера в человека, вера в бога, готовность преодолеть любые страдания на пути к богу достойны уважения. Но зачем же автор с садистским остервенением уничтожает его. Сначала гибнут все его друзья, потом его калечат морально, духовно и физически, насилуют, а напоследок его братья по вере, монахи-иезуиты, с тем же садистским интересом заставляют в мельчайших подробностях пересказать свои мучения. Наверное автор хотел нам сказать, что путь к богу идет через страдания. Если на пути к богу нужно пережить такое, то зачем нам такая вера и такой бог? Что-то в романе не понравилось, чего просто не понял, но есть и моменты вызывающие интерес.

Цивилизация планеты Ракхат. Во главе экологической цепочки разумный вид хищников — джана ата. Они достаточно оригинально организуют свою цивилизацию — ограничивают рождаемость и свою и подчиненных рас, поддерживая экологическое равновесие. Для поддержания социального равновесия используется сложная кастовая система. В результате в этом мире не бывает ни конфликтов, ни войн и только вмешательство людей приводит к социальному взрыву.

Впереди нас ждет вторая книга цикла. Как можно догадаться, Эмилио Сандоса снова уговорят отправиться на планету Ракхат, ту самую, на которой его уничтожили. Ну что же, удачи тебе Эмилио.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга была интересна, потому что была интрига в течении всего повествования. Но сказать, что она мне понравилась не могу. Сразу видно, что произведение написано женщиной) Я ничего против этого не имею, я всегда обожал Урсулу Ле Гуин. Но это совсем другое и послабее. От этого произведения у меня просто остался какой то не очень приятный осадок. Возможно так и задумывалось. Одним словом — на любителя.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Только что дочитал 1 книгу из романа-эпопеи Птица малая. И сразу о впечатлении – необычно и сильно в плане эмоционального описания внутреннего мира ГГ- Эмилио Сандоса- священника-иезуита, полетевшего вместе с остальными 7 членами экипажа к далекой планете Ракхат, навстречу своей ох какой :- нелегкой судьбе. Автор создала пронзительную историю веры в Бога, тронуло до глубины души. Вначале читалось тяжеловато ,т.к. никакого действия почти не было , присутствовало множество персонажей и их сложных взаимоотношений -это в плане флэшбэков, а история Эмилио, начавшаяся с того самого момента, когда он прилетает на Землю, только все больше запутывает.Но дочитав чуть дальше середины начинаешь все сильней втягиваться, и под конец буквально все проглатываешь на одном дыхании. Вызывает большое уважение проработанность автором цивилизации Ракхата ,биология ,социальные отношения и психология отлично обрисовывают такую противоречивую и загадочную цивилизацию. Единственно в технологическом плане присутствует небольшой недочет по сравнению с размахом произведения, всего лишь несколько абзацев в середине книги могли бы исправить эту досадную ситуацию.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Раса Руна рисуются автором очень милыми созданиями, впечатляет их двойная радужка в форме знака бесконечность.

Раса же джааната предстает перед нами полными антиподами своим соплеменникам (ли?) -руна. Они едят мясную пищу(да какую:--одна из неожиданностей романа),жесткие и необщительные в социальном плане. Да и еще их истинные отношения(еще одна неожиданность) к руна оставляют читателя в легком шоке.

В итоге очень удачный роман Мэри Расселл можно бы было отнести к шедеврам мировой научной фантастики, если бы не разбавленность сюжетной линии многочисленными отношениями героев романа + слабое техническое описание различных устройств человеческого и инопланетного мира.

Итого 7 из 10 баллов.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тема Контакта с внеземной цивилизацией — одна из магистральных тем научной фантастики, от зарождения жанра до наших дней. Интригующая возможность смоделировать образы жизни и мыслей инопланетного разума и/или посмотреть на человечество со стороны всегда занимала умы, в том числе и писателей. Так или иначе затронуты и освещены в фантастических произведениях практически

все аспекты контакта: от философских у Лема в «Солярисе» до сексуальных у Фармера в «Грехе Межзвездном».

Первая книга дилогии «Птица малая» Мэри Рассел посвящена острым теологическим вопросам, также не обойденным вниманием жанра. Любитель фантастики вспомнит, например, историю священника из «Гипериона», рассказы «Путь креста и дракона» Джорджа Мартина и «Смертные муки пришельца» Гарри Гаррисона.

Впрочем, Рассел лишь косвенно связывает Контакт и религию. Фабула книги такова: после обнаружения сигналов из системы Альфа Центавры орден иезуитов отправляет туда свою миссию, из которой возвращается только один человек, влекущий за собой шлейф нелицеприятных слухов совершенно аморального свойства. По мере развития действия, раскрывающего произошедшие события в ретроспективе, тематика Контакта отступает на второй план, а сами инопланетяне приобретают значение экзотического антуража для вполне земной истории. Несомненными достоинствами книги являются психологическая проработка характеров героев и особое внимание, уделенное их взаимоотношениям — черты, несомненно объясняемые полом автора.

К сожалению, фантастического за исключением инопланетных декораций для религиозных поисков отца Эмилио Сандоса в книге немного. Внутренний конфликт священника и его духовные (и физические) муки являются предметом книги в большей степени, нежели проблемы контакта.

Неслучайно на языке оригинала произведение было опубликовано в не-фантастической серии.

Перемести Рассел действие во времена освоения северо-американского континента (а идея книги родилась, по признанию автора, в годовщину празднования открытия Америки) мало что изменилось бы.

А вот если бы автор уместила данный сюжет в значительно меньший объем, произведение, право слово, только выиграло.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх