fantlab ru

Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Последняя цитадель Земли»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.06
Оценок:
113
Моя оценка:
-

подробнее

,

Последняя цитадель Земли

Earth's Last Citadel

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Несколько участников Второй Мировой переправляются во времени со фронтов войны на берегах Африки в очень далекое будущее Земли, когда все, что они знали, станет лишь прахом. В этом далеком будущем, где нет почти ничего живого, герои обнаруживают лишь Цитадель и странное ощущение чего-то или кого-то Чужого.

Входит в:

— журнал «Fantastic Novels Magazine July 1950», 1950 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1944, ретроспективная // Роман

Похожие произведения:

 

 


Последняя цитадель Земли
1997 г.

Периодика:

Fantastic Novels Magazine July 1950
1950 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Источник миров
2018 г.
Приключения Пита Мэнкса продолжаются
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Earth's Last Citadel
1977 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

В дополнение к предыдущему.

Забыл ещё одни серьёзный ляпус. Если пришельцы в прошлом полностью покорили Землю и являясь энергетическими вампирами использовали людей как как пищу, то откуда у обитателей города, которые были плодом селекции чудаков, вдруг оказалась защита против чужого, и он никак не мог использовать их для пропитания. Что чужие ставили её против самих себя. Довольно странно. Ясно, что авторам для сюжета эта защита нужда, но её наличие должно быть обосновано. Я в качестве тренировки воображения придумал пару причин зачем это могло понадобится чужакам. Но в повести вопрос даже не поднимается. Странно как-то.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочёл без скуки. Фантазия у авторов, конечно, сильная. Я имею в виду для своего времени. Было бы интересно узнать, как писал бы Каттнер в нашу эпоху.

Но надо признать, что в тексте есть сильные логические ляпы и не состыковки. (Что для фантастики той поры в общем-то характерно). Для примера приведу несколько.

1. С чего герои взяли, что источник энергии фонтана подойдёт для космолёта?

2. Герой интересуется у Флэнд не исчезнет ли защитный барьер вокруг башни, когда тот падёт в католепсию. Тот гордо отвечает, что барьер создан его ментальной силой. Но, минуточку, если барьер создан его волей, как же он будет поддерживать его в бессознательном состоянии? Можно, конечно, предположить, что Флэнд поддерживает барьер и на подсознательном уровне. Но ведь Флэнд ясно говорит, что впадёт в католепсию, что бы не тратить жизненную энергию, пока чужой взял его в осаду, стало быть и это объяснение не проходит.

3. Аллан попадает в башню найдя тайную кнопку. Но почему великий маг не предусмотрел какой-нибудь внутренний запор. Ведь возможность попасть в башню таким образом, делает его во время каталепсии сильно уязвимым. К тому же, как я понял в городе об этой тайной кнопке знали все кому не лень.

Эвайя, во всяком случае, знала.

4. Если чужие так боялись сильного шума, то как они вообще смогли завоевать в своё время Землю?

5. Герою вдруг приходит в голову, что Карен вовсе не убеждённая нацистка, а просто искательница приключений. Тут я даже посмеялся. Если кто-то выглядит как утка, ведёт себя как утка и крякает как утка, то он утка и есть. Если кто-то сознательно воюет за геноцидчиков, то он геноцидчик и есть.

6. Но самый большой ляп это то, как герои смогли изъять из фонтана источник энергии? О да, они умилительно захватывают для него свинцовую коробочку, но как его туда положить если Майк и Флэнд слишком близко приблизившись к источнику то ли испаряются, то ли сливаются с этим самым источником.

Не даром акт изъятия просто не показан, после победы над Флэндом повествование просто обрывается и дальше дан эпилог на Венере. Видимо авторы думали, что благодаря этой хитрости никто не заметит этого противоречия.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

В “Последней цитадели Земли” во время Второй Мировой Алан Дрейк получает задание спасти учёного-физика Колина Дугласа в Африке, но им мешают работающие на нацистов Майк Смит и Карен Мартин. И кароч там падает метеор и эти четверо вдруг оказываются в далёком будущем. Оказывается когда-то

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Землю захватили какие-то пришельцы не из материи, истребили людей, но наклонировали себе человеческих рабов. Потом они типа ушли, а немногие оставшиеся рабы выживают в подземных городах.
Земля превратилась в пустошь, на горизонте какая-то огромная Бурдж-Халифа стоит, а в небе летают какие-то крылатые человекообразные твари.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Потом они встречают местную тянку, проходят в один из подземных городов, встречаются с одним высокомерным ублюдочным волшебником, ну а в конце Алан противостоит последнему пришельцу-менталисту. В своё время они кароч уже не вернутся.

Роман без сложностей и интриги в сюжете. Для 40-ых норм.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне интересная идея: спасение остатков человечества на краю времён. В то же время очень даже неплохой сам по себе текст. Хотя внимательный читатель очень легко различит части, написанные мужчиной и женщиной. Всё же их стили очень отличаются, что не позволяет получать истинное удовольствие от чтения, равно как от некоторых слишком наивных и не проработанных элементов сюжетного развития произведения. Но, в целом вполне заслуженное хорошее произведение, которое можно прочитать и сегодня.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман -номинант премии Хьюго 1944 года, ретроспективной. Обычный сюжет спасения человечества, вернее, остатков его, от Чужого Разума. Сейчас это вот так воспринимается — как обычный сюжет. Но в те времена — да ещё с внесением в сюжет энергетической расы Чужих — это был блеск! Только вот против такой расы противостояние смешное придумали соавторы — просто сильный шум. Это уже наивно.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слабенько и вторично, но как проба пера потянет.

В этом смысле другой роман сборника «Из глубины времен» намного оригинальнее. А тут прямо какая-то сборная солянка — это и огромное здание, где гнездится метафизическое зло из «Ночной земли» Ходжсона, и фонтан вечной молодости из истории Хаггарда об Айше, причем даже не из книги, а из снятого по ней в 1935 году фильма(Хаггард понятия не имел о радиации, когда создавал свой роман, а вот создатели фильма отдали дань модной теме), и легко узнаваемые, хоть и перелицованные для непритязательного американского читателя уэллсовские элои и морлоки.

Собственно еще раз убеждаюсь, что Каттнер — прежде всего мастер рассказа, а его романы — это скорее ремесленные поделки, среди которых положительным образом выделяется разве что «Ярость».

Любопытен прием, который использовал автор для завязки сюжета. Группа землян, современников Каттнера, состоящая из антагонистов, а роман написан в 1943 году — идет война, следовательно в качестве идеологического противника выведены англосаксонские прислужники нацистов, волею случая оказывается заброшенной в далекое будущее нашей планеты. Идеи, как говорится, носятся в воздухе. У советских писателей в аналогичной ситуации оказались бы условные «пролетарии» и «буржуи».

Кроме того нужно отметить очень приличный перевод Савельева.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая повесть (на роман не тянет — переработка своих ранних повестей и циклов рассказов в романы обычная практика успешных писателей в Америке, тут помешала ранняя кончина Генри). Мне напомнила скорее «Машину Времени» Герберта Уэлса, но оптимизма тут больше. И некоторое ощущение что авторы знаменитого «Доктора Кто» знакомы с этим произведением. Узнаваемость стиля авторов — само-собой разумеется. Для поклонников творчества Каттнера — Мур самое то.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Последняя цитадель Земли» это первое прочитанное мной крупное произведение Генри Каттнера и Кэтрин Мур.

Надо сказать, роман довольно средний, без особых интриг и сложностей в сюжетной линии, не слишком на ура проработанными персонажами. Но что-то в нем все же есть, что заставило меня поставить вполне себе твердую «семерку». И дело тут не только в том, что в свое время, конечно, это было недурным и оригинальным романом (хотя по сути — расширенной повестью). Есть в «Цитадели...» какие-то нотки и тот шарм, что увидел я в захватившем мое сознание произведении Грега Бира «Город в конце времен». В чем-то у романов явно перекликается сюжет (одинокий город далеко в будущем, умирающая Земля, сюжет со снами, выращенные искусственно люди, богоподобные существа). Да даже в оценке и количестве оценивших. Но что-то привлекательное в романе все равно есть, но это «что-то» не позволяет мне забыть про минусы и не слишком особенную-то фантастическую идею.

Вообщем, практически полностью заслуженная оценка. Времени потраченного не пожалел, так что и вы прочтите.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх