FantLab ru

Элиот Финтушел «Иззи и отец страха»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.25
Голосов:
16
Моя оценка:
-

подробнее

Иззи и отец страха

Izzy and the Father of Terror

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Странные и невероятные приключения сваливаются на голову бродяги Мэла в прямом смысле этого слова. Странствуя по Нью-Мексико, он прибивается к группе хиппи, именующей себя Космическим Народом. Их духовный наставник, могущественный Шаман, делает в его голове дырку. Теряющего связь с реальностью Мэла спасает ясновидец Иззи Молсон, рассказывая ему правду о Шамане и о нём самом.

Входит в:

— журнал «Если 1998'3», 1998 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 1998 // Повесть

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1998 // Повесть


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
периодика (1)
/перевод:
А. Кабалкин (1)


Периодика:

Если № 3, март 1998
1998 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Моё знакомство с творчеством Э. Финтушела началось с рассказа «Malocchio», который оставил после себя в целом неплохие впечатления. Не так уж много сведений удалось найти по биографии автора, известно, что он начал свою литературную карьеру в 1992, живет в Америке и по основной своей профессии является артистом эстрады — клоуном и мимом, довольно известным в своей сфере. Данная повесть, насколько я понял, это одна из частей цикла, посвященного Иззи Молсону, она единственная переводилась на русский, поэтому пока ознакомиться с прочими историями у нашего читателя возможности нет.

Мне еще не приходилось встречать психоделическую фантастику, которая по качеству стояла бы вровень с творчеством Ф.К. Дика, Э. Финтушелу тоже довольно далеко до диковского уровня, хотя по сравнению с большинством коллег по цеху, пробовавшим себя в этом жанре, он очень даже неплох. Если кто-то считает, что писать психодел очень просто, достаточно лишь переносить на бумагу поток сознания, он очень сильно ошибается. Наличие генерального сюжета просто необходимо, а элементы иллюзии — всего лишь ширма, которая служит для отвлечения внимания читателя. В нужный момент автор, подобно искусному фокуснику, извлекает кролика из шляпы, читатель поражен, престиж достигнут. Автор данной повести, хоть и близок к иллюзионистам, но всё же, будучи клоуном, чаще сбивается на буффонаду, увлекаясь построением галлюцинаций.

В данном случае перед нами психоделическая хроноопера — обилие сопутствующих этому делу парадоксов и общий театр абсурда в наличии. Главный герой — 24-летний американский парень Мэл, находящийся в духовном поиске. Точка отсчета начала событий — встреча Мэла с лидером некого культа по кличке Шаман. Этот Шаман расширяет сознание протагониста, проделав дыру в его черепе, после чего окружающая действительность начинает меняться.

Противостоит Шаману некий Иззи Молсон, фабричный рабочий и по совместительству могущественное сверхсущество. Он закрывает дыру в черепе Мэла и на какое-то время исчезает, чтобы появиться только ближе к концу произведения. Иззи путешествует по стране в автофургоне в компании с неким Сарвадукой, судя по всему индусом. Помимо Шамана, который является в то же время фараоном Тутмосом IV, создателем египетского Сфинкса (он же Абу аль-Хаул — Отец Страха, он же главный герой Мэл) в наличии еще ряд интересных персонажей.

Призрак отца Мэла, который покончил с собой, прыгнув в Ниагарский водопад, выступает под прозвищем Беглый Джо, и существует в голове главного героя, при этом через отверстие, проделанное Шаманом, он постоянно пытается выбраться наружу, попутно кстати и некстати советуя Мэлу бежать куда подальше в любой ситуации — т.е. своё прозвище он оправдывает полностью. По совместительству Беглый Джо оказывается лидером рок-группы «Косари» Джонни Абиленом, который стал автором музыкального хита, с помощью которого можно менять ткань пространства-времени, этот процесс называется «оп-ля» — этим словечком заканчивается припев песни.

Ещё один конкурент в борьбе за главный приз — обладание Отцом Страха — пришелец с планеты Сандулек по кличке Цыган — желтобрюхий полоз, скрывающийся под личиной человека. Его сопровождает земная агентесса пришельцев Нора, в которую главный герой незамедлительно влюбляется. С Норой оказывается не всё так просто и ей еще предстоит сыграть ключевую роль в сюжете произведения. Космический корабль сандулеан замаскирован под обычную придорожную закусочную, при этом перемещаться в пространстве он может только с помощью «оп-ля».

Если рассматривать повесть в психологическом аспекте, то здесь автор развивает сразу ряд фрейдистских мотивов, влияющих на личность главного героя — в первую очередь это Эдипов комплекс, а также потеря отца и его замещение, личностная идентификация и взаимоотношение творца и творения. Параллельным подтекстом проходит авторский стёб над «духовно богатыми личностями», находящимися в постоянном экзистенциальном поиске. Полотно реальности постоянно меняется — мировая история то уходит в альтернативное русло, то вновь возвращается на круги своя — хотя здесь это всего лишь фон, способ показать неустойчивость мира и относительность времени и пространства.

Главная проблема текста в неровности развития сюжета — поначалу автор чересчур увлекается плетением иллюзий, доходит до того, что читатель уже теряет связь с основной линией и начинает принимать всё происходящее за овеществленный бред. Дальше по тексту автор, словно спохватившись, ударяется в другую крайность — начинает лихорадочно привязывать иллюзию к абсурдной логике сюжета. Однако вся прелесть психодела в том, что читатель самостоятельно должен уловить гармонию в ярком хаосе, это как картинка с непонятным рисунком, на которую нужно долго смотреть и затем увидеть трехмерное изображение. С этой задачей автор явно не справился — перебор с буффонадой в начале и пояснениями в конце.

В целом повесть получилась неплохой — по крайней мере мне удалось зацепить авторскую мысль, понять основную идею. Также стоит отметить запоминающихся и безумных персонажей произведения — здесь к автору претензий нет. Если бы автор качественно доработал текст, устранил главную проблему, которую я указал выше, то, вероятно, эта повесть перешла бы из разряда номинантов ряда НФ-премий в число лауреатов. Вердикт будет краток: хотите психоделической фантастики — читайте Ф.К. Дика, если же всё творчество мастера уже изучено вами вдоль и поперек, а голод по такой литературе не иссяк, то можете попробовать Финтушела, только будьте сдержанны в ожиданиях.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх