fantlab ru

Джо Аберкромби «Немного ненависти»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Оценок:
1446
Моя оценка:
-

подробнее

Немного ненависти

A Little Hatred

Роман, год; цикл «Земной Круг»

Аннотация:

В этом мире были сокрушены лучшие, кого смогли найти гурки. Здесь великий император потерпел окончательное поражение. Здесь пророк Кхалюль был окончательно усмирён, а его трижды проклятая армия Едоков – отослана в ад, где им самое место. Союз победил! Силы, защищающие предрассудки и дикость, были подавлены, и открылись врата в новую эру – эпоху прогресса и процветания. Неизменно только одно, инквизиция ловит неплательщиков налогов, споры вождей решаются поединками, а орудием в войне магов выступают целые народы.

Добро пожаловать в цивилизованный мир! Чудовищный, прекрасный, бескрайний город. Адуя! Центр мира! Поэты зовут её Городом белых башен. Сюда стекаются люди из всех стран, со всего Земного Круга. Темнокожие кантийцы бегут от хаоса, царящего в Гуркхуле, бледнокожие северяне ищут здесь работу, жители Старой Империи пытаются начать жизнь заново. Искатели приключений из новообразованного королевства Стирии, торговцы с Тысячи островов, жители Сулджука и Тхонда, где люди поклоняются солнцу. Больше людей, чем можно сосчитать – живут, умирают, работают, размножаются, карабкаются друг на друга…

Молодые герои с горящими глазами, которые сражались тогда более тридцати лет назад с гурками, ныне превратились в седобородых старцев. Страница истории перевернулась, одно поколение сменило другое. По сей день лишь немногое происходит без одобрения человека, которого называли «Костлявым» – главного палача короля, архилектора Глокта; его же язвительная и амбициозная дочь Савина дан Глокта — королева инвесторов. Очаровательная девушка, вселяющая страх и не знающая страха, покупает идеи и воплощает их в жизнь. Она, возможно, первопроходец в своей области, но за ней уже следуют другие, которым нравилось рисковать.

Тем временем на территории Севера, на пустынных рубежах Инглии, вновь зашевелился внешний враг — Скейл Железнорукий со своим братом Чёрным Кальдером и сыном последнего Стуром Сумраком вторглись на территорию Протектората и сожгли столицу давнего союзника, а в Вальбеке, который за последнее время превратился в один из крупнейших и самых современных городов Срединных земель, теперь никто больше не был в безопасности — под его стенами произошёл крупный мятеж — ломатели захватили город. Есть опасения, что это может вылиться в восстание по всей стране.

Итак, два молодых героя в самом расцвете сил готовы выступить из длинных теней своих родителей. Они люди действия, хотя у каждого за поясом пока нет больших побед: первый — Ох, бедный мальчик! Двенадцать лет он только и делал, что пил, играл в карты и имел всё, что шевелится, и до сих пор его никто не принимает всерьёз, а второй – мечтает отвоевать себе место в легендах, так же, как в древности сделали Гарод Великий, Казамир Стойкий и Девять Смертей. Они готовые унаследовать мир и перестроить его таким образом, каким считают нужным, а Луна благоволит им всем; Рикке — дочь Ищейки, обладающая редким даром Долгого Взгляда, предупреждает, что следует приготовиться к кровопролитию. И от них содрогнется мир!

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Fantasy Stabby Awards, 2019 // Роман

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

Номинации на премии:


номинант
BookNest Fantasy Awards, 2019 // Роман, опубликованный в издательстве

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книга года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги — Фэнтези года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книга года по версии читателей - Переводная фантастика (27,95 %)

номинант
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2021 // Переводной роман (Великобритания)

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2021 // Зарубежный роман (Великобритания)


Немного ненависти
2019 г.
Немного ненависти
2023 г.

Аудиокниги:

Немного ненависти
2019 г.

Издания на иностранных языках:

A Little Hatred
2019 г.
(английский)
A Little Hatred
2019 г.
(английский)
A Little Hatred
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  47  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сейчас будет немного ненависти...

Просьба убрать детей, беременных и излишне чувствительных от экранов.

Знаю, что девушка при критике мужского автора вряд ли встретит одобрение, но все таки рискну высказаться. Вдруг кто поддержит.

Чем больше читаю Аберкромби, тем меньше понимаю возникший вокруг его персоны ажиотаж. Для меня он обычный разрекламированный ремесленник, который в своих работах якобы полностью ушел от набивших оскомину фэнтезийных клише и который якобы пишет только для взрослых/ только 18+. Но вот уже на первый страницах его новой книги думающих людей почему-то встречают совершенно одинаковые люди с гиперболизированными эмоциями и выражениями малолетних неуравновешенных гопников. Реализм же, по всей видимости, заключается в том, что эти самые гопники сношаются со всем что движется и постоянно валят (пардон!) прямо в собственные штаны. Причем, буквально!

Кроме этого, по мнению автора и захваливающих его критиков, реализм заключается в постоянном использовании каждым третьим на поле боя двуручных мечей в рост человека, парных клинков и получении смертельных ран, после которых все то и дело выживают. Меня, конечно, едва ли можно назвать мастером по средневековому бою, но даже на мой не сильно притязательный взгляд, выглядит все это, по крайней мере, прискорбно.

И знаете...

Даже если максимально абстрагироваться от вездесущего акцента на РИАЛИЗЬМЕ, контенте «псевдо 18+» и просто воспринимать «Немного Ненависти», как обычный ничем не примечательный боевичёк в фэнтезийном антураже, то на поверхность тут же начинают всплывать минусы повсеместного «осериаливания». Т.е. это когда автор даже не пытается рассказать полноценную самодостаточную историю, а лишь упорно натягивает сову на глобус, всячески растягивая хорошую (реально неплохую) историю небольшого романа до объема полноценной тяжеловесной трилогии. Причем, данная трилогия тоже не будет самодостаточной. Она же в свою очередь будет во многом опираться на историю «Первого Закона», тем самым увеличивая общий объем «обязательной для понимания литературы» до уж совсем нереальных размеров. А если кто-то захочет схитрить и это пропустить, то что ж…

Пробовали когда-нибудь смотреть сериал с середины сезона? Вот, благодаря новой книге Аберкромби у вас есть отличная возможность это сделать.

P.S. Простите за откровенный бомбеж, но я просто в упор не понимаю общего восторга! Мы, как будто совершенно разные книги читаем. Большая часть людей держит сейчас в руках прорыв года (если не десятилетия), а я читаю какой-то любительский фанфик. Все видят классных оригинальных персонажей, я же вижу набор агрессивных клише. У всех происходит нечто реально эпичное и удивительное, а у меня снова банальный квест за вундервафлей. Да, что ты будешь делать! Я просто хочу понять, в чем здесь соль? Что я не заметила и что я упустила при чтении?

Мне нравятся многие известные авторы и их произведения: Например, Властелин Колец выше всяких похвал, Ведьмак оригинален и прекрасен, у Дюны невероятно продуманная история, Симмонс в Терроре изумительно проработал сеттинг, а еще мне очень нравится трилогия «Порохового Мага» и «Черные Крылья», которых еще очень любят сравнивать с сегодняшним гвоздем программы. Но Аберкромби — это выше моего понимания!

Я тоже хочу присоединиться к празднику жизни, но видимо что-то крупно не понимаю. Простите.

Оценка: нет
– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто-то из коллег высказал весьма дельную мысль, которая достойна развития в небольшое эссе: «Что бы ни писал Аберкромби, на выходе всегда получается «Первый закон»».

Еще когда я читал «Героев» и «Подавать холодным», то заметил, что автор заимствует типажи и сюжетные приемы, уже использованные в «Первом законе». В «НН» эта тенденция продолжается. Такое ощущение, что автор наработал некий набор стандартных элементов, наподобие универсального конструктора речей Остапа Бендера, и просто тасует получившиеся кусочки мозаики.

В романе нет абсолютно ничего нового. Декорации все те же — бесконечная война на Севере, бесконечные интриги и чернуха в Союзе. Попытка обыграть тему революции обернулась пшиком — на выходе получилась та же война. Восставшие могут быть без проблем заменены на вторгшуюся армию или бандитов и в сюжете не поменяется ничего. Нет драмы бессмысленного бунта, который имеет причины, но не имеет разумного разешения. Герои тоже все те же. Молодой Лев — тот же Джезаль, только чуть окрутевший, Большой Волк — Глокта в молодости, разве что оздоровительная порка оказалась чуть гуманнее. Принц — тоже Джезаль, только повернутый другим боком (слабохарактерностью, а не фанфаронством), Рикке и Броуд — соответственно Ферро и Логен на минималках, и т.д. Единственным более-менее свежим образом стала инквизитор, но она плохо раскрыта. Не ясны ни ее мотивы, ни процесс формирования такой сильной личности. Хуже того, автор начал откровенно натягивать сову на глобус. В условиях трудовых лагерей не куютя сильные духом люди — оттуда выходят раздавленные и сломленные развалины. Человек, так часто видивший кровь и смерть и постоянно рискующий собой, как Леонольт, не может быть таким идиотом — он бы просто не выжил. Подоных примеров можно привести еще немало.

Но что всего печальнее, Аберкромби явно не знает про что теперь ему писать и как будет развиваться мир «Земного круга». 2/3 романа представляет собой сплошной поток воды — тупого словоблудия, неприкрыто призванного создать объем. Выглядит это так: «Рикке проснулась, потянулась, поморщилась от прикосновения мокрых штанов заднице, еще раз потянулась, встала, надела рубаху, почесала зад, зевнула, посмотрела в окно и подумала, что великая мудрость заключается в том, чтобы сушить штаны с вечера и не на себе». Некоторое количество занятных моментов и удачных находок в тексте есть, но в пропорции «алмаз в вагоне пустой породы».

Короче говоря, «Немного ненависти» представляет собой сплошной поток самоплагиата и выглядит как откровенно вымученный сезон когда-то свежего и интересного сериала.

P.S. В романе нет ни одного отрицательного женского персонажа и ни одного полностью положительного мужского. Сюжет на 100% двигают женщины, все мало-мальские важные повороты завязаны на них. Ну а что вы хотите, на дворе феминизм и MeeToo, какие еще вам мужики в средневековом фентези?

Оценка: 4
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаться честно, хотелось уже покончить с этим. То есть с Аберкромби. То есть с призраком Аберкромби живущим в моей голове. Да и собственно, я был уже уверен, что этот танец уже точно станет последним. После пяти романов которые были невероятно круты, последовало четыре романа, которые... ну, были – и всё больше и больше нарастала уверенность, что по крайней мере в моем субъективном случае — Аберкромби исчерпал последние крупицы интереса.

Все эти новости на протяжении пары лет появлявшиеся про эту новую трилогию — тоже отчаянно стремились не вдохновлять. Все эти дети былых героев — ну понятно, повод взять старых персонажей, переодеть их в новую молодость и продолжать в своем духе. Вся эта индустриализация — ну понятно, как бы и логично — но уже столько этого сейчас в фэнтези и всё это выглядит уже невероятно заезженно и скучно. С решительной уверенностью я пошёл в этот последний бой — отдать последний долг своего внимания Джо Аберкромби и закрыть на том его страницу для себя.

Но проблема оказалась в том, что Джо, технически, как минимум — пишет сейчас лучше чем когда-либо прежде. Пишет динамичней, пишет резче, его хлёсткий стиль достиг пика в своей отточенности. Всё лучше он научился шинковать главы и ПОВы таким образом, чтобы достичь максимальной событийности. Как никогда хорошо у него получается транслировать события из самого сердца бури — разумным образом, он не слишком злоупотребляет такими главами, но они всегда получаются запоминающимися. В одной такой ситуации, я промотал до конца отдельной главы, чтоб убедиться что логика и стройность событий будет выдержана — и всё равно потом буквально сгрыз все пальцы себе, пока дочитывал её в нормальном порядке — несмотря на то, что уже казалось бы знал чем закончится сцена.

Проблема оказалась и в том, что Джо, совершенно внезапно, буквально ножом в мою и так раненую спину — стал лучше писать и персонажей. Казалось бы, куда лучше, ведь единственные серьезные его провалы по этой части — это два унылых главных героя «Красной страны» — но нет, аргумент можно подкрепить делом. Джо преодолел один из своих главных блоков — и научился писать женщин как людей. Савин дан Глокту он раскрывает не только как хладнокровного бизнесмена, но и как исключительно сильную, хоть и израненную личность. Финри дан Брок, несмотря на существование в тени своего сына — проявляется и как любящая и строгая мать — и как мудрый и коварный генерал. А Рикке, которую мы собственно и встречаем самым первым делом в книге — является, очевидно, вообще ключом к сюжету всей этой трилогии – и ключом, который с первых минут не намеревается оставаться пассивным инструментом (более того, по четкости выражения своих эмоций и желаний — ей там явно равных нет).

Проблема и в том, что Джо затянул таки и своим старым-новым сеттингом — и раскрыл индустриализацию так, как и должен был раскрыть. И завязал на это движение мира вперед и обновленные социальные проблемы, и механизмы сюжета — по крайней мере огромной его части. Всё больше и больше на главные роли выходит судьба простых людей, на которых держатся все эти королевства, все эти излишества и махинации — и Аберкромби, хоть и не придумал тут ничего нового — прекрасно отобразил цену прогресса.

Главная, конечно, проблема оказалась в том, что третий акт книги — шикарен вообще от и до, целиком и полностью — то есть это, практически наверняка — лучшее что Аберкромби написал на сей день и будем надеяться ещё что он сможет-то и превзойти. Точно будет непросто. Невероятный динамизм, каждое вербальное (или физическое) столкновение персонажей — как удар, рвущий струны гитары и режущий пальцы (но останавливаться нельзя и не хочется). Концовка, вообще — наверное из палат мер и весов. И хотелось бы про неё поговорить подробней, потому что по ней, я думаю, можно преподавать искусство концовок в первых книгах серии — но, конечно, это будет не совсем уместно в отзыве.

В общем, Джо, увидимся в аду, то есть в сентябре 2020-го.

P.S. Байяз — всё ещё ван лав, невероятный подонок, всё так же прекрасен.

Оценка: 9
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну чтож, Аберкромби окончательно утвердился в качестве ремесленника от мира юмористического фэнтези. Хорошего, качественного, но ремесленника. И продажи растут, и кухарки довольны. Главное побольше тупых куколдов мужчин в гг, и больше сильных, независимых женщин. «Повестку» нынче необходимо эксплуатировать на максимум: доллары сами себя не заработают, да и лавры толстого графомана Мартина не дают покоя практически всем фэнтезяйным ремесленникам.

Оценка: 3
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Семь лет прошло с выхода «Красной Страны» – предыдущего романа из мира «Первого Закона», – а в том мире миновало уже почти 15 лет. В России на этот раз, к счастью, книжка выйдет не спустя два года, а всего через месяц после английского релиза.

Тенденции индустриализации, намеченные ещё в первых книжках, здесь набирают обороты – строятся целые промышленные кварталы, активно изобретаются и внедряются в производство новые устройства, всё вокруг преображается. Богатые люди, правильно вложив деньги, могут их значительно преумножить, а бедные лишаются работы, земли и средств к существованию, если не жизни. Поэтому богатые богатеют, а бедных вешают на столбах. Короче, идёт нормальная цивилизованная жизнь.

И если в прошлых книгах могли упомянуть, скажем, фабрику по производству иголок, но на сюжет это почти никак не влияло – то теперь прогресс уже играет значительную роль в событиях книги.

Аберкромби всегда удавались яркие интересные персонажи, и эта книга не исключение.

Повествование ведётся от лица четырёх главных и трёх второстепенных героев, из них пятеро – дети персонажей прошлых книг (впрочем, тем, кто прошлых книг не читал, от этого будет ни тепло, ни холодно – всё существенное для сюжета о родителях героев будет мимоходом рассказано).

Принц Орсо, Савин дан Глокта, Рикке, Лео дан Брок, а также Вик дан Тойфель, Гуннар Брод и Йонас Клевер – каждый герой получился живым, интересным, со своей увлекательной историей и мотивацией, отчего их действия в каждом повороте сюжета выглядят естественными и даже единственно возможными, даже если другим персонажам они кажутся дикими.

Из прочих мне больше всего понравилась наставница Рикке, Изерн-и-Фейл – каждое её выступление вызывало по меньшей мере улыбку, а часто и смех.

Из старых знакомых традиционно хорошо показали себя Байяз и Глокта, а ещё бывший капрал Танни, Трясучка, Йору Сульфур, Чудесная и другие. На удивление скромно выступил Кальдер, который глубоко ушёл в тень своего сыночка, Стура Сумрака. Последний зато проявил себя отменной мразью и крутым воином, и, не сомневаюсь, ещё раскроется в следующих книгах.

Логен, Шенкт, Ферро, Монца, Балагур, Кернден, маги и многие другие герои прошлых лет здесь не фигурируют, хотя некоторых часто вспоминают, [зачеркнуто]а кое-кто даже промелькнул лично – хоть и без указания имени, и потому, вероятно, не все читатели обратят внимание на эту сцену[/зачеркнуто]. (Upd. последнюю фразу прошу вычеркнуть из протокола — Аберкромби подтвердил, что тут я ошибся).

Как бы то ни было, для фанатов серии припасено много вкусного, и многие старые песни отлично прозвучали на новый лад.

Вообще, Аберкромби от книжки к книжке пишет всё лучше и лучше, оттачивая своё мастерство. Композиция стала плотнее, сюжет более продуман, характеры более выпуклые, текст круче, юмор смешнее и жёстче – в общем, налицо все плюсы, за которые нравились предыдущие книги, только они стали ещё лучше.

Из минусов – нет уже эффекта новизны, нет разрыва шаблонов (скорее их ловкое использование), и тот факт, что следующей книги ждать ещё целый год. А ждать есть чего: несмотря на плотный сюжет, насыщенный экшеном (в книге разыгрываются два крупных конфликта и множество мелких стычек и интриг), совершенно очевидно, что это лишь вступление, расстановка фигур, рассказ о вводных – а дальше всё будет ещё интереснее.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Триумфальный камбэк Джо Аберкромби в мир Земного Круга

***

Кто бы мог подумать, что Аберкромби решит вернуться в собственный мир спустя столько времени простоя? Да, у него была трилогия «Расшатанное море» (занятный эксперимент, не магнус опус, но чтение приятное), но в целом автор хранил молчание. А потом появилась информация, что он пишет новую трилогию всё в том же мире Земного Круга (спустя несколько десятков лет), причем работает сразу над всеми романами одновременно, но выходить будут по одной книге в год. И в итоге осенью 2019 выходит «Немного ненависти». Отдельное спасибо Фанзону не только за качественное издание романа, но и за оперативный перевод, который в целом выполнен на 5 с минусом (об этом ниже).

…Земной Круг. Время индустриальной революции. Кругом фабрики и мануфактуры, повальное увольнение работников, назревающие бунты. Но это только в цивилизованной Адуе. Чуть севернее ситуация совсем другая. Король Севера, Скейл, его брат Черный Кальдер и сын Кальдера – Стур – хотят вернуть себе земли, что ныне являются Протекторатом. Да и от Инглии северяне не отказались бы. Естественно, прогресс здесь отстает от того, что можно найти южнее. События «Первого закона» надстраиваются произошедшим в «ЛПХ» и «Героях». В итоге Стирия бунтует, а Гуркхул и вовсе практически сходит с дистанции (однако вряд ли Джо в следующих двух книгах продолжит сливать Пророка и его паству). А вот события «Красной страны», по сути, являются пятым колесом. Поэтому чтение «НН» доставим вам удовольствие только после прочтения всех прошлых романов.

Что касается персонажей. Здесь нужно сделать два больших отступления. Во-первых, нужно рассказать про старых героев, а во-вторых, стоит представить новых.

По части старых героев в качестве полноценных ПОВов никто не перекочевал из былых книг. Но многие из них стали второстепенными. Это Занд дан Глокта, Арди, Луфар, Тереза, Бремер, Пайк, Бринт, Валлимир, вышеназванные Скейл и Кальдер, а так же Ищейка, Трясучка, Чудесница, Изерн-и-Фейл, Красная Шляпа, Финри дан Брок, Сульфур, а в самом конце появляется и Байяз. В этом списке катастрофически не хватает, например, Логена, Монцы и многих других. И вместе с тем те, кто в прошлых романах тащил на себе (Глокта, Финри, Кальдер или Бремер), ныне – бледная тень. Роману не хватает изящной постиронии Глокты, Финри выглядит шаблонно, Кальдер – бледная тень самого себя. Даже Бремер с его тонким голоском (как он отжигал в «Героях»!) здесь – статист. Но уже по ходу действия становится понятно, почему Джо поступил так, а не иначе. Причина проста –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Аберкромби беспощадно убивает полюбившихся нам персонажей. Вот она – смена поколений
.

Зато по части новых ПОВов Аберкромби выгладывается. Очень хороши (хотя и не совсем раскрыты) Стур, Лео, Орсо (сын Луфара, а не папаня Терезы), Савин. И всё же, всё же… Стур не так крут, как крут был Кальдер. Лео напоминает Луфара (отдаленно, ибо он не так тщеславен, более вдумчив), но почему-то Лео так же напоминает о недоброй любви по однополой части. Орсо не дотягивает до Глокты, хотя старается (старается больше всех!). Вот кто точно удался, так это Савин дан Глокта. Еще бы, при таких-то трех родителях. Хотя есть и занятные второстепенные персонажи. Неплохо смотрится Изерн, Броуд, Виктарина. А вот Рикке выглядит слишком дико и приземисто.

С точки зрения сюжета роман представляет собой не так уж и много. Автор больше уделяет внимания персонажам и расстановке сил, показывает положение дел. Кто-то отмечает, что Аберкромби занимается самоповтором. Так ли это? Вряд ли. Столкновение Севера и Юга мало похоже на таковое в «Первом законе» или «Героях». Бунт тут тоже есть. Вот только в «ПЗ» он был лишь многоходовкой серых кардиналов, тогда как тут он служит двум важным целям – самоопределению Савин и самоопределению Орсо. Скорее всего, они и будут разыгрывать партии «Эпохи безумия дальше».

Что сказать о минусах? Минус здесь – собственные ожидания. Не нужно ждать сиквел «Первого закона». Аберкромби внешне использует старую тропку, но говорит совсем о новом. Опять же, читатель может ждать искрометного Глокту или закомплексованного Луфара, а получает Лео и Орсо. Кто виноват? Да никто. Джо экспериментирует, ему это удается. Пушки стреляют, а интриги вьются все хлеще. Тем показательнее финал. Он настолько выбивает почву из-под ног, что ждать осени 2020 становится сложнее и сложнее.

Заключение: «Немного ненависти» — смелый ход. Джо Аберкромби имеет богатую аудиторию, очень хвалебные отзывы, оценки и рецензии. Что мешает ему так экспериментировать? Если говорить объективно, то из нынешних авторов в жанре фэнтези Джо – самый сильный. Мартин не пишет, Сапковский не пишет, Ротфусс не пишет. «Малазанская Книга Павших» уже закончилась. Вегнер, возможно да Сандерсон. Но эти двое все пишут и пишут, финалы их творений появятся еще ох как не скоро. Джо же чётко ставит и выполняет цели – второй роман «Эпохи ненависти» уже на руках у Фанзона. Поэтому осенью будет ждать новинку, которая, 99.9% будет прекрасна. Джо уверенно держит планку, даже играя на других инструментах.

8 безумий из 10.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

В своей излюбленной манере Аберкромби представляет новую страницу истории сквозь призму «Земного Круга». После вестерна «Красной страны» пришел черед промышленной революции по образу и подобию Англии.

Шестерням мануфактур и цифрам счетов не знакомы такие понятия, как милосердие, совесть или доброта. Непрерывный поток изобретений, все более мощные и эффективные двигатели, новые точки приложения и производимые товары — стоит зазеваться, снизить норму прибыли или упустить растущий рынок, и станешь жалким банкротом. Поэтому во главу угла возведена выгода, отрасль жадно впитывает и отдает деньги, в том числе инвестиции банкирского дома «Валинт и Балк», протянувшего щупальца по всему Союзу. Ничего личного, только бизнес!

Савин дан Глокта, приемная дочь архилектора Глокты, достойная ученица своего отчима. В сопровождении весьма преданной и талантливой служанки Зури, она бесстрашно ныряет в рабочие кварталы, блистает на светских приемах, лавирует в деловых кругах, пожирая слабых и налаживая взаимовыгодные отношения с сильными. Савин небезосновательно считает себя отличной интриганкой, но еще никогда по-настоящему не оказывалась лицом к лицу со ужасной смертью. И неизвестно, сломается она или только гибко наклонится в час испытания.

Голод и честолюбие клинков — страсти из года в год пожирающие изнутри вольный Север. Новые воители, старые вожаки — неизменные проблемы. Молодняк восхищенно слушает песни о давних победах и героях, о Логене и Бетоде. Они понятия не имеют о том, какую цену придется заплатить за славу и успех, даже за одну лишь их видимость. Зато гонора, алчности и злобы им не занимать. А вожди уже готовы свести старые счеты, чтобы поставить точку в расколе Севера на Протекторат Ищейки и королевство Скейла Железнорукого.

Стур Сумрак, сын Калдера Черного, грезит о том, чтобы стать вторым Логеном Девятипалым, а еще лучше превзойти его. Превзойти во всем — от побед до кровожадности. Как выясняется, не нужен демон, чтобы творить кошмарные вещи. Достаточно быть полным и абсолютным мудаком. Со стороны Союза о геройской славе мечтает Лео дан Брок, уже слывуший Молодым Львом. Слишком честный и доверчивый, полный самомнения и упрямства, он станет достойным соперником Стуру Сумраку в битве за мост, которую скорее бы стоило назвать состязанием за звание упрямого барана. Впрочем, дать им фору в упорстве может Рикки, дочь Ищейки, обладающая даром Долгого Взгляда, проникающего в будущее.

Роскошь и глупость ходят рука об руку в Адуе, столице Союза, городе белых башен и густого смога. Дворяне ведут политику захвата и огораживания общинных земель, разоренные крестьяне ищут спасения в городах. Лорды жаждут еще больше власти и денег, нищие умоляют о куске хлеба и сухом крове. Когда одни не желают поступаться и грошом, а другие не видят ни единого законного выхода, то результат всегда одинаков — бунт кровавый и жестокий, бессмысленный и беспощадный.

Кронпринц Орсо тщетно пытается стать достойным своего титула, поскольку употреблять наркотик, беспробудно пить и снимать шлюх явно проще, чем осваивать управление государством. Тем не менее, в глубине души Орсо еще тлеет надежда, что он найдет себе цель или человека, ради которых свернет горы и совершит подвиги. Может быть, ей станет любовь некоей Савин дан Глокты? А пока его высочество растрачивает целые состояния, северянин Гуннар Броуд, ветеран войны в Стирии, отчаянно пытается спасти семью от голода и поступать хорошо. Однако при работе на заводах чаша терпения переполнится скорее раньше, чем позже.

Закладывая фундамент новой трилогии, Аберкромби отчасти заимствует персонажей «Первого закона» и «Героев», при этом явно манипулируя ностальгией фанатов; открыто жонглирует отсылками к первой трилогии, то намекая на известные события, как то: роль Баяза в закулисном управлении Союзом или рацион Йоры Сульфура, то с ехидцей переигрывая яркие моменты на иной лад, к примеру, знаменитый поединок Логена в Круге. Учитывая мастерски рассчитанный темп развития сюжета, фейерверк фирменного циничного и мрачного юмора, полный охват событий с точек зрения самых разных персонажей, крайне трудно остаться равнодушным. И пусть перед нами пока лишь завязка семейной саги, пусть мы можем лишь гадать, какие интриги сплетет Байяз для молодых, для пылких и искренних в своем упрямстве, честолюбии, идеализме или прагматичности героев, ясно одно — старый мир будет сокрушен до основания. Грядет эпоха новых ошибок и новых подвигов. Или все же хорошо знакомых старых?

Итог: яркий и динамичный старт семейной саги на фоне социального кризиса и технического прогресса.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Большинство современных творцов предпочитают прогнуться и плыть по течению русла правящей либеральной партии, чтобы не иметь проблем и продаваться. Свободы творчества и слова уже нет — только политкорректность и цензура. Аберкромби так и поступил. Его творчество разительно изменилось. Не важно о чем пишут, пусть даже о средневековье, но теперь всем правят и решают сильные умные женщины. Мужские персонажи наоборот, подчиняются, обладая противоположными чертами характера. Мужская дружба, мужественность, отвага и т.д. все в произведении доводится до состояния высмеяния. В подтексте и открытом тексте много уделено места феминистической пропаганде.

От всего этого резало глаза в современных фильмах, а теперь дошло и до любимых книг.

Кто-то менее чувствителен к подобной отраве, кто-то предлагает сравнить с книгами, где это проявляется в еще большей степени. Но я ждал продолжения конкретно этого произведения и был расстроен.

Хотя книга не худшая и несмотря на ядовитую раскраску сюжета, интереса хватило для чтения. Хотя я ждал продолжения в первую очередь ради Логена, но здесь от него остались лишь воспоминания. Может и к лучшему, ибо его неминуемо бы каснулись подобные надругания.

Радует, что стали рождаться рускоязычные звезды такие как Суржиков и еще остались произведения, которые можно читать не раздражаясь и не отвлекаясь на политические пропаганды и подтексты.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарная книга, превосходящая мои самые смелые ожидания от Аберкромби. Он действительно стал писать сильнее и концентрированнее. Это вам не фильтрованное «Море осколков», не филерная «Красная страна», а настоящее продолжение «Первого закона» («Тридцать лет спустя» практически). Боюсь предположить, чем всё это может закончиться, но «Немного ненависти» значительно превосходит «Кровь и железо».

События развиваются стремительно, оглушительно, обескураживающе. Масса новых персонажей, знатно переплетённых со старыми (или воспоминаниями о них). У меня были опасения, что со всеми этими детьми и внуками «Земной круг» станет мылом, в котором новые персонажи не представляют из себя ничего, кроме формальной приписки к знаменитому дедушке. Но Джо с блеском вводит новых очень ценных и очень симпатичных героев, ценных сами по себе, безотносительно фамилий. Место действия старое (Север и Срединные земли), но явно любимое у автора (и меня). Огромную радость приносят камео старых героев (жаль, что не все из них дожили до новой трилогии). Баяз появляется лишь под занавес книги, что изрядно намекает на дальнейшее ускорение событий.

Очень много юмора, интриг, чернухи, убойных диалогов. В книге много параллелей с первой трилогией: история вроде бы даже местами повторяется, но явно что-то идёт иначе. Вопросов и закидонов на следующие книги остаётся много (например, куда ж подевался Кхалюль, и что на самом деле происходит в Гуркхуле). Явно больше стало всяческих пророчеств и предзнаменований, которые обеспечивают гадания читателям на ближайшие пару лет. Джо явно увереннее стал работать с женскими персонажами и с романтическими линиями. Привычно здорово описан экшен (особенно переходы между мелкими POVами во время масштабных событий).

Читалось «Немного ненависти'» упоительно, но на последней сотне страниц меня всерьёз начал терзать ужас, что книга-то заканчивается и продолжение только через год. Судьба и перспективы большинства персонажей внушает серьезные опасения, с учётом того, как Аберкромби браво расправляется со старичками и многими эпизодниками в «Немного ненависти» (да и кредитная история предыдущих книг намекает). Продолжения жду, сгрызая руки до локтей.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга слабая. Я ожидал «Первый закон» в мире промышленной революции, а получил историю, где постельных сцен больше, чем боевых.

Промышленная революция это не только дым, гарь и ухудшение качества жизни. Это еще и производство в промышленных масштабах. Производство и удешевление стали, ткани, пищи. Это знания, распространяемые типографиями. Это усовершенствование химический процессов в металлургии, качества медицины, военной подготовки. И при этом треть книги занимает сюжет войны большого промышленного государства с маленьким феодальным. Где новобранец Союза был бы лучше снаряжен, чем ветеран Севера. Но у Аберкромби промышленная революция это всего лишь сюжетный фон и причина человеческий страданий.

С героями не лучше. Приведу один пример, но у остальных примерно так же.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Савин дан Глокта — непробиваемая, непроницаемая, беспринципная, умнейшая инвестор. Так нам её описывают. Вот что Савин успела за книгу: вышла из себя из-за манеры говорить собеседника, отказавшись от перспективного изобретения для её шахт, вышла из себя из-за месячных, выделила огромную безвозвратную сумму, потому что этого попросил её любовник. Единственное удачное дело за книгу — прислать своего амбала, ради рейдерского захвата. Почему персонаж умный, уважаемый, волевой и успешный инвестор? Ну, так написал Аберкромби.

И вся книга состоит из таких неточностей. В такой мир очень сложно поверить. Книгу я дочитывал без удовольствия, просто надеясь, что Аберкромби хоть кого то из героев убьет.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Узнав что у Аберкромби вышел новый роман, решил расширить знакомство с вселенной за пределы оригинальной трилогии, которую я в свое время прочитал.

О чем не пожалел ни разу.

По пути открыл для себя просто замечательную историю Монцкаро ... и кучу всего, что было в побочных романах.

Но «Немного Ненависти» — это точно вишенка на торте земного круга — лучшее что писал Аберкромби IMAO.

Новое поколение, новые декорации — , казалось бы это прием заезженный и истертый — но есть большое «но», господа!

Савин, Рикки, Орсо на голову интересней картонных родителей, и этим я несказанно удивлен — автор развивается, растет.

В оригинальной трилогии у Аберкромби было два персонажа, которые, на мой скромный взгляд, ему безусловно удались — Логен и Глокта, (Баяз за скобками)

При этом персонажи второго плана у него традиционно сильные. (а какая получилась Изерн?)

В Стирийской части уже лучше.

Меркато, Трясучка, да и старые знакомые раскрывающиеся по новому — это уже существенный шаг вперед в плане созидания душ своих героев.

Здесь же, три главных героя прописаны здорово, им хотелось сопереживать и книга была прочтена на одном дыхании.

Про саму историю, что-то пока сказать сложно.

Как таковая она еще только завязалась, пока нам только показали клетчатую доску и поставили рядом на стол разноцветные фигуры, и чем это закончится неясно, даже как будут играть не ясно.

Ясно только, что ХепиЭндов не будет, это же Аберкромби.

У него в очевидном плюсе остается только Байяз. Хотя может автор и удивит нас всех в конце?

И лысый паскудник таки будет низвергнут?

А может, чем черт не шутит,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Джо замахнется на всячески обхаживаемую со времен Корвина и Дейдрэ авторами от Мартина до самого же Аберкромби тему изображения инцеста в положительном ключе.

Никто пока не решался довести такое до конца. Мораль, цензура — все дела. Хотя от человека у которого положительные(или скажем неотрицательные) персонажи порой закусывают человеченкой можно такого ожидать

Потому что, как мне видится, здесь это могло бы быть сильным ходом.

А может и нет, будем посмотреть.

В общем получилось так: Меньше битв, Меньше кишок, Больше внимание персонажам, больше психологии, больше секса, больше обмараных девиц, великолепная завязка трилогии — такую книгу точно стоило прочесть, всячески рекомендую.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря книга похожа на еще один спин-офф первой трилогии, типа «Герои» или «Красная страна». Самих событий в книге не так много, а персонажи, особенно их диалоги и внутренние монологи, сильно напоминают предыдущие книги. Я понимаю, что у Аберкромби есть мысль, что люди в течение своей жизни мало меняются, и из поколения в поколение свершаются те же ошибки, и люди в принципе похожи, но в десятый раз слушать как Сулфур пристает к людям с советами а его принимают за ненормального или жулика тоже надоедает. Возможно в следующих книгах он перевернет все с ног на голову и окажется что он просто играл на ожиданиях читателя, но пока это все выглядит как повтор.

Байаз и Сульфур уже начинают раздражать. Такое чувство что они вставлены в сюжет искусственно. Они раскрывает некоторые подробности того, что творится в мире, напоминает что магия уходит, излишне образно рассказывают про власть, деньги и т.д. Что они за люди непонятно совершенно, даже с учетом прошлых книг. Из-за того что они повторяют одно и тоже и только и делают что болтают с другими, появляется стойкое ощущение что они просто пара маразматиков. Искренне надеюсь что их либо убьют, либо окажется что их самих все это время за нос водили, или, каким-то чудом, их разовьют в интересных героев.

Новые персонажи вообще-то порадовали, помимо Лео и Стура, но последний хотя бы отыграл в конце. Немного бесит что практически каждый новый персонаж связан с героями предыдущих частей, выглядит это как неприкрытый фансервис.

В целом Джо довольно медленно выкладывает свои карты на стол. Хотелось бы верить что дело не только в желании написать побольше книг, чтобы потом побольше их продать.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как писал Сапковский, если автор больше не может выжать ничего из своих героев, он начинает писать про их детей. Героями первой книги новой трилогии Аберкромби «The Age of Madness» стали дети персонажей из предыдущей — «The First Law» — Савин дан Глокта (приемная дочь Глокты, понятно) и принц Орсо, сын короля Джезаля. Что несколько обидно: со сменой поколений характеры не поменялись: Савин во многом такая же уверенная, сильная и безжалостная, как и Занд дан Глокта, а Орсо — такой же напыщенный болван, по факту представляющий собой пустое место, как и его отец. Автор мог бы хотя бы ради фана поменять эти характеры местами.

Кому как, а первую трилогию лично для меня сделал персонаж Глокты — за ним было интересно следить, и я ему очень сочувствовала. С Савин такого не получилось, увы: читая про все ее несчастья в Вальбеке, я думала, что она получила по заслугам; Орсо, в общем, тоже не вызывает ни симпатии, ни сочувствия — его отец хотя бы прикладывал усилия, чтобы победить в турнире.

Неожиданно более симпатичной оказалась «Северная» часть, в которой соединенные армии Союза и Протектората (наиболее разумных северян) воюют с северянами, которых возглавляет сын Бетода. Девочка-провидица Rikke оказалась очень удачной находкой, представляя собой комический и приятный персонаж, за которого можно искренне болеть. Ее приятель The Young Lion скорее вызывает раздражение сродни принцу Орсо своим полным отсутствием мозгов и ни на чем не основанной самоуверенностью. На мой вкус, два таких героя в одном романе — уже перебор. Собственно, уже было замечено, что женские персонажи в «Немного ненависти» сплошь умные и сильные, а мужские — самоуверенные кретины, которые на самом деле ни на что не способны; очень мужененавистнеческий текст получился. Единственный мужской персонаж, который додает за остальных — это пару раз эпизодически появляющийся Занд дан Глокта. Именно он в реальности и правил страной все это время, как выяснилось; впрочем, не то чтобы были какие-то сомнения.

Зато в отличие от первого романа цикла «Кровь и железо», здесь уже есть явный и законченный сюжет, даже два, потому что «северная» линия войны с сыновьями Бетода никак сюжетно не пересекаются с «южной» — подавления восстания рабочих в Вальбеке, кроме как на итоговом параде, который и завершает книгу. Но чего не хватает, пожалуй, так это былого размаха: в «Первом законе» была империя Гуркхула с ее злодейскими Едоками, была древняя магия из дома Делателя, было путешествие на край света. Здесь же мир Земного круга вступил в эпоху промышленной революции, и хотя маг Баяз периодически появляется в тексте, но ничего толком не делает, и нет явного красивого задела на следующие книги.

Читала с интересом, и следующие книги трилогии буду читать, но так ждать, как эту — наверное, уже нет. Если только Баяз не тряхнет стариной и не устроит этому мирку фабрикантов какой-нибудь катаклизм или хотя бы настоящую пролетарскую революцию.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ждал большего. Гораздо большего. А получил хорошее добротное, но не больше.

О плюсах уже много сказано. Я все же о том, что цепануло скажу.

Юмор? Черный юмор? Увы, почти не заметил. А вот повторов набора приемов для привлечения подростков заметил. Многие говорят, как подростки, ставящие себя среди сверстников. То же самое и про секс. Реализм это сплошные понты, вонючий секс и обосранные штаны? Не без этого. Но, у автора на этом и заканчивается реализм.

Чуется, что современные либеральные ценности все больше убивают реализм в литературе. Все больше тёток машет мечами. А если взглянуть на героев, их характеры и вообще типаж, то... феминизм и прочие ЛГБТ явно будет довольно. Не знаю. Может автор и специально это делает, прикрываясь от возможных нападок. Может и так.

Большинство новых персонажей, это чуток подкрашенные старые персонажи. Большая часть детей пошла в отцов. Да, есть новое и интересное. Но, большей частью новинки и находки из первой трилогии, стали штампом в этой книге. А вот, принц Орсо это уже высота, которую жаль, что взяли. Читая его линию я сперва слегка оторопел и не поверил тому что читаю. Братцы, да ведь это уже плагиатом пахнет. Принц Орсо и принц Хэл это один и тот же персонаж с одной и той линией мотивации. Автор бессовестно взял известную линию известного персонажа и перенес к себе. Жаль Фальстафа не прихватил. Не проиграл бы.

Увы, и подобных раздражающих моментов нашел для себя многовато. При этом готов согласиться, что книга отличная и читается на одном дыхании. И уж конечно буду ждать продолжения. При чем с нетерпением.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Надо было дождаться выхода всех книг, но это ж не наш метод — думать наперёд. Теперь буду страдать.

Резон тут ещё и в том, что часть моих вопросов, возможно, получит ответы уже в следующей книге — и прочитав всё скопом я бы даже не додумался их задать.

Из плюсов:

1) История Огарка — невзрачного паренька из массовки, который после смены сторон остался винтиком в механизме. В нём чувствуется индивидуальность, но нет ни единой харизматичной черты и даже автор практически не даёт ему слова. На контрасте с прочими героями это трогает.

2) История Клевера — человека без амбиций и чести, который об этой жизни реально что-то понял. Его второе убийство — та решительность, с которой оно было совершено — удивило меня даже при том, что я знал о нём из спойлеров (про намёки от автора уж и не говорю).

3) История Броуда — этакого Логена со сглаженными углами, но такой же способностью просрать своими кулаками всё хорошее. У него нет раздвоения личности, просто он «всегда на взводе».

4) Горст — по-прежнему один из самых удачных персонажей Земного Круга. Особенно в сцене тренировки с Савин.

Из минусов:

1) Союз — трещащий по швам, раздираемый внешними и внутренними врагами. Стирию как отдал на халяву в «Лучше подавать холодным», так и не смог вернуть. Север почти пролюбил тем же манером, да и пролюбил бы, если бы не чудо божие. Дееспособной армии нет, дворяне потихоньку борзеют, смерды борзеют быстро и решительно. Пародия, а не сильная держава. И это при том, что многомудрый Баяз уже двадцать лет как вернулся.

2) Сам Баяз — не только потому, что превращает свою страну (собственноручно когда-то созданную) во вторую Старую Империю. Но ещё и потому, что выхолостился до какого-то двухмерного злодея.

3) Акцентируемая шаблонность как средство выразительности, которую Джо слишком полюбил. Я говорю о, например, фрагменте, где принц Орсо пошёл клянчить деньги на военную компанию. Сначала к лорд-маршалу Бринту, потом к лорд-канцлеру Городецу, потом к архилектору Глокте — все трое ему отказывают и каждая сцена завершается нарочито одинаковыми максимами:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

"– Ваше высочество, – и лорд-маршал Бринт испустил вздох, в котором звучала бесконечная усталость, – это всегда вопрос денег.»

"– Ваше высочество, – и лорд-канцлер водрузил стекла обратно на переносицу, – это всегда вопрос приоритета.»

"– Ваше высочество, – и архилектор Глокта улыбнулся, снова демонстрируя зияющую дыру в передних зубах, – это всегда вопрос политики.»

Чего бы Джо ни хотел этим добиться, получилось просто довление автора над персонажами.

О новых героях (помимо тех трёх, что пролезли в плюсы):

Вик — неплохо, но слишком прямолинейно. Её история могла бы выглядеть интересно и выразительно, если бы не имела прямого аналога — истории Салема Реуса.

Орсо — поначалу смотрелся забавно со своим самобичеванием, но потом автор поставил его в колею Джезаля. Вообще Джо стал тяготеть к шаблонности и в прорисовке персонажей тоже (или я должен был назвать это аллюзиями?).

Савин — образ то ли с претензиями на многогранность, то ли на самом деле многогранный. Смотря как будет раскрыт в дальнейшем. Пока у меня цельная картинка не складывается.

Стур — тоже потенциально интересный образ, но что-то мне подсказывает, что автор на него забьёт. Так же, как забил на Кальдера.

В целом, книга неплоха. И я надеюсь, что дальше Джо разгонится. Тем не менее, в значительной мере она держится на прошлых наработках и даже без учёта этого заметно уступает «Героям» и «Красной стране».

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх