fantlab ru

Виктор Пелевин «Тайные виды на гору Фудзи»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Оценок:
627
Моя оценка:
-

подробнее

Тайные виды на гору Фудзи

Роман, год; цикл «Тайные виды на гору Фудзи»

Аннотация:

Готовы ли вы ощутить реальность так, как переживали ее аскеты и маги древней Индии две с половиной тысячи лет назад? И если да, хватит ли у вас на это денег? Стартап «Fuji experiences» действует не в Силиконовой долине, а в российских реалиях, где требования к новому бизнесу гораздо жестче. Люди, способные профинансировать новый проект, наперечет... Но эта книга — не только о проблемах российских стартапов. Это о долгом и мучительно трудном возвращении российских олигархов домой. А еще — берущая за сердце история подлинного женского успеха. Впервые в мировой литературе раскрываются эзотерические тайны мезоамериканского феминизма с подробным описанием его энергетических практик. Речь также идет о некоторых интересных аспектах классической буддийской медитации. Герои книги — наши динамичные современники: социально ответственные бизнесмены, алхимические трансгендеры, одинокие усталые люди, из которых капитализм высасывает последнюю кровь, стартаперы-авантюристы из Сколково, буддийские монахи-медитаторы, черные лесбиянки. В ком-то читатель, возможно, узнает и себя...

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 273

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2647 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2019 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (9)

Тайные виды на гору Фудзи
2018 г.
Тайные виды на гору Фудзи
2019 г.
Тайные виды на гору Фудзи
2019 г.
Тайные виды на гору Фудзи
2019 г.
Тайные виды на гору Фудзи
2020 г.
Тайные виды на гору Фудзи +
2020 г.
Тайные виды на гору Фудзи
2021 г.
Тайные виды на гору Фудзи
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Titkos pillantások a Fudzsi-hegyre
2019 г.
(венгерский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно хорошая и сравнительно оригинальная НФ идея – проекция (посредством прибора транскраниальной стимуляции) состояния буддийского просветления на другой, малоподготовленный к этому разум (в данном случае разумы трёх пародийных олигархов). Персонажи, вся жизнь которых положена на накопление материальных благ, осознают пустотность и страдание и пытаются выбраться с высот этого познания, по уморительному плану нарушая буддийские заповеди.

В мужской линии есть плюс – популярное описание шагов буддийского просветления. Я довольно хорошо знаю из институтских курсов исходное состояние и цель, а промежуточные шаги медитации для просветления не особо подробно. Что-то новое узнал.

Женская линия, наверное, сатирически-пародийная. Невозможно это серьёзно воспринимать. При этом победа именно за женщиной, демонстрируется, что описанный «женский» метод восприятия мира как инструмента для достижения своих примитивных целей при намеренном игнорировании того, как всё это устроено триумфально побеждает «мужской» аналитический подход к миру как познаваемому, в котором знание необходимо для использования. Знание доводит олигархов до отравляющей радость потребления скорби, от которой трудно избавиться. Федины страдания от просветления, а затем и его «мужские» превозмогания и победы над просветлением обусловлены не его собственными действиями, а, прилично выражаясь, привязкой на половой чакре. Это выходит самый про-женский роман автора. Только, наверное, это ирония.

Чтение лёгкое, потому что менее отвратительное, чем предыдущий прочитанный роман («S.N.U.F.F.»): гораздо меньше «воды», гораздо меньше тупых каламбуров (и даже парочка не тупых). Хотя описание сорокалетней женщины из Москвы, которая не знает, что такое игуана и которая сомневается, самец или самка у павлинов имеет нарядный хвост вызывает много вопросов к качеству.

Хотя роман всё равно не вышел целостным и части его на шатких подпорках довольно ненадёжно скреплены, это хотя бы не замаскированный под роман сборник набросков. Есть немножко хороших деталей, мне понравилось синее платье. В общем – роман неплохой.

Кажется, что бабуля, проводившая героине обряд инициации по Кастанеде — из «Бубна Верхнего мира».

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Тайные виды на гору Фудзи» не преподнесут вам никаких «тайных видов», если вы читали автора ранее. Все тот же коктейль из буддизма, кастанедовщины, наркоглюков (неинвазивная наркота — все же наркота) и саркастического стеба над современной российской действительностью. As usual :)

Когда я читал «Чапаева и пустоту» в конце 1990-х, такой коктейль воспринимался почти гениально. Через 20 лет от него чуть тошнит.

Стивен Кинг (по его словам) пишет книги, потому что не писать невозможно – книга, мол, выходит из автора «сама». В случае с Пелевиным, почти все его книги, а особенно «Тайные виды…», демонстрируют, что автор не может не писать, потому что он сам «выходит» из текста — и не может остановиться )). Да чо уж там, мы не против, мы схаваем ))

Короче, это типичный для Виктора Олеговича роман о «становлении героя». Тут, правда, несколько героев – все они по большому счету, куклы, открывающие рот, только лишь чтобы высказывать «глубокую» философскую мысль автора. Хотя нет, еще они (в зависимости от пола):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

М) плавают на яхтах и постигают глубокую философскую мысль, либо

Ж) обучаются магическому искусству бросать pussyhook.

Плюс всего один, но он глобален. «Тайные виды…» — отличная книга! Кто еще пишет так цинично, и одновременно так позитивно? Чарующий русский язык, с органичными инъекциями мата, английского и прочих незначительных . . )). И в итоге – такое хорошее, легкое и позитивное послевкусие. Нет никаких апокалиптичных вампиров, жидомасонов, чернецов и вот этого всего… Сайадо Ан – зебест, однозначно ))

Но рекомендовать этот роман к обязательному прочтению я вряд ли стал бы, особенно если это первый ваш роман Пелевина. Лучше начать с «Чапаева…», «t» или «Омон Ра». А, может быть, ими и закончить. Хотя я не смог ими закончить, читаю почти все, и до сих пор с нетерпением жду нового чтива от Виктора Олеговича, за что ему большое спасибо )).

PS. Как говорил Ариэль Брахман: «Интересно нормальному человеку что? Сюжет, и чем кончится». По большому счету, в «Тайных видах…» сюжета как бы нет, а чем кончится — с первых страниц понятно. Поэтому — 6.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое моё знакомство с творчеством Виктора Пелевина через книгу «Омон Ра» прошло не особо удачно. Однако я решил дать еще один шанс автору, и в руки ко мни попал его более поздний роман «Тайные виды на гору Фудзи».

В романе поднимаются актуальные темы, как нельзя лучше отражающие наш непростой век. Аннотация к произведению перед прочтением совершенно непонятна, а её смысл раскрывается только в конце.

В книге две сюжетные линии и два главных героя, от лица которых и идёт повествование. Начинается всё с того, что к олигарху Феде на яхту приходит молодой человек Дамиан. Он стартапер и представляет собственную фирму из Сколково «Fuji Experiences», главная задача которой доставлять счастье. Само собой тем, кто может за это заплатить. К этому моменту Федя и правда успел устать от алкоголя, наркотиков, женщин и роскоши – хочется чего-то нового. Несмотря на громкие заявления Дамиан привлекает для анализа личности Феди обычного психолога-гештальтиста. Тот находит у олигарха нереализованное желание из детства, которое необходимо закрыть. Само это нереализованное желание неразрывно связано со второй сюжетной линией и второй главной героиней. Это Таня, одноклассница Феди, которая после школы пользовалась своей красотой, чтобы занять более высокое положение в жизни. Только путь она изначально выбрала неправильный, связываясь с разными мелкими бандитами. И вот после 30 она осознает, что её удивительная красота перестала таковой быть, и популярность у мужчин резко пошла на убыль. Таня решает заняться самообразованием. Только вот сводится оно к университету средней руки, чтению второсортной научно-популярной литературы и очкам без диоптрий, придающих более умное выражение лицу. Тогда же она задумывается, что неплохо было бы найти себе олигарха. Сразить обеспеченного мужчину красотой ей уже не под силу, но тут на помощь приходит психология. Одноклассник Федя, будучи в школе полным лузером, питал к прекрасной Тане нежные чувства. А вдруг они есть и до сих пор? В этот момент появляется Дамиан со своим предложением. Финал эксперимента просто шикарен.

Результат встречи разочаровал Таню, да и Феде особого счастья не принёс. Тогда Дамиан предлагает олигарху использовать более глубокие практики. Пути героев на этом расходятся: Федя – в буддизм, Таня в – феминизм. Дамиан выписывает к Феде личного буддистского монаха, и с помощью специального прибора передаёт мозговые волны монаха к Феде, чтобы тот достиг джанов – медитативных состояний просветления. Описание прохождения Фёдором и его друзьями-олигархами этих самых Джан читать было несколько скучновато. В ходе практик один из олигархов нарушает некоторый запрет, и всё сообщество монахов отворачивается от Фёдора с товарищами. Печально конечно, но не это самое страшное. Встав на путь просветления, сойти с него не то чтобы очень просто, а для российского олигарха буддийское просветление страшнее болезни. Все радости жизни ушли безвозвратно, и мир становится пустым и безвкусным, только периодически накрывает вселенский ужас от полнейшей безысходности. Дальше следует описание того, как три олигарха будут избавляться от просветления и возвращаться к нормальной жизни.

Вторая линия романа заключается в том, что Таня знакомится с неким Жизелло который оказывается трансгендером Жизелью. Сначала с помощью Жизели, а затем с помощью активистки Клариссы Татьяна постигает все тайны феминизма. Вот на этих-то идеях феминизма Пелевин отрывался по полной, показывая всю их абсурдность. Чего только стоит «Pussyhook», при помощи которого женщины могут управлять реальностью. В финале две сюжетные линии сойдутся самым необычным способом.

Книга получилась довольно смешной, и большая часть стёба досталась феминизму в том виде, в каком он процветает сейчас. Не обошли стороной и российских олигархов, образ мысли которых с 90-х почти не поменялся. Помимо типичной пелевинской иронии роман переполнен ситуационными анекдотами.

Итог: В первую очередь Роман мне понравился юмором. Он тонок и актуален. Пелевин всегда пишет о проблемах, которые активно обсуждает, и представляет их в комичном свете. Что же мне не понравилось? Слишком много буддистской эзотерики. Временами было скучновато. Однако ознакомиться с романом стоит.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Торжество анафеминизма

«Ползи ж, улитка!

Ползи по склону!

Не уставая, —

все выше, выше! —

Пока не станешь

звездой на небе, —

Ползи, улитка!..»

Николай Турчанинов.

Жить в современной России и не читать нового Пелевина? Как можно? Эта провокационная обложка с охальной улиткой на склоне, с явным расчетом вздыбить холки и заставить бить копытом поклонников Стругацких – на святое замахнулся! Не-а, не вышло придать роману дополнительного резонанса нехитрым способом закидывания пачки дрожжей, сами знаете, куда. Да он и не нуждается в дополнительном брожении, хм, умов. Свой читатель от Олегыча никуда не денется. Хотите про стартапы рассказать? Мы готовы послушать. Расширить и углубить тему баб с яйцами, начатую IPhackом? С превеликим нашим удовольствием. Способы достижения нирваны одним отдельно взятым олигархом с применением веществ и без применения таковых, одним только посредством духовных практик? Рассказывайте, босс.

На самом деле, когда мы с пафосом возглашаем, что в исполнении такого-то автора готовы читать хоть расписание пригородных поездов, это неправда. Человека читают, пока он умеет быть интересным. Пелевин умеет, с размеренной неотвратимостью метронома, попадая своим единственным в год романом в резонанс к ожиданиям миллионов русскоязычных читателей (уж и не знаю, как у него обстоит с немецкими). И нам важны его умные шутки на злобу дня, нечувствительно перетекающие в разговор о вечном. Н-ну, потому что мы люди и нуждаемся не только в порции овса, засыпанного в кормушку, но и в том, чтобы время от времени поднять глаза к звездному небу над головой. Не суть важно, какую форму разговор о нем примет, в какой ипостаси явится: дальневосточных эзотерических практик, мезоамериканских культов, шаманизма, каббалы, друидических мистерий, месмеризма или розенкрейцерства – все одно под разными обертками и у всего единый смысл. Кроме вещного мира есть сны о чем-то большем, И они единственное. что имеет значение.

О Викторе Олеговиче я уж стопицот раз говорила, как о маге, волшебнике, виртуозном мастере масок. Не вижу смысла повторяться, но и не повторить не могу. Он снова сделал это. Создал иллюзию антифеминистского романа, в которую поместил феминистский. Написал книгу про вещества и как богатые с жиру бесятся, в которую упрятал апологию эзотерики в ее подлинном смысле: держать зерна истинного знания подальше от профанов, норовящих плутониевый шар ковырнуть отверткой — мир может и не взорвут, но себя и ближних покалечат. И еще про тщету попыток создания лифта, который перебросит через два-три-сто этажей прямиком в нирвану. Туда даже через ступеньку не перепрыгнешь,только улиткой по склону.

А как же Таня и другие игуани? А тут уж, чувствующему язык, ассоциация по смежности должна подсказать. Думаете, случайно изо всех живых существ в качестве тотемного носителя воинствующего мужененавистничества выбрана ящерица,так созвучная с «гуано»? Все тщета, кроме маленькой улитки.

Подумать страшно:

а вдруг улитка

Ползти не сможет?!

Заснет мгновенно

И спрячет рожки,

и слизью тела

Заполнит домик?...

Тогда сорвутся

С вершины Фудзи

два самурая

и их вассалы,

и три дракона,

и пять шпионов,

и сумоисты,

Гремя костями,

подобно скалам,

Катиться станут,

давя шамана,

И двух монахов

с молитвой к Будде...

Все в землю ляжет,

все прахом будет...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжаю запоздалое знакомство с творчество Виктора Пелевина. Сделав перерыв в пару книг, вернулся после АйФака10 к его произведениям. Решил снова прочесть что-то из свежего и актуального и окончательно определить для себя, пишет ли Виктор Олегович исключительно на злобу дня.

И снова я попал в яростный водоворот повествования, едкой сатиры, ехидных насмешек, подтрунивания над всем чем можно, сумасшедших переворотов сюжета и безумного темпа. Темпа такого, что физически сложно заставить отложить от себя книгу. Поэтому читал и ночью, чего не делал уже очень и очень давно.

Роман охр..ительный. Он словно стрела, выпущенная из натянутый тетивы и летящая все 400 страниц, не замедляя скорости.

По поводу злободневности. Ну тут точно не знаю, что будет в будущем, но роман, будь он написан 20 лет назад (а история, происходящая в книге, вполне могла произойти и 20-ть лет назад и 25-ть с небольшими поправками на политическую действительность) сейчас читался бы так же актуально и взахлеб.

Часто в отзывах наталкивался на мысли, что у ПВО большие проблемы с сюжетами и книги его ценны именно философией и размышлениями. Мне показалось, что в Тайных видах сюжет отличный с кучей развешенных ружей, которые все в конце выстреливают в нужный момент. В целом про АйФак10 я могу сказать тоже самое. Сюжеты целостные, многогранные и вполне замысловатые.

Мне показались смешными и грустными обе повествовательные линии. Я смеялся и над олигархами-будистами и над ведьмами-феминистками. Описания джан – отдельный восторг. Искренний взрыв хохота над ЗГЫЫН тоже имел место быть. Грустновато становилось от осознания того, что для олигархов эти приключения явно добром не окончатся, и от того на какие сущие пустяки и мелочи растрачивали свою космическую магию игуаны.

Ставлю на бал ниже чем Айфаку лишь из-за того, что фантастический сеттинг мне немного ближе.

П.С. Я не знаю, может действительно имеет место перенасыщение Олегом Викторовичем, но у меня благо этого не случилось. И через месяцок возьму в руки очередной его томик.

П.С.С. Вспомнил интервью Алексея Иванова и его ответ по поводу творчества Пелевина. Не дословно, но примерно так. «О чём он пишет? Вот о чём Ампир В?»

Странное утверждение. Ампир В пока не читал, но в Видах на гору Фудзи предельно ясно о чём написано и история вполне закончена и целостностна.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помните, «земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу»? По нынешним понятиям, половина тянет на сорок. Именно столько стукнуло герою романа Фёдору, олигарху средней руки, когда он осознал, что теперь ему многое по плечу, да ничего не хочется. Исправить досадное положение вызвался некий мелкотравчатый демонёнок-Дамиан. Подобно Мефистофелю, он искусил новоявленного Фауста «любовью, счастьем, божеством», а попросту — неземным блаженством. И всего-то нужно было подключиться с помощью хитроумных устройств к сознанию медитирующего буддийского монаха — остальное тот сделает сам. Покатает по нирване и оставит на поляне… Да вот беда: поляна-то иллюзорна, а нирвана нет, тут и до настоящего просветления недалеко. А зачем просветление нашему современнику? Обриться и в келью? Нет уж, увольте, интернета там нет, и вообще у меня вдова Клико выдыхается…

Вы уже поняли, что Пелевин предлагает нам Фауста наоборот, «Антифауста». Тот стремился к познанию, этот — к удовольствиям; тот горел любовью к людям, этому интересен только он сам; того спасла Вечная женственность, этот был пойман и проклят «женственностью» совсем иного свойства и калибра… Но, как и тот, этот вполне типичен своей эпохе, выражая её продымлённый, надушенный Zeitgeist. Впрочем, отдадим должное, никто так много и с таким талантом не критиковал, не высмеивал, не бичевал наше время, как Пелевин. Сатира его беспощадна и в новой книге. Печально другое: кажется, яд попал и в сердце автора, бумеранг поразил самого охотника.

Симптомы проявились уже в предыдущем «iPhuck 10», чьи человеческие герои были отвратительны, а симпатию вызывал лишь компьютерный алгоритм. В «Тайных видах…» нет и того. Здесь омерзительны все (неужели таков мир сорокалетних?). Погодите, скажет иной читатель, уже познакомившийся с текстом, а как же буддийский монах? Благородный, мудрый, просветлённый… Вот с буддизмом-то и самая проблема. Не тот это буддизм, не пелевинский, точнее, не Пелевина времен «Чапаева и Пустоты», «t» и даже «Смотрителя», а Пелевина нового, бесстрастно-холодного, как та пресловутая улитка, слюнявящая Фудзи. Факт, который ускользнул от всех рецензентов, но который хочется выделить прописными буквами, настолько он важен: в новом романе Пелевин мигрировал от тибетского буддизма к тхеравадинскому, от срединного пути Махаяны к крайностям Хинаяны. Теперь он говорит не на тибетском или санскрите, а на пали, и учится не у лам и тулку, а у архатов и саядо.

Ну и что? А то, что тхеравадинский буддизм это крайне суровая система психотехник, которая не оставляет человеку никакого иного выбора, кроме как между одним ничего (иллюзорный мир сансары) и другим ничего (полное угасание и растворение в нирване). Tertium non datur! Высшее достижение Хинаяны — это состояние архата, или пратьекабудды — будды-для-себя, замкнутого аскета, реализовавшегося одиночки (в каком-то смысле оба героя романа — Фёдор и Татьяна — также пратьекабудды, так как они достигли всего того, чего для себя хотели). Махаянский буддизм отвергает подобные крайности, ставя на идеал бодхисаттвы — обрётшего просветление, но оставшегося в сансарном мире, дабы деятельно способствовать пробуждению остальных живых существ. Мы помним этих прекрасных персонажей предыдущего творчества Пелевина: Василия Ивановича, Владимира Соловьева, смотрителя Алекса… Куда они делись? Вместо них — лишь саядо Ан, отрешённо взирающий на мельтешение «необузданных полярных демонов». Некого спасать, да и незачем…

Неудивительно, если в новом романе отчётливо проявилось то, что некоторые критики уже окрестили «мизогинией» Пелевина: язвительное изображение женщины как препятствия на духовном пути мужчины. Это закономерно вытекает из учения тхеравады, согласно которому женщина принципиально не способна стать буддой и должна стремиться к мужественности, дабы переродиться в более благоприятном теле мужчины (пелевинская философиня-качок Жизель по сути пытается сделать это извращённым способом). Как и многое другое, Махаяна отменила подобное ограничение, словами «Лотосовой сутры» провозгласив возможность немедленного просветления женщины (на примере девочки-дракона). И ведь была у Пелевина такая светлая девочка-лиса — А Хули. Увы, вместо неё теперь злобная ящерица-игуана с металлическим крюком в живородном органе…

Таким образом, перед нами самый реалистический, самый мизантропический, самый холодный роман Пелевина. Роман, в котором автор решается на радикальный мировоззренческий поворот и даёт, подобно Гёте, архетипический портрет не только ищущего, но и реализовавшего себя современника. Несомненно, это большое произведение большого духовного писателя. Но, во имя Будды, как же тошно его читать!

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот очередной, плановый роман ВО глянулся поболее предыдущего. Стакан наполовину полон за счет юмора и простоты изложения. Это своего рода мультик про мытарства заведомо пейотарных персонажей — вроде Южного Парка. И история смешная и шуток хватает. Было бы еще лучше, коли женская линия, куда как менее интересная и не такая смешная, была бы сокращена вдвое. Качественный образчик развлекательной юмористики, легко читается. Как водится у ВО, с пяток рассчитанных на цитаты mote.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для начала цитата из романа: «-...Ничего такого, что стоило бы защищать, в мире нет. Ни у них нет, ни у нас… Потому что…

Юра опять замолчал, как бы вглядываясь в суть вещей.

- Почему?

- Потому что ничего нет. Ничего вообще. Нигде. Никогда не было. И никогда не будет.

И Юра показал кому-то в пространстве короткий и напряжённо выгнутый волосатый фингер.

Разговор, придавленный последней фразой, стих.»

В качестве отзыва могу только добавить, что этой фразой (или сутью фразы), можно сказать, «придавлено» всё творчество г-на Пелевина. Да, у него неплохое чувство юмора, он иногда очень неплохо «концептуализирует» окружающую реальность, одновременно прикалываясь над нею, но практически после каждого его текста всплывает именно этот вопрос: если ничего нет, то ради чего все эти 300-400-500 страниц стёба и издевательства над всем и вся? Понятное дело, даже человеку, который свято верит в то, что ничего нет (или впаривает постоянно свою веру другим людям за небольшую денежку, на самом деле не веря ни во что), надо что-то кушать и во что-то одеваться... Но, ей-богу, я уже много лет не могу понять, как г-н Пелевин, который, судя по всему, не получает никакого особого удовольствия от написания своих книг (он совершенно явно не графоман в хорошем смысле этого слова — по всему видно, что писание даётся ему если не с трудом, то уж точно без удовольствия), продолжает выдавать на гора по книге в год... То ли это такая мазохистическая епитимья (ничего нет, но «мы это дело поломаем» и назло самому себе наступим на горло собственной песне), то ли просто нужда заела... в последнее верится с трудом — думаю, из современных русских писателей г-н Пелевин один из самых небедных.

P.S. Простой вопрос самому себе — а если ты много лет не понимаешь, зачем автор пишет то-то и то-то, — то зачем ты продолжаешь читать его книги? Ответ тоже очень простой: данную книгу увидел на полке в библиотеке, и рука сама собой потянулась и хапнула... У автора инстинкт писательский, а у читателя — читательский.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, перед нами снова бандиты, кокаин, буддизм, монахи, много сурьезных мыслей и рецензия на философа Пятигорского вдобавок.

В общем, «рецензия» — это, пожалуй, единственное, что мне понравилось в романе.

Пелевин попытался рассказать о просветлении и спроецировать этот рассказ на судьбу братков из 90-х и их боевых подруг. Получилось... Да ничего не получилось. Финал угадывается к 50-й странице, шутки не смешные, буддизм этим бандюганам идет как корове седло. А уж модная тема феминизма раскрыта так, что хоть святых выноси. Пелевин синтезировал движение #Metoo с теориями Кастанеды — вышло и неубедительно, и элементарно скучно. Впервые я пролистывал страницы в книге одного из любимых писателей. Все эти ящерицы и Великие Матери попросту не работают, сочетание двух схем не дает нового качества, ничего не объясняет и не намечает развития тенденций (это есть даже не в самых лучших книгах мэтра). Ближе всего эта книга к «Числам» — недаром есть общие персонажи и даже один ключевой эпизод получает (неубедительное) объяснение. Но в «Числах» нумерологическая модель была больше, чем просто игрой; безумие общества, помешавшегося на цифрах, переключалось как бы в иной регистр. Тот роман мне не понравился — но мне все равно хотелось его перечитывать и обдумывать. Здесь — увы...

Так плохо и беспомощно Пелевин еще не писал. Пора перечитывать «Чапаева...» или «T».

А насчет буддизма — это, пожалуйста, к философу А.М. Пятигорскому)

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепнейшая вещь, — живая, яркая, хлёсткая. Отличная и крепко сбитая сатира. Пелевин здесь заводится с пол-оборота — и полетел!

«Тайные виды на гору Фудзи» — это ёмкий стёб на тему реалий и повседневки, — ни разу не затянутый и скроенный по очень качественному лекалу сильных произведений этого автора. В этом романе в меру сатиры и в меру философии. И то, и другое создаёт нужный атмосферный фон и захватывает читателя буквально с первых страниц.

Основная закрутка романа мегаактуальна по сути своего изложения этой истории.

Ультрапредприимчивый Дамиан, выпускник академия Сколково (удивительный *****бол и по совместительству виртуознейший сводник — восходящая звезда и мечта любого отдела продаж) — делает стартапы в тяжёлых санкционных условиях буквально на всём. Он продаёт — ни много ни мало — технологию достижения счастья. Что называется, кроит Мечту из воздуха. Высвобождая энергию индивида из терний психодинамического зажима, он изящно приоткрывает при этом тонкую завесу хрупкого мистического опыта.

Это очень симпатичный ушлый парень, разводящий на большое «кидалово» несметных богачей из списка «Forbes», — продающий по контракту эксгумацию несбывшейся мечты и нлп-модель идеального счастья.

И да, когда за дело берётся «Skolkovo Sailing Team» горизонты раскрываются шире, небо становится ближе и давние мечты расцветают иначе, — более трепетно и нежно; более гротесково и комично.

Дамиан (со своими верными помощниками) — просто беззаветный самурай чужого счастья —  на тонких механизмах проверенной аналитики составляет карту психики своего клиента. Под чутким руководством штатного психоаналитика и под аскезу тайны неразглашения (no-disclosure agreement) он сканирует особенности индивидуального психоустройства клиента: в его обязанности входит проводить точечное сканирование гейзеров ненависти и засорившихся колодцев любви. Причём по задумке организаторов сего проекта особенно важны эротические составляющие этого аспекта: первые влюблённости, едва оформившиеся полудетские ребяческие мечты и фантазии. Вот эти самые сканы невоплощённых юношеских порывов имеют среди прочего предельно высокую ценность на мировом рынке спроса в сегменте успешных продаж и хайпов. Ведь после переживания оных инсайтов у клиента должно случится если не помпейское счастье, то уж точно катарсис на грани позитивного взрыва мозга. Ретроспектива утерянного и недополученного счастья слепит глаза и ласкает натруженную душу.

Стартап и стартдаун — невероятный разгул больших возможностей и новых конфигураций. Чудеснейший контент тантрического секса, — желанного воссоединения с хрупким и вечным...

Дамиан на все лады плетёт свои коммуникативно-торговые трюки, на ходу подзадоривая пользователя своего продукта, то и дело меняя правила устоявшейся игры и следующего аттракциона. И он, разумеется, в курсе всех мыслимых инноваций и бередящих душу ноу-хау, — просто маг и виртуоз своей работы, — вовремя предлагающий испытать все прелести неинвазивных технологий. Ничего больше вживлять не надо — счастье ведь совсем близко. Просто протяни руку и пощупай его со всех возможных сторон и ракурсов.

Сей сотрудник, коих тыщи на рынках передовых продаж сомнительных и завёрнутых в манящую обёртку многообещающих деловых предложений, идеально разбирается в передовом тренде новых духовных постижений. И здесь вовсю семафорят совершенно революционные проекты и решения под модным хештегом #Кидаю деньги вперёд#жажду ярких инсайтов. Безусловно, Россия — это страна волшебников. Кто бы сомневался?!.

Однако здесь у Пелевина не всё так банально и предсказуемо. И в который раз отмечаю для себя, что любая аннотация в случае с его книгами не отражает и сотой доли тех оригинальных авторских оттенков, полутонов и самобытных эклектичных вывертов, — того заводного живчика и драйва, — которые под завязку уплотнены в его тексте. И всё это невозможно читать без ироничной улыбки, что местами скатывается в искренние lol*ы.

Яркий, хлёсткий; по особому заритмиченый и напружиненый, — Пелевин то жмёт своей фирменной сатирой, то воркует тонким ироничным голубем. То, отвязываясь на полную катушку, кроет всё трёхэтажными повседневными истинами. Умудряясь при этом вплетать необычайно поэтичные нотки в свои глубокие переживания в ключе оригинальной философии.

Нужно отметить, что автор здесь не лишь бы какой стилист. Этот очень цельный и плотный текст, виртуозно пересыпаный в том числе байками и юморесками из «нулевых» и 90х, просто улетает, — настолько классно написан этот роман.

И где-то к середине книги — в главе «Джаны» — у романа словно происходит некий чувственный надрыв. Словно надломили сочный живой стебель, и из него пошёл клейкий сладкий сок. Пелевин в этих местах тонкий, умный, гибкий, пластичный, в меру чувственный и архаичный. Он как бы начинает издалека приветливо мигать своему читателю «дальним светом» повествования. И говорить о том, как тонки грани у наслаждения и боли.

О том, что боль бывает со знаком плюс и знаком минус. И порой наслаждение принимает форму мучения. А самое высшее наслаждение — отнюдь не экзальтированные импульсы нашей души. Лучшая музыка настоящих наслаждений — это тишина и покой, в которой исчезает и сам покоящийся...

В этих местах неожиданное переживание катарсиса начинает расходится как круги на воде, в которую невзначай бросили камень.

Да, безусловно, Пелевин в позднем творчестве страдает самоповторами. Но не более, чем любой другой автор, — однажды облюбовавший свою тематику — свою любимую «лошадку» — и совершающий очередной красивый оборот этой замысловатой, отлаженной и очень интересной карусели.

Не дают ему здесь покоя — в аллюзиях и оригинальных сносках — знаменитые братья Стругацкие с их умной и ёмкой сатирой. Пелевин балует своего читателя узнаваемыми намёками «Улитки на склоне». На свой лад разворачивая эту холиварную тему под несколько иным углом: А как быть, если улитка всё-таки доползла до вершины склона?..

Самообман или кратер новых возможностей?.. Гора Фудзи как прекраснейший вдохновляющий символ движения вперёд и вверх. И да, надо помнить: на дворе сегодня — постмодернизм. И когда неясен первоисточник, — его множественные трактовки не заставят себя долго ждать.

В романе идеально выточенная структура текста, в котором Пелевин виртуозно держит красивую диагональ своих авторских инсайтов, а потом снова с удовольствием съезжает в треш и стеб. Такой себе — и стилистически в том числе — стартап и стардаун в одном флаконе.

К слову сказать, одна из ярких фишек романа — это рейдерский захват важнейшего буддийского инсайта офигевшими от эмоционального передоза олигархами. Захват в аккурат в пятницу 13го...

Эта сцена выписана автором великолепно. На грани юмора, тонкой авторской философии и красивейшей поэтики. Здесь он виртуозно объясняет такие сложные понятия, о которые всегда спотыкаются слова и не хватает знаков препинания. И словно блики по тёмной воде расходятся кругами все его аллюзии, метафоры, сравнения...

И хотя их рисковый психоделический трип увы потерпел фиаско, — Дамиан ещё предложит этим ключевым персонажам собрать заново расползающуюся реальность и вернуться в суету и тлен внешней действительности. Но, увы, грустные последствия духовного передоза будут фонить и занозить ещё очень сильно, прежде чем эти «мученики» РФ реалий опять ощутят все прелести родной сансары. Имманентный ужас бытия будет бередить их незаживающую душу ещё очень долго и очень неприятно...

Вторая великолепно расписанная параллель романа вовсю «практикует» древнее учение Мезоамериканских охотниц. Такие себе одиозно настроенные перекачанные Амазонки, способные преодолеть все мыслимые преграды по завоеванию этого мира исключительно женщинами. На скорую руку спаянная тайная ложа эмансипе и феминизма с волевыми и стойкими барышнями, истосковавшихся по «важному» эзотерическому знанию на грани гностики и личного бреда под флагманом «To Empower women»: очередного нескончаемого крика и ора перманетных бездельниц и «матерей всего мира», безусловно вплотную занятых решением и продвижением всех передовых культурных вопросов в контексте «заевшего» их патриархального общества.

Они усердно кроят ущербные реалии на новый неповторимый лад. И заодно твердолобо уверены, что способны воссоздать из пепла свой личный континуум пространства и времени. И всё бы хорошо... Но это, увы, опять слизано самым бессовестным образом из опыта мировой гностики и не предлагает на сегодня ничего нового, кроме тупости, серости и очередной лености доверчивого ко всему ума. Нет здесь никакого берущего за душу женского успеха. (Кому интересна эта тема лучше мониторить Стивена Кинга с его психоделической «Розой Мареной») Есть лишь классно нарисованный в стиле мега скоростного чёрно-белого скетчинга гротеск и шарж наших реалий: а-ля достижения боевой женской мысли, истово и рьяно зовущей к дальнейшей борьбе и победе бог его знает над кем и шут его знает зачем!?.

Под конец повествования начинаешь тяжело и печально вздыхать, видя эрзац нашей жизни — некрасивую и громоздкую подложку нашей действительности. И с особой печалью явственно резюмируешь от себя все стыки нашего ущербного подсознания.

Ежедневные сафари на святого духа... Яростная битва за просветление... Поиски всё новых и новых форм наслаждений, перерастающих в статичную форму окостенелого отупения...

PS Мои искренние аплодисменты такому Пелевину, — яркому, броскому, смелому и очень-очень талантливому в своей оригинальной подаче и глубокой авторской философии.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пелевин любит изобретать всяких интересных фриков. Последняя книга не стала исключением. Здесь две сюжетных линии: мужская и женская. Фриков тоже можно четко поделить по половому признаку.

Завязка проста: главный герой так насытился жизнью, что решил воспользоваться своими многочисленными ресурсами, чтобы купить счастье. Суть происходящего просто и ясно выразил еще рекламщик Татарский: «Я просто хочу быть счастливым, а у меня никак не получается». Но продолжение этой фразы получилось другое. У Татарского было: «Может, так мне и надо, я ведь ничего больше не умею, кроме как писать плохие слоганы». Татарский не захотел перемен (ресурса на эти перемены у него не было, да и кислота не может действовать вечно) и продолжил заниматься рекламой. Но не таким оказался главный герой «Тайных видов». У него (на его горе) деньги были. Так началась история про «рейдерский захват важнейшего буддийского инсайта» и что из этого вышло. При чтении лично я вообще часто вспоминал «Поколение П» в том смысле, что главного героя видишь, как альтернативный вариант развития Татарского.

Немного странно выглядит желание трех хозяев жизни, захотевших себе перманентных изменений. Как будто это что-то хорошее. Можно написать свиток любой длины со списком нежелательных перманентных изменений. Но у богатых свои причуды. Не будем особо придираться. Иначе бы просто никакой истории не было.

Если человек переживает, что он говорит на языке, который не он сам придумал, или переживает, что отчужденно занимается пищеварением, то это чрезмерная чувственность или психическая болезнь? Большей частью история главного героя про гиперчувствительность как разновидность редкого проклятия. Про это уже было в «Поколении П». Но там это был просто кусок главы, когда Татарский проглотил кислоту и пытался сочинить концепцию для Бога. Здесь же Пелевин решил развить тему. А чтобы было еще веселее, то мы имеем несколько разных вариаций гиперчувствительности. Но и это тоже проходит.

А еще у Пелевина очень интересно получается внедрять любовную линию в свои произведения. Если мужчине и женщине суждено быть друг с другом, то насколько длинной и сказочной может быть траектория их сближения? В итоге получается. что если для налаживания личной жизни нужен радикальный феминизм, то будем налаживать ее через это самое.

В заключение хочу процитировать юзера с ником «Тимолеонт». «Как говорится, чтоб мне так жить, как Пелевин исписался!»

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Проза ПВО давно вышла в рамки собственного литературного жанра: «диалог с инсайтами».суть любого этого диалога различается в деконструкции реальности с помощью буддизма в его различных формах или мезоамериканской эзотерики.

Не знаю,рассматривать ли это как авторский стиль или самоповтор,но свежесть «прозрений» от романа к роману как то улетучивается.

Но книгу все равно читаешь и ржешь.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как написать книгу Пелевина? За основу взять буддийское учение о пустоте и нирване, добавить древнюю мать-землю, приправить острыми злободневными шутками, и не забыть обновить антураж. В новом романе нет Angry Birds и айфоны упомянуты вскользь, зато сильно достаётся Илону Маску. В литературном плане хороша завязка и структура романа, такая закольцовочка. Порадовали подробные — возможно, наиболее подробнве из всех книг — объяснения по медитации. А помимо чувства дежавю огорчила концовка — как-то слабовато, да и вообще линия феминисток-игуан играет только на злободневности движения #metoo, а по сути совершенно искусственно пристыковано.

Итог: читать стоит, но без особых надежд. На будущее. Которого нет.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Может показаться, что со времен великого сборника «Ананасная вода», в котором В.О. вдруг вступился за (им же самим ранее разогнанное) ностальгическое отечественное облако тэгов, с гагаринской улыбкой, циолковской бородой и счастьем для всех (даром), Пелевин пишет из года в год один и тот же роман-анекдот, упирая на буквализированные метафоры и разоблачение текущих сетевых хэштегов, мемов и коммерчески успешных жанров в спектре от хронооперы до полицейского триллера. А вот вам про консюмеризм, а вот про гебню, а вот вам про Украину, а вот про экзистенциалистов, а вот вам про соцсети, а вот вам еще! «Сталкеровской» колбасой по мордасам. Шлёп-шлёп-плюх! Уноси готовенького.

Но было бы странно, если бы нам казалось что-то другое: за прошедшие лет девять ветряные мельницы и темницы духа, с которыми уже тогда бился последний рыцарь нашей литературы, стали более-менее бастионами национального самоопределения и фундаментом новейшей медийной повестки.

В этом отчасти есть и наша вина, что великому философу из Чертаново, переместившись куда-то в Шамбалу, приходится и оттуда талдычить нам про одно и то же по нескольку раз подряд, упражняясь в доступности изложения материала, всячески кривляясь и жонглируя мясными деликатесами. И что наилучшим, видимо, способом подачи этого материала в наши дни являются анекдоты из газеты «Тёщин огородик» и нарочито вульгарные каламбуры, которые в пору на тачанках и бронепоездах рисовать (прям как встарь «Даешь ПОО(б)» и т.п.). Ну, а мы разве иначе поймем? Это не у Пелевина проблемы с фантазией, это у нас проблемы с тем, что мы живем в ожившей фантазии Пелевина. В его этой самой буквализированной метафоре.

А он ведь еще когда предупреждал! Фейсбук, айфон, гламур, гендер, политкорректирование, стартапы, жизнеутверждающие коучи, духовные гуру и психоактивные вещества, бодипозитив и метанарратив… Как же хорошо, что есть человек, который может нам (в который раз) спокойно и сочувственно объяснить, до каких космических степеней и анатомических пределов нам это всё НЕ надо. Буддизм и мизогиния, за которые по привычке цепляется аудитория, тут, конечно, особо не причем – самым буддийским текстом у Пелевина до сих пор остается сонет «Психическая атака» (тот, в котором вместо букв — солдатики), а самым мизогиничным — рассказ «Ника» (хотя там даже не про девочку), скорее тут можно наблюдать ностальгическое возвращение к мезоамериканской эзотерике, с которой всё когда-то начиналось на рубеже девяностых, но сколько в этом печальной самоиронии!

Препарируя привычные смыслы, высмеивая повседневный абсурд нашей жизни, абстрагируясь до внетелесных материй, В.О. учит нас, как кажется многим сетевым обозревателям, вовсе не выключать «голову» и «сердце», а совсем наоборот. Но чем дальше – тем чаще так, чтоб нам было понятней. И это больше говорит о читателях, чем об авторе.

Проблема с пелевинскими цитатами, что уровень их афористичности настолько высок, что начав с одной-двух, довольно сложно будет остановиться. Не будем ничего цитировать из «Фудзи», хотя там много прекрасного, но вот еще в девяносто девятом, помните, сказал же: «…надо, чтобы была четкая и простая русская идея (…) тыр-пыр-восемь-дыр и нефига так глядеть». Уже тогда возникли опасения, что пяти страниц, выделенных персонажу заказчиком, будет маловато – а тут, как показывает практика, и шестнадцати романов не хватает. Но общие контуры более-менее наметились, спасибо. Извините, что до нас так долго доходит.

А вообще нам всем, конечно, ужасно повезло, что в эти неспокойные времена у нас есть Виктор Олегович. Только на него вся и надежда.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман о смысле жизни, счастье и восхождении на его вершину. (Грубо и очень коротко) Главные герои идут туда разными путями, но в итоге приходят к одному и тому же.

Федя. Школьный задрот, ставший олигархом. Готов платить за путь к счастью любые деньги. Когда он познает джаны через буддистских монахов, то понимает — вот оно счастье. Счастье и покой. И для этого не нужно миллионов, для этого вообще ничего не нужно. Но здесь, как и в бизнесе, он с друзьями пытается «смухлевать» и урвать кусок побольше. В итоге лишается нирваны и получает жёсткий отходняк. Он бы мог, конечно, как буддисты, постигать джаны самостоятельно и ... долго. Но хочется все и сразу . Когда с нирваной не вышло, он вернулся в прежнее состояние, только теперь оно казалось ему счастьем.

Таня, некогда красивая, жила до недавнего времени за счёт мужчин, готовых платить за присутствие красоты в их жизни. Молодость ее прошла и престарелый «папик» перекинулся на свежую кровь. А тут еще и одноклассник поиздевался. Грусть, тоска и безысходность. И тут она попала в сообщество эзотерических феминисток, жаждущих всемирного матриархата. Сумела достать п...крюк, способный подчинить весь мир. И что она выбрала? То, счастье , которое знала ранее. Подчинить себе Федора и жить за его счёт.

Автор явно с иронией относиться к феминизму, даже с издёвкой. Одна Жизель чего стоит.

Оценки:

Сюжет и подача 7 из 10. Интересно, живо, эмоционально. Но чего то не хватило. Нет ощущения «вау». Но, возможно, это потому, что я тяготею к иным жанрам. В целом же очень достойно. Маты слегка напрягают и режут слух. В частности, их количество во второй половине книге. Но они же делают ее более эмоциональной и живой.

Смысловое наполнение 9 из 10. Затрагивает проблемы современного общества. Заставляет задуматься о смысле жизни, пути к счастью и о смысле этого пути.

Чтец великолепен. 10+ из 10. Он помогает погрузиться в роман, прочувствовать героев, их эмоции и настроения.

Знакомство с творчеством Пелевина оказалось приятным. Ироничный роман с интересным сюжетом, хорошим изложением и смысловым наполнением. Не было чувства зря потраченного времени, неприятного послевкусия . Книга читалась легко, быстро и затягивала содержанием .

Буду ли я читать Пелевина? Да. Но не в первую очередь.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх