fantlab ru

Тед Чан «Тебе нравится, что ты видишь?»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.68
Оценок:
884
Моя оценка:
-

подробнее

Тебе нравится, что ты видишь?

Liking What You See: A Documentary

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 153
Аннотация:

Изобретение способа убрать влияние такого фактора взаимодействия между людьми, как красота/уродство, вызывает острую полемику в обществе. Главным героям предстоит решить непростую задачу...

Входит в:

— сборник «История твоей жизни», 2002 г.

— антологию «Science Fiction: The Best of 2002», 2003 г.

— антологию «The James Tiptree Award Anthology 3», 2007 г.

— антологию «Mind-Rain», 2009 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 2002

номинант
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2003 // Лучшее произведение малой формы

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第35回 (2004) // Переводной рассказ

Похожие произведения:

 

 


История твоей жизни
2005 г.
Купец и волшебные врата
2010 г.
История твоей жизни
2014 г.
История твоей жизни
2016 г.
История твоей жизни
2017 г.
История твоей жизни
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Science Fiction: The Best of 2002
2003 г.
(английский)
The James Tiptree Award Anthology 3
2007 г.
(английский)
Mind-Rain
2009 г.
(английский)
Stories of Your Life and Others
2010 г.
(английский)
Історія твого життя та інші оповідання
2022 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Красота — это страшная сила

И нет слов, чтобы это сказать.

Красота — это страшная сила,

Но мне больше не страшно —

Я хочу знать.» © Борис Гребенщиков

Очередная грандиозная идея от Теда Чана. В этом рассказе автор предлагает нам мир близкого будущего, в котором каждый человек по желанию (пока ещё) может установить себе так называемое «калли» , блокирующее восприятие красоты. Цель подобного изобретения безусловно благородна: люди будут воспринимать друг друга «такими, какие они есть» — в соответствии с высшими принципами политкорректности. Автор не показывает своего отношения к фактору «калли» , сохраняет нейтралитет, оставляя за читателем право решать к чему приведёт использование этой системы: к раю истинного равенства на Земле, когда фраза «я не прекрасен, может быть, наружно, зато душой красив наверняка» потеряет смысл; или к тоталитарной уравниловке и потере людьми способности вообще воспринимать прекрасное? Скорее всего рассказ написан Чаном на основе его собственных впечатлений, со своей ярко выраженной китайской внешностью, он вряд ли считался красавцем в США. Но вот что я подумал: давайте поставим всем «калли», давайте уравняем Квазимодо и Давида, Бабу Ягу и Венеру Ботичелли, а как же способность человека преодолеть себя, увидеть прекрасное в уродливом, вопреки всему? Красавица полюбила Чудовище безо всякого «калли», она и теперь его полюбит, но без стресса и переживаний. Всё просто: ты моя женщина, я твой мужчина. И ещё одним чудом любви станет меньше.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё одна пришедшаяся по душе вещь из сборника «История твоей жизни». Изначально идея каллиагнозии (отсутствия эмоциональной реакции на красивое или некрасивое лицо) вызвала у меня отторжение. Но ненадолго, вскоре я уже прониклась и соглашалась с большинством перечисляемых в повествовании её плюсов. Скольких детских травм и обид можно было бы избежать, сколько людей могло бы избавиться от комплексов по поводу своей внешности! Но, конечно, и у такого чудесного средства есть свои отрицательные черты.

Во время чтения вспомнился анекдот о внучке декабриста, которая, узнав, что большевики борются за то, чтобы не было богатых, сказала: «Странно, а мой дед боролся за то, чтобы не было бедных». В данном случае мы также имеем дело с некой планкой (красотой), которую можно повысить (всем пластических операций, и пусть никто не уйдёт обиженным!) или понизить (образно говоря, как это делает каллиагнозия). Первое — банально более затратно, но эффект, если всё-таки применить «пластику» ко всем, будет примерно таким же: красоты как таковой не будет, потому что красивыми будут все. А если нет разницы, зачем платить больше? (c)

Вообще, о калли сложно рассуждать, потому что автор уже всё подумал за читателя. Поднимаемый вопрос освещается с самых разных сторон, озвучиваются порой совершенно неожиданные точки зрения. И чёткое мнение оформляется уже непосредственно к финалу повести. Осложняется всё ещё и оттого, что в какой-то момент внезапно выясняется, что гипотетическое введение «всеобщей каллиагностической повинности» частично основывается на проблеме рекламы. Вот уж чего не ожидала, того не ожидала.

Если говорить о себе, то я бы хотела какое-то время пожить с калли. Мне видится, если не при массовом, то уж при индивидуальном применении точно, она могла бы принести немало пользы.

Отдельно хочется сказать и о Теймере, девушке, которая выросла с каллиагнозией, но отключила её в начале повествования. Пусть она и неимоверно раздражала меня тем, что попала во власть предрассудков, она хороший пример, что одного лишь действия калли для зрелости недостаточно. Родители Теймеры руководствовались разумными соображениями, безусловно. Но дочь, стоило ей лишится калли, тут же озаботилась своей внешностью, словно её и не учили ничему. Конечно, это влияние социума, это видно невооружённым глазом, потому-то Теймера и являет собой весьма показательный пример.

Финал меня немного ужаснул и вместе с тем заставил порадоваться, что мы живём пока что не в таком же «продвинутом» мире. (Кстати, о продвинутости. В какой-то момент возникло ощущение, что описываемый мир мог бы быть предтечей мира романа «Ложная слепота» Питера Уоттса, где манипуляции с мозгом — обычное дело.)

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В творчестве Тэда Чана на первое место выходят идеи, а все остальное: сюжет, персонажи, стиль –отходит на второй план. Все рассказы сборника «История твоей жизни» – это как раз идеи, которые автор рассматривает с разных сторон, приходит к определенным выводам, однако навязывать эти выводы читателю не собирается.

«Тебе нравится, что ты видишь?» – идея об уравниловке красивых и некрасивых людей. Что было бы, если бы люди воспринимали окружающих только по их внутреннему миру? Так ли сильно влияет красота на социальные успехи? Представим на минутку, что восприятие красоты можно отключить. Что тогда? Конечно же, люди раскалываются на два лагеря: те, кто за естественность и виденье мира таким, каков он есть, и те, кто за отключение красоты. Но банальным противостоянием дело не ограничивается, Тэд Чан рассматривает еще десяток мнений, начиная от «оскорбления чувств уродов» и заканчивая проблемами рекламы в мире без красоты. Примечательно, что все движение за уравниловку началось в университете, т.к. случаи получения зачета симпатичной студенткой только благодаря глубокому декольте уже вошли в анекдоты, да я и сам во время своего студенчества видел живые примеры не раз и не два.

Рассказ больше похож на размышления, в нем нет яркой сюжетной линии, только фоновые, необходимые для донесения идей и многих, если не всех, подводных камней. Все это написано с изрядной долей иронией и читается легко. Рекомендуется для неспешного чтения.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Теда Чана буквально каждое из его немногочисленных произведений основывается на оригинальной, будоражащей сознание идее. Благодаря идеям можно простить и некоторую суховатость стиля, и, временами, недостаточную динамичность. В этой повести «мотором» служит вопрос «Каким будет мир, лишённым возможности воспринимать человеческую красоту?». Чан выбрал псевдодокументальный стиль повествования, выстроил текст как полифонию мнений «за» и «против» каллиагнозии. Плохой писатель свою точку зрения вложил бы в уста привлекательных героев, а противников выставил бы недоумками или негодяями. Чан даёт слово всем. Но всё же сторонники одной из двух точек зрения выглядят чуть глупее, их доводы чуть менее сильны, чем могли бы быть, так что догадаться, на чьей стороне симпатии автора можно. Для тех же, кто не догадался, автор прямо высказывается в послесловии: «Но если станет когда-либо возможной каллиагнозия, я лично готов дать ей шанс». Для меня эта позиция стала шоком. Ведь подобные сюжеты встречались и раньше. У Уильяма Тенна есть рассказ «Нулевой потенциал», об обществе, где нормой становится серость, «уровень троечника». У Вонненгута в «Гаррисоне Бержероне» говорится о мире насильственного выравнивания способностей. Где, например, балерины выступают с гирями на ногах, а чересчур умным встраивают чип, вносящий помехи в работу мозга. Но и для Тенна, и для Вонненгута, и для их читателей по обе стороны железного занавеса описываемое воспринималось исключительно как антиутопия. Тенн с Вонненгутом и представить не могли, что когда-нибудь мир нулевого потенциала будет восприниматься как утопия. Или могли, и потому писали? Что такое случилось с обществом, что умный, эрудированный американец Тед Чан всерьёз собирается «дать шанс» стиранию различий между людьми? Это побочный эффект диктатуры политкорректности – этого средства игнорировать проблему вместо того, чтобы бороться с ней, или что?

P.S. « Стимуляция мозга электрическим током может изменить восприятие человеком чужой внешности» (http://compulenta.computerra.ru/chelovek/neirobiologiya/10007285/). Светлое будущее всё ближе.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изобретен способ (каллизация) блокировать в мозгу человека определенные связи, в результате чего он временно теряет способность оценивать степень красоты лиц других людей. Это устраняет проблему «внешнизма», когда люди с красивыми от природы лицами имеют преимущество в жизни перед людьми, которые родились некрасивыми. Кроме того это выбивает почву из под ног рекламщиков, которые привлекают наше внимание к товарам и услугам с помощью нереально красивых девушек моделей.

Это идея повести, а дальше автор в стилистике пересказа документального фильма рассматривает ее со всех сторон. Приведены монологи якобы разных людей (противников и сторонников этой процедуры), выступления политиков, общественных деятелей. ученых, студентов. Как ни странно, читается это все легко и с интересом.

Ну и финал меня порадовал. Не буди лихо, пока тихо. :) Каждое действие порождает противодействие, и рекламщики, лишенные оружия красоты, изобретают способ с помощью программной обработки видеороликов нереально усиливать убедительность воздействия на человека интонаций речи, мимики, жестов, языка тела. И люди, посмотрев речь против каллизации, усиленную такой обработкой, на решающем голосовании голосуют против каллизации. :)

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красавица Икс привычно красуясь у зеркальца, бросила тому ритуальное: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Ответ по-сути ей был и не важен, ведь уже столько лет она слышала неизменное «ты, конечно, спору нет...»,она просто улавливала общую интонацию волшебной формулы и весь день была спокойна, весела -словом была самой собой. Но в этот раз что-то пошло не так, мелодика звуков изреченной зеркалом фразы была далека от столь привычной хорошенькому ушку красавицы Икс комбинации. В недоумении повторив свой вопрос, она услышала: «Внешнизм это анахронизм, индуцируй каллиагнозию -открой глаза! Зри в корень!»

-Что за f..k!- воскликнула наша красавица и обмякла на кушетку. Разумеется, откуда ей было знать, что ночью чудо-зеркальце обновило своё программное обеспечение и с сего дня стало предельно политкорректно, либерально донельзя ну и всё такое в духе передовых позиций прогрессивного человечества. Теперь даже страшненькая горничная обмякшей красавицы, нанятая той «для контрасту», могла преспокойно входить в светлицу хозяйки и не бояться колкостей в свой адрес от мерзопакостного зеркальца. Ах Александр Сергеевич, только не подумайте, что эту отсебятину я написал вопреки Вашей «Сказке о мёртвой царевне..», и в мыслях нет посягать на Ваше великотворчество! Просто случайно глянул на неё, сказку, сквозь мыльный пузырь раздутый за океаном и перемолотый в тысячи пузырьков меньшего размера тамошними ветряными мельницами. Конечно, если такое можно вообразить, что, впрочем, и вообразилось в моей возможно и недалекой голове при прочтении рассказа. Персонажи представились мне ветряными мельницами, которые скрипят лопастями, натужно крутят жернова и мелют чепуху, которая оказывается похожей на мыльные пузыри, кои потом сами же мельницы раздувают и гонят потоками ветра от своих вертушек в разные стороны...Красота, аж дух захватывает -вот так вот рождаются большие ПРОБЛЕМЫ для огромных масс биомассы человеков. Ведь синтетическое вымя из которого настойчиво пытаются напоить всё растущее человеческое стадо нужно наполнять особой смесью, дабы пили и не напивались и хотели бы еще и еще, тянулись бы сами и в конце концов в беспамятстве припадали к вожделенным сосцам глотая пойло крепко зажмурив глаза. А чтобы глаза не разлеплялись, нужны как раз описанные Чаном «проблемы». Чан талантливый фантаст, при некоторой сухости языка он иногда способен оживлять своеобразные псевдореалистические ситуации. В рассказе он обрисовывает западное общество, развивающееся по моделям поведения, транслируемым определенным кругом лиц с явно корпоративными замашками. Как частность в данном случае ими возводится на пьедестал институт красоты и вся сопутствующая инфраструктура с простой целью: максимальные прибыли и манипуляция обществом, либо манипуляция обществом и максимальные прибыли — в сущности, от перемены мест сумма не меняется. Этот процесс затягивает в свои тенета столь податливые массы и приводит к контрпроцессу иных корпоративных структур выносящих на свет свой продукт — каллиагнозию. И в их случае цель проста: прибыль и манипуляция, ведь появляются там у них новые очки с функцией выкл. вкл. калли режим, а там и функцию доступа к соц. сетям можно добавить ,или 3D камеру для калли снимков и много чего ещё -наживка заглочена! А какое милое открытие сделали в ходе противостояния двух «брендов» труженики одной из корпораций -новая форма сверхнормальной стимуляции посредством массмедиа. Эта прелесть открыла новые грандиозные возможности для обеих противоборствующих сторон! Возведение до абсурда красоты, степени свободы мысли и сопутствующей формы поведения, да чего угодно в итоге приводит к ослаблению общественного иммунитета и патологии. Поднятые в рассказе проблемы и сам он в целом не такая и небывальщина -есть аналогичные ситуации в современности и места, где водятся большие специалисты по таким «большим проблемам».И «калли» можно поставить в ряд с такими достижениями как практика обращения к ребенку в среднем роде-«оно»,дабы не ущемлять его в праве самоопределения, чтобы «оно» выросло и определилось с гендерной принадлежностью; запрет обращения к родителям как «мама» и «папа» и переименование оных в «родитель №1» и «родитель №2» и куча других новаций из разных областей жизни. Будущее на любой вкус уже здесь, и порой не надо открывать научно-фантастическую книгу, чтобы поразить себя небывалой ситуацией, нужно просто внимательно посмотреть вокруг.

Затянулась писанина, но Чан со своим рассказом навеял столько мыслей: можно развить идею агнозий например для подавления половых различий у индивидов с раннего возраста и равной возможности развития интереса к полам обоих родов с дальнейшей дифференциацией и правом выбора. Чем не проблема, на ура воспримут идею, извините, всякого рода гомики и прочие нетрадиционалы, ведь если им разрешили усыновлять детей, почему бы не пойти и дальше? Свобода выбора должна быть у всех априори, даже если они о ней и не подозревают. Или описать историю общества, где пластическая хирургия достигла небывалых высот и позволяет быстро и дешево делать «богами» и «богинями» всех и каждого. И теперь люди даже с врожденными генетическими мутациями, вычеркивавшими их из процесса репродукции, из под ножа хирурга попадают в круговорот полноценной жизни и вливают свои гены в популяцию. Ибо после операции скрываются все дефекты, служившие ранее естественной преградой для широкого распространения деструктивных генотипов, ибо после операции индивид становится идеальным партнером для продолжения рода в глазах потенциальных партнеров. И вот смешалось всё, кто есть кто не разберешь и что из этого выйдет? Ну, по крайней мере, индустрия пластической хирургии в накладе не останется. Обернуть всё это в научные формулировки, добавить красок, в первом случае голубой хоть отбавляй, добавить «мясца» по желанию, либо состроить интеллектуальную мину и все ингредиенты для сомнительного успеха налицо. Ведь это же самые главные проблемы, двигатель прогресса?

P.S. Но к Теду Чану это не относится, он неплох, хоть и тяжел на слог, пресыщен наукообразием, однако своестилен.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каллиагнозия — новое изобретение в психиатрии. С тобой проводят некую процедуру и ты перестаешь воспринимать физическое уродство как ущербность. Относишься к некрасивым и очаровашкам одинаково ровно, как говорится, по заслугам, не списывая безграмотность красотки на «прелесть, какая дурочка».

Очень неплохо. Первую половину рассказа не мог отделаться от мысли, что просто необходимо ввести эту процедуру в наших госучреждениях. Вам никогда не приходилось получать отказ или некачественные услуги от врача, учителя, чиновника только потому, что вы персонально чем-то ему не приглянулись? Мне доводилось. Так же как и прямо обратное — незаслуженное внимание и чрезмерное старание в угоду вдруг почему-то понравившемуся «клиенту» (одной кадровичке я показался очень похожим на её уехавшего в другой город сына и она с радостью выполняла мои обычные рабочие просьбы о справках, выгоняя остальных в коридор). Это ненормально, так быть не должно.

Но автор погружается в проблему глубже, стараясь рассмотреть её с разных сторон. Несомненно, что «калли» существенно облегчит жизнь «замарашкам» в детских коллективах. Но не отнимет ли это у человека восприятие красоты? Противники калли говорят: «Зрелость означает видеть различия, но сознавать, что они не имеют значения». Ох, золотые слова, но только слова! Как редко это встречается в жизни. А дальше — больше. И пока кипели споры вокруг обязательного применения каллиагнозии в одном из университетов, противники, спонсируемые производителями косметики (вот кто потеряет всё при повсеместном распространении этой чудо-технологии!), разработали ещё один метод воздействия на публику. И грустно сознавать, оглядываясь вокруг, что исследования каллиагнозии и подобных ей способов «отключить» какие-либо внешние психические воздействия, если и появятся, то не получат должного освещения в угоду техник заставления купить или совершить нужное действие заказывающему. Всё подчинено деньгам, а человечность покупателю не нужна.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Коротенькая повесть, я бы даже сказала, рассказ, оформленный как изложение документального фильма в котором респонденты дают отзывы на заданную тему. Жанр – социальная фантастика. Да и фантастика ли?

Суть такова: изобрели простую нейрооперацию, каллиагнозию, которая отключает у человека возможность распознавания наличия/отсутствия красоты. Казалось бы, это же здорово! Представьте мир, в котором значение будут иметь только личные качества, а не смазливая мордашка. Никаких комплексов, связанных с внешностью, никаких проблем в общении с тем, кто красивее тебя, никаких психотравм у людей с косметическими дефектами. Это же чудо! Панацея! Все айда на каллиагнозию!

Но, несмотря на множество преимуществ, которые дает калли, у нее почему-то находится достаточно много и противников. И если возмущение косметических компаний понятны – ведь они на красоте делают деньги, то почему же среди противников этой панацеи присутствуют врачи, преподаватели вузов, то есть люди интеллектуально развитые, думающие? Они пытаются докричаться: так ли это правильно – лишать человека красоты? Так ли это правильно – пытаться всех уровнять? Сегодня с помощью калли сотрем различие красота/уродство, а завтра? Ум/глупость? Сила/слабость? Мужчина/женщина? Разве не замечательно, что люди созданы разными? Уныл и скучен был бы мир серых клонов. И с проблемами такого плана бороться надо не урезая возможности человеческого восприятия, ограничивая физически и физиологически, а развивая самосознание. Воспитывая психологическую зрелость и широту взглядов. Ведь «…зрелость означает — видеть различия, но не придавать им значения».

Маленькая повесть подняла множество тем и изрядно разогрела мозги. Но понравилась ли она мне как художественное произведение? Абсолютно нет! Потому что искусство должно, помимо мозгов, цеплять и чувства. Несомненно, документалистика тоже имеет право на существование как жанр. Но, лично мне, данный жанр кажется излишне сухим и прямолинейным.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как много проблем принесла людям красота. Нет, не красота абстрактная – она ничего, кроме радости и положительных эмоций не приносит. Нет, я о красоте человеческой внешности, которая часто становится настоящим проклятием – и для тех, кто ею обладает, и для тех, кто хочет ею обладать.

Героям повести предлагается выход – процедура, отключающая в мозгу восприятие красивых и некрасивых лиц на инстинктивном уровне. Каллиагнозия, как ее называют, не касается собственно эстетического восприятия красоты – прошедшие процедуру по-прежнему будут восхищаться пейзажами, бабочками, шедеврами живописи, спортивными автомобилями – то есть красотой, не зависящей от «зашитых» в подсознание человека антропометрических данных.

Решение многовековой проблемы восприятия человеческой внешности, предложенное автором, замечательно. Однако, есть сомнения, что оно работало бы в реальности так жестко, как это показано в повести. Прежде всего, красота человека связана не только с пропорциями его лица и оттенком кожи. Она зависит еще и от того, как он ведет себя, как движется; в значительной степени от его мимики. Многие популярные актеры не слишком соответствуют канонам человеческой красоты, что не убавляет их харизмы. Жизнерадостный и остроумный человек, с грамотной речью и приятным голосом произведет более положительное впечатление, даже если у него шрам на лице и хромая нога. А накачанный Аполлон, который тупо вращает глазами и выдавливает из себя фразы, состоящие из междометий и ругательств, сразу внушает отвращение. С женщинами ситуация сложнее – большинство мужчин сильно настроены на визуальное восприятие и часто обманываются, считая, что за красотой обязательно стоят доброта и ум. Но и в этом случае, только милым личиком добиться ничего не получится. Так вот – каллиагнозия действительно сделала бы более сложной манипуляцию собеседником при помощи внешности. Но отключить полностью восприятие красоты, настолько, что некоторые прошедшие эту процедуру учащиеся забыли понятие «красивый человек» — это не представляется возможным. Потому, что существуют и другие критерии красоты, не связанные ни с антропоморфизмом, ни с сексуальностью. И «обольщение» станет более трудной задачей – но по-прежнему выполнимой.

Впрочем, постепенно появляются и другие виды искусственно вызванных агнозий – и картина подобного прогресса выглядит несколько пугающей. Не расколется ли общество на не признающих ограничения варваров и бесстрастных интеллектуалов, которые будут видеть и чувствовать только то, что захотят? Этот вопрос автор оставляет открытым.

Что особенно приятно, повесть не является ни утопической, ни антиутопической. Тед Чан предлагает каждому читателю сделать свой индивидуальный выбор – чему и способствует стилизация под документальный фильм-дискуссию.

Итог: Чан поднимает весьма интересную проблему влияния бессознательного восприятия внешности на отношение к собеседнику. Но, что и свойственно ему, подходит к этой проблеме достаточно примитивно, сводя все понимание внешней красоты к восприятию лица, напрочь забыв по осанку, фигуру, манеру двигаться, голос, в конце концов. Очень заманчиво сделать так, чтобы человечество разучилось «встречать по одежке», но эта задача гораздо сложнее, чем показано в произведении. Впрочем, формат повести вряд ли позволил бы раскрыть тему полнее, а крупными жанрами Тед Чан не занимается. Однако эта повесть – одна из самых интересных в сборнике, главным образом, из-за реальной, не надуманной, проблематики.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слабо. Начиная от неточностей в самой задумке (чистая, красивая кожа очень часто бывает у чахоточников) и кончая принципиальной непроработкой последствий этой идеи.

Форма документального фильма просто требует выражать эмоции через позиции героев, через их мнение. А тут при всем множестве героев, мнений мы видим с гулькин нос.

А ведь подобная штука должна зацепить жизнь очень многих людей!

Да и обычные люди побывав в городке с калли должны были бы заметить что люди там отличны от других Почему? Если такие люди не обращают внимание на внешний вид, им не зачем стричься, расчесываться, бриться...

Далее. Свято место пусто не бывает. Нельзя выделиться внешностью будут выделяться запахом, одеждой, ходить на курсы по улучшению голоса...

Еще из текста рассказа совершенно непонятно насколько глобален процесс. Можно подумать что это пару городков, а можно — что людей с калли миллионы. Как на самом деле не поймешь.

Очень мало проблем в рассказе высвечивается. Сюда надо лемовский «библиотечный» прием с мнениями философов и футурологов. Но увы...

Жаль, а ведь умеет автор делать рассказы информационно насыщенными, например «История твоей жизни». Ну а тут явная недоработка, недодумка

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Правдоподобная зарисовка о попытке внедрения очередного технического новшества в повседневную жизнь. Повести добавляет реалистичности и то, что повествование подаётся как документальный репортаж, собраный из высказываний людей разного возраста и занятий. А ещё и тема о влиянии физической красоты на человека очень актуальна и актуальность её растёт с каждым годом всё больше и больше.

Понимаете, как бы нам не твердили, что внешняя красота не самое главное в человеке, от этого мало что изменится — как привлекает человек внешне, так и будет привлекать. Нет никакого толка объяснять это подрастающему поколению, если всё информационное пространство наполнено образами красивых мужчин и женщин, демонстрирующих нам, что успех в жизни напрямую зависит от привлекательной внешности. А потому так популярны косметические салоны, клиники пластической хирургии и косметические средства. Приходилось видеть девочек, которые с первого класса озабочены своей внешностью и очень комплексуют, если выглядят не очень привлекательно. Иначе, как навязанными стереотипами это не объяснишь. Поэтому полемика вокруг использования устройства, называемого калли, которое позволяет отключать импульсы преувеличенной красоты, не является такой уж фантастикой. Найдутся и противники и сторонники нововведений. В любом случае, попробовать использовать такое устройство я бы не отказался — уж очень хочется почувствовать независимость от наслаждения красотой.

Но только ради эксперимента. Потому что на мой взгляд, это естественно, что человек — существо мыслящее, должен руководствоваться не только технологиями и навязанными стереотипами, но и разумом, который дан для того, чтобы трезво оценивать, что является реальностью, а что всего лишь красивой иллюзией. Поэтому вопрос: «Тебе нравится, что ты видишь?», был, есть и будет актуален, пока существует человек разумный.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравился этот рассказ уже хотя бы потому, что и здесь в комментариях есть и сторонники и противники калли :)

Но как антрополог могу сказать:

Во-первых, красота — это не «средние значения». Это очень изменчивое понятие, связанное с культурой конкретного общества. И не смотря на то, что голливудские стандарты говорят нам, что красавица — это худая высокая блондинка с белой кожей, в центральной Африке до сих пор в моде чернокожие толстушки. Я уже не говорю про китайские бинтованные ноги.

Во-вторых, понятие сексуальной привлекательности вообще очень индивидуально. Найдите любого голливудского актёра и спросите 10 своих подруг, нравится ни он им. Получите 10 разных мнений.

Ну и в-третьих, не нужно перепрограммировать мозг детей, чтобы они перестали травить одноклассника с родимым пятном на лице. Нужно построить среду, в которой от этого ребёнка не шарахаются учителя и другие родители. Это сложно. Но этого достаточно.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ интересен тем, что в нем показано не только разнообразие мнений «обычных» людей, но и разнообразие целей тех, кто старается этими мнениями манипулировать. В этом смысле слишком много шума вокруг косметических компаний и рекламы. Каких бы раскрасавцев ни использовали в рекламе, ее воздействие определяется не только этим .(В рекламе автомобилей, например, все может ограничиваться головокружительными пейзажами). А попытки добиться принуждения напоминают школьные призывы двоечников к отличникам «не высовываться». Намного эффективнее было бы оставить именно добровольное использование калли: не зная, как именно воспринимает человека собеседник, даже те, кто привык выигрывать за счет внешности, постарались бы проявить и какие-то личные качества.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Будущее политкорректного американского общества закономерно проистекает из его настоящего, с вечными дискуссиями о том что корректно, а что нет. На очередном витке такой дискуссии темой её становится красота. Вернее, не так: не красота, а внешняя, сексуальная привлекательность того или иного человека. Защитники каллиагнозии утверждают, что люди не должны замечать внешних различий, а их оппоненты наоборот считают что такая практика не принесёт ничего хорошего. В общем, у обеих точек зрения существуют свои горячие сторонники и противники, и в обозримом будущем победа не светит ни тем, ни другим. Прочитав этот рассказ, непременно задашься вопросом: а на чьей стороне был бы в этом споре я?

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как-то раз на просторах СМИ встретил оригинальное перефразирование знаменитой сентенции — «Красота пасёт мир». Авторство изречения мне не известно, в голову почему-то упорно лезет Павел Глоба. Если это действительно сказал он, то, пожалуй, это единственное, в чём я с ним согласен.

Так вот, афоризм этого привожу здесь по той причине, что он, афоризм, очень даже подошёл бы в качестве эпиграфа к повести Теда Чана. Повести, в которой автор глубоко, дотошно, основательно, по полочкам раскладывает умопомрачительное количество аспектов такой философской и социально-психологической проблемы, как влияние внешнего вида человека на его жизнь в обществе — «внешнизм» в терминологии героев произведения.

Именно проблема — ведь речь идёт вовсе не о решаемых житейских пустяковинах, это не одёжка, по которой встречают, и не ум, по которому должны провожать. Речь идёт о глобальной парадигме нашего общества, об особенностях человека как биологического вида разумных существ. Внешняя привлекательность человека, по Теду Чану, представляет собой неоспоримое и существенное, а зачастую даже основополагающее преимущество. Преимущество обладателя этой самой привлекательности перед остальными членами социума.

Привлекательность, возведённая в культ, привлекательность, переросшая в самоцель, привлекательность, ставшая основным достижением жизни человека, когда все остальные аспекты — образование, брак, карьера — приравниваются лишь к приятному бонусу.

На самом деле, конечно же, всё намного сложнее и аспекты проблемы своим количеством уходят в бесконечность, перечислять их все в данном отзыве бессмысленно — гораздо продуктивнее будет прочитать саму повесть.

Выбранное автором композиционное решение, на мой взгляд, более чем удачно: повесть представляет собой стенограмму документального фильма, построенного исключительно на многочисленных интервью участников событий. Авторский текст сведён к абсолютному минимуму справочного характера. Критикам такой формы построения повести могу посоветовать: попробуйте прикинуть в уме, какого объёма должно было бы получиться это произведение, если бы автор реализовал каждый аспект рассматриваемой проблемы в форме отдельной сюжетной линии. В таком случае, как мне кажется, у читателя появились бы претензии по завышенному объёму произведения, а тут — всё кратко, сжато, ёмко. К тому же стилизация под документальный фильм-сборник интервью, на мой взгляд, облекает текст в оболочку убедительной реалистичности.

В заключение отзыва хотел бы обратить внимание читателя на один, возможно, не такой очевидный, однако крайне важный нюанс. Следует признать за автором глубокое чутьё в области психологии человека, а также доскональное понимание и практическое применение социальной инженерии. Приведённые в тексте интервью отражают пестроту мнений по затронутому вопросу. Каждый участник событий обладает своим видением ситуации, живой логикой и очень даже убедительными аргументами. При этом в большинстве случаев пары мнений озвучивают диаметрально противоположные позиции высказывающихся. Автор очень умело конструирует структуру развития идеи, оставаясь при этом в тени. Проникнувшись уважением к проделанной работе, читатель невольно признаёт авторитет автора и силится отыскать в тексте намёк на авторское видение ситуации, априори признавая мнение автора весомым, если не наиболее верным.

Тед Чан высказывает личное мнение в комментарии к повести. Высказывает бегло, я бы даже сказал — небрежно. Однако перечитывая свой уже написанный отзыв, я с удивлением (быть может, даже с неприятным ощущением) вдруг осознал, что этих двух строчек в комментарии автора к повести хватило для того, чтобы я так неприязненно прошёлся по проблеме внешней привлекательности в начале отзыва.

Таким образом Тед Чан, всю дорогу обличая манипуляторов от рекламы и общественных организаций, сам в итоге тонко, мастерски подвёл ситуацию к тому, чтобы манипулировать мнением читателя. Подобный кульбит мне кажется этаким троллингом-предостережением от автора.

Или, быть может, я, подобно некоторым героям повести, комплексую по поводу своей внешности? Хм, в свои-то сорок с лишним? Хотя, вообще-то, следует призадуматься: а нравится ли тебе то, что ты видишь?

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх