FantLab ru

Джо Аберкромби «Мудрость толпы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.28
Оценок:
426
Моя оценка:
-

подробнее

Мудрость толпы

The Wisdom of Crowds

Роман, год; цикл «Земной Круг»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Хаос. Ярость. Разрушение.

Грядут великие перемены. . .

Говорят, чтобы изменить мир, нужно сначала сжечь его дотла. Теперь это убеждение будет проверено в горниле революции: ломатели и сжигатели захватили рычаги власти, дым бунтов пришел на смену промышленного смога, и все должны подчиниться мудрости толпы.

Лео дан Брок, которому больше нечего терять, полон решимости стать новым героем новой эпохи, а гражданка Савин вынуждена переключиться с бизнеса на выживание, прежде чем она сможет добраться до искупления. Орсо обнаружит, что после того, как мир перевернут, никто уже не может быть ниже монарха. А на кровавом Севере у Рикке и ее хрупкого протектората заканчиваются союзники... пока Кальдер Черный собирает свои силы и замышляет месть.

Банки рухнули, солнце Союза разрушено, и в темноте за кадром нити безжалостного плана Ткача медленно стягиваются воедино. . .

Примечание:

Рабочим названием романа было «A Beautiful Machine».


Входит в:



Мудрость толпы
2022 г.

Аудиокниги:

Мудрость толпы
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Wisdom of Crowds
2021 г.
(английский)
The Wisdom of Crowds
2021 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Внимание спойлеры, в спойлерах!

Долгожданное окончание новой трилогии, восторженные отзывы, активная тряска заслуженными ранее регалиями, масса сил и средств вложенные в маркетинг, заведомый хит продаж. Однако это уже не Аберкромби, это средний, согласованный продукт, без особых элементов тёмного фэнтэзи, соответствующий всем западным, современным трендам, Первое, что я заметил, что мне очень часто приходилось пропускать текст абзацами, не столько из за лени, сколько из за низкого качества содержания. Излюбленный прием большинства ленивых, но жадных авторов, по двадцать раз кропотливо и многословно, при каждом удобном случае углубляться в переживания своих персонажей, накидывая приевшуюся экспозицию снова и снова, не привнося чего то существенного, как правило это один из способов раскрывать и развивать своих персонажей, правда в жанре Фэнтэзи, как я слышал, есть еще возможности делать это еще и через интересный экшен. Судя по итогу истории и последствиям для многих персонажей накидывание текста было нужно преимущественно ради объёма книг.

Персонажи новой трилогии мне не понравились и в третьей книге ничего не изменилось, не уверен даже, что они нравятся самому автору, некоторые из них, удивительным образом, перестали развиваться, некоторые даже совершили круг в характере и вернулись к тому с чего начинали. Везучесть женщин и их доминирование в сюжетных «Вот это поворотах» откровенно бросается в глаза. Ладно, ок, женских персонажей больше, но почему мужики практически все ущербные, почему им так категорически не везёт, не слишком ли сильный перекос? Равноправие это не когда поровну, а когда у кого то ровнее? А давно ли жанр Фэнтэзи стал преимущественно женским? А долго ли в такой подаче нужно писать?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Даже сложно вспомнить, кого из женских персонажей убили... Кроме карикатурной злодейки не могу других даже вспомнить, причем к ее смерти приложила руку женщина, а не ненавистный спермобак. Предательницу северянку помиловали, Вик кинула умнейшего и интриганистого персонажа как дешевку, Селеста дан Хайген, при полной своей глупости выжила и даже попала в Закрытый совет, Рикке с плоско прописанной подружкой всех обманула и ничего ей за это не было, Савин снова богата, знаменита еще и необычайно властна ...бесконечно упарываясь жемчужной пылью и т.д. и т.п.... Зато мужчины в Земном круге мрут пачками, главных и второстепенных персонажей, не смотря на всех их заслуги и ранние арки, косят без затей и особых изысков и просто потому что, они отупели, деградировали, их время ушло, а выхода на пенсию без позора заслужил только Логен в Красной стране.

Последнему тому, являющейся по идее кульминацией трилогии, на удивление не хватает битв, сражений, ативных противостояний. В книге имеется одна полноценная битва. Ее сложно назвать увлекательной или даже драматичной, предполагаю она должна была такой казаться, но никакого Вау эффекта, переживаний или любых эмоций, кроме раздражения, она не вызвала.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не знаю, кого могли удивить эти потуги, в стиле детского утренника, изобразить ссору с союзниками, как и нагоняемую слабенькую интригу с разоблачением предателя в своём тылу. Это выглядит натужно, очень многое в новой трилогии выглядит натужно, тяп ляп и так сойдет, в жопу реализм, натягиваем сову на глобус. Ну допустим, вот есть некий Гвоздь, вожак отряда, верный союзник и это всем известно (так как он не гомосексуалист, инвалид и вообще непозволительно мужественный раскрывать автор его не стал), у Рикке с ним интрижка, едва ли это секрет в этой большой деревне именуемой столицей. Как можно было правдоподобно изобразить ссору? Ну например он мог бы без разрешения особо жестоко убить пленных, вызвав осуждение и правдоподобные кривотолки о его вменяемости, плюс была бы уместная отсылка к Логену, его бы правдоподобно выгнали, но нет, они вдвоём устроили дешёвый спектакль, изобразили обиженок и таким незатейливым образом обвели вокруг пальца и весь город и предателя и даже, ранее не глупого, Кальдера, ха ха ха. Это отвратительно. Сама битва это тоже тот еще балаган. Извините, а куда пропали относительно более хитрые тактические битвы на Севере? Они умерли вместе с Бетодом? Теперь все после него воюют толпой стенка на стенку? Внезапно выбегают из за близлежащих кустов, холмов, побеждая так раз за разом многочисленного врага? Разведки нет? Были же отряды, разъезды, разведчики, в конце концов Кальдер же был известен хитростью и острожностью, но, вдруг из него сделали сериального Джона Сноу, атакуем прямо с марша, без головы и подозрений, ни осады, ни построений, чисто дурачёк на эмоциях. Это не холодный Север, а страна волшебных поней, где жестокость и суровость начиная с первой книги была характерной линией всего региона. Куда то без помпы и пафоса, совершенно скучным образом слили фаната остеопатии, а зачем вы его в книгу ввели? И чуть не лично, где то в лесу, его убила, совершенно кринжово воскресшая, колдунья из первой книги, мерзкий спермобак, так тебя! Это совершенно ненужное воскрешение, это наверно такое извинение за суровость по отношению !даже! к женским персонажам в первой трилогии? Вот извините госпожи активистки, что я себе, как автор, на жестокости и реалистичности имя создал, я исправлюсь всех незаслуженно убитых женщин сейчас верну, перевязав им даже расколотые до жопы черепа. Это какой то бред.
Новому Аберкромби очень не хватает былой брутальности, взрывов, даже маскульности, как будто автор сжат в рамках низкого возрастного ценза и современных правил повестки, нет тут ни особой крови, ни особой жестокости, что впрочем не мешает персонажам, совершенно неаппетитно спариваться, смачно сморкаться, особенно на Севере, все рыгают и активно демонстрируют свою приземлённость. Основной конфликт трилогии, как и увы предполагалось, свёлся к борьбе с социальным неравенством. Порно пародия на Французскую революцию и даже начало Наполеоновской эпохи, хм... А почему, если автор замутил своего Наполеона на минималках, нельзя было добавить сражений пожирнее, вместо сражений у нас снова куски экшена глазами посторонних лиц, клиповый монтаж, попытка вызвать сопереживание за их боль, страх и страдания? Это не работает в книге, Аберкромби не Дюма и нагло наступив на проторенную тропу выглядит любителем. Поведение народных масс смотрится искусственно, линия восстания недоработана. Не хватает подробностей, устройства мира вокруг персонажей. Аляповато накидана экспозиция и в итоге огромный город держит несколько сотен сжигателей (ломатели будто вообще из сюжета устранились), как им это удаётся в хаосе, ну да, есть же еще сменившая сторону инквизиция, структура ее стала еще более мутной и удобной для сюжета. Персонаж Вик один из самых скучных и пресных, как и вся Инквизиция целиком.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Армия роялистов подходит к городу, а в городе, где уже долгое время зверствует с казнями секта Сжигателей активно работают, дымят заводские трубы... кхм! То есть этих ужасных угнеталей и кровопийц хозяев заводов пароходов казнить почему то не стали? Про ужасы капитализма нагоняли с первой книги, но линию эту довести до логического финала довести не смогли? Вот они ваши угнетатели, вот их помошники, вот рабочие получающие больше других. Ну давайте реалистично показывайте Мудрость толпы в тяжёлые времена. Нет, скомкали, выбросили, проехали. И так во всём. Разбежались, прыгнули, приземлились на лицо. Могёт новый Аберкромби. Могёт. Да даже прикрученная нитка сюжета о заднеприводности Лео не доведена ни до чего, 2100 страниц мало, чтобы даже эту идею довести до перелома... прохода... дымохода... Нахрен она вообще была нужна? Отработали норматив по геям. И калекам заодно.
И речь не про жестокость и зверства толпы, это то описывать легко, опасность народных толп рассказывают даже детям на ОБЖ. Речь о том, что конечная цель всей этой истории показать, что люди это туповатое, хаотичное быдло, восстания это плохо, свобода это обман, сиди, терпи, а то хуже будет, обманут, убьют или вы, что хотите, как в СССР или Китае?! Всё это однако подано топорно, примитивно, без особой тщательности и души. Душная агитка для детей, но с смехотворной претензией на оригинальность. Начал автор Земной круг с удачной переработки Властелина колец, а заканчивает простеньким плагиатом на французскую революцию и пожиранием собственных заслуг и героев из прошлых книг.

Всё хорошее, особенно персонажи, что было у Аберкромби было пущено под нож в угоду новым трендам и требованиям издательства. Нельзя брутальность, реализм, жестокость, даёшь толерантность, инклюзивность, позитивная подача ЛГБТ, отдельно пропишем, что геев убивать или обижать нельзя, побольше сильных женских персонажей, в отделах о правах чернокожих просят добавить негров, всмысле в вашем мире их нет?! Эхх, эти чёртовы контракты за 2011 год... Ну ладно добавляем гурков, исключительно положительных, заодно норму по имигрантам закроем. Абсолютно тоталитарная толерантность, вымученно прикрученная сверху, она верховодит над любым здравым смыслом, уничтожая любую возможность удивить. Тёмное фэнтэзи? Теперь похоже всё современное фэнтэзи будет цвета радуги. Кто главный злодей в трилогии? Толпа голодного быдла? Сжигатели? Жадные богачи? Байяз? Стур Сумрак или Кальдер? Все они смотрятся бледно и неполноценно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Байяз в конце это, как плевок от автора, сейчас вы прочитали 3 толстенные книги вымученной пустопорожней ахинеи, без какого то глубинного смысла, но смотрите, вот тут припасены интересные герои, одержимые местью и не лишённые потенциальных талантов. Примерно с такой же расстановки начиналось Кровь и Железо. Только вы про них не скоро почитаете. Даа, старина, даже не знаю, как тебе сдюжить с этими МэриСью, женщин убить точно не получиться, надо срочно стать, как минимум чернее, это добавит сюжетной брони +25. За Байяза отдельный минус. Чуть ли не предпоследний выживший персонаж первой трилогии, на которого автор полюбившимся способом навесил все грехи местного мироустройства совершенно не выглядит ни зловещим, ни величественным, его мало, персонаж с таким огромным потенциалом и таинственной предысторией после первой трилогии из раза в раз представляет собой зловредный манекен с косплеем жадного Мистера Краббса из Губки Боба, с невнятной мотивацией и еще более невнятной аркой и развитием. В Героях с большими потерями он практически принуждает Север к личной лояльности, но через 15 лет про это все забыли и начали своевольничать. И, если подобное, в той же первой трилогии, наравне с угрозой от Пророка, было его мотивацией к активным действиям и началу истории про Земной круг, то во всех последующих книгах Байяза будто подменили, бесконечно бубня про Прогресс (этот фетиш с Прогрессом был бы понятен для Делателя), всесильный маг умудряется просрать все полимеры на детской разводке с восстаниями, лишиться банков, влияния, даже на Севере, лишиться !единственного! опасного помощника, до этого проиграть несколько воин в Стирии и т.д. и т.п. Элементарно возник вопрос почему дедушку тихо не зарезали или не пристрели из арбалета, учитывая, что он не бессмертный и не всесильный, эти очевидные проблемы в сюжете автором не удостоились проработки. Давайте лучше 20 раз про занюхивающие дорожки Савин почитаем, кажется она еще недостаточно вынюхала для раскрытия глубины характера... Возможно автор решил заморозить развитие Байяза и продолжить его в следующих книгах, однако этого очень не хватало в этой трилогии, потому что пострадала логика всего повествования.
Разочарование и неприятие новой реальности, такое ощущение возможно у многих старых фанатов. Но растущие поколения с непониманием отнесётся к многим указанным притензиям. Эта трилогия проходняк, текст растянут унылой долгой рефлексией, рассказанная история плоская и кособокая, держащаяся на соплях главных героев, персонажи не вызывающие сочувствия и интереса, их развитие, как и регресс совершенно карикатурные или искусственные. Мир становится всё более глупым и неправдоподобным, автор передергивает и подстраивает его, как удобно ему, наплевав на законы логики, экономики, истории и особенно на свои же, ранее введённые, правила. Совершенно идиотский сферичный в вакууме Прогресс раздражает сам по себе, железные дороги они собираются строить, не иначе вашему голожопому отребью в виде населения надо уже вагонами эти нахрен никому не нужные тысячи тонн тканей отгружать. Экономика и торговые взаимоотношения мира не описывается, а то что описывается нигде не подтверждает надобность этого Прогресса и рекордных выработок всякой ерунды с заводов. Знаете людям нечего есть и нет денег на еду и кров, но заводы выпускают иголки миллионами штук. Прекрасно. Нахрен айфон в каменном веке, без электричества? Иголки, ткани, еще какая то чушь? Автор не в состоянии даже огнестрельное оружие в своем мире полноценно оправдать и применить, не считая сцены в Героях и битвы во втором томе этой трилогии, где пушки вообще упоминаются но являются второстепенным средством, в голове рисовался такой ветхий арсенал времен Ивана Грозного, нет ружей, за то будет железная дорога, война двигатель прогресса, везде кроме мира Аберкромби, где двигателем Прогресса выступает стремительно деградирующий лысый старый интриган с мутной мотивацией. И отмаза про фэнтэзи не проканает, слишком много уже заимствовано из реального мира, магия ушла, халтура и порнопародия на самого себя осталась. Придумывать новых персонажей, которые на удивление умудряются вызывать только скуку и даже отторжение сильнее, чем заявленные злодеи, это сомнительная новая, но уже закреплённая фишка, впервые я это почувствовал в Красной стране, там впервые начались проводы старых героев и замена их серыми, унылыми, непримечательными, но никого не обижающими персонажами. Джо это не Прогресс, это Деградация. Может быть лет через 5-10 накрученный корпорациями истеричный террор всеобщей толерантности закончится и творцы смогут вернуться к свободному творчеству, не боясь в своих выдуманных вселенных вершить судьбы мира не через цензуру, вечно обиженных меньшинств, а по своему виденью мира и таланту, по пока просвета и такой идеи в тексте нет. Раньше популярность у читателей двигала книги вперёд, сейчас же начали больше тратить на рекламу и закидывать любые бренды и заслуженные имена под каток современной повестки, не думая о старых фанатах и о последствиях для всего бренда в целом, боюсь, что автор имеет шансы закончить свой творческий путь, как и его персонажи постаревшим, беззубым и безопасным, использованным, морально высушенным и выкинутым на помойку истории. Но пока денег на рекламу не жалеют это как то будет продаваться. Уже можно снимать совершенно «безопасный» стерильненький сериал, с чёрными эльфами правда косяк, нет их... Но это пока. Поживём, увидем.

Оценка: 5
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не, ну это уже не смешно. Я уже оставлял как-то отзыв на новую трилогию Аберкромби, упомянув то, о чём, должно быть, не подумал только ленивый. Новые герои по большей части отстойны. Не тянут они, как ни крути. Нет такого захватывающего переживания, как было, к примеру, в тех же *Героях*, а то вообще одна книга, заметьте.

Помимо упрощенного сюжета и не столь цепляющих диалогов хочу отметить следующие вещи, как по мне, рушащие устоявшиеся характеры героев данного цикла, а так же попросту нелогичные вещи. Далее спойлеры.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1) Савин переобувается на лету. Подаётся это, как то, что она меняется под гнетом обстоятельств, однако, на деле — это буквально переобувание персонажа на лету. Метается туда-сюда. Пустое это, честно. Самый скучный персонаж, испытывающий примерно те же терзания про *плохое и хорошее* как и Броуд. Вот только ветка Броуда и та зашла мне больше.

2) Глокта. Ну тут, типо, клиффхенгер. Он придумал всё и вся. Ага. По факту, представили это как продуманный план по захвату власти. Однако, я так и не понял для себя, как читатель, что конкретно его не устраивало при правлении Байяза и Ко? Союз был сильнее. Прогрессу особо не мешали. Он был при деле и воспитывал дочь, обладая властью третьего человека в стране. Теперь же он как бы у руля власти, но в общем-то играет даже меньшую роль в стране, нежели имел до Революции. В чем логика? Для Народа не стало ни хуже, ни лучше. Исключая, конечно, смерти. Для него самого и его семьи — тоже нет изменений. Савин и так каталась как сыр в масле. Ну будет теперь она как бы королевой. Но так она и так была как бы королевой, при этом, если бы не мятеж Брока — вполне возможно она так же заседала в Закрытом Совете при Орсо. И так же имела бы в будущем детей, имевших право на трон. Да, Орсо бы оставался помехой — но они ж любят друг друга. Короче, такая же логика, как в тот раз, когда Орсо и Савин узнали, что они братья и сестра. Да ё маё, это же тёмное фэнтэзи, ну трахаюца они и что? Где-то один Джейме ржет в голосину.

3) Орсо слили. Я понимаю, что это такая мораль Аберкромби. Что надо не быть слишком хорошим, иначе помрешь. Но Орсо и не был. Да, на фоне всех остальных персонажей, он, должно быть, наиболее *добрый*. Но вот так просто сливать его. Даже не знаю. Я до сих пор держу обиду за Джезаля, который в первом цикле книг представлялся более интересным, чем его же образ в новой трилогии. Джезаля так же слили просто так. По тихому.

4) Статичный мир. События только там, где есть события. Нет ни вторжений на юге, ни на западе. Ни на востоке. Стирия ждет (хотя у них там 3 войны с Союзом были), Старая Империя ждет (хотя нам уже несколько раз упоминали, что там и маг свой верховный есть и вроде как уже войны устаканились). Гуркхул тоже ждет. Все ждут. Ну вот нельзя разве было уделить пару отрывков тому, что вот там и там начинаются проблемы. Где-то ходят слухи о вторжении. Там и там видели новых едоков. А тут вроде и *красная страна* бы взыграла, через Старую Империю.

5) Рикке сосёт. Нет, честно. Её линия тоже не очень понравилась. Из-за откровенного спойлера еще в предыдущих книгах. Долгий взгляд. Долгий взгляд должен работать на персонажа! Он должен знать и строить грамотные стратегии. Необязательно в видениях Рикке было указывать такие жесткие отсылки к тому, кто кого победит в итоге. А тут ведь он ещё напомнил под конец об этом. И дал новые спойлеры относительно следующих книг. Ну вот зачем? Интригу можно сделать проще. Не играясь со спойлерами.

6) Кальдера слили. Любимый персонаж Севера. В героях представлялся одним из умнейших. Тут деградировал.

7) Йору слили. Разноглазый ученик Баяйза представлялся интересным персонажам с непонятным бэкграундом. КОТОРЫЙ МОЖНО БЫЛО БЫ РАСКРЫТЬ.

8) Байяз. Опять сосет. Только и делает, что сосёт после оригинальной трилогии. Если он такой *Ткач* — то почему постоянно сосёт? Где его мега силы? Где его союзники и ученики? Я уверен, что Йору не единственный. Где информация о других магах? Которые как бы есть. Где их планы? Где мировой экшон? Нет, вы поймите, что локальные истории тоже хорошо. Но такое ощущение, что Аберкромби хочет ещё книг 6 выпустить. Чтобы закрыть всю историю. И еще 3 отдельных. Наверное, круто? Возможно. Но если опять введут персонажей для галочки — это минус.

9) Лео Дан Брок сосёт. А точнее его образ. Чё это он так поумнел за пару дней? Или сколько он там в камере сидел. Откуда интеллект взялся? Его же описывали глуповатым, но смелым. Солдатом, а не интриганом. Рост персонажа должен быть, да. Но для подобного роста мало просто потерять руку и ногу. Персонаж буквально должен провести несколько лет, черпая опыт и знания, в новых ситуациях или хотя бы учёбе. А что сделал Лео? Просто в камере два дня посидел. Нормально.

10) Слив Горста. Хей! Это же самый крутой фехтовальщик, кроме Логена. Слили просто об 10 тел на причале. Очень удобно. Такое ощущение, что автор просто не знал, как его убить. Поэтому сделал так, что Горст как бы героически прикрыл отход и самовыпилился. Горст описывался помимо прочего, как изобретательный боец. Он дрался в Героях и голыми руками. И не лез на рожон. При этом он не был глупцом. И не был трусом. Слить его можно было бы более достойно об ОЧЕВИДНО превосходящих его Едоков, которые как бы в книги имеются. Но тут Горст не может убить инглийцев десяток. И да, я знаю, что его убили болтом. Но он сам кинулся на арбалет. Зачем? На корабле есть узкие пространства. Дрался бы там. Задержал бы ЕЩЁ надольше, коль так решили слить.

Короче, книга нормальная. Вот только логики всё меньше. Сюжетных поворотов, ради сюжетных поворотов — всё больше. А мир, кажется, всё более локален и сосредоточен только на Адуе и маленькой части Севера. Надеюсь, следующая будет эпичной.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если вы не были в восторге от первых двух книг трилогии, то очень сомнительно, что придете в большой восторг от третьей. Что должно произойти с автором, чтобы в какой-то определенный отрезок творчества он начал писать фанфики на самого себя, да еще и не очень удачные? Загадка. Очевидно, что многие читатели после выхода «НН» и «ПсМ» вполне справедливо начали интересоваться у Джо: «А что, собсно, это было?», на что он, тоже вполне справедливо набычился и выдал на-гора третий том, заявив: «Не хотите читать об очередной войне Союза против Севера? Ок. Щас я вам политику покажу!» И… таки показал.

Почему издатель так самоотверженно из тома в том лепит на обложку словосочетание «темное фэнтези»? Еще одна загадка. Во-первых, оно совершенно не «темное» (ну так, легкий налет кариеса, если уж действительно за уши притягивать), а во-вторых, абсолютно не «фэнтези». То, что предоставляет нам Джо в трилогии «Эпоха безумия», это попытка в псевдоисторический роман. И не самая удачная, к слову. Но, справедливости ради, фантастический элемент в книге таки присутствует. Например, никем не замеченные многотысячные армии сжигателей/ломателей, марширующих к Адуе. Или два супершпиона – подросток и бабка, на коих держится вся разведка великого интригана и главного интеллектуала Севера — Черного Кальдера. Вообще, до самой последней страницы была надежда, что все написанное на протяжении безразмерных трех томов – это какой-то особо тонкий стеб автора, что вот-вот и настоящий Джо выпрыгнет из-за угла и громко рявкнет: «Ха-ха-ха, купились? А я пошутил!». Но нет, все: начиная от опереточных интриг и детсадовской политики, и заканчивая многостраничными диалогами ни о чем, преподносится на самых серьезнейших щах…

Ну ладно, сюжет никакущий, в принципе, нельзя сказать, что в первой трилогии Земного Круга был невероятный сюжет, но ведь в книгах не осталось и изюминок с вишенками! Та неповторимая динамика и кинематографичность, что выделяли книги Джо на фоне его коллег, исчезли напрочь. Все какое-то блеклое, вялое, вторичное, искусственное. Раньше его книги были какими-угодно, но не скучными. А сейчас? Первые 500 страниц откровенно тянет в зевоту. Жестокость ради жестокости и кровища ради кровищи – очень сомнительная ставка. Зачем столько времени посвящать бесконечным заседаниям? Зачем столько времени посвящать тому, кто и как грабил, бил, жег, если речь идет о каких-то даже не эпизодических персонажах? Зачем вообще в тексте столько откровенной воды и повторяющихся рефлексий? А когда наконец дело доходит до единственной батальной зарисовки, становится очевидным, что Джо окончательно устал от своего собственного амплуа. Битва за Карлеон – просто стыд.

Нет больше масштаба и эпика, нет драматизма, нет драйва, есть какие-то непонятные потуги в разборки уровня район на район (это в лучшем случае), а так – вообще метание совочков в песочнице. Главные же персонажи истории, как правило, выполняют одно и то же действие всю книгу – Савин сидит в своих хоромах, Рикке сидит на троне, Лео сидит в народном совете, Орсо – просто сидит, ну и Броуд на заднем плане бьет лица, а Вик и Клевер – мечутся между сторонами.

Кстати, кто-то из ораторов выше очень метко заметил, что книгам Джо стало не хватать маскулинности. И это чистейшая правда. За всю трилогию больше всего было написано о платьях, париках, косметике, корсетах, прическах, веерах, светских раутах, шляпках, женских склоках и соперничестве, ну и конечно же о самом модном нынче трэнде – месячных. Приходилось вновь и вновь открывать обложку книги, чтобы убедиться, что там все-таки написано Джо Аберкромби, а не, простите, какая-нибудь Джоан Аберкромби. При всех этих, непременно очень важных сюжетообразующих моментах, тот же Баяз, суть его планов и манипуляций получают от силы полтора абзаца экранного времени. Ну просто всё…

К тому же, всей трилогии и последней книге в частности катастрофически не хватает «мистической» сюжетной линии, которая бы освежила в памяти читателя всю тему с местными магами, их войнушками и магией в мире. И пролила бы хоть какой-то свет на то, что происходит в Земном Круге, помимо гоп-стопа в Адуе (который откровенно затянут и скучноват). Если автор считал, что ему удалось создать эффектную саспенс-атмосферу и раскрыть глубокий психологизм трагедии, то это слишком смело. Одной попой на двух стульях не усидишь, увы. Тут уж либо массчтиво, либо психологизм, высокие материи и сложные внутренние конфликты. От того и не верится во всякие «метаморфозы» персонажей и их метания.

Кроме того, не очень хорошо отразилось на повествовании то, что автор слишком уж заузил рамки истории, превратив ее в локальную заварушку, при которой: выйди из стен города и уплывешь в вакуум, в котором ничего нет, ну кроме абстрактного Севера, где всю книгу на троне (тоже в вакууме) сидит Рикке и вроде как правит.

Ну и напоследок пару слов о персонажах. Из накипевшего.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На персонажной ниве все без изменений. Как и первые две книги, они либо раздражают, либо вызывают недоумение, либо не вызывают вообще ничего. Наверно, мое мнение точно популярным не станет, но, елки-палки, меня неприятно удивило, как слили Сульфура. Бессмысленно и глупо. Трех едоков и шпионов под боком заметить ооочень сложно. Оп-оп, ловите быстрее очередной фантастический элемент до кучи. На протяжении всех семи книг, что Сульфур появлялся в кадре – оставался самым странным и загадочным героем. Единственный помощник Баяза, могущественный маг и едок. И что нам о нем рассказали? Ничего. Ни мотивов, ни причин служения Баязу, ни даже каких-то крох предыстории. Откуда он вообще взялся и почему стал едоком? Где пропали все остальные ученики Баяза, в то время, как у какого-то там Кхалюля их тысячи? Семь книг, Карл! Ну можно же было сподобиться хотя бы на какой-то бэк в последней трилогии? Неа. Ведь гораздо важнее где, с кем, как, в какие отверстия и в каких количествах совокупляется Савин.

Ладно, проехали. Идем дальше. Про Мэри Сью всея Земной Круг Савин просто даже сказать нечего. Самый раздражающий и неправдоподобный персонаж эвер, при чем защищен таким толстенным авторским магическим барьером 100-го уровня, что наверно даже сам Эувин поперхнулся бы, попытайся он его преодолеть. А попытки Джо вызвать у читателя какие-то переживания на эпизоде сбрасывания ее с башни, по-моему, вообще имели слегка противоположный эффект...

Странно, но почему-то жалость в этой книге вызывают исключительно Броуд и Лео, главные жертвы Савин. Каждый из них по своему расплатился за то, что купился на красивую обвертку, не сразу унюхав запашок гнильцы под ней. Первому теперь до скончания дней светит роль палача, второму – жизнь калеки. Орсо, еще одна жертва Савин, жалости, увы, не вызывает. Наверно, потому что данный персонаж не вызывает вообще ничего. Складывается впечатление, что Джо до последней страницы и сам не решил, зачем он был нужен в этой трилогии, ну кроме набивания дополнительных страниц благодаря пространным диалогам и совсем не смешным шуткам.

Баяз, засранец еще тот, и в принципе нет ничего плохого в том, появись у него достойный противник, поставивший бы старикана на место. На это было бы очень интересно посмотреть. Но видеть, как его, втаптывающего ранее в дерьмо самых суровых лидеров местных государств, отшивает какая-то там Рикке? Серьезно? Даже не смешно. И что, на милость, мешало Баязу на том же холме с Героями наступить башмаком на шею Рикке, заставив ее глотать собственную рвоту, как это было с Джезалем? Нуууууу…. Очевидно, что высокая политкорректность Первого мага! Или нет — присутствие Трясучки! Наверняка железный глаз, 100500 раз упомянутый в тексте, дает ему иммунитет к магии. Ога.

Рикке разочаровала. Полностью. В первой книге она поначалу вызывала симпатию и была надежда, что станет чем-то вроде женской ипостаси Ищейки. Надежный лидер, в котором так долго нуждается Север, единственный адекватный персонажем в книге. Ан нет! До мэрисьюшности Савин не дотягивает, но у дамы явно все впереди, руку на предательствах она уже хорошо набила.

Насчет Глокты и так уже было сказано очень много. От себя добавлю лишь то, что ни симпатии, ни восхищения он никогда у меня не вызывал. А после своего признания, что великий заговор всех времен и народов придумала его жена-алкоголичка… нуууу… нет слов, честно. Очень жаль, что из главных персонажей первой трилогии, именно он цветет и пахнет, а не Ищейка, или те же Джезаль с Логеном. Они хоть и не были положительными персонажами, но, как не странно, иногда вызывали положительные эмоции.

Ну и в финале книги симпу от меня словила Вик. Молодца! Очень эффектно показала Глокте средний палец (наконец-то, хоть кто-то!) и гордо ушла в закат. Аплодирую стоя. Надеюсь, у нее все отлично сложится. Кстати, так и осталось загадкой, почему никак не обыгрался факт, что Пайк ее родной отец. Допустим, ей было тяжело узнать Пайка с обожженным лицом, но он то свою дочь точно узнал, тем более, что Вик и своего реального имени не скрывает. Для себя объясняю это лишь одним – похоже Джо и сам об этом забыл. Ха!

Очень сомневаюсь, что меня потянет перечитать эту трилогию еще раз, в отличии от первой. Тут нет ни персонажей, ни локаций, ни сюжетных перипетий, которые хотелось бы освежать в своих воспоминаниях. Жаль. Еще один автор, от которого всегда ожидался определенный уровень – стал сомнительным товарищем, к чьим книгам теперь стоит очень критически присматриваться перед покупкой.

Оценка: 4
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса»

Такой фразой (для разнообразия приписаной Марксу) открывается одна из частей «Мудрости толпы». И она же лучше всего характиризует книгу (да и вторую трилогию в целом).

В мир Аберкромби приходит революция, на севере бушует война, интриги плетутся и во дворцах и в клозетах — казалось бы — идеальный котел, в котором сварится очередной шедевр. А вышел постный супчик, с кучей чеснока на дне.

Харизматичные герои и крутые повороты это два столпа на которых держиться каждая книга Джо, и в «Мудрости..» с ними беда.

Молодое поколение явно не дотягивает до уровня Логена, Коски, Шиверса, Глокты или Джезаля. По требованию бога из машины изворотливый и безжалостный инвестор превращается в всеобщего благодетеля, а из него в мудрого правителя и все это в течении пары месяцев. Отважный и глуповатый генерал становится ловким и изворотливым политиком-популистом, бьющим в спину и проворачивающего государсвеные перевороты по щелчку пальцев. Девочка-подросток обводит вокруг пальца одновременного и короля Севера и первого из магов. С Баязом ситуация совсем печальная — человек (?) создавший союз, а за ним и банковскую систему, не говоря уж о собственноручном уничтожении сотни магов-едоков — получает подсрачники от каждого проходящего. В деменцию впал? В связке с ним Глокта — три книги вымучивать гениальный план, достойный съедания чижика — деяние несколько грустное.

Выдавать неожиданые повороты (или хотя бы развязки) с такими героями тяжело. Линия с Севером прямая как палка вот уже три книги. Приходит злой злодей (теперь есть мужик собирающий кости и строящий из них повозки) долго и нудно нападает на город позитивных и веселых, получает леща в «посмотрим-на-все-глазами-маленьких-людей» битве. За «прилет орлов» стыдно должно быть автору, но было почему то мне. Ровно как и революция в столице — две трети книги ломатели и сжигатели ломают и сжигают, Брод сомневается хороший ли он человек (становится хорошим прочитав одно письмо

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
где написано «ты хороший»
, а Орсо окончательно становится мебелью, которую перемещиют из одного помещения с решетками в другое. По хорошему трилогия отлчино бы поместилась в одну увесистую книгу или в два тома (издателям тоже надо есть, все понимаем)

А за всем этим еще сильнее проступают минусы — мир настолько схематичный, что теряет целостность. Вроде как у Союза полно врагов, но во время революции они все пропадают. Чем вообще живет союз не ясно — то армия бунтовщиков собирается со всей страны за три дня, то целое войско лоялистов месяцами болтается по лесам (хотя находилось в паре дней пути от осажденой столицы). Первый из магов сидит в огромной башне, которую никто не может найти, кроме десятков случайных персонажей. Что производят многочисленные фабрики, с кем торгует Союз и зачем, что со старой Империей и Стирией..Этого мы не узнаем, пока по крайней мере. Зато щедрой рукой Джо отсыпал завязок на следующую трилогию.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, Джо Аберкромби закончил свою вторую большую трилогию в мире Земного Круга. С тех пор, как вышли три тома «Первого закона», английский писатель не сидел без дела — мир мага Байза, Союза и Севера пополнили три одиночных романа и сборник рассказов. И после двух первых романов в «Веке безумия» мне казалось, что автор готовится к какому-то яркому финалу, который бы перевернул Земной Круг вверх дном. Получилось ли у него?

Очень сложно ответить на этот вопрос, не рассыпав полную пригоршню спойлеров. Безусловно, Аберкромби не прекращает удивлять и иногда даже шокировать своих поклонников — некоторые ожидания сбываются, некоторые принимают причудливый оборот, а установившийся статус-кво в отношении чего-либо не живёт более чем на протяжении нескольких глав. Чувствуется, что это финал трилогии и важнейшая глава в истории сеттинга, прошу прощения за такой некнижный термин, но всё равно, ощущения законченности «Мудрость толпы» не оставляет. Очевидно, что впереди нас ждёт множество событий, и чувства завершённости нет и в помине, что меня лично раздражает.

Но это не так важно, потому что это Джо Аберкромби, и проведённые с книгой часы просто не могут быть потрачены впустую. Его герои всё так же переживают великие события, участвуют в них (вольно и невольно), становятся их причиной. Мир и автор не всегда справедливы к ним, но жизнь вообще несправедливая штука, не так ли? Савин, Орсо, Вик и компания по-прежнему обмениваются яркими фразами, способны на неожиданные поступки, открываются по-новому, и не всегда с лучшей стороны. Аберкромби не столь неожиданно жесток к своим главным героям, как Джордж Мартин, но в «Мудрости толпы» кто-то из читателей потеряет своих любимчиков, а кто-то не дождётся воздаяния за грехи нелюбимых персонажей — со мной так и получилось.

Аберкромби узнаваем с первых страниц — почти в начале книги он использует мгновенное перемещение между эпизодическими персонажами, приёмом, которым он столь блестяще описал битву во втором томе. Год назад это было просто невероятно, сейчас — просто хорошо. Мы узнаём, что думают персонажи, между их отрывистыми репликами, и тем самым узнаём их поближе. И так далее, и тому подобное — Джо остаётся блестящим писателем, и этот роман не станет его провалом.

В первой и второй книгах трилогии всё заканчивалось если не на клиффхэнгере, то просто на очень интересном месте, и читатель не мог дождаться следующей книги. Но заканчивать подобным финал — это почти манипуляция, и для меня это стало небольшим, но разочарованием от общей недосказанности и незавершённости, как и было сказано выше.

Тем не менее, «Мудрость толпы» безусловно рекомендована к прочтению, а я всё равно буду ждать следующего романа Джо Аберкромби.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данная книга, как и вся трилогия очень хороша для книг написанных в последнее время..... время ,как написал alexssk «тоталитарной толерантности» ))))))) Сравнивать с книгами написанными в 2006 — 2011 годах будет попросту не корректно, как мне кажется. Но уровень самого автора позволяет хотя бы дочитать до конца не смотря на все современные условия, которые необходимы для изданий. Возможно, я ошибаюсь, но скрытый смысл этой книги как раз и заключается в том, что самого автора как минимум раздражает(если не больше) это навязывание ему, и через его творения — нам читателям, определенных идей, ценностей и прочего « так правильно» . А иначе я объяснить все эти сюжетные обыгрывания и интерпретации разных революций не могу.

В общем читать однозначно стоит, но быть готовым к тому, что это не Аберкромби времен Логена ))))

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Старательно сделанное фэнтези с упором на политес, хотя и фишки волшебного свойства тоже сыграют свою роль. В основном Аберкромби в очередной раз бодро перерисовывает школьный учебник по истории, показывая ужосы революции, которая пожирает не только своих детей. Получается логично, но достаточно топорно, поскольку ответов на вопросы элементарного плана — откуда и за счёт чего снабжается столица Средиземья:), в условиях дикого саморазрушения и гражданской войны — нет ни полсловечка (продолжительность событий по книге — около года). Если по событиям на Севере хоть какое-то подобие реал политик имеет место быть, то в Адуе — только стенания о голоде, холоде плюс немного гуманитарной помощи непонятно за счёт каких источников. В реальности такие ситуации разруливались либо за счёт централизованного распределения от местных властей, либо — в случае отсутствия подобного — массовым бегством населения на подножный корм в сельскую местность.

Что касается интриг, интрижек, трагедий и драматических эпизодов, то их в романе есть. Собственно сей рОман из таковых событий и составлен — сплошные суды неправедные, предательства циничные, казни суровые и вообще -унылая пора высшей меры социальной защиты.

Кое какой великий сермяжный смысл под такую грусть — тоску все же подведён

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а именно — ударим революционным террором по магическому засилью денежных тузов
, но выглядит это на редкость абстрактно и неубедительно.

Сражения в романе также имеются (целое одно), но изображение побоища абсолютно детское, как и стратегии участвующих сторон

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
типа «мужики, их сто, а нас всего трое, давайте их окружим, они усрутся и разбегутся
.

Впечатление, что автор то ли не читал своих первых романов, то ли литературные афробританцы постарались, то ли одно из двух.

В целом разница в стиле с трилогией «Первого закона» — разительная, как оригинал и фанфик по мотивам.

Нельзя сказать, что произведение получилось существенно хуже, но это уже не темное фэнтези с героями, магией и практически хоррорными демоническими сущностями, а альтернативно-историческая сентиментальная эпопея борьбы за освобождение рабочего класса против расовой, сословной и половой дискриминации.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чтож, вот и прочитана последняя книга Эпохи безумия, которая, к сожалению, является слабейшей у Аберкромби из всех. 2/3 книги — бесконечное описание безумных судов над людьми, персонаж Судьи настолько не правдоподобен, что ничего кроме глухого раздражения не вызывает. Внезапно из книги куда-то пропали колоритные диалоги, их заменили скучные описания судебных процессов и внутренние самокопания главных героев.

4 из 6 основных героев(и все второстепенные кроме Глокты) попросту слиты, избежать слива удалось, разве что, Лео и Рикке. Рикке была единственной кто вела себя логично на протяжении всей серии и, пожалуй, является лучшим правителем из тех, что были показаны когда-либо в Земном круге, она всегда ставила во главе угла не богатство и личную власть, а благо своего народа. Вик, главное открытие предыдущей книги, в этой играла роль статиста, на ней автор попросту набивал слова, как в общем-то и на Броуде с Орсо. Лео из молодого льва превратился в искалеченного шакала с безграничным чувством жалости к себе и чувством зависти к окружающим, который предает союзников ради собственных амбиций и, на мой взгляд, у Аберкромби получился самый мерзкий персонаж из всех. Савин всю книгу рассказывала про то, как она изменилась, но по сути никаких уроков из всего случившегося она так и не вынесла, в конце книги все вернулось на круги своя. Клевер верен самому себе, самый ровный персонаж серии, но из-за резко просевшего качества диалогов в книге, он уже не кажется таким колоритным малым.

Все сюжетные линии трилогии в Мудрости толпы были закрыты, на все локальные вопросы(кроме смерти Джезаля, хотя тут тоже не сложно догадаться) были получены ответы, проблема заключается в том, что на подавляющее большинство вопросов можно было ответить не читая последнюю книгу, единственное что удивило это поворот с совой, это был чисто Аберкромбовский ход, который привел меня в восторг, но все остальное ни о чем. На протяжении всей книги складывалось такое ощущение, что автор неправильно распределил объемы серии и в итоге налил столько воды в финальную треть, что это стало практически не читаемым, никогда еще я не скучал при чтении книг Джо.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Простите, так уж получилось, что это скорее отзыв на предыдущие отзывы на книгу, чем на неё саму. Спойлеров очень много и я даже почти не закатывал их.

Завершение истории вышло в меру эпичным, не во всех случаях логичным, но нет ни одной сюжетной линии, которая меня бы разочаровала. Тут ещё надо понимать, что если автор закончил историю персонажа не так, как хотелось бы конкретному читателю — это ещё не значит, что писатель скатился, герой — скучный, а книга — фигня. Просто стоит смириться с тем, что у него своё видение придуманного им же, и, наверно, ему лучше знать, как действует придуманный персонаж — главное, чтобы это было обоснованно. Аберкромби явно поставил себе конкретную задачу — показать, что люди меняются, не всегда так, как им бы этого хотелось и не всегда к лучшему. А некоторые не меняются вовсе — и почти всегда это плохо. Что может изменить природу человека? На этот вопрос здесь у каждого нашёлся бы свой ответ, только по факту все они меняются под воздействием самых жёстких внешних обстоятельств и мало кто смог бы устоять в этой бури событий.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лео — не поумнел ни капли, с чего вы взяли? Он всё такой же простоватый солдат, который не разбирается в интригах, что блестяще доказывает его жена в одном из последних эпизодов. Савин из всех прошла минимальные изменения — простите за грубость, но я не знаю, как надо было читать книгу, чтобы не заметить — вся её благотворительность была дутой попыткой завоевать себе популярность в народе и укрепить свой авторитет и влияние. Орсо — его дуга характера самая выпуклая, но соглашусь, что и самая необоснованная — он слишком неожиданно ещё в первой книге стал жутко ответственным, но с этим допущением далее был вполне последователен, хоть и не стал ни умником, ни героем, ни хорошим политиком. Да и не было у него на это никаких шансов. Вик — жаль, не очень ясно, сколько ей лет, но она хоть заметно повзрослела морально, ценой чему стало полное разочарование в окружающих. Разочаровала линия Броуда, но он едва ли не самый логичный персонаж — этакий прокрастинатор, который вечно откладывает начало новой жизни на потом, но по факту не меняется ни капли, хоть и убеждает себя, что очень сильно хочет. Клевер — самый последовательный из всех, идейный принципиальный предатель остаётся всегда верен самому себе, какие проблемы? Это делает его сильно предсказуемым. Сама же Чёрная Рикке — да, почти Мери Сью, но и её дипломатические и интриганские сверхспособности можно списать на то, что она всё же с раннего детства жила при дворе своего отца и лично наблюдала всю политическую кухню Севера, прекрасно понимая, кто кого ненавидит-уважает-любит и т.д.

Байяз — тут да, слишком неясно, чем он толком занят все три книги и почему не интригует активно и вмешивается в события — возможно, в непереведённых рассказах и пишушейся повести описаны его дела за пределами Союза. Но я понимаю, почему Аберкромби так сделал — он хотел избавить сюжет от этого сверхимбового Первого Мага, полноценное участие которого сделало бы книгу бессмысленной. Финальный твист с Глоктой мне тоже не понравился — у читателя не было ни малейшего шанса догадаться о его истинной роли. Это граничит с откровенным мошенничеством, которое было в сюжете Heavy Rain, где ГлавГадом оказался тот, кто не мог быть им в принципе и не было ни единого намёка на его Гадство.

Многие прочие герои «слитые» просто символизируют, что их время — ушло, а они сами — реликт, которому нет места в этом новом мире. Горста очень жаль, да — он заслуживал гораздо более эпичной гибели, но, блин, это вообще достаточно циничная книга.

Может ещё создаться впечатление, что Аберкромби хотел поставить рекорд по мощным сюжетным развязкам — не все они удались, но всё же несколько раз за книгу я искренне офигевал от восторга. Не помешало бы больше обоснуя, но им было пожертвовано в пользу прочих составляющих истории.

В отзывах есть странные претензии к якобы схематичности, но автор рассказывает про Союз, а не про Стирию, Старую Империю, гуркхов или прочих. Да и почему они должны активно участвовать? Стирия пережила за три десятилетия три войны с Союзом и то, что один из ГГ пять раз брал штурмом стены её городов говорит о том, что эта война не прошла для неё легко, страна явно понесла тяжёлые потери, делающие невозможными активное участие в гражданской войне Союза, а восхитительная Меркатто была не в силах сходу разгромить врага. Гуркхи сами в раздрае — толпы понаехавших не дадут соврать, а реальные Сирия и Ближний Восток передают привет. Старая Империя вообще чёрт знает сколько в упадке и раздробленности. Да 90% претензий исходит из того, что люди книгу читали через абзац, могли бы просто честно признаться, что им просто не понравилось. Ну вот что значит, «войско лоялистов месяцами болтается по лесам»? Джо вот прямейшим же текстом показал, что даже они — уставшая деморализованная толпа, которая больше не хочет и не может сражаться, особенно осаждать численно превосходящего врага в прекрасно укреплённом городе. С этой точки зрения общественных и политических-экономических процессов книга вообще логична, реалистична и правдоподобна — я не знаю, где тут люди умудрились увидеть нашу революцию или китайскую, когда автор чуть ли не дословно переписал историю Великой Французской революции с её комиссарами и массовыми казнями, только тут уже «радикальные» замочили «умеренных», а Наполеон-Лео, реставрировавший монархию, пришёл через несколько месяцев, а не лет, да ещё интервенцию проводить было некому.

Что сильно разочаровало конкретно меня — обрыдший и устаревший ещё во времена Толкиена пророчество-штамп. Ну вот нафига оно нужно? Последнее видение Рикке — это как ложка известной субстанции, выплеснутая в лицо после замечательного праздника. Что потеряла бы книга, не будь здесь этой ереси?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Всё же сюжетный ход с Рикке, которая по полной эксплуатирует свой созданный образ был прекрасен, не стоило его портить и обесценивать.

А вообще да, Аберкромби во многом стал достаточно популярным писателем, чтобы его дежурное обругивание стало хорошим тоном. Хотя объективно — это небанальный автор, чьи работы не укладываются в большинство сложившихся шаблонов. Более того — он не стесняется ломать собственные традиции, что тоже многих разочаровывает.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на всеобщее обожание Аберкромби, я один из, наверное, немногих, кто не обожествляет его. Я обожаю фэнтези, особенно если оно глубоко продуманное, со множеством поворотов и яркими персонажами, существующими внутри живого пространства со своей экономикой и политикой, делающих этот мир настоящим. У Аберкромби есть все, кроме самой первоосновы — фэнтези. В трилогии Первый закон этого было относительно много — магия, едоки с разномастными способностями, берсеркер Логен со способностью призыва духов, потомки демонов, артефакты... То есть, получается, что автор придумал довольно интересную фэнтезийную составляющую только для того, чтобы в последующих книгах практически полностью ее отбросить. Иногда он даже издевается, вспоминая Кхалюля и Гуркскую Империю, куда отправилась Ферро, потомок демонов, чтобы убить императора, и вроде как ей это удалось, «что повергло весь Юг в хаос» (с). Я хочу узнать об этом, но Аберкромби лишь машет перед нашим лицом обглоданной косточкой, ничего не рассказывая.

Аберкромби сам говорил, что вдохновлялся Джорджом Мартином и его Песнью Льда и Огня, указывая, что там магия далеко не главная. Но ведь она там играет и далеко не последнюю роль. Не читал книги, но смотрел сериал, и при прочтении этой книги уловил несколько то ли отсылок, то ли оммажей, то ли плагиата, вроде пустого банковского хранилища. Иногда выглядело несколько нелепо. Но в отличие от Игры Престолов, Аберкромби будто боится убивать своих персонажей, лишь под конец погиб один третестепенный персонаж (Сульфур), один второстепенный (Горст), который помер вообще ни за что и очень глупо, и один основной (Орсо), который, по идее, умер еще в первой половине, а дальше были лишь предсмертные судороги.

Первая книга Эпохи безумия мне не особо зашла, поставил 7/10 на кредите доверия, вторая понравилась больше (8/10), но без изюминки, эта же немного лучше, но все еще 8/10. Автор сделал правильно, что сначала накидал общую историю на три книги, а только потом начал их издавать по очереди, пиши он на ходу, вряд ли сам справился со всеми этими перипетиями истории, даже если некоторые из них довольно предсказуемы. Например, Вик так была привязана к Огарку, который был похож на ее почившего брата, что ты прям начинаешь ждать, что он ее предаст, что в итоге и происходит.

Байяз как бегал в первой книге где-то на фоне, так до конца трилогии и продолжил бегать, а ты сидишь и наблюдаешь за ним, как из едущей машины за бегущей за ней глупой собакой. Глокта, сидя в инвалидной коляске, обогнал этого лысого мага, как черепаха зайца. А я напомню, что у Байяза опыта под тысячу лет, он создал Союз и контролировал его все эти годы, но в итоге профукал все за считанные мгновенья. При этом автор продолжает выставлять его каким-то гениальным манипулятором, но только на словах. Проворонил союз, потом решил поддержать Черного Кальдера в войне за Север, и тот с позором проиграл. Стратег тысячелетия, ничего не скажешь. У него в помощниках всего один едок! Всего один! Когда как Глокта нашел себе целых трех! Хотя Глокта тоже тот еще гений — перебить половину Союза, устроить массовую резню, чтобы избавиться от влияния Байяза, который, негодяй такой, наживался за счет простых людей (Кстати, зачем? На что он тратил деньги? А больше никто не наживался?). Но если не будет людей, то не на ком будет наживаться! Гениальный план! Что мешало просто раздербанить банки? Хотя один фиг они уже там собираются сами новые строить. Тогда что это вообще было?

Что автору действительно удалось, так это показать политику. Были плохие властители, появились революционеры, люди пошли за ними ради лучшего мира, свергли власть, ура! Но в итоге новые властители оказались простыми безмозглыми бандюганами, из-за чего народ стал жить в разы хуже, чем раньше. И что тогда сделал народ? Ни-че-го! Ибо не появился никто, кто смог бы их, как стадо баранов, вновь повести за собой. Тогда король, бывший властитель, с помощью разных союзников, довольно легко разделался с революционерами, ура! Но его предали, и вот у власти бывший соперник, практически не отличимый от самого первого короля до революции. Народу вообще плевать. Так что в итоге изменилось? Ни-че-го! Разве что появились тысячи невинных жертв. Политика! Отличный показатель — Савин, которая в первой книге была властолюбивой сукой (литературное слово), потом случился весь тот пипец, позволивший ей взглянуть на вещи под другим углом, а в конце она вернулась к себе прежней, едва ли сильно изменившись.

Немного о трендах. В прошлых веках была такая особенность, что прозаикам платили за количество слов (Толстой без денег не сидел), а поэтам за количество строк (Маяковский был тот еще хитрец), а в наше время, так получается, что просто необходимо впихивать повесточку, даже если это портит общее настроение картины. В первой книге Аберкромби крайне неумело показал сильных и независимых женщин, которые сильны и независимы только на фоне мужчин, которые показаны полными идиотами. Сейчас так выглядят 90% женщин в фильмах бездарных режиссеров. Лишь к третей книги этой трилогии Аберкромби как-то все же смог подстроиться и более менее уровнять персонажей, так что они выглядят более сбалансировано, хотя мужики все еще глупее и быдлее. Но всем этим Савин с Рикке далеко, например, до Рипли, Коннор, Зены и Беатрикс.

Процитирую читателя ниже, alexssk: «Новому Аберкромби очень не хватает былой брутальности, взрывов, даже маскульности, как будто автор сжат в рамках низкого возрастного ценза и современных правилах повестки, нет тут ни особой крови, ни особой жестокости...»

Аберкромби будто насмотрелся всяких унылых экранизаций, вроде Ведьмака и Колеса Времени, увидел, что везде пихают повесточку, и нанес превентивный удар на случай, если когда-то и его книги решат экранизировать. Вот только он не учел, что нынче все эти элементы из книги усиливают раз в 10, и в итоге я бы не удивился, если бы в адаптации Логена сделали чернокожей женщиной, которую сыграла бы какая-нибудь Грейс Джонс, а Байяз будет вылитым Трампом, только лысым, ну а Лео будет ходить в розовом и называть всех противными.

8-/10 — как и многие читатели ниже, я почти весь отзыв ругал книгу, но все равно ставлю высокую оценку. Почему? Сам не знаю. Что-то цепляет. Наверное, первая трилогия, которая оказалась очень вкусной, и читая сейчас все эти суховатые спин-оффы, ты ощущаешь некое послевкусие, из-за которого рука не поднимается ставить слишком низкую оценку. В новых книгах Аберкромби не хватает плотности истории и, как я сказал выше, фэнтези: ни темного, ни тем более эпического здесь особо и нет. Даже персонажи максимально приземленные; в Первом законе были маг, берсеркер, потомок демонов, мощные бойцы севера, вроде наполовину неуязвимого Фенриса, а также толпа едоков... А здесь? Простые люди в ставшем простым мире.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное трудно начинать свой творческий путь с шедевра.... сходу установить такую планку, по которой читатели будут неизменно оценивать всё последующее творчество. Именно так и получилось с Джо Аберкромби. Что-бы он теперь не написал, оценивать новое произведение будут исключительно через призму дебютной трилогии «Первый закон» и романов «Лучше подавать холодным» и «Герои». Шаг влево, шаг вправо — расстрел на месте. Именно так и получилось с первым «отклонением» — романом «Красная страна», который нисколько не слабее предыдущих, но.....немного другой. Трилогию «Море осколков» вообще восприняли как некое баловство. Все замерли в ожидании «Эпохи безумия», уж там то Джо покажет.... но видимо забыли, что в мире Земного круга никто не получает то, что заслуживает. Ну или то что ожидает, если говорить о читателях. Я тоже ждал другого и представлял всё совсем по-другому, но тем не менее снова в полном восторге. Можете кидаться тапками, но для меня «Эпоха безумия» нисколько не хуже «Первого закона», а заключительная часть трилогии — «Мудрость толпы», однозначно лучшее из прочитанного в этом году. 100% Джо Аберкромби, не разбавленный, без примесей и в отличной форме. Я понимаю, что инквизитор Глокта, за компанию с Девятипалым, Монцей и Горстом давно уже стали своего рода мерилом, которым измеряют новых персонажей и выносят вердикт — презрительное пффффф, но тем не менее новые персонажи ничуть не менее яркие, живые и интересные, наблюдая за их историей ностальгии по «старичкам» не предавался. В заключительной части трилогии несколько потускнели, на мой взгляд, линии Броуда и Клевера, но как расцвела рыжая «демонесса революции» Судья .... впечатляюще отталкивающий и одновременно притягательный персонаж, одно из «украшений» трилогии. За то как Джо поступил с некоторыми «всенародно любимыми» старичками, устроив в трилогии настоящее «кладбище читательских любимцев», я временами тоже был бы не против, чтоб Судья отправила автора полетать с башни....но тем не менее происшедшая в мире Земного круга смена поколений и многочисленные авансы на будущее, оставленные автором в концовке, настраивают на оптимистический лад. Кстати, о концовке....она тоже, как и вся трилогия, немного другая. В кои то веки не «закольцованная», а напоминающая открытую дверь и оставляющая читателя неудовлетворённым и раздражённым.... Такое ощущение, что в процессе работы Джо понял, что его «грандиозный» замысел невозможно уместить в одну трилогию и в «Эпохе безумия» мы имеем лишь первую часть задуманного, а продолжение следует..... но помятуя о пресловутом «никто не получает то, что заслуживает' это впечатление может быть созданным намеренно и обманчивым. Единственное что напрягает, это слишком быстро развивающийся мир. Не хотелось бы со временем прочитать аналог космического противостояния ядерных держав Союза и Стирии или танковых боях в Старой Империи.... А пока это время ещё не наступило, прямо сейчас оценка максимальная.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конец второй трилогии и очередной удар серпом по ...

В целом книга понравилось, внезапные повороты за некоторыми исключениями, совсем не внезапные и давно угадывались (Рикке всё проспойлерила).

Тут конкретные спойлеры, так что не открывайте если не читали.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Положительным героям как обычно облом.

Учитывая насколько молодцом Орсо был практически всю книгу, и зная автора, развитие не удивило, но от этого не менее грустно.

Хилди пошла под крыло Баяйаза, явно с целью отомстить. С ней же и второй секретный сын Кальдера(от кого?).

Лео стремительно сгнил, недостаток мозгов компенсировал подлостью, вероятно дальше будет бухать да пехаться со своими друзьями (Савин не даст), что-то важное вряд ли уже решит.

В союзе у руля Савин, а на севере Рикке, но Байяз готовит новые кадры, чтобы это поправить. Забавно, что первая по итогу хоть как-то пыталась спасти Орсо, а вторая наоборот его продала.

Брод непонятно барахтался всю книгу 0 развития, 0 перемен, зачем он в этой трилогии был?

Вик приятно поменялась, поэтому естественно и ей облом.

Клевер меняет хозяев как перчатки, заканчивает по итогу у Байяза.

Глокта предсказуемо оказался Ткачом, при том непонятно, чем он лучше Байяза. Его мысли на этот счет немного огорчили, смазали то положительное о нем, что осталось после первой трилогии.

Логен — его не было.

Тут менее конкретно, но опять же на ваш риск.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Грустно всё кончилось, Байязу дали по заднице, но пострадал при этом он меньше всех, да и его новая команда вызывает как-то больше интереса. Все кто ему противостоял или мог противостоять перепачкались или умерли.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и подошла к концу очередная трилогия автора. Третью книгу, как и многие ждал — предвкушал, ожидал «вкусного» окончания истории, оригинальных диалогов, неожиданных поворотов, но в итоге ничего из моих ожиданий, к сожалению, не оправдалось. Это конечно же на мой сугубо личный взгляд. Как то все шло предсказуемо, многие повороты сюжета, якобы неожиданные, предугадывались заранее, например про того же «ткача», кто им был на самом деле. Диалоги, по сравнению с первыми двумя книгами и другими книгами автора, какие то «пресные», потерялась какая то изюминка, которой автор пользовался ранее, вот прям не то, не знаю. Первая половина книги, описывались бесконечные судебные заседания, политика, интриги — хотелось больше динамики, не экшена, а именно динамики.

Это про минусы, если про плюсы, то в целом история получила логичное завершение, герои получили по заслугам.

Ждать другие книги автора конечно буду, но вот хотелось бы уже чтобы Аберкромби наконец отпустил мир «Первого закона», и подарил нам другие интересные миры.

За уважение к автору, и то что 1 и 2 книги были восприняты на «ура» ставлю 8.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Учебник по переобуванию

***

«Мудрость толпы» – завершающая том трилогии Джо Аберкромби «Эпоха безумия». После некоторого перерыва в мире «Земного круга» автор вернулся, причем не с синглом, а сразу с трилогией. Подобно тому, как прошлые произведения представляли собой плацдарм для экспериментов, так и с «Мудростью толпы» (и «Эпохой безумия», конечно). Если раньше романы Джо можно было с некоторой натяжкой назвать дарком, то новая трилогия – это героическое фэнтези (до эпика, увы, не дотягивает, хотя даже тот же «Первый закон» вполне такой эпик).

…Орсо с триумфом возвращается в Агрион. Но триумф – это то, как происходящее видит он. Ломатели и сжигатели с целой армией буктовщиков врываются в Адую. Савин и Лео, которого Орсо решил не вешать, неожиданно оказываются на коне. Рикке же понимает, что Чёрный Кальдер не даст ей спокойно править Карлеоном. Значит, что-то нужно с ним делать. Судьбы же простых людей – Броуда и Вик – рискуют попасть под жернова революции, стать растопкой для великого всесожжения. Кто же выживет в нарастающем хаосе?

Прежде, чем заговорить о достоинствах и недостатках романа, обратимся к персонажам. Набор героев остался примерно тем же. Орсо, Савин, Лео, Виктарина, Броуд, Рикке. Разве что добавилась Судья, которая в новом романе выходит на передний план, хоть и не переходит в разряд ПОВов. Но вот сами герои претерпевают некоторые изменения. Орсо, который реально веселил в «Немного ненависти», здесь является манекеном, которого носят из одной локации в другую. Савин (прямо-таки Серсея в исполнении Лины Хиди) старается вернуться к себе самой образца «Немного ненависти», но с оглядкой на «Проблемы с миром», где ей дали прикурить. Викторина, ставшая героем-открытием в «Проблеме с миром» здесь уходит на третий план. Броуд, олицетворяющий человека с темным прошлым, но жаждущем вернуться к свету, в «Мудрости толпы» – Орсо №2 – манекен. Рикке всё такая же эпатажная, скрытная и далеко видящая. Что касается Судьи – её, вероятно, Аберкромби сделал эпицентром грязи, чтобы оттенить некоторые другие неприглядные моменты.

Положительные моменты «Мудрости толпы». Стиль Аберкромби узнаваем и остаётся неизменным, он сам по себе – сплошной плюс. Речь об обилии ПОВов, высоком уровне экшена, коротких главах, юморе, броских фразах, которые так и хочется растащить на цитатки, интригах. Джо ещё больше работает в твисты. Их здесь действительно хватает. Правда, почти все твисты сконцентрировались ближе к финалу, будто бы автор лишь в самом конце вспомнил, что чего-то задолжал читателю. Аберкромби не забывает своих старых героев. В «Мудрости толпы» немаловажную роль занимает Горст, которого мы знаем еще с «Крови и железа». Прекрасным получился камбэк Глокты. И пусть Великий Инквизитор (номер один, чего уж скромничать) появляется всего в двух сценах, он выдает хорошие монологи-признания, показывает, что он по-прежнему хитрее любой лисы. И уж совсем сладко звучит его фирменная фраза, с которой Глокта ассоциируется у многих читателей («Зачем я это делаю?»). Байяз, Сульфур, Кальдер – все они тоже здесь есть. А некоторые персонажи лишь упоминаются. Больше всех выделяется, конечно же, любимец многих – Логен, которого вспоминают и как Логена, и как Лэмба. Наконец, стреляет и ружье, которое автор повесил ещё в прошлых книгах – пророчества Рикке. К слову, им же и заканчивается данный роман. Правда с намёком, что это может быть всего лишь сон.

Негативные моменты «Мудрости толпы». К сожалению, таковых наберётся довольно много. Во-первых, автор совсем отошёл от тёмного фэнтези. В данном романе полно смертей (чего стоит Башня), причем многие главные герои не доживают до конца. Но эффекта мрачности, безысходности, чернухи (хотя бы ради чернухи) нет. Даже «Красная страна» и то выглядит куда как мрачнее. И вроде бы читать все равно интересно (интриги и так далее), но тяжело не сравнивать с прошлыми работами автора. Во-вторых, персонажи. С ними всё было плохо на протяжении всей трилогии. Изредка попадались маленькие шедевры (Вик во второй книге, например, Савин в первой). Но в целом персонажи либо не вызывают симпатии, либо не дотягивают до дефиниции «антигерой». А чаще вызывают лишь раздражение. Лео – глуповатый, скучный, алчный, недальновидный, обиженный. Орсо – статист, шут и балагур. Он хоть как-то скрашивает пантеон героев. С натяжкой. Савин. В «Проблеме с миром» он пережила невероятные потрясения. И на ней это отразилось. В третьем романе Савин выглядит неплохо. Она чем-то напоминает Серсею (образца 3-4 романов «ПЛиО»). Виктарина, которая вытягивала на себе «Проблему с миром» здесь стала статистом. Как и Броуд. К концу романа хочется, чтобы Аберкромби поубивал почти всех. Он, к слову, и правда поубивал некоторых. Но далеко не всех, кого стоило бы. Как итог – непонятно, за чью же сторону хочется болеть. То ли за Байяза, то ли за его противника. В-третьих, финал. Здесь напрягает и жирный задел на будущее, и видение Рикке. Есть проблемы с композицией. Начало романа не только буксует, оно выглядит каким-то чужеродным. Аберкромби широкими мазками рисует революцию, оставляя за скобками многие важные детали. Зато потом автор концентрируется на безумии (у нас же «Эпоха безумия»), что оно набивает оскомину уже на десятой странице зверств. А страниц этих не десять. И даже не одна сотня. Наконец, напрягает бесконечное переобувание героев. Некоторые меняют сторону так часто, что это выглядит какой-то пародией на иронию.

Заключение: если бы это была дебютная трилогия Аберкромби, то она бы могла показаться шедевром. Но невозможно вымарать из памяти «Первый закон», «Героев», «ЛПХ» и «КС». Все они – локальные («КС») или объективные («Герои») шедевры. «Эпоха безумия» – другая тема. Абстрагироваться от Монцы, Логена, Глокты и иже с ними очень, очень тяжело. Нынешние главные герои уступают в харизме. Нынешним не особо хочется сопереживать. А их смерти вызывают не поток разочарования, а легкую радость. А может и злорадство. И всё же это книга Джо Аберкромби – стильная, узнаваемая. А появление Глокты добавляет один балл к итоговой оценке. Но чисто на бумаге.

7 эпох безумия из 10.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не покидало ощущение, что читаю адскую смесь Октябрьской революции с чекисткими «тройками» и зачистками 1937 года. Ризинау — помесь Бухарина и Керенского. Ежов и Судья как близнецы в своих поступках. Жутко реалистично, фэнтези практически ноль . Революционная драма с морем крови и трагедий. Но затягивает, как и любой роман Джо Аберкромби своей непредсказуемостью и развитием сюжета.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх