FantLab ru

Генри Каттнер «День не в счёт»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.45
Голосов:
499
Моя оценка:
-

подробнее

День не в счёт

Year Day

Другие названия: День, которого нет

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 108
Аннотация:

Реклама заполонила Землю и теперь людям приходится бороться с ней.

Люди перестали различать воображаемое, созданное при помощи рекламы, и действительное.

Компания «Райские кущи» предоставляет вам возможность жить вам вместе с голограммой вашего кумира, только заплатите деньги.

Входит в:

— сборник «Ahead of Time», 1953 г.

— журнал «Вокруг света 1968'02», 1968 г.

«Модель для сборки», 1995 г.


Похожие произведения:

 

 


Робот-зазнайка
1968 г.
Железный стандарт
1990 г.
Профессор накрылся
1990 г.
Котел с неприятностями
1992 г.
Сим удостоверяется…
1992 г.
Ярость
1992 г.
Ночная битва
1993 г.
Хогбены и все-все-все
1998 г.
Хогбены, гномы, демоны, а также роботы, инопланетяне и прочие захватывающие неприятности
2002 г.
Лучшее. Том 2. Механическое эго
2016 г.

Периодика:

Вокруг света № 2, февраль 1968 г.
1968 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.

Издания на иностранных языках:

Pragaištingas laivas
1971 г.
(литовский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор выносит вердикт: «нет спасения от иллюзорного мира» и своим удивительным рассказом доказывает это. Нарисованный более полувека назад мир будущего — для нас уже в прошлом, а потому мы можем с бОльшим багажом знаний и опыта оценить труд писателя. Засилие рекламы, направленной на привлечение потенциального покупателя, перешагнуло допустимые нормы, и уже рекламодатели бьются за своих клиентов насмерть. В чудовищных условиях практически невозможно сохранить способность четко мыслить и здраво оценивать свои потребности, приобретая то, что необходимо, а не то, что навязывают. Оглянитесь, найдется ли тот, кто ни разу не поддался на всевозможные акции-бонусы и не вышел из магазина с «лишней» вещью. Правильно автор пишет: нас зомбируют рекламой с детства, и страховка от навязчивой рекламы — вполне допустимое направление в будущем.

С женским коварством и лицемерием, собственно, как и с рекламой, всё предельно ясно: было, есть и будет. От обмана не застрахован никто, тем более люди с открытой душой. Тот, кто ценит истинные чувства, просто побоится обидеть другого недоверием и будет до последнего верить в чудо, что и произошло с героем рассказа.

Но лично меня зацепила другая изюминка рассказа — Междугодье. День, который не в счет. Что за день, почему не в счет, откуда взялся... Законности не имеет, а судьбы людей меняет всего за сутки. Один из отзывов на книгу помог понять причину возникновения такой фантазии: меняя исчисление календаря, определив 13 месяцев по 4 недели, мы обнаружим лишний день, не вписывающийся в год. В придуманном Каттнером мире так и произошло — официальный день для прожигания жизни, который не имеет силу принятых в нем решений. Удобен для всех, кроме самых доверчивых...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ действительно здорово предвосхитил будущее. Сейчас нет большой необходимости в огромных рекламных щитах, когда у каждого есть гаджет, а люди проводят с ними уже больше времени, чем без них. Новости, игры, развлечения — всё это уводит человек от самого себя. Очень понравился главный герой, его проблема не в том, что он «недалёкий лох», как здесь указали. Совсем нет, просто он старомоден и не вписывается в «прекрасный новый мир» с его нормами и правилами. Ведь именно реклама, начиная с определённого времени, определяет, как должны строиться отношения, к чему каждый должен стремиться. Особенно это актуально для американской культуры, у которой нет древних традиций, что облегчает возможности для манипуляции. Главный герой обманывается, потому что не мог не обмануться, именно любовь к живой девушке делает его человеком.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И не его вина, что она упустила свой шанс на счастье, выбрав никчёмную имитацию.

Очень сложно вырваться из мира, где подавляющее большинство играет по навязанным правилам, тем более таким завуалированным и тонким, как в обществе потребления. Я бы не смеялся над героем и тем более не ставил на нём крест: путь к себе лежит через испытания и ошибки.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Можно ли было понять в советское время этот рассказ. Конечно, нет. Он становится понятен лишь сегодня, когда реклама достигла, а вернее достала нас по полной программе, и огромная масса людей работает в этой области, чтобы довести это безобразие до идеального подчинения человека своим потребностям, а остальные с радостью защищают права, неизвестно кого утверждая: рекламу нельзя запрещать, это нарушение прав производителей на продажу их качественного товара. Вот здесь и возникает вопрос: качественного?! А вторая часть рассказа — это судьба тех, кто подсел на иглу зависимости. А зависимость может быть любой разновидности: компьютерной, наркотической, игорной, иллюзлорной... Одним словом хороший, пророческий рассказ.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мысль, заключающая в себе мораль этого рассказа — наркоман (наркоман в широком смысле, человек, страстно привязанный к чему-либо) ради своего наркотика способен на любую подлость — известна давным-давно, это знали еще первые христианские монахи, трудом всей своей жизни сделавшие очищение души от страстей. Так что я не могу согласиться с акцентами, которые расставляет Каттнер. Имхо, не навязчивая реклама виновата в том, что некая дамочка пошла на брачно-финансовую аферу, а ее (дамочки) неспособность сопротивляться искушениям и полная потеря нравственных ориентиров. Все-таки опыт христианского подвижничества убеждает в том, что святость (а в переводе на язык рассказа — иммунитет к рекламе) можно стяжать и в миру, но к этому должна быть приложена как минимум воля самого человека. Отчасти это реализует главный герой рассказа, но в итоге Каттнер делает его не героем, совершившим духовный подвиг, а «лохом», которого «кинули на бабки».

П.С. Рассказ, на мой взгляд, весьма средненький, но он еще раз проиллюстрировал принципиальное культурное между русскими и американцами. Они панически ждут врага извне — и «фабрика грез», в качестве прививки против этого страха, штампует один за другим фильмы о войнах миров и злых пришельцах, откладывающих свои личинки в человеческом организме. Мы же ждем, что нам покажут врага, затаившегося в нашей же собственной душе, врага, которым являемся для себя мы сами. Так что неудивительно, что мы американскую культуру воспринимаем как поверхностную, попсовую, а они тиражирают миф о «загадочной русской душе».

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательно сильное предсказание, сделанное более полувека назад. (Если представить уровень развития рекламы в тогдашнем СССР — немыслимая фантастика!)

Какой мир выберет человек, если средства позволят ему сделать этот выбор: реальный или иллюзорный? По сути, имеет место парадокс: уходя от мира рекламы, героиня выбирает жизнь, предложенную ей этой самой рекламой. Ради нее — этой жизни -можно обмануть, обокрасть, возможно — и убить. Что это напоминает? Да, именно наркотик. Или — вспомним АБС! — слег. Всё это в разных формах уход от реальности, уход в несуществующий, но сладкий мир. За которым — пустота. Конец. И человека, и — цивилизации...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне тоже не понравилось коварство героини, впрочем сам я был бы от такого застрахован. Я доверяю своей жене (проверено в течение многих лет), а всем другим доверяю меньше. Посторонним людям доверяю на уровне «который час». Поэтому я, как недалёкий главный герой, не попался бы в ловушку.

Сама же героиня — и вправду наркоманка, и спасения ей нет. А описанный мир — ужасен, собственно автор и добивался этого — нарисовать картину кошмарного мира, в котором нельзя жить. Зря он так, эти преувеличения рождают недоверие; на самом деле всё не так плохо, потому что если будет хуже, чем следует — упадут продажи. Ведь капитализм основан на прибыли, и, вообще говоря, на свободе конкуренции. И, если кто-то начнет прибегать к новейшим и неразрешённым методам рекламы — его сразу ограничат, и существенных преимуществ он не получит.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«День не в счёт» — это рассказ-гротеск, в котором представлено общество будущего, настолько истерзанное разнообразной рекламой, что ее воздействие разрушительно сказывается на жизни каждого его члена.

Более-менее состоятельные люди (в числе которых и герой рассказа) вынуждены тратить значительную часть своих доходов на защиту от рекламных посягательств, однако реклама то и дело прорывается через эти барьеры. Каттнер мастерски передает атмосферу города будущего, в котором слова, диалоги и даже мысли жителей то и дело прерываются рекламными слоганами. Рекламные вымогатели способны даже принимать облик дорогих вам людей, чтобы навязать свой товар.

Наиболее жалкие жертвы становятся подражателями героев рекламных роликов. Наконец. есть и такие люди. которые прячутся от действительности в «Райских кущах» — мире, защищенном от рекламы (о чем известно опять-таки из рекламных объявлений).

Реклама совершенно разрушает жизнь главного героя рассказа и душу его возлюбленной, вышедшей за него замуж только для того. чтобы украсть все его деньги, необходимые ей для возвращения в «Кущи».

Кажется, что женщина, в отчаянии идущая на преступление для того, чтобы спрятаться от рекламного прессинга, заслуживает сочувствия. Как бы не так! Преступление спланировано расчетливо и безжалостно и, пожалуй. самое ужасное для героя в том, его возлюбленная предпочла его живой и настоящей любви объятия растиражированного рекламного фантома.

Рассказ отличный!»

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если бы я прочитал этот рассказ, когда был студентом, то наверняка врубился бы в него, потому что всяческие остросоциальные или антиутопические модели меня тогда весьма привлекали. Рассказ по атмосфере очень дикковский.

«День не в счет» показывает общество потребления, где реклама проникла в жизнь каждого человека и диктует ритм, стиль и правила жизни. Реклама указывает, что нужно купить, где нужно жить и на кого нужно быть похожим. И несмотря на то, что всем одинаково с рождения штампуют мозги, кто-то подвержен влиянию рекламы сильнее, кто-то слабее, в силу природной сопротивляемости. Но от женских чар и хитрости не застрахован никто.

Рассказ имеет актуальность и сегодня, потому что реклама сейчас практически везде: она раздражает, ее хочется промотать, пропустить, отключить. Реклама — двигатель торговли, и мы живем в век товарно-денежных отношений. Так уж вышло, что без рекламы сегодня никак. Человеку всегда хочется что-то купить, а продавцу всегда есть что продать Но все-таки антиутопия на то и антиутопия, что показывает доведенные до крайности, иногда до абсурда, негативные моменты общества. В силу все-таки здравого рассудка большей части населения, считаю воплощение антиутопий в реальность маловероятно.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Понимаю, почему рассказ прошел препоны нашей цензуры в 60-х. Так убедительно показать порочность общества потребления, с засилием рекламы, с искусственно создаными кумирами, на которых призывают равняться ( фильм «Симона» с Аль Пачино ), общество, разрушающее лучшее, что есть в человеке — дружбу, любовь...

Конечно, в рассказе все преувеличено, но, чем черт не шутит, могло ведь быть и так.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мрачное будущее я увидел в этом рассказе,как видишь очертание чего то сквозь туман.Жутковато если чесно.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кажется, именно во время написания рассказа шли международные дискуссии о принятии нового календаря. 13 месяцев по 4 недели или 12 месяцев по 30-31-30 дней, и всегда один день оставался лишним. Видимо, то самое Междугодье. Интересны законы, связанные с этим днем.

Вообще же, здесь идет речь не о рекламе и ее засильи, а о намеренном нарушении спокойствия. Одни беспокоят, другие за защиту от этого берут деньги — одна шайка. Вот и появляются места, похожие на «Райские кущи», и желание скрыться там напоминает стремление современных людей жить за городом, подальше от цивилизации...

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Реклама, реклама,..., бесконечная реклама, от этого действительно можно сойти с ума. Неудивительно, что люди начинают жить в мире продиктованных им образов.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень насущный в настоящее время рассказ, сейчас реклама настолько заполонила мир, что от неё спаса нет. Прямо как в воду глядел!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тишина и спокойствие дорогого стоят, особенно когда нет никакой возможности укрыться и спрятаться от назойливых проникновений из вне... Возможно, это наше будущее.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перевод Литинского понравился больше. Чётче и в то же время красочнее.

Рассказ грустный, но правдивый. Ситуация доведена до предела, но разве мы сейчас уже не видим признаки этого? Хотя, уверен, весь этот мир таков только в понимании героя. Другие люди прекрасно к нему приспособились. И от этого ещё грустнее.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх