fantlab ru

Александр Пелевин «Четверо»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.18
Оценок:
65
Моя оценка:
-

подробнее

Четверо

Роман, год

Аннотация:

1938 год, Крымская АССР. Молодой следователь уголовного розыска прибывает в курортный городок на побережье Черного моря, чтобы раскрыть зверское убийство профессора астрономии.

2017 год, Санкт-Петербург. В городской психбольнице появляется пациент, утверждающий, будто с ним общается женщина с далекой планеты, переживающей катастрофическую войну и гибель цивилизации.

2154 год. Космический корабль «Рассвет» совершает первый в истории человечества межзвездный перелёт к планете Проксима Центавра b в поисках внеземной жизни.

Три истории сплетаются воедино, чтобы в итоге рассказать о вечном зле, которое всегда возвращается.

© издательская

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 255

Активный словарный запас: низкий (2525 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2019 // Крупная форма (роман)

номинант
Национальный бестселлер, 2019 // Национальный бестселлер

номинант
Новые горизонты, 2019 // (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Четверо
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чтоэтобыло!?

Есть у Владимира Васильев отличный роман «Чёрная эстафета». Сюжет, мир, динамика, интрига! И вот наступает финал...

Не наступает.

Вот и тут. Интриги — сколько угодно. Сюжет закручен, куда метнётся на следующей странице — ни за что не угадаешь. Написано очень хорошим — хотя и не всегда лёгким, но совершенно аутентичным описываемым событиям — языком. Затягивает почти физически. И вот последние страницы — ЧТОЭТО!? Автору надоело? Что-то случилось, а дедлайн был неотвратим? Этот финал плох настолько, что просто загляденье.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Три линии.

2154 год. Космическая экспедиция к землеподобной планете в системе Проксима Центавра.

1938 год. Расследование жутких убийств в крымском городке.

2017 год. Психиатр-трудоголик занимается психическим расстройством журналиста, слышащего голоса.

Александр Сергеевич без помедления и такта вываливает на нас культурный код: Space Oddity Боуи (межзвездный корабль «Рассвет» за несколько страниц пару раз называют железной банкой); рэперы Оксимирон, Хаски, Гнойный; «Гражданская оборона» и «АукцЫон»; «Аэлита» Толстого и творчество Ефремова с Брэдбери; корабельный ИИ «Аврора» достаточно быстро начинает напоминать другой искусственный разум из романа Артура Кларка; фамилия ленинградского следака Ваеденский, а зовут его Николай Степанович (как Гумилёва) — такая отсылка-двойка к Серебряному веку;

Сквозная тема — море, Крым. Для главных героев всех трёх линий крымское взморье — фетиш и Земля Обетованная, рай на Земле. Также все персонажи рассуждают о подвиге, жутко хотят спать и боятся опять скатиться в алкоголизм.

Повторно закрыл для себя творчество А. С. Пелевина.

Космическо-историческо-психиатрический триллер оказался таким же солипсическим, сумбурным и невнятным, как и дебютный роман автора.

Линии переплетаются самым странным образом, нам намекают на нелинейность времени, на Зло, на то, что всё — суть одно. Но решать якобы линчевскую головоломку не хочется. Думаю, данная фантасмагория и не имеет логического решения.

Такое ощущение, что тебе дали целых три похожих набора конструктора, но из них всё равно не складывается нечто целое — какие-то детальки не подходят друг к другу, какие-то оказываются лишними.

Читать из-за языка тоже не стоит — нет в романе каких-то языковых красот или искупающей всё атмосферности.

Нам показали пальцем на паренька и сказали, что он вундеркинд и наше всё — а паренёк косноязычно пересказывает нам «Нечто», «Солярис» и «Марсианские хроники», перемежая сюжет стихами рэперов и поэтов Серебряного века. Как увязать всё это — у писателя нет ни малейшего представления.

Кстати, ни в одном еще романе не поминали Николая Степановича Гумилёва так бездарно.

Роман неформатный в плохом смысле слова — много фантастики для мейнстрима, много ложной глубокомысленности для фантастики или триллера.

4(ТАК СЕБЕ)

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

2154г, где-то в космосе, научно-исследовательский корабль «Рассвет». Команда корабля выходит из стазиса спустя 87 лет, их цель — неисследованная планета — близка. Сможет ли капитан корабля и его команда найти жизнь на планете?

1938г, Крымская об-ть, Белый Маяк. В городе совершено зверское убийство, очень пожилого астролога нашли с раскуроченной грудью, а вместо сердца — стальная звезда. На раскрытие убийства приезжает следователь с Ленинграда, с такими делами он еще никогда не сталкивался, но верит в поимку убийцы.

2017г, Санкт-Петербург, психиатрическая больница. Доктору Хромову попался очень сложный пациент страдающий галлюцинациями и шизофренией. Молодой человек утверждает, что слышит голос молодой девушки с другой планеты, которая рассказывает о том, что на ее город напали и планета скоро будет порабощена, в живых никого не останется.

Это было очень мощное начало, увлекательное, просто невозможно оторваться. Я не люблю тему космоса, но тут читала и не могла оторваться. Когда упомянули торт, поняла, что что-то тут не так. Начала читать еще внимательнее, чтобы не упустить какие-то мелочи. Про остальные сюжетные линии даже говорить не о чем. Это было великолепно. Я все пыталась связать между собой все временные линии, найти общее связующее звено. Постоянное упоминание цифры четыре, звезды, Крыма и моря, я все еще продолжала искать общее. К середине сюжет начал проседать. При чем очень стремительно. Сначала дочитывала из интереса, т.к автор вначале так все закрутил и держал мое внимание, что я ждала объяснения и взрыва в конце. На последней главе дочитывала уже из принципа, жалея что потратила свое время. Не вышло взрыва, не хватило объяснения. Не поверила в большое тягучее Зло. Наверное я просто не поняла чего-то. Или я просто не люблю загадки без ответов и открытый финал.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понимаю бешённого восторга по поводу этой книги... Три сюжетные линии, каждая из которых могла бы стать отдельной, весьма не плохой повестью, попытались связать в единый сюжет — и это получилось на 2 балла максимум... Каждая история сама по себе не плохо написана, держит в напряжении, и даже захватывает. Но ни к одной из них автору не удалось придумать на 100 процентов хорошую и логичную концовку... И тогда он принимает решение — о! «а типа, они у меня все связаны какими-то мистическими неуловимыми узами, короче, пусть там сам читатель себе всё придумает, а я буду многозначительно кивать и напускать туману побольше«!

Хочется отметить — действительно, написано не плохо, всё время ждешь какого-то оригинального поворота и нетривиальной развязки... И вот концовка — и пшик...! И ничего... Роман заканчивается скомкано, смазано, безрезультатно и практически без логичных объяснений, да, что там говорить, и без нелогичных объяснений тоже(!) … Жаль... А ведь заявка была... Скажу честно, поставил такую высокую оценку , так сказать «на вырост», может всё же автор научится постепенно не только ярко начинать, но и хотя бы «тускло», но ,и заканчивать свои произведения... А то, скажу честно, пока что творчество «не того Пелевина» больше напоминает иносказательно упомянутого им же в своем романе «Покров-17» Юрия Петухова... Много шума... и ничего! Будем надеется, что со временем автор повзрослеет, как писатель.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что хотелось сказать, когда дочитала последние строчки: что это за махровая дичь?

Но с этого не начинают отзыв, поэтому по порядку:

Слог очень простой, но читается легко. Герои «слегка» однотипны. Есть ощущение, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лазарев, Введенский и Хромов это один и тот же человек.
Иначе, отчего в героях нет различий? Все они говорят и действуют одинаково. Нет никаких различий в речи, всё, как под копирку.

В тексте есть две весьма заметные опечатки: номер квартиры и два раза подряд фамилия Поплавского.

Читать было очень интересно, вплоть до того момента, как линии начали соединяться.

Экспедиция на другую планету — очень интересно. Чувство одиночество и космоса, непередаваемо.

Ужасное убийство в Крыму в преддверии войны: загадочное поведение убийцы — подогревает интерес, бросить читать невозможно. Все эти записки

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«я-море», конь, патефон, звёзды в раскуроченой груди...
будоражат воображение.

Самая скучная линия про сумасшедшего, что слышит голос. Ведь это фантастика, сразу становиться ясно, что голос настоящий. Но история «голоса» очень любопытная.

Очень понравилось это вплетание в сюжет стихотворений, в одном месте об этом читают, в другом времени это происходит.

В романе много отсылок на классику фантастики: Аэлита, Марсианские хроники, Солярис, Я -Хобо: времена смерти, Одиссея (Кубрика). У героев говорящие фамилии.

В общем, здесь всё связано. Роман, словно клубок загадок, головоломка, читателю предлагают не столько следить за сюжетом, сколько искать «ключи», разгадывать, откуда и для чего здесь то и это.

И все было бы совсем прекрасно, если бы не финал. Столько всего интересного напихано в роман, но в итоге сводится вместе едва ли 1/3.

Кто смотрел Космическую одиссею, тот поймет, что это за финал.

Точнее, его полное логическое отсутствие.

Без подсказок из вне, вообще сложно понять, к чему там

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
двое стариков, всегда одних и тех же, играют в шахматы. Почему дважды упоминаются рыбы, поедающие мозг? Причем тут Крамер?

Вывод остаётся один — прочь логику, все происходящее здесь, не поддается осмыслению, потомучто конь, а время нет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хотя, стоит отметить, что заклинание как раз самое понятное из всего, что происходит, ведь оно говорит как раз о том, что мы все сделаны из одного вещества — звёздной пыли, а время не линейно

Плюс:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С чего Лазарев решил, сто море его отпустило? В какой момент он решил, что глюки кончились? Со сменой декараций? Но реальность такова, что нельзя сказать с уверенностью, что реально. Как в фильме «Начало».

Море. Звёзды. Пыль. Зло.

Зачем это всё? Зачем?...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
особенно эта многообещающе загадочная троица у моря. Да и «ружьё» с копией Авроры, не выстрелило...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В течении всей книги все описывается на высоком НФ, детективном и психологическом уровне, только в конце книги все эти сюжеты из разных времен фактически никак не сходятся. Попытка в конце это сделать слишком искусственная или слишком бредовая

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Кто та молодая шпана, что сотрёт нас с лица Земли?» Когда-то этой шпаной был Пушкин и Маяковский, побывал этой шпаной Виктор Пелевин. А сегодня его однофамилиц Александр Пелевин уверенно претендует на освободившееся место.

Мне сложно определить жанр этого романа. Это и фантастика и триллер и детектив. Здесь в законах НФ одновременно происходит что-то странное и непонятное. Причём это переосмысление того, что мы давно знаем. Чужой и странный разум, жизнь чужой цивилизации, классический детектив перерастающий в нечто странное, и история первооткрывателя. Написано увлекательно и интересно, а самое главное под каким-то новым углом, под тем углом, под которым ещё никто не смотрел на время и мир.

Отдельно идет настроение как в «Истории твоей жизни» — дорога прочерчена и не свернуть, хотя попытки имеются. Герои похожи на героев сериала Твин Пикс. Они совершают поступки, борются, иногда даже готовы на подвиги. Но всё это не имеет особого смысла, всё это происходит в уже очерченной кем-то другим границы. Всё предрешено и ничего не изменить ни героизмом, ни пассивным ожиданием.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая книга. Прочитал с огромным удовольствием, вторую половину так вообще за вчера-сегодня проглотил, что для меня в последнее время нонсенс (за редким исключением в виду «Острова Сахалин» и «Чудильщика». Книга потрясающе держит, автор мастерски управляется с тремя сюжетными линиями, переплетая их между собой на некоем ментальном уровне. То, чего порой не хватает многим книгам – глобальности замысла, размаха – здесь в полный рост, причем показано именно что через судьбы отдельно взятых людей, как я люблю. Темпоритм, стиль, визуализация каждой мелочи – все на весьма завидном уровне. При этом книга страшная и остроумная одновременно – как тот пламень, который может рушить цивилизации и дарить жизнь целым планетам. Некоторые мелкие крючочки, обороты, фразы, шутки – все мне зашло. Может быть, просто «моя» книга – тут тебе и психи, и замысел, и море, и рэп (!), Оксимирон в частности, антихайп, и Крым конца сороковых, и расследование череды любопытных убийств, и автомат, стреляющий в лица, и ЖЖ, старый-добрый ЖЖ… В общем, я под впечатлением и рекомендую всем. Не факт, что зайдет так же, как мне, но попробовать совершенно точно стоит.

И – да, финал, на мой вкус, отличный.

P. S. Я/мы море.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх