fantlab ru

Ярослав Гжендович «Крепость трёх колодцев»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.38
Оценок:
109
Моя оценка:
-

подробнее

Крепость трёх колодцев

Twierdza Trzech Studni

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

Вероломному вторжению землян противостоит множество племён планеты Верангер, вооружённых мечами, луками, топорами, и даже огнестрельным оружием. Но мощь ненавистных пришельцев неизмеримо сильнее. Всего один предмет может переломить ситуацию — Аэрскел, зачарованный меч, но и этим могущественным клинком завладели земляне.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые опубликован в ж. «Odglosy» 1982 г.


Входит в:

— антологию «Almanach Literacki Iskier 4», 1986 г.

— антологию «Rok 1984. Antologia współczesnej SF», 1988 г.

— журнал «Фантакрим MEGA 1991'2», 1991 г.

— сборник «Azyl», 2017 г.

— антологию «Пять вечеров 3: Магия», 2017 г.




Периодика:

Фантакрим MEGA 1991'2
1991 г.

Аудиокниги:

Пять вечеров 3: Магия
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Almanach literacki Iskier 4
1986 г.
(польский)
Rok 1984: antologia współczesnej SF
1988 г.
(польский)
Azyl
2017 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обрадованный новостью о скором издании самого популярного романа Гжендовича на русском, решил поинтересоваться — а нет ли у автора чего-то уже переведённого. С удивлением обнаружил данный рассказ. Прочитал. Скажу откровенно — не впечатлило.

Понимаю, конечно, что в 1982 году рассказ вполне мог «выстрелить» (так же как и в 1991 для русскоязычного читателя), но сейчас уже не впечатляет. При этом я не могу назвать «Крепость трёх колодцев» рассказом плохим — читается он хорошо, да и мрачная смесь фэнтези с НФ получилась вполне запоминающейся, но вот общий посыл...

Давайте по порядку. Если вы ознакомитесь с отзывами лаборантов, легко заметите, насколько диаметрально-противоположным может быть восприятие рассказа. Если для одних ситуация — намёк на отношения поляков и СССР, для других — восторженная ода Свободе. Честно говоря, при чтении рассказа не проассоциировал шакалов-харанов с русскими — сосиски и расчёты в центах намекают уж скорее на американцев, но вполне могу признать, что в 1982 году автор имел в виду совсем другие ассоциации. Да и не так, в принципе, важно для сюжета, кого подразумевал под захватчиками автор. Гораздо важнее другое — а зачем вообще злобным землянам сдалась эта свободолюбивая планета Верангер? Только для того, что им нужны были «живые и спокойные уборщики, камердинеры, шахтеры, докеры и бармены»? Как-то не вериться. Возможно, всему виной слишком маленький объём рассказа, в который автор не уместил упоминания о богатствах Верангера — полезные ископаемые, уникальный источник энергии или пряность какая — но злобные захватчики кажутся немного картонными. Но даже это можно было бы простить автору. Если бы не финал.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В финале один из аборигенов обретает утраченную реликвию своего народа — меч Аэрскэл — и со всех древних народов Верангера спадает некое не то заклятие, не то гипнотическое внушение, которое не позволяло им прикасаться к оружию и проявлять насилие. Далее цитата: «На противоположной стороне улицы какой-то вахнорец, на коленях собиравший разбросанный на земле лом в тележку, вдруг замер в напряжении, а затем выхватил из кучи выщербленный огромный охотничий нож и посмотрел в сторону квартала, выстроенного для людей. Его ладонь мягко взяла рукоятку и сжала ее уверенно, без малейшей дрожи. Солнце уже зашло. Над Виргенгаардом опускался теплый летний вечер»

Так и хочется спросить автора: и дальше что? Ну перерезали восставшие всех людей. Ну вдохнули воздух Свободы. И... И что? Ведь чёрным по белому написано, что хараны НЕСРАВНИМО превосходят народы Верангера в техническом отношении. И если в прошлый раз ограничились внушением и низвели обитателей планеты до рабского положения, то теперь, вероятнее всего, их попросту уничтожат. И всё — прощай древняя культура Верангера. И здесь не могу не согласиться с отзывом mac_mac — финал рассказа действительно попахивает реваншизмом в крайне националистическом духе. И польские авторы этим частенько грешат. К сожалению, не стал исключение и Гжендович. Я понимаю, что полякам особо не за что любить немцев, русских и другие страны, которые не раз в истории делили Польшу, но и настроения, положенные в основу рассказа — не выход, ибо «ненависть еще никогда не побеждала ненависть», как говаривал царевич Сиддхартха Гаутама, более известный как Будда...

Учитывая вышесказанное — рассказ не понравился. Но ознакомиться рекомендую. Хотя бы для общего развития.

P.S. Знакомство с автором продолжу в любом случае, потому как совсем недавно был уже прецедент с Вегнером — от рассказа «Красивейшая история всех времён» долго плевался, а первый том «Сказаний Меекханского пограничья» зашёл на ура =))) Так что с нетерпением ожидаю «Владыку ледяного сада» на русском.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень удивил отзыв mac_mac. Сам я считаю себя патриотом, но никаких намёков на то, что под Харанами подразумеваются русские не увидел. Справедливости ради отмечу, что читал текст очень давно. С Seidhe тоже не могу согласиться. Я так понял, что магическая сила меча, велика настолько, что изначально могла противостоять космическим захватчиком. Аборигены его просто по дуре утратили. Кроме того, за это время туземцы, самые смекалистые, вполне могли разобраться, как управляться с инопланетной техникой. Они просто закодированы были на покорность, а меч эту кодировку снял. Ну и фактор внезапности, конечно, роль сыграет.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный рассказ, написанный пронзительно и ярко, автору удалось заставить читателя сопереживать, испытывать сильные эмоции в спектре от безнадежного отчаяния до внезапно зародившейся надежды. Повествование делится на две части, в первой описывается далекое прошлое в котором коренное население Верангера терпит сокрушительное поражение от земных захватчиков и обречено на тысячелетнее рабство. Погибли великие герои, пало много славных воинов, жалкие остатки защитников планеты спешат к последней устоявшей твердыне — Крепости Трех Колодцев — не для того, чтобы победить, но для того, чтобы с честью отдать свои жизни во имя торжества безнадежного дела. Силы катастрофически неравны, у защитников крепости нет шансов, есть лишь воля сражаться... и умереть!

После краткого описания гибели защитников крепости, автор переносит читателя в далекое будущее, где уже несколько тысяч лет верангерцы томятся под земным игом, позорным и унизительным, земляне презирают аборигенов, считают их живым скотом, а себя — полноправными хозяевами планеты. Но им не ведомо, что Память жива, обычный бармен из дешевой закусочной видит красочные сны о своей прошлой жизни, в который раз переживая боль и горечь поражения некогда свободной Расы. Он знает, что захватчики сильны, что за каждым шагом угнетенных следит могущественная и всесильная служба безопасности, но его мысли свободны, он не утратил способность мечтать и стремиться к Воле. Слепой случай приводит в его закусочную двух землян, один из которых перевозит древний артефакт. Одного взгляда достаточно для узнавания — ведь это Аэрскел, Государственный меч Верангера!

Как бы ни был силен враг, сколь долго бы не длилось иго захватчиков, но все имеет конец — ничто не может убить в Личности мечту о Свободе и любое рабство когда-нибудь закончится. Автор дарит своим читателям надежду, призывает не падать духом и пророчески предрекает конец ужасной диктатуры и гибель захватчиков, когда новые герои сомкнут железные длани на эфесах вновь обретенных эскалибуров, чтобы в следующее мгновение их смертоносная сталь отразила лучи проглянувшего сквозь багряные тучи Солнца Победы!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я думаю, всем очевидно, что под подлыми шакалами, несущими смерть, скрываются русские. А свободолюбивые жители Верангера — это, разумеется, поляки, ну кто же ещё, Прочитала аннотацию и сразу всё понятно стало. Ну что тут скажешь? Кто-то до сих пор пытается переписать историю. Не понимают они, что нет наций «шакалов», не существует «плохих» и «хороших» наций. «высших» и «низших» рас.

Пускай это на совести автора остается, если, конечно, есть она, совесть!

Может, некоторым людям нравится чувствовать себя униженными и оскорбленными,то, что с таких предубеждений начинается фашизм, это корешки фашизма, этого они не понимают. Я — русская, я горжусь своим народом, горжусь своей страной, я никогда никого не убивала, не расстреливала, никогда не делила и не делю людей на «высших» и «низших». Никогда не считала, что мы чуть ли не полубоги а остальные перед нами должны падать ниц, нет! Никогда такого не было и не будет. Я отношусь с уважением к обычаям, традициям, культуре других народов, но мне бы хотелось, чтобы с уважением относились к русской культуре.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне достойный рассказ на тему, которая никогда, к сожалению, не потеряет своей актуальности. На тему свободы, независимости и возможности самостоятельно принимать решения. И порой, это доказала история, нужна всего лишь одна спичка, один жест, один символ, чтобы объединить людей и поднять их на борьбу. В целом сюжет красивый, логичный, даже слегка мелодраматичный, стиль письма приемлемый. Одним словом рассказ для чтения.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх