FantLab ru

Тед Чан «Тебе нравится, что ты видишь?»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.69
Голосов:
696
Моя оценка:
-

подробнее

Тебе нравится, что ты видишь?

Liking What You See: A Documentary

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 127
Аннотация:

Изобретение способа убрать влияние такого фактора взаимодействия между людьми, как красота/уродство вызывает острую полемику в обществе. Главным героям предстоит решить непростую задачу...

Входит в:

— сборник «История твоей жизни», 2002 г.

— антологию «Mind-Rain», 2009 г.

— антологию «Science Fiction: The Best of 2002», 2003 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 2002

номинант
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2003 // Лучшее произведение малой формы

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第35回 (2004) // Переводной рассказ

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (9)

История твоей жизни
2005 г.
Купец и волшебные врата
2010 г.
История твоей жизни
2014 г.
История твоей жизни
2016 г.
История твоей жизни
2017 г.
История твоей жизни
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Science Fiction: The Best of 2002
2003 г.
(английский)
Mind-Rain
2009 г.
(английский)
Stories of Your Life and Others
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Каллиагнозия — новое изобретение в психиатрии. С тобой проводят некую процедуру и ты перестаешь воспринимать физическое уродство как ущербность. Относишься к некрасивым и очаровашкам одинаково ровно, как говорится, по заслугам, не списывая безграмотность красотки на «прелесть, какая дурочка».

Очень неплохо. Первую половину рассказа не мог отделаться от мысли, что просто необходимо ввести эту процедуру в наших госучреждениях. Вам никогда не приходилось получать отказ или некачественные услуги от врача, учителя, чиновника только потому, что вы персонально чем-то ему не приглянулись? Мне доводилось. Так же как и прямо обратное — незаслуженное внимание и чрезмерное старание в угоду вдруг почему-то понравившемуся «клиенту» (одной кадровичке я показался очень похожим на её уехавшего в другой город сына и она с радостью выполняла мои обычные рабочие просьбы о справках, выгоняя остальных в коридор). Это ненормально, так быть не должно.

Но автор погружается в проблему глубже, стараясь рассмотреть её с разных сторон. Несомненно, что «калли» существенно облегчит жизнь «замарашкам» в детских коллективах. Но не отнимет ли это у человека восприятие красоты? Противники калли говорят: «Зрелость означает видеть различия, но сознавать, что они не имеют значения». Ох, золотые слова, но только слова! Как редко это встречается в жизни. А дальше — больше. И пока кипели споры вокруг обязательного применения каллиагнозии в одном из университетов, противники, спонсируемые производителями косметики (вот кто потеряет всё при повсеместном распространении этой чудо-технологии!), разработали ещё один метод воздействия на публику. И грустно сознавать, оглядываясь вокруг, что исследования каллиагнозии и подобных ей способов «отключить» какие-либо внешние психические воздействия, если и появятся, то не получат должного освещения в угоду техник заставления купить или совершить нужное действие заказывающему. Всё подчинено деньгам, а человечность покупателю не нужна.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравился этот рассказ уже хотя бы потому, что и здесь в комментариях есть и сторонники и противники калли :)

Но как антрополог могу сказать:

Во-первых, красота — это не «средние значения». Это очень изменчивое понятие, связанное с культурой конкретного общества. И не смотря на то, что голливудские стандарты говорят нам, что красавица — это худая высокая блондинка с белой кожей, в центральной Африке до сих пор в моде чернокожие толстушки. Я уже не говорю про китайские бинтованные ноги.

Во-вторых, понятие сексуальной привлекательности вообще очень индивидуально. Найдите любого голливудского актёра и спросите 10 своих подруг, нравится ни он им. Получите 10 разных мнений.

Ну и в-третьих, не нужно перепрограммировать мозг детей, чтобы они перестали травить одноклассника с родимым пятном на лице. Нужно построить среду, в которой от этого ребёнка не шарахаются учителя и другие родители. Это сложно. Но этого достаточно.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если бы такое устройство существовало, то как сказали в рассказе, его надо носить всем. В противном же случае, это приведет к тем же результатам, что и до пояления данной технологии. Проще говоря, не надо заново изобретать колесо.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возможность -не видеть то, что на самом деле, весьма привлекательна для людей. Не важно, красивы они или наоборот уродливы. Это знание иногда мешает жить. Знание вообще всегда мешает. Поэтому многие и не хотят открывать глаза или учатся активно не замечать происходящее вокруг.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения первая ассоциация с фильмом — «Эквилибриум», снятый по мотивам романов: «1984», «Дивный новый мир», «Мы», «451 градус по Фаренгейту». Там аналогичная ситуация. Я не разумею одного, зачем изобретать столь нелепую, заранее обреченную на провал — каллиагнозию!? Когда есть более адекватный и вполне реальный способ решения данной проблемы — генная инженерия! С помощью которой, можно попутно решить и множество других проблем. Например: изменение характера, поведения, физических и умственных способностей. Так сказать, убить двух зайцев одним выстрелом.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В данном рассказе автор исследует вопрос влияния красоты на мнение и социальное поведение человека, хотя попутно на более глубоком уровне рассматривается также влияние, зависимость и схемы манипуляции мнением как одного человека, так и группы людей.

Мне нравится манера автора озвучивать разные точки зрения устами разных персонажей. Интересный получается срез событий и мнений, своего рода хроника происходящего с указанием причин и скрытых течений.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самый слабый рассказ сборника «История твоей жизни». И что хуже всего — оставленный на самый конец, словно для того, чтобы оставить неприятное послевкусие о книге. Наверное издатель добавил его, чтобы книга не получилась слишком уж тонкой. С художественной точки зрения рассказ очень слаб, в особенности по сравнению с другими рассказами данного сборника. Стилизация под документальный фильм читается очень скучно. Логикой данное произведение также не блещет. Взять хотя бы проект за принудительно введение каллиагнозии в неком вымышленном Пемблтонском университете. Как это вообще может выглядеть с юридической точки зрения, если такое вообще противоречит конституции? Даже если 54% проголосуют за введение кастрации мозга учащихся, то что будут делать с теми кто не хочет этого? Выкинут их из универа на мороз, даже несмотря на хорошую успеваемость и исправную плату за обучение? Да и принудительная модификация мозга детей своими родителями тоже настораживает. Не повезло тем детям, которых угораздило родиться в такой семье. Это как родители-веганы, которые сажают своих детей на растительную диету.

Все противники сомнительной процедуры показаны недалекими простаками, зомбированными жертвами корпораций или зловещими сотрудниками корпораций. Мотивация введения каллиагнозии в качестве противодействия рекламе просто нелепа. Вменяемые люди просто не смотрят рекламу и не замечают ее. Персонажи из произведения больше напоминают собак Павлова, чем людей.

Оригинальностью данное произведение также не блещет. Еще до выхода повести, было выпущено огромное количество научно-популярных книг на тему самых разных причудливых поражений функций головного мозга. Оливер Сакс — один из самых знаменитых писателей на эту тему. Разве что в произведении Теда Чана поражение мозга поставлено на службу Великого Блага™.

Оценка: 1
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не знаю, кто там главная героиня, я этот цикл-сериал не читал и вряд ли буду. Но рассказ Чана меня ошеломил. Просто обалденный рассказ. И форма такая, что как бы тащит читателя через противоположные мнения, что-то вроде Диалогов Платона. И тема интересная. Особенно с развитием масс-медиа и умением подсознательного воздействия на зрителя. Из тех последствий, которые известны мне, это анорексия у девочек, которые стремятся быть похожими на топ-моделей. Это не распознавание лиц, конечно, скорее, форм тел, хе-хе, но результат печальный, да. Какие-то там сотни-тысячи после неумеренного голодания в больницах оказываются.

Интересная тема, интересная форма, а раз главных героев я не знаю, то и тут проблем не возникло. :)

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Изобретен способ (каллизация) блокировать в мозгу человека определенные связи, в результате чего он временно теряет способность оценивать степень красоты лиц других людей. Это устраняет проблему «внешнизма», когда люди с красивыми от природы лицами имеют преимущество в жизни перед людьми, которые родились некрасивыми. Кроме того это выбивает почву из под ног рекламщиков, которые привлекают наше внимание к товарам и услугам с помощью нереально красивых девушек моделей.

Это идея повести, а дальше автор в стилистике пересказа документального фильма рассматривает ее со всех сторон. Приведены монологи якобы разных людей (противников и сторонников этой процедуры), выступления политиков, общественных деятелей. ученых, студентов. Как ни странно, читается это все легко и с интересом.

Ну и финал меня порадовал. Не буди лихо, пока тихо. :) Каждое действие порождает противодействие, и рекламщики, лишенные оружия красоты, изобретают способ с помощью программной обработки видеороликов нереально усиливать убедительность воздействия на человека интонаций речи, мимики, жестов, языка тела. И люди, посмотрев речь против каллизации, усиленную такой обработкой, на решающем голосовании голосуют против каллизации. :)

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ещё одна пришедшаяся по душе вещь из сборника «История твоей жизни». Изначально идея каллиагнозии (отсутствия эмоциональной реакции на красивое или некрасивое лицо) вызвала у меня отторжение. Но ненадолго, вскоре я уже прониклась и соглашалась с большинством перечисляемых в повествовании её плюсов. Скольких детских травм и обид можно было бы избежать, сколько людей могло бы избавиться от комплексов по поводу своей внешности! Но, конечно, и у такого чудесного средства есть свои отрицательные черты.

Во время чтения вспомнился анекдот о внучке декабриста, которая, узнав, что большевики борются за то, чтобы не было богатых, сказала: «Странно, а мой дед боролся за то, чтобы не было бедных». В данном случае мы также имеем дело с некой планкой (красотой), которую можно повысить (всем пластических операций, и пусть никто не уйдёт обиженным!) или понизить (образно говоря, как это делает каллиагнозия). Первое — банально более затратно, но эффект, если всё-таки применить «пластику» ко всем, будет примерно таким же: красоты как таковой не будет, потому что красивыми будут все. А если нет разницы, зачем платить больше? (c)

Вообще, о калли сложно рассуждать, потому что автор уже всё подумал за читателя. Поднимаемый вопрос освещается с самых разных сторон, озвучиваются порой совершенно неожиданные точки зрения. И чёткое мнение оформляется уже непосредственно к финалу повести. Осложняется всё ещё и оттого, что в какой-то момент внезапно выясняется, что гипотетическое введение «всеобщей каллиагностической повинности» частично основывается на проблеме рекламы. Вот уж чего не ожидала, того не ожидала.

Если говорить о себе, то я бы хотела какое-то время пожить с калли. Мне видится, если не при массовом, то уж при индивидуальном применении точно, она могла бы принести немало пользы.

Отдельно хочется сказать и о Теймере, девушке, которая выросла с каллиагнозией, но отключила её в начале повествования. Пусть она и неимоверно раздражала меня тем, что попала во власть предрассудков, она хороший пример, что одного лишь действия калли для зрелости недостаточно. Родители Теймеры руководствовались разумными соображениями, безусловно. Но дочь, стоило ей лишится калли, тут же озаботилась своей внешностью, словно её и не учили ничему. Конечно, это влияние социума, это видно невооружённым глазом, потому-то Теймера и являет собой весьма показательный пример.

Финал меня немного ужаснул и вместе с тем заставил порадоваться, что мы живём пока что не в таком же «продвинутом» мире. (Кстати, о продвинутости. В какой-то момент возникло ощущение, что описываемый мир мог бы быть предтечей мира романа «Ложная слепота» Питера Уоттса, где манипуляции с мозгом — обычное дело.)

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В творчестве Тэда Чана на первое место выходят идеи, а все остальное: сюжет, персонажи, стиль –отходит на второй план. Все рассказы сборника «История твоей жизни» – это как раз идеи, которые автор рассматривает с разных сторон, приходит к определенным выводам, однако навязывать эти выводы читателю не собирается.

«Тебе нравится, что ты видишь?» – идея об уравниловке красивых и некрасивых людей. Что было бы, если бы люди воспринимали окружающих только по их внутреннему миру? Так ли сильно влияет красота на социальные успехи? Представим на минутку, что восприятие красоты можно отключить. Что тогда? Конечно же, люди раскалываются на два лагеря: те, кто за естественность и виденье мира таким, каков он есть, и те, кто за отключение красоты. Но банальным противостоянием дело не ограничивается, Тэд Чан рассматривает еще десяток мнений, начиная от «оскорбления чувств уродов» и заканчивая проблемами рекламы в мире без красоты. Примечательно, что все движение за уравниловку началось в университете, т.к. случаи получения зачета симпатичной студенткой только благодаря глубокому декольте уже вошли в анекдоты, да я и сам во время своего студенчества видел живые примеры не раз и не два.

Рассказ больше похож на размышления, в нем нет яркой сюжетной линии, только фоновые, необходимые для донесения идей и многих, если не всех, подводных камней. Все это написано с изрядной долей иронией и читается легко. Рекомендуется для неспешного чтения.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Коротенькая повесть, я бы даже сказала, рассказ, оформленный как изложение документального фильма в котором респонденты дают отзывы на заданную тему. Жанр – социальная фантастика. Да и фантастика ли?

Суть такова: изобрели простую нейрооперацию, каллиагнозию, которая отключает у человека возможность распознавания наличия/отсутствия красоты. Казалось бы, это же здорово! Представьте мир, в котором значение будут иметь только личные качества, а не смазливая мордашка. Никаких комплексов, связанных с внешностью, никаких проблем в общении с тем, кто красивее тебя, никаких психотравм у людей с косметическими дефектами. Это же чудо! Панацея! Все айда на каллиагнозию!

Но, несмотря на множество преимуществ, которые дает калли, у нее почему-то находится достаточно много и противников. И если возмущение косметических компаний понятны – ведь они на красоте делают деньги, то почему же среди противников этой панацеи присутствуют врачи, преподаватели вузов, то есть люди интеллектуально развитые, думающие? Они пытаются докричаться: так ли это правильно – лишать человека красоты? Так ли это правильно – пытаться всех уровнять? Сегодня с помощью калли сотрем различие красота/уродство, а завтра? Ум/глупость? Сила/слабость? Мужчина/женщина? Разве не замечательно, что люди созданы разными? Уныл и скучен был бы мир серых клонов. И с проблемами такого плана бороться надо не урезая возможности человеческого восприятия, ограничивая физически и физиологически, а развивая самосознание. Воспитывая психологическую зрелость и широту взглядов. Ведь «…зрелость означает — видеть различия, но не придавать им значения».

Маленькая повесть подняла множество тем и изрядно разогрела мозги. Но понравилась ли она мне как художественное произведение? Абсолютно нет! Потому что искусство должно, помимо мозгов, цеплять и чувства. Несомненно, документалистика тоже имеет право на существование как жанр. Но, лично мне, данный жанр кажется излишне сухим и прямолинейным.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красавица Икс привычно красуясь у зеркальца, бросила тому ритуальное: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Ответ по-сути ей был и не важен, ведь уже столько лет она слышала неизменное «ты, конечно, спору нет...»,она просто улавливала общую интонацию волшебной формулы и весь день была спокойна, весела -словом была самой собой. Но в этот раз что-то пошло не так, мелодика звуков изреченной зеркалом фразы была далека от столь привычной хорошенькому ушку красавицы Икс комбинации. В недоумении повторив свой вопрос, она услышала: «Внешнизм это анахронизм, индуцируй каллиагнозию -открой глаза! Зри в корень!»

-Что за f..k!- воскликнула наша красавица и обмякла на кушетку. Разумеется, откуда ей было знать, что ночью чудо-зеркальце обновило своё программное обеспечение и с сего дня стало предельно политкорректно, либерально донельзя ну и всё такое в духе передовых позиций прогрессивного человечества. Теперь даже страшненькая горничная обмякшей красавицы, нанятая той «для контрасту», могла преспокойно входить в светлицу хозяйки и не бояться колкостей в свой адрес от мерзопакостного зеркальца. Ах Александр Сергеевич, только не подумайте, что эту отсебятину я написал вопреки Вашей «Сказке о мёртвой царевне..», и в мыслях нет посягать на Ваше великотворчество! Просто случайно глянул на неё, сказку, сквозь мыльный пузырь раздутый за океаном и перемолотый в тысячи пузырьков меньшего размера тамошними ветряными мельницами. Конечно, если такое можно вообразить, что, впрочем, и вообразилось в моей возможно и недалекой голове при прочтении рассказа. Персонажи представились мне ветряными мельницами, которые скрипят лопастями, натужно крутят жернова и мелют чепуху, которая оказывается похожей на мыльные пузыри, кои потом сами же мельницы раздувают и гонят потоками ветра от своих вертушек в разные стороны...Красота, аж дух захватывает -вот так вот рождаются большие ПРОБЛЕМЫ для огромных масс биомассы человеков. Ведь синтетическое вымя из которого настойчиво пытаются напоить всё растущее человеческое стадо нужно наполнять особой смесью, дабы пили и не напивались и хотели бы еще и еще, тянулись бы сами и в конце концов в беспамятстве припадали к вожделенным сосцам глотая пойло крепко зажмурив глаза. А чтобы глаза не разлеплялись, нужны как раз описанные Чаном «проблемы». Чан талантливый фантаст, при некоторой сухости языка он иногда способен оживлять своеобразные псевдореалистические ситуации. В рассказе он обрисовывает западное общество, развивающееся по моделям поведения, транслируемым определенным кругом лиц с явно корпоративными замашками. Как частность в данном случае ими возводится на пьедестал институт красоты и вся сопутствующая инфраструктура с простой целью: максимальные прибыли и манипуляция обществом, либо манипуляция обществом и максимальные прибыли — в сущности, от перемены мест сумма не меняется. Этот процесс затягивает в свои тенета столь податливые массы и приводит к контрпроцессу иных корпоративных структур выносящих на свет свой продукт — каллиагнозию. И в их случае цель проста: прибыль и манипуляция, ведь появляются там у них новые очки с функцией выкл. вкл. калли режим, а там и функцию доступа к соц. сетям можно добавить ,или 3D камеру для калли снимков и много чего ещё -наживка заглочена! А какое милое открытие сделали в ходе противостояния двух «брендов» труженики одной из корпораций -новая форма сверхнормальной стимуляции посредством массмедиа. Эта прелесть открыла новые грандиозные возможности для обеих противоборствующих сторон! Возведение до абсурда красоты, степени свободы мысли и сопутствующей формы поведения, да чего угодно в итоге приводит к ослаблению общественного иммунитета и патологии. Поднятые в рассказе проблемы и сам он в целом не такая и небывальщина -есть аналогичные ситуации в современности и места, где водятся большие специалисты по таким «большим проблемам».И «калли» можно поставить в ряд с такими достижениями как практика обращения к ребенку в среднем роде-«оно»,дабы не ущемлять его в праве самоопределения, чтобы «оно» выросло и определилось с гендерной принадлежностью; запрет обращения к родителям как «мама» и «папа» и переименование оных в «родитель №1» и «родитель №2» и куча других новаций из разных областей жизни. Будущее на любой вкус уже здесь, и порой не надо открывать научно-фантастическую книгу, чтобы поразить себя небывалой ситуацией, нужно просто внимательно посмотреть вокруг.

Затянулась писанина, но Чан со своим рассказом навеял столько мыслей: можно развить идею агнозий например для подавления половых различий у индивидов с раннего возраста и равной возможности развития интереса к полам обоих родов с дальнейшей дифференциацией и правом выбора. Чем не проблема, на ура воспримут идею, извините, всякого рода гомики и прочие нетрадиционалы, ведь если им разрешили усыновлять детей, почему бы не пойти и дальше? Свобода выбора должна быть у всех априори, даже если они о ней и не подозревают. Или описать историю общества, где пластическая хирургия достигла небывалых высот и позволяет быстро и дешево делать «богами» и «богинями» всех и каждого. И теперь люди даже с врожденными генетическими мутациями, вычеркивавшими их из процесса репродукции, из под ножа хирурга попадают в круговорот полноценной жизни и вливают свои гены в популяцию. Ибо после операции скрываются все дефекты, служившие ранее естественной преградой для широкого распространения деструктивных генотипов, ибо после операции индивид становится идеальным партнером для продолжения рода в глазах потенциальных партнеров. И вот смешалось всё, кто есть кто не разберешь и что из этого выйдет? Ну, по крайней мере, индустрия пластической хирургии в накладе не останется. Обернуть всё это в научные формулировки, добавить красок, в первом случае голубой хоть отбавляй, добавить «мясца» по желанию, либо состроить интеллектуальную мину и все ингредиенты для сомнительного успеха налицо. Ведь это же самые главные проблемы, двигатель прогресса?

P.S. Но к Теду Чану это не относится, он неплох, хоть и тяжел на слог, пресыщен наукообразием, однако своестилен.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В общем-то, люди и так используют огромный арсенал средств для того, чтобы выглядеть красивее или вести себя увереннее с красивыми или некрасивыми людьми. Собственным образом в глазах окружающих можно управлять при помощи косметики, одежды, аромата. Собственным восприятием можно управлять с помощью всё тех же средств, плюс тёмные очки или успокаивающие средства (в том числе — алкоголь). Тяжёлая артиллерия — это способность держать осанку, знание этикета, умение поддерживать разговоры на разные темы, красноречие, юмор. Эти средства добываются более тяжёлым трудом, но и остаются с владельцем постоянно. А если ещё добавить богатство и связи, то наличие приятной мордашки становится всего-лишь приятным, но не обязательным бонусом.

В общем, на практике, кали мало изменило бы общество. Ну и слова противников кали о том, что при наличии всего лишь одного человека, не прошедшего процедуру, всё пошло бы насмарку, лишено основания. Есть много факторов, способствующих хорошему положению в обществе, но не очевидных окружающим. Например, совсем не обязательно повышение по службе, при наличии других равно подходящих кандидатов, может быть продиктовано не красотой, а родством. А может быть — шантажом. А может быть — начальник и подчинённый вместе учились или ходили в один кружок, или жили по соседству. А может быть — чем то ещё, что трудно заметить непосвящённому. На деле красота может вообще оказаться фактором, отвлекающим от истинной причины.

С другой стороны, я бы очень хотел располагать возможностью в произвольный момент времени включать или выключать восприятие красоты лиц окружающих. Легче было бы познакомиться с красавицей, легче было бы общаться с некрасивыми людьми. В конце концов — меньше отвлекаться при просмотре рекламы или на переговорах. Можно было бы отключать эмоции при восприятии лиц, когда попадаешь в незнакомую компанию, чтобы не делать поспешных выводов о людях. Определённую пользу из кали можно было бы извлечь, но не стоит молиться на него, как на средство, с помощью которого можно установить социальную справедливость.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как много проблем принесла людям красота. Нет, не красота абстрактная – она ничего, кроме радости и положительных эмоций не приносит. Нет, я о красоте человеческой внешности, которая часто становится настоящим проклятием – и для тех, кто ею обладает, и для тех, кто хочет ею обладать.

Героям повести предлагается выход – процедура, отключающая в мозгу восприятие красивых и некрасивых лиц на инстинктивном уровне. Каллиагнозия, как ее называют, не касается собственно эстетического восприятия красоты – прошедшие процедуру по-прежнему будут восхищаться пейзажами, бабочками, шедеврами живописи, спортивными автомобилями – то есть красотой, не зависящей от «зашитых» в подсознание человека антропометрических данных.

Решение многовековой проблемы восприятия человеческой внешности, предложенное автором, замечательно. Однако, есть сомнения, что оно работало бы в реальности так жестко, как это показано в повести. Прежде всего, красота человека связана не только с пропорциями его лица и оттенком кожи. Она зависит еще и от того, как он ведет себя, как движется; в значительной степени от его мимики. Многие популярные актеры не слишком соответствуют канонам человеческой красоты, что не убавляет их харизмы. Жизнерадостный и остроумный человек, с грамотной речью и приятным голосом произведет более положительное впечатление, даже если у него шрам на лице и хромая нога. А накачанный Аполлон, который тупо вращает глазами и выдавливает из себя фразы, состоящие из междометий и ругательств, сразу внушает отвращение. С женщинами ситуация сложнее – большинство мужчин сильно настроены на визуальное восприятие и часто обманываются, считая, что за красотой обязательно стоят доброта и ум. Но и в этом случае, только милым личиком добиться ничего не получится. Так вот – каллиагнозия действительно сделала бы более сложной манипуляцию собеседником при помощи внешности. Но отключить полностью восприятие красоты, настолько, что некоторые прошедшие эту процедуру учащиеся забыли понятие «красивый человек» — это не представляется возможным. Потому, что существуют и другие критерии красоты, не связанные ни с антропоморфизмом, ни с сексуальностью. И «обольщение» станет более трудной задачей – но по-прежнему выполнимой.

Впрочем, постепенно появляются и другие виды искусственно вызванных агнозий – и картина подобного прогресса выглядит несколько пугающей. Не расколется ли общество на не признающих ограничения варваров и бесстрастных интеллектуалов, которые будут видеть и чувствовать только то, что захотят? Этот вопрос автор оставляет открытым.

Что особенно приятно, повесть не является ни утопической, ни антиутопической. Тед Чан предлагает каждому читателю сделать свой индивидуальный выбор – чему и способствует стилизация под документальный фильм-дискуссию.

Итог: Чан поднимает весьма интересную проблему влияния бессознательного восприятия внешности на отношение к собеседнику. Но, что и свойственно ему, подходит к этой проблеме достаточно примитивно, сводя все понимание внешней красоты к восприятию лица, напрочь забыв по осанку, фигуру, манеру двигаться, голос, в конце концов. Очень заманчиво сделать так, чтобы человечество разучилось «встречать по одежке», но эта задача гораздо сложнее, чем показано в произведении. Впрочем, формат повести вряд ли позволил бы раскрыть тему полнее, а крупными жанрами Тед Чан не занимается. Однако эта повесть – одна из самых интересных в сборнике, главным образом, из-за реальной, не надуманной, проблематики.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх