fantlab ru

Карл Густав Юнг «Проблема души современного человека»

Рейтинг
Средняя оценка:
10.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

Проблема души современного человека

Статья


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
А. Руткевич (1)

Архетип и символ
1991 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

...Звёздочка блеснёт у порога —

Догадайся, сколько ей лет?

Выйдешь на пустую дорогу —

Щёлкнет за спиной пистолет...

Что означает быть человеком и есть ли высшая ступень сознания в нашей земной и столь противоречивой жизни? -Дело не столько в этих вопросах, а скорее в тех, кто ими задаётся. Потому что интеллектуальный уровень оратора даёт потенциальное право на верные ответы.

Грамотно раскрыть и заполнить собой любое троеточие — это особый талант, доступный немногим авторам. Юнг — из тех, кто этим даром обладает по праву своего очень глубокого образного мышления и внятной аналитической подачи.

С одной стороны, — всё изложено так просто, чисто и с неизменным вкусом. С другой, — всё очень подробно, глубоко и метафорично. И вероятно нет такого (психо) аналитика, который бы не был ещё и прикладным философом своих знаний.

***

Юнг прекрасен, академичен, тонок в авторской подаче, очень талантлив и узнаваем в своей оригинальной мифотворческой философии.

Его речь живая и яркая. Очень вкусная и живописная статья даже для тех, кто далёк от психиатрии и всего того что с ней связано.

Этот текст очень глубокий и трогательный одновременно: во многих местах автор «обнажает» свои мысли с плохо скрываемым волнением / искренним возбуждением, — вероятно ещё и потому, что Юнг был на протяжении всей жизни сам влюблён в эти вечные ментальные вещи: Зачем мы приходим в этот мир и есть ли конечная цель нашего бытия?..

Пожалуй, мало кто так умеет, — столь полно и максимально подробно раскрыть эти вещи со всех возможных сторон.

Причём Юнг не разменивает себя на сухие концепты и доктрины (за многими из которых порой стоИт лишь высокомерная пустота интеллекта). Как это делают многие его коллеги, — потому что так проще и якобы основательнее. Юнга интересуют куда более глубокие вещи.

Автор пишет на глубоких метафорах — виртуозно «заигрывая» с образами космогонической величины. Хаос для него — это скорее некий особый материал для сборки и склейки сознания человека. И да, те выводы к которым он «призывает» наедине с самим собой... Не ждите, что за этой мнимой дверью вас ожидает только лишь приятное знакомство, — отнюдь... Правда, как всегда, беспощадна...

***

«Ситуативные невротики» и внутренняя раздвоенность, — этот диагноз можно сегодня ставить каждому первому обывателю мега скоростного века. Это те, кто по определённым причинам потерял себя в бешеном потоке социума / «захлебнулся» в многозадачном гипер контроле навязанных реалий. Вернуться к себе в адекватных силах (посредством самовыражения и честного раскрытия своих истинных причин и мотиваций) способны все, — но зачастую это происходит достаточно болезненно и порой несвоевременно.

Символизм сумасшествия, — с огромным лавинообразным покрытием охватывающий целые нации. Неутешительные, безрадостные и тревожные предчувствия, адресованные нам как минимум с прежнего века.

Аффекты нашей цивилизации и примитивное «всезнайство» рационального мышления. Юнг здесь лично от себя резюмирует в том числе захлёстывающий «феномен» шизофрении (начиная от яркой акцентуации характера и заканчивая тяжёлыми формами этого заболевания). Во всём фонят потерянные моральные ориентиры и искажение изначальных, — заложенных природой, — прообразов человека.

Засилье массовой культуры, — вернее полное её отсутствие. Разрушение личности приобрело в этом аспекте столь сильный «показательный» размах, — за гениальность часто принято выдавать такой поведенческий неадекват... Соб-но, для того чтобы это резюмировать, не нужно обладать высокими научными степенями / писать подробные диссертации.

Постоянная погоня за призрачными целями, — не способными дать какого-либо морального или душевного удовлетворения... -Вот, соб-но, печальная подложка и 21го века в том числе. «Мы» радостно разменяли 20е нынешнего века и на все лады «взрываем» сети  различными зеркальными датами под сомнительным лейблом «Да здравствует 02.02.2020 — лови жар-птицу на лету / загадывай — не стесняйся желание / да посокровеннее!» И желание здесь только одно, — не менее деструктивное чем эта очередная теза: Сбежать из такой реальности на полном разгоне эскапизма, — подальше и подольше отдохнуть «по ту сторону» от этих модных прожорливых хайпов.

Психология личности и психология массы. -Что по обыкновению за этим стоит?.. Скорее всего язык бестолковой и ко всему подверженной толпы, — раскрашенной несмолкаемым буйством и маршем красочных флешмобов.

С постоянным ростом прогресса мы постепенно потеряли способность к аналоговому мышлению. Нас часто нет в свете настоящего дня. Зато мы постоянно живём в сумерках будущего, — в вечной иллюзорной погоне за химерой «золотого века», — что вот-вот должен с нами случиться и произойти... -Радости прогресса становятся купленными слишком дорогой ценой. Они не дают ни счастья, ни благоденствия, — а лишь увеличивают в немыслимой спешке количество невротиков и шизофреников. «Omnis fastinatio ex parte — diaboli est / всякая спешка — от дьявола», как говорили древние.

***

Частично упоминая патриархальный мир Фрейда, — и в частности их близкое знакомство в Вене в 1910году, — Юнг с особым недоверием относится здесь к расхожей теории о доминанте только лишь сексуальных «триггеров» в поступках и мотивациях индивида. И соб-но, не найдя исчерпывающих ответов на Западе, — он предпринимал много попыток (в том числе и в путешествиях изучая параллельно многие тематические труды) в глубоком познании Востока.

***

Субъективная реальность на стыке нескольких культур и наций. Рассматривая американца, европейца и мексиканца (с их личным мышлением и мировоззрением), — Юнг вкладывает «ключи от истины» далеко не первым двум представителям «белого человека». В общем и целом признавая за ними духовную нищету и никчемность, которые отчётливо проступают чуть только стОит снять верхнюю «позолоту» яркой ухоженной жизни.

Ум в сердце помести — золотое Откровение Востока, на которое «белый человек» на бешеном разгоне привычного жёсткого мышления смотрит как бы свысока и с некой издёвкой...

***

Психологию христианства и буддизма, — основанную на единой образной базе элементов бессознательного, — Юнг раскрывает читателю столь виртуозно и недвусмысленно... -Нет, он не выделяет для себя явных фаворитов. В его тексте всё много сложнее и объёмнее. Латая «дыры» изменившегося на протяжении веков сознания, он нашёл много всяких «прорех» на стыке культур Востока и Запада.

Целостное мировоззрение в контексте синтеза науки и религии. Единение внешнего и внутреннего. Подлинное самопознание и полное раскрытие уникальной природы каждого. -Вот те базовые вопросы, которые так или иначе поднимает автор.

***

И здесь стОит отдельно отметить неким пунктиром. Юнг из тех аналитиков-архаиков (психотерапевтов), которые искренне верили: чтобы качественно лечить душевные болезни, — только знаний в ключе работы нейронных цепочек явно недостаточно.

Подробно изучая труды алхимиков ещё на заре своей карьеры, — он предположил следующие вещи. Эта натурфилософия уходит двумя разными векторами как в прошлое (моделируя знания гностиков) так и в будущее (предваряя базис психологии бессознательного). Грамотно трактовать язык проекций (в том числе мифов, сновидений, предчувствий) В это можно верить / или нет. Но ёмкий подход, — в попытках постичь «анатомию» души, — ведь требует иметь очень обширную картину знаний (и практик).  И да, у Юнга интеллект и бэкграунд хорошего НФ автора (в самом лучшем смысле этого понятия).

Релятивность времени и пространства.

Жить наперекор своему инстинкту, — или в согласии с ним... Каждый выбирает для себе более значимое и родное для его именно ментальной базовой программы. Хотя преимущества веры в интуицию Инстинкта более очевидны: с ним мышление гибче и куда более маневреннее.

Положа руку на сердце, — многие из нас живут ниже уровня своих потенциальных возможностей. Отсюда и такая острая «страсть» к постоянно включённому рацио: это ведь оно всегда резонно «чекает», за какие горизонты лучше не ходить / за какие «буйки» не плавать...

***

В великом акте творения только человеческое сознание придаёт этому акту смысл, значение и глубину обновления. В этом заключён особый смысл космогонического обновления, самопознания и роста. И здесь идея самости (самодостаточности), — одна из основных тем этого аналитика, — заложенная изначально на Востоке, сегодня расцветает как никогда ярко. -Вернее отчётливо проступает явный дефицит этого архетипа.

***

Христианство с его знанием об искупительной жертве учит страдать. Буддизм — видеть и делать. Оба пути ведут к истине. Но Будда (прообраз совершенного просветлённого) для индуса более живой человек и его образ не требует «шаблонного подражания». В христианстве под толщей догматики веков истина уже почти не различима (и во всяком случае не для каждого понятна), — как Христос возвещал евреям:  «Вы боги» (Ин. 10:34).

И соб-но, так называемый «христианский» Запад (поколение менеджеров и мега скоростных коучей), так и не создав нового мира, стремительно и реактивно разрушает имеющийся.

PS Смысл существования, — это тот вопрос, на который каждый должен ответить именно от себя. В противном случае, — оставшись наедине с чужими ответами, — это будет уже не голос своего «я», а что-то навязанное и пустое. Задавать серьёзно такие вопросы (равно как на них пытаться ответить) — задача титаническая. Но именно она держит нас в этом континууме, — заставляя проживать эту жизнь более полно и ярко в контексте качественного ментального восхождения и обновления.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх