FantLab ru

Линор Горалик «Все, способные дышать дыхание»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.90
Голосов:
21
Моя оценка:
-

подробнее

Все, способные дышать дыхание

Роман, год

Аннотация:

Когда в стране произошла трагедия, “асон”, когда разрушены города и не хватает маленьких желтых таблеток, помогающих от изнурительной «радужной болезни” с ее постоянной головной болью, когда страна впервые проиграла войну на своей территории, когда никто не может оказать ей помощь, как ни старается, когда, наконец, в любой момент может приползти из пустыни “буша-вэ-хирпа” — “стыд-и-позор”, слоистая буря, обдирающая кожу и вызывающая у человека стыд за собственное существование на земле, — кому может быть дело до собак и попугаев, кошек и фалабелл, верблюдов и бершевских гребнепалых ящериц? Никому — если бы кошка не подходила к тебе, не смотрела бы тебе в глаза радужными глазами и не говорила: “Голова, болит голова”. Это асон, пятый его признак — животные Израиля заговорили. Они не стали, как в сказках, умными, рациональными, просвещенными (или стали?) — они просто могут сказать: “Голова, болит голова” или “Я тебя не люблю”, — и это меняет все. Автор романа “Все, способные дышать дыхание”, писатель Линор Горалик, говорит, что главным героем ее книги следует считать эмпатию. Если это правда, то асон готовит эмпатии испытания, которые могут оказаться ей не по силам.

Примечание:

Рецензия на роман — Ася Михеева, Новый мир, №1, 2019


Награды и премии:


лауреат
Литературная премия "НОС", 2019 // Приз критического сообщества

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2019 // Крупная форма (роман)

номинант
Новые горизонты, 2019 // . Финалист (роман)

номинант
Большая Книга, 2019

номинант
Литературная премия "НОС", 2019

номинант
Литературная премия "НОС", 2019 // Премия Волга/НОС


Издания: ВСЕ (2)

Все, способные дышать дыхание
2019 г.

Аудиокниги:

Все, способные дышать дыхание
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Страна полностью лежит в руинах, помощи извне не получить, животные и птицы обрели речь (и как-то уже заодно права и гражданство), экстренное правительство, собранное по ниткам, не справляется, люди не перестали быть идиотами, а многие — злобными идиотами, с едой и водой перебои, еноты торгуют наркотой и еще эти бури.

И ядовитые дожди.

И черный, черный, черный юмор.

На фоне которого неожиданно светится то, для чего и слова-то нет. Просто некоторые существа в этом всем сохраняют (или обретают) человечность, что совершенно не приносит им пользы или выгоды — но почему-то кажется правильно.

Рекомендовать эту книгу трудно. Ну, как. рекомендовать-то легко, но что вы мне потом скажете?

Однажды мне написал во вконтакте студент и веселым тоном попросил посоветовать на вечер страшное кино. Я переспросила — ОЧЕНЬ страшное? Он радостно согласился. Я сказала — есть такой фильм, «Иди и смотри».

Через неделю юноша написал мне снова. До сих пор — сказал он — всей комнатой спим при свете. Очень страшно, не надо так.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Увы, нет. Купился на специфическое название. Была надежда на... нечто. Но — не случилось.

Но именно «увы», потому что задумка авторская — она понимаема, принимаема, и — даже — увлекательна, информативна, провокационна, перспективна и т.д. и т.п. Но... форма... — это полнейший бред, полное пренебрежение читательскими потребностями. Среднестатистически. Для некой узкой группы «суперфанатов» — да, что-то вроде Откровения. Но ведь уже сотню лет же ж цитатка гуляет по трактатам — «...узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа...». Ежели без политкорректности, то впору по матушке Автора помянуть, и — прочих родственников пропесочить.

А ежели сия форма — некая претензия на некую элитарность, то — возникает такое лютое сожаление, такая Жаль Вселенская, что аж зубы сводит. Ну — зачем? Неужели же нельзя было — менее выпендрежно и маразматично? Собственными руками — собственную потенциальную аудиторию... На корню... Аки садист, для которого эмоции процесса — гораздо важнее результата того же процесса.

Вне моего понимания.

Ну, и особо недовольным — ежели таковые сыщутся — ответствую заранее полной цитатной из прочитанной книжки: «...А чего сразу «еноты — г...о»? Есть и хорошие еноты. Их просто никто никогда не видел, вот и всё...»

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я читал эту книгу долго, маленькими порциями – не как лакомство, как лекарство, как рокасет, белый порошок, спасающий от боли и погружающий в совесть.

Это чудовищно сильная книга. Это зеркало, от которого не отвернуться, даже если закрыть глаза. Это катализатор совести, это прививка от ксенофобии – главной болезни нынешнего века.

На планете случился асон. Как, почему, отчего – неясно. Зато ясно, зачем. Все, имеющие органы дыхания, познали слово, обрели речь – от жирафов до насекомых. Стали ли они людьми? Обрели душу? Способны на сострадание?

А если «нет» – чем они отличаются от людей?

А если «да» — чем они отличаются от людей?

А чем отличаются люди от «людей»?

Быть может, вот этим – способностью сопереживать, жалеть, прощать? Неспособностью убивать – даже не ради пищи, ради ненависти?

В книге – больше ста историй. Каждая – шедевральна, каждая – закончена, каждая – образец использования инструмента-языка. Я не буду врать, что понял все до конца. Израильская специфика мне незнакома, много приходилось гуглить (что не особо помогало; так, я не понял ни одной главы, посвящённой надписям на арабском языке). Но каждая – образчик стиля, мастерства, умения видеть и понять.

Роскошная книга. Рекомендую.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это первая книга Линор в моем читательском опыте, ранее я была с ней знакома исключительно по презабавнейшим и ироничным стрипам про Зайца ПЦ и его воображаемых друзей. Тем сильнее меня ошарашило это произведение.

Словно лоскутное одеяло, роман составлен из сотни историй, сто три короткие и длинные истории, надписи на стенах, зарисовки и воспоминания, люди, люди и звери, нет, не звери, бадшабы, обладатели речи, не являющиеся человеком, бадшабы, слоны, медведи, еноты, попугаи, кролики и жуки, мать его, жуки. Обязательно, обязательно прочитать перед книгой аннотацию, а еще лучше пару рецензий и объяснениями, иначе ни черта не понятно, и прочитаешь — все равно будет не понятно, всё равно продираться, понимать, запоминать и сплетать эту сеть самому, вручную, в своей голове. Сначала хаос, спутанные нити, клубки под ногами, путаются и мешают, но потом берешься за крючок или спицы, спицы, спрятанные в мамином шкафу, сцепленные тонкой резинкой в попытке порядка, и начинаешь работать, нет, не руками, головой, мыслью, включаем голову, догадываемся, сопоставляем, ух ты блин!

Животные обрели дар речи. Не стали умнее, не обзавелись интеллектом, не прошли школьный курс физики, нет. Просто начали говорить. Такой вот побочный эффект катастрофы, асона. А может не побочный, может ради этого всего и навалились страшные буша-вэ-хирпа, слоистые бури, вызывающие чувство экзистенциального стыда за собственные мысли и поступки. А может ради этого и осели города, обрушились здания, напала радужная болезнь на всё живое. Чтобы божьи твари заговорили.

Села я писать рецензию и давай препарировать книгу, слоями смыслы снимаю в голове, а им всё конца и края нет, столько вопросов, столько моментов задетых в каждой истории, в каждой своя боль болючая, колючая и страшная. Столько боли в книге, что невольно отшатываешься и боишься взять в руки обратно её, боишься продолжать читать, захлебнешься же да и утонешь в этой боли, стыд и позор... Персонажи идут вереницей, идут по кругу, не прекращают ходить, и у каждого своя история, свой кусочек мозаики. Персонажи — но не люди, не все люди, не всегда.

Удивительно, что подобные истории, основанные на изменении всего одного фактора в нашей обыденной жизни, вскрывают в реальности столько нарывов, столько гноя выходит наружу. Здесь, несмотря на постапокалиптическую общую картину, лишь речь имеет существенное значение, бури и радужка лишь дополняют картину, но не имеют самостоятельного влияния на реальность. Да, от бурь прячутся, они больно обдирают кожные покровы, наждачной бумагой как будто проходятся по всем попавшим в зону поражения открытым местам, да, от радужной болезни принимают без конца порошковый рокасет. Но именно речь заставляет людей признать животных равными, отказаться от мяса, организовать лагеря и гуманитарную помощь не только для двуногих, но и для четвероногих, крылатых и рогатых, рассортировать довольствие и пропилен и на тех, кого раньше ели, на ком раньше ездили, кого раньше держали для удовольствия... И тут мы возвращаемся к вопросу разума — они же только говорить научились, умнее не стали, овцы по прежнему дуры дурацкие, и это слова слона, не мои. Правильно ли это, сострадать и помогать лишь тем, кто может заявить о своих чувствах вслух? Признавать их права на государственном уровне лишь потому, что они это теперь могут потребовать?

Сама автор в интервью Афише говорит, что главный герой этого романа — эмпатия. Забавно, что везде, от моего психологического факультета до сетевой википедии, эмпатия определяется как осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Человека. Не дикий зверь, не домашнее животное, не жук-навозник и не цирковой слон, а только человек. Признаюсь, чувство эмпатии развито у меня достаточно сильно, как у человека, который учился этому в вузе специально, как у человека, работающего много лет с людьми, мне это необходимо. Но никогда я не испытывала подобного к шерстистым нашим друзьям меньшим (фильм про Хатико же не считается, да?). А тут люди вынуждены, их заставили растянуть эту эмпатию на всех заговоривших, признать их право на сочувствие ближнего, она уже трещит по швам, вот-вот лопнет, а её всё тянут.

Так вот, я бы расширила главного героя до понятия чувства и эмоции. Хотела написать, что в основной своей массе тут чувства и эмоции отрицательные, плохие, болью пропитанные, но поняла, что нет, не права. Вспомнила историю Сони, например, на чьих глазах мать погибла, которую теперь опекает отчим (так и не поняла, состоявшийся, или не успели они?). А на контрасте вспоминается суслячий шантаж, слово-то какое получилось странное, я ж даже не до конца поняла, суслик там был, или котопсинка ручная. И очень противоречивая история слона. Журнальные статьи Артельмана-одного, Святой Артельман-второй, возня Артельмана-третьего с кроликами... И тут же подлость енотов, наглость енотов, кошачий рэкет, медвежьи истерики, собачья ревность, специально чтоль автор всю грязь в животных демонстрирует, пока люди с ног сбиваются, мечтая о свежем стейке, давясь сублимясом. А живность-то от мяса не отказывалась!

Очень обсуждабельна эта книга, полнится смыслами, перекликается со многими происходящими ныне событиями. Ничего экстремально нового не имеет, но столько боли — слишком, слишком для меня, голова болит.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В романе Линор Горалик «Все, способные дышать дыхание» после грандиозной катастрофы животные обрели дар речи. Казалось бы, разговаривающие звери и птицы — привычное для фантастики дело, вот только здесь они говорят совсем не то, что люди рассчитывали услышать.

Роман состоит из множества историй, отличающихся друг от друга даже по стилю написания. Все вместе они создают невероятный образ мира, где людям приходится по-новому выстраивать отношения с братьями нашими меньшими, проповедовать свои взгляды и разочаровываться в идеалах...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх