FantLab ru

Тед Чан «Вавилонская башня»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Оценок:
1356
Моя оценка:
-

подробнее

Вавилонская башня

Tower of Babylon

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 200
Аннотация:

Уже не один век в Вавилоне идёт самое грандиозное строительство в истории человечества. Всё выше и выше стремится знаменитая на весь мир Вавилонская башня. Со всех краёв света лучшие мастера идут в Междуречье, чтобы внести свою лепту в покорение самих небес. Отправилась в путь и бригада рудокопов из Эламской земли, среди которых закадычные друзья Нанни и Хиллала. Их задача — прокопать путь сквозь небесную твердь.

Однако, чтобы приступить к работе, рудокопам сначала надо подняться на башню. Это непростое испытание...

Входит в:

— антологию «The Year's Best Science Fiction: Eighth Annual Collection», 1991 г.

— антологию «Nebula Awards 26», 1992 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1998 г.

— сборник «История твоей жизни», 2002 г.

— журнал «Если 2003'11», 2003 г.

— антологию «The Mammoth Book of Extreme Fantasy», 2008 г.


Награды и премии:


лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1990 // Короткая повесть

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1998 // Фэнтези - Рассказ (США)

лауреат
Сигма-Ф, 2004 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

лауреат
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2007 // Рассказ или сборник рассказов (США, рассказ, 1990)

лауреат
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 10 лет премии // Рассказ или сборник рассказов (США, рассказ, 1990)

Номинации на премии:


номинант
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1991 // Короткая повесть

номинант
Хьюго / Hugo Award, 1991 // Короткая повесть

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 1998 // Зарубежный рассказ (США)

Похожие произведения:

 

 


История твоей жизни
2005 г.
Купец и волшебные врата
2010 г.
История твоей жизни
2014 г.
История твоей жизни
2016 г.
История твоей жизни
2017 г.
История твоей жизни
2017 г.

Периодика:

Если № 11, ноябрь 2003
2003 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.

Издания на иностранных языках:

The Year's Best Science Fiction: Eighth Annual Collection
1991 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Eighth Annual Collection
1991 г.
(английский)
Best New SF 5
1991 г.
(английский)
Nebula Awards 26
1992 г.
(английский)
Nebula Awards 26
1992 г.
(английский)
The Fantasy Hall of Fame
1998 г.
(английский)
The Mammoth Book of Extreme Fantasy
2008 г.
(английский)
Stories of Your Life and Others
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Долго сомневался, проставляя галочки в жанрово-тематическом классификаторе: мягкая это НФ или твёрдая (в итоге поставил и то, и это), история нашего мира или альтернативная история (в итоге поставил и то, и это). Начал читать отзывы к рассказу — и тут-то до меня наконец дошла суть моих сомнений.

Представьте себе вавилонского Жюля Верна. Живёт себе этакий здравомыслящий и критически воспринимающий реальность вавилонянин, в душе своей — пламенный идеалист-романтик, а по роду деятельности — инженер-прагматик. Представили?..

Так вот, авторство этого произведения и принадлежит такому вот вавилонскому Жюлю Верну, который описывает потрясший его воображение великий инженерный проект, реализующийся на его глазах.

Описывает его он строго технически, с множеством подробностей. Не оставляет без внимания и социально-психологические аспекты. Рискну предположить, что на момент написания рассказа Вавилонская башня достроена ещё не была, поэтому автор имел простор для фантазии, а правильнее будет сказать — простор для научно-фантастического прогнозирования. Отсюда — гениальные в своей точности описания растущих вниз, к солнцу, растений, мировоззрение обитателей башни, родившихся в ней и не испытывающих никакого интереса к жизни в Вавилоне.

Но не забываем, что автор наш — романтик, по этой причине и позволяет себе восторги относительно духа, царящего на великой стройке: помыслы и мотивация строителей целиком и полностью в области идеального — познание Творца, его замысла, познание Мироздания.

Не забываем также и то, что автор наш оперирует доступным ему космологическим инструментарием, однако можно ли упрекать его в этом? Ведь его плавающие в небосводе звёзды — это допущение того же рода, что обходящийся без наземной технической базы «Наутилус» Жюля Верна или его же путешественники с Земли на Луну, которые, как оказалось, должны были погибнуть от перегрузок. Упрекать Жюля Верна в физико-технических ляпах никому, слава богу, в голову не приходит, поэтому упрекать вавилонского автора в его неточностях тоже, уверяю вас, не стоит. Ошибся он, в сущности, не так уж и сильно)))

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения сего опуса, естественно, я начал думать о том, что же я такое прочитал. Несколько версий прокрутилось в голове. И выбрал я вот какую: Автор провёл параллель между нашими современными фантастическими представлениями об устройстве мира и людей в эпоху строительства оной башни. Какое бы литературное произведение в фантастическом жанре написал бы писатель, живший в то время? Вот-вот, наверное, что-то вроде того, что предложил читателю сам Тед Чан.

Интересно складывается… фантастика древнего мира… А что? Оригинально!

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор весьма атмосферно и красиво на полном серьёзе описывает постройку Вавилонской башни до самой небесной тверди с помощью бронзовых инструментов и технологий 2000 летней давности. Хотя повествование и выглядит красиво, но читать описание всего множества технических деталей скучно, потому что в рассказе нет героев. ГГ и окружающие его люди просто манекены в массовке изображающей экшн. Их прошлое, мотивы, мысли, планы, чувства не описаны практически ни как. А раз нет мотивов у героев, нет цели, нет интриги то за повествованием описывающим как идёт постройка, как долбят камни, носят кирпичи, куют инструменты просто не интересно следить. Тем более, что все кто любят читать книги, уже знают историю о Вавилонской башне. Что-то интересное начинается только на последней странице где строители

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пробивают небесную твердь, оттуда начинает литься вода, ГГ ныряет в дырку ожидая всплыть на небе и увидеть бога, но всплывает в какой-то пещере посреди пустыни в нескольких днях пути от Вавилона. После чего мгновенно догадывается о том, что пространственно-временной континуум представляет собой замкнутую систему и пространство в небе на самом деле замыкается на озеро в пустне. Как по мне всё это звучит довольно бредово и бессмысленно.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая вещь этого автора для меня, и такой облом. Всё держится вроде бы на сюжете, но интриги по сути нет, как и прописанных характеров, каких-то маломальских межличностных отношений.

И главное — через пару страниц я уже предсказал для себя окончание, и моё удивление слишком было велико, когда сбылось на все сто.

Как-то я уже давно не читал такой халтуры со столь лобовыми ходами.

Хотелось поставить кол, но автор так известен, так расхвален..

Плоско.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из того немного, что я успел почитать у Чана этот рассказ понравился меньше всех. Сама идея — описать строительство Вавилонской башни и весь мир исходя из представлении того времени о мироустройстве — отличная. И у Чана очень хорошо получилось описать и технологии, применяемые для строительства и мир вокруг и т.п. Но, к сожалению, для меня кроме удачной стилизации в рассказе ничего и нет.

Читанные до этого рассказы и повести Чана по смысловой нагрузке были куда лучше (хотя и уступали именно в стиле!).

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно неплохо, учитывая количество написанного у этого автора, у которого качество произведений стоит впереди количества.

Рассказ понравился и концовка тоже, не понимаю, почему некоторые ворчат на неё, всё вполне адекватно и достоверно получилось, учитывая конечно то, что это не наша Вселенная, и даже высота Вавилонской башни описана так, что читаешь и самому страшно от высоты становится, как будто на неё тоже забираешься всё выше и выше...

ЗЫ. Автору писать бы на историческую тематику.

Ну или на псевдоисторическую, уж очень хорошо у него получилось это дело в данном рассказе.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд рассказ интересный, красивый, но довольно скомканный. Описание строительства, рабочих, их инструментов написано очень подробно, но все таки хотелось поконкретнее о людях, живущих между землёй и небом. Ведь там уже появилилось целое поколение, никогда не ступавшее на землю Вавилона, хоть и находившееся на его территории.

Концовка, как мне кажется, вышла немного простоватой и довольно предсказуемой (я-то надеялась на червоточину и путешествия во времени), но все же не лишённой смысла.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красивый рассказ. Ему присуще очарование мира, где люди столетиями трудятся ради достижения невозможного, но не из-за гордыни, а из любви к создателю и из желания познать его грандиозный замысел. Единое стремление, без войн и разногласий.

Весьма необычный взгляд, учитывая, что обычно Вавилонская башня символизирует совсем обратное.

Впрочем, очарование рассказа не только в этом. Большей частью оно состоит в маленьких зарисовках жизни обитателей башни. И в мире, буквально описывающем мироустройство на основе древних, сейчас выглядящих слегка наивно, представлений о солнце, луне, звездах и небесной тверди. Которые, несмотря ни на что, так органично вплетены в мир рассказа, что не проникнуться их красотой и своеобразным величием просто невозможно.

Да и просто красивых описаний хватает. Вроде этого:

«Хиллала не сказал ничего. Впервые он познал суть ночи: она — тень земли, отброшенная на небо»

Финал рассказа во многом закономерен. Трудно было бы придумать что-то еще, соответствующее общей атмосфере повествования.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Началось все здорово, глубоко и масштабно. Рудокопы шли к вавилонской башне, как специалисты. В их головах был хаос и страх о том, что рубить дыру в небе противоречит естеству, но они все равно сделали это.

Когда они поднимаются по башне, прям ощущаешь, что там, эти маленькие города на некоторых уровнях, навесные грядки, люди, не ступавшие на землю, свои легенды, звезда врезавшаяся в башню. Вот солнце светит уже снизу и можно дотронуться пальцем неба, оно даже не шершавое. А ведь страшно, что опять будет потоп и весь мир затопит.

Разгадка оказалась простой, хотелось бы что-нибудь загадочнее, что можно додумать, но цикличность бытия тоже интересно.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый рассказ из сборника «История твоей жизни» долго не давал мне приступить к близкому знакомству с автором. Мне многие советовали эту книгу. И фл не исключение. Но я принимая советы во внимание, не слишком вчитывалась в аннотации, так как хотела составить собственное мнение. Ну и благодаря рулетке я это сделала.

Рассказ идет точно так же, как следует из названия о вавилонской башне, о ее строительстве, о попытке добраться до Бога. Все бы ничего, но много на мой взгляд нестыковок. Мне трудно представить, как можно 4 месяца карабкаться, ну не карабкаться, а идти, взбираться вверх, без постоянного пополнения припасов. Даже воды набрать на такое количество невозможно. Постоянные экспедиции с продовольствием должны проходить в таком количестве, чтобы обеспечить ВСЮ башню, вернее людей на ней, продовольствием. Да мы читаем фантастику и можно не обращать внимание на такие мелочи, они не важны для сюжета, но почему-то обращаются. И еще, описания — как страшно смотреть вниз, уже отойдя на приличное расстояние вверх — тоже почему-то не напугали, не впечатлили.

А итог истории напомнил Хайнлайна. Да так, что я пошла смотреть дату написания рассказа и хочу сказать, что «Дом, который построил Тил» для меня гораздо современней, хотя с вавилонской башней их разделяют полвека написания.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В Вавилоне уже несколько веков строят башню. Четыре месяца занимает подъём на вершину, где трудятся каменщики, никогда не спускавшиеся вниз, на землю. И вот с Элама вызваны рудокопы, потому что башня наконец достигла небесного свода и нужно прокопать его, чтобы попасть в небесные чертоги, где живет сам Яхве...

Великолепно стилизованная под древний эпос вещица. Но за внешней красивостью я ничего не увидел: «Что было бы, если б Земля была плоской, а вавилонский столп не разрушен за дерзость и его достроили до неба?»

Приятно, любопытно, но мало. В большой роман типа «Гильгамеша» рассказик не вырос и кирпичиком в сборнике подобных легенд тоже не стал. А сам по себе он — симпатичная безделушка, вариант мироустройства «плоской Земли».

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и прочитан ещё один великолепный в стилистическом плане рассказ. Читая рассказ, сомневаешься, что башню строили в стиле египетских пирамид — с использованием рабского труда и по велению солнцеликого фараона. Сомневаешься, что бы в этом мире были войны, варвары, рабство и голод. Изложение спокойное, умиротворённое. Строители башни не торопятся — они уверены, что если они сами и не повидают свод небес, то его увидят хотя-бы их потомки. Это образ идеальной человеческой цивилизации, в некотором роде, утопия.

Интересен он и в плане идеи. Пока люди не знали, каков мир, они могли строить любые предположения об его устройстве. Вот мы и видим научно-фантастический рассказ, развивающий представления того времени, как если бы он был написан именно в те времена. Подобно современным предположениям об устройстве вселенной, их мир мог оказаться и бесконечным и замкнутым, и уникальным и одним из многих.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Строители башни могли пробраться в соседний мир, в котором могли жить другие люди или другие существа. А мог этот мир оказаться и не населённым, а то и вовсе — непригодным для жизни. Миры могли торговать между собой, а могли — соперничать и воевать...

Из всех альтернатив автор предпочёл уникальный циклически замкнутый мир. Самое интересное для меня осталось за кадром — что же будут делать жители этого мира со своим новым знанием?

Зная то, как устроен мир, они могли бы понять, что для того, чтобы попасть под свод небес, достаточно пробурить шахту достаточной глубины. Можно было бы строить висячие города под «сводом небес», наблюдая за тем, как солнце восходит и заходит под ногами. Можно было бы устраивать аттракционы а-ля «смертельный прыжок с парашютом», прыгая в шахту в недра земли, вылетая из толщи свода небес и вновь падая на поверхность земли. Можно было бы путешествовать на планерах, перевозя грузы на большие расстояния без затрат топлива и без использования сложных механизмов. Для этого гружёный планёр можно было бы опустить в шахту, а выпав из отверстия в своде небес, планёр мог бы совершить полёт до соседнего «аэропорта».

Следующий интересный вопрос — имеются ли у этого мира вертикальные стены, и можно ли пробурив их попасть с крайнего запада на крайний восток? И дальше — что же представляют собой небесные тела, вроде Солнца, Луны и звёзд? За счёт чего они, умещаясь в границах этого мира, остаются между небесным сводом и земной твердью, не падая ни в одном из направлений? Каковы их размеры?

Предположения интересные. Однако, при дальнейшем их развитии, мне кажется, они бы непременно породили массу противоречий, не вписывающихся в первоначальную картину мира.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прежде всего, несколько слов самого автора о произведении (которые были процитированны в предисловии в том варианте, который я скачала).

«На написание меня вдохновил разговор с другом, когда он упомянул о варианте мифа о Вавилонской башне, который они изучали в еврейской школе. Я знал только версию из Старого Завета, и она меня никогда не впечатляла. Но в полной версии рассказывается, что башня столь высока, что взбираться на нее нужно целый год; когда человек падает и разбивается насмерть, никто его не оплакивает, но если падает кирпич, рабочие на вершине рыдают, потому что потребуется год, чтобы его заменить.

Наверняка тот, кто написал эту историю, вкладывал в нее моральный смысл. Но для меня эта история — это прежде всего образ небесного города, напоминающий «Замок в Пиренеях» Рене Магритта. Меня поразила дерзость и смелость человека, который придумал что-то подобное.

Читатели комментировали много о научно-фантастическом способе, с помощью которого эта история выстраивается из древнего мировоззрения. Должен признать, я не заметил этого нюанса в момент написания (Наверное потому, что сознавал, сколько физических законов я нарушаю; вавилоняне и сами владели физикой и астрономией на достаточном уровне, чтобы понять, что эта история — вымысел). Что я действительно сознавал как научно-фантастический момент во всей этой истории — это рационалистическая трактовка существования Бога. Если ты веришь в Бога, ты с легкостью интерпретируешь любое устройство Вселенной как доказательство этого. Но если ты считаешь Вселенную полностью механистической, ты так же найдешь обильные свидетельства в доказательство этой точки зрения.»

После этого мне не так уж много остается добавить. Во первых, картина действительно великолепна. Я даже начала ее рисовать, но боюсь, что закончу нескоро, поэтому сюда вложить свою иллюстрацию пока не могу (могу потом поделиться, если будет интересно). Вместо этого включаю упомянутого автором Магритта, хотя единственное, что объединяет эти два образа — это присутствие города в небе.

[IMG]http://atlantidekids.files.wordpress.com/2013/06/1959_le_chateau_des_pyrenees.jpg[/IMG]

Если бы даже я не нашла в этом рассказе ничего другого, его стоило прочитать ради самого только эстетического удовольствия. И это при том, что красноречивым Чана назвать сложно, его язык исключительно прост и лаконичен. Но если в «Жизненном цикле цифровых объектов» он сух и безжизнен, то здесь лаконичность никак не мешает передаче всех красот. Здесь много запоминающихся образов, это был бы изумительный мультфильм.

Во-вторых, читатели не зря упоминали о научно-фантастическом подходе. Рассказ совершенно реалистичен, несмотря на все «нарушенные законы физики». Просто автор использует в качестве предпосылок космогонию Библии, но пользуется ею со строжайшей логикой. В некотором смысле это производственный роман, написанный с точки зрения рабочего, который прибыл в Вавилон с группой других рабочих с целью «прокопать» в небесной тверди путь к чертогам Господа. Присутствует много технических деталей, в том числе, упоминаются интересные египетские строительные техники. Этот аспект тоже интересен сам по себе. Такой себе «самый дорогостоящий научный проект века». И даже многих веков, ибо башню строят уже несколько сотен лет.

В третьих, финал. Внезапно, он даже может быть актуален на сегодняшний день. В качестве аллегории, конечно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведь это не что иное, как намек на существование других измерений, не доступных нашему изучению. Максимум, что мы можем — это путем научных исследований утвердиться в мысли об их существовании. Во всяком случае, как я понимаю, теория струн намекает нам на это. Конечно, в самом рассказе это все изображено совершенно упрощено, но тем не менее...

Ну и в четвертых, это то, что Чан в интервью упоминал о существовании Бога. Даже если окажется, что добраться до чертогов Господа невозможно, никто даже на йоту не усомнится в его существовании в принципе. Вера не нуждается в доказательствах. В этом разрезе интересна так же мотивация строителей башни — они делают это в прямом смысле, чтобы познакомиться со своим Богом поближе))

В итоге, я получила огромное удовольствие. И теперь должна сказать спасибо [b]Shybzd[/b] за то, что он так давно рекомендовал мне этот рассказ.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из главных проблем для любого автора, особенно в рассказе — как к своей зарисовке приделать ударный финал. Вот, например, в этом рассказе Тед Чан с этой проблемой не совладал.

На протяжении большей части текста перед нами — красочное, подробное и почти убедительное описание альтернативного устройства вселенной. Такого, как его представляли себе древние. Если идти вертикально вверх, то можно построить башню, идущую мимо луны, звёзд и солнца (кстати, вот тут прокол: Чан ни словом не обмолвился, как смогли построить башню здесь, если даже идти по ней мимо солнца — сущая пытка). А дальше будет бесконечная твердь, за которой — Царство Божие.

Это лихое обращение с физикой и светилами напоминает «Катали мы ваше солнце» Лукина. Точно так же, мир оказывается совсем не таким, какой мы представляли. А простые люди, вооружённые лишь дерзостью умов, точностью линеек и умением рук, орудуют с мирозданием как инженеры-творцы.

Всё это было так здорово, что финала я ждал с предвкушением и опасением одновременно. Такое мощное описание библейско-месопотамской вселенной должно было завершаться мощнейшей кодой — встречей с Богом, например. А опасения вызывал самый банальный вариант финала, который, во-первых, уже десятки раз обыгран в аналогичных рассказах, а во-вторых, обесценивает всё предыдущее великолепие. Кто читал, к примеру, рассказ Артура Кларка «Стена мрака», тот сразу понял, каким заезженным и бессмысленным обломом может закончиться такая история.

Так и вышло. Чёрт.

Гора родила мышь.

Оценка: 7
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После звезды подумал, что рудокопы проколупают основание башни из-за чего она рухнет. Но, видимо, автор решил сделать хэппи-энд. Ещё грустно, что Нанни пропал.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх