fantlab ru

Мэри Стюарт «Цикл о короле Артуре»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.52
Оценок:
324
Моя оценка:
-

подробнее

Цикл о короле Артуре

King Arthur

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 30
Аннотация:

Он рос, не зная имени своего отца, а оказался сыном, хоть и внебрачным, Верховного короля Британии. Воспитанный волшебником, он учился видеть незримое и улавливать волю древних богов. Ему, Мирддину Эмрису по прозвищу Мерлин предстояло стать величайшим волшебником страны и воспитать великого короля, своего двоюродного брата Артура Пендрагона, противостоять злым чарам сестёр Артура Моргаузы и Морганы, воспитать свою преемницу, увидеть расцвет и предвидеть падение артурова государства. Мерлин, Артур, а затем Мордред, объединённые общей кровью и судьбой, персонажи истории и легенд, предстают в этой истории как живые люди со своими страстями и чаяниями, верные долгу и стремящиеся к справедливости, хоть и бессильные побороть предначертание.


Содержание цикла:


8.55 (506)
-
14 отз.
8.25 (808)
-
21 отз.
8.37 (727)
-
18 отз.
8.35 (567)
-
11 отз.
7.84 (222)
-
6 отз.
7.38 (182)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— условный цикл «Король Артур, его рыцари и его время»  >  Циклы произведений и отдельные романы


Похожие произведения:

 

 


Полые холмы
1983 г.
Полые холмы. Последнее волшебство
1987 г.
Полые холмы
1992 г.
Полые холмы
1992 г.
Последнее волшебство
1992 г.
Кристальный грот
1993 г.
Кристальный грот
1993 г.
Полые холмы
1993 г.
Последнее волшебство
1993 г.
Хрустальный грот
1993 г.
Хрустальный грот
1993 г.
Хрустальный грот. Дикий волк
1993 г.
Полые холмы
1994 г.
Полые холмы
2000 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 10. Трилогия о Мерлине. Книга 3. Последнее волшебство
2000 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 11. Угасший день
2000 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 12. Принц и пилигрим
2000 г.
Собрание сочинений. Том 8
2000 г.
Последнее волшебство
2001 г.
Хрустальный грот. Полые холмы
2001 г.
День гнева. Принц и паломница
2002 г.
Принц и пилигрим
2007 г.
Хрустальный грот
2007 г.
Сага о короле Артуре
2009 г.
Хрустальный грот. Полые холмы
2017 г.
Последнее волшебство. Недобрый день. Принц и паломница
2018 г.
Последнее волшебство. Недобрый день. Принц и паломница
2021 г.
Хрустальный грот. Полые холмы
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Crystal Cave
1970 г.
(английский)
The Hollow Hills
1973 г.
(английский)
The Hollow Hills
1974 г.
(английский)
The Last Enchantment
1979 г.
(английский)
The Wicked Day
1983 г.
(английский)
The Prince and the Pilgrim
1995 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Язык приятен, приключения интересны, а погружение в классическую Артуриану всегда приятно. Но главная изюминка основной трилогии стала её главным проклятием. Мерлин. Все плюсы книги сводит на «нет» и даже уводит в минус его провидческий дар. Он всё знает наперёд, ничто его не выводит из равновесия, он всегда знает, и что произойдёт, и как сам будет действовать. Поэтому начисто лишён психологических переживаний и эмоциональной искренности – главного, что должно трогать в любой книге.

Мерлин же мешал автору уйти от штампов и предать легенде правдоподобности.

А в «Дне Гнева» не мешало ничего. Именно поэтому продолжение мне показалось сильнее оригинальной трилогии. Магии стало меньше, герои стали реалистичней. Ими движут их собственные поступки или случайности, но не повеления седого мудрец. И в каждом персонаже открываются их собственные характеры — не чёрно-белые, а по-человечески сложные. И Артур уже и не такой рыцарь в сверкающих доспехах, а Мордред — уже вовсе и не негодяй-предатель.

Но вот последний роман разочаровал. Он уже не часть Артурианы, а паразитирование на ней. Дескать, ну не пустовать же созданному миру! Заранее я этого не знала, и всё ждала, что вот-вот из-за кустов вынырнет какой-нибудь Ланселот Но он так и не обозначился. Этот роман мог бы стать началом для нового цикла – Артурианы-без-Артура – и тогда, как относительно самостоятельная история, он смотрелся бы достойно, но как завершающая часть Артурианы-с-Артуром он не выдерживает критики.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный цикл, особенно самые первые его романы — «Полые холмы» и «хрустальный грот».

Это по сути своей эпичное историческое полотно, это роман-хроника, роман-взросление... а ещё, как совершенно справедливо было сказано выше — это фэнтэзи в самом чистом его виде. Т.е. это исторический роман — но читается он как фэнтэзи.

с самого начала мы погружаемся в мир раннего средневековья. Мир, в котором римляне уже покинули Британию, а германцы ещё только ведут её завоевание. и кельтам по большому счёту некуда уйти, а ещё бродят по острову древние друиды, скрыт во тьме лик Митры — но и Спаситель уже давно смотрит на древний остров.

и вот есть маленький мальчик... Хороший, умный и добрый. и дан ему некий дар... и он станет тем, чьё имя века спустя с гордостью, как своего, будут произносить люди-потомки палачей его народа... Мерлин! Гений, умница, пророк, инженер, психолог, дипломат... Заплативший за всё это свою немалую цену. Он создаст себе и народу новую страну — и потеряет её... Но это всё надо читать самому. Книги же отличает великолепный язык, приятственны взору также довольно точные описания древней Британии...

Великолепные книги! Золото исторической прозы! Читайте!!!

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главная артуриана современности. Можно больше ничего не говорить: романы Стюарт сами все скажут. Нам остается лишь разобраться, почему безупречный во всех отношениях текст многих не устраивал — настолько, что отдельные рецензенты приветствовали выход такой феминистской ерунды, как «Туманы Авалона» М. З. Брэдли. Книгу рекомендовали едва ли не как противоядие против «классического» прочтения артуровского мифа.

Чем плох скрупулезно воссозданный мир Стюарт? Наверное, исторической точностью. Все детали соответствуют эпохе, но общее восприятие реальности как фантазии, «реального» мира как полностью фиктивного позволяет изменить акценты. Стюарт пишет, «как было на самом деле» — недаром в тексте прослеживаются все трансформации легенды: от первоначальных упоминаний об Артуре к средневековым романам и затем к современной традиции. Стюарт завершает этот долгий путь. В ее романах «фантастики» до обидного мало; в последних двух книгах серии фантастический элемент вовсе отсутствует. И все равно читается огромная книга не как роман, а как фэнтези. Биография Мерлина воссоздается весьма подробно, все неясности легенды вроде бы получают объяснение — и раз за разом объяснения оказываются бесполезны. Мерлин с самого начала знал — он знал все еще до кристального грота, даже не догадываясь об этом. Замысел, который он воплощает, ирреален, чужд нашему миру. Ведь история о короле Артуре потому и обладает огромной популярностью: мы можем проводить между ней и нашей реальностью различные параллели, но не можем преодолеть пропасть, отделяющую от нас это порождение фантазии. Стюарт, пожалуй, лучше всех показала эту пропасть. Сначала Мерлин не мог ничего увидеть в гроте, а потом уже Мордред, отправившись на поиски чародея, увидел лишь туман, разбитую статую и лужу дождевой воды. В реальном мире магию можно описать, но не воспроизвести. Волшебник и король вечно пребудут в недосягаемой дали, которую не измерить ни пространством, ни временем, которую не преодолеть. Мы вечно будем смотреть туда, в туман — а увидим, если повезет, лишь статуэтку Мирддина.

Замечательный роман Стюарт — менее всего биография и еще менее — история. Перед нами фэнтези в чистейшем его воплощении: мир, не стыкующийся с реальностью, хотя вроде бы сильно напоминающий эту самую реальность, мир, живущий по иным законам, неподвластным ни чувствам, ни разуму «здесь и сейчас». И как ни странно, именно эти свойства сообщают созданию Мэри Стюарт такую убедительность, с которой сложно бороться артурианам последних десятилетий.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший стиль, отличный вкус, замечательный язык.

Классика «артурианы», классика исторического фэнтези.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно таки интересная и захватывающая история. Чувствуется большая работа, проделанная автором, перед написанием этого цикла. Цикла, где Мерлин — человек, а не волшебник.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мэри Стюарт относится к категории творцов, которую хорошо определили в мультике про Братца Кролика:« Сел, окаянный, и едет, и едет...». В целом ее артуриану, что №1 — «Хрустальный грот», что подцикл про Мордреда, можно игнорировать. Со спокойным сердцем.

Однако «Полые холмы» и «Последнее волшебство» (в переводе Бернштейн) отличаются хорошим языком и элегическим настроением. Это закат бритто-римского Альбиона, до Англ-ландии и Великобритании еще очень далеко, т.е. атмосфера соответствует. Магия в малых дозах. Живая природа. Красивая повседневность, населенная персонажами более простыми и учтивыми, чем эпическими. Видим происходящее глазами Мерлина — культурного человека, которому обстоятельства определили место за занавесом. Он не объявляет «кушать подано», но следит за тем, чтобы стол был накрыт, а герои выходили вовремя. За трактовку в этих книгах тем безумия, Вивианны/Нинианны и захоронения Мерлина Мэри Стюарт заслужила мое уважение. У Стюарт Бедуир/Ланселот ближе «кельтским сумеркам» Йетса, чем Мириддин Эмрис, арфист, целитель и посвященный, в чье ухо иногда нашептывает Судьба. А женщины на букву «М«! Выше среднего.

Текст комфортный, причесанный. Грубость «темных веков» вскользь... вроде, как пахнет зверем парное молоко.Сходство есть с Мери Рено, но без пересказа «золотой ветви» Фрэзера и извращений. Немножечко похоже и на «Техану» — без драконов.

Рекомендую этот цикл Стюарт тем, кто ищет совершенно неэпичное фэнтези. Похожее на циклы «Дерини» Курц ( меньше интриг) и «Авалон» М.З. Брэдли (меньше упоения женской властью).

«Полые холмы» и «Последнее волшебство» — поклонникам классики.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В своих романах Стюарт отходит от стереотипов классической артурианы -минимум магии, минимум мечей, но зато пристальное внимание к внутрененму миру героев, к их психологии, к мотивации поступков.Получается все на редкость убедительно. Настолько, что эпоху Артура воспринимаешь не «по Мэлори», а «по Стюарт». Цикл Стюарт — по-настоящему умная и тонкая Литература. Подобных книг совсем немного, и кним обязательно возвращаешься.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Могу согласиться со многими хвалебными отзывами в адрес «Короля Артура» М. Стюарт. Достоинств у него предостаточно, мне, например, больше всего понравился стиль и красивые описания. Замечательный цикл, это правда, но лучшим и тем более выдающимся я его не считаю. Исторический роман с элементами магии, но такой ли читатели хотят видеть историю об Артуре? Каждый ответит по разному, но лично я — точно нет. Для меня волшебство и король Артур — неотделимы одно от другого. Выбрав реализм вместо сказочности, автор, на мой субъективный взгляд, лишила книгу чего-то важного в духовном отношении. Стюарт практически не удивляла, разве что заменив Ланселота Бедуиром. Может этот выбор и оправдан с точки зрения исторической верности, но как персонаж он мне был не интересен. Образы сестер Артура являются воплощениями едва ли не всех известных пороков, но ведь можно было создать и более сложные характеры, а не ограничиваться стервозными дамочками. Что касается Гвен, то вариант Брэдли мне показался куда сильнее — хотя ее Гвен и получилась несколько фанатичной. В остальном нет претензий — Артур и Мерлин, и Мордред в особенности, выписаны в целом хорошо. Сам же роман следует читать вдумчиво, у меня на него ушел целый месяц.

Как историческому роману можно поставить все 10 баллов. Но как воплощение мифа о короле Артуре...возможно, просто не мое.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мэри Стюарт — лучший исторический автор, из всех, которых я читал. Замечательные книги о Мерлине и Артуре. Рекомендую всем! Прекрасный язык, стиль, соблюдение чувства меры, такта. Магия и волшебство у Стюарт не очень-то и заметны, но они органично вплетены в реальную жизнь. Не побоюсь сказать, что первые романы цикла — ШЕДЕВР.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чересчур реалистично. Покупая эту книгу, я ожидал сказки, а получил исторический роман с элементами фэнтези. Достоинств у этого цикла много, ничего не скажешь, но, имхо, строить историческое повествование на материале, в основе которого лежат сказки и легенды, — это... Несколько неправильно. Хотя это только мое имхо

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хороший цикл исторических романов о Мерлине и Артуре. И «все прелести английской классики» — в наличии. Люблю перечитывать.

Хорошо, что АСТ выпустило последние 2 романа в одном томе. Теперь у меня все 5 романов в «ЗСФ.»

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это книга открывшая для меня дверь в мир артурианы, книга рассказавшая единственно верную и историю короля Артура и его друзей... То что что раньше было смутным и неопределенным, озарилоссь светом истины.

Таково мое восприятие этого цикла...

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня эта книга в фэнтэзи значит немножко больше, чем JRTT. Хотя бы потому, что при близких литературных достоинствах Толкин не имеет ни малейшего отношения к магическому реализму. Он конечно творец целого мира, в котором теперь стадами пасуться авторы и прочие аффторы, а Стюарт посто взяла классический мир короля Артура... НО КАК она это сделала. В конце-концов Шекспир тоже сюжетов не выдумывал.

PS/ А Толкин Библию с Эддой пользовал... :shuffle: вот.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тонко,интересно,лирично,пронзительно

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, что сказать? Классика — она и есть классика. Лучше на эту тему вроде никото и не написал, разве что «Король былого, Король грядущего».

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх