FantLab ru

Тед Чан «Понимай»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.02
Оценок:
1266
Моя оценка:
-

подробнее

Понимай

Understand

Другие названия: Понимание

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 186
Аннотация:

Леон Греко — голографист, переживший серьёзную травму мозга. Лечение гормоном «К» преподносит Леону повышенные способности интеллекта. Главный нейролог клиники доктор Ши намерен исследовать этот эффект, который он вслух не решается назвать «побочным». Греко соглашается на эксперимент.

Следующая доза гормона «К» снова усиливает интеллект, и это позволяет Греко вовремя избежать ловушки ЦРУ и пожизненного становления подопытным кроликом. Он сбегает из клиники и взламывает сеть для контроля ситуации.

Греко на этом не останавливается. Он копит деньги, играя на бирже, и закупает оборудование для инъекции гормона «К». И вот он уже мыслит и знает, как эти мысли устроены. Это рекурсивное самопознание открывает Греко огромный мир истины, в котором, казалось бы, уже не может быть для Греко препятствий... Но это не так.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 1992 // Короткая повесть

лауреат
Премия читателей журнала "SF Magazine" / SFマガジン読者賞 / SF magajin dokusha shō, 1994 // Зарубежный рассказ (США)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1992 // Короткая повесть

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第26回 (1995) // Переводной рассказ

Похожие произведения:

 

 


История твоей жизни
2005 г.
Научная фантастика. Ренессанс
2007 г.
Купец и волшебные врата
2010 г.
История твоей жизни
2014 г.
История твоей жизни
2016 г.
История твоей жизни
2017 г.
История твоей жизни
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Supermen
2002 г.
(английский)
Stories of Your Life and Others
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, не люблю рассказы. Мне больше по душе крупная форма, там, как я говорю, есть, где мысли разбежаться. Но рассказ Теда Чана «Понимай» покорил меня абсолютно. Это очень умный рассказ, он стремителен, насыщен философией, психологичен, глубок по своей сути. А ведь автору было всего 24 года, когда это было написано. Главного героя врачи вернули к жизни после практически полной гибели мозга, испробовав на нём экспериментальный препарат. В результате этого эксперимента его личность не только восстановилась, но и стала стремительно развиваться до непостижимого доселе уровня. Показан процесс развития познания, самопознания и самоосознания. Homo sapiens переходит на новый уровень развития— уровень металюдей. Казалось бы, ещё шаг, и главный герой постигнет Истину, он станет подобен Богу...Но наступает неожиданный поворот сюжета. И тут Тед Чан приводит нам два варианта метачеловека с разными моральными позициями. Первый тип направлен внутрь себя, он эстет с гиперболизированным Эго, он из тех, кто «алгеброй гармонию постиг». Его отношение к нормалам, остальному человечеству, индифферентно. Второй тип нового человека—социально направленный, но у него цель оправдывает средства, такой не погнушается истреблением части человечества, чтобы оставшихся в живых привести к общему благоденствию. Эти два типа не могут сосуществовать, один нарушает планы другого. И вот вопрос: какой тип метачеловека ближе вам, читатель? Мне больше импонирует эстет, но может я и ошибаюсь. А по большому счёту, пусть люди остаются людьми с их страстями и несовершенством.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тут вот в отзывах многие упрекают автора в том, что главный герой рассказа и его визави — люди, вследствие медикаментозного вмешательства получившие интеллектуальные сверхспособности, — не могут между собой договориться, вступают в прямой и недвусмысленный конфликт, в результате которого один из них погибает. Ну, не совсем погибает, но что-то около того. И, мол, это оплошность автора в том плане, что такие сверхлюди должны были договориться и жить в мире и согласии.

И такого характера критика лично у меня вызывает, если честно, недоумение: а чего бы это вдруг? С чего это все решили, что повышение когнитивных способностей обязательно должно привести к повышению гуманизации индивида? История двадцатого века говорит как бы об обратном. Агрессивные и кровожадные сильные мира сего, например, зачастую были людьми далеко не глупыми, варварское по своей сути оружие массового поражения было изобретено тоже вовсе не дебилами.

У Теда Чана в тексте напрямую это не проговаривается, однако один из аспектов рассказа как раз таки и можно трактовать в том смысле, что интеллект и этика — понятия не тождественные, а улучшение понятийных способностей вовсе не ведёт к моральному совершенствованию человека. Можно вспомнить также избитую тему социальной фантастики: духовное развитие человека очень часто не поспевает за полётом научно-технический мысли. Ну, а в данном случае двое обывателей получили интеллектуальные сверхспособности, однако так и остались обывателями. Пусть один из них провозглашает о своей аполитичности и социальной инертности, а другой грезит идеями усовершенствования человеческого общества, однако ж в итоге поделить этот мир на двоих они не смогли. Полмира каждому из них оказалось мало.

Второй момент, на котором тоже часто заостряют внимание в отзывах, — это изобретение главным героем собственного языка. Идея эта кажется несуразной, потому что кроме главного героя этим новым языком никто не владеет, а в планах главного героя нет, во-первых, желания делиться своими знаниями, а во-вторых, учить кого-либо этому новому языку. Спрашивается, зачем тогда нужно было этот язык изобретать?

Действительно, а зачем? Кажется, что изобретать язык для общения с самим собой — как-то глупо. На первый взгляд ответ напрашивается сам собой: незачем! Не нужен ему этот самый язык.

Однако на второй взгляд следует вспомнить, что читаете вы всё-таки произведение Теда Чана, лингвистическая тема в творчестве которого занимает особое место и проработана подробно, тщательно, вдумчиво. В той же «Истории твоей жизни» Тед Чан доказывает, что язык, сама его структура накладывает на носителя этого языка неизгладимый отпечаток. Можно даже сказать, что язык влияет на мировоззрение носителя, формирует его мировоззрение. Ну, и наоборот, естественно, тоже — глупо ожидать от гопника из подворотни чудес словесности.

Главный герой рассказа прямо указывает на то, что его когнитивному аппарату тесно в рамках известных ему языков, нужны новые средства выражения, обработки и хранения приобретённой им информации. Чтобы оперировать терминами, их системами, необходимо иметь соответствующий инструментарий, а его, как утверждает главный герой, в известных ему языках нет. Поэтому он и вынужден изобрести новый язык, один символ из которого может вместить в себя целую страницу английского текста. Ну, и дело тут, разумеется, не только в количественном выражении, а и в качественном тоже.

И наконец, третья составляющая, также подвергнутая критике в отзывах к рассказу, — это активно применяющийся в рассказе язык тела и жестов, а также воздействие на психику человека при помощи скрытых визуальных и звуковых символов, которые воспринимаются на уровне подсознания. Здесь вот тоже не совсем понятно, почему некоторые из рецензентов приписывают вполне реальной методике чуть ли не магический смысл, который в данном рассказе ну уж вообще никак не уместен.

А между тем Тед Чан не выдумывает тут ничего принципиально нового. Помнится, несколько лет назад, если не ошибаюсь, японские мультипликаторы крайне неудачно подобрали видеоряд в одном из своих творений, в результате чего у некоторых зрителей случились нервные припадки. Также общеизвестным является тот факт, что инфразвук при определённых условиях может вызвать у человека приступы немотивированного страха. Не означает ли это, что можно подобрать параметры индивидуально под вполне определённого человека с тем, чтобы вызвать у этого человека вполне предсказуемую реакцию? Что же касается языка тела и жестов, то общепринятое мнение об этой методике обусловлено, вероятно, изрядно подмоченной репутацией так называемого НЛП. Однако при этом считается, что так называемые открытые жесты и доброжелательные улыбки продавцов способствуют успешным продажам.

Вот и думаешь после этого: а нет ли здесь противоречия? И, собственно, кто в таком случае громче всех кричит о неэффективности НЛП?

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет про «волшебную таблетку» (в данном случае — укол), которая повышает интеллект человека — тема в фантастике нередкая. «Цветы для Элджернона» Киза и «Пробуждение» Гансовского — лучшее, что было в этой теме. Из современного вспоминаются «Области тьмы» (редкий случай, когда кино даже чуточку лучше книги).

И вот «Понимай» Теда Чана. В книге, в которой я прочёл рассказ в конце идут размышления и воспоминания автора о том, что рассказ собрал множество отказов, когда Чан пытался опубликовать его первый раз.

Моё мнение — это неудивительно. Во-первых, Чан привнёс в эту тему не так много нового. Во-вторых, рассказ выглядит оборванным, недописанным.

Интересны размышления о возможности возвыситься над собственным мышлением и познать его. Не обошлось здесь и без любимой Чаном лингвистики — ГГ в какой-то момент пытался создать универсальный язык, который мог бы описать всё мироздание разом.

Рассказ неплох, но во многом — вторичен и на мой вкус скорее оборван, чем дописан.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всю дорогу был уверен, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
главный герой потихоньку сошёл с ума. Повествование больше всего похоже на речь какого-то современного эзотерического гуру, который летает в астрал, общается с рептилоидами, является реинкарнацией Шивы, лечит болезни наложением рук и заряжает воду за деньги. Вот там умесны размышления о том, что «я давно мог создать бы вот такой волшебый механизм, но мне стало лень», «я сам регулирую все процессы своего организма, включая сон» или «я могу управлять людьми, но они этого не замечают».

Но нет, всё реально. Герой и вправду умеет в астрал и познаёт сверх-реальность, недоступную моему восприятию. А потом его убивают. Так что смысла в его озарениях — не больше чем у гуру

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ-предостережение о том, что сколько ни накручивай интеллект, а до мудрости еще как до луны. Ибо мудрость — это нечто совсем другое. В ней есть способность к самопожертвованию, к самоумалению, у ней своя «логика сердца». Вот что нужно «понимать».

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сверх-супер-гений, который тратит всё свое время на построение теорий всего сущего и не поставил ни одного эксперимента, и не смог сделать хотя бы простенького робота, выглядит странно и нелепо. Вместо того, чтобы автоматизировать работу по сбору нужной информации, он зачем-то делает все вручную, проявляя чудеса акробатики с двумя клавиатурами и микрофоном.

Ни о какой скорости реакции в микросекунды не может быть и речи — она равна ~0.1-0.3 секунды и ограничена скоростью передачи сигнала в нервной ткани, и никакое увеличение числа синапсов этого не изменит. Вопрос о том, каким образом можно дистанционно управлять функциями чужого организма, да еще и против желания владельца, остается мутным и совершенно нераскрытым.

Независимо от сверх-уровня интеллекта, выстрелить из пистолета — всё равно быстрее, чем сказать хотя бы одно слово.

Очень печально, когда о сверх-знаниях пишет человек, который не имеет элементарных.

Оценка: 3
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тед Чан является одним из тех писателей, на чьё творчество в общем и целом стоило бы написать одну большую рецензию, а ещё лучше монографию, и это отнюдь не потому, что творчество его однообразно. Ровно наоборот, уникальность этого писателя в том и состоит, что удаётся ему почти всегда быть неожиданным и оттого интересным. Позволю себе отметить, что его творчество очень близко к классикам литературы именно своей притчевостью. Впрочем, это отдельный предмет для разговора.

В относительно коротком рассказе «Понимай» Чан поднимает тему совершенствования человека путем фармакологического пробуждения в нем заложенных природой, но заведомо скрытых возможностей организма. Идея эта кому-то может показаться вторичной, но с такой точностью процесс развития в себе сверхспособностей не описывал никто. На большом экране подобное попытался реализовать Люк Бессон в своем фильме «Люси» (2014), однако до скрупулёзности Чана режиссёру было далеко. Рассказ цепляет именно своими, казалось бы, незначительными, но внимательно прорабботанными деталями, за что и заслуживает высокой оценки.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совсем не новая для НФ тема многократного усиления человеческого интеллекта (привет, в первую очередь, чудесным «Цветам для Элджернона») в руках Чана заиграла если не совсем новыми красками, то уж точно повернулась другой стороной. Под воздействием некоего препарата, первоначальным предназначением являлось восстановление погибших нервных клеток мозга после травм и клинической смерти, герой Чана обзаводится сверхинтеллектом. После двух инъекций он уже почти гений, но врачам интересно: что дальше? Третья инъекция делает его весьма интересным для спецслужб, поэтому Греко (а именно так его зовут) вынужден бежать, а после — вводит и четвертую инъекцию. Интересно, куда рассказ бы завели другие авторы: автору-гуманитарию достаточно было бы пары первых инъекций, дабы порассуждать о последствиях внезапно навалившейся гениальности; авторам технотриллеров хватило бы трех инъекций, дабы наваять очередной опус о войне гения со спецслужбами; но Чану это неинтересно. Он идет дальше, и его персонаж вводит себе четвертую инъекцию, превращающую его в пост-человека, для разума которого нет ничего невозможного. В погоне за саморазвитием, он изобретает новый язык — старые не в состоянии выражать всю гамму его новых чувств и мыслей, с легкостью играет не бирже, учится контролировать свои внутренние органы, влиять на других людей, и так далее. В итоге, вместо научной фантастики, что неожиданно, получается весьма и весьма оригинальная история о тщеславии и выборе между личным и общественным.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Быстрое развитие, рывок к сверхчеловеческим способностям – одна из любимых тем фантастики разного рода. Но в гороподобном ворохе, написанного на эту тему, рассказ не затерялся. Выделяется он не художественностью (до «Цветов для Элджернона» ему далеко), но интересными идеями и мыслями, в первую очередь, о расширении сознания, о механизме и развитии мышления. Возможно, здесь философии больше, чем беллетристики. По существу, это описание мысленного философского эксперимента. Серьёзных мыслей у автора хватает, вполне вероятно, они и у читателя появятся. Сказано же: «понимай». А опасно ли понять много, понимай как знаешь.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ сам по себе. Если сравнивать его с другими произведениями со схожей тематикой, так вообще лучшее из того, что я читал.

Многие тут писали о наивности автора и даже антинаучности некоторых его идей. Мне кажется, если бы мозг был простой и понятной штукой, а его функции и возможности для всех были бы очевидны, такие книги вообще бы не писали. Всегда можно сказать: «Да это же бред! В реальной жизни такого не бывает!» А включить фантазию, где-то выйти за рамки, на что-то закрыть глаза и чем-то пренебречь, принять пи равным семи, а потом «нажать на рычаг» и посмотреть, как все это завертится? И в итоге получить что-то новое, какую-то новую идею или даже выдумать новый мир! — разве это плохо? А как же Кэролл и Страна Чудес? А в Пратчетта тоже камнем кинете? C другой стороны, если книгу причисляют к жанру НФ, это, возможно, накладывает на автора какие-то обязательства... Но я все равно считаю, что, пока ученые/прогресс/время не скажут твердого и решительного «Нет!», у фантастов останутся лазейки для написания таких замечательных историй.

Немного спойлеров...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Имею весьма туманное представление о гештальт-психологии, но предположу, что под «гештальтом Вселенной», поиском которого занимался главный герой, автор подразумевает ею общую картину со всеми взаимозависимыми и обуславливаемыми компонентами (например, Эйнштейн так и не смог свести к общему знаменателю четыре взаимодействия, но уравнение, если оно вообще существует, стало бы частью такого гештальта). Не скрою, что идея кажется мне очень интересной и даже манящей, и то, что именно сверхразум взялся за решение задачи составления гештальта, представляется не только правдоподобным, но и напрашивающимся.

А тот факт, что в конце герой умирает, так и не передав никому сделанные им открытия, на мой взгляд, говорит об искренности автора. Он не хочет пичкать читателя какими-то несуразными идеями и давать ответы, которых не знает сам, а, как и все, хочет докопаться до правды. Слукавлю, если не скажу о некоторой художественности данного приема =), но умение пользоваться такими методами положительно характеризует автора уже как писателя.

В общем, после прочтения вы наверняка придете к одной из двух альтернатив: либо рассказ покажется вам крайне интересным, либо вызовет негодование и желание съязвить (и сумничать =) ). Но, в любом случае, не оставит равнодушным, так что читайте.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У Греко был поражен мозг, он был бы овощем, если бы вообще жил, но волшебный гормон «К» помог ему восстановиться, а потом и превзойти себя, да и чего уж там таить — всех остальных.

Я не боюсь момента, когда машина пройдет тест Тьюринга, я боюсь момента, когда машина сама решит, что ей не надо его проходить. В этом рассказе происходит аналогичная ситуация, Греко превзошел создателей и скрылся из виду.

Естественно, по нормам литературы светлого будущего, он решил заняться самосовершенствованием на почве того, что он стал сразу видеть гештальт, чего он не мог никогда делать и заметно получал от этого кайф, затем и начал выходить за рамки способностей организма. Но в этот момент он встретил другой разум, сравнимый с ним по мощности, но нацеленный на другой вектор развития. И должен остаться только один.

Почему? Да кто его знает. Видно, что несмотря ни на что они остались простыми людьми. Даже вектор развития был направлен только на то, с чем они столкнулись с самого начала, ощущение, что просто чувство мужской конкуренции не дало им покоя.

Понравились фамилии, которые упоминались в рассказе, описано все красиво, но рассказ слишком завершен! Понятно, что потом будет все хорошо и без изъянов, мир во всем мире.

Оценка: 6
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даже не знаю, как отнестись к этому рассказу. Вообще, он написан здорово, очень увлекательно – оторваться невозможно. Да еще интеллектуальные трансформации главного героя, показанные изнутри, что называется, «срывают крышу» — рассказ обладает просто психоделическим эффектом.

Но если задуматься… Все эти переживания по поводу ущербности человеческого языка – не похожие ли чувства каждый испытывает в детстве, когда впервые задумывается над какими-то отвлеченными категориями, не имея необходимого словарного запаса, чтобы как-то оформить свои мысли? Внезапное, интуитивное восприятие мира как целостной системы – не свойственно ли оно любому человеку в той или иной степени? Восторженное преклонение перед «гештальтами» окружающей реальности – не обязательная ли черта человека искусства или гениального ученого?

То есть перед нами становится вопрос – а может ли обычный человек описать сверхчеловеческий разум? Убедительно ли автор моделирует становление сверхинтеллекта на основании интеллектуального развития обычного человека? То есть, по-своему убедительно, но происходило бы такое в реальности…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Самое слабое место рассказа – концовка, финальная битва. Очень сомнительно, что два таких высокоразвитых существа не смогли договориться. Неужели дело построения сверхмощного компьютера исключает проведение программ по улучшению экологической обстановки? Не верится, что столь интеллектуальные существа не попытались найти компромисс, какое-то оптимальное решение, при котором их потребности не препятствовали взаимно своей реализации. Не потребовало же, в самом деле, изготовление пресловутого «нанокомпьютера», уничтожения Земли? Да и вообще как-то нелепо – встретились два умнейших представителя человечества – и начали как дикари, «махать дубинками», пусть и «ментальными». Ну не похож вроде бы автор на злобного мизантропа, так почему же так пессимистично?

Несколько смутило также употребление термина «просветление». Если понимать его в буддийском смысле, так герою до него было весьма и весьма далеко, судя по его действиям.

Итог: интереснейший рассказ, своего рода умственный эксперимент по расширению возможностей человеческого интеллекта. Что хорошо в выбранной теме – даже сомнительную правдоподобность тяжело опровергнуть. И все же – концовка показалась мне излишне эффектной, в ущерб реалистичности.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ меня удивил, но опять не тем, о чем он. Скорее тем, что я читала рассказ на эту тему гораздо лучше и интересней. «Цветы для Элжернона».

Не буду говорить, что я не верю, что прививка может сделать сверхчеловека, вернее сверхмозг, Об этом мы в далеком детстве мечтали. Но вся ситуация немного напомнила что-то вроде американского боевика с абсолютно предсказуемым финалом. Не мое.

Оценка: 6
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Стоя по стойке смирно, танцуя в душе брейк-денс,

Мечтаешь что ты генерал, мечтаешь что ты экстрасенс,

Зная что ты воплощение вековечной мечты —

Весь мир это декорация и тут появляешься ты.»

© Борис Гребенщиков

Судя по отзывам, сравнение этого рассказа с «Цветами для Элджернона» стало просто общим местом. Хотя на тему резкого поумнения и сверх-интеллекта писали многие авторы и определённые параллели можно найти даже у писателей «Золотого века». Итак, герой произведения колоссально, чудовищно умнеет и становится сверхчеловеком прямо-таки в ницшеанском смысле этого слова, ибо выходит за грань деления окружающего мира на добро и зло, и не потому, что он настолько порочен, просто его новому сознанию скучно с людьми, скучно жить по их законам. Помните у Ницше: «Что такое обезьяна по сравнению с человеком? Посмешище либо мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для Сверхчеловека – посмешищем либо мучительным позором.» Люди становятся для героя почти что микроорганизмами, живущими совсем в ином мире. Но кто более опасен для людей: сверх-эгоист , которому люди «до лампочки» или добрый сверх-интеллект, решивший облагодетельствовать человечество? Это один из основных вопросов рассказа.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ, написан захватывающе, изобретательно. Глаз цепляется за некоторые моменты, которые мне кажутся несколько выбивающимися из общего строя весьма качественных идей. Но должен признать, что это — моё личное мнение. Объективно — рассказ очень хорош.

Показалась глупостью попытка главного героя изобрести собственный язык. Зная несколько языков, на которых он может точно выражать собственные мысли и быть понятым самим собой, с какой целью он пытается изобрести ещё одни язык? Язык нужен для обмена — чтобы обладатель информации мог передать её кому-то другому. Кому можно передать информацию, если этот язык не знает никто, кроме главного героя?

Взлом компьютеров главный герой охарактеризовал как примитивное занятие, заключающееся в обходе всех дверей подряд и дёргании замков на них. Дескать, какой-нибудь замок в конце-концов да откроется. Может быть он спутал хакерство с деятельностью скрипт-киддисов? Потому что именно скрипт-кидди поступают таким образом — берут изготовленные другими людьми отмычки и пытаются их засунуть во все замки подряд, в надежде что какая-нибудь отмычка подойдёт к какому-нибудь замку. Настоящие хакеры ломают какую-то определённую систему и умеют делать отмычки сами. Можно ещё использовать методы социальной инженерии, как Кевин Митник, но это просто одна из разновидностей мошенничества и имеет довольно опосредованное отношение к настоящему хакерству.

И наконец, есть один момент, который, на мой взгляд, перечёркивает всю красоту рассказа. Он заключается в том, что оба сверхчеловека всё-таки остались людьми. Это видно во-первых из того, что у каждого из двух сверхлюдей есть некий человеческий фундамент, на основе которого и выстроились их сверхразумы. Один из них был художником и поэтому даже став сверхчеловеком продолжает стремиться к красоте и совершенству, игнорируя практическую пользу. (Я бы, например, не смог удержаться от соблазна сделать генератор антигравитации, конечно при условии, что в нём есть практический смысл — он должен тратить меньше энергии, чем другие двигатели, преодолевающие гравитацию.) Другой сверхчеловек, видимо, был каким-то работником социальной сферы, поэтому для него наиболее притягательной остаётся цель построить идеальное общество. Во-вторых, это видно по тому, что они поддаются своей животной эгоистичной природе, рассматривая друг друга как конкурентов, а всё человечество — как естественный природный ресурс, которым можно воспользоваться в собственных целях. В таком контексте их разборки в финале рассказа выглядят довольно иронично — они похожи на двух обезьян, бросающихся друг в друга фекалиями. Высокий интеллект почему-то не сделал из обезьяны... э... сверхсущество. Получилась та же самая обезьяна, просто более изобретательная.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх