fantlab ru

Андрей Ливадный «Душа «Одиночки»»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Оценок:
257
Моя оценка:
-

подробнее

Душа «Одиночки»

Роман, год; цикл «Экспансия. История Галактики»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

3828 год.

Зловещее наследие галактической войны — искусственный разум, известный, как «Пакет программ независимого поведения «Одиночка». Многие годы данная киберсистема считалась жутким порождением запредельных военных технологий. Однако когда в прямом нейросенсорном контакте с киберсистемой находится человек, возникает двусторонняя связь и часть личности пилота остается на искусственном носителе... даже после его смерти.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 310

Активный словарный запас: высокий (3193 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 78 знаков, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

Душа «Одиночки»
2005 г.
Грань миров
2006 г.
Душа «Одиночки»
2006 г.
Душа «Одиночки»
2009 г.
История Галактики. Душа Одиночки
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одним из плюсов цикла «История Галактики» является то, что произведения постоянно ссылаются друг на друга, сплетая единую сеть повествования. Вот и в этом романе сходятся сюжетные линии трех других романов: «Туманности Ориона», «Транспорта до Везелвула» и «Сна разума». Из них я не читал только последний. Для лучшего понимания темы, конечно, следует вначале ознакомиться с названными произведениями, но это для гурманов.

Сюжет для Ливадного вполне обычный. На одной из планет «линии Хаммера» разведчики обнаруживают андроида, поведение которого выдает в нем человека. При ближнем рассмотрении оказывается, что управляет этой железякой электронный мозг, основой которого является кристалломодуль печапьно-известного «Одиночки». В последние годы своего существования Земной Альянс начал активно штамповать разного рода автоматы, в которые вставляли посмертные копии наиболее выдающихся воинов Земли. Секретная лаборатория «Гамма» проводила испытания с целью отобрать образцы для копирования в массовых масштабах. Отбракованные модули отправлялись в хранилище. Иногда их ставили в какой-нибудь обслуживающий агрегат, как это и случилось с Мерфи. Кто он теперь: цифровая копия некогда умершего человека, безликий автомат или полноценная личность?

Надо похвалить автора за то, что он поднимает такие вопросы в своих произведениях. Большинство современных писак вообще не обращают внимания на подобную философию, делая упор на т.н «экшен». Можно, по крайней мере, ознакомиться с точкой зрения автора на данную проблему.

Однако, Ливадный иногда злоупотребляет разного рода разъяснениями и неоднократно повторяется. Тема искусственного разума и электронной реинкарнации многократно поднималась им внутри данного цикла — чего стоят произведения, посвященные корпорации «Галактические киберсистемы«! Стоит ли повторяться еще раз?

Дело в том, что вопрос очеловечивания модулей «Одиночки» прежде автором не ставился (среди тех романов, что я успел прочесть). Вот он и решил посмотреть, получится ли из такого рода записи полноценный человек или нет. По мнению Андрея Львовича, определенно ДА. Тут можно с автором поспорить и привести кучу аргументов против. Я уже писал раньше, что сознание (а, тем более, разум) — это не просто копия электрических сигналов человеческого мозга. Здесь важна ассоциативная связь нейронов и даже структура расположения их в мозге. Многого в этой области мы еще не знаем, поэтому при копировании точно что-то упустим. В итоге вместо человека получится какой-нибудь бессловесный идиот. Так что сама идея записи сознания на некий носитель весьма ненаучна — это один из очередных «роялей в кустах».

До середины сюжет был неплох и даже нравился. Но после того, как десантная группа прилетела на Землю, он вдруг потерял свою остроту и стал скучным и предсказуемым: все действия свелись к разного рода политическим интригам и описаниям боев с оборонительными системами. Надо сказать, что политические деятели в романе — или напыщенные наполеоны, или чистые маньяки. Они ни в грош не ставят жизнь, которую обязаны оберегать, и постоянно стремятся подгадить чужой расе. Честно говоря, весьма условный (даже детский) образ! Не забываем, что это 39-й век! Неужели человечество будет тогда таким убогим и ограниченным? Лично я, как и многие, политиков не люблю, но не стал бы описывать их как убежденных человеконенавистников — это не просто гадко, но и неинтересно. Есть же хорошие примеры для подражания: цикл «Основание» Азимова и «Час Быка» Ефремова. Читал ли эти произведения Ливадный?

Меня терзают смутные сомнения, что автора стали поджимать сроки, и он банально скопировал вторую часть романа со своих же произведений. Тем более, что здесь сходятся сюжетные линии как минимум трех произведений. А последняя «дописка» про месть Коха Полуэктову просто смешна! Она больше напоминает разборки «новых русских» в эпоху 90-х, чем реальную политику. Ну не станет политик высокого полета банально планировать убийство переигравшего его человека, к тому же находящегося в противоположном конце Галактики! Да и времени на это может не хватить: всё же тысячи парсек их разделяют! Нестыковка и нелогичность, одним словом. А метод, который Кох выбрал для осуществления мести, вообще за гранью разумного. С какой стати четыре Одиночки будут придерживаться договора, если они получили свои биомеханические тела и полную свободу впридачу? Лезть в самое пекло и рисковать своими новыми личностями, чтобы подсластить пилюлю какому-то чужому дядьке (вдобавок, бывшему врагу)? Разумные так не поступят!

Но самый главный рояль — это возвращение «Альфы». Тут столько глупостей намешано, что я решительно отказываюсь критиковать, иначе мой пост окажется длиннее самого романа! Какие-то буксиры в гиперсфере, потрясающие для 39-го века размеры звездолета (вы это серьезно?!), огромная разрушительная мощь, с какой не могут справиться боевые (!) крейсеры той же самой Земли... Полный бред, вызванный нехваткой времени и фантазии. Вот цена реального соглашения с издательством! Ну не способствует это настоящему творчеству...

Итог: читать до середины, а дальше додумать самим или бегло пролистать страницы — действие все равно так сильно растянуто, что можно читать по предложению на странице. Короче, на любителя. Или фаната.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ливадный остается верен себе. Поверхностная фабула, наспех прописанные даже не линии сюжета, а наметки линий. Про какую-то новизну идей или же стиль говорить, как всегда, не приходится. Ливадному элементарно некогда — ему надо кормить семью, а учитывая цены на рынке, это требует от него выдавать на гора роман за романом. Искренне жаль, что наша действительность устроена так, что автора не кормят его творения. Была бы у Ливадного возможность спокойно работать, выдавая в год 1 — 2 романа, результат был бы совсем другим. Потому что сквозь торопливую скороговорку пробивается, словно солнечный лучик сквозь облака, отблеск дара божьего. И в этом романе это видно, пожалуй, наиболее отчетливо. Образ Одиночки, её перерождение из машины в личность, причем не просто в личность,а в любящую женщину достоин аплодисментов. Он живой, единственно настоящий на фоне обычных для автора декораций из папье-маше. И за этот образ автору можно простить многое. Тем более, что в отличие от многих современных авторов у Ливадного нет никакой пошлости, грязи и чернухи. Впрочем, в бухгалтерских документах их тоже нет, но это еще не делает гроссбух Литературой.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этой части «Истории Галактики» Ливадный возвращается к теме одухотворения кристалломодулей искусственного интеллекта. Копируя личностные матрицы пилотов, управляющие модули боевых механизмов обретают программный аналог этики. Описание теста «Линия огня», когда кристалломодулю «Одиночка» предлагается выстрелить по цели, рядом с которой находится ребенок, и некоторые искины отказываются стрелять, производит глубокое впечатление. Люди создали «Одиночек» как боевых убийц, и люди же, погибая в боях, очеловечили свое создание, сломав командные приоритеты приоритетами нравственными. Кристалломодули долговечны. Тысячелетие прошло, а «Одиночки» могут быть в любой момент извлечены из мест хранения и активированы. Это еще один вариант бессмертия, если «Одиночка» отождествляет себя с личностью пилота. А если не отождествляет, как кристалломодуль Алана Мерфи, перед нами способ рождения новой уникальной личности. В книге достаточно много повторов. Но это не делает ее менее интересной. Цикл длинный, и освежить в памяти события прошлого и ключевые построения автора была также интересно, как и следить за приключениями героев. В этом романе продолжается тема Первого мира и его физических особенностей. В частности, Ливадный пишет, что время там течет в десть раз быстрее, чем в мире обычном. Но мне кажется наоборот. Если у нас прошло десять лет, а в Первом мире только один год, значит, быстрее течет наше время. Может, я чего-то недопонимаю, конечно, будучи гуманитарием...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ливадный продолжает возводить свои Монумент Истории Человечества. Этот роман — еще один небольшой кирпичик в его основание.

Из полудюжины книг, прочитанных мною у автора, эта мне показалась наименее интересной.

Во первых (это к минусу книги не относится) — в данной книге продолжаются события романов «Туманность Ориона» и «Сон разума», которые я не читал.

Во вторых — одни и те же темы автор «пережевывает» из раза в раз, из книги в книгу.

В третьих — из-за обилия политики, язык повествования излишне, порою, сух, функционален.

В четвертых — книга вызывает ощущение какого-то промежуточного произведения. Многие линии персонажей и сюжетов явно не завершены.

Результат — практически в течении всей книги ощущение скуки.

Если бы не яркие эмоциональные эпизоды сражений и морального перерождения героев — оценка была бы еще ниже.

Итог: для фанатов Ливадного — обязательно к прочтению. Остальным — я предупредил.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо написано, радует что автор не сдает своих «позиций» и пишет вполне на уровне. Порадовал финальный бой, благодаря этому роман закончился не монотонно и однообразно, еще и с глубинным смыслом.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

проходное чтение. В дорогу — самое то.

ставлю оценку только за то, что книга всё же наводит на некоторые размышления о направлении развития цивилизации,

автор — молодец. «Мочилово» забывается, а эти идеи — остаются с тобой.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх